УКД 316.346.32-053.6
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ И НРАВСТВЕННЫЕ УСТАНОВКИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ Архипов Владимир Анатольевич, кандидат социологических наук, заведующий кафедрой информационных и коммуникационных технологий, [email protected].
Чаевич Александр Владимирович, доктор педагогических наук, доцент кафедры информационных и коммуникационных технологий , chaevich [email protected], ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса»,
г. Москва
В статье анализируются ценностные ориентации и нравственные установки современной российской молодежи. Дана характеристика ценностным ориентациям молодежи, проводится анализ факторов, влияющих на ценностные установки российской молодежи. Описываются идеалы, на которые ориентируется современная молодежь. Рассматривается роль высшей школы в формировании ценностных ориентаций у студентов, на примере PR-специалистов характеризуются основные требования, предъявляемые к данной категории обучаемых.
Ключевые слова: молодежь; ценности и ценностные ориентации; моральнонравственные установки; приоритеты современного воспитания; PR-специалисты.
The article analyses value orientations and moral principles of contemporary Russian young people. The authors characterize young people’s value orientations, analyze factors influencing Russian young people’s value orientations and principles, describe ideals that contemporary young people use as behaviour orientations and consider the role of higher school in forming students’ value orientations using the case of PR-specialists and characterising the basic requirements for this category of students.
Keywords: youth; values and value orientations; moral principles; priorities of up-to-date up-bringing; PR-specialists.
Проблема ценностей и ценностных ориентаций достаточно серьезная и актуальная проблема как для современного общества в целом, так и для молодежи в частности. Ценности имеют особую значимость для личности и выступают в качестве детерминант, определяющих внутреннее развитие индивида, а также его внешнее поведение и деятельность. Поэтому ценность следует понимать как некие представления или объект, существующий в материальном или идеальном виде, имеющий особую значимость для человека. Отличительной особенностью ценностей является тот смысл, который вкладывается самим человеком и который придаёт соответствующим объектам статус ценности. В процессе социогенеза источником индивидуальной мотивации, функционально эквивалентной потребностям, становятся личностные ценности, формирующиеся в данный период достаточно сложно, взаимодействуя с потребностями.
Ценностные ориентации можно также рассматривать и как результат процесса социализации молодежи, в ходе которого нормы жизни общества интерьеризуются в ценности личности, если она эти нормы не отвергает. Чтобы процесс трансформации регулятивных норм общества в регулятивные ценности личности имел место, необходимо включение личности в референтные группы: семейные, образовательные,
производственные, неформальные, гражданские, политические, коммуникационноидеологические или коммуникационно-культурные. Ценности являются также устойчивой мотивационной основой поведения личности в обществе. Если те или иные ценности составляют элементы мировоззрения личности, то они могут интерпретироваться как идеалы либо в персонифицированной, либо в вербальной (или абстрактно-образной) форме.
На формирование ценностных ориентаций молодежи оказывает влияние множество факторов. К важнейшим из них можно отнести общую экономическую ситуацию в стране.
Большая часть молодежи включена в общественное разделение труда косвенно, посредством обучения в профессиональных образовательных учреждениях, однако экономические проблемы затрагивают ее в такой же степени отрицательно, как и общество в целом. Для аргументации этого положения можно привести сравнение настроения молодежи в кризисном 1997 году с ее настроением в экономически наиболее благоприятном 2007 году. В ходе опроса молодежи им был задан вопрос: нравится ли сегодня жизнь в России? В 1997 г. на этот вопрос утвердительно ответило 45,7% респондентов и соответственно в 2007 г. - 64,1% . Не нравится - в 1997 г. 44,9 % опрашиваемой молодежи, в 2007 г - 30,0 % [1]. По мере улучшения экономического положения в стране происходит значительный рост доли оптимистично настроенной молодежи.
Повышенный оптимизм нынешней молодежи вызван и тем, что ее становление происходило в совершенно иных социальных условиях, чем становление поколения 1990-х годов, когда страна находилась в условиях глубокого социально-экономического кризиса и политической нестабильности.
В условиях социальных преобразований, когда разрушаются многие виды и формы отношений, семья становится особо привлекательным местом личностной цельности, ценность её возрастает.
Образование как основа интеллектуального и профессионального становления является приоритетной ценностью для молодежи. Стремление получить хорошее образование актуально для нее и в кризисный, и в послекризисный периоды.
Социологические опросы аргументируют данные положения. Ориентация молодежи на получение хорошего образования в 1997 г. составляла 48,2 % респондентов, а в 2007 г. - 51,1 % [1].
Независимо от экономической ситуации в стране ориентация молодежи на хорошую (престижную) работу также занимает одно из главных мест в ее жизненных планах. Это естественно, так как для подавляющего большинства молодежи труд есть и форма самовыражения, и источник средств существования.
В Российской Федерации за два последних десятилетия произошли существенные изменения не только в экономике и политике, но и в повседневной жизни каждого человека, в отношениях между людьми, в понимании того, что сегодня есть жизненный успех, какие цели надо перед собой ставить и какими средствами для достижения этих целей можно пользоваться. У многих россиян складывается мнение о полной утере нашим обществом и его гражданами нравственных норм, о том, что эрозия морали достигла критической точки. При этом наиболее уязвимой к негативному моральному транзиту признается молодежь [2].
По мнению не только большинства людей старшего возраста, но и молодых людей, для современной молодежи в целом характерен «моральный релятивизм» и даже цинизм, равнодушие к идеалам. Эту точку зрения разделяют 64% молодежи и 70% представителей старшего поколения [2]. Причина этого, как считают молодые, кроется, прежде всего, в том, что многие унаследованные от прошлого моральные ценности приобретают зачастую характер анахронизмов, разделять которые означает обречь себя на неуспех. Так, 46% представителей молодежи убеждены, что сегодня мы живем уже совсем в другом мире, отличном от того, что было раньше, и многие традиционные моральные нормы устарели [3].
Нельзя не считаться с тем, что современные жизненные реалии достаточно суровы и подвергают нравственность россиян серьезным испытаниям на прочность. Большинство молодых (55%) вынуждены признать, что их успех в жизни во многом зависит от умения вовремя закрыть глаза на собственные принципы и согласиться с тезисом, что «современный мир жесток, и чтобы добиться успеха в жизни, иногда приходится переступать моральные принципы и нормы» [3].
В то же время в целом российская молодежь демонстрирует достаточно высокий морально-нравственный уровень. В отношении большинства поступков и явлений,
которые принято считать аморальными или, по меньшей мере, неэтичными, более половины молодых людей высказываются резко негативно. Среди безусловных табу -заброшенность и беспризорность детей, жестокое обращение с животными, употребление наркотиков, измена Родине.
Однако оценка некоторых традиционно осуждаемых явлении сегодня пересматривается, они отрицаются молодыми уже не так безусловно, как в прежние годы. Например, заметный «дрейф» в направлении от осуждения к оправданию наблюдается в отношении к уклонению от уплаты налогов, даче/получению взяток. Показательно, что в отношении моральных норм, регулирующих сферу семейной жизни (супружеская измена, аборты), молодежь оказалась даже более строга, чем люди старшего поколения [4].
В целом россияне, особенно молодежь, вынужденные приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям жизни, заметно «преуспели» в искусстве обходить нормы, диктуемые им обществом и государством. Молодое поколение действительно несколько отстает от старшего по вовлеченности в морально-нравственный контекст жизни общества, относясь ко многим вещам несколько легковесно.
Исследование, проведенное в мае 2009 г., свидетельствует, что у 75% нынешней российской молодежи идеалов практически нет. 5% имели идеалы ранее, но потом разочаровались. Тот факт, что идеалы имеют 25% молодежи в возрасте 14-30 лет, отнюдь не означает, что у остальной молодежи нет объекта уважения, подражания, авторитета, знания, таланта, дело в том, что они не являются прообразом смысла поведения, жизненной цели личности. Доля молодежи, имеющей идеал для подражания, сокращается с 31,5% в возрасте 14-17 лет до 23,1% в возрасте 25-30 лет [2].
Образом идеала чаще всего выступают родственники и друзья. Кумиры ими становятся не часто. Идеалы из числа близких родственников - это в основном мать, отец, реже брат, сестра, муж, жена, бабушка, дедушка; из числа спортсменов - Аршавин, Буре, Рональде, Кабаева, Тайсон, Кличко, Дзю; из числа представителей шоу-бизнеса - Ксения Собчак, Дженифер Лопес, Перис Хилтон, Алла Пугачева, Клара Лучко, Ван Дамм, Витас, Мадонна, Тото Кутуньо, Дима Билан; из числа героев литературного произведения - князь Мышкин, Даниил Маковский, Дубровский; из числа героев фильмов - Исаев (Штирлиц), Рембо, Тарас Бульба, Робин Гуд, Павел Корчагин.
Естественно, спортсмены, артисты, герои литературного произведения, художественного фильма - это временные идеалы, скорее кумиры, то есть «виртуальные» идеалы, символизирующие то, чего мечтает достичь юноша или девушка, но к чему способностей или возможностей у них недостаточно. В смысле устойчивых идеалов,
влияющих на формирование жизненной траектории и поведения личности, можно говорить только в отношении родных, друзей, духовных наставников (в том числе преподавателей, учителей).
Обедненное присутствие в массовом сознании в качестве идеалов героев литературы и фильмов свидетельствует о существенном изменении факторов, формирующих ценностные ориентации нынешней российской молодежи: это в большей степени интравертные ценности, предопределенные референтностью для личности близкого окружения, а не экстравертные, порождаемые в советское время идеализацией государственных институтов и «канонизацией» партийных лидеров настоящего и прошлого.
Возможно, несколько неожиданным будет утверждение, что нынешняя молодежь ориентирована в большинстве своем на консервативные ценности. Среди главных ценностей в первую очередь называется семья, далее друзья/дружба, деньги, образование. Видимо, на сегодняшнем этапе это можно считать позитивной тенденцией, однако известно, что снижение авторитета надличностных ценностей ведет к примитивизации духовных начал человека. Жесткий индивидуализм, прагматизм, которые исповедует значительная часть современной молодежи, ведут к нарастанию в обществе эгоизма, цинизма, экстремизма и агрессивности.
Данное явление обусловлено рядом причин, среди которых главными являются проблемы деидеологизации общественного сознания и ослабление ценностных регуляторов, низкая востребованность духовно-нравственных ценностей у современной молодежи. У определенной части даже студенчества произошла трансформация системы ценностей, вследствие этого представления об идеалах и образцах массового поведения были утеряны. Произошедшие кардинальные изменения сознания современной российской молодежи обусловлено изменившейся социальной ситуацией.
Сегодня в ценностной шкале российской молодежи наблюдаются как позитивные, так и негативные явления:
- жизненный прагматизм и отход от коллективного сознания, деполитизация ценностных приоритетов в сознании молодежи;
- ориентация на более высокий уровень образования и стремление к полноценной самореализации себя как личности;
- резкое снижение статуса труда в молодежной среде;
- неприятие прямого воспитательного воздействия со стороны старшего поколения [5].
Одной из главных причин происходящего является деформация воспитательной функции учебных заведений, когда воспитание идет стихийно, что в большей мере касается высших учебных заведений. Нормативные акты государственного уровня по проблеме воспитания российской молодежи направлены на то, чтобы процесс стихийной социализации вернуть в рамки управляемого процесса. Необходимость восстановления воспитательной функции высших учебных заведений ознаменована внесением изменений в критерии при комплексной оценке вузов, где уровень воспитательной работы в высшей школе становится значимым показателем.
Приоритетами современного воспитания в высшей школе являются подготовка не только образованных, но и социально активных специалистов, способных самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозировать их возможные последствия. Для этого в вузе необходимо «создать нравственную атмосферу, поднять планку культурных, интеллектуальных и духовно-нравственных требовании для того, чтобы молодые люди боялись выпасть из общей системы поведения, уклада вузовской жизни, воспитательного процесса в целом» [6].
Эта тенденция находит отражение в новых государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования, направленных на формирование у выпускников не только профессиональных компетенций, но и личностных нравственных позиций, позволяющих молодому специалисту продуктивнее проходить процесс социализации.
Особое внимание педагогики высшей школы направлено на подготовку будущих PR-специалистов. Требования, предъявляемы к ним, содержат следующие характеристики: иметь целостное представление о процессах и явлениях, происходящих в современном мире, о социально-экономических и политических последствиях; уметь устанавливать связи с людьми, организациями; помимо Конституции РФ, знать этические и правовые нормы, регулирующие взаимоотношения в обществе и между обществом и природной средой, учитывать их в профессиональной деятельности; осознавать установленные кодексами профессионального поведения нормы и правила как эталон для рассмотрения своих качеств.
Как видим, PR-специалисту необходимо выполнять моральные обязательства перед обществом, поэтому воспитание нравственных детерминант поведения позволит определить основные принципы и нормы профессиональной деятельности. Будущим PR-специалистам необходимо прививать такие нравственные ценности, как доброжелательность, гуманное отношение к людям, социально-активная жизненная
позиция, великодушие, терпимость, коллективизм, добросовестность, независимость, ответственность, бескорыстность, объективность, целеустремленность, самовоспитание и др., раскрывающие наиболее типичные черты поведения нравственно целостной личности, не позволяющей в процессе осуществления профессиональной деятельности проявлять неуважение к человеку.
К нравственному облику специалиста по связям общественностью предъявляются повышенные требования, которые «приобретают особую значимость, поскольку именно профессионалы, обладающие глубокими познаниями в PR-деятельности, имеют возможность принимать решения, влияющие на самые различные аспекты жизни общества» [7].
Таким образом, ценности относятся к важнейшим компонентам структуры личности, по степени их определенности можно судить об уровне развития личности. Развитые ценностные ориентации - признак зрелости, показатель меры социальности. Ценности помогают личности построить собственный образ мира, который находится в тесной связи с социальным миром. Построение собственной системы ценностей происходит на основе того, что существует сегодня и что актуально для общества, в котором формируется эта личность. В связи с этим изучение ценностей молодежи представляет интерес не только для определения их психологической и социальной адаптации, но и для анализа изменений, происходящих в современном обществе.
Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны. Невозможно создать современное модернизированное и инновационное общество, минуя человека, состояние и качество его внутренней жизни. Образование всегда включало в себя не только обучение, но и воспитание, стремление к некоему идеальному образу человека, имеющему приоритетное значение для общества в определенных исторических условиях.
Согласно образовательным традициям в высшем учебном заведении, вместе с профессиональным обучением должен идти процесс и личностного становления будущего специалиста, что предполагает формирование гражданской позиции, политической культуры, человеческого достоинства и интеллигентности. Образованию в новом постиндустриальном обществе принадлежит ключевая роль, а в нем приоритетная роль принадлежит духовно-нравственному воспитанию молодежи.
Литература
1. Молодежь новой России: образ жизни и ценностные приоритеты / под ред. М.К. Горшкова М.: ИНАБ № 4, ИС РАН, 2007. С. 38-42.
2. Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Молодежь России: социологический портрет. М.: ЦСПиМ, 2010. С. 592.
3. Молодежь в современном обществе: проблемы и решения сборник материалов Международной научно-практической конференции 30 сентября - 2 октября 2010 г. Псков: ПГТУ им С.М. Кирова, 2010. С. 28-31.
4. Материалы научной сессии: г. Волгоград, 26-30 апр. 2010 г. / Волгогр. гос. ун-т. Волгоград, 2010. С. 33.
5. Липский И.А. Основные парадигмы воспитания /Педагогическое образование и наука. 2009. №5. С. 8.
6. Климов В.Н. Значение воспитательной работы / Педагогическое образование и наука. 2009. №5. С. 107.
7. Теория и практика связей с общественностью А.В. Кочетков, В.Н. Филиппов,
Я.Л. Скворцов и др. М.: ПИТЕР, 2006. 240 с.
ФИЛОСОФИЯ
УДК 130.1
ЧЕЛОВЕК КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКОГО И РЕЛИГИОЗНОГО СОЗНАНИЯ Белова Зоя Степановна, доктор философских наук, профессор кафедры философии и культурологии, [email protected],
ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса»,
г. Москва
В статье рассматриваются философские проблемы познания человека, его биологической и социальной природы, раскрытия его духовно-нравственной, личностнотворческой, божественной сущности.
Ключевые слова: человек, индивид, личность.
The article covers philosophical problems of man’s consciousness, his biological and social nature, and revealing his spiritual and moral, personal and creative his divine essence. Keywords: man, individual, personality.
Философы всех времен пытались познать сущность человека, т.к. эта проблема -одна из основных в истории философской мысли. Например, Протагор (V в. до н.э.) свое философское кредо выразил так: «Человек есть мера всех вещей, существующих, что они