УДК 32
Л. Ю. Зайниева
Становление государственной молодежной политики в Казахстане
В статье рассматриваются основные достижения республики в сфере работы с молодым поколением в период независимости. Значительное внимание уделяется перспективным направлениям этой деятельности в целях повышения роли молодежи в развитии страны.
Ключевые слова: молодежь, государственная молодежная политика, уровень молодежной политики, Ассамблея народа Казахстана, молодежные организации, молодежный парламент, государственный грант, президентская программа «Бола-шак», совет по делам молодежи, занятость молодых людей, молодежная практика.
L. U. Zainieva
Formation of the State Youth Policy in Kazakhstan
In the article the main achievements of the republic in the work sphere with the young generation in the period of independence are considered. The considerable attention is paid to the perspective directions of this activity to increase the role of the youth in the country development.
Keywords: the youth, state youth policy, a level of the youth policy, Assembly of the People of Kazakhstan, youth organizations, youth Parliament, state grant, president's programme "Bolashak", the council on the youth affairs, employment of young people, youth practice.
Среди важнейших вопросов развития Казахстана в период независимости особое место занимает молодежное направление. Это подчеркивает и молодость казахстанского государства, и значимость молодого поколения в его жизни. Государственная молодежная политика проводится, прежде всего, государственными институтами, поэтому ее темпы и эффективность зависят от возможностей государства. С другой стороны, без молодежи не будет развития самого государства, что обусловливает опережающий характер политики в отношении молодежи, ее лидирующее положение среди других направлений деятельности государства.
Это проявилось, например, в СССР. Положительные изменения стали особенно заметны в 80-е гг., доминантой которых явилась разработка закона о государственной молодежной политике. Она привлекла внимание к молодежи многих структур советского общества при инициативной роли комсомола. Закон «Об общих началах государственной молодежной политики в СССР» был принят накануне распада Советского Союза: 16 апреля 1991 г. он был подписан Президентом страны, а 6 мая опубликован в «Комсомольской правде». Законы во многих союзных республиках разрабатывались или были приняты также незадолго до распада страны. Таким образом, на фоне всевозможных проблем советского общест-
ва утверждалась позитивная подвижка - молодежная политика как особое направление деятельности государства. По мнению доктора философских наук И. М. Ильинского, идея молодежной политики явилась одной из немногих положительных идей, которые унаследовали государства, созданные позже на постсоветском пространстве [1, с. 546].
Закон «О государственной молодежной политике в Казахской ССР» был принят в июне 1991 г., одним из первых в республиках Союза ССР. Поэтому появление проблем в осуществлении данного закона не было случайностью, особенно в финансировании. Довольно скоро возникли предложения по его изменению, а позже - принятию нового. 28 августа 1999 г. распоряжением Президента РК Н. А. Назарбаева утверждена «Концепция государственной молодежной политики Республики Казахстан», а 7 июля 2004 г. им был подписан Закон «О государственной молодежной политике в Республике Казахстан». Возрастные границы молодежи определены в интервале 14-29 лет. Государственная молодежная политика сформулирована как система социально-экономических, политических, организационных и правовых мер, осуществляемых государством и направленных на поддержку молодежи [2, с.6].
В области управления молодежной политики в Казахстане использованы разные подходы. Го-
© Зайниева Л. Ю., 2013
сударственный комитет по делам молодежи, физической культуре и спорту, образованный в 1991 г., был вскоре преобразован в Государственный комитет Республики Казахстан по делам молодежи. На местах созданы комитеты по делам молодежи во всех областях, во многих городах и районах; в ряде мест они были совмещены с другими государственными структурами или входили в состав администраций. В 1993 г. упраздняются Государственный комитет по делам молодежи и Министерство туризма, физической культуры и спорта и вместо них создается единый орган: Министерство по делам молодежи, туризма и спорта Республики Казахстан. В дальнейшем при очередных реорганизациях органов государственного управления молодежью стали заниматься структуры в различных министерствах. В настоящее время эти функции переданы Министерству образования и науки [3, с. 185-189].
В 2000 г. утверждено Положение о Совете по делам молодежи при Правительстве РК - консультативно-совещательном органе, основной целью которого обозначена выработка предложений по важнейшим вопросам молодежной политики в стране. Советы по делам молодежи действуют при акимах областей, городов Астаны и Алматы. В 2008 г. создан Совет по молодежной политике при Президенте Республики Казахстан, задачами которого являются координация молодежной политики, анализ ситуации в молодежной среде и выработка практических рекомендаций для Главы государства.
Для решения молодежных проблем необходимо взаимодействие заинтересованных общественных институтов, включая молодежные организации. В республике значительно увеличилось количество молодежных организаций. Особый интерес вызывает возникновение образований в форме молодежных парламентов, отражающих стремление юношей и девушек выйти на государственный уровень решения собственных проблем, принять участие в законотворчестве. Ценность таких образований подтверждает российский опыт, свидетельствующий, что целью создания и деятельности молодежных парламентов является объединение юношей и девушек при рассмотрении вопросов их жизнедеятельности, налаживание сотрудничества молодежи и ее организаций с органами законодательной и исполнительной власти [4, с. 624]. В молодежном движении республики заметна роль студенчества. В 2005 г. создан Альянс студентов Казахстана. С целью объединения школьников по инициативе Президента РК создана Единая детско-юношеская организация «Жас Улан».
Появились молодежные крылья в политических партиях, среди которых выделяется «Жас Отан» - крыло Народно-демократической партии «Нур Отан». Выступая на его первом съезде в мае 2008 г., Н. А. Назарбаев отметил, что «Жас Отан» должен взять на себя функции консолидации молодежи страны на основе патриотических ценностей и целей прогресса. Он призван превратиться в ядро широкой молодежной коалиции, пригласить все молодежные организации к объединению. Особое внимание следует обратить на активность молодежи в регионах, сельской местности.
На съезде «Жас Отана» Н. А. Назарбаев высказал принципиальные положения, определяющие сущность государственной молодежной политики на современном этапе. Он отметил, что, с одной стороны, нужно воздерживаться от чрезмерной опеки молодежи и благотворительности, которые подрывают стимул к самостоятельной активности, ведут к иждивенчеству. С другой стороны, государственная молодежная политика должна давать молодым людям весомый шанс стать полноправными гражданами страны. Это получение хорошего профессионального образования, наличие стабильной работы с достойным уровнем оплаты и собственного жилья для создания семьи, ведение здорового образа жизни. Президент подчеркнул, что достижение четырех базовых элементов является важнейшей целью стратегии роста конкурентоспособности нации и текущей политики Правительства [5].
Правительство республики одобрило Концепцию поддержки и развития конкурентоспособности молодежи на 2008-2015 гг., рекомендованную центральным и местным исполнительным органам при разработке государственных, региональных и отраслевых программ.
Несмотря на кризис, государство поддержало студентов, выделив в соответствии с Посланием Президента РК народу Казахстана 2009 г. дополнительные гранты и кредиты. В Послании Президента 2011 г. модернизация образования обозначена главным аспектом новой социальной политики. В соответствии с ним казахстанцам предоставлена возможность накапливать средства на обучение детей с получением процентных бонусов от государства [6]. Эта накопительная система не повлекла снижения количества государственных грантов.
Талантливым молодым людям обеспечиваются возможности для учебы за рубежом. Популярна международная президентская программа «Бола-шак». Акцент этой программы смещен на целевую подготовку магистров и докторов PhD и организа-
цию различных категорий стажировок. В связи с созданием интеллектуальных школ, открытием в Астане Международного Назарбаев университета подготовку студентов по бакалавриату могут обеспечить казахстанские вузы. В июле 2008 г. Указом Президента утверждена Государственная программа развития технического и профессионального образования на 2008-2012 гг.
В соответствии с Законом Республики Казахстан «О занятости населения» определен перечень лиц, относящихся к целевым группам, включая молодежь в возрасте до 21 года, воспитанников детских домов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в возрасте до 23 лет, которым обеспечивается содействие в занятости как лицам, испытывающим затруднения в трудоустройстве и требующим социальной защиты. Следует сказать о Генеральном соглашении между Правительством, республиканскими объединениями работников и работодателей, заключаемом с 2005 г. Например, в соглашении на 2009-2011 гг. имелся специальный раздел, касающийся обеспечения прав и гарантий рабочей молодежи. С 2009 г. в соответствии с Посланием Президента народу Казахстана введена молодежная практика. По направлениям органов занятости в ней принимают участие выпускники организаций образования с перспективой трудоустройства на постоянную работу. Государством оказывается поддержка предпринимательской деятельности молодежи, решению ее жилищных проблем. В число социальных приоритетов выдвинуто студенческое жилье.
В октябре 2000 г., во время встречи с лидерами молодежных организаций, Главой государства был поставлен вопрос о возрождении студенческих строительных отрядов. Новый импульс развитию стройотрядов дало Послание Президента народу Казахстана 2005 г. В нем содержалось конкретное поручение Правительству республики предоставить студентам в период каникул работу, а также развернуть с привлечением студентов программу озеленения страны «Жасыл ел» [7, с. 20].
Одним из приоритетов государственной молодежной политики является развитие зарубежного сотрудничества в этой сфере. Оно осуществляется на основе двухсторонних соглашений с Германией, Саудовской Аравией, Азербайджаном, Грузией, Туркменистаном, Беларусью, Катаром, Украиной, Таджикистаном, Кыргызстаном, Иорданией и рядом других стран. Наряду с этим Казахстан стремится учитывать многоуровневый характер молодежной политики. В мировом сообществе в интересах молодежи выделя-
ется деятельность ООН. Полезна интеграция молодежной политики на региональном уровне, особенно в рамках Содружества Независимых Государств. 25 ноября 2005 г. в Москве подписано Соглашение государств-участников СНГ о сотрудничестве в молодежной сфере, в соответствии с которым при Исполнительном комитете СНГ действует Совет по делам молодежи. Одной из основных молодежная тема является в работе Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества.
В январе 2006 г. в МГУ им. М. В. Ломоносова на первом Форуме лидеров студенческих и молодежных организаций создается межвузовское общественное объединение «Содружество студенческих и молодежных организаций». В него вошли представители более 60 вузов и молодежных движений, многие из которых активно участвовали в деятельности Евразийской студенческой ассоциации, созданной в 1994 г. по инициативе Студенческого союза МГУ. Объединение способствует сближению принципов государственной молодежной политики стран СНГ, развитию инновационной активности молодежи, раскрытию ее творческого потенциала [8, с. 18-20]. На упрочение межкультурных связей и развитие дружбы молодежи государств Содружества направлены Дельфийские игры, которые проводятся как в международном, так и в национальном масштабе.
Опыт СНГ наглядно свидетельствует о том, что процессы развития молодежи и государств не могут не быть взаимосвязанными. Выступая на Х1 съезде Евразийской Ассоциации университетов, состоявшемся в марте 2009 г. в Евразийском национальном университете им. Л. Н. Гумилева, Президент РК Н. А. Назарбаев в качестве особого направления интеграции, требующего большого внимания, назвал работу с молодежью. «Без усилий в этом направлении, - отметил он, -новое поколение наших граждан может утратить связующую нить, которая сближает наши народы. Мы не должны этого допустить» [9].
Такие тенденции проявляются и в других объединениях государств с участием Казахстана, создавая возможности для максимального осуществления интересов значительной и перспективной части населения той или иной группы стран. Данный подход представляет особую ценность для будущего, так как именно сегодняшней молодежи предстоит отстаивать позиции своих стран в регионе, в мире в целом, причем желательно на основе конструктивного взаимодействия.
С 2007 г. проводится сбор молодежных патриотических и военно-спортивных объединений государств-членов Организации договора о коллективной безопасности. В этом же году в Екатеринбурге прошла учредительная конференция Молодежного совета Шанхайской организации сотрудничества. В июне 2012 г. в Астане состоялась международная конференция «Молодежная политика государств - членов СВМДА: мы строим будущее вместе!», приуроченная к 20-летию инициативы Президента РК о созыве Совещания по вопросам взаимодействия и мерам доверия в Азии. Представители 23 государств обсудили вопросы активизации созидательного потенциала молодежи.
Новый импульс совершенствованию государственной молодежной политики дала речь Президента РК Н. А. Назарбаева на Х1Х сессии Ассамблеи народа Казахстана (АНК) [10]. Она явилась свидетельством большой и постоянной заботы Главы государства о молодых гражданах. С другой стороны, эта речь - конкретная программа действий для всех структур казахстанского общества, прежде всего государственных, по улучшению работы с молодежью. Причем в ней затронуты назревшие вопросы политики государства по отношению к значительной части своего населения: ныне каждый второй казахста-нец моложе 30 лет.
Прежде всего, Президент поручил Правительству страны представить проект новой Концепции государственной молодежной политики, а также обновить молодежное законодательство. В своей речи Н. А. Назарбаев коснулся и такого актуального вопроса, как реорганизация органов государственного управления в сфере молодежной политики. По его поручению в структуре Министерства образования и науки создан Комитет по молодежной политике, а в регионах -соответствующие управления. Областные советы молодежи, а также городов Астаны и Алматы Президент обязал акимов возглавить лично.
В контексте проблемы трудоустройства молодежи, создания равных стартовых возможностей Президент акцентировал внимание на формировании социальных лифтов для молодежи. В качестве одного из эффективных социальных лифтов отмечена государственная служба. В то же время необходимо создание новых социальных лифтов для молодежи. Правительству поручено подготовить системный пакет законодательных и социально-экономических мер по их формированию.
Особое значение, на наш взгляд, имеет проблема, связанная с изучением молодежи и поли-
тики в отношении нее. Она восходит к советскому времени: в Казахстане не было специального научного центра. В годы Независимости время от времени звучали предложения о целесообразности создания Института молодежи. Однако в практическую плоскость эта проблема впервые поставлена в речи Президента. С целью более глубокого изучения процессов в молодежной среде на базе Евразийского национального университета им. Л. Н. Гумилева создан научно-исследовательский центр «Молодежь».
Вопросы, поднятые в речи на сессии АНК, нашли дальнейшее развитие в интерактивной лекции Президента «Казахстан на пути к обществу знаний» в Назарбаев Университете 5 сентября 2012 г. и в программной статье «Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда». Подчеркивая значение молодого поколения для будущего страны, Н. А. Назарбаев особое внимание обратил на модернизацию образования, создание эффективной системы адаптации молодых казахстанцев к самостоятельной жизни, инициативному труду, на разработку правовых норм о гарантиях трудоустройства и социальном пакете для молодых специалистов, порядке организации молодежной практики [11].
Из всех структур общества, имеющих отношение к молодежи, Президент особо выделил Ассамблею народа Казахстана и призвал ее активно поддержать все выдвинутые меры. Президент выразил свое желание и порекомендовал руководителям различных рангов, депутатам чаще встречаться с молодежью. Такой важной встречей явилось участие Президента в работе II съезда молодежного крыла «Жас Отан», состоявшемся в Астане 16 ноября 2012 г. под девизом «Мечтать. Трудиться. Верить». Главным итогом этого форума стало принятие Стратегии действий до 2020 г., о целесообразности разработки которой говорилось на Х1Х сессии АНК. В ней нашли отражение основные направления деятельности ведущей молодежной организации республики: качественное образование - главный капитал молодежи, труд как базовый фактор ее социальной адаптации, культурное развитие и единство молодежи, развитие молодежного предпринимательства, науки, волонтерского движения и др. Н. А. Назарбаев указал на необходимость внести в разрабатываемую Концепцию государственной молодежной политики до 2020 г. все основные положения указанного документа.
В речи на молодежном съезде Президент обозначил целый ряд новаций, реализация которых значительно улучшит политику государства в
отношении молодого поколения страны. Это внесение индикаторов по работе с молодежью в стратегические планы всех министерств и акима-тов и укрепление взаимодействия в этой работе с молодежными организациями; введение представителей объединений молодежи в советы по работе с НПО и создание фонда молодежных инициатив; принятие в первой половине 2013 г. находящегося в стадии обсуждения законопроекта по молодежной политике; доведение управленческой вертикали молодежной политики до каждого города и аула и усиление роли комитетов по делам молодежи в крупных производственных коллективах и национальных компаниях; расширение поддержки молодежного предпринимательства, занятости молодежи и создание единого веб-портала «Молодежная биржа труда»; увеличение числа молодых людей в представительных органах, строительство в Астане Дворца молодежи и др. Наряду с ежегодным выделением молодым семьям трех тысяч квартир в рамках программы «Доступное жилье-2020», Президент обратил внимание на обеспечение молодежи и временным жильем (строительство студенческих и молодежных общежитий). Таким образом, создаются условия, которые открывают новые возможности для развития молодежи страны.
Выдвинув перед народом Казахстана масштабные задачи в Послании «Стратегия «Казах-стан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства», Президент РК - Лидер нации Н. А. Назарбаев справедливо выделил в качестве двигателя нового курса молодежь [12]. Молодежь поддержала инициативы Главы государства в сфере дальнейшего развития государства и молодежной политики. Состоялись различные молодежные мероприятия, свидетельствующие о том, что молодое поколение приложит все свои усилия и энергию для формирования нового облика страны, для прорыва Казахстана в будущее.
Библиографический список
1. Ильинский, И. М. Молодежь и молодежная политика. Философия. История. Теория [Текст] / И. М. Ильинский. - М.: Голос, 2001. - С. 546.
2. Нормативные правовые акты в сфере молодежной политики [Текст]. - Астана, 2008. - С. 6.
3. Зайниева, Л. Ю. Государственная молодежная политика: Казахстан в контексте мирового опыта. [Текст] / Л. Ю. Зайниева. - Алматы: Дайк-Пресс, 2006. - С. 185-189.
4. Ювенология и ювенальная политика в ХХ1 веке: опыт комплексного междисциплинарного исследова-
ния / под ред. Е. Г. Слуцкого [Текст]. - СПб.: Знание, ИВЭСЭП, 2004. - С. 624.
5. Казахстанская правда, 15 мая 2008.
6. Казахстанская правда, 29 января 2011.
7. Назарбаев Н. А. Казахстан на пути ускоренной экономической, социальной и политической модернизации. Послание Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева народу Казахстана [Текст]. -Алматы: Атамура, 2005. - С. 20.
8. Материалы IV Форума лидеров студенческих и молодежных организаций стран СНГ. 23-25 января 2009 г. [Текст] // Вопросы молодежной политики. Выпуск У. - М.: МГУ им. М. В. Ломоносова, 2009. -С. 18-20.
9. Казахстанская правда, 11 марта 2009.
10. Казахстанская правда, 28 апреля 2012.
11. Казахстанская правда, 10 июля и 6 сентября 2012.
12. Казахстанская правда, 17 ноября и 15 декабря 2012.
Bibliograficheskij spisok
1. Il'inskiy, I. M. Molodezh' i molodezhnaya politika. Filosofiya. Istoriya. Teoriya [Tekst] / I. M. Il'inskiy. - M.: Golos, 2001. - S. 546.
2. Normativnyye pravovyye akty v sfere molodezhnoy politiki [Tekst]. - Astana, 2008. - S. 6.
3. Zayniyeva, L. YU. Gosudarstvennaya molodezhnaya politika: Kazakhstan v kontekste mirovogo opyta. [Tekst] / L. YU. Zayniyeva. - Almaty: Dayk-Press, 2006. - S. 185-189.
4. Yuvenologiya i yuvenal'naya politika v KHKHI veke: opyt kompleksnogo mezhdistsiplinarnogo issledo-vaniya / pod red. Ye. G. Slutskogo [Tekst]. - SPb.: Znaniye, IVESEP, 2004. - S. 624.
5. Kazakhstanskaya pravda, 15 maya 2008.
6. Kazakhstanskaya pravda, 29 yanvarya 2011.
7. Nazarbayev N. A. Kazakhstan na puti uskorennoy ekonomicheskoy, sotsial'noy i politicheskoy modernizat-sii. Poslaniye Prezidenta Respubliki Kazakhstan Nursul-tana Nazarbayeva narodu Kazakhstana [Tekst]. - Almaty: Atamura, 2005. - S. 20.
8. Materialy IV Foruma liderov studencheskikh i molodezhnykh organizatsiy stran SNG. 23-25 yanvarya 2009 g. [Tekst] // Voprosy molodezhnoy politiki. Vypusk U. - M.: MGU im. M. V. Lomonosova, 2009. - S. 18-20.
9. Kazakhstanskaya pravda, 11 marta 2009.
10. Kazakhstanskaya pravda, 28 aprelya 2012.
11. Kazakhstanskaya pravda, 10 iyulya i 6 senty-abrya 2012.
12. Kazakhstanskaya pravda, 17 noyabrya i 15 dekabrya 2012.