Научная статья на тему 'Проблемы формирования ценностных ориентаций у студенческой молодежи'

Проблемы формирования ценностных ориентаций у студенческой молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
422
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТИ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / МОЛОДЕЖЬ / СТУДЕНЧЕСТВО / МОЛОДЕЖНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ДОСУГ / VALUE / VALUE ORIENTATION / YOUTH / STUDENTS / YOUTH ORGANIZATIONS / LEISURE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ребышева Лидия Васильевна, Осипова Любовь Борисовна, Савицкая Юлия Петровна

Трансформация российского общества затронула все сферы жизнедеятельности людей. Предстоящие задачи по модернизации общества требуют реалистического осмысления его основных тенденций. Молодое поколение, живущее в современных условиях, выросло в сложной обстановке разрушения стереотипов поведения, стремительной и не всегда гладко проходившей социально-экономической и общественной трансформации. Поэтому для сегодняшней России вопросы о том, что представляет собой современная молодежь, каков ее потенциал, особенно актуальны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of formation of value orientations student’s youth

The transformation of Russian society has affected all spheres of human activity. An upcoming challenge of the modernization of society requires a realistic understanding of its basic trends. Living in the present conditions younger generation, this has grown in a challenging environment fracture behaviors, impetuous and not always smooth held socio-economic and social transformation. Therefore, very important questions for Russia today are what are the modern youth, what is its potential.

Текст научной работы на тему «Проблемы формирования ценностных ориентаций у студенческой молодежи»

Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 26 (381). Философия. Социология. Культурология. Вып. 38. С. 141—144.

УДК 659.1

ББК 88.5

Л. В. Ребышева, Л. Б. Осипова, Ю. П. Савицкая проблемы формирования ценностных

ориентации: у студенческой молодежи

Трансформация российского общества затронула все сферы жизнедеятельности людей. Предстоящие задачи по модернизации общества требуют реалистического осмысления его основных тенденций. Молодое поколение, живущее в современных условиях, выросло в сложной обстановке разрушения стереотипов поведения, стремительной и не всегда гладко проходившей социально-экономической и общественной трансформации. Поэтому для сегодняшней России вопросы о том, что представляет собой современная молодежь, каков ее потенциал, особенно актуальны.

Ключевые слова: ценности, ценностные ориентации, молодежь, студенчество, молодежные организации, досуг.

В настоящее время ситуация в сфере развития молодого поколения неоднозначна. С одной стороны, современную молодежь отличает рост самостоятельности, практичности и мобильности, ответственности за свою судьбу, резкое повышение заинтересованности в получении качественного образования и профессиональной подготовки, влияющей на дальнейшее трудоустройство и карьеру. С другой стороны, молодым людям присущ низкий уровень интереса и участия в событиях политической, экономической и культурной жизни. В последнее время наблюдается процесс криминализации в молодежной среде.

Учитывая вышесказанное, Р. Т. Насибуллин и Ф. Г. Хайруллин отмечали, что «любое общество цементируется на базе общепринятых ценностных ориентиров, переходящих из поколения в поколение по всем сферам общественной жизни, в том числе, по формам устройства государства и экономической системы, духовной культуры и социальной системы» [2]. Они утверждали, что это способствует активному формированию идеи гражданственности, являющейся стрежнем социальной самоидентификации человека, определения его принадлежности к определенной системе ценностей, осознания своего «Я» [4].

Очень важно уяснить, в какой степени культура определяет ценности общества, обуславливает его уровень развития и содержание. Исторический характер ценностей раскрывается в работах многих авторов, в частности, Б..А. Грушина, Н.И. Лапина, Ф.Т. Михайлова. Так, Лапин Н.И. писал: «система ценностей об-

разует внутренний стержень культуры, духовную квинтэссенцию потребностей и интересов индивидов и социальных общностей. Она, в свою очередь, оказывает обратное влияние на социальные интересы и потребности, выступая важнейшим мотивом социального действия и поведения индивидов» [1. С. 98-104]. Следовательно, в современных условиях по-новому формируются общественные отношения, а значит, меняется и структура самого общества, что не может не оказать влияние на жизненные приоритеты молодежи и их поведенческие установки.

В современных условиях особую значимость приобретает необходимость детального и всестороннего изучения структуры и динамики системы ценностных ориентаций личности, характер которых служит своеобразным индикатором его социального развития. Изучение ценностного самосознания молодежи позволяет не только определить степень сформированное™ базовых ценностей личности, но и направление осуществления социокультурной модернизации традиционных ценностей. По мнению Ж.Т. Тощенко, анализируя ценностные ориентации в структуре общественного сознания, моральные и поведенческие установки человека, можно получить достаточно точное представление о степени развитости культуры, индивида и общества.

Любая цивилизация характеризуется наличием традиционных ценностей, ориентированных на установление норм жизни и воспроизводство современных ценностей, возникающих под влиянием изменений в обществен-

ной жизни [6]. Следует учесть, что структура ценностного сознания молодежи, являющаяся составной частью общественного сознания, достаточно сложна, а ее отдельные элементы способствуют как ускорению общественных процессов, так и стабилизации состояний общества. В связи с этим авторами предпринята попытка детально изучить систему ценностных ориентаций студенческой молодежи.

Известно, что студенчество представляет собой социально-демографическую группу с определенным общественным положением, ролью и статусом, которая характеризуется общностью интересов и образом жизни [4]. Методом исследования избрано анкетирование. Опросу подлежали студенты Тюменского государственного нефтегазового университета в количестве 130 человек.

В ходе исследования треть респондентов отметили, что переход к рыночным отношениям восприняли как объективную социальную реальность, указав при этом на успешную адаптивность и приспособленность к происходящим переменам. Причем половина опрошенных выразила уверенность, что получаемая ими профессия в будущем может способствовать раскрытию их индивидуальных способностей, предоставит возможность зарабатывать без ограничений, так считают 22,3% респондентов, 11,0 % опрошенных думают, что смогут в полной степени удовлетворить свои потребности. Лишь 10,0% респондентов усомнились в возможности раскрытия своих способностей в профессиональной сфере.

Существует множество проблем, которые особенно волнуют молодое поколение и через которые часто дается оценка их ценностных ориентаций. Так, инфляция и рост цен вызывает тревогу у 33,5% респондентов; 21,0% обеспокоены экологическими проблемами; разрушение отечественной культуры волнует 18,5%; социальное расслоение общества -18,2%; рост преступности - 27,4%; состояние социальной сферы - 23,5%.

другое

нет

Исследуя потребности, желания и надежды молодежи, целесообразно подчеркнуть, что в ее ориентациях наблюдаются прагматические настроения, устремленность в сферу профессиональной деятельности, позволяющая повысить социальный статус, а для некоторой части молодежи, к сожалению, просто выжить. На основании результатов опроса респондентов можно сделать вывод о необходимости проведения целенаправленной работы по созданию среды для самореализации молодежи.

На вопрос: «С каким чувством вы смотрите в будущее?» респонденты ответили следующим образом: с чувством надежды и оптимизмом - 35,4%; не ждут особых перемен для себя - 18%; с тревогой и неуверенностью - 11%; со страхом - 3%, другие ответы - 6%. Несмотря на весьма значительные трудности, с которыми сталкиваются молодые люди, треть респондентов сохраняет оптимизм и веру в то, что в будущем предвидятся положительные изменения в социально-экономической и общественной жизни.

На вопрос: «Какие личностные качества, по Вашему мнению, наиболее важные?» результаты оказались следующими (рис.1):

В доброта □ искренность Эпорядочность 0 социальный статус

коммуникабельность 0 работоспособность В другое

Рис. 1. Мнения респондентов о важности личностных характеристик человека (%).

Современная общественная ситуация часто усложняет процесс социализации молодежи, определение жизненных траекторий, формирование моральных установок. Порой это проявляется в неспособности молодых людей понять многогранность и неординарность происходящих социальных процессов. Важным

2% 11%

да

0% 10% 20% 30% 40% 50%

Рис. 2. Участие респондентов в деятельности молодежных организаций(%).

Проблемы формирования ценностных ориентации..

143

элементом может стать создание молодежных организаций, и активное участие молодежи в их деятельности.

Опрос показал, что сегодня властные структуры уделяют пристальное внимание проблеме творческой самореализации молодежи, привлечению к продуктивной деятельности.

Отношение к молодежной общественной организации студенты выразили следующим образом: 32,2% респондентов хотели бы состоять в организациях по интересам, 25,2% — в организациях сверстников-единомышленников, в спортивных - 23,1%, военно-патриотических - 15,0%, религиозных - 1,6%, затруднились с ответом - 3%. По мнению авторов, формирование системы ценностных ориентаций возможно только при использовании программно-це-левого подхода к воспитанию молодежи.

Возникает вопрос, на какие ценности и жизненные приоритеты сориентирована современная молодежь? К сожалению, выбор осложняется многими обстоятельствами, в том числе неподготовленностью частью молодых людей к самостоятельному выбору, инерцией мышления, многообразием существующих в обществе ценностей. В результате формируются молодые люди с неустойчивыми, постоянно меняющимися ценностными ориентациями. Это, в свою очередь, мешает молодежи активно участвовать в социальных переменах.

Задача жизнеспособной личности - стать индивидуальностью, сформировать свои смыс-ложизненные установки, самоутвердиться, реализовать свои задатки и творческие возможности. На вопрос «Чего бы Вы больше всего хотели добиться в жизни?», ответы распределились следующим образом (3 варианта ответов):

Таблица

№ Жизненные приоритеты %

1 Получение качественного образования 63

2 Создание семьи 45

3 Достижение карьеры 37

4 Поиск смысла жизни 32

5 Материальное благополучие 41

6 Власть 15

7 Возможность проявления таланта и способностей 21

8 Независимость положения 47

9 Наличие авторитета 48

10 Приносить пользу людям 38

Данные, представленные в таблице, подтверждают, что в сознании молодежи преобладает желание сделать карьеру (37%). На половину снижено стремление к власти - 15,0 %. Наличие авторитета является приоритетным у половины респондентов (48%). Высокие места в рейтинге желаний заняли позиции: получение качественного образования (63%) и тем самым стать квалифицированным специалистом, наличие семейного счастья (45%) и одновременно добиться независимого положения (47%). Материальное благополучие выступает ведущим мотивом в самореализации молодежи, поскольку предоставляет возможность стать хозяином своей жизни, успешно реализовать свои способности.

Таким образом, трансформация ценностных установок молодежи показывает, что в молодежной среде взят курс на утверждение прагматических настроений, способствующих достижению личного успеха. Многие молодые люди под успехом рассматривают получение достойного образования, достижение материального благополучия и карьеры, обретения высокого социального статуса.

Список литературы

1. Лисовский, В.Т. Динамика социальных изменений (опыт сравнительных социологических исследований российской молодежи). / В.Т. Лисовский //Социологические исследования. -1998, №5.-С. 98-104.

2. Молодежь Югры: вчера, сегодня, завтра. Материалы научно-практической конференции. - Ханты - Мансийск, 1999. - 266 с.

3. Осипова, Л.Б. Ценностные ориентации школьников старшего подросткового возраста. Монография / Л.Б. Осипова. - Тюмень: ТюмГНГУ, 2011. - 175 с.

4. Социологический энциклопедический словарь / Под ред. Г.В. Осипова. - М., 1998. -225 с.

5. Толмачева, C.B., Осипова, Л.Б. Динамика формирования ценностных ориентаций молодежи г. Тюмени / C.B. Толмачева, Л.Б. Осипова // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. - 2014, № 2 (29). - С. 174-179.

6. Тощенко, Ж.Т. Прогнозирование социальное: энциклопедия / Ж.Т. Тощенко. - М.: Мысль, 2003.-864 с.

Сведения об авторах

Ребышева Лидия Васильевна, к.с.н., доцент кафедры МиМУ Тюменский государственный нефтегазовый университет. [email protected].

Осипова Любовь Борисовна, к.с.н., доцент кафедры ГМУиП Тюменский государственный архитектурно-строительный университет, lev [email protected].

Савицкая Юлия Петровна, ассистент кафедры МиМУ Тюменский государственный нефтегазовый университет. [email protected].

Bulletin of Chelyabinsk State University. 2015. No. 26 (381). Philosophy. Sociology. Culturology. Issue 38. Pp. 141-144.

problems of formation of value orientations

student's youth

L. V. Rebysheva

Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor, Tyumen State Oil and Gas University, rebi-

sheva_lida@mail. ru

L. B. Osipova

Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor, Tyumen State Architectural University,

lev1026@yandex. ru

J. P. Savitskaya

Assistant, Tyumen State Oil and Gas University, [email protected]

The transformation of Russian society has affected all spheres of human activity. An upcoming challenge of the modernization of society requires a realistic understanding of its basic trends. Living in the present conditions younger generation, this has grown in a challenging environment fracture behaviors, impetuous and not always smooth held socio-economic and social transformation. Therefore, very important questions for Russia today are what are the modern youth, what is its potential.

Keywords: value, value orientation, youth, students, youth organizations, leisure.

References

1. Lisowski, V.T. Dynamics of Social Change (experience Comparative Social Research of the Russian youth). / VT Lisowski // Sociological researches. - 1998, № 5 - S.98-104.

2. Youth of Ugra: yesterday, today and tomorrow. Proceedings of the conference: Khanty - Mansi-ysk, 1999.-266 s.

3. Osipova, L.B. Value orientations of students older adolescents. Monograph. / L.B. Osipova -Tyumen: TSOGU, 2011. - 175 s.

4. Sociological Encyclopedic Dictionary // Ed. G.V. Osipova. - M., 1998. - 225 p.

5. Tolmachev, S.V., Osipova, L.B. Dynamics of formation of valuable orientations of youth in Tyumen / S.V. Tolmachev, L.B. Osipova // Bulletin of the Surgut State Pedagogical University. 2014, № 2 (29).-S. 174-179.

6. Toshchenko, Z.T. Forecasting social: Encyclopedia / Z.T. Toshchenko. - Moscow: Thought, 2003.-864 s.

Статья публикуется впервые, согласны на обработку персональных данных и размещение статьи в открытых источниках.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.