Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 26 (381). Философия. Социология. Культурология. Вып. 38. С. 141—144.
УДК 659.1
ББК 88.5
Л. В. Ребышева, Л. Б. Осипова, Ю. П. Савицкая проблемы формирования ценностных
ориентации: у студенческой молодежи
Трансформация российского общества затронула все сферы жизнедеятельности людей. Предстоящие задачи по модернизации общества требуют реалистического осмысления его основных тенденций. Молодое поколение, живущее в современных условиях, выросло в сложной обстановке разрушения стереотипов поведения, стремительной и не всегда гладко проходившей социально-экономической и общественной трансформации. Поэтому для сегодняшней России вопросы о том, что представляет собой современная молодежь, каков ее потенциал, особенно актуальны.
Ключевые слова: ценности, ценностные ориентации, молодежь, студенчество, молодежные организации, досуг.
В настоящее время ситуация в сфере развития молодого поколения неоднозначна. С одной стороны, современную молодежь отличает рост самостоятельности, практичности и мобильности, ответственности за свою судьбу, резкое повышение заинтересованности в получении качественного образования и профессиональной подготовки, влияющей на дальнейшее трудоустройство и карьеру. С другой стороны, молодым людям присущ низкий уровень интереса и участия в событиях политической, экономической и культурной жизни. В последнее время наблюдается процесс криминализации в молодежной среде.
Учитывая вышесказанное, Р. Т. Насибуллин и Ф. Г. Хайруллин отмечали, что «любое общество цементируется на базе общепринятых ценностных ориентиров, переходящих из поколения в поколение по всем сферам общественной жизни, в том числе, по формам устройства государства и экономической системы, духовной культуры и социальной системы» [2]. Они утверждали, что это способствует активному формированию идеи гражданственности, являющейся стрежнем социальной самоидентификации человека, определения его принадлежности к определенной системе ценностей, осознания своего «Я» [4].
Очень важно уяснить, в какой степени культура определяет ценности общества, обуславливает его уровень развития и содержание. Исторический характер ценностей раскрывается в работах многих авторов, в частности, Б..А. Грушина, Н.И. Лапина, Ф.Т. Михайлова. Так, Лапин Н.И. писал: «система ценностей об-
разует внутренний стержень культуры, духовную квинтэссенцию потребностей и интересов индивидов и социальных общностей. Она, в свою очередь, оказывает обратное влияние на социальные интересы и потребности, выступая важнейшим мотивом социального действия и поведения индивидов» [1. С. 98-104]. Следовательно, в современных условиях по-новому формируются общественные отношения, а значит, меняется и структура самого общества, что не может не оказать влияние на жизненные приоритеты молодежи и их поведенческие установки.
В современных условиях особую значимость приобретает необходимость детального и всестороннего изучения структуры и динамики системы ценностных ориентаций личности, характер которых служит своеобразным индикатором его социального развития. Изучение ценностного самосознания молодежи позволяет не только определить степень сформированное™ базовых ценностей личности, но и направление осуществления социокультурной модернизации традиционных ценностей. По мнению Ж.Т. Тощенко, анализируя ценностные ориентации в структуре общественного сознания, моральные и поведенческие установки человека, можно получить достаточно точное представление о степени развитости культуры, индивида и общества.
Любая цивилизация характеризуется наличием традиционных ценностей, ориентированных на установление норм жизни и воспроизводство современных ценностей, возникающих под влиянием изменений в обществен-
ной жизни [6]. Следует учесть, что структура ценностного сознания молодежи, являющаяся составной частью общественного сознания, достаточно сложна, а ее отдельные элементы способствуют как ускорению общественных процессов, так и стабилизации состояний общества. В связи с этим авторами предпринята попытка детально изучить систему ценностных ориентаций студенческой молодежи.
Известно, что студенчество представляет собой социально-демографическую группу с определенным общественным положением, ролью и статусом, которая характеризуется общностью интересов и образом жизни [4]. Методом исследования избрано анкетирование. Опросу подлежали студенты Тюменского государственного нефтегазового университета в количестве 130 человек.
В ходе исследования треть респондентов отметили, что переход к рыночным отношениям восприняли как объективную социальную реальность, указав при этом на успешную адаптивность и приспособленность к происходящим переменам. Причем половина опрошенных выразила уверенность, что получаемая ими профессия в будущем может способствовать раскрытию их индивидуальных способностей, предоставит возможность зарабатывать без ограничений, так считают 22,3% респондентов, 11,0 % опрошенных думают, что смогут в полной степени удовлетворить свои потребности. Лишь 10,0% респондентов усомнились в возможности раскрытия своих способностей в профессиональной сфере.
Существует множество проблем, которые особенно волнуют молодое поколение и через которые часто дается оценка их ценностных ориентаций. Так, инфляция и рост цен вызывает тревогу у 33,5% респондентов; 21,0% обеспокоены экологическими проблемами; разрушение отечественной культуры волнует 18,5%; социальное расслоение общества -18,2%; рост преступности - 27,4%; состояние социальной сферы - 23,5%.
другое
нет
Исследуя потребности, желания и надежды молодежи, целесообразно подчеркнуть, что в ее ориентациях наблюдаются прагматические настроения, устремленность в сферу профессиональной деятельности, позволяющая повысить социальный статус, а для некоторой части молодежи, к сожалению, просто выжить. На основании результатов опроса респондентов можно сделать вывод о необходимости проведения целенаправленной работы по созданию среды для самореализации молодежи.
На вопрос: «С каким чувством вы смотрите в будущее?» респонденты ответили следующим образом: с чувством надежды и оптимизмом - 35,4%; не ждут особых перемен для себя - 18%; с тревогой и неуверенностью - 11%; со страхом - 3%, другие ответы - 6%. Несмотря на весьма значительные трудности, с которыми сталкиваются молодые люди, треть респондентов сохраняет оптимизм и веру в то, что в будущем предвидятся положительные изменения в социально-экономической и общественной жизни.
На вопрос: «Какие личностные качества, по Вашему мнению, наиболее важные?» результаты оказались следующими (рис.1):
В доброта □ искренность Эпорядочность 0 социальный статус
коммуникабельность 0 работоспособность В другое
Рис. 1. Мнения респондентов о важности личностных характеристик человека (%).
Современная общественная ситуация часто усложняет процесс социализации молодежи, определение жизненных траекторий, формирование моральных установок. Порой это проявляется в неспособности молодых людей понять многогранность и неординарность происходящих социальных процессов. Важным
2% 11%
да
0% 10% 20% 30% 40% 50%
Рис. 2. Участие респондентов в деятельности молодежных организаций(%).
Проблемы формирования ценностных ориентации..
143
элементом может стать создание молодежных организаций, и активное участие молодежи в их деятельности.
Опрос показал, что сегодня властные структуры уделяют пристальное внимание проблеме творческой самореализации молодежи, привлечению к продуктивной деятельности.
Отношение к молодежной общественной организации студенты выразили следующим образом: 32,2% респондентов хотели бы состоять в организациях по интересам, 25,2% — в организациях сверстников-единомышленников, в спортивных - 23,1%, военно-патриотических - 15,0%, религиозных - 1,6%, затруднились с ответом - 3%. По мнению авторов, формирование системы ценностных ориентаций возможно только при использовании программно-це-левого подхода к воспитанию молодежи.
Возникает вопрос, на какие ценности и жизненные приоритеты сориентирована современная молодежь? К сожалению, выбор осложняется многими обстоятельствами, в том числе неподготовленностью частью молодых людей к самостоятельному выбору, инерцией мышления, многообразием существующих в обществе ценностей. В результате формируются молодые люди с неустойчивыми, постоянно меняющимися ценностными ориентациями. Это, в свою очередь, мешает молодежи активно участвовать в социальных переменах.
Задача жизнеспособной личности - стать индивидуальностью, сформировать свои смыс-ложизненные установки, самоутвердиться, реализовать свои задатки и творческие возможности. На вопрос «Чего бы Вы больше всего хотели добиться в жизни?», ответы распределились следующим образом (3 варианта ответов):
Таблица
№ Жизненные приоритеты %
1 Получение качественного образования 63
2 Создание семьи 45
3 Достижение карьеры 37
4 Поиск смысла жизни 32
5 Материальное благополучие 41
6 Власть 15
7 Возможность проявления таланта и способностей 21
8 Независимость положения 47
9 Наличие авторитета 48
10 Приносить пользу людям 38
Данные, представленные в таблице, подтверждают, что в сознании молодежи преобладает желание сделать карьеру (37%). На половину снижено стремление к власти - 15,0 %. Наличие авторитета является приоритетным у половины респондентов (48%). Высокие места в рейтинге желаний заняли позиции: получение качественного образования (63%) и тем самым стать квалифицированным специалистом, наличие семейного счастья (45%) и одновременно добиться независимого положения (47%). Материальное благополучие выступает ведущим мотивом в самореализации молодежи, поскольку предоставляет возможность стать хозяином своей жизни, успешно реализовать свои способности.
Таким образом, трансформация ценностных установок молодежи показывает, что в молодежной среде взят курс на утверждение прагматических настроений, способствующих достижению личного успеха. Многие молодые люди под успехом рассматривают получение достойного образования, достижение материального благополучия и карьеры, обретения высокого социального статуса.
Список литературы
1. Лисовский, В.Т. Динамика социальных изменений (опыт сравнительных социологических исследований российской молодежи). / В.Т. Лисовский //Социологические исследования. -1998, №5.-С. 98-104.
2. Молодежь Югры: вчера, сегодня, завтра. Материалы научно-практической конференции. - Ханты - Мансийск, 1999. - 266 с.
3. Осипова, Л.Б. Ценностные ориентации школьников старшего подросткового возраста. Монография / Л.Б. Осипова. - Тюмень: ТюмГНГУ, 2011. - 175 с.
4. Социологический энциклопедический словарь / Под ред. Г.В. Осипова. - М., 1998. -225 с.
5. Толмачева, C.B., Осипова, Л.Б. Динамика формирования ценностных ориентаций молодежи г. Тюмени / C.B. Толмачева, Л.Б. Осипова // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. - 2014, № 2 (29). - С. 174-179.
6. Тощенко, Ж.Т. Прогнозирование социальное: энциклопедия / Ж.Т. Тощенко. - М.: Мысль, 2003.-864 с.
Сведения об авторах
Ребышева Лидия Васильевна, к.с.н., доцент кафедры МиМУ Тюменский государственный нефтегазовый университет. [email protected].
Осипова Любовь Борисовна, к.с.н., доцент кафедры ГМУиП Тюменский государственный архитектурно-строительный университет, lev [email protected].
Савицкая Юлия Петровна, ассистент кафедры МиМУ Тюменский государственный нефтегазовый университет. [email protected].
Bulletin of Chelyabinsk State University. 2015. No. 26 (381). Philosophy. Sociology. Culturology. Issue 38. Pp. 141-144.
problems of formation of value orientations
student's youth
L. V. Rebysheva
Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor, Tyumen State Oil and Gas University, rebi-
sheva_lida@mail. ru
L. B. Osipova
Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor, Tyumen State Architectural University,
lev1026@yandex. ru
J. P. Savitskaya
Assistant, Tyumen State Oil and Gas University, [email protected]
The transformation of Russian society has affected all spheres of human activity. An upcoming challenge of the modernization of society requires a realistic understanding of its basic trends. Living in the present conditions younger generation, this has grown in a challenging environment fracture behaviors, impetuous and not always smooth held socio-economic and social transformation. Therefore, very important questions for Russia today are what are the modern youth, what is its potential.
Keywords: value, value orientation, youth, students, youth organizations, leisure.
References
1. Lisowski, V.T. Dynamics of Social Change (experience Comparative Social Research of the Russian youth). / VT Lisowski // Sociological researches. - 1998, № 5 - S.98-104.
2. Youth of Ugra: yesterday, today and tomorrow. Proceedings of the conference: Khanty - Mansi-ysk, 1999.-266 s.
3. Osipova, L.B. Value orientations of students older adolescents. Monograph. / L.B. Osipova -Tyumen: TSOGU, 2011. - 175 s.
4. Sociological Encyclopedic Dictionary // Ed. G.V. Osipova. - M., 1998. - 225 p.
5. Tolmachev, S.V., Osipova, L.B. Dynamics of formation of valuable orientations of youth in Tyumen / S.V. Tolmachev, L.B. Osipova // Bulletin of the Surgut State Pedagogical University. 2014, № 2 (29).-S. 174-179.
6. Toshchenko, Z.T. Forecasting social: Encyclopedia / Z.T. Toshchenko. - Moscow: Thought, 2003.-864 s.
Статья публикуется впервые, согласны на обработку персональных данных и размещение статьи в открытых источниках.