Научная статья на тему 'Репродуктивные установки студенческой молодежи: ценностный аспект (обзор эмпирических исследований)'

Репродуктивные установки студенческой молодежи: ценностный аспект (обзор эмпирических исследований) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2542
381
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / МОЛОДЕЖЬ / РЕПРОДУКТИВНЫЕ УСТАНОВКИ / РЕПРОДУКТИВНОЕ ПОВЕДЕ-НИЕ / ЦЕННОСТИ / ЗДОРОВЬЕ / СЕМЬЯ / STUDENTS / YOUTH / REPRODUCTIVE ATTITUDES / REPRODUCTIVE BEHAVIOR / VALUES / HEALTH / FAMILY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Назарова И. Б., Зеленская М. П.

В статье проанализированы и обобщены результаты исследований репродуктивных установок студентов российских вузов, представленные в работах, опубликованных с 2000 по 2017 годы. Студенты не имеют достаточного жизненного опыта, который позволяет им сделать нравственный выбор под давлением противоречивой информации СМИ, а в некоторых случаях и пропаганды определенных ценностей или антиценностей в сфере семьи, брака, материнства (отцовства). Низкий уровень информированности студентов по основным вопросам, связанным с планированием и созданием семьи, рождением детей, заботой о здоровье сочетается с активной и рискованной сексуальной жизнью. Несмотря на безусловный авторитет и позитивный пример родителей, большинство молодых людей самостоятельно получают информацию о сексуальных отношениях, в том числе посредством личного болезненного опыта. Сегодня можно говорить о трех типах молодежи: (1) большинство уважает традиционные семейные ценности, стремятся им следовать; (2) значительная часть уважает традиционные семейные ценности, но следовать им не может или не желает; (3) каждый десятый не уважает и не следует традиционным ценностям в вопросах брака и семьи, выступая к ним в оппозиции (для них брак не имеет значения, они не стремятся родить и воспитать ребенка, не задумываются о нравственности во взаимоотношениях полов и т.д.). В качестве факторов, которые влияют на создание семьи, планирование детей и их число, в статье выделены следующие: социально-психологические (собственные убеждения, мнение близких людей, ограниченный временной ресурс; незапланированная беременность и отношение к аборту; наличие и качество партнера; социальная и психологическая зрелость; отношение к будущему уверенность в завтрашнем дне); религиозность; опыт (пример семейной жизни родителей); социально-демографические (возраст; структура родительской семьи): экономические (наличие и качество жилья; материальное положение); физические (состояние здоровья); институциональные (государственная семейная политика, влияние церкви, СМИ).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REPRODUCTIVE ATTITUDES OF THE STUDENT YOUTH (a review of empirical studies)

The article summarizes the results of the studies of reproductive attitudes of the Russian students (born in 1982-2000) published in 2000-2017. Students lack life experience, thus, they make moral choices under conflicting media information and sometimes even propaganda of certain values or anti-values concerning family, marriage, and motherhood (paternity). A low level of students’ awareness of the main issues in planning and creating a family, giving birth to children, taking care of their health is accompanied by an early start of active and risky sexual life. Despite the unconditional authority and positive example of parents, most young people independently search for information about sexual relations and sometimes get negative and painful experience. There are three types of young people: (1) the majority respect traditional family values, try (or wish) to follow them and to some extent succeed; (2) a significant part respect traditional family values but cannot or do not want to follow them (including approving and practicing cohabitation); (3) about a tenth do not respect and do not follow traditional values concerning marriage and family, refuse and oppose them; marriage does not matter for such students, they have no desire to give birth and raise a child, do not think about the morality of relationships between sexes, po-lygamy, abandonment of the child or abortion. Students indicate factors influencing their family plans and reproductive behavior: social-psychological (own beliefs, opinion of the closest people, limitation of the time resource; unplanned pregnancy and perception of abortion; availability and quality of the partner; social-psychological maturity; perceptions of the future confidence in it); religiosity; experience (example of the parents’ family); social-demographic (age; structure of the parents’ family); economic (availability and quality of housing; financial situation); physical (health status); institutional (state family policy, influence of the church and media, values and traditions of society). Thus, the young people reproductive attitudes and the idea of a family are determined by various factors including values and traditions of the closest social circle and society in general.

Текст научной работы на тему «Репродуктивные установки студенческой молодежи: ценностный аспект (обзор эмпирических исследований)»

RUDN Journal of Sociology

Вестник РУДН. Серия: СОЦИОЛОГИЯ

2017 Vol. 17 No. 4 555-567

http://journals.rudn.ru/sociology

РСН: 10.22363/2313-2272-2017-17-4-555-567

РЕПРОДУКТИВНЫЕ УСТАНОВКИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ: ЦЕННОСТНЫЙ АСПЕКТ (обзор эмпирических исследований)*

И.Б. Назарова1, М.П. Зеленская2

'Центр социального предпринимательства Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» ул. Мясницкая, 20, 101000 Москва, Россия

2Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, 117198 Москва, Россия

В статье проанализированы и обобщены результаты исследований репродуктивных установок студентов российских вузов, представленные в работах, опубликованных с 2000 по 2017 годы. Студенты не имеют достаточного жизненного опыта, который позволяет им сделать нравственный выбор под давлением противоречивой информации СМИ, а в некоторых случаях и пропаганды определенных ценностей или антиценностей в сфере семьи, брака, материнства (отцовства). Низкий уровень информированности студентов по основным вопросам, связанным с планированием и созданием семьи, рождением детей, заботой о здоровье сочетается с активной и рискованной сексуальной жизнью. Несмотря на безусловный авторитет и позитивный пример родителей, большинство молодых людей самостоятельно получают информацию о сексуальных отношениях, в том числе посредством личного болезненного опыта. Сегодня можно говорить о трех типах молодежи: (1) большинство уважает традиционные семейные ценности, стремятся им следовать; (2) значительная часть уважает традиционные семейные ценности, но следовать им не может или не желает; (3) каждый десятый не уважает и не следует традиционным ценностям в вопросах брака и семьи, выступая к ним в оппозиции (для них брак не имеет значения, они не стремятся родить и воспитать ребенка, не задумываются о нравственности во взаимоотношениях полов и т.д.). В качестве факторов, которые влияют на создание семьи, планирование детей и их число, в статье выделены следующие: социально-психологические (собственные убеждения, мнение близких людей, ограниченный временной ресурс; незапланированная беременность и отношение к аборту; наличие и качество партнера; социальная и психологическая зрелость; отношение к будущему — уверенность в завтрашнем дне); религиозность; опыт (пример семейной жизни родителей); социально-демографические (возраст; структура родительской семьи): экономические (наличие и качество жилья; материальное положение); физические (состояние здоровья); институциональные (государственная семейная политика, влияние церкви, СМИ).

Ключевые слова: студенты; молодежь; репродуктивные установки; репродуктивное поведение; ценности; здоровье; семья

Ценности являются основой общества, частью национальной культуры, поэтому подавляющее большинство населения следует ценностям, которые сложились за много веков, включая представления о добре и зле, как надо жить человеку [12. С. 62]. Ценности общества проявляются во всех сферах жизнедеятельности, в том числе во взаимоотношениях между людьми в общественной и приватной сфере, определяют эти отношения, включая создание и сохранение семьи, рождение и воспитание детей.

* © Назарова И.Б., Зеленская М.П., 2017.

Традиционная российская семья основывалась на христианских ценностях, подразумевающих любовь, супружескую верность, заботу друг о друге, взаимное уважение, повиновение главе семьи, согласие в делах, благодарность друг другу, терпение и веру. К браку относились как к чему-то священному, поскольку через любовь к супругу можно было прийти к спасению души [29]. Следование ценностям семьи и брака в традиционном российском обществе предполагало обязательность, неразрывность и однозначную последовательность вступления в брак, начала сексуальных отношений и рождения детей [6. С. 76]. Разрыв этой последовательности во взаимоотношениях полов сегодня отражают демографические показатели: снижение числа браков, смещение вступления в брак в более поздние возраста с одновременным снижением возраста вступления в половую жизнь, снижение рождаемости, рождение первого ребенка в более позднем возрасте и вне брака, увеличение числа разводов и незарегистрированных браков (сожительств). Вместе с тем семья и в постсоветский период оставалась важной составляющей ценностей россиян [15]. Причем российские традиционные ценности, прежде всего в экономике, активно критиковались в реформируемой России, эксперты указывали на то, что традиционные и советские ценности привлекательны, но низкопродуктивны, а западная экономика и культура уже 400 лет демонстрируют свое превосходство, в том числе в создании духовных ценностей [39. С. 14].

Ценности достаточно ригидны, но меняются под воздействием разных факторов, в том числе экономических [10], а иногда целенаправленно — посредством рекламы и пропаганды на фоне изменений в экономике и политике [39. С. 35]. П. Сорокин на примере США показал изменение ценностей в сексуальной жизни под воздействием пропаганды, когда на экранах телевизоров и в кинотеатрах, в литературе и журналах, в газетах и Интернете идет поток информации гипертрофированной сексуальной направленности патологического характера, что привело к сексуальной революции [34. С. 10]. Аналогичные процессы шли и в пореформенной России. Вместе с тем возможно и позитивное влияние на репродуктивные установки: в результате эксперимента по разъяснению студентам традиционных семейных ценностей увеличилось число считающих обязательной регистрацию брака для прочной и полноценной семьи (с 47,7% до 65,8%), снизилось одобрение добрачной сексуальности (с 17,6% до 6,4%), и увеличилось число считающих оптимальной семью, где есть братья и сестры (с 55,8% до 66%) [35].

Сегодня в российском обществе молодежи предлагаются противоречивые ценности. Материалы многих СМИ обесценивают брак, распространяя представление о преимуществах свободных отношений, сексуального раскрепощения, позитивно оценивая уход от ответственности и грубое манипулирование для получения удовольствий [29]. Одновременно государство определило свои приоритеты — формирование благополучной молодой российской семьи, живущей в зарегистрированном браке, ориентированной на рождение и воспитание нескольких детей, занимающейся их воспитанием и развитием на основе традиционной для России системы ценностей [14]. По мнению экспертов, в России формируются три условных социально-психологических типа отношения к семье, материнству и отцовству: 1) гедонистически-феминистский (находит все больше сторонников) — сознательный отказ от выполнения ролей отца и матери, рождение и воспитание детей рассматривается как тяжелая обуза, во многом препятствующая реализации

профессионального и творческого потенциала; 2) традиционно-ценностный — основывается на присущем русской культуре отношении к семье как важнейшей духовно-нравственной ценности (материнство и отцовство воспринимаются как священное призвание); 3) компромиссный/противоречивый (доминирует) [16]. Репродуктивные установки (предполагаемая модель семьи) — предвестник определенного (репродуктивного) поведения, связанного с поиском брачного партнера, созданием семьи и воспитанием детей, и в конечном итоге определяют картину воспроизводства населения и его качество.

Реализация репродуктивных установок и репродуктивного поведения начинается в молодом возрасте, в том числе во время обучения в вузе, поэтому мы проанализировали и обобщили результаты исследований репродуктивных установок студентов (1982—2000 годов рождения) российских вузов, представленные в статьях с 2000 по 2017 годы, размещенных в научной электронной библиотеке (http://elibrary.ru). В исследованиях рассматривались установки студенческой молодежи российских вузов, в том числе Москвы (МГУ им. М.В. Ломоносова — 372 студента) [37], Вологды (494) [11], Набережных Челнов (384) [20], Тамбова (1480) [31], Читы (474) [3], Удмуртии (469) [24], Ростовской области (1028) [33]. На вопросы анкет отвечали студенты, обучающиеся на разных курсах, а также их родители (в Москве, Коломне, Таганроге и Твери) [17]. Кроме указанных, часть исследований не имели репрезентативной выборки, некоторые можно рассматривать в качестве пилотажа и формулировки гипотез о репродуктивных установках студенческой молодежи.

Студенческая молодежь представляет собой социально-демографическую группу, объединенную возрастом, условиями деятельности (обучение в вузе и трудовая занятость) и жизни (проживание в общежитии или в родительской семье); характеризующуюся психофизиологическими особенностями периода физиологического, психического и социального созревания. Студенты в большинстве своем представляют молодежную группу от 17 до 23 лет, не создали семью (по данным различных исследований, не замужем или холосты от 79% до 95% [7; 27]) и не имеют детей. Студенты — это молодежь особого «качества», отличающаяся целеустремленностью в получении образования и знаний; нацеленных на самосовершенствование, реализацию карьерных планов, в том числе связанных с завершением обучения (продолжительностью четыре, пять/шесть или девять лет в зависимости от уровня обучения). Цели студентов одновременно утилитарны и возвышенны: стать квалифицированным специалистом, получить «корочку» для трудоустройства и знания, необходимые для жизни, и возможность саморазвития и самореализации [21]. Треть студентов планируют свое будущее только на ближайшие 2—3 года. Практически половина готовы переступить через моральные принципы ради жизненного успеха, треть — в зависимости от ситуации [18]. Необходимость и желание получить высшее образование и факторы-ограничения — продолжительность обучения в вузе и требования, предъявляемые к обучающимся, в совокупности с другими условиями, могут влиять на репродуктивное поведение, например, на откладывание оформления брака и рождение детей на период после завершения обучения. Кроме того, большинство студентов могут иметь особые культурные характеристики, присуще поколению Y — «миллениалов», также связанные с откладыванием вступления в брак и рождения детей [40].

Здоровье и здоровьесберегающее поведение: готовность к созданию семьи и рождению ребенка. Несмотря на высокие оценки, которые студенты дают своему здоровью [30], большинство имеют множество проблем (в том числе полученных в период обучения в школе): заболевания органов пищеварения (34%); глаз (28,7%); сердечно-сосудистой системы (21,8%); гинекологические (16,8%); аллергические (14,4%); костно-мышечной системы (12,8%); нервной (11,7%); мочеполовой (10,1%); органов дыхания (9,6%). Каждый третий имеет 2—3 заболевания [13]. Более чем у половины студенток (59,3%) имеются хронические заболевания, при этом рекомендации врача выполняет только половина из них, прежде всего из-за нехватки времени (35,8%) [26]. Студенты не могут сохранить или восстановить свое здоровье во время обучения и в силу объективных обстоятельств (психоэмоциональная нагрузка во время сессии (78,2%), большая учебная нагрузка (46,2%), отсутствие горячего питания (45,8%), нерациональное расписание занятий (38,2%), плохое освещение аудиторий (18,5%), неудовлетворительное санитарно-гигиеническое состояние учебных корпусов (15,1%), некачественное медицинское обслуживание (13,4%)) [13].

У значительной части студентов наблюдается рискованное поведение в отношении своего здоровья, в том числе репродуктивного. Например, курит каждый третий студент Пензенского государственного педагогического университета (33,2%: 47,1% юношей и 27,6% девушек), употребляют алкоголь 88,2% юношей и 87,6% девушек, каждый десятый успел попробовать наркотики (табл. 1) [13]. Курили или курят табак до 10% студенток Удмуртии, треть употребляют алкоголь (некоторые — пиво и водку во время беременности). Половина студенток считает, что у них правильный режим дня, рациональное питание, 64,3% отмечают, что у них нет вредных привычек, каждая четвертая — моногамность половых отношений. Половина студентов спят 6—8 часов в сутки, треть — менее 6 часов, половина ведет малоподвижный образ жизни [26]. Свободное время (досуг) — то, что остается после 6—9 часов занятий в вузе и подготовки к занятиям — для большинства связано с просмотром телевизора (79,4%). Занимаются оздоровительной физической культурой (различными видами спорта) 59,2% (76,5% юношей и 52,4% девушек) [13].

Начало взаимоотношений у юношей и девушек. Молодые люди склонны считать, что достаточно осведомлены в вопросах секса, брака и рождения детей. Так, более половины юношей получают информацию из Интернета, реже — от друзей и родителей [7], но эта информация может быть сомнительного толка. На тему любви и подготовки к семейной жизни с родителями общаются чаще девушки (58,8%) и треть юношей [33]. Между тем половой дебют у большинства юношей-студентов уже состоялся (85—90%), как правило, в 17—19 лет [31]. У каждого пятого воспоминания о первом опыте отрицательные [7]. Треть студенток первого курса имеют сексуальный опыт, а на шестом курсе — девять из десяти [3]. Раннее начало половой жизни сочетается с недостаточным уровнем знаний о контрацепции и профилактике заболеваний, передающихся половым путем [25]. Молодые люди ведут рискованную сексуальную жизнь: за короткий срок половой жизни юноши успели сменить от 3 до 12 партнеров (в среднем 6 партнеров), девушки — 2—3 партнеров [31], предохраняются от 60% до 80% девушек,

ведущих половую жизнь [5; 36]. Абсолютное большинство девушек не делали аборт (99%). Половина относятся к абортам негативно, треть — нейтрально [7]. Более половины никогда не задумывались о нравственности аборта [31].

Формализация отношений: оформление брака, сожительство. Если студенты еще не создали семью в момент опроса, то большинство из них планируют это сделать (63,4% — 95,0%), каждый четвертый затруднился дать ответ, каждый десятый вступить в брак не хочет. Подавляющее большинство юношей положительно относятся к браку, официально оформленным отношениям (70%), каждый пятый — нейтрально, а 7% — негативно [7]. Юноши в брак хотели бы вступить в среднем в 26 лет, девушки — в 24 года [17], т.е. после завершения обучения в университете. Треть российских студентов указали на то, что главным условием заключения брака для них является финансовая независимость, способность обеспечить себя и свою семью [21]. В целом студенты откладывают создание семьи (не думают о создании семьи в ближайшее время — 76%) и официальное оформление отношений, предпочитая сожительство (56%) [32], которое рассматривается как репетиция семейной жизни (60%) [11].

Вместе с тем для 10—30% студентов сожительство неприемлемо [11; 33]. Так, большинство студенток Ижевска считают, что брак обязательно должен быть зарегистрирован (63,3%), треть рассматривает незарегистрированный брак как этап, предшествующий регистрации отношений, 8,1% согласны на сожительство [25]. Воспитание детей требует обязательной регистрации брака для 72% девушек и 58% юношей [11]. Половина молодых людей допускает возможность развода при наличии детей [32]. Каждая вторая девушка готова создавать неполные семьи, а каждый третий юноша согласен с правом женщины на рождение ребенка вне брака и воспитание без участия отца [31].

Планирование ребенка. По результатам исследований от трети до двух третей студентов считают, что детей надо рожать на первом-втором году брака или через несколько лет после вступления в брак, как правило, в возрасте 20—25 лет [32; 27; 3]. Треть студенток хотели бы создать семью и родить ребенка во время обучения в вузе, при этом каждая пятая хотела бы получать дополнительную материальную, психологическую и социальную поддержку от вуза [25]. Установки в отношении числа детей в собственной семье связаны, как правило, с числом детей в родительской семье, желаемым возрастом вступления в брак или семейным статусом [37]. Единственные дети очень редко хотят иметь двух и более детей [17]. Студенты, которые нацелены на крепкую семью в браке и считают сожительство неприемлемым, мечтают о большем числе детей (в среднем 2,32), чем те, кто лояльно относится к сожительству (1,87) [11].

Студенческая молодежь в части репродуктивных установок, возможно, отличается от остальной молодежи. Результаты исследования, проведенного в тридцати субъектах Российской Федерации среди населения репродуктивного возраста, показали, что репродуктивные установки людей с высшим или неполным высшим образованием нередко отличаются от установок прочих социальных групп [1]. В частности, женщины с высшим или неполным высшим образованием чаще считают, что первый брак регистрировать обязательно, среднее желаемое число детей у них меньше. Мужчины с высоким уровнем образования в отношении регистра-

ции первого брака не столь принципиальны; в среднем они хотят больше детей, чем женщины с высшим и незаконченным высшим образованием, и больше, чем мужчины с начальным средним общим, начальным и средним профессиональным образованием.

Факторы, влияющие на репродуктивные установки и поведение. Демографы считают, что, число детей в семье соответствует потребности в них [2; 19]. Экономисты указывают на то, что снижение уровня семейных доходов удерживает молодые семьи от рождения первого и последующих детей. По мнению же 7% студентов, ничто не должно влиять на желание и возможность иметь детей [8; 3; 27]. Однако опыт семейной жизни родителей повлиял на взгляды подавляющего большинства (90%) молодых людей; пропаганда семейных ценностей (совместное воспитание детей, основанное на заботе и уважении друг к другу, ценность брака, ведение совместного хозяйства, гармония и взаимопонимание) имеет большое значение для 84% студентов [17]. Студенты называют факторы, которые влияют (могут влиять) на создание семьи, планирование детей и их число. Например, студенты Ижевска объясняют невозможность раннего создания семьи и рождения большого числа детей социально-экономическими проблемами (финансовыми, жилищными, необходимостью карьерного роста, взаимоотношениями в семье, наличием вредных привычек) [28]. Важную роль играют и моральный принцип поиска надежного партнера для серьезных отношений [23].

Обобщение результатов исследований позволяет выделить группы факторов, которые влияют на создание семьи и рождение детей: социально-психологические (собственные убеждения, мнение близких людей, ограничение временного ресурса (в том числе сочетание учебы с работой); незапланированная беременность и отношение к аборту; наличие и качество партнера; социальная и психологическая зрелость (готовность к браку); отношение к будущему (уверенность в завтрашнем дне); религиозность; опыт (пример) семейной жизни родителей); социально-демографические (возраст; структура родительской семьи — число детей в семье, наличие в семье родителей, бабушек/дедушек); экономические (наличие и качество жилья; материальное положение); физические (состояние здоровья); институциональные (государственная семейная политика, влияние церкви, СМИ, ценности и традиции общества).

Молодежь формирует репродуктивные установки и представление о семье под воздействием ценностей и традиций, предлагаемых ближайшим окружением и обществом в целом (табл.). Студенты не имеют достаточного жизненного опыта, который позволяет сделать нравственный выбор в условиях противоречивой информации СМИ, а в некоторых случаях пропаганды определенных ценностей или антиценностей в сфере семьи, брака, материнства (отцовства). Низкий уровень информированности по вопросам, связанным с планированием и созданием семьи, рождением детей, заботой о своем здоровье сочетается с практиками раннего начала, активной и рискованной сексуальной жизни. Несмотря на безусловный авторитет и позитивный пример родителей, большинство молодых людей самостоятельно получают необходимую информацию о сексуальных отношениях, в том числе посредством негативного и болезненного опыта.

Nazarova I.B., Zelenskaya M.P. RUDN Journal of Sociology, 2017, 17 (4), 555—567 Таблица Ценности и факторы, влияющие на репродуктивные установки студентов

Обобщенные характеристики студентов Ценности и факторы

Не способствующие укреплению репродуктивного здоровья и созданию семьи (антиценности) Направленные на создание семьи и рождение детей

Здоровье и здоровьесберегающее поведение

Наличие вредных привычек: курение, употребление алкоголя, наркотиков курят — 33,2% (47,1% юношей и 27,6% девушек) употребляют алкоголь 88,2% юношей и 87,6% девушек пробовали наркотики — 17,2% (23,5% юношей и 14,7% девушек) хотели попробовать наркотики или психотропные вещества — 9,7% [13] нет вредных привычек — 64,3% студенток, правильный режим дня — 54,3%, рациональное питание — 55,6% [26] никогда не принимали наркотики — 82,8% [13]

Взаимоотношение с партнерами, поиски супруга и создание семьи

Начало сексуальных отношений в период совершеннолетия — треть девушек при появлении любимого человека — более половины, в период полового созревания — 6 из 100 (11 — 15 лет) [5] только в браке — 4 девушки из 100 [5]

Отношение к удачной половой жизни наличие постоянного партнера без регистрации брака — 25%, разнообразные сексуальные контакты — 3% [5] семейная сексуальная жизнь — 72% [5]

Половой дебют и практика сексуальных отношений уже состоялся — у 85—90% юношей, в возрасте 17—19 лет юноши успели сменить от 3 до 12 партнеров (в среднем 6), девушки — 2—3 партнеров [31] имеют сексуальный опыт — треть студенток первого курса, 91,8% шестого курса [3] моногамность — 24,7% [26]

Отношение к созданию семьи нейтрально — 21%, негативно — 7% [7] юноши положительно относятся к браку, официально оформленным отношениям и планируют создание семьи — 70% [7]

Отношение к формализации отношений откладывают оформление отношений, предпочитая сожительство — 56% [32] сожительство как репетиция семейной жизни — 60% [11] сожительство — этап, предшествующий регистрации брака — треть, согласны на сожительство — 8,1% [24] допускают развод при наличии детей — половина [32], готова создать неполную семью — каждая вторая девушка, согласен с правом женщины создавать неполную семью с рождением ребенка вне брака и без отца — каждый третий юноша [31] сожительство абсолютно неприемлемо — 10—30% [11; 33] брак должен быть зарегистрирован органами ЗАГСа — 63,3%, [24] брак обязательно регистрировать для воспитания детей — 72% девушек, 58% юношей [11]

Отношение к опыту семейной жизни родителей опыт родителей повлиял на отношение к браку — небольшая доля [17] опыт родителей повлиял на отношение к браку — 90% совместное воспитание детей, основанное на заботе и уважении; ценность брака; ведение совместного хозяйства; гармония и взаимопонимание крайне важны — 91,8% [17]

Окончание таблицы

Обобщенные характеристики студентов Ценности и факторы

Не способствующие укреплению репродуктивного здоровья и созданию семьи (антиценности) Направленные на создание семьи и рождение детей

Отношение к вопросам планирования ребенка не планируют (не хотят) детей — 2—12% [7; 32] детей надо рожать на первом-втором годах брака или через несколько лет после вступления в брак, в возрасте 20—25 лет — от трети до двух третей студентов [32; 27; 3] хотели бы создать семью и родить ребенка во время обучения в вузе — треть студенток [25]

Отношение к абортам нейтрально — треть[7] никогда не задумывались о нравственности абортов — 56% [32] негативное — половина студентов не делали аборт — 99% студенток [7] недопустимость аборта — 7% [27]

Субъективные факторы — убеждения и репродуктивные установки молодых — отражают их ценности. Очевидно, что убеждения — отношение к своему здоровью и здоровью будущего супруга, ребенка, которые проявляются в приверженности здоровому образу жизни (отказ от вредных привычек, занятие спортом, своевременное лечение, нравственное сексуальное поведение), — формируются в том числе под воздействием семьи, культуры и традиций общества. Сегодня сложилось три основных типа молодых людей: (1) большинство уважают традиционные семейные ценности, стремятся (желают) им следовать и в той или иной мере следуют (в том числе до вступления в брак); (2) значительная часть уважает традиционные семейные ценности, но следовать им не может или не желает (в том числе одобряют и практикуют сожительство); (3) примерно каждый десятый не уважает и не следует традиционным ценностям в вопросах брака и семьи, выступает против них; брак для третьего типа не имеет значения, у этой группы нет стремления родить, воспитать ребенка, ее представители не задумываются о нравственных аспектах взаимоотношений полов и т.д.

ПРИМЕЧАНИЕ

(1) Федеральной службой государственной статистики было проведено выборочное обследование репродуктивных планов населения в 30 субъектах Российской Федерации. Было опрошено 10 054 человека, в том числе 5144 женщины и 4910 мужчин. Городские жители составили 72,3% опрошенных, сельские — 27,7%. Опрашивались женщины в возрасте 18—45 лет и мужчины 18—60 лет [1].

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

[1] Аналитический отчет по итогам выборочного наблюдения репродуктивных планов населения в 2012 году // www.gks.ru/free_doc/2012/demo/orp.doc.

[2] Антонов А.И. Снижение репродуктивных установок и ориентаций российского населения в 1991—2007 годы // Демографические исследования. 2008. № 7.

[3] Белокриницкая Т.Е., Золотарева Н.И., Мочалова М.Н. Контрацептивное поведение и репродуктивные установки студенток медицинского вуза // Бюллетень ВСНЦ СО РАМН. 2006. № 5.

[4] Бодрова В.В. Репродуктивное поведение как фактор депопуляции в России // Социологические исследования. 2002. № 6.

[5] Буркина О.В., Прокопенко Л.А. Современные тенденции сексуального поведения девушек студенческого возраста // Успехи современного естествознания. 2013. № 10.

[6] Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ. СПб., 1998.

[7] Гусева М.А., Титова А.А., Кузина М.В., Колесниченко Е.В. Сексуальная культура и репродуктивные установки юношей студенческого возраста // Бюллетень медицинских интернет-конференций. 2016. № 5.

[8] Думнова Э.М. Факторы-детерминанты репродуктивных установок молодежи (на примере г. Новосибирска // Вестник ТГПУ. 2009. № 9.

[9] Зарипов А.Я., Зарипов М.А. Либеральные ценности и традиционные установки общества в процессе личностной идентификации // Современное общество: вопросы теории, методологии, методы социальных исследований. 2014. Т. 1.

[10] Инглхарт Р., Бейкер В. Культура и демократия // Культура имеет значение. Каким образом ценности способствуют общественному прогрессу / Под ред. Л. Харрисона, С. Хантин-гона. М., 2002.

[11] Калачикова О.Н. Некоторые аспекты репродуктивного поведения студенческой молодежи // Высшее образование в России. 2012. № 3.

[12] Кара-Мурза С.Г., Телегин С.А. Неполадки в русском доме. М., 2004.

[13] Козина Г.Ю. Здоровье в ценностном мире студентов // Социологические исследования. 2007. № 9.

[14] Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 10 марта 2011 г. № 367-р.

[15] Лапин Н.И. Как чувствуют себя, к чему стремятся граждане России // Социологические исследования. 2003. № 6.

[16] Лескин Д.Ю. Семья как базовая ценность традиционного общества // Миссия конфессий. 2016. № 8.

[17] Лиманская В.О. Брачно-семейная ориентация молодежи // Партнерство цивилизаций. 2015 №. 1—2.

[18] Маршак А.Л., Рожкова Л.В. Жизненный успех в представлениях российской молодежи // Социологические исследования. 2015. № 8.

[19] Митрикас А.А. Семья как ценность: состояние и перспективы изменений ценностного выбора в странах Европы // Социологические исследования. 2004. № 5.

[20] Муртазина Л.Р. Автономизация брачного, сексуального и репродуктивного поведения населения как фактор либерализации семейно-брачной морали // Теория и практика общественного развития. 2011. № 1.

[21] Нарбут Н.П., Троцук И.В. Ценностные ориентации студенческой молодежи в трансформирующемся обществе // Вестник РУДН. Серия: Социология. 2008. № 4.

[22] Нарбут Н.П., Троцук И.В. Страхи и опасения российского студенчества: возможности эмпирической фиксации // Теория и практика общественного развития. 2014. № 2.

[23] Новгородцева А.Н., Шимаева Е.Г. Репродуктивные установки студенческой молодежи г. Екатеринбурга // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. 2014. № 43.

[24] Осыкина А.С., Усынина Н.И., Шкатова Е.Ю. Качество жизни и психологический статус студенток вузов Удмуртии // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 5.

[25] Осыкина А.С., Шкатова Е.Ю., Еловикова О.Н. Репродуктивные установки студенток // Международный журнал экспериментального образования. 2015. № 12-1.

[26] Осыкина А.С., Шкатова Е.Ю. Приверженность здоровому образу жизни студенток медицинского вуза // Особенности формирования здорового образа жизни: факторы и условия. Улан-Удэ, 2015.

[27] Полякова Н.М., Чернявский И.Я., Габидулина Т.В. Факторы репродуктивных установок студенческой молодежи // Сибирский медицинский журнал. 2010. № 25.

[28] Попова Н.М., Булдаков А.А., Башкиров А.А. Планирование создания семьи студентами Ижевской государственной медицинской академии в сравнении между факультетами и курсами // Современные тенденции развития науки и технологий. Белгород, 2017.

[29] Прокопьева Е.В., Старовойтова Е.Н. Ценности семьи и брака: различия традиционного и современного взгляда в российских средствах массовой информации // PR и реклама: традиции и инновации. 2011. № 6-2.

[30] Пузанова Ж.В., Тертышникова А.Г. Особенности образа жизни и отношения к здоровью российских студентов (на примере МГУ и РУДН) // Социологические исследования. 2017. № 8.

[31] Пышкина А.С., Жабина У.В., Османов Э.М., Ведищев С.И. К вопросу о репродуктивных установках современной студенческой молодежи // Вестник Тамбовского университета. Серия: Естественные и технические науки. 2011. Т. 16. № 6-1.

[32] Пятунина О.И., Шубина О.А. Формирование традиционных семейных ценностей у современной студенческой молодежи // Педагогика и современность. 2016. № 1.

[33] Сергеев Р.В. Ценности российского студенчества в семейно-брачных отношениях // Вестник АГУ. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2010. № 3.

[34] Сорокин П.А. Американская сексуальная революция. М., 2006.

[35] Сунгатуллина Г.А. Ценностные ориентации и мотивационная сфера подростков и молодежи, приобретающих опыт социально значимой деятельности // Вестник МГУ. Серия 18: Социология и политология. 2002. № 3.

[36] Сурвилло Е.В. Сравнительный анализ репродуктивных установок студенток высших учебных заведений // Вестник новых медицинских технологий. 2016. № 2.

[37] Сучков А.Н. Репродуктивные установки в студенческой среде (по материалам социологического исследования) // Высшее образование в России. 2014. № 10.

[38] Тындик А.О. Репродуктивные установки и их реализация в современной России // Журнал исследований социальной политики. 2012. Т. 10. № 3.

[39] Ясин Е.Г. Модернизация экономики и система ценностей. М., 2003.

[40] Howe N., Strauss W. Millennials Rising: The Next Great Generation. Vintage Books, 2000.

DOI: 10.22363/2313-2272-2017-17-4-555-567

REPRODUCTIVE ATTITUDES OF THE STUDENT YOUTH (a review of empirical studies)*

I.B. Nazarova1, M.P. Zelenskaya2

'Centre of Social Entrepreneurship National Research University "Higher School of Economics"

Myasnitskaya St., 20, Moscow, 101000, Russia 2Peoples' Friendship University of Russia (RUDN University)

Miklukho-Maklaya St., 6, Moscow, 117198, Russia

Abstract. The article summarizes the results of the studies of reproductive attitudes of the Russian

students (born in 1982—2000) published in 2000—2017. Students lack life experience, thus, they make

moral choices under conflicting media information and sometimes even propaganda of certain values or

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

* © I.B. Nazarova, M.P. Zelenskaya, 2017.

anti-values concerning family, marriage, and motherhood (paternity). A low level of students' awareness of the main issues in planning and creating a family, giving birth to children, taking care of their health is accompanied by an early start of active and risky sexual life. Despite the unconditional authority and positive example of parents, most young people independently search for information about sexual relations and sometimes get negative and painful experience. There are three types of young people: (1) the majority respect traditional family values, try (or wish) to follow them and to some extent succeed; (2) a significant part respect traditional family values but cannot or do not want to follow them (including approving and practicing cohabitation); (3) about a tenth do not respect and do not follow traditional values concerning marriage and family, refuse and oppose them; marriage does not matter for such students, they have no desire to give birth and raise a child, do not think about the morality of relationships between sexes, polygamy, abandonment of the child or abortion. Students indicate factors influencing their family plans and reproductive behavior: social-psychological (own beliefs, opinion of the closest people, limitation of the time resource; unplanned pregnancy and perception of abortion; availability and quality of the partner; social-psychological maturity; perceptions of the future — confidence in it); religiosity; experience (example of the parents' family); social-demographic (age; structure of the parents' family); economic (availability and quality of housing; financial situation); physical (health status); institutional (state family policy, influence of the church and media, values and traditions of society). Thus, the young people reproductive attitudes and the idea of a family are determined by various factors including values and traditions of the closest social circle and society in general.

Key words: students; youth; reproductive attitudes; reproductive behavior; values; health; family

REFERENCES

[1] Analiticheskij otchet po itogam vyborochnogo nabljudenija reproduktivnyh planov naselenija v 2014 godu [Analytical Report on the Population Reproductive Plans Based on the 2014 Sample Survey]. URL: www.gks.ru/free_doc/2012/demo/orp.doc (In Russ.).

[2] Antonov A.I. Snizhenie reproduktivnyh ustanovok i orientacij rossijskogo naselenija v 1991— 2007 gody [The decline of the Russian population reproductive attitudes and orientations in 1991—2007]. Demograficheskie issledovanija. 2008; 7 (In Russ.).

[3] Belokrinitskaja T.E., Zolotareva N.I., Mochalova M.N. Kontraceptivnoe povedenie i reproduk-tivnye ustanovki studentok medicinskogo vuza [Contraceptive behavior and reproductive attitudes of the medical college students]. Bjulleten VSNC SO RAMN. 2006; 5 (In Russ.).

[4] Bodrova V.V. Reproduktivnoe povedenie kak faktor depopuljacii v Rossii [Reproductive behavior as a factor of Russian depopulation]. Sociologicheskie issledovaniya. 2002; 6 (In Russ.).

[5] Burkina O.V., Prokopenko L.A. Sovremennye tendencii seksualnogo povedenija devushek stu-dencheskogo vozrasta [Today's trends in the student girls' sexual behavior]. Uspehi sovremen-nogo estestvoznanija. 2013; 10 (In Russ.).

[6] Golod S.I. Semja i brak: istoriko-sociologicheskij analiz [Family and Marriage: A Historical-Sociological Analysis]. SPb.; 1998.

[7] Guseva M.A., Titova A.A., Kuzina M.V., Kolesnichenko E.V. Seksualnaja kultura i reproduktiv-nye ustanovki junoshej studencheskogo vozrasta [Sexual culture and reproductive attitudes of the student men]. Bjulleten medicinskih internet-konferencij. 2016; 5 (In Russ.).

[8] Dumnova E.M. Faktory-determinanty reproduktivnyh ustanovok molodezhi (na primere g. Novo-sibirska [Factors-determinants of the youth reproductive attitudes (on the example of Novosibirsk]. Vestnik TGPU. 2009; 9 (In Russ.).

[9] Zaripov A.Ja., Zaripov M.A. Liberalnye cennosti i tradicionnye ustanovki obshhestva v processe lichnostnoj identifikacii [Liberal values and traditional attitudes of the society in personal identification]. Sovremennoe obshhestvo: voprosy teorii, metodologii, metody socialnyh issle-dovanij. 2014; 1 (In Russ.).

[10] Inglehart R., Baker V. Kul'tura i demokratija [Culture and democracy]. Kul'tura imeet znachenie. Kakim obrazom cennosti sposobstvujut obshhestvennomuprogressu. Moscow; 2002 (In Russ.).

[11] Kalachikova O.N. Nekotorye aspekty reproduktivnogo povedenija studencheskoj molodezhi [Some aspects of the student youth reproductive behavior]. Vysshee obrazovanie v Rossii. 2012; 3 (In Russ.).

[12] Kara-Murza S.G., Telegin S.A. Nepoladki v russkom dome [Problems in the Russian House]. Moscow; 2004 (In Russ.).

[13] Kozina G.Ju. Zdorov'e v cennostnom mire studentov [Health in the students' worldview]. Sociologicheskie issledovanija. 2007; 9 (In Russ.).

[14] Koncepcija demograficheskoj politiki Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda, utverzhden-naja rasporjazheniem Pravitel'stva RF ot 10 marta 2011 g. № 367-r. [Conception of the Russian Federation demographic policy for the period until 2025 approved by the order of the Russian Government on March 10, 2011 No. 367-p.] (In Russ.).

[15] Lapin N.I. Kak chuvstvuyut sebya, k chemu stremyatsya grazhdane Rossii [How the Russian citizens feel and what they seek]. Sociologicheskie issledovaniya. 2009; 3 (In Russ.).

[16] Leskin D.Ju. Semja kak bazovaja cennost tradicionnogo obshhestva [Family as a main value of traditional society]. Missija konfessij. 2016; 8 (In Russ.).

[17] Limanskaja V.O. Brachno-semejnaja orientacija molodezhi [The youth marriage and family orientation]. Partnerstvo civilizacij. 2015; 1-2 (In Russ.).

[18] Marshak A.L., Rozhkova L.V. Zhiznennyj uspeh v predstavlenijah rossijskoj molodezhi [Life success in the Russian youth perception]. Sociologicheskie issledovanija. 2015; 8 (In Russ.).

[19] Mitrikas A.A. Semja kak cennost: sostojanie i perspektivy izmenenij cennostnogo vybora v stranah Evropy [Family as a value: The state and prospects for changes in the choice of European countries]. Sociologicheskie issledovaniya. 2004; 5 (In Russ.).

[20] Murtazina L.R. Avtonomizacija brachnogo, seksualnogo i reproduktivnogo povedenija naselenija kak faktor liberalizacii semejno-brachnoj morali [The autonomization of marital, sexual and reproductive behavior as a factor of family and marriage ethics liberalization]. Teorija i praktika obshhestvennogo razvitija. 2011; 1 (In Russ.).

[ 21] Narbut N.P., Trotsuk I.V. Cennostnye orientacii studencheskoj molodezhi v transformiruju-shhemsja obshhestve [Value orientations of the student youth in a transforming society]. RUDN Journal of Sociology. 2008; 4 (In Russ.).

[22] Narbut N.P., Trotsuk I.V. Strahi i opasenija rossijskogo studenchestva: vozmozhnosti empi-richeskoj fiksacii [Fears and doubts of Russian students: Approaches to the empirical study]. Teorija ipraktika obshhestvennogo razvitija. 2014; 2 (In Russ.).

[23] Novgorodtseva A.N., Shimaeva E.G. Reproduktivnye ustanovki studencheskoj molodezhi g. Ekaterinburga [Reproductive attitudes of Yekaterinburg students]. Aktua'nye voprosy ob-shhestvennyh nauk: sociologija, politologija, flosofja, istorija. 2014; 43 (In Russ.).

[24] Osykina A.S., Usynina N.I., Shkatova E.Ju. Kachestvo zhizni i psihologicheskij status studentok vuzov Udmurtii [Quality of life and psychological status of Udmurtian universities sdtudents]. Sovremennyeproblemy nauki i obrazovanija. 2015; 5 (In Russ.).

[25] Osykina A.S., Shkatova E.Ju., Elovikova O.N. Reproduktivnye ustanovki studentok [Reproductive attitudes of student girls]. Mezhdunarodnyj zhurnal eksperimentalnogo obrazovanija. 2015; 12-1 (In Russ.).

[26] Osykina A.S., Shkatova E.Ju. Priverzhennost zdorovomu obrazu zhizni studentok medicinskogo vuza [Medical college students' commitment to a healthy lifestyle]. Osobennosti formirovanija zdorovogo obraza zhizni: faktory i uslovija. Ulan-Ude; 2015 (In Russ.).

[27] Poljakova N.M., Chernjavskij I.Ja., Gabidulina T.V. Faktory reproduktivnyh ustanovok studen-cheskoj molodezhi [Factors of the student youth reproductive attitudes]. Sibirskij medicinskij zhurnal. 2010; 25 (In Russ.).

[28] Popova N.M., Buldakov A.A., Bashkirov A.A. Planirovanie sozdanija sem'i studentami Izhevskoj gosudarstvennoj medicinskoj akademii v sravnenii mezhdu fakultetami i kursami [The Izhevsk State Medical Academy students' marriage plans compared between faculties and courses]. Sovremennye tendencii razvitija nauki i tehnologij. Belgorod; 2017 (In Russ.).

[29] Prokopeva E.V., Starovojtova E.N. Cennosti sem'i i braka: razlichija tradicionnogo i sovremen-nogo vzgljada v rossijskih sredstvah massovoj informacii [The value of family and marriage: Differences between traditional and today's perception in the Russian media]. PR i reklama: tradicii i innovacii. 2011; 6-2 (In Russ.).

[30] Puzanova Zh.V., Tertyshnikova A.G. Osobennosti obraza zhizni i otnoshenija k zdorovju rossijskih studentov (na primere MGU i RUDN) [Peculiarities of the Russian students' way of life and attitudes to health (on the example of MSU and RUDN)]. Sociologicheskie issledovanija. 2017; 8 (In Russ.).

[31] Pyshkina A.S., Zhabina U.V., Osmanov E.M., Vedishhev S.I. K voprosu o reproduktivnyh usta-novkah sovremennoj studencheskoj molodezhi [On the reproductive attitudes of today's student youth]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Serija: Estestvennye i tehnicheskie nauki. 2011; 16 (6-1) (In Russ.).

[32] Pjatunina O.I., Shubina O.A. Formirovanie tradicionnyh semejnyh cennostej u sovremennoj studencheskoj molodezhi [Traditional family values of today's student youth]. Pedagogika i sovremennost. 2016; 1 (In Russ.).

[33] Sergeev R.V. Cennosti rossijskogo studenchestva v semejno-brachnyh otnoshenijah [Values of Russian students in family-marriage relations]. Vestnik AGU. Serija 1: Regionovedenie: flo-sofija, istorija, sociologija, jurisprudencija, politologija, kulturologija. 2010; 3 (In Russ.).

[34] Sorokin P.A. Amerikanskaja seksualnaja revoljucija [American Sexual Revolution]. Moscow; 2006 (In Russ.).

[35] Sungatullina G.A. Cennostnye orientacii i motivacionnaja sfera podrostkov i molodezhi, priob-retajushhih opyt socialno znachimoj dejatelnosti [Value orientations and motivation of teenagers and young people getting involved in socially significant activities]. Vestnik MGU. Serija 18: Sociologija ipolitologija. 2002; 3 (In Russ.).

[36] Survillo E.V. Sravnitelnyj analiz reproduktivnyh ustanovok studentok vysshih uchebnyh zave-denij [Comparative analysis of reproductive attitudes of universities students]. Vestnik novyh medicinskih tehnologij. 2016; 2 (In Russ.).

[37] Suchkov A.N. Reproduktivnye ustanovki v studencheskoj srede (po materialam sociologiche-skogo issledovanija) [Students' reproductive attitudes (based on sociological research)]. Vysshee obrazovanie v Rossii. 2014; 10 (In Russ.).

[38] Tyndik A.O. Reproduktivnye ustanovki i ih realizacija v sovremennoj Rossii [Reproductive attitudes and their implementation in contemporary Russia]. Zhurnal issledovanij socialnoj politiki. 2012; 10 (3) (In Russ.).

[39] Yasin E.G. Modernizacija ekonomiki i sistema cennostej [Economic Modernization and the System of Values]. Moscow; 2003 (In Russ.).

[40] Howe N., Strauss W. Millennials Rising: The Next Great Generation. Vintage Books; 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.