УДК-378.937
ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ В СИСТЕМЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА
Е.А. Макарова
В статье анализируются различные подходы к определению места гражданско-патриотических ценностей в ак-сиосфере будущего педагога. Произведена попытка классификации ценностных ориентаций гражданско-патриотического характера. Приводятся результаты исследования, ориентированного на выявление уровня сформированности гражданско-патриотических ценностей у будущих учителей.
Ключевые слова: воспитание, личность педагога, патриотизм, ценностные ориентации, гражданско-патриотические ценности
Очевидно, что педагог способен приобщать своих воспитанников только к тем ценностям, которыми обладает сам, то есть успешность работы учителя определяется не столько методами обучения и воспитания, сколько его личностью.
Личность - сложное социально-психологическое образование, состоящее из ряда взаимосвязанных и взаимопроникающих подструктур. Философами и психологами (Б.С. Братусь, Л.П. Буева, М.В. Демин, И.О. Мартынюк, Г.Л. Смирнов и др.) личность трактуется как мера социальности в человеке, а социальность человека измеряется степенью усвоения ценностей общества, позволяющих ему жить и действовать в качестве его полноправного члена. Субъектная позиция личности в ценностном освоении действительности во многом определяется местом и ролью ценностных ориента-ций в общей структуре личности.
Наибольшей конкретностью в определении места ценностных ориентаций в структуре личности обладает концепция К. К. Платонова, согласно которой личность рассматривается как сложное образование, состоящее из четырех иерархически расположенных подструктур: четвертая, низшая, в основном биологически обусловленная подструктура личности включает темперамент, возрастные, половые свойства, особенности физического развития; третья подструктура - социально сформированные путем упражнения на основе биологических задатков индивидуальные особенности психических процессов как форм отражения; вторая подструктура - подструктура опыта, в которую входят знания, навыки, умения и привычки, приобретенные путем обучения; первая, высшая - социально обусловленная подструктура направленности, формируется путем воспитания [6, с.190].
НАПРАВЛЕННОСТЬ, формир путем воспитания
•ИДЕАЛЫ •ЦЕННОСТИ •ЖЕЛАНИЯ •УБЕЖДЕНИЯ
ИНТЕРЕСЫ МОТИВЫ СТРЕМЛЕНИЯ МИРОВОЗЗРЕНИЕ
ОПЫТ личности, приобретнный путем обучения
свойства психических процессов,
зависящие от индивидуальных особенностей психики
биопсихические свойства,
наследственно заданные индивидуальные особенности личности
•ЗНАНИЯ •УМЕНИЯ •НАВЫКИ
ОБЩАЯ КУЛЬТУРА
РАЗВИТОСТЬ
ПРИВЫЧКИ
•ПАМЯТЬ
•ВООБРАЖЕНИЕ
•ОЩУЩЕНИЯ
МЫШЛЕНИЕ ЭМОЦИИ ВОЛЯ И ДР.
•ТЕМПЕРАМЕНТ
• пол
•ВОЗРАСТ •ЗАДАТКИ
Рис. 1. Структура личности (по К.К. Платонову)
Таким образом, вполне очевидно, что в структуре личности можно выделить высшее интегральное психическое свойство - направленность, которое, с точки зрения К.К. Платонова, детерминирует систему побуждений личности, мотивацию ее поведения, содержание жизненной позиции. Иными словами, ценностные ориентации, согласно этой концепции, наряду с интересами, стремлениями, идеалами, мировоззрением, убеждениями и моральными качествами принадлежат к высшей из подструктур. Именно в направленности выражена избирательность отношения личности к окружающей действительности.
К.К. Платонов считает, что человек направляет свою психическую активность лишь на те явле-
ния, предметы, вещи и только на тех людей, которые непосредственно его интересуют, отвечают его запросам, стремлениям, интересам, идеалам и убеждениям, удовлетворяют его потребности. Указанные предметы, явления, люди приобретают для него ценностное значение, а отношение к ним выступает как ценностная ориентация. Ввиду ограниченности индивидуального жизненного ресурса, личность вынуждена выстраивать свои цели и ценности, определять для себя их приоритеты. Таким образом, избирательность освоения ценностных ориентаций обеспечивает иерархичность индивидуальной системы ценностей личности, ее неповторимое своеобразие и уникальность. В свою очередь, уникальность и своеобразие индивидуальной системы ценностей определяет неповторимость и своеобразие самой личности, ведь ответить на вопрос: какова та или иная личность - это прежде всего ответить на вопрос: каковы ценности личности, определяющие ее отношение к основным сферам жизни.
Однако, определяя место ценностных ориентаций личности в верхнем, социально обусловленном "этаже" структуры личности, данная концепция не рассматривает роли, функций ценностных ориентаций в целостной личностной системе. На этот вопрос дает ответ концепция Б.Г. Ананьева, который считает, что ценностные ориентации личности в ее общей структуре играют роль "стратегической" линии поведения, функции "интегратора" различных форм деятельности человека. "Направленность личности на те или иные ценности составляет ее ценностные ориентации. Этот центр духовного развития личности выступает как целостная совокупность или система сознательных отношений личности к обществу, группе, труду, самой себе..." [1, с.251]. Система ценностных ориентаций таким образом образует содержательную сторону направленности личности и выражает внутреннюю сущность ее отношений к действительности. Именно через направленность личности ее ценностные ориентации находят свое реальное выражение (Н.А. Асташова).
В структуре личности педагога определяющую роль играет профессионально-педагогическая направленность. Направленность личности учителя детерминируется, прежде всего, его мировоззрением, политическими и нравственными идеалами. Структура личности учителя как профессионала может быть представлена, по мнению А.К.Марковой [4, с.41], следующими компонентами (Рис.2)
МОТИВАЦИЯ ЛИЧНОСТИ (НАПРАВЛЕННОСТЬ) • ГРАЖДАНСКАЯ • ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ • САМООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ • ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ • ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА • ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ И СОСТОЯНИЯ
ИНТЕГРАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ • ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ САМОСОЗНАНИЕ • ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ • КРЕАТИВНОСТЬ
Рис. 2. Структура личности учителя (по А.К. Марковой)
Ядро структуры личности учителя составляет, в первую очередь, гражданская направленность, которая детерминируется уровнем сформированности гражданско-патриотических ценностей педагога, таких, как патриотизм, гражданственность, ответственность, справедливость и др. В свою очередь, определенный уровень сформированности ценностей патриотизма является одной из экспертных оценок профессиональной готовности будущих педагогов (Е.А. Климов, А.К. Маркова, К.К. Платонов).
Еще А. Дистервег подчеркивал, что возможность качественного выполнения образовательных задач, поставленных перед учителем, зависит во многом от набора профессиональных ценностей. Система ценностей педагога - это его внутренний мир, возникающий в наибольшей степени как результат процесса профессионально-педагогической подготовки в вузе. А. Дистервег в своих исследованиях выделял необходимость интериоризации этой системы ценностей, их преобразования учительским сознанием в некий внутренний стандарт человеческого поведения и отношений [3, с.317].
Ценности гражданско-патриотического характера в зависимости от основания классификации ученые относят и к социальным ценностям, и к общественно-политическим, и к национальным. Например, В.П. Тугаринов выделял в системе ценностных ориентаций личности общественно-политические ценности: свобода, братство, равенство, справедливость. В.А. Сухомлинский объединял в группу политических ценностей патриотизм, гражданственность и действенное служение Родине. Н.А. Асташова, исследуя аксиосферу современного педагога, выделяет следующие группы ценностных ориентаций:
- личностные - совесть, любовь, свобода, добро, альтруизм;
- профессиональные - понимание, взаимопомощь, профессиональное единство, подвижничество, этикет;
- культурные - красота, искусство.
Патриотизм и гражданственность Н.А. Асташова выделяет в группу социальных ценностей, а также определяет ценностные доминанты гражданско-патриотического воспитания: Родина, мир, природа, национальная культура, родной язык, труд и др. [2, с.238]
Основным источником формирования гражданско-патриотических ценностей педагога являются, по нашему мнению, общечеловеческие и национальные ценности. Диалектический подход к исследованию общечеловеческих и национальных ценностей позволяет увидеть равновесность и взаимопереплетение этих аксиологических ориентиров. В настоящее время среди общечеловеческих ценностей приоритетными являются: преемственно сохраняемые во всех общественных системах - истина, добро и красота; общественно и личностно значимая ценность - жизнь; особо актуальная для нынешнего этапа развития общества - Отечество; обеспечивающая прогресс общества ценность - труд.
При этом в процессе формирования ценностей патриотизма и гражданственности основную роль играют национальные ценности, зависящие от достижений национальной культуры, искусства и литературы, науки и техники. Весомость национальных ценностей обосновывается, по мнению Н.Д. Никандрова, во-первых, мощными национальными духовными корнями России; во-вторых, тем, что в начале жизни каждого человека должны быть ценности уважения и любви в семье, самобытности культурных традиций, языка страны проживания. Национальные ценности - это духовный исток, питающий человека всю жизнь [2, с.66-67]
З.И. Равкин и В.Г. Пряникова, исследуя педагогические ценности, выделяют среди них особую группу - национальные ценности образования. Исследователи определяют их «как своеобразные производные от общечеловеческих и от национальных духовных и материальных ценностей данного общества и народа». Национальные ценности образования включают памятники отечественной педагогической культуры, исторически сложившиеся традиции народа в области воспитания и обучения, классическое наследие выдающихся национальных педагогов, их ведущие идеи, теории и концепции, дидактические и методические разработки, учебные книги и методические пособия, технологические способы и приемы обучения, инновационный творческий педагогический опыт, правовые и законодательные акты, принципиального значения программные документы, определившие прогрессивные реформы в области образования, педагогическое призвание и талант, творческий потенциал инновационной деятельности учителя, профессионально-ценностные качества, присущие ему и др. [5, с.409-410]. Ин-териоризация и субъективация будущими педагогами приоритетных национальных ценностей образования будет способствовать более глубокому подходу к выявлению ведущих аксиологических ориентиров национального образования и, вместе с тем, более отчетливому определению их соотношения с педагогическими ценностями мирового, общечеловеческого значения. Наглядно представить соотношение гражданско-патриотических, общечеловеческих и национальных ценностей образования в системе ценностных ориентаций педагога можно в виде следующей схемы (см. рис.3):
Ценностные ориентации
Национальные
(гражданско-патриотические)
Национальная культура
Искусство
Техника
Наука
Национальные ценности образования
Памятники отечественной педагогической культуры
Творческий потенциал инновационной деятельности учителя
Классическое наследие выдающихся национальных педагогов
Правовые и законодательные акты
Профессионально-ценностные качества педагога
Рис. 3. Соотношение гражданско-патриотических, общечеловеческих и национальных ценностей образования в системе ценностных ориентаций педагога.
Гражданская позиция будущего педагога вырастает из той системы взглядов, убеждений и ценностных ориентаций, которые были сформированы еще в общеобразовательной школе. В процессе профессиональной подготовки на их базе происходит процесс интериоризации и субъективации гражданско-патриотических ценностей, что в конечном итоге выражается в формировании гражданской направленности личности будущего учителя.
Необходимым условием процесса интериоризации системы ценностей патриотизма является практическое включение будущих педагогов в специально организованную деятельность, направленную на овладение гражданско-патриотическими ценностями. Для формирования гражданско-патриотических ценностей будущего педагога в условиях вуза имеются все возможности: содержание учебных курсов, формы внеучебной деятельности (культурно-массовые мероприятия, праздники, конкурсы и т.п.), специально организованная научно-исследовательская работа (научные общества, научные студенческие кружки, конференции, олимпиады и др.).
Необходимость работы по формированию ценностных ориентаций гражданско-патриотического характера подтверждается также итогами исследования по выявлению степени значимости и уровня сформированное™ данных ценностей у студентов Брянского государственного университета имени акад. И.Г. Петровского. Исследовательская работа проводилась на основе методики Ш. Шварца по изучению ценностей личности. В эксперименте принимали участие студенты социально-педагогического факультета (75 человек). Результаты исследовательской работы представлены в таблице 1.
Таблица 1
Результаты исследования ценностных ориентаций будущих педагогов по методике Ш. Шварца
Ценности Ранг Ценности Ранг
безопасность семьи 1 самостоятельность 10
смысл жизни 2 богатство 24
истинная дружба 3 удовольствия, сюрпризы 26
уважение старших 4 мир во всем мире 29
здоровье 5 стабильное правительство 38
чистоплотность 6 социальный порядок 42
верность 7 уважение традиций 45
честность 8 национальная безопасность 46
ответственность 9 защита окружающей среды 54
Таким образом, гражданско-патриотическая сфера ценностной парадигмы личности будущих педагогов занимает периферийное положение. Более того, в ней не находят своего отражения такие ценностные идеалы, как осознанное отношение к природе, культуре. Поскольку возрождение традиций, чувства патриотизма в единстве национальных, региональных и общечеловеческих ценностей, воспитание уважения к законам страны и гражданским правам личности, стремление к сохранению и развитию отечественной культуры, имеют принципиальное значение для развития личности и общества, можно сделать вывод о необходимости формирования у будущих педагогов ценностей гражданско-патриотического характера.
In article various approaches to definition of a place of civil and patriotic values in an aksiosfer of future teacher are analyzed. Attempt of classification of valuable orientations of civil and patriotic character is made. Results of the research focused on identification of formation level of civil and patriotic values at future teachers are given. The key words: education, personality of the teacher, patriotism, valuable orientations, civil and patriotic values
Список литературы
1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2001. С.251.
2. Асташова Н.А. Учитель: проблема выбора и формирование ценностей.- М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК». 2000. 272 с.
3. Дистервег А. Избр. пед. соч. М.: Изд-во АПН РСФСР. 1967. С. 317.
4. Маркова А. К. Психология труда учителя: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1993. 192 с. С.41
5. Национальные ценностные приоритеты сферы образования и воспитания (вторая половина XIX - 90-е гг. XX вв.) / Под ред. З.И. Равкина. М.: ИТОиП РАО. 1997. С. 409-410.
6. Платонов К.К. Способности и характер//Теоретические проблемы психологии личности/Под ред. Е.В. Шороховой. М. 1974.
Об авторе
Макарова Е. А.- аспирант, ассистент кафедры педагогики и социального образования Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, elema20@yandex.ru.