УДК 378.017 ББК 74.580.051 Ю 78
Д.И. Юров
АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У
СТУДЕНТОВ-СПОРТСМЕНОВ
(Рецензирована)
Аннотация. Статья посвящена проблеме активного формирования гражданских и патриотических ценностных ориентаций студентов-спортсменов. Это особенно актуально в период подготовки к проведению Сочинской Олимпиады в связи с тем, что студентам-спортсменам предстоят контакты с иностранными специалистами и по их качествам будут судить о морально-психологических характеристиках российского народа.
Ключевые слова: ценностные ориентации, цельность, активные методы.
D.I. Yurov
Active methods of formation of value orientations in students - sportsmen
Abstract. The paper is devoted to a problem of active formation of civil and patriotic value orientations in students - sportsmen. This is especially acute during preparation for realization of the Sochi Olympiad since students - sportsmen will get into contact with foreign experts and basing on their qualities the foreigners will judge about moral and psychological characteristics of Russian people.
Key words: value orientations, integrity, active methods.
В своем Послании 5 ноября 2008 года Федеральному Собранию РФ Президент РФ Д.А. Медведев в числе проблем, стоящих перед российским обществом, назвал важную задачу формирования гражданских и патриотических ценностных ориентаций у современной молодежи. Изучению ценностных ориентаций посвящено значительное количество работ (В.М. Бызова, М.А. Гусарова, А.С. Ваторпин, В.В. Гаврилюк, И. Ильинский, Н.С. Кожеурова, В.Т. Лисовский, Т.В. Наумова, Т.А. Панкова, В.А. Попов,
Н.А. Свиридов, Е.А. Скриптунова, А.В. Соколов, В.Е. Чиркин, О.Е. Шотина, И.О. Щербакова и др.), что свидетельствует об актуальности этой проблемы. Однако большинство названных авторов только изучали ценностные ориентации с социологических позиций и даже не ставили задачу формирования ценностных ориентаций современной молодежи. Но одно дело только изучить, а другое - изучить и формировать ценностные ориентации молодежи, особенно в студенческой среде.
Студенты нашего университета как будущие специалисты в многопрофильных видах подготовки (спорт, строительство, экономика, дизайн, менеджмент, сервис, туризм, гостеприимство, иностранные языки, экология, транспорт) к XXII Зимним Олимпийским и Параолимпийским Играм 2014 года должны обладать набором определенных положительных качеств, среди которых особое значение имеют гражданские и патриотические ценностные ориентации. Тем более что выпускникам предстоят непосредственные межличностные контакты с иностранными спортсменами, тренерами, судьями, гостями и т.п., и по их поведению будут судить о морально-психологических характеристиках российского народа.
Философский энциклопедический словарь» (1989.-С.732) дает такое определение: «Ценностные ориентации (ЦО) - важнейшие элементы внутренней структуры личности... Развитые ЦО - признак зрелости личности, показатель меры ее социальности. Устойчивая и непротиворечивая совокупность ЦО обусловливает такие качества личности, как цельность, надежность, верность определенным принципам и идеалам, способность к волевым усилиям во имя этих идеалов и ценностей, активность жизненной позиции».
Нами с целью изучения ЦО спортсменов-студентов была применена следующая анкета. «Инструкция: отметьте пункты анкеты, которые соответствуют Вашей
студенческой деятельности».
1. Староста группы.
2. Профорг группы.
3. Председатель Совета старост факультета.
4. Член Студсовета факультета.
5. Член Студсовета университета.
6. Редактор факультетской газеты.
7. Корреспондент газеты СГУТиКД «Сочинский университет»
8. Член творческого коллектива университета (вокальный, танцевальный ансамбли, студтеатр, КВН, изостудия, «Что? Где? Когда?» и др.).
9. Член Молодежного Совета при Главе города, глав районов.
10. Член молодежных организаций («Наши», «Молодая гвардия», «Наше время», РСМ, РКСМ, «Яблоко», ЛДПР, «Справедливая Россия», др.).
11. Член избиркома, предвыборных штабов по выборам депутатов Городского собрания, Г осдумы, Законодательного Собрания края, Президента РФ, Г лавы города.
12. Корреспондент городских и краевых СМИ.
13. Участник городских и краевых общественных мероприятий.
14. Член СНО. Участие в научно-практических конференциях.
15. Член сборных спортивных команд университета.
16. Член студотряда охраны общественного порядка и ДНД университета.
17. Член волонтерского движения в создании и поддержке имиджа г. Сочи.
18. Член волонтерских движений «Анти-Спид», «Анти-Нарко».
19. Участие в летних и зимних оздоровительных кампаниях.
20. Участие в выборах в краевое Законодательное Собрание, Государственную думу, Президента РФ, Главы города Сочи.
После проведения анкетирования были использованы следующие активные методы формирования гражданских и патриотических ценностных ориентаций.
1. Олимпиада по правовым и социальным проблемам общества.
2. Деловые игры (типа «Что? Где? Когда?», «Брейнсторминг»).
3. Проведение семинара-тренинга.
3. Викторины с целью формирования гражданских и патриотических ЦО.
4. Моделирование и инсценировка социально-психологических ситуаций.
5. Посещение Федеральных и региональных музеев.
6. Активное участие в патриотических акциях (мероприятия, посвященные 23 февраля, 9 мая, Дням Памяти и другим, региональным датам).
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ
В анкетировании приняли участие 160 студентов-спортсменов СГУТиКД. По методу случайной выборки были сформированы контрольная и экспериментальная группы по 80 студентов в каждой. Результаты анкетирования были подвержены математической обработке с помощью критерия t Стьюдента. С экспериментальной группой были проведены вышеприведенные активные методы формирования гражданских и патриотических ЦО в период с ноября 2007 по июнь 2008 г.
В результате анкетирования было установлено, что студенты-спортсмены выполняют следующие общественные функции и участвуют в общественно-значимых мероприятиях в среднем 6,5 на каждого участника опроса, в контрольной группе - 6,6, в экспериментальной группе - 6,4. Различие статистически недостоверно. Со студентами экспериментальной группы последовательно проводились олимпиады, викторины, деловые игры, семинар-тренинг, посещение городских и федеральных музеев, моделирование и инсценировки социально-психологических ситуаций (например, проведение анимационных игр с детьми и взрослыми и т.п.), активное участие в
патриотических акциях. В июне проведено повторное анкетирование. Оказалось, что в контрольной группе в среднем было отмечено участие студентов в 8,4 функциях и мероприятиях, в то время как в контрольной группе таких оказалось 13,5 на каждого студента. Различие статически достоверно на 1% уровне значимости (1=2,86). Прирост участия студентов в выполнении общественно-значимых функций и участия в мероприятиях в контрольной группе не достиг статистически достоверного уровня, а в экспериментальной достиг 1% уровня значимости (1=2,72).
Практика подтвердила полученные результаты. Так, если на предыдущих выборах в Городское собрание Сочи активное участие приняли только 18% студентов от числа опрошенных, то на выборах в Государственную думу (декабрь 2007 г.) - 38% (27 студентов в контрольной и 34 в экспериментальной группе, разница составила 10%), на выборах Президента РФ (март 2008 г.) - 72% (47 студентов в контрольной и 68 в экспериментальной группе, разница составила 17%), на выборах Главы города (июнь 2008 г.) - 78% (50 студентов в контрольной и 75 в экспериментальной группе, разница составила 20%, достигла статистически достоверного различия на 1% уровне значимости).
ВЫВОДЫ
1. Социализация личности студентов-спортсменов происходит в учебном процессе, но более эффективно с использованием активных методов формирования гражданских и патриотических ценностных ориентаций, это особенно важно в период подготовки и проведения Зимних Олимпийских Игр -2014 в г. Сочи.
2. В современных быстро меняющихся социально-экономических, политических и морально-психологических условиях необходимо постоянное изучение (мониторинг) ценностных ориентаций молодежи с учетом учебных, профессиональных, возрастных, половых (гендерных) и других ее особенностей.
3. Опыт проведения деловых игр и семинаров-тренингов показывает, что они повышают положительный эмоциональный настрой на усвоение социально-ценностных ориентаций, активность жизненной позиции студентов, способствуют проявлению интереса (мотивации) к правовым и гражданским аспектам жизнедеятельности государства и общества, формированию идеалов, убеждений, гражданских и патриотических ценностных ориентаций личности.
Примечания:
1. Гусарова М.А. Ценностные ориентации современной российской молодежи: на примере Краснодарского края: автореф. дис. ... канд. социол. наук. Краснодар, 2005. 22 с.
2. Гаврилюк В.В.,Трикоз Н.А. Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации (поколенный подход) // Социологические исследования. 2002. № 1. С. 96-105.
3. Ильинский И. Молодежь России // Культура. 2001. № 16. С. 4-5.
4. Лисовский В.Т. Динамика социальных изменений: опыт сравнит. социол. исслед. рос. молодежи // Социологические исследования. 1998. № 5. С. 98-104.
5. Наумова Т.В. Менталитет как базовая категория в объяснении особенностей ценностного сознания российской молодежи // Вестник Моск. Ун-та. Сер.18. Социология и политология. 2001. № 1. С. 65-75.
6. Попов В.А., Кондратьева О.Ю. Изменение мотивационно-ценностных ориентаций учащейся молодежи // Социологические исследования. 1999. № 6. С. 96-99.
7. Соколов А.В., Щербакова И.О. Ценностные ориентации постсоветского гуманитарного студенчества // Социологические исследования. 2003. № 1. С. 115-123.
8. Шотина О.Е. Ценностные ориентации современной молодежи // Открытая школа. 2001. № 4. С.
43-45.
References:
1. Gusarova M.A. Value orientations of modern Russian youth (using an example of the Krasnodar territory: The author's abstract of dissertation for the Candidate of Sociology.- Krasnodar: Krasnodar Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2005. 22 p.
2. Gavrilyuk V.V., Trikoz N.A. The dynamics of value orientations during social transformation (the generation approach) // Sociological Researches. 2002. N 1. P. 96-105.
3. Il’insky I. Youth of Russia // Culture. 2001. N 16. P. 4-5.
4. Lisovsky V.T. The dynamics of social changes: Experience in comparing sociological researches of Russian youth // Sociological Researches. 1998. N 5. P. 98-104.
5. Naumova T.V. Mentality as a base category in an explanation of features of value consciousness of the Russian youth // Bulletin of Moscow University. Series 18. Sociology and political science. 2001. N 1. P. 65-75.
6. Popov V.A., Kondrat’eva O.Yu. Change of motivation-value orientations of learning youth // Sociological Researches. 1999. N 6. P. 96-99.
7. Sokolov A.V., Shcherbakova I.O. Value orientations of the post-Soviet humanities students // Sociological Researches. 2003. N 1. P. 115-123.
8. Shotina O.E. Value orientations of modern youth // Open school. 2001. N 4. P. 43-45.