УДК 316
ТКАЧЕВА Нина Алексеевна
Институт менеджмента и бизнеса Тюменского государственного индустриального университета zxcvb-n@bk.ru
БАЙМУХАМЕТОВА Резеда Салимжановна,
Центр психологии и развития личности "Рух"
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ КАЗАХСТАНСКОЙ МОЛОДЕЖИ
Со времени обретения Казахстаном государственной независимости в структуре молодежи, самосознании, ценностных ориентациях, поведенческих императивах и образе жизни произошли глубинные, системные изменения как позитивного, так и негативного характера. При этом наблюдается значительное увеличение масштабности, остроты и значимости основного спектра проблем жизнедеятельности молодежи. Все это обусловлено еще и тем, что современная молодежь Казахстана - это поколение, которое родилось и выросло в период серьезных политических, социальных и экономических трансформаций. Ускорение темпов развития общества обусловливает возрастание роли молодежи в общественной жизни. Включаясь в социальные отношения, молодежь видоизменяет их и под воздействием преобразованных условий совершенствуется сама. Наблюдается также изменение статуса ценности труда в молодежной среде: преобладают прагматизм и стремление к материальному достатку, что в свою очередь вступает в противоречие с реальностями занятости молодежи. Отсюда ориентация на подработки, предпринимательскую деятельность. Также молодежь играет важнейшую роль в современных политических конфликтах, причем речь идет не столько о конструктивных формах политического участия, сколько о форматах использования молодежи как инструмента дестабилизации. Таким образом, в ценностных ориентациях современной казахстанской молодежи можно выделить крайне противоречивые проявления - от наличия традиционных ценностей (отношение к семье, браку, уважение к старшим) до проявления крайнего индивидуализма.
Ключевые слова: молодежь Казахстана, молодое поколение, национальность, ценности, культура, социология, ценностные ориентации.
DOI: 10.17748/2075-9908-2016-8-6/2-134-139
Nina A. TKACHEVA
Institute of Management and Business, Tyumen State
Industrial University Tyumen, Russia zxcvb-n@bk.ru
Reseda S. BAYMUKHAMETOVA,
Center for Psychology and Personal Development "Rukh"
VALUE ORIENTATIONS of KAZAKHSTAN
YOUTH
Since gaining independence Kazakhstan in the youth structure, self-awareness, value orientations, behavioral imperatives and lifestyle took deep, systemic changes, both positive and negative. At the same time there is a significant increase in the scale, severity and significance of the main range of the problems of youth activities. All this is due, including the fact that today's youth of Kazakhstan - a generation that was born and grew up in a period of serious political, social and economic transformations. Accelerating the development of society causes an increase in the role of youth in public life. By engaging in social relationships, youth modifies them and transformed under the influence of conditions improving it. There is also a change in the value of work status of the youth: dominated by pragmatism and the desire for material prosperity, which in turn is in conflict with the realities of youth employment. Hence the focus on part-time business. Also, young people are essential in today's political conflicts, and it is not so much about the structural forms of political participation, but about young people using the format as "tool" destabilization. Thus, in the value orientations of modern Kazakhstan youth can be identified extremely contradictory manifestations. The availability of traditional values, the family, marriage, respect for elders, before the onset of extreme individualism.
Keywords: youth of Kazakhstan, young generation, ethnicity, values, culture, sociology, value orientation
Проблема изучения ценностных ориентаций молодежи остается одной из наиболее актуальных в современном казахстанском обществе.
Ценности это идеи, идеалы, цели, к которым стремится человек.
Выделяют общепринятые ценности:
- универсальные (любовь, престиж, уважение, безопасность, деньги, вещи, национальность, свобода, здоровье);
- внутригрупповые (политические, религиозные);
- индивидуальные (личностные) ценности.
Ценности объединяются в системы, представляя собой определенную иерархическую структуру, которая меняется с возрастом и жизненными обстоятельствами.
Формирование ценностей молодежи во многом связано с объективными процессами, происходящими в современном мире. Молодежь проходит свое становление в условиях еще существующих старых ценностей и формирования новых социальных отношений.
«Позитивная направленность изменений количественных и качественных характеристик молодежи в ходе ее становления как субъекта общественного воспроизводства свидетельствует о социальном развитии данной социально-демографической группы. Его критерием является приобретение и изменение молодыми людьми собственного социального статуса и формиро-
вание гражданских идентичностей в процессе достижения молодыми людьми социальной зрелости и социальной субъективности» [1, с. 81].
В мировой социологии к теме изучения ценностных ориентаций молодежи обращались М. Вебер, П. Сорокин, Э. Дюркгейм, Р. Мертон, Т. Парсонс.
В XX в. сложилось несколько научных школ, исследовавших молодежную проблематику и объясняющих специфические особенности сознания, поведения и социализации молодежи. Исследования Э. Эриксона, Т. Парсонса, М. Мид, Г.М. Андреевой и других ученых показывают, как важна передача основных норм и ценностей от старшего поколения младшим в поддержании стабильного функционирования общества.
Последователи структурно-функционального направления в 70-е годы XX в. (Б.А. Ручкин, Е.Г. Слуцкий) стремились системно анализировать сознание и поведение молодого поколения в тесной взаимосвязи с окружающей социальной действительностью.
В их исследовательских работах - концептуальные модели межпоколенных связей и отношений, механизмы социализации и способы влияния на формирование молодежи. Ученые Г.М. Андреева, А.В. Мудрик, И.С. Кон, В.А. Ядов, И.В. Бестужев-Лада выделяли проблемы социализации молодежи как социально-демографической группы. Работы И.М. Ильинского, А.И. Ковалевой, В.А. Лукова, В.Т. Лисовского были посвящены исследованию институционализации молодежной политики. С середины 1980-х годов группой исследователей, в которую входили Е.П. Васильева, Ю.Л. Качанов, А.В. Кинсбургский, Л.А. Коклягина, В.В. Семенова, М.Н. Топалов, М.Р. Тульчинский, М.Ф. Черныш, разрабатывалась концепция социального развития молодежи. В 1990-е годы под руководством В.И. Чупрова проводилось мониторинговое исследование «Социальное развитие молодежи». По Чупрову «отличительное социальное качество молодежи связывается с тем специфическим положением, которое она занимает в процессе воспроизводства социальной структуры, и определяется способностью молодого поколения унаследовать и воспроизводить сложившуюся на момент его становления структуру общественных отношений» [2, с. 94]. Воспроизводя сложившуюся структуру общественных отношений, молодежь перенимает социальный опыт старших поколений и вносит новое в этот процесс, реализуя свои инновационные свойства. Этот процесс составляет своего рода фрагмент преемственности и смены поколений; молодежь, взрослея, становится источником социального опыта для следующего поколения - так реализуется трансляционная функция молодежи. Последователи Чупрова Ю.А. Зубок, Е.Д. Игитханян, И.В. Казаринова, А.Н. Колесников, М.В. Савва, М.В. Соловьев, А.В. Шаронов. Ю.А. Зубок, в частности, отмечают: «Функционирование и развитие молодежи как социально-демографической группы отражает становление субъекта общественного производства и общественной жизни. Соответственно нарушение, дисфункция этого процесса лежит в основании социальных проблем молодежи» [3, с. 9].
Анализ становления молодого поколения Республики Казахстан в период реформирования дан в монографии «Казахстанская молодежь на рубеже веков». Она принадлежит коллективу авторов в составе А.С. Сарсенбаева, Г.Т. Телебаева, Д.А. Калетаев, А.Т. Шайкенова [4]. Авторы опираются, с одной стороны, на анализ и систематизацию статистических данных, а с другой - на результаты республиканского социологического исследования в рамках проекта «Молодежь Казахстана - 2000», проведенного в апреле-мае 2000 г. сотрудниками Министерства культуры, информации и общественного согласия. Они сравнивают результаты исследования на базе социометрических показателей 1999 г., которое было проведено Ассоциацией юридических лиц «Молодежное движение "За будущее Казахстана"», с результатами социологических опросов Центра анализа и планирования Министерства культуры, информации и общественного согласия, проведенных в 1998-1999 гг. Общий массив выборочной совокупности - 2 000 респондентов, из которых 1 100 человек были опрошены в городах и 900 - в селах, аулах, п.г.т., малых городах.
Авторы утверждают, что в материальном плане молодежь находится на более низких позициях. Тем не менее лишь незначительное число молодых людей в своих жизненных планах ориентированы на то, чтобы жить за счет родителей. Стремление жить самостоятельно вступает в противоречие с реальностями занятости молодежи. Отсюда ориентация на подработки, предпринимательскую деятельность.
Проблемы молодежи и формирование ценностных ориентаций молодежи освещаются в работах казахстанских ученых С.Т. Сейдуманова, Ю.В. Кучинской [5], Г.К. Жусуповой [6]. Интересные данные о молодежи рубежа ХХ-ХХ1 вв. можно найти в электронной публикации журналиста Дмитрия Мазоренко «Общество недоразвитого капитализма: каким стало поколение ка-захстанцев, рожденных в начале 90-х» [7]. Он приводит данные, полученные в результате ис-
следования Фонда Фридриха Эберта «Молодежь Центральной Азии. Казахстан», а также мнение казахстанских ученых социологов, психологов и культурологов об особенностях развития и формирования ценностей современной казахстанской молодежи.
Со времени обретения Казахстаном государственной независимости в структуре молодежи, самосознании, ценностных ориентациях, поведенческих императивах и образе жизни произошли глубинные, системные изменения как позитивного, так и негативного характера. При этом наблюдается значительное увеличение масштабности, остроты и значимости основного спектра проблем жизнедеятельности молодежи. Ускорение темпов развития общества обусловливает возрастание роли молодежи в общественной жизни. Включаясь в социальные отношения, молодежь видоизменяет их и под воздействием преобразованных условий совершенствуется сама.
Сегодня наблюдается изменение статуса ценности труда в молодежной среде. В жизни молодежи присутствует прагматизм и стремление к материальному достатку. Жизненный успех и достижение высокого социального статуса молодежь часто не связывает со способностью трудиться. Происходит рост патернализма и социального инфантилизма в молодежной среде. Проявлением мировоззренческого кризиса молодежи является культ потребления. Молодежь, не имеющая жизненного опыта и знаний, подвержена риску попасть под влияние внутренних и внешних деструктивных сил.
В современных политических конфликтах важнейшую роль играет молодежь, причем речь идет не столько о конструктивных институциализованных формах политического участия, сколько о форматах использования молодежи как инструмента дестабилизации. «Активность молодежи - изначально заданная характеристика данной социальной группы. В сочетании с такими характеристиками, как лабильность, трансгрессивность, экстремальность, подвижность позиции молодежи в социальной структуре, обусловленными как возрастом, так и положением молодежи как социальной группы, именно молодежь достаточно часто выступает в качество детонатора тех или иных социальных потрясений» [8]. По словам главы офиса Фонда им. Фридриха Эберта в Алматы Т. Умбеталиева, «часть глобальных тенденций не оставляет в стороне и Казахстан. Однако к ним добавляется местная специфика, связанная, по мнению казахстанских социологов, с кризисом гражданской и культурной самоидентификации, которому, впрочем, подвержены все страны с переходной политической и экономической системой. Нынешняя молодежь Казахстана - это поколение, которое родилось и выросло в период серьезных политических, социальных и экономических трансформаций. Это молодые люди со своим взглядом на мир, со своей позицией и со своими ценностями» [9]. В Алматы 6 и 7 апреля Фонд им. Фридриха Эберта и ТОО «Институт «Общественное мнение» презентовали публикацию «Молодежь Центральной Азии. Казахстан».
Публикация была подготовлена на основе социологического исследования, в котором приняли участие 1 000 молодых казахстанцев в возрасте от 14 до 29 лет из 14 областей Казахстана, а также городов республиканского значения - Алматы и Астаны. Были представлены результаты исследования, касающиеся вопросов семьи и брака, а также сексуальной культуры.
Помимо перестройки различных институтов страны на мировоззрение молодых людей, которых в Казахстане насчитывается 4,65 млн чел. (в возрасте 14-29 лет), продолжают влиять общественные дискуссии о том, к чему они должны стремиться и каких идеалов придерживаться. Поляризует взгляды молодежи и эмпирический опыт: возрастная группа от 22 лет еще застала период адаптации своих семей и общества после распада Советского Союза, в то время как взросление группы 14-18 лет началось в момент интенсивного экономического роста и при относительно сформированных политических институтах.
Исследование Фонда Ф. Эберта «Молодежь Центральной Азии. Казахстан» [9] показало, что молодые люди Казахстана, несмотря на менее качественный уровень жизни, настроены гораздо оптимистичнее своих западных сверстников. В выборку были включены люди, рожденные в 1990-1995 гг. (39,6%).
В 2014 г., когда проводилось исследование (оно было презентовано в мае 2016 г.), казах-станцы считали себя здоровыми, называли свое финансовое положение хорошим (78,9% опрошенных), не чувствовали классового разделения (о нем заявляли лишь 14,8% респондентов), положительно воспринимали свою жизнь и самих себя (довольны собой и своей внешностью были 64,4% опрошенных) и с уверенностью смотрели в будущее.
Молодые люди утверждали, что в качестве ценностей им важно иметь чувство собственного достоинства (83% опрошенных), обладать социальным престижем (37,2%), быть материально состоятельным (35,8%) и честным (33,6%) [10]. Первостепенными целями в своей жизни опрошенные называли вещи морального порядка, хотя в нескольких других вопросах исследо-
вания предпочтение отдавалось материальным стремлениям. Респонденты считали: чтобы состояться в жизни, им, прежде всего, нужно быть «хорошими людьми» - преданными своей семье, партнеру, друзьям и работодателю, а также научиться брать на себя ответственность. При этом наименьшая значимость в их ориентирах отводилась карьерному росту и высшему образованию, хотя они и выражали большое желание обрести диплом и получать высокие доходы, считая эти два фактора взаимосвязанными.
С точки зрения социализации важной потребностью они определяли для себя общение со сверстниками, которое выступает для них некоторой системой координат, позволяющей им оценивать себя и свое поведение со стороны. Однако наибольшее доверие они питали к ближайшим социальным группам - семье и родственникам. Друзьям отводится третье место, а самое последнее - политическим и религиозным лидерам.
Результаты опроса также показывают, что молодежь не питает ярко выраженной нетерпимости к этническим, религиозным и социальным группам, демонстрируя определенный уровень социальной гибкости. Хотя толерантность к определенный группам - оралманам, сексуальным меньшинствам, а также к людям, страдающим алкоголизмом и наркоманией - была низкой [10].
В отличие от социологического замера, по мнению психологов, популяризация идеологии индивидуальных свобод, когда человек становится центром ответственности за свою жизнь, по-разному дезориентировало многих молодых людей. Из-за возникающих противоречий между утвержденной в Казахстане культурой общности, высокой ценности семьи, безоговорочного уважения к старшим и родителям и пониманием того, что рациональные черты присутствуют и в индивидуальных свободах, и в более привычных для нас ценностях, у молодых людей возникает чувство вины, стыда и потерянности [7]. В свою очередь, директор Центра социальных и политических исследований «Стратегия» Г. Илеуова считает эту возрастную группу (18-24 лет) социально и политически пассивной. «Если эта группа молодежи еще живет с родителями и их семьи относительно мягко перенесли трудности 90-х годов, её настроение, - по словам Илеуовой, - будет монолитно хорошим» [7].
Жизненные интересы молодых людей этого возраста тяготеют к потреблению, структура которого разительно отличается от приоритетов всех остальных поколений. «На эту группу в целом тратится больше денег, и одна из самых больших статей расходов - это связь, то есть покупка гаджетов и интернет-услуг. Если посмотреть на структуру досуга этих молодых людей, они больше всех остальных тратят время и деньги на различные формы развлечений», - подчеркивает социолог [7]. Ею делается вывод, что социализация современного молодого поколения от 18 до 24 лет проходила под влиянием бабушек и дедушек вследствие отсутствия или дороговизны детских дошкольных учреждений. Отсюда возникает тесная связь поколений и восприятие традиционных ценностей.
По словам социолога, «неудовлетворенность эти молодые люди испытывают только по части размера доходов и возможностей их получения. Также их недовольство вызвано общей ситуацией на рынке труда. Более того, когда они выходят на рынок труда, это нередко сопровождается и отсутствием вакансий по полученной специальности. Настроение у него кардинально меняется. Молодые люди в возрасте 25-29 лет начинают сталкиваться с тем, что не могут найти себя на рынке труда, заработная плата может не соответствовать их компетенциям и ожиданиям, они не могут понять свое место в организации, в которой работают и где кадры оцениваются не по заслугам, а по каким-то другим критериям. С 25 лет настрой этой группы начинает становиться пессимистичным, причем по многим параметрам» [7].
Впрочем, идеологические предпочтения поколения от этих изменений меняются слабо. Тем не менее в последнее время социолог отчетливо видит тенденцию укрепления казахского национального дискурса. По ее словам, он подпитывается казахоцентричной тональностью истории страны, которую навязывают через новые учебные материалы. «Эта тенденция, на мой взгляд, проявляется и в культуре» [7].
Нереализованная социальная энергия молодежи отличается повышенным уровнем социальной напряженности. Это не обязательно проявление протестности. Влияние оказывают и чисто материальные факторы.
В целом следует сказать, что казахстанская молодежь находится на этапе формирования своего ценностного каркаса [5]. «Важную роль здесь играют несколько факторов. В первую очередь, это поток вестернизации и рыночной психологии. Второй процесс - это влияние государственной идеологии. Третье - это возрождение духовно-культурных традиций. Именно смешение этих трех потоков и образует некую новую социальную реальность, называемую казахстан-
ской молодежью. При этом молодежь основывается на оптимистическом видении своих перспектив. Квалифицированное большинство рассчитывает на жизненный прорыв и улучшение своего благополучия» [5 с. 63].
Для современной молодежи характерна плюрализация образцов самореализации. Индивидуализация воплощается в идее конструирования собственной жизни как сугубо личного проекта с индивидуально обусловленными траекториями в различных сферах (труд, образование, досуг, брак). Прежние образцы ответственности (т.е. социально значимое) индивидов друг перед другом, перед группой и обществом тоже деформируются.
Таким образом, в ценностных ориентациях современной казахстанской молодежи можно выделить крайне противоречивые проявления. От наличия традиционных ценностей (отношение к семье, браку, уважение к старшим) до проявления крайнего индивидуализма.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Маратова А. Ценностные ориентации молодежи (по результатам социологического исследования) // Саясат -Policy. - 2003. - № 4. - C. 80-83.
2. Молодежь России: социальное развитие / Под ред. В.И. Чупрова. - М.: Наука, 1992. - 205 с.
3. Зубок Ю.А. Феномен риска в социологии: Опыт исследования молодежи. - М.: Мысль, 2007. - 288 с.
4. Казахстанская молодежь на рубеже веков // А.С. Сарсенбаев, Г.Т. Телебаев, Д.А. Калетаев, А.Т. ва. - Астана, 2000.
5. Сейдуманов С.Т., Кучинская Ю.В. Молодежная политика: тенденции и особенности города Алматы // Элеумет-тану-Sociology. - 2010. - №1(2). - С. 61-63.
6. Жусупова Г.К. Религиозный фактор толерантности среди молодежи в современном казахстанском обществе: социологический анализ // Религия и право. - 2010. - № . - С. 110-116.
7. Мазоренко Д. Общество недоразвитого капитализма: каким стало поколение казахстанцев, рожденных в начале 90-х //Уласть - https://vlast.kz/generation/19745
8. Степанищенко О.В. К вопросу о роли молодежи в условиях обострения этнополитических конфликтов в начале XXI в. // Научный журнал КубГАУ. - 2005. - № 110(06). [Электронный ресурс] -http://ej.kubagro.ru/2015/06/pdf/11 .pdf
9. Эберт Ф. Молодежь Центральной Азии. [Электронный ресурс] -http://www.fes-centralasia.org/ru/
10. Чем живет сегодня молодежь Казахстана [Электронный ресурс]: http://forbes.kz/stats/chem_jivet_segodnya_molodej_kazahstana/
REFERENCES
1. Maratova A. Cennostnye orientacii molodezhi (po rezul'tatam sociologicheskogo issledovanija). [Valuable orientations of youth (based on sociological research)]. Sajasat-Policy. 2003. № 4 pp.80-83.
2. Molodezh' Rossii: social'noe razvitie. [Youth of Russia: social development]. Pod red. V. I. Chuprova. M.: Nauka. 1992. 205 p.
3. Zubok, Ju. A. [Risk phenomenon in sociology: Experience youth research]. Fenomen riska v sociologii: Opyt issledovan-ija molodezhi. M.: Mysl'. - 2007.-288 p.;
4. Kazahstanskaja molodezh' na rubezhe vekov. [Kazakhstan youth at the turn of the century]. A.S.Sarsenbaev, G.T.Telebaev, D.A.Kaletaev, A.T.Shajkenova . Astana, 2000.
5. Sejdumanov S.T., Kuchinskaja Ju.V. Molodezhnaja politika: tendencii i osobennosti goroda Almaty. [Youth policy: trends and features of the city of Almaty]. Jeleumettanu-Sociology, №1(2), 2010. Pp. 61-63.
6. Zhusupova G.K. Religioznyj faktor tolerantnosti sredi molodezhi v sovremennom kazahstanskom obshhestve: sociolog-icheskij analiz. [Religious tolerance factor among young people in the modern Kazakh society: the sociological analysis]. Religija i pravo. 2010. № Pp. 110-116.
7. Mazorenko D. Obshhestvo nedorazvitogo kapitalizma: kakim stalo pokolenie kazahstancev, rozhdennyh v nachale 90-h. [Society underdeveloped capitalism: how was the generation of Kazakhstan citizens, born in the early '90s]. Vlast'. Available at: https://vlast.kz/generation/19745
8. Stepanishhenko O. K voprosu o roli molodezhi v uslovijah obostrenija jetnopoliticheskih konfliktov v nachale XXI. V [On the issue of the role of youth in the conditions of acute ethno-political conflicts in the early XXI]. Nauchnyj zhurnal KubGAU, №110(06), 2015 goda. Available at: http://ej.kubagro.ru/2015/06/pdf/11.pdf
9. .Jebert F., Molodezh' Central'noj Azii [Central Asian Youth Friedrich Ebert]. Available at: http://www.fes-centralasia.org/ru/
10. Chem zhivjot segodnja molodjozh' Kazahstana. [The young people live today in Kazakhstan]. Available at: http://forbes.kz/stats/chem_jivet_segodnya_molodej_kazahstana/
Информация об авторе Information about the author
Ткачева Нина Алексеевна, доктор социологи- Nina A. Tkacheva, Doctor of Sociological Sci-ческих наук, профессор, кафедра маркетинга и ences, Professor, Department of Marketing and
муниципального управления, Институт менеджмента и бизнеса, Тюменский государственный индустриальный университет, г. Тюмень, Россия zxcvb-n@bk.ru
Баймухаметова Резеда Салимжановна, директор, Центр психологии и развития личности «Рух»
Получена: 16.12.2016
Для цитирования статьи: Ткачева Н. А., Баймухаметова Р. С., Ценностные ориентации казахстанской молодежи. Историческая и социально-образовательная мысль. 2016. Том. 8. № 6. Часть 2. с. 134-139. DOI: 10.17748/2075-9908-2016-8-6/2-134-139.
Municipal Administration, Institute of Management and Business, Tyumen State Industrial University, Tyumen, Russia zxcvb-n@bk.ru
Reseda S. Baymukhametova, Director, Center for Psychology and Personal Development "Rukh"
Received: 16.12.2016
For article citation: Tkacheva N. A., Baymu-hametova R. S., [Value orientations of kazakhstan youth]. Istoricheskaya i sotsial'no-obrazovatelnaya mys'l = Historical and Social Educational Ideas. 2016. Vol . 8. no. 6. Part. 2. Pp. 134-139.
DOI: 10.17748/2075-9908-2016-8-6/2-134-139. (in Russian)