СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ СОВРЕМЕННОЙ КАЗАХСТАНСКОЙ МОЛОДЕЖИ
Р.С. Саликжанов
Кафедра социологии Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева ул. Кажымукана, 5, Астана, Казахстан, 010008
В статье анализируются данные эмпирического исследования ценностных ориентаций молодежи Казахстана. По мнению автора, проблема изучения системы ценностей молодежи имеет два взаимосвязанных аспекта: во-первых, осуществляется изучение мировоззренческих доминант общества; во-вторых, выявляются особенности ценностных установок молодежи как особой социально-демографической группы. Эмпирическая база статьи представлена результатами проекта Научно-исследовательского центра «Молодежь» Евразийского национального университета имени Л.Н. Гумилева, посвященного изучению проблем социокультурной адаптации молодежи городов Казахстана. В рамках проекта были изучены такие вопросы, как система ценностей современных молодых людей, их подверженность переоценке, различия мировоззренческих приоритетов молодежи по критериям пола и возрастных категорий. Результаты исследования показали, что, с одной стороны, юноши и девушки репрезентируют индивидуально-достиженческие стратегии, которые характеризуются опорой на собственные усилия, активностью, ориентацией на карьерный рост; с другой стороны, наблюдается явный приоритет ценностей, связанных с близким окружением.
Ключевые слова: молодежь; студенты; ценности; динамика ценностей; система ценностей; опрос; мониторинг; рейтинг ценностей.
Ценности являются одним их важнейших духовных регуляторов социальной жизни: они обосновывают цели, идеалы, определяют отношение человека к событиям окружающего мира и к самому себе. Ценности выступают в качестве желательного, предпочтительного для данного социального субъекта (индивида, общности, общества) состояния социальных связей, принципов и практики социальных взаимоотношений, критерия оценки реальных явлений; они определяют смысл, стратегию целенаправленной деятельности и тем самым регулируют социальные взаимодействия, внутренне побуждая к деятельности. Изучение содержания ценностных ориентаций, характеризующих менталитет и образ жизни современной молодежи, выявление социальных факторов, влияющих на формирование ценностных ориентаций, представляют научный интерес и имеют практическую значимость.
В российской социологии представлено множество работ, посвященных ценностным ориентациям молодежи, прежде всего это исследования Ю.А. Зубок, В.И. Чупрова, В.Т. Лисовского и др. [14]. Главный вывод, который делают практически все авторы работ о ценностях и ценностных ориентациях россиян в целом и молодежи особенно, заключается в том, что они в последние два десятилетия подверглись кардинальным трансформациям, и этот процесс далек до своего завершения, что, в свою очередь, требует его постоянного мониторинга. Немало работ рассматривает систему ценностей в контексте возможных теоретико-методологических подходов к их изучению [3], особенности ценностных установок молодежи как особой социально-демографической группы [9] и студенчества [5] и др. Пред-
ставляют несомненный интерес результаты многолетних исследований социологов из РУДН, которые проводили сравнительный анализ ценностных ориентаций студентов Китая и России [8], а также опыт чешских коллег, выбравших для изучения ценностные установки будущих элит Чешской Республики и Российской Федерации [15]и др.
Среди казахстанских социологов и психологов вопросы изучения ценностей также достаточны популярны. Есть интересные результаты по исследованию проблем формирования ценностных ориентаций молодежи [1], изучению процесса изменения профессиональных и нравственных ценностей молодежи [10], выявлению факторов девальвации духовных ценностей [6] и др.
Повышенное внимание к проблемам формирования ценностей молодежи, к изучению ценностных установок молодых поколений был заметен и в ходе работы четвертого Очередного Всероссийского социологического конгресса в Уфе [12]. Так, например, обсуждались концептуальные основания анализа системы ценностей молодежи, возможности учета различий в религиозных верованиях и фундированных ими ценностях, базовые социальные факторы, влияющие на формирование ценностей студенчества, тенденции и факторы изменения ценностного сознания молодых людей и др.
В целом популярность проблематики ценностей связана и с достаточно глубокой проработанностью компонентов ее социологического анализа. Вследствие сложившихся аксиологических традиций в междисциплинарных исследованиях изучается комплекс вопросов, касающихся структуры, иерархии и специфики ценностей. В рамках философии, социологии и психологии центральным аксиологическим вопросом является определение сути природы ценностей, траекторий распространения конкретных ценностей, их влияния на процесс социализации личности. В социологических исследованиях особую роль ценностей в изучении и понимании общества отмечал М. Рокич, утверждавший, что социология и есть наука о ценностях человека и общества [16].
В целом ценности и ценностные ориентации могут выступать характеризующими то или иное общество маркерами общественного сознания и динамики поведения. Так как в общем смысле ценности явлются одобряемыми и разделяемыми большинством людей представлениями, выявленными в ходе исследований системы ценностей общества и социальных групп, они позволяют очертить и параметры, условно говоря, внутреннего мира личности, социализированной в конкретном социокультурном контексте.
В данной статье представлены результаты изучения ценностных ориентаций молодых людей современного Казахстана, полученные в рамках проекта Научно-исследовательского центра «Молодежь» Евразийского национального университета им. Л.Н. Гумилева, посвященного изучению проблем социокультурной адаптации молодежи городов Казахстана [13]. В рамках проекта был проведен массовый репрезентативный опрос городской молодежи в октябре—ноябре 2012 г.; применялась стратифицированная многоступенчатая территориальная кластерная выборка; объем выборочной совокупности составил 1200 человек. Доля респондентов-казахов составила 82,1%, русских — 15%, представителей других этносов —
2,9%; среди них девушек — 59,9%, юношей — 40,1%; в выборке превалирует молодежь с высшим и средним специальным образованием.
Респондентам был предложен список из 21 наименования ценностей с просьбой выбрать из них только пять наиболее важных. Иерархию ценностей молодежи возглавили счастливая семейная жизнь (64,2%,) и здоровье (60,3%); затем идут саморазвитие (37,4%), любовь (33,3%) и дети (32,3%); замыкает рейтинг ценностей познание (8,7%), общественное признание (6,2%), развлечения (5,7%), красота природы и искусства (2,7%) (рис. 1).
Счастливая семейная жизнь Здоровье Саморазвитие Любовь Дети
Яркая, насыщенная жизнь Материально обеспеченная жизнь Наличие хороших и верных друзей Уверенность в завтрашнем дне Хорошая обстановка в стране и мире Безопасность Интересная работа Социальный и карьерный рост Свобода Жизненная мудрость Творчество Внутренняя гармония Познание Общественное признание Развлечение Красота природы и искусства Другое
Л 64,2%
2 60,3%
Рис. 1. Рейтинг ценностей респондентов, в %
Как можно объяснить выявленную иерархию ценностей? Как видим, семейные ценности оказались лидирующими в первой пятерке — вероятно, здесь ска-
зывается влияние традиционных ценностей казахского народа. Преподаваемый в школе народный фольклор о важности любви и ценности семьи (пословицы и поговорки, поэмы и легенды о любви «Козы Корпеш — Баян Сулу», «Енлик — Кебек» и др.), широкая распространенность расширенной семьи и многодетности в стране, видимо, определяют высокую степень воспроизводства системы национальных ценностей как основы мировоззрения молодых казахстанцев.
Результаты исследований российских социологов также показывают, что и для молодежи современной России «семья остается одной из немногих традиционных ценностей, в отношении которой существует практически полное единогласие. Ее важность в своей жизни признают до 90% респондентов, причем отводят „важную" и „довольно важную" роль» [11. С. 84].
Устойчивый рост ценности семьи среди российской молодежи демонстрируют и опросы ВЦИОМ: 1997 г. — 48%, 2002 г. — 72% и 2007 г. — 78% [4. С. 124].
Исходя из этого можно делать вывод, что, несмотря на мощную интервенцию ценностей и образа жизни Запада, пока еще большинство представителей казахстанской и российской молодежи придерживается вполне традиционных ценностных ориентаций. Общероссийские повторные исследования в 1993—2010 гг. подтверждают, что традиционные нравственные ценности российской культуры продолжают устойчиво воспроизводиться и доминировать в ценностных ориентациях старших подростков [11. С. 82].
Как показывает построенный нами условный рейтинг ценностей казахстанских респондентов, для молодежи саморазвитие не связано с общественным признанием.
Следует обратить внимание, что в середине списка, вернее, даже чуть ниже середины, оказалась свобода как ценность. Видимо, это связано с тем, что в нынешних условиях развития политической системы, основанной на демократических традициях, в современном Казахстане свобода воспринимается молодежью как нечто «само собой разумеющееся», как естественное состояние общества и личности, а потому молодежь не видит никаких угроз ее существования.
Точно такой же вопрос «Какие ценности важны для Вас?» мы задавали казахстанской молодежи и в республиканском исследовании, проведенном в 2009 г. [7] (рис. 2).
Сравнивая данные двух исследований, можно заметить, что в опросе 2012 г. в топ-10 ценностей вошли «саморазвитие», «дети», «яркая насыщенная жизнь» и исчезли «интересная работа» и «безопасность». Не претендуя на методологическую надежность сравнения, данные изменения можно охарактеризовать как сдвиг в сторону усиления ценностей индивидуализма, хотя для 66,5% опрошенных и важно наличие хороших и верных друзей.
Как могут сохраниться ценности коллективизма в современных общественных отношениях? Думаем, что система воспитания в дошкольных учреждениях, средней школе и вузах еще продолжает основываться на воспитании уважения, доверия и готовности помочь в трудной жизненной ситуации. «По результатам исследований видно, что эти ценности (коллективизма), действительно, продолжают воспроизводиться, оказываясь неподвластными экономическим и политическим изменениям ...агрессивной антитрадиционалистской пропаганде в СМИ. Цен-
ности коллективистского общества оказались глубоко укоренены в общественном сознании, являясь содержательной основой и неустранимым стрежнем культуры» [11. С. 86].
здоровье
счастливая семейная жизнь любовь
материально обеспеченная жизнь наличие хороших и верных друзей социальный и карьерный рост уверенность в завтрашнем дне интересная работа безопасность хорошая обстановкая в стране и мире
83,9% 83,5%
65,3% 58,8%
55,6% 51,7% 50,4%
0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80% 90% Рис. 2. Список ценностей, выбранных респондентами в 2009 г., в %
Данные опроса 2012 г. показывают, что саморазвитие более важно для 19— 20-тилетних респондентов, а дети и счастливая семейная жизнь — скорее для старших возрастов (рис. 3), что также может свидетельствовать об усилении ценностей индивидуализма именно в младших возрастных группах.
<= 18 19- 20 21 - 22 23- 26 27+
^Саморазвитие нСчастливая семейная жизнь -1Дети Рис. 3. Выбор ценностей в зависимости от возраста
Кроме того, саморазвитие как ценность важнее для мужчин, чем для женщин, — здесь мы также наблюдаем особенности традиционного воспитания казахов. Известно, что установки на лидерство, на карьеру мальчикам внушаются с детства, в юношестве подкрепляются трудовым воспитанием, национальными видами спорта. В свою очередь, для женщин важнее внутренняя гармония и счастливая семейная жизнь (рис. 4), и девушки планируют иметь в среднем 3—4-х детей. В связке с ценностью семьи это установка на условную многодетность выглядит вполне предсказуемой.
^ Саморазвитие
Внутренняя гармония и Счастливая семейная жизнь
Мужской
Женский
Рис. 4. Выбор важных ценностей в зависимости от пола
Чтобы проранжировать ценности по степени их личностной значимости, мы попросили респондентов расположить выбранные ими ценности по важности на пяти условных «местах» (табл. 1). Разброс мнений в приоритетах оказался очень высок: дисперсия в среднем составила 0,87, что свидетельствует о нетипичности выборов ценностей и о неоднородности казахстанской молодежи.
Таблица 1
Наиболее важные ценности, проранжированные респондентами в порядке их важности
Ключевые ценности 1 место 2 место 3 место 4 место 5 место Итого Дисперсия
Здоровье 22,1 10,9 8,2 9,7 11,7 62,5 0,40
Счастливая семейная жизнь 16,5 18,3 13,1 9,3 8,6 65,9 0,48
Материально обеспеченная жизнь 3,2 4,9 11,2 8,7 5,0 32,9 0,22
Любовь 5,8 5,5 9,0 11,5 5,4 37,2 0,26
Саморазвитие 12,0 5,5 3,9 5,0 9,7 36,1 0,26
Составленный рейтинг ценностей (табл. 1) можно сравнить с рис. 1: ценности «здоровье» и «счастливая семейная жизнь» поменялись местами — для молодежи на первом месте стоит здоровье, а затем идет семейное счастье; ценность «матери-
ально обеспеченная жизнь» в иерархии переместился с седьмого места на третье; ценность «любовь» не поменяла позицию, а «саморазвитие» переместилось с третьей строчки на пятую.
Здоровье является ценностью и для молодых россиян [2]: для каждого третьего респондента в опросе 2012 г. сохранение здоровья было приоритетной личной проблемой; хорошее здоровье для молодежи означает и репродуктивное здоровье, что является одним из важнейших условий создания семьи. В то же время на вопрос «Ведете ли Вы здоровый образ жизни?» треть опрошенных российских студентов дает отрицательный ответ, что фиксирует противоречивость понимания студентами здоровья как ценности: вербально они артикулируют здоровье как базовую ценность, а на деятельностно-поведенческом уровне лишь немногие стремятся практически реализовать ориентиры здорового образа жизни.
В целом ценностные ориентации современных молодых людей в Казахстане характеризуются многообразием. С одной стороны, юноши и девушки репрезентируют индивиуально-достиженческие стратегии, характеризуемые опорой на собственные усилия, активностью, ориентацией на карьерный рост, с другой стороны, наблюдается явный приоритет ценностей, связанных с близким окружением. Преобладание у части молодежи России индивидуалистических ценностей отмечают многие исследователи, утверждая, что «радикальная трансформация ценностных ориентаций российской молодежи в последние двадцать лет идет преимущественно в направлении вытеснения общественно значимых ценностей сугубо индивидуалистскими. Это проявляется, во-первых, в преобладании принципов экофобной парадигмы над экофильной. Во-вторых, в ценностных ориентациях молодежи к другому человеку, к обществу сильнее проявляется тенденция распространения принципов эгоистической парадигмы, замещающих альтруистические. В-третьих, в трансформации ценностных ориентаций молодых людей на труд преобладает тенденция отношения к труду как к инструментальной ценности. Все это позволяет сделать вывод, что трансформация ценностных ориентаций молодежи в целом характеризуется утверждением технократической парадигмы и вытеснением принципов гуманистической» [4. С. 126].
Однако мы не столь категоричны в выводах: признавая, что молодой возраст благоприятен для образования и закрепления системы ценностей личности, следует отметить, что нельзя абсолютизировать устойчивость ценностных представлений молодежи. Метания из одной крайности в другую, маятниковые колебания обусловлены маргинальным характером ее социализации, когда подрастающее поколение оказываются между двумя системами ценностей — традиционной (на основе которой воздействовали на нее ближайшие агенты социализации) и современной (формируемой за счет влияния СМИ, нового социального окружения — колледж, вуз, трудовой коллектив, клубы по интересам).
Различия в ценностных ориентациях молодежи (ее возрастных групп) и общества могут быть достаточно существенными и потому обязательно должны учитываться при организации и проведении воспитательной работы в образовательных
учреждениях, при планировании и реализации государственной молодежной политики, при осуществлении мероприятий на уровне города или поселения, а потому проведение регулярных социологических исследований ценностных ориентации молодежи в режиме мониторинга является особенно важным.
ЛИТЕРАТУРА
[1] АбдирайымоваГ.С. Ценностные ориентации молодежи // Мысль. — 2005. — № 5.
[2] Банникова Л.Н., Боронина Л.Н. Ценностные установки и выбор профессиональных траекторий регионального студенчества: опыт мониторинга // Социология и общество: глобальные вызовы и региональное развитие. Материалы IV Очередного Всероссийского социологического конгресса. — Уфа, 2012.
[3] Елишев С. О. Теоретико-методологические подходы к изучению понятий «ценность», «ценностные ориентации» // Социологические исследования. — 2010. — № 3.
[4] Казарина-Волшебная Е.К., Комиссарова И.Г., Турченко В.Н. Парадоксы трансформации ценностных ориентаций российской молодежи // Социологические исследования. — 2013. — № 6.
[5] Козина Г.Ю. Здоровье в ценностном мире студентов // Социологические исследования. — 2007. — № 9.
[6] Левина Л.В. Девальвация духовных ценностей как фактор девиации // Психология. Социология. Дефектология. — 2005. — № 3.
[7] Материалы исследовательского проекта «Состояние праворазъяснительной работы и пути повышения уровня правовой культуры граждан» / Под ред. Р. С. Салыкжанова. — Астана, 2009.
[8] Нарбут Н.П., Троцук И.В. Ценностные ориентации студенческой молодежи России и КНР: региональный срез (на примере Гуанчжоу и Майкопа, Республика Адыгея) // Вестник РУДН. Серия: Социология. — 2009. — № 4.
[9] Петров А.В. Ценностные предпочтения молодежи: диагностика и тенденции изменений // Социологические исследования. — 2008. — № 2.
[10] Сейтешев А. Изменение профессиональных и нравственных ценностей молодежи Казахстана // Образование. — 2005. — № 5.
[11] Селиванова З.К. Динамика и взаимосвязь ценностных ориентаций и жизненных целей городских подростков // Социологические исследования. — 2013. — № 8.
[12] Социология и общество: глобальные вызовы и региональное развитие. Материалы IV Очередного Всероссийского социологического конгресса. — Уфа, 2012.
[13] Социокультурная адаптация городской молодежи / Под ред. Р.С. Салыкжанова. — Астана, 2013.
[14] Социология молодежи. Энциклопедический словарь / Отв. ред. Ю.А. Зубок, В.И. Чу-пров. — М., 2008.
[15] Тучек М. Ценности будущих элит Чешской Республики и Российской Федерации: сравнительное исследование ценностных ориентаций студенчества двух стран // Вестник РУДН. Серия «Социология». — 2011. — № 4.
[16] Rokeach М. The Nature of Human Values. — N-Y.; L., 1973.
THE VALUE SYSTEM OF NOWADAYS KAZAKHSTANI YOUTH
R.S. Salikzhanov
Sociology Chair Eurasian National University named after L.N. Gumilyov
Kazhymukan str., 5, Astana, Kazakhstan, 010008
The article analyzes the data of an empirical study of the value orientations of Kazakhstani youth. The author believes that the problem of studying the youth value orientations has two interrelated aspects: first, through such surveys, we identify the whole society dominant values; second, we reveal features of the value orientations of the young people as a specific socio-demographic group. The article analyzes the empirical results of the project conducted by the National Research Center 'Youth' of the Eurasian National University named after L.N. Gumilyov and devoted to the problems of social and cultural adaptation of youth in the cities of Kazakhstan. The project focused on such questions as the system of youth values, their susceptibility to re-evaluation, differences in the youth outlook priorities in gender and age groups. The results of the research show that, on the one hand, boys and girls adhere to the individual achievements strategies characterized by self-reliance, activity and orientation on the career; on the other hand, there is a clear prevalence of the values related to the closest social circle.
Key words: youth; students; values; dynamics of values; the system of values; survey; monitoring; rating of values.
REFERENCES
[1] Abdirajymova G.S. Cennostnye orientacii molodezhi // Mysl'. — 2005. — № 5.
[2] Bannikova L.N., Boronina L.N. Cennostnye ustanovki i vybor professional'nyh traektorij re-gional'nogo studenchestva: opyt monitoringa // Sociologija i obshhestvo: global'nye vyzovy i regional'noe razvitie. Materialy IV Ocherednogo Vserossijskogo sociologicheskogo kongres-sa. — Ufa, 2012.
[3] Elishev S.O. Teoretiko-metodologicheskie podhody k izucheniju ponjatij «cennost'», «cennostnye orientacii» // Sociologicheskie issledovanija. — 2010. — № 3.
[4] Kazarina-Volshebnaja E.K., Komissarova I.G., Turchenko V.N. Paradoksy transformacii cennostnyh orientacij rossijskoj molodezhi // Sociologicheskie issledovanija. — 2013. — № 6.
[5] Kozina G. Ju. Zdorov'e v cennostnom mire studentov // Sociologicheskie issledovanija. — 2007. — № 9.
[6] Levina L.V. Deval'vacija duhovnyh cennostej kak faktor deviacii // Psihologija. Sociologija. Defektologija. — 2005. — №3.
[7] Materialy issledovatel'skogo proekta «Sostojanie pravoraz#jasnitel'noj raboty i puti povyshenija urovnja pravovoj kul'tury grazhdan» / Pod red. R.S. Salykzhanova. — Astana, 2009.
[8] Narbut N.P., Trotsuk I. V. Cennostnye orientacii studencheskoj molodezhi Rossii i KNR: re-gional'nyj srez (na primere Guanchzhou i Majkopa, Respublika Adygeja) // Vestnik RUDN. Serija «Sociologija». — 2009. — № 4.
[9] PetrovA.V. Cennostnye predpochtenija molodezhi: diagnostiki i tendencii izmenenij // Sociologi-cheskie issledovanija. — 2008. — № 2.
[10] Sejteshev A. Izmenenie professional'nyh i nravstvennyh cennostej molodezhi Kazahstana // Obrazovanie. — 2005. — № 5.
[11] Selivanova Z.K. Dinamika i vzaimosvjaz' cennostnyh orientacij i zhiznennyh celej gorodskih podrostkov // Sociologicheskie issledovanija. — 2013. — № 8.
[12] Sociologija i obshhestvo: global'nye vyzovy i regional'noe razvitie. Materials of IV Regular All-Russian Sociology Congress. — Ufa, 2012.
[13] 8осюки1'1;иг^а аёар!асуа gorodskoj шо1оёе7Ы / Роё геё. Я.8. 8а1ук7Ьапоуа. — А81апа, 2013.
[14] 8осю^уа шо1оёе7Ы. Jencik1opedicheskij з1оуаг' / Роё геё. Ju. А. Zubok, У.1. СИиргоу. — М., 2008.
[15] Tuchek M. Сеппо8Й budushhih je1it Cheskoj Respub1iki i Rossijskoj Federacii: sraуnite1'noe iss1edoуanie ссппозШУИ опе^асу studenchestуa dуuh // Уestnik RUDN. 8егуа «8ось о^уа». — 2011. — № 4.