Научная статья на тему 'Мир ценностей молодого поколения россиян и казахстанцев'

Мир ценностей молодого поколения россиян и казахстанцев Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
876
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ценности и смыслы
ВАК
Ключевые слова
ЦЕННОСТЬ / МОЛОДЕЖЬ / ЦЕННОСТНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / РОДИНА / ПАТРИОТИЗМ / VALUES / YOUTH / VALUE ORIENTATION / NATIONAL IDENTITY / HOMELAND / PATRIOTISM

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ростовская Т. К., Калиев Т. Б.

Авторы, рассматривая ценностные ориентации молодежи в контексте ценностно-нормативной структуры идентичности человека, обращают внимание на особый мир ценностей молодого поколения, который оказывает значительное воздействие как на формирование образа жизни и поведение самих молодых людей, так и на жизнедеятельность социума в целом. Изучение ценностных ориентаций молодежи важно не только для определения доминирующих ценностей в настоящее время, но и для прогнозирования возможных изменений. Важными факторами, влияющими на человеческое поведение, являются его цели, ориентированность и направленность на достижение этих целей. Проводимые в России и в Казахстане социологические исследования позволяют выявить и проанализировать ценностные установки российской и казахстанской молодежи для составления подробной картины поведенческих установок молодого поколения, выявления проблем в молодежной среде и выработки путей их решения. Представленный авторами сравнительный анализ ценностей молодежи Казахстана и России позволил выявить в структуре ценностных ориентаций молодежи как наличие прагматических, утилитарных ценностей, так и важность нематериальных ценностей, а также позволил сделать вывод о том, что, находясь в географической близости друг от друга, молодежь испытывает воздействие одних и тех же социальных, культур ных процессов. Это оказывает влияние на формирование ценностных установок и ориентаций молодого поколения двух стран.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The authors, examining the value orientations of youth in the context of value-normative structure of one's identity draw attention to the special world of values of young generation, which can have a significant impact on the lifestyle and behaviour as the young people themselves and on the life of society as a whole. The study of value orientations of youth is important not only to determine dominant values in the present, but also to predict possible changes. An important factor influencing human behavior is its goal and focus, focus on the achievement of certain goals. Study of the system of values of young people cause a considerable interest in contemporary society, as they have a significant impact on the lifestyle and behavior of the youth on the life of society as a whole. Held in Russia and in Kazakhstan, sociological studies allow to identify and analyze value orientations of the Russian and Kazakh youth to develop a detailed picture of the behaviour of young people, identify problems in the youth environment and proffer solutions. The authors presented a comparative analysis of the values of the youth of Kazakhstan and Russia have helped to identify the structure of value orientations of the youth presence as a pragmatic, utilitarian values, and the importance of intangible values and allows to make a conclusion that, being in geographical proximity to each other, the youth is feeling the effects the same social and cultural processes. This affects the formation of attitudes and orientations of young generations of both countries. Comparative analysis of empirical studies allowed to identify the structure of value orientations of the youth presence as a pragmatic, utilitarian values, and the importance of the intangible assets.

Текст научной работы на тему «Мир ценностей молодого поколения россиян и казахстанцев»

ДИАГНОСТИКА СОЦИУМА

УДК 101.1:316

Т. К. Ростовская

Доктор социологических наук, профессор, заведующая кафедрой социальной педагогики и организации работы с молодежью РГСУ, заместитель директора по научной работе Института социально-политических исследований РАН

E-mail: rostovskaya.tamara@ maa.ru Tamara К. Rostovskaya

Doctor of Sociological Sciences, Professor, Head of the Department of Social Pedagogy and organization of work with youth, Deputy Director for Research, Institute for Social and Political Studies, Russian Academy of Sciences

Т. Б. Калиев

Кандидат политических наук, директор Научно-исследовательского центра «Молодежь», Астана, Казахстан E-mail: talgat.kaliyev@gmail.com Talgat B. Kaliyev

PhD (Political Sciences), Director of the research center «Youth», Astana, Kazakhstan

Мир ценностей молодого поколения россиян и казахстанцев

Авторы, рассматривая ценностные ориентации молодежи в контексте ценностно-нормативной структуры идентичности человека, обращают внимание на особый мир ценностей молодого поколения, который оказывает значительное воздействие как на формирование образа жизни и поведение самих молодых людей, так и на жизнедеятельность социума в целом.

Изучение ценностных ориентаций молодежи важно не только для определения доминирующих ценностей в настоящее время, но и для прогнозирования возможных изменений. Важными факторами, влияющими на человеческое поведение, являются его цели, ориентированность и направленность на достижение этих целей.

Проводимые в России и в Казахстане социологические исследования позволяют выявить и проанализировать ценностные установки российской и казахстанской молодежи для составления подробной картины поведенческих установок молодого поколения, выявления проблем в молодежной среде и выработки путей их решения.

Представленный авторами сравнительный анализ ценностей молодежи Казахстана и России позволил выявить в структуре ценностных ори-ентаций молодежи как наличие прагматических, утилитарных ценностей, так и важность нематериальных ценностей, а также позволил сделать вывод о том, что, находясь в географической близости друг от друга, молодежь испытывает воздействие одних и тех же социальных, культур-

Как цитировать статью: Ростовская Т. К., Калиев Т. Б. Мир ценностей молодого поколения россиян и казахстанцев // Ценности и смыслы. 2018. № 1 (53). С.78-89.

ных процессов. Это оказывает влияние на формирование ценностных установок и ориентаций молодого поколения двух стран.

Ключевые слова: ценность, молодежь, ценностная ориентация, национальное самосознание, национальная идентичность, Родина, патриотизм.

Молодежь как особая социально-демографическая группа населения наиболее чутко реагирует на происходящие изменения, активнее воспринимает развивающиеся технологии и изменяющиеся стратегии образования, быстрее адаптируется к ним.

В этой связи следует обратить внимание на мир ценностей молодого поколения, который оказывает значительное воздействие как на формирование образа жизни и поведение самих молодых людей, так и на жизнедеятельность социума в целом [6, с. 3-9].

Ценности рассматриваются как особый мир автономных духовных сущностей, находящихся вне времени и пространства, существующих независимо от человека и общества. Они представляются вечными и незыблемыми нормами, которые невозможно обосновать эмпирически.

Анализируя категорию «ценность» с позиции социологии, следует обратить внимание на трактовку этого понятия, данную классиком социологии М. Вебером. Ученый характеризует феномен ценности как «свойственное эпохе направление интереса» как исторически изменчивую» в рамках концепции социального действия [1, с. 627]. Следует согласиться с М. Вебером в том, что ценности, наряду с целями, аффектами и традициями, выделяются как основные мотивы человеческой деятельности, что имеет важное значение для объяснения поведения личности и ее деятельности.

Под ценностями понимают обобщенные цели и средства достижения этих целей. Чаще всего ценности выполняют роль фундаментальных норм в обществе [2, с. 124].

С понятием «ценность» тесно связано понимание ценностных ориентаций, которое впервые было введено в научный оборот американским социологом Т. Парсонсом. Классическое определение понятия «ценностная ориентация», введенное У. Томасом и Ф. Знанецким, подразумевает социальную установку личности (social attitude), регулирующую ее поведение: «Если члены определенной группы идентичным образом реагируют на определенные ценности, то это происходит, потому что они

были социально приучены делать именно так, потому что традиционные правила поведения, доминирующие в данной группе, навязывают ее члену определенные способы решения практических ситуаций, встречающихся в жизни» [10, с. 344.].

Нельзя не согласиться с С. Л. Рубинштейном, утверждавшим, что ценность — значимость для человека чего-то в мире, и только признаваемая ценность способна выполнять важнейшую ценностную функцию — функцию ориентира поведения.

Формирование и функционирование ценностных ориентаций имеет ряд особенностей. С одной стороны, они определяются внешними условиями (уровнем развития культуры, социальным окружением, природными условиями), с другой стороны, сам индивид своими желаниями, предпочтениями и интересами способствует формированию собственной системы ценностных ориентаций.

Ценностные ориентации — весьма подвижная часть ценностно-нормативной структуры идентичности человека, их содержание, иерархическая структура и практики реализации в повседневном поведении нуждаются в постоянном мониторинге, анализе и сопоставлении.

Изучение ценностных ориентаций молодежи помогает охарактеризовать их интересы и потребности, что может способствовать эффективности государственной политики, основанной на принципах гуманизма, патриотизма и толерантности. Анализ ценностного поля молодых россиян и казахстанцев позволит составить подробную картину поведенческих установок населения, выявить, какие проблемы беспокоят различные социальные когорты, и выработать пути их решения.

Из вышесказанного следует, что изучение ценностных ориентаций молодежи важно не только для определения доминирующих ценностей в настоящее время, но и для прогнозирования возможных изменений.

В связи с обозначенным интересен анализ социологических исследований ценностных ориентаций российской и казахстанской молодежи, который позволит составить подробную картину поведенческих установок молодого поколения на международном уровне.

По данным масштабного российского исследования «Комплексное исследование ценностных ориентаций молодежи», реализованного Росмолодежью, выделено несколько важных векторов развития ценностных ориентаций молодежи (Комментарий 1) [7, с. 66-75].

Наиболее важными для молодежи ценностями являются следующие:

1. Физическое и психическое здоровье (средняя оценка 9,39 баллов из 10 возможных). Необходимо подчеркнуть, что в Российской Федерации, начиная с 2009 года, активно реализуются меры, «...направленные на формирование здорового образа жизни, борьбу с курением табака, потреблением алкоголя. Многими субъектами Федерации в дополнение к федеральным мерам были приняты и реализовываются региональные концепции и программы демографического развития, которые принесли дополнительные эффекты, сохранив потенциал здоровья и жизни населения» [8, с. 66-75].

2. Счастливая семейная жизнь (9,32 балла). «Ценность семьи в жизни человека остается весьма значительной за счет возрастания ее психологической функции, поскольку семья является одним из немногих факторов, повышающих психологическую и психофизиологическую устойчивость к неблагоприятным условиям. Она не только создает психоэмоциональный комфорт, но и имеет прямое отношение к состоянию здоровья человека» [9, с. 85-90].

3. Уверенность в себе (9,26 балла). «Конституционные права и свободы составляют ядро основы правового статуса молодого человека наряду с такими элементами, как дееспособность, гражданство, гарантии, обязанности и установленная законами ответственность за их исполнение» [7].

4. Познание, возможность расширения своего образования и интеллектуальное развитие (9,18 балла). «Образование является важнейшим ресурсом устойчивого социально-экономического и духовного развития российского государства, определяющим социальную стабильность и уровень образованности населения. Благодаря развитию системы образования молодые люди имеют возможность освоить новые профессии, получить необходимые для этого знания и полезные навыки и тем самым способствовать как своему профессиональному росту, так и повышению качества человеческого потенциала в нашей стране» [4, с. 17-29].

Таким образом, среди лидирующих ценностей представлены исключительно ценности нематериальные, общечеловеческие, свидетельствующие о преобладании установок на развитие себя и своей страны, а не на материальное обогащение.

Примерно треть молодых людей считает, что государство должно предоставить им социальные гарантии. Вместе с тем другая треть молодых людей говорит о том, что человек должен сам позаботиться о себе,

о своей старости, и прилагает много усилий, чтобы заработать много денег и обеспечить свое благополучие.

В целом, молодежь старше 20 лет, уже работающая, с высшим образованием, более, чем другие группы молодежи, ориентирована на самостоятельные действия, обеспечивающие успех и благополучие, молодые люди также ратуют за стабильность, отстаивают нравственные принципы.

В настоящее время российская молодежь стала более патриотичной и считает, что российские традиции и стиль жизни — это основа духовности многонационального российского народа, которую надо возрождать и развивать. Безусловно, патриотизм как социально-позитивное явление составляет основу духовности российской молодежи. Радует факт, что в настоящее время наблюдается динамика роста патриотических настроений в молодежной среде и в частности среди студентов московских вузов. Являясь одной из самых мобильных и динамичных частей российской молодежи и российского социума, московская студенческая молодежь быстро реагирует на различные социокультурные процессы, происходящие в поликультурном российском обществе.

В силу чего студенчество является объектом пристального внимания со стороны исследователей.

В связи с обозначенным интересен социологический сравнительный мониторинг восприятия молодежью важных социально-политических процессов в современном обществе, проводившийсяв 2013-2015 годах учеными социологического факультета МГУ под руководством д.с.н., профессора Н. Г. Осиповой. Объектом социологического исследования «Особенности процесса формирования ценностных ориентаций современной российской молодежи и осуществления молодежной политики в Российской Федерации» являлись 815 студентов 1-го — 3-го курсов из 35 ведущих московских образовательных организаций высшего образования (50 «гуманитарных» и 50 «естественных» факультетов).

Анализ результатов данного исследования позволил выявить заметную тенденцию к увеличению национально-патриотических настроений в молодежной среде:

- в 2015 году подавляющее большинство московских студентов (85,5%) положительно оценили такое явление, как патриотизм, это на 6,6% больше, чем в 2013 году (78,9%);

- всего 23,4% респондентов положительно воспринимают подража-

ние западному образу жизни [5, с. 135, 150].

Таким образом, можно констатировать рост национального самосознания и национальной идентичности российской молодежи.

Немаловажную роль в современном обществе играет «региональная идентичность», которая указывает не только на «культурную укорененность» индивида, но и на его территориальную принадлежность.

Результаты эмпирических исследований показали, что интенсивность распространения местного патриотизма (создание образа и прототипа патриота малой родины в жизни молодежи, понимание и знание молодым поколением местной символики, праздников, памятников культуры, традиций, подчеркивающих индивидуальность региона) коррелирует с величиной доли уроженцев региона [3, с. 89].

Рассматривая ценности современной казахстанской молодежи, обратимся к результатам республиканского социологического исследования «Жизненные ценности казахстанской молодежи», проведенного Научно-исследовательским центром «Молодежь» Республики Казахстан в 2017 году (Комментарий 2).

В рамках данного исследования участникам фокус-группы задавался ряд вопросов с целью выявления наиболее значимых для казахстанской молодежи ценностей. В качестве одной из базовых классификаций при категоризации ответов информантов использовалась классификация Милтона Рокича с делением ценностей на инструментальные (средства для достижения целей) и терминальные (конечные цели). Также была использована типология Рональда Инглхарта и Кристиана Вельцеля (ценности самовыражения / ценности выживания, секулярно-рацио-нальные ценности / традиционные ценности).

Целью первого блока вопросов являлось введение информантов в курс дискуссии, выявление их общих представлений о ценностях, а также определение наиболее значимых для них ценностей.

В ходе обсуждения участники фокус-группы наделяли ценности двумя основными характеристиками:

1) Ценности — это то, чем человек дорожит;

2) Ценности — это некие внутренние ограничители, рамки, сдерживающие человека в своем поведении, что прослеживается в высказываниях:

«Ценности — это то, чем человек дорожит и что сдерживает его от того, чтобы он пошел во все тяжкие. Пока у человека есть свои ценности, есть, за что держаться, он будет соблюдать закон, он будет

держаться за свою родину. Если лишить человека его ценностей, он на многое способен. Ему нечего будет терять». (Игорь, 26 лет, образование высшее, педагог, Караганда).

«Несомненно, ценности — это ориентиры каждого человека, то есть то, на чем держатся, то, к чему стремятся ваши идеалы, ваши взгляды,— все это можно описать одним емким словом „ценности"». (Анастасия, 21 год, образование незаконченное высшее, студентка, Караганда).

«Ценности — это то, что дорого тебе. Это какие-то догмы, внутренние, составляющие, некие непреложные вещи. У каждого есть свои ценности. Мы можем обобщить это слово. У каждого бывают свои ценности» (Роман, 21 год, образование незаконченное высшее, студент, Караганда).

Участники фокус-группы определяли ценности в первую очередь как нечто нематериальное, чаще всего упоминались различные типы социальных контактов, взаимоотношений среди людей (преимущественно семья и дружба).

В ходе дискуссии было выявлено, что для молодежи приоритетное значение в иерархии ценностей имеют традиционные ценности, связанные с институтом семьи. По данным настоящего исследования, для молодого поколения индивидуалистические ценности, связанные с личными жизненными стратегиями, представляются не менее важными. Ценности молодых казахстанцев условно можно разделить на несколько основных групп:

1) ценности, связанные с чувством принадлежности к определенной социальной группе (семья, друзья);

2) здоровье личное и близких;

3) материальные ценности, связанные с достижением высокого уровня дохода, решением материальных проблем, карьерным ростом;

4) ценности самореализации.

Распределение ценностей по степени важности примерно совпадает у большинства участников, наибольшая роль отводится семейным ценностям:

«Для меня первоочередные — это семейные ценности, родные, близкие, их понимание, поддержка. Дальше уже самореализация и внутренний покой» (Даурен, 27 лет, образование высшее, 1Т-менеджер, Алматы).

«Это мои родители, которые меня воспитали, поставили меня на ноги. На втором месте — карьера, дальше — семья, любимый человек»

(Райгуль, 24 года, образование высшее, работник сферы торговли, Актобе).

«У меня на первом месте — это семья. На втором месте — это моя свобода, мое развитие, самообразование и вообще образование, это моя работа. На третьем месте, наверное, материальные какие-то ценности» (Валентина, 29 лет, образование высшее, преподаватель вуза, Алматы).

«Для меня ценности делятся на две категории. У меня есть ребенок. Это очень большая ценность. Я это понимаю. Открываю ему мир. Есть другая ценность. Это мой духовный мир. Мне необходимо открывать для себя что-то новое, изучать культуру. Вот как-то так» (Настя, 25 лет, образование среднее специальное, безработная, Караганда).

«Для меня важно здоровье моих близких, потому что если не будет здоровья, то все остальное уже будет неважно. Ни деньги, ни карьера, ни работа, ничего уже не нужно будет, потому что ничто не будет приносить радость» (Дамир, 29 лет, образование высшее, финансист, Усть-Каменогорск).

«В первую очередь, это, конечно, семья, мои родители, близкие. Но и без здоровья, конечно, ничего не будет. Никому не будешь нужным, кроме семьи» (Виктория, 18 лет, образование среднее, студентка, Усть-Каменогорск).

Одним из центральных вопросов состоявшегося исследования стал вопрос о ценности патриотизма ввиду необходимости выявить, как воспринимают родину молодые казахстанцы, и, отталкиваясь от полученных данных, интерпретировать их мнения.

Несмотря на многоплановость подходов к исследованию патриотизма, все исследователи сходятся в том, что его основным объектом является родина, а точнее — образ родины, складывающийся в сознании человека.

Результаты исследования показали, что родина прежде всего ассоциируются у участников фокус-группы с «большой родиной» — местом рождения, при этом они связывают это понятие с определенными ценностями и традициями:

«Родина — это моя страна. В принципе, это не обязательно Восточный Казахстан, я считаю, что моя родина это и Южный Казахстан, и Западный. Это земля, которую нам оставили предки (Дамир, 29 лет, образование высшее, финансист, Усть-Каменогорск).

«Родина — это, конечно, страна, семья, наши родные и близкие. Традиции — передаваемые от поколения к поколению, какие-то очень важные для нас духовные ценности» (Виктория, 18 лет, образование

среднее, студентка, Усть-Каменогорск).

«<Где родилась, естественно, потому что там были заложены все те качества, с которыми мы сейчас живем, был заложен характер. Это место, которое помогло стать тем, кем мы сейчас являемся» (Анна Фомина, 19 лет, образование общее среднее, студентка, Алматы).

Понятие «Родина» многопланово. Оно включает в себя как непосредственное место рождения или проживания, личное место, в котором все является знакомым и привычным («малая Родина»), так и родную страну, место проживания социокультурной общности, нации («большая Родина»).

Таким образом, сравнительный анализ ценностей молодежи Казахстана и России позволяет сделать вывод о том, что, находясь в географической близости друг от друга, молодежь испытывает воздействие одних и тех же социальных, культурных процессов. Это оказывает влияние на формирование ценностных установок и ориентаций молодого поколения двух стран.

Завершая анализ социологических исследований, проводимых в Российской Федерации и Республике Казахстан, необходимо отметить следующую общую картину ценностей российской и казахстанской молодежи: выявлено, что для молодежи двух стран приоритетное значение в иерархии ценностей имеют традиционные, связанные с институтом семьи. Кроме того, данные исследований показали, что для молодого поколения индивидуалистические ценности, связанные с личными жизненными стратегиями, представляются не менее важными.

Сравнительный анализ результатов эмпирических исследований позволил выявить в структуре ценностных ориентаций молодежи как наличие прагматических, утилитарных ценностей, так и важность нематериальных ценностей. Их можно условно разделить на несколько основных групп:

- ценности, связанные с чувством принадлежности к определенной социальной группе (семья, друзья);

- здоровье личное и близких;

- материальные ценности, связанные с достижением высокого уровня дохода, решением материальных проблем, карьерным ростом;

- ценности самореализации.

Для молодежи наиболее приоритетной является ценность семьи, при этом акцент делается на традиционную семью (двое супругов и дети),

где мужчина воспринимается как основной кормилец и глава семьи, мужчине отводится доминирующая роль в принятии решений, женщине отводится роль в создании домашнего уюта, обеспечения комфорта и воспитания детей.

С целью укрепления патриотизма среди молодежи рекомендуется проведение следующего комплекса мероприятий:

- разработка конкретных положений о формировании духовно-нравственных ценностей и гражданской культуры молодежи;

- внедрение ценностного воспитания молодежи в образовательные программы — это формирование комплекса интегрированных предметов, направленных на изучение прав человека, основ демократии, культуры мира;

- изучение в рамках образовательных учреждений правовой и государственной системы, ее истории, государственной символики, биографий выдающихся граждан нашей страны;

- разработка и внедрение интерактивных образовательных программ, посвященных пропаганде современных достижений страны, личностям и значимым событиям в «новой истории» страны для формирования позитивного образа и восприятия;

- создание культурной продукции и интернет-ресурса с целью популяризации национальных традиций.

С целью укрепления позитивного образа семьи и семейных ценностей в структуре идентичности молодого поколения необходимо проводить мероприятия по пропаганде традиционных семейных ценностей, стабильности семьи и брака, ценности детей и многодетности, профилактике раннего материнства и социального сиротства.

Комментарии

1) Комплексное исследование ценностных ориентаций молодежи. Росмолодежь, 2016 год.

2) Республиканское социологическое исследование «Жизненные ценности казахстанской молодежи» (серия фокус-групповых дискуссий), проведенное в 2017 году в областных центрах Восточно-Казахстанской (г. Усть-Каменогорск), Южно-Казахстанской (г. Шымкент), Карагандинской (г. Караганда), Актюбинской (г. Актобе)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

областях и городах республиканского значения (Алматы). Всего пять фокус-групп, количество участников, N=47 молодых граждан Республики Казахстан в возрасте от 18 до 29 лет. Рук.— директор Научно-исследовательского центра «Молодежь», кандидат политических наук Т. Б. Калиев.

Литература

1. Вебер М. Избранное. Образ общества / пер. с нем. М.: Юрист, 1994. 627 с.

2. Грибов Г. М. Мир ценностей молодежи: прошлое, настоящее, Восток, Запад: монография. Брест: Изд-во БрГту, 2006. С. 124.

3. Зубок Ю. А., Ростовская Т. К., Смакотина Н.Л. Молодежь и молодежная политика в современном российском обществе. М.: Перспектива, 2016. 166 с.

4. Нарутто С. В., Ростовская Т. К. Право на образование — главная конституционная ценность российской молодежи // Ежегодник российского образовательного законодательства. 2016. Т. 11. С. 17-29.

5. Осипова Н. Г., Епишев С. О., Прончев Г. В., и др. Особенности процесса формирования ценностных ориентаций современной российской молодежи и осуществления молодежной политики в Российской Федерации (результаты социологического исследования): монография. М.: МАКС Пресс, 2016. 280 с.

6. Российская молодежь: социально-демографический портрет и система ценностей в контексте многонациональной основы российского государства: коллективная монография /под ред. чл.- корр. РАН, д.э.н., проф. С. В. Рязанцева и д. соц. н., проф. Т. К. Ростовской. М.: Перспектива, 2017. 600 с.

7. Ростовская Т. К. Семья и семейный образ жизни в системе ценностей поколений. Человек в мире культуры. Региональные и культурологические исследования. 2015. № 2. С. 3-9.

8. Ростовская Т. К., Кучмаева О. В. Представления молодых россиян о семейной жизни: социологический ракурс // Вопросы управления. 2015. № 3 (15). С. 85-90.

9. Ростовская Т. К., Рязанцев С. В. Социально-демографические характеристики молодежи в современном российском обществе // Государственный советник. 2015. № 2. С. 66-75.

10. Томас У., Знанецкий Ф. Методологические заметки// Американская социологическая мысль. М.: 1994. 344 с.

References

• Gribov G. M. Mir cennostej molodezhi: proshloe, nastoyashchee, Vostok, Zapad: monografiya. Brest: Izd-vo BrGtu, 2006, S. 124. [In Rus].

• Narutto S. V., Rostovskaya T. K. Pravo na obrazovanie—glavnaya konstitucionnaya cen-nost' rossijskoj molodezhi // Ezhegodnik rossijskogo obrazovatel'nogo zakonodatel'stva. 2016. T.11. S. 17-29. [In Rus].

• Osipova N. G., Elishev S. O., PronchevG. V.,i dr. Osobennosti processa formirovaniya cennostnyh orientacij sovremennoj rossijskoj molodezhi i osushchestvleniya molodezh-noj politiki v Rossijskoj Federacii (rezul'taty sociologicheskogo issledovaniya): monografiya. M.: MAKS Press, 2016. 280 s. [In Rus].

• Rossijskaya molodezh': social'no-demograficheskij portret i sistema cennostej v kon-tekste mnogonacional'noj osnovy rossijskogo gosudarstva: kollektivnaya monografiya / pod red. chl.-korr. RAN, d.eh.n., prof. S. V. Ryazanceva i d. soc. n., prof. T. K. Rostovskoj. M.: Perspektiva, 2017. 600 s. [In Rus].

• Rostovskaya T. K. Sem'ya i semejnyj obraz zhizni v sisteme cennostej pokolenij. Chelovek v mire kul'tury. Regional'nye i kul'turologicheskie issledovaniya.2015. № 2. S. 3-9. [In Rus].

• Rostovskaya T. K., Kuchmaeva O. V. Predstavleniya molodyh rossiyan o semejnoj zhizni: sociologicheskij rakurs // Voprosy upravleniya. 201S. № 3 (15). S. 8S-90. [In Rus].

• Rostovskaya T. K., Ryazancev S. V. Social'no-demograficheskie harakteristiki molo-dezhi v sovremennom rossijskom obshchestve // Gosudarstvennyj sovetnik. 2015. № 2. S. 66-75. [In Rus].

• Tomas U., Znaneckij F. Metodologicheskie zametki// Amerikanskaya sociologiches-kaya mysl'. M.: 1994. 344 c. [In Rus].

• Veber M. Izbrannoe. Obraz obshchestva / per. s nem. M.: Yurist, 1994. 627 s. [In Rus].

• Zubok Yu. A., Rostovskaya T. K., Smakotina N. L. Molodezh' i molodezhnaya politika v sovremennom rossijskom obshchestve. M.: Perspektiva, 2016. 166 s. [In Rus].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.