Научная статья на тему 'Патриотизм и тип ценностных ориентаций личности студентов вуза'

Патриотизм и тип ценностных ориентаций личности студентов вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1289
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЗМ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / СТУДЕНТЫ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ТИП ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ЛИЧНОСТИ / PATRIOTISM / VALUE ORIENTATIONS / STUDENTS / PATRIOTIC EDUCATION / INDIVIDUAL’S TYPE OF VALUE ORIENTATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Григорьева Елена Владимировна, Хакимова Нурия Равильевна, Левченко Анна Петровна

Введение. В статье представлены результаты исследования психолого-педагогических аспектов патриотического воспитания студентов в вузе. Методология. Теоретическое обоснование проблемы содержит анализ подходов и факторов формирования патриотизма, отражает социальную значимость патриотического воспитания в вузе, определяет актуальность исследования роли ценностных ориентаций в патриотическом воспитании студентов. Исследование проводится на основе опроса с использованием анкеты «Гражданственность и патриотизм», диагностики ценностных ориентаций по методике Р. Инглхарта. Результаты эмпирического исследования выявили средний уровень патриотизма у студентов социально-психологического института Кемеровского государственного университета и преобладание индивидуализирующегося типа ценностных ориентаций личности. В сравнительном анализе ценностных типов показатели патриотизма выше у социализирующегося типа. Также обнаружены различия типов ценностных ориентаций личности в связи с направлением подготовки и курсом обучения студентов в вузе. Заключение. Исследование показало, что в процессе патриотического воспитания студентов в вузе необходимо учитывать как специфику направления их подготовки и курса обучения, так и тип ценностных ориентаций личности.Introduction.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Григорьева Елена Владимировна, Хакимова Нурия Равильевна, Левченко Анна Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents the results of the research of psychological and pedagogical aspects of patriotic education of undergraduates studying at a higher education institution. Materials and Methods. Theoretical substantiation of the problem contains the analysis of approaches and factors of patriotism formation, reflects the social importance of patriotic education in the higher education institution, determines the relevance of studying the value orientations role in the patriotic education of students. The study was conducted based on a survey using the questionnaire “Public spirit and patriotism”, the diagnosis of value orientations according to the Inglehart method. The results of the empirical study revealed an average level of patriotism among the undergraduates of the social and psychological institute of Kemerovo State University and the predominance of the individualized type of value orientations of the individual. At the same time, the comparative analysis of value types indicated the higher grade of patriotism for the socializing type. Also, the differences were observed among individual’s value orientations types in relation to the direction of education and the year of studying of an undergraduate in the university. Conclusions. The study undertaken has showed the necessity of considering both the specifics of the direction of their education and the year of studying in the university, and also the type of value orientations of the individual in the process of studentspatriotic education in a higher education institution.

Текст научной работы на тему «Патриотизм и тип ценностных ориентаций личности студентов вуза»

14. Seryy A. V., Yanitskiy M. S., Kharchenko E. V. Valuable and semantic aspects of psychological work with the student's youth which is in the crisis situation. Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin [Vestnik Novosibirskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta]. 2014. № 2. P. 40-48. (In Russian).

15. Stepanova O. Yu. Formation of citizenship of young people in the conditions of transformation of Russian society [Stanovlenie grazhdanstvennosti molodezhi v uslovijah transformacii rossijskogo obshhestva]: abstract of dissertation ... candidate of sociological sciences. Moscow, 2004. 27 p. (In Russian).

16. The strategy of the state youth policy in the Russian Federation: decree of the Government of the Russian Federation of December 18, 2006 № 1760-r) [Strategija gosudarstvennoj molodjozhnoj politiki v Rossijskoj Federacii : rasporjazhenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 18 dekabrja 2006 g. № 1760-r.]. (In Russian).

17. On combating corruption: federal law of 25 december 2008 № 273-FZ [O protivodejstvii korrupcii : feder. zakon ot 25 dekabrja 2008 g. № 273-FZ]. (In Russian).

УДК/uDC 378.18-057.87 Е. В. Григорьева, Н. Р. Хакимова, А. П. Левченко

E. Grigoryeva, N. Khakimova, A. Levchenko

ПАТРИОТИЗМ И тип ценностных ориентации личности

СТУДЕНТОВ ВУЗА

PATRIOTISM AND THE PERSON'S VALuE ORIENTATIONS TYPE

of higher education institution's undergraduates

Введение. В статье представлены результаты исследования психолого-педагогических аспектов патриотического воспитания студентов в вузе.

Методология. Теоретическое обоснование проблемы содержит анализ подходов и факторов формирования патриотизма, отражает социальную значимость патриотического воспитания в вузе, определяет актуальность исследования роли ценностных ориентаций в патриотическом воспитании студентов. Исследование проводится на основе опроса с использованием анкеты «Гражданственность и патриотизм», диагностики ценностных ориентаций по методике Р. Инглхарта.

Результаты эмпирического исследования выявили средний уровень патриотизма у студентов социально-психологического института Кемеровского государственного университета и преобладание индивидуализирующегося типа ценностных ориентаций личности. В сравнительном анализе ценностных типов показатели патриотизма выше у социализирующегося типа. Также обнаружены различия типов ценностных ориентаций личности в связи с направлением подготовки и курсом обучения студентов в вузе.

Заключение. Исследование показало, что в процессе патриотического воспитания студентов в вузе необходимо учитывать как специфику направления их подготовки и курса обучения, так и тип ценностных ориентаций личности.

Introduction. The article presents the results of the research of psychological and pedagogical aspects of patriotic education of undergraduates studying at a higher education institution.

Materials and Methods. Theoretical substantiation of the problem contains the analysis of approaches and factors of patriotism formation, reflects the social importance of patriotic education in the higher education institution, determines the relevance of studying the value orientations role in the patriotic education of students. The study was conducted based on a survey using the questionnaire "Public spirit and patriotism", the diagnosis of value orientations according to the Inglehart method.

The results of the empirical study revealed an average level of patriotism among the undergraduates of the social and psychological institute of Kemerovo State University and the predominance of the individualized type of value orientations of the individual. At the same time, the comparative analysis of value types indicated the higher grade of patriotism for the socializing type. Also, the differences were observed among individual's value orientations types in relation to the direction of education and the year of studying of an undergraduate in the university.

Conclusions. The study undertaken has showed the necessity of considering both the specifics of the direction of their education and the year of studying in the university, and also the type of value orientations of the individual in the process of students' patriotic education in a higher education institution.

Ключевые слова: патриотизм, ценностные ориентации, студенты, патриотическое воспитание, тип ценностных ориентаций личности.

Keywords: patriotism, value orientations, students, patriotic education, individual's type of value orientations.

Введение

В отечественной науке феномен патриотизма носит междисциплинарный характер и изучается как в социологии и политологии, так и в педагогике и психологии. Проведенный анализ современного состояния исследований по научной проблеме патриотизма выявил многозначность исследовательских позиций. Анализ их методологических оснований и существенных различий позволяет выделить ряд подходов [3; 8-10; 17].

1. Идеологический — патриотизм рассматривается с позиций конструктивизма как институ-ализированный элемент массового сознания и изучается в связи с социально-экономической и политической ситуацией. В русле данного подхода основным фактором формирования патриотизма является пропаганда.

2. Аксиологический — патриотизм рассматривается как значимая ценность и изучается в системе ценностных ориентаций личности. Особенности ценностных ориентаций личности рассматриваются как фактор формирования патриотизма.

3. Психологический — патриотизм исследуется в рамках теории отношений, рассматривается как сознательная, избирательная психологическая связь человека с Родиной, выражающаяся в чувствах любви, гордости, верности Отечеству, сопричастности граждан к истории и культуре России и готовности к выполнению гражданского долга и обязанностей по защите интересов Родины. Фактором формирования патриотизма в данном подходе являются переживания, чувства, убеждения и мотивы, возникающие в контексте определенной ситуации развития как часть системы отношения человека к миру. В структуре патриотизма выделяют три компонента: когнитивный, аффективный и конативный.

4. Педагогический — патриотизм изучается как результат воспитания, осуществляемого по многим каналам, во взаимодействии с семьей, общественностью, с помощью дополнительного образования. Данный подход тесно связан с психологическим, так как фактором формирования патриотизма выступает целенаправленное воздействие на компоненты его структуры, а также эффективные методы и технологии этого воздействия.

Наиболее часто в психологически и педагогически ориентированных исследованиях патриотизм трактуется как чувство любви к Родине, что в свою очередь является дискуссионным и вызывает критику. Так, И. Д. Лушников подчеркивает, что чувство любви способно легко ускользать и его достаточно трудно операционализировать и эмпирически подтвердить. Автор предлагает на первое место ставить нравственное понимание патриотизма:

— патриотизм как ответственность перед Родиной, за судьбу Родины;

— патриотизм как ответственность за сегодняшнее и будущее состояние Отечества.

Расставляя содержательные акценты патриотизма, И. Д. Лушников дает следующее определение: патриотизм — это преданность Отечеству, основанная на осознанной ответственности за судьбу страны, на любви к своему народу и воплощаемая в личной практической деятельности на благо Родины [8].

И. Д. Лушников отмечает, что быть патриотом — значит на деле, сознательно осуществлять конкретные практические дела на благо, а не во вред нации, народу, государству. Критерием патриотизма личности в таком понимании являются ее практические дела на пользу Родине. Близкие позиции высказывают и другие авторы, подтверждая их результатами опросов россиян [1; 8].

Нацеленность человека на дела во благо своей страны связана с мотивом деятельности, его побудительным и смыслообразующим компонентами. Осознание мотива деятельности не всегда побуждает нас к действиям, оставаясь лишь знанием. Побуждение к деятельности обусловлено сложной системой ценностей и смыслов человека. Согласно модели М. С. Яницкого система ценностных ориентаций личности, занимая пограничное положение между ее мотивационно-потреб-

ностной сферой и системой личностных смыслов, является важнейшим психологическим органом саморазвития, личностного роста и определяет их направление и способы осуществления [19, с. 45-46]. Рассматривая проблему закономерностей формирования и развития системы ценностных ориентаций личности, М. С. Яницкий подчеркивает роль таких форм целенаправленного воздействия как семейное воспитание, общее и профессиональное обучение [19, с. 74-84]. В целом в психолого-педагогической литературе значимой проблемой является оптимизация развития системы ценностных ориентаций личности в условиях профессионального образования, в том числе высшего [16; 19]. Развитие системы ценностных ориентаций студентов касается не только сферы их будущей профессиональной деятельности, но и сферы общей культуры, социальных отношений, гражданской позиции. Все это позволяет обосновать исследование патриотизма как результата воспитания через приобщение к различным формам социальной активности, в том числе патриотической направленности, так как надеяться на самопроизвольное становление и стихийное массовое проявление патриотизма не приходится.

В контексте сказанного в Российской Федерации уже более пятнадцати лет проводится целенаправленная политика по воспитанию патриотизма граждан. В 2001 году Правительство РФ утвердило первую программу «Патриотическое воспитание граждан России». В настоящей момент действует уже четвертая программа, рассчитанная на период до 2020 года. Все программы нацелены на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина России, для которого патриотизм является нравственной основой активной жизненной позиции. Если первые две программы патриотического воспитания россиян ориентированы на создание и совершенствование системы патриотического воспитания граждан, то две последующие — сосредоточены на поиске новых современных методов патриотического воспитания посредством актуализации гражданственности, чувства сопричастности к истории и жизни страны, идентичности и общности россиян [11-14].

Идеи программных документов по патриотическому воспитанию граждан России нашли отражение и в законе об образовании, где подчеркнута необходимость оптимизации деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию молодежи в РФ [7]. Современные стандарты в системе высшего образования предполагают формирование общекультурных компетенций, нацеленных на укрепление гражданской позиции студенческой молодежи. Кроме того, стандарты ряда направлений подготовки уровня бакалавриата, например «Организация работы с молодежью», содержат требования по формированию патриотически ориентированных компетенций: способности участвовать в организации социальных проектов гражданско-патриотического воспитания молодежи, готовности участвовать в организации гражданско-патриотического воспитания молодежи.

Особая роль системы образования в вопросах патриотического воспитания граждан нашей страны выявлена в исследовательских работах и результатах социологических опросов населения, в том числе студенческой молодежи. Так, молодые жители Томской области определяют в рейтинге субъектов патриотического воспитания: школы, органы власти, политические партии [2]. Исследование А. В. Ильясова и О. А. Зингер показало, что на формирование патриотических чувств студентов г. Пензы оказывают влияние в первую очередь учреждения образования — школы и вузы, лишь затем семья, друзья, средства массовой коммуникации, органы власти [6]. Таким образом, как объективные, так и субъективные характеристики социокультурных реалий нашей страны определяют патриотическое воспитание подрастающего поколения в качестве одного из основных направлений учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях, в том числе в вузах.

Современное понимание патриотического воспитания в процессе обучения основано на системном подходе и в целом ориентировано на формирование и развитие патриотического сознания, мотивационной и ценностно-смысловой сфер личности как непосредственно в учебной и познавательной деятельности, так и посредством участия в различных формах социальной активности. В. С. Шилова определяет патриотическое воспитание как целостный педагогический процесс, направленный на формирование и развитие патриотических качеств личности каждого гражданина России, приобщение его к деятельности на благо Отечества и народа, развитие стремления к гражданскому, духовному, нравственному и физическому самосовершенствованию, потребности в достойном служении стране и народу, их защите от различных посягательств [15].

Методология

Анализ теоретического материала по заявленной проблеме позволяет обосновать методологию предпринятого нами эмпирического исследования. Исследователи проблематики патриотизма акцентируют внимание на необходимости комплексного подхода. Основой патриотизма и активной гражданской позиции определяется сложившаяся система ценностей, интересов и целей личности [4; 17]. Ценностные ориентации личности представляют собой сложную, многоуровневую и динамическую систему, на формирование и развитие которой возможно целенаправленное воздействие в условиях образовательной среды [19].

На основе теоретического анализа нами было проведено сравнительное эмпирическое исследование. В качестве основного исследовательского метода использован опрос, реализованный с помощью следующих методик: анкеты «Гражданственность и патриотизм», методики диагностики ценностных ориентаций Р. Инглхарта в модификации М. С. Яницкого [5; 18].

Выборку исследования составили 99 студентов 1-го и 4-го курсов трех направлений подготовки социально-психологического института Кемеровского государственного университета: «Организация работы с молодежью» (ОРМ), «Психология» (ПС), «Специальное (дефектологическое) образование» (СДО). Полученные результаты были обработаны с помощью пакета статистической обработки данных БЁа^вйса.

Результаты

Анализ достоверности различий результатов методики «Гражданственность и патриотизм» для независимых выборок показал, что по направлениям подготовки (ОРМ, ПС и СДО) в целом по выборке нет значимых различий (табл. 1). При сравнении среднегрупповых показателей у студентов всех направлений выявлен средний уровень патриотизма.

Таблица 1

Средние показатели патриотизма у студентов разных направлений подготовки

ОРМ ПС СДО

105,9 107,7 99,03

Далее мы проверили значимость различий показателей патриотизма между студентами 1-го и 4-го курсов, обучающихся по трем направлениям подготовки. Выявлены статистически значимые различия между первокурсниками и выпускниками (табл. 2).

Таблица 2

Средние показатели патриотизма у студентов 1-го и 4-го курсов

Направление подготовки Средний показатель (1-й курс) Средний показатель (4-й курс) ^критерий Р

ОРМ 118,4 97,6 3,88 0,0006

ПС 106,8 90,2 2,37 0,02

СДО 116,2 100,0 3,72 0,0007

По всем направлениям подготовки 113,4 96,4 5,19 0,00001

Средний показатель патриотизма группы студентов 1-го курса достоверно выше, чем у студентов 4-го курса. По нашему мнению, такие различия могут быть связаны с тем, что у первокурсников выявлен уровень патриотизма, сформированный в период обучения в школе, где про-

водится больше классных часов, мероприятий и уроков патриотического воспитания. В целом школьные мероприятия отличаются камерным характером, они нацелены на актуализацию личностной мотивации школьников, осмысление ими жизни собственной семьи, переживание чувства сопричастности к истории России. Во время обучения в вузе у студентов больше свободы выбора: они сами решают, какие мероприятия посещать, в каких проектах участвовать, определяют степень вовлеченности в них. При этом мероприятия в вузе носят более масштабный характер, меньше обращаются к личностно значимой тематике, менее опосредованы чувственными переживаниями.

Анализируя связь патриотизма и типа ценностных ориентаций личности студентов, мы выявили, что в целом по выборке показатели патриотизма у студентов с социализирующимся типом ценностных ориентаций выше, чем у всех остальных (табл. 3). При этом не выявлено статистически значимых различий между адаптирующимся и индивидуализирующимся, промежуточным и индивидуализирующимся, адаптирующимся и промежуточным ценностными типами. Достоверно различаются по уровню патриотизма студенты с адаптирующимся и социализирующимся типами ценностных ориентаций личности, социализирующимся и промежуточным, социализирующимся и индивидуализирующимся.

Таблица 3

Средние показатели патриотизма разных ценностных типов

Адаптирующийся тип Социализирующийся тип Индивидуализирующийся тип Промежуточный тип Значимые различия (при p < 0,05)

105,5 117,2 99,2 100,04 2 > 1 2 > 3 2 > 4

Если же обратиться к типам ценностных ориентаций личности в целом по выборке, то можно заметить, что в процентном соотношении большинство студентов относится к индивидуализирующемуся типу — 33,3 % (табл. 4). Индивидуализирующийся тип ценностных ориентаций личности отличается автономным характером, выраженной потребностью самосовершенствоваться, готовностью работать на благо Родины, но характеризуется независимостью оценок и суждений. Адаптирующийся тип акцентирован на ценностях безопасности, материального благополучия, сохранения достигнутого уровня, стабилизации положения. Усиление данного ценностного типа возможно проследить в контексте возрастного развития и может отмечаться в условиях перехода к самостоятельной, автономной жизни, например при заключении брака, в начале карьеры. Социализирующийся тип выделяется ориентацией на других людей, на интеграцию и принятие в социуме [18].

Таблица 4

Доля типов ценностных ориентаций личности ( %)

Тип ценностных ориентаций личности Распределение студентов

Адаптирующийся ценностный тип 24,2

Социализирующийся ценностный тип 19,2

Индивидуализирующийся ценностный тип 33,3

Промежуточный ценностный тип 23,3

Полученные в исследовании результаты в целом не противоречат данным литературы о наличии поступательной динамики ценностного развития на протяжении обучения в вузе, повышения субъективной значимости ценностей высшего уровня, а также сопряженности повышения уровня образования с меньшей ориентацией на ценности адаптации. Однако к завершению обучения

в вузе усиливается ориентация на ценности адаптации за счет уменьшения ориентации на ценности социализации [18].

Данные таблицы 5 позволяют проанализировать представленность типов ценностных ориен-таций личности среди студентов каждого направления подготовки.

Таблица 5

Распределение ценностных типов личности студентов 1-го и 4-го курсов по направлениям подготовки ( %)

Направление подготовки Курс Адаптирующийся тип Социализирующийся тип Индивидуализирующийся тип Промежуточный тип

ОРМ 1 25 33 9 33

4 22 11 39 28

ПС 1 28 33 22 17

4 16 21 37 26

СДО 1 29 12 53 6

4 26 16 30 28

Анализируя распределение типов ценностных ориентаций, мы видим, что на всех трех изучаемых направлениях подготовки (ОРМ, СП, СДО) уменьшается доля студентов адаптирующегося типа, а на двух (ОРМ и ПС) — социализирующегося. При этом доля индивидуализирующегося типа растет у студентов двух направлений (ОРМ и ПС). Мы полагаем, что такие результаты можно интерпретировать как подтверждение тенденции изменения долей в распределении типов ценностных ориентаций личности студентов в период обучения в вузе.

Заключение

Систему ценностных ориентаций личности необходимо рассматривать как основу патриотизма и учитывать ее особенности в патриотическом воспитании студентов вуза. С целью оптимизации процесса воспитания патриотизма у студентов в условиях обучения в вузе следует принимать во внимание специфику направления подготовки, курс обучения и тип ценностных ори-ентаций личности. Ценностные ориентации выступают ресурсом патриотического воспитания студентов при возможности у них пробовать себя в различных формах социальной активности, отдавая предпочтения тем делам, которые соответствуют ценностному типу их личности. Вовлечение в мероприятия патриотической тематики, приобщение к патриотической деятельности способствуют развитию системы ценностных ориентаций студентов и одновременно требуют гибкого реагирования на особенности этой системы. Студенты с адаптирующимся ценностным типом личности отдадут предпочтение деятельности, предполагающей вознаграждение. По нашему мнению, патриотическое воспитание таких студентов может быть реализовано путем работы в студенческих отрядах (строительных, педагогических и др.), участия в спортивных соревнованиях, различных конкурсах. Приоритетом у студентов социализирующегося ценностного типа является коллективная деятельность, участие в групповых мероприятиях, признание. Следовательно, их патриотическое воспитание реализуется в творческой, научной, добровольческой, организаторской деятельности в составе команды, которая отстаивает интересы и поддерживает имидж своей организации. Студенты с индивидуализирующимся типом ценностных ориентаций личности нуждаются в особом, деликатном, личностно ориентированном подходе. Полагаем, что вовлечение таких студентов в мероприятия патриотической направленности необходимо осуществлять на добровольной основе, например привлекая их к волонтерской деятельности и социальному проектированию.

Литература

1. Асланов Я. А. Патриотическое воспитание молодежи: современные тенденции и технологии формирования // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. № 4. С. 18-21.

2. Афанасьева Д. О. Патриотические установки региональной молодежи // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2012. Вып. 4, № 1 (20). С. 135-142.

3. Браун О. А., Аркузин М. Г. Приоритет гражданской идентичности в системе оснований социальной идентификации личности как основа патриотизма /У Профессиональное образование в России и за рубежом. 2016. № 4 (24). С. 18-22.

4. Дулина Г. С., Захарова А. Н. Ценностные приоритеты студенческой молодежи в условиях становления гражданского общества // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. 2013. № 1-2 (77). С. 63-67.

5. Моделирование и параметризация анкеты «Гражданственность и патриотизм» для оценки общекультурных компетенций [Электронный ресурс] / И. Н. Елисеев, И. И. Елисеев, И. А. Занина, А. Г. Илиев // Инженерный вестник Дона. 2015. № 3. URL: http://Www.ivdon.nu/uploads/anticle/pdf/IVD_125_Eliseev_3.pdf_1a43be39a5.pdf (дата обращения: 22.10.2017).

6. Ильясова А. В., Зингер О. А. Патриотизм как элемент культуры студенческой молодежи [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1 (часть 1). URL: http://www.science-education.ru/ru/article/ view?id=18007 (дата обращения: 24.10.2017).

7. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 24.10.2017).

8. Лушников И. Д. Системная методика изучения патриотического воспитания: методические рекомендации. Вологда, 2014. 64 с.

9. Мещерякова С. В. Патриотизм как ценностно-смысловое образование в структуре личности российского предпринимателя : автореф. дис. ... канд. психол. наук. Тамбов, 2008. 25 с.

10. Науменков С. М. Исследование социально-психологических детерминант формирования патриотического сознания студенческой молодежи // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2013. № 1. С. 97-103.

11. О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001-2005 годы» [Электронный ресурс] : постановление Правительства РФ от 16 февраля 2001 г. № 122. URL: http://base.garant.ru/1584972/ (дата обращения: 24.10.2017).

12. О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006-2010 годы» [Электронный ресурс] : постановление Правительства РФ от 11 июля 2005 г. № 422. URL: http://www.zakonprost.ru/content/base/ part/496740 (дата обращения: 24.10.2017).

13. О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015 годы» [Электронный ресурс] : постановление Правительства РФ от 5 октября 2010 г. № 795. URL: https://rg.ru/2010/10/11/patrioty-site-dok.html (дата обращения: 24.10.2017).

14. О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» [Электронный ресурс] : постановление Правительства РФ от 30 декабря 2015 г. № 1493. URL: http://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/71196398/#ixzz4OjkKwUxy (дата обращения: 24.10.2017).

15. Шилова В. С. Патриотическое воспитание студентов: сущность, цели и задачи // Научный результат. Серия: педагогика и психология образования. 2015. Т. 1, № 1 (3). С. 75-78.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Яницкий М. С., Серый А. В., Проконич О. А. Особенности временной перспективы личности представителей различных ценностных типов массового сознания // Вестник КРАУНЦ. (Серия: Гуманитарные науки). 2012. № 2 (20). С. 175 -180.

17. Яницкий М. С. Отношение к своей стране и патриотическая направленность молодежи в контексте ее ценностной дифференциации // Психология отношений в постнеклассической парадигме : сб.ст. участников I Междунар. науч.-практ. конф. Белово, 2014. С. 72-77.

18. Яницкий М. С. Ценностное измерение массового сознания. Новосибирск : Издательство СО РАН, 2012. 237 с.

19. Яницкий М. С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. Кемерово : Кузбассвузиздат, 2000. 204 с.

References

1. Aslanov Y. A. Patriotic education of youth: current trends and technologies of formation. Humanities, social-economic and social sciences [Gumanitarnye, sotsial'no-ekonomicheskie i obshchestvennye nauki]. 2015. № 4. P. 18-21. (In Russian).

2. Afanasieva D. O. Patriotic attitudes of regional young people. Tomsk state university journal of philosophy, sociology and political science [Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta]. 2012. Issue 4, № 1 (20). P. 135-142. (In Russian).

3. Braun O. A., Arkuzin M. G. Priority of civil identity in system of the bases of cosial identification of the personality as the patriotism basis. Professional education in Russia and abroad [Professional'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom]. 2016. № 4 (24). P. 18-22. (In Russian).

4. Dulina G. S., Zakha-rova A. N. Values priorities of student youth in conditions of formation of civil society. Bulletin of the Chuvash State Pedagogical University name I. Yakovleva [Vestnik Chuvashskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. I.Ia. Iakovleva]. 2013. № 1-2 (77). P. 63-67. (In Russian).

5. Eliseev I. N., Eliseev I. I., Zanina I. A., Iliev A. G. Modeling and parametrization of the questionnaire "Citizenship and patriotism" for assessing general cultural competences. Engineering journal of Don [Inzhenernyi vestnik Dona]. 2015. № 3. Available at: http://www.ivdon.ru/uploads/article/pdf/IVD_125_Eliseev_3.pdf_1a43be39a5.pdf (accessed 22.10.2017). (In Russian).

6. Ilyasova A. V., Zinger O. A. Patriotism — as an element of the culture of student youth. Modern problems of science and education [Sovremennye problemy nauki i obrazovaniia]. 2015. № 1 (part 1). Available at: http://www.science-education.ru/ ru/article/view?id=18007 (accessed 24.10.2017). (In Russian).

7. On Education in the Russian Federation [Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii] : federal law № 273-FZ of December 29, 2012. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (accessed 24.10.2017). (In Russian).

8. Lushnikov I. D. System method of studying patriotic education [Sistemnaia metodika izucheniia patrioticheskogo vospitaniia: metodicheskie rekomendatsii]: methodological recommendations. Vologda, 2014. 64 p. (In Russian).

9. Mescheryakova S. V. Patriotism as a value-semantic formation in the structure of the personality of the Russian entrepreneur [Patriotizm kak tsennostno-smyslovoe obrazovanie v strukture lichnosti rossiiskogo predprinimatelia]: abstract of the thesis ... of candidate of psychological sciences. Tambov, 2008. 25 p. (In Russian).

10. Naumenkov S. M. Investigation of socio-psychological determinants of the formation of patriotic consciousness of student

youth. Scientific notes of the Russian state social University [Uchenye zapiski Rossiiskogo gosudarstvennogo sotsial'nogo univensiteta]. 2013. № 1. P. 97-103. (In Russian).

11. About the state program "Patriotic Education of Russian Citizens for 2001-2005 years": [O gosudarstvennoi programme "Patrioticheskoe vospitanie grazhdan RF na 2001-2005 gody"]: resolution of the Government of the Russian Federation № 122 of February 16. Available at: http://base.garant.ru/1584972/ (accessed 24.10.2017). (In Russian).

12. About the state program "Patriotic Education of Citizens of the Russian Federation for 2006-2010 years [O gosudarstvennoi programme "Patrioticheskoe vospitanie grazhdan RF na 2006-2010 gody"]: resolution of the Government of the Russian Federation of July 11, 2005 № 422. Available at: http://Www.zakonprost.ru/content/base/part/496740 (accessed 24.10.2017). (In Russian).

13. About the state program "Patriotic Education of Citizens of the Russian Federation for 2011-2015 years" [O gosudarstvennoi programme "Patrioticheskoe vospitanie grazhdan RF na 2011-2015 gody"]: resolution of the Government of the Russian Federation of October 5, 2010 № 795. Available at: https://rg.ru/2010/10/11/patrioty-site-dok.html (accessed 24.10.2017). (In Russian).

14. About the state program "Patriotic Education of Citizens of the Russian Federation for 2016-2020 years" [O gosudarstvennoi programme "Patrioticheskoe vospitanie grazhdan Rossiiskoi Federatsii na 2016-2020 gody"]: resolution of the Government of the Russian Federation of December 30, 2015 № 1493. Available at: http://Www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/71196398/#ixzz4OjkKwUxy (accessed 24.10.2017). (In Russian).

15. Shilova V. S. Patriotic education of students: essence, goals and tasks. Scientific Result. Series: Pedagogy and Psychology of Education [Nauchnyi rezul'tat. Seriia: pedagogika i psikhologiia obrazovaniia]. 2015. T. 1, № 1 (3). P. 75-78. (In Russian).

16. Yanitskiy M. S., Seriy A. V., Prokonich O. A. Features of the temporal perspective of a personality of representatives of different value types of mass consciousness. Journal Collection of Scientific works of KRASEC. Series "Humanities" [Vestnik KRAUNC. (Serija: Gumanitarnye nauki)]. 2012. № 2 (20). P. 175-180. (In Russian).

17. Yanitskiy M. S. Attitude to the country and patriotic orientation of youth in the context of its value differentiation. Psychology of relations in the post-nonclassical paradigm [Psihologija otnoshenij v postneklassicheskoj paradigme]: a collection of articles of the participants of the First International Scientific and Practical Conference. Belovo, 2014 P. 72-77. (In Russian).

18. Yanitskiy M. S. Value measurement of mass consciousness [Tsennostnoe izmerenie massovogo soznaniia]. Novosibirsk: Publishing house of the Siberian Branch of the Russian Academy of Science, 2012. 237 p. (In Russian).

19. Yanitskiy M. S. Value orientations of a personality as a dynamic system [Tsennostnye orientatsii lichnosti kak dinamicheskaia sistema]. Kemerovo: Kuzbassvuzizdat, 2000. 204 p. (In Russian).

УДК/UDC 37.048.45 И. А. Килина

I. Kilina

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ КАК СРЕДСТВО ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

PROFESSIONAL ORIENTATION AS A MEANS OF CIVIL-PATRIOTIC EDUCATION OF STUDENTS

Введение. В статье рассматриваются вопросы профессиональной ориентации, подготовки обучающихся к выбору профессии и рабочего места с позиции их гражданско-патриотического воспитания. Представлены результаты исследования готовности выбора обучающимися военной профессии.

Методология. В исследовании использован системный подход к понятию «патриотизм», раскрыты его подсистемы через содержательный аспект профориентации обучающихся, проанализированы отдельные составные части, критерии профессионального выбора, а также данные опроса по выявлению готовности обучающихся к выбору военной профессии.

Результаты. Определены основные понятия: гражданско-патриотическое воспитание, профессиональное самоопределение, профессиональный выбор. Представлены результаты анкетирования (письменного опроса) обучающихся по выявлению их готовности к выбору военной профессии.

Заключение. При организации профориентационной работы необходимо уделять внимание мероприятиям, направленным на формирование у обучающихся профессионального самоопределения, внутренней готовности к осознанному, устойчивому выбору и планированию своей профессиональной карьеры как показателей их гражданско-патриотического воспитания, вклю-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.