- известия вгпу. пе,
с.к. ИСЛАМГУЛОВА (Алматы, Казахстан)
о молодежной политике в казахстане и формировании ценностных приоритетов
Выносятся на обсуждение содержание молодежной политики в Республике Казахстан и основные подходы к ее реализации. Анализируются некоторые аспекты состояния системы технического и профессионального, а также высшего образования. Приводятся статистические данные за последние пятнадцать лет. Исследуется проблема формирования ценностных ориентиров у студенческой молодежи, рассматриваются механизмы её решения.
Ключевые слова: молодежь, ценностные приоритеты, молодежная политика.
Время коротких расстояний, одноразовых подгузников, разовой морали, связей на одну ночь; лишнего веса и таблеток, которые делают все: возбуждают нас, успокаивают нас, убивают нас...
Дж. Карлин
Каждый человек на земле, чем бы он ни занимался, играет главную роль в истории мира.
И обычно даже не знает об этом.
П. Коэльо
Сегодня стала очевидной иллюзорность концепции потребительского общества <...>.
Этой ложной идее, которая никак не может быть реализована не только во всем мире, но даже в развитых странах, можно найти конструктивную альтернативу. и такой альтернативой является идея Общества Всеобщего Труда.
Н.А. Назарбаев
Определение ценностных ориентиров -сложная задача, а их воплощение - сверхсложная. В.П. Вахтерев полагал, что выполнить ее можно, если «сообщить воспитанию жизненный характер, удалив из него все искусственное и условное, но в то же время оградить ребенка от деморализующего влияния современной среды» [2, с. 327].
С такой позицией трудно не согласиться, вот только оградить растущее поколение «от деморализующего влияния среды» в условиях современного информационного пространства невозможно. Мы являемся свидетелями, а порой и участниками информационных войн за умы и души, прежде всего, молодежи. Это очень затрудняет работу школы, вуза и других
гогические науки -
социальных институтов. Так, педагогов призывают воспитывать патриотически настроенное поколение, а телевидение, Интернет и прочие СМИ транслируют уничижительное отношение к стране некоторых политических и общественных деятелей. «Часть правящей и интеллектуальной элиты, видя комфорт, свободы и защищенность личных интересов в рыночной цивилизации, начинает смотреть на свою страну как на что-то ущербное, неполноценное, подлежащее радикальному и быстрому исправлению. В результате элита утрачивает способность видеть реальные национальные интересы, а также моральную готовность твердо и настойчиво их защищать» [15, с. 31].
Наши дети воспитываются в условиях глобализации. Интернет оплел землю своими коммуникативными каналами. Мы общаемся с друзьями детства, с которыми последний раз виделись на выпускном, а сейчас они живут где-то в Канаде. Мы знакомимся с людьми из разных стран и становимся друзьями. Виртуальными. Мы путешествуем, учимся и работаем в разных странах. Люди стали ближе друг другу? Наверное, но те, кто очень далеко. У нас нет времени для общения с родными и друзьями, с которыми живем в одном городе, которые нам очень дороги.
Интернет позволяет узнавать о событиях в любой точке мира и даже отслеживать их в режиме online. Мы сопереживаем жителям сирии, Венесуэлы, стран африканского континента, а рядом поднимают голову националисты. И уже кого-то могут оскорбить и даже убить за то, что у него другой разрез глаз, цвет кожи. кто-то становится чужим в краю, где родился и прожил всю жизнь.
стране нужны ученые, учителя, врачи, инженеры, работники культуры и искусства, квалифицированные рабочие... Нужны те, кто создает социально-экономические условия, в том числе и для воспитания и развития современной молодежи. Телевидение же навязывает совсем других «героев». Здесь высмеиваются учителя и поднимаются на пьедестал «труженики» шоу-бизнеса.
Трудно в таких условиях определиться с ценностными приоритетами не только ребенку или молодому человеку - и люди постарше испытывают некоторую растерянность. Еще недавно были востребованы ценности, четко сформулированные в «Моральном кодексе строителя коммунизма», и все организации, ответственные за «гармоничное развитие лич-
© Исламгулова С.К., 2015
ности», вели целенаправленную системную работу. Работала «пропагандистская машина» и достаточно результативно. Воспитание было поистине «дидактической машиной» (по П.П. Блонскому).
Конечно, тех, кто хотел бы вернуть советское прошлое, становится с каждым годом все меньше. Изменились люди, общественные отношения, общество в целом. Часть ценностных приоритетов утратила свою актуальность, была дискредитирована политической подоплекой. Вместе с тем и такие смыслы, как «прежде думай о родине, а потом о себе», «сам погибай, а товарища выручай», «не в деньгах счастье» и др., высмеиваются и разрушаются.
какие же нравственные ценности нужны сегодня государству, обществу, человеку? Какова цель педагогической деятельности, что представляет собой педагогический идеал? Особенно актуальной представляется озабоченность В. И. Вернадского, который в 1918 г. записал в своем дневнике: «Где искать опоры? Искать в бесконечном творческом акте, в бесконечной силе духа... Нельзя отложить заботу о вечном и великом на то время, когда будет достигнута для всех возможность удовлетворения своих элементарных нужд. Иначе будет поздно. Мы дадим материальные блага в руки людей, идеалом которых будет - "хлеба и зрелищ". Есть, пить, ничего не делать, наслаждаться любовью. Неужели учитель может удовлетвориться, когда он будет воспитывать Скалозубов, Молчали-ных, жадных до денег банкиров, обжор, эгоистов...» [3, с. 161].
Проблема определения содержания жизненных идеалов и приоритетов стоит перед человечеством на протяжении всей его истории.
она волнует каждого, кто способен задуматься о смысле жизни, поскольку «ценностные ориентации устанавливают критерии желательности или нежелательности тех или иных целей. Эта целеполагающая функция превращает ценностные ориентации в мощный мо-тивационный регулятор поведения людей» (Яокеа^ М., 1973; цит. по: [6, с. 43]).
Значимость этой проблемы осознается в большинстве государств мира. Казахстан также озабочен определением ценностных приоритетов, позволяющих «сохранить преемственность в развитии общества в условиях открытого мира» [8], и путей их формирования у молодежи, численность которой в республике Казахстан (РК) в 2014 г. составила 25% от населения. Динамика численности молодого населения Казахстана представлена на рис. 1 [9, с.4; 10, с. 5; 11, с. 5]. Очевидно, что в период с 1999-го по 2010 г. количество населения РК в возрасте 14-28 лет увеличилось на 628 248 человек. Вместе с тем в период с 2010-го по 2014 г. наблюдается отрицательная динамика - 207461 человек. Такая тенденция объясняется демографическим спадом в 1990-х и прогнозируется до 2015 г.
Удельный вес молодежи в численности населения трудоспособного возраста в 2014 г. составил 40,1%, а потому национальная безопасность и развитие Казахстана требуют наиболее полного включения её в социально-экономическую, политическую и культурную жизнь общества. Необходимо обеспечить расширение возможностей молодого человека в выборе своего жизненного пути, достижении личного успеха; реализацию инновационного потенциала молодежи в интересах общественного развития молодежи и всего общества. Это
Рис. 1. Динамика численности населения РК в возрасте 14-28 лет, тыс. чел.
Рис. 2. Количество молодежных объединении в Казахстане
2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013г.
Рис. 3. Объем финансирования молодежной политики РК, тыс. тенге
будет невозможным без содействия в РК социальному, культурному, духовному и физическому развитию молодого поколения со стороны всех уровней государственной власти и управления [17, с. 28].
На решение этих задач и направлена молодежная политика РК, составная часть которой - нормативно-правовая база, регулирующая деятельность различных структур по реализации целей и задач этого проекта. Например, в 1994 г. Казахстан ратифицировал Конвенцию о правах ребенка, в 1999 г. распоряжением Президента РК одобрена Концепция государственной молодежной политики Республики Казахстан, в 2004 г. принят закон «О государственной молодежной политике в Республике Казахстан». Начиная с 2001 г., реализован ряд программ, в том числе «Молодежь Казахстана», Программа молодежной политики на 2003-2004 гг., Программа молодежной политики на 2005-2007 гг., а также Государственная программа патриотического воспитания граждан Республики Казахстан на 2006-2008 гг. В настоящее время молодежная политика осуществляется в рамках государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 гг. и Концепции государственной молодежной политики Республики Казахстан до 2020 г. «Ка-
захстан 2020: путь в будущее». Важным ориентиром являются послание Президента РК Н.А. Назарбаева и сформулированная в нем национальная идея «Мэцгшк Ел». В этом послании определены главные ценности, объединяющие всех казахстанцев: независимость Казахстана; национальное единство, мир и согласие в обществе; светское общество и высокая духовность; экономический рост на основе индустриализации и инноваций; Общество Всеобщего Труда; общность истории, культуры и языка; национальная безопасность и глобальное участие нашей страны в решении общемировых и региональных проблем [16].
Для расширения молодежного движения и поддержки инициатив молодежных организаций в 2005 г. было создано общественное объединение студенческой молодежи «Альянс студентов Казахстана», в 2008 г. по итогам I съезда Молодежного крыла «Жас Отан» при Народно-Демократической партии «Нур Отан» - Совет по молодежной политике при Президенте Республики Казахстан. С 2011 г. действует «Ассоциация молодых депутатов Казахстана», а во всех регионах республики -молодежные маслихаты. В 2011 г. появились новые организации для детей и юношества -«Жас Кыран» и «Жас Улан», приоритетной задачей которых является патриотическое вос-
10
15
20
25
30
Семья Здоровье
Материальное благополучие Друзья
Любовь, любимый человек Карьера Будущее детей Интересная работа Успех Образование Независимость, свобода Самореализация Соблюдение прав и свободы Вера (религия) Профе ссионализм Традиции Служба Родине Затрудняюсь ответить
14,7 29,5
9,5 9,4
■ 6,1
4,8 4,6 ,7 4
3
-1 и
™ 2,2
н 1,8
Ш 1Д
- 0,9
■ 0,8
■ 0,6
0,3
■ 0,5
Рис. 4. Распределение ответов студентов РК на вопрос «Что из нижеперечисленного является для Вас наиболее важным?», %
питание. На II съезде МК «Жас Отан» НДП «Нур Отан» глава государства Н.А. Назарбаев подчеркнул: «Вертикаль молодежной политики важно довести до каждого города и аула». На рис. 2 показана динамика количества молодежных объединений в РК [12, с. 147].
В 2013 г. Постановлением Правительства РК №115 создан научно-исследовательский центр «Молодежь», который занимается всесторонним исследованием состояния молодежи и социокультурных процессов. Молодежная политика в Казахстане имеет не только нормативно-правовое и институциональное обеспечение, но и финансовое. По данным Министерства образования и науки Республики Казахстан, в 2013 г. из республиканского бюджета на финансирование молодежной политики выделено более 1,5 млрд тенге, в том числе более 612 млн тенге - по государственному социальному заказу, из местных бюджетов - 942 млн тенге. Анализ показывает ежегодный системный рост объемов финансирования государственной молодежной политики (см. рис. 3) [Там же, с. 104].
Такая консолидация усилий, направленных на повышение эффективности работы с молодежью, стимулируется рядом причин, основными из которых являются давление глобализации, недоминантный статус ценностей труда, патернализм и социальный инфантилизм, культ потребления, риск радикализа-
ции молодежной среды и маргинализация молодежи. То есть речь идет об утрате части традиционных ценностных установок, что связано с влиянием внешних и внутренних факторов. К примеру, в последние годы в Казахстане наблюдался значительный экономический рост, а американский социолог Р. Инглхарт на основании проведенных исследований заключает, что «после некоторого периода резкого повышения экономической и физической безопасности можно ожидать обнаружения существенных различий между ценностными приоритетами старших и более молодых групп: их, как окажется, сформировал различный опыт в годы личностного становления» [7, с. 24].
Это заключение подтверждается социологическим исследованием, проведенным научно-исследовательским центром «Молодежь» в октябре 2013 г., которое позволило выявить и ранжировать ценностные ориентиры студентов (см. рис. 4).
Самым главным и ценным в жизни учащейся в вузах молодежи является семья (29,5%). На втором месте находится здоровье (14,7%). Далее следуют материальное благополучие (9,5%) и друзья (9,4%). Среди ценностей студенты указали будущее детей, интересную работу, успех, образование, независимость, самореализацию, соблюдение прав и свобод, веру, профессионализм и традиции. К сожалению, менее всего студенческая моло-
Рис. 5. Количество вузов в PK
1999 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014
Рис. 6. Количество студентов в вузах PK
дежь считает важным служение Родине (всего 0,3%) [5, с. 11].
Другая группа ученых, проведя собственные аналогичные исследования, пришла к равнозначному выводу: «молодой казахстанец -это "человек экономический", ориентированный на семью, работу, карьеру. Выгода и материальная заинтересованность являются основными мотивами его поведения. Для него важна ценность труда, но труд для него, скорее, средство обретения определенного социального статуса, а не сфера реализации творческой энергии. Зачастую он аполитичен, но это не носит тотального характера» [17, с. 104-105].
А.В. Внуков, анализируя результаты собственных исследований и работы других российских ученых, делает вывод, что типичный студент высоко ценит здоровье, семью и карьеру, но не нацелен на служение обществу и проявление личностной активности в обществе. Современный студент далеко не полно-
стью соответствует требованиям и ожиданиям традиционной русской культуры. Актуальное состояние ценностной иерархии у студентов не такое, как хотелось бы, что отражается на общественной ситуации в современной России [4, с. 124].
Процесс переоценки ценностей отмечается и в других странах. Р. Инглхарт исследовал «возникновение ценностного синдрома» на основе данных, полученных в 43 странах («обществах») с 1970-го по 1995 г., и пришел к заключению о широком распространении изменений в базовых ценностях населения индустриальных и индустриализирующихся обществ во всем мире [7, с. 21]. Однако история человечества показывает, что смена ценностных ориентиров происходила и до процессов индустриализации. Таким образом, это объективная закономерность: улучшаются условия жизни, поколение, выросшее в новых, более комфортных условиях, сменяет своих менее «удачливых» предшественников, а вместе
Год 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013
Место 36 34 35 36 45 51 59 60 58
с этим трансформируется и система ценностей общества в целом. Значит, нужно это принять, а заодно признать, что противодействие бесполезно?
Вместе с тем благополучие и безопасность переводят ценностный фокус с общественных интересов на личностные. Обесцениваются такие установки, как патриотизм, готовность к самопожертвованию, примат духовных ценностей над материальными и т.д. Поскольку уровень жизни гораздо выше у элит, то девальвация нравственных ценностей в первую очередь распространяется на их представителей. А это может привести (и приводило) к краху целых государств. «Перемены в мироотноше-нии (worldviews) людей, глубинные и массовые, изменяют облик экономической, политической и социальной жизни: трансформируются политические и экономические цели, религиозные нормы и семейные ценности, а эти изменения, в свою очередь, влияют на темпы экономического роста, на стратегические установки политических партий и на перспективы для демократических институтов» [7, с. 20].
Следовательно, бездействовать нельзя. И работу по формированию ожидаемых ценностных ориентиров необходимо активизировать, учитывая объективные факторы и используя достижения психологии и педагогики. Особую значимость имеет студенческое направление, поскольку это наиболее культурная часть молодежи, та, которая владеет целостным представлением о мире и человеке и видит жизненные пути. Именно этой категории граждан предстоит в будущем занять ключевые позиции в обществе.
В рамках осуществления молодежной политики министерство образования и науки РК реализует программу, направленную на улучшение качества высшего образования. с этой целью закрываются вузы, не соответствующие определенным требованиям (см. рис. 5) [18]. Таким образом, за последние десять лет количество вузов сократилось на 55 единиц.
Несмотря на рост количества молодого населения страны с 1999-го по 2010 г. на 14%, количество студентов увеличилось с 1999-го
по 2005 г. на 112,3%, а по 2010 г. - на 69,8%. С 2007 г. контингент студентов стал уменьшаться (см. рис. 6) [18]. Это связано, на наш взгляд, не только с уменьшением количества вузов и демографическим спадом в последние годы, но и ограничением заочного обучения (действует требование МОН PK о соотношении в вузе количества студентов очного отделения и заочного - 4:1). Следовательно, значительная часть населения не имеет доступа к высшему образованию, в том числе и ко второму высшему. Это отразилось и на международном рейтинге конкурентоспособности Казахстана (см. выше) [13, с. 258].
Во многих странах отмечается, что высшее образование утратило элитарность, поскольку увеличение контингента студентов уменьшает требования к абитуриентам. Это приводит к общему снижению качества образования. однако известный российский экономист А.А. Аузан доказывает, что «простые решения про закрытие плохих университетов не дадут нужного результата» [1]. Экономика Казахстана, как и россии, является сырьевой, а потому не очень нуждается в хорошо образованных людях, университет выступает в качестве социального института, который должен «доделать работу школы, тем более, что экономика в себя их все равно не принимает и не требует» [Там же]. Это значит, что в современных условиях предназначение бакалавриата состоит не столько в подготовке квалифицированного специалиста, сколько в производстве среднего класса, т. е. людей «с определенными ценностями и поведенческими установками». Создает ли это «положительные социальные эффекты? Конечно, потому что даже продолжительность жизни человека, продолжительность активной жизни человека зависит от образования во много раз сильнее, чем от здравоохранения, потому что от этих поведенческих установок мы получаем сбережение населения и его способность к работе» [Там же].
В этом заключаются и положительные социальные эффекты, и риски, поскольку диплом бакалавра не свидетельствует о квалификации молодого специалиста. решение этой проблемы заключается в ужесточении требо-
Рис. 7. Количество колледжей в РК
Рис. 8. Количество учащихся в колледжах РК
ваний к магистратуре и развитии системы технического и профессионального образования, что и происходит в Казахстане (рис. 7-8) [18].
Анализ статистических данных показывает, что в 2013/14 учебном году обучением в колледжах и университетах было охвачено 23,4% от общей численности молодежи.
Программными документами предусматриваются дальнейшее расширение сети учреждений технического и профессионального образования и улучшение их материально-технического обеспечения. Вместе с тем развитие у молодежи ценностных приоритетов, необходимых для национальной безопасности и процветания государства, только такими мерами не обеспечить. Необходимо пересмо-
треть подходы к подготовке преподавателей вузов и колледжей и установки их педагогической деятельности. Очень часто преподаватели ограничиваются обучением студентов своему предмету и не считают необходимым решать воспитательные задачи средствами этого предмета. Введения дополнительных административных единиц и расширения требований к деятельности ППС недостаточно. Необходимо снабдить их педагогическим инструментарием, мотивировать к ожидаемому виду педагогической деятельности. Психологическая и педагогическая подготовка ППС должна стать обязательным условием работы в вузе в качестве преподавателя. Однако приходится согласиться с испанским философом и культурологом X. Ортега-и-Гассетом, который утверж-
- педагогические ПРоБЛЕ1
дал, что на сегодняшний день полностью отсутствует университетская педагогика.
Начинать, на наш взгляд, нужно с пересмотра миссии университетов. «Необходимо вернуть университету миссию - "просвещать" человека, приобщать его к культуре времени», открывать перед ним «современный мир, в котором человек должен так организовать свою жизнь, чтобы обрести подлинность"» [14, с. 53, 55].
список литературы
1. Аузан А.А. Миссия университета: взгляд экономиста URL: http://polit.ru/article/2013/05/07/ auzan/.
2. Вахтерев В.П. Избранные педагогические сочинения. М., 1987. С. 324-384.
3. Вернадский В.И. // Антология гуманной педагогики. М., 2001. С. 159-161.
4. Внуков А.В. Целевая трансформация ценностных ориентаций личности современного студента: социологический анализ: дис. ... канд. соци-ол. наук. М., 2014.
5. Воспитательная работа в вузах: аналитический доклад / Ж.К. Буканова, Ж. К. Каримова, Б.Б. Масатова [и др.]. Астана: ТОО «Шикула и К», 2013.
6. Инглхарт Р., Вельцель К. Модернизация, культурные изменения и демократия. М.: Нов. изд-во, 2011.
7. Инглхарт Р. Постмодерн: меняющиеся ценности и изменяющиеся общества // Полис. 1997. №4. С. 18-28.
8. Концепция государственной молодежной политики Республики Казахстан до 2020 года «Казахстан 2020: путь в будущее» (одобрена постановлением Правительства Республики Казахстан от 27 февраля 2013 г. № 191).
9. Молодежь Казахстана 2009: стат. сб. / под ред. А. Смаилова. Астана, 2009.
10. Молодежь Казахстана: стат. сб. / под ред. А. Смаилова. Астана, 2012.
11. Молодежь Казахстана: стат. сб. / под ред. А. Смаилова. Астана, 2014.
12. Национальный доклад «Молодежь Казахстана - 2013» / Ж.К. Буканова, Ж. К. Каримова [и др.]. Астана: НИЦ «Молодежь», 2013.
13. Национальный доклад о состоянии и развитии образования Республики Казахстан (краткая версия) / НЦ ОКО. Астана, 2014.
14. Ортега-и-Гассет X. Миссия университета. Минск: БГУ, 2005.
15. Психология менеджмента // под ред. Г.С. Никифорова. Харьков: Изд-во «Гуманитарный центр», 2009.
16. Послание Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева народу Казахстана. 17 января
i молодежной политики -
2014 г. Казахстанский путь - 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее (любое изд.).
17. Социальная активность молодежи Казахстана в современных социально-политических реалиях: кол. моногр. / под общ. ред. З.К. Шаукено-вой. Алматы: ИФПР КН МОН РК, 2014. URL: http:// www.stat.gov.kz/.
* * *
1. Auzan A.A. Missija universiteta: vzgljad jekonomista URL: http://polit.ru/article/2013/05/07/ auzan/.
2. Vahterev V.P. Izbrannye pedagogicheskie sochinenija. M., 1987. S. 324-384.
3. Vernadskij V.I. // Antologija gumannoj pedagogiki. M., 2001. S. 159-161.
4. Vnukov A.V. Celevaja transformacija cennost-nyh orientacij lichnosti sovremennogo studenta: sociolo-gicheskij analiz: dis. ... kand. sociol. nauk. M., 2014.
5. Vospitatel'naja rabota v vuzah: analiticheskij doklad / Zh.K. Bukanova, Zh. K. Karimova, B. B. Ma-satova [i dr.]. Astana: TOO «Shikula i K», 2013.
6. Inglhart R., Vel'cel' K. Modernizacija, kul'turnye izmenenija i demokratija. M.: Nov. izd-vo, 2011.
7. Inglhart R. Postmodern: menjajushhiesja cennosti i izmenjajushhiesja obshhestva // Polis. 1997. №4. S. 18-28.
8. Koncepcija gosudarstvennoj molodezhnoj politiki Respubliki Kazahstan do 2020 goda «Kazahstan 2020: put' v budushhee» (odobrena postanovleniem Pravitel'stva Respubliki Kazahstan ot 27 fevralja 2013 g. № 191).
9. Molodezh' Kazahstana 2009: stat. sb. / pod red. A. Smailova. Astana, 2009.
10. Molodezh' Kazahstana: stat. sb. / pod red. A. Smailova. Astana, 2012.
11. Molodezh' Kazahstana: stat. sb. / pod red. A. Smailova. Astana, 2014.
12. Nacional'nyj doklad «Molodezh' Kazahsta-na - 2013» / Zh.K. Bukanova, Zh. K. Karimova [i dr.]. Astana: NIC «Molodezh'», 2013.
13. Nacional'nyj doklad o sostojanii i razvitii obrazovanija Respubliki Kazahstan (kratkaja versija) / NC OKO. Astana, 2014.
14. Ortega-i-Gasset X. Missija universiteta. Minsk: BGU, 2005.
15. Psihologija menedzhmenta // pod red. G.S. Nikiforova. Har'kov: Izd-vo «Gumanitarnyj centr», 2009.
16. Poslanie Prezidenta Respubliki Kazahstan N. Nazarbaeva narodu Kazahstana. 17 janvarja 2014 g. Kazahstanskij put' - 2050: Edinaja cel', edinye interesy, edinoe budushhee (ljuboe izd.).
17. Social'naja aktivnost' molodezhi Kazahstana v sovremennyh social'no-politicheskih realijah: kol. monogr. / pod obshh. red. Z.K. Shaukenovoj. Almaty: IFPR KN MON RK, 2014. URL: http://www.stat. gov.kz/.
известия вгпу. педагогические науки
About the youth policy in Kazakhstan and formation of value priorities
There is considered the youth policy in Kazakhstan and the main approaches to its implementation. There are analyzed some aspects of the system of the technical, professional and higher education. There is given the statistic information for the last fifteen years. There is researched the issue of students' values formation, considered the mechanisms of solution.
Key words: youth, value priorities, youth policy.
а.м. трещёв, и.а. романовская
(Астрахань)
формирование ценностных ориентаций гражданско-патриотической направленности у будущих специалистов в сфере физической культуры и спорта
Рассматриваются проблема формирования ценностных ориентаций гражданско-патрио-тической направленности у будущих специалистов в сфере физической культуры и спорта, а также формы и методы формирования ценностных ориентаций. Конкретизировано научное представление о ценностных ориентациях гражданско-патриотической направленности студентов-спортсменов и дано научное обоснование педагогических условий их формирования.
Ключевые слова: педагогические условия, студенты-спортсмены, формирование, ценностные ориентации, гражданско-патриотическая направленность.
Социально-экономические и политические преобразования, происходящие в нашей стране, обусловливают качественные перемены в различных областях жизни общества и государства и требуют от системы высшего профессионального образования подготовки специалистов, отличающихся как высоким уровнем общей культуры, так и развитостью системы ценностных ориентаций гражданско-патриотической направленности.
Значимость воспитания патриотизма и гражданственности молодежи неоднократно подчеркивалась в нормативных документах Правительства Российской Федерации. Так, в Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан российской Федерации на 2011-2015 годы» в качестве основной цели называется «развитие и совершенствование системы патриотического воспитания граждан». Одной из ключевых задач реализации молодежной политики в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.» является «гражданское образование и патриотическое воспитание молодежи» [2].
Стратегические ориентиры модернизации высшей школы в сфере физической культуры и спорта позволяют по-новому поставить вопрос о студенте-спортсмене, формированием которого как патриота и гражданина необходимо заниматься в студенческие годы, когда преимущественно и происходит профессиональное становление его личности.
Возросший в настоящее время в педагогической науке интерес к вопросам профессионального становления и воспитания будущих специалистов физкультурно-спортивной сферы, а также разработанные К.А. Абульхановой-Славской, Б.Г. Ананьевым, Л.И. Анциферовой, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьевым, Б.Ф. Ломовым, В.Н. Мясищевым, С.Л. Рубинштейном и другими отечественными учеными методологические положения о становлении человека как субъекта своей жизнедеятельности и внутреннего мира стали основой для разработки проблемы развития ценностных ориен-таций гражданско-патриотической направленности личности студента-спортсмена.
Вместе с тем анализ теоретических источников и изучение современной практики подготовки специалистов в сфере физической культуры и спорта демонстрируют отсутствие целостного, основанного на современных подходах представления о формировании ценностных ориентаций гражданско-патриотической направленности у студентов-спортсменов в процессе обучения в вузе. Вследствие этого актуализируется научная задача теоретического и практического обоснования содержательно-технологического обеспечения процесса формирования ценностных ориентаций гражданско-патриотической направленности у студентов-спортсменов в вузе.
В качестве опытно-экспериментальной базы исследования выступили Астраханский
© Трещёв А.М., Романовская И.А., 2015