Научная статья на тему 'Психолого-педагогическое сопровождение развития конкурентоспособности будущих специалистов гостиничного сервиса'

Психолого-педагогическое сопровождение развития конкурентоспособности будущих специалистов гостиничного сервиса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
222
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Трещев Александр Михайлович, Сергеева Ольга Александровна

В работе обосновывается технология формирования конкурентоспособности специалиста гостиничного сервиса в процессе обучения в колледже. Авторами определены критерии и показатели конкурентоспособности будущего специалиста, разработана технологическая карта изучаемого процесса, включающая в себя целевой блок, технологический инструментарий и блок диагностики результатов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Трещев Александр Михайлович, Сергеева Ольга Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогическое сопровождение развития конкурентоспособности будущих специалистов гостиничного сервиса»

УДК 378+65+640

Трещев Александр Михайлович

Доктор педагогических наук, профессор, проректор Астраханского государственного университета, smkasu@aspu.ru, Астрахань

Сергеева Ольга Александровна

Кандидат психологических наук, доцент кафедры английского языка для гуманитарных специальностей Астраханского государственного университета, smkasu@aspu.ru, Астрахань

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ развития конкурентоспособности будущих СПЕЦИАЛИСТОВ ГОСТИНИЧНОГО СЕРВИСА

Аннотация. В работе обосновывается технология формирования конкурентоспособности специалиста гостиничного сервиса в процессе обучения в колледже. Авторами определены критерии и показатели конкурентоспособности будущего специалиста, разработана технологическая карта изучаемого процесса, включающая в себя целевой блок, технологический инструментарий и блок диагностики результатов.

Ключевые слова: конкурентоспособность; развитие; будущий специалист гостиничного сервиса; критерии и показатели сформированности; технологическая карта.

Treshchev Alexander Mikhailovich

Droctor of pedagogical Sciences, Professor, Vice Rector, Astrakhan State University, smkasu@aspu.ru, Astrakhan.

Sergeeva Olga Alexandrovna

Candidate of Psychological Sciences, Associate professor of English for Humanities chair, Astrakhan State University, smkasu@aspu.ru, Astrakhan

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF СOMPETITIVENESS DEVELOPMENT OF FUTURE HOTEL SERVICE SPECIALISTS

Abstract. The article explains the technology of formation of competitiveness of hotel service specialists during college training. The authors define the criteria and indicators of future specialist competitiveness, develop technological map of the studied process, including goal unit, technological toolkit and result diagnosis unit.

Keywords: future specialists of hotel service; competitiveness; criteria and indicators of formation; development; technological map.

Проблемы формирования кадрового потенциала российского общества и развития личности как полноценного субъекта рыночных отношений непосредственно связано с категорией конкурентоспособности. Подготовка конкурентоспособного специалиста особенно актуальна для развивающейся в нашей стране отрасли гостиничных услуг.

В связи с этим мы поставили перед собой научную задачу разработки системы психо-лого-педагогического сопровождения развития конкурентоспособности будущих специалистов гостиничного сервиса.

Опытно-экспериментальной базой исследования явился Астраханский государственный политехнический колледж. На разных этапах исследования было охвачено более 450 студентов и преподавателей. Базовыми явились группы студентов специальности «гостиничный сервис». Опытную работу осуществляла под нашим руководством преподаватель колледжа Н. В. Корнейченко [1; 2].

Анализ литературы и исследований показал, что конкурентоспособность ассоциируется в научных работах с успешностью человека как в профессиональной, так и в

личностной сферах. Данное понятие соотносится в научной литературе с такими категориями, как профессиональная компетентность (М. А. Чошанов, M. Lin-ard, F. Rope), социальная компетентность (Г. В. Мухаметзянова, В. Ш. Масленникова, П. Н. Осипов, Т. М. Трегубова и др.), личностная компетентность (Е. В. Бондарев-ская, О. С. Гребенюк, Ю. М. Орлов и др.). Представляет интерес психологическая концепция профессионально-личностного развития Л. М. Митиной. Ученая трактует конкурентоспособность личности как интегральное свойство, характеризующееся совокупностью личностных качеств, позволяющих специалисту быть более успешным на рынке труда по сравнению с другими, обладающими аналогичной подготовкой [3].

Анализ отечественных и зарубежных исследований различных подходов к понятию конкурентоспособности специалиста позволил нам сформулировать собственное понимание категории «конкурентоспособность специалиста».

Конкурентоспособность специалиста гостиничного сервиса - это интегральная характеристика личности менеджера, выражающаяся в совокупности личностных, профессиональных и полипрофессиональных качеств, определяющих успешность профессиональной деятельности по организации сервисной деятельности в гостиницах и туристских комплексах в условиях требований и запросов работодателей и рынка труда.

На основе аналитико-синтетической работы в структурк конкурентоспособности мы выделяем ены следующие компоненты: потребностно-мотивационный, содержа-

тельно-процессуальный и рефлексивно-оценочный.

Каждый из компонентов является относительно самостоятельной подструктурой, которая в то же время подчиняется общим законам развития личности и воплощает в себе единство сознания, деятельности и общественных отношений.

Работы В. С. Безруковой, В. П. Беспалько, А. Н. Дахина, Г. А. Лебедевой, В. М. Монахова, А. А. Орлова, В. А. Штофа, И. О. Яковлевой и др. о моделировании в педагогических исследованиях, позволили прийти к выводу о том,

что модель должна включать такие элементы, которые непосредственно и однозначно влияют на качество учебной деятельности студентов, а ее структура должна создавать возможности контроля достижений студентов на всех этапах работы по формированию конкурентоспособности. В то же время было очевидно, что модель должна предоставлять возможности для активного вмешательства с целью своевременной коррекции рассматриваемого явления. Графическое изображение модели конкурентоспособности будущего специалиста гостиничного сервиса представлено на рисунке 1.

В модель входят структурные компоненты конкурентоспособности: потребностно-мотивационный, содержательно-процессуальный, рефлексивно-оценочный.

Потребностно-мотивационный компонент отражает мотивацию учебно-профессиональной деятельности, мотивацию достижения, потребность в саморегуляции поведения и деятельности, потребность в саморазвитии.

Содержательно-процессуальный компонент составляют знания, умения и навыки коммуникативного, регулятивного и иного характера, определяющие успешность конкурентоспособного поведения, социально-личностные, экономические и организационно-управленческие, общенаучные, общепрофессиональные специальные компетенции.

Рефлексивно-оценочный компонент включает в себя самооценку, самоконтроль и самоанализ, управление саморазвитием и профессиональный ростом, саморегуляцию поведения и деятельности.

Содержание конкурентоспособности будущего специалиста, на наш взгляд, определяется рядом внутренних и внешних параметров.

К внутренним параметрам (индивидуально-личностным) относятся индивидуальные склонности, способности и задатки, черты характера, профессионально значимые качества, позволяющие студентам эффективно овладевать избранной профессией и осуществлять в будущем разнообразные профессиональные функции.

В группу внешних параметров входят нормативные и социально-организационные.

Нормативные задают соответствие всех характеристик специалиста требованиям го-

Y

Потребностно- Конку- ренто- способ- ность мотивационный

Содержательно- процессуальный

Рефлексивно- оценочный

Компоненты

Z

X

Реализация сервисгаїх потребно- 1. Органи-

стей общества. зационно-

Цели профессиональной деятельности Организация конкурентоспособ- Профессиональные функции управленче-

ности гостигичгого хозяйства и ские.

туристских комплексов. 2. Произ-

Участие в решении организаци- водственно-

онно-стратегических задач. технологи-

Осуществление контроля: за ра- ческие.

ботой персонала, обеспечением 3. Сервис-

чистота и порядка в помещениях ные.

гостиниц и туристских комплек-

сов, выполнением правил и норм

охрана труда и требований про-

изводственной санитарии и гиги-

ена.

Социаль-

но -

личност-

нае

Экономи-

ческие и

организа-

ционно-

управлен-

ческие

Общена- Группа компетенций

учная

(компе-

тенции

познава-

тельной

деятельно-

сти)

Общепро-

фессио-

нальнае

Специаль-

ная (про-

фессио-

нально-

функцио-

нальнае

знания и

умения)

Рис 1. Модель конкурентоспособности специалиста гостиничного сервиса

сударственного образовательного стандарта среднего профессионального образования специальности «гостиничный сервис», требованиям работодателей и требованиям общества как комплексного потребителя профессиональных услуг.

Социально-организационные определяются полезностью конкретных профессиональных услуг и потребностью в них различных социальных структур потребителей. Социально-организационные параметры требуют от выпускников гибко ориентироваться на рынке труда и быть готовыми к продолжению образования, к переквалификации, самообразованию и саморазвитию.

Оси X, Y, Ъ - это оси индивидуально-личностного, нормативного и социально-организационного параметров.

Логика исследования и анализ результатов сформированное™ конкурентоспособности будущего специалиста гостиничного комплекса в процессе профессиональной подготовки в колледже позволили использовать шкалу уровневой оценки, включающую в себя три уровня: репродуктивный, продуктивный, творческий.

Для выявления и описания уровней сформированное™ конкурентоспособности

были определены критерии и показатели конкуренте способности будущего специалиста, соотнесенные с компонентами конкурентоспособности (табл. 1.).

С учетом выделенных показателей были описаны поуровневые характеристики сформированности конкурентоспособности.

Таблица 1

Критерии и показатели сформированности конкурентоспособности будущего специалиста гостиничного сервиса в процессе обучения в колледже

Компо- ненты Критерии и их содержание Показатели

1 « оы ^ I о § к а ^ з и а 1 Мотивационный: Мотивация учебно-профессиональной деятельности. Мотивация достижения. Цели и потребности учебно-профессиональной деятельности. Потребность в саморегуляции поведения и деятельности. Потребность в саморазвитии. Уровень мотивации профессиональной деятельности. Уровень мотивации учебной деятельности. Развитость познавательных потребностей. Отношение к будущей профессиональной деятельности как к личностной и социальной ценности. Степень выраженности стремления к достижению успеха. Превалирование мотива достижения успеха над мотивом избегания неудач.

«ъ к й л « ч й й а ей Л ^ & я о ° о & функциональный: Знания, умения и навыки коммуникативного, регулятивного и иного характера. Компетенции: социально-личностные; экономические и организационно-управленческие; общенаучные (компетенции познавательной деятельности); общепрофессиональные специальные (про-фессионально-функцио-нальные знания и умения). Объем и качество знаний, умений и навыков и их соответствие требованиям государственного образовательного стандарта. Общегражданские качества. Организаторские способности. Способность решать профессиональные задачи на уровне инноваций и творчества. Владение приемами конструктивного профессионального и межличностного общения.

£1 Й О ен Н и ■& я ео СМ Рефлексивный: Самооценка. Самоконтроль и самоанализ. Управление саморазвитием и профессиональный ростом. Способность проектировать свое профессиональное развитие. Способность к саморегуляции поведения и деятельности. Осознание себя как субъекта учебно-профессиональной деятельности.

Опытно-экспериментальная работа показала, что процесс формирования конкурентоспособности будущего специалиста гостиничного сервиса является длительным, сложным и целостным. Для обеспечения большей результативности этого процесса мы выделили в целостном процессе профессиональной подготовки три этапа:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- мотивационно-ценностный этап - направлен на формирование отношения к будущей профессиональной деятельности как личностной и социальной ценности, на осознание студентом значимости формирования личностных качеств конкурентоспособного специалиста, на формирование потребности в профессиональном и личностном росте;

- когнитивно-деятельностный этап -направлен на овладение студентом соответствующим объемом знаний, умений и навыков, профессиональными функциями менеджера, на развитие способностей ре-

шать профессиональные задачи на уровне инноваций и творчества;

- рефлексивно-преобразующий этап - направлен на саморегуляцию поведения и деятельности, осознание и оценку студентом своих учебных и профессиональных действий, актуализацию личностных качеств, отражающих конкурентоспособность, на развитие способностей проектировать свое профессиональное развитие.

Содержание каждого этапа обусловлено логикой освоения образовательной программы специальности «гостиничный сервис» и потенциалом общегуманитарных, социально-экономических, общепрофессиональных и специальных дисциплин, содержанием производственной (профессиональной) практики.

В основе преемственности этапов лежит идея формирования личности студента как субъекта учебной и профессиональной деятельности в условиях обучения в колледже.

Цели

Этапы

Мотивационно- ценностный Когнитивно- деятельностный Рефлексивно- преобразующий

Формирование отношения к будущей профессиональной деятельности как личностной и социальной ценности, осознание значимости формирования личностных качеств, формирование потребности в профессиональном и личностном росте Овладение студентом соответствующим объемом знаний, умений и навыков, профессиональными функциями менеджера, развитие способностей решать профессиональные задачи на уровне инноваций и творчества Саморегуляция поведения и деятельности, осознание и оценка учебных и профессиональных действий, актуализация личностных качеств, отражающих конкурентоспособность, развитие способности проектировать профессиональное развитие

Ситуации «достижения успеха» в контексте общегуманитарных и общепрофессиональных дисциплин; ситуации доверия и сотрудничества Ситуации «преодоления трудностей», дискуссионные группы, деловые игры, обогащение содержания образования учебным материалом, ориентированным на формирование конкурентоспособной личности, проектные методы Ситуации «рефлексии, самостоятельности и гибкости действий», деловые игры креативного характера

Мотивация профессиональной и учебной деятельности; познавательные потребности; отношение к будущей профессиональной деятельности как к личностной и социальной ценности; стремление к достижению успеха; превалирование мотива достижения успеха над мотивом избегания неудач Объем и качество знаний, умений и навыков; общегражданские качества; организаторские способности; способность решать профессиональные задачи на уровне инноваций и творчества; конструктивное профессиональное и межличностное общение Способность проектировать свое профессиональное развитие; способность к саморегуляции поведения и деятельности; осознание себя как субъекта учебно-профессиональной деятельности

Рис.2. Технологическая карта формирования конкурентоспособности специалиста гостиничного

сервиса в процессе обучения в колледже

С целью формирования конкурентоспособности как интегральной характеристики личности будущего менеджера гостиничного сервиса нами разработана технологическая карта изучаемого процесса, включающая в себя определение целей, технологического инструментария и диагностируемых результатов (рис. 2).

Для проведения экспериментальной работы было сформировано четыре группы студентов: три экспериментальные группы (ЭГ) и одна контрольная (КГ).

Результаты сформированное™ конкурентоспособности специалиста гостиничного сервиса в процессе обучения в колледже на поисково-констатирующем этапе эксперимента представлены в табл. 2.

Формирующий эксперимент строился нами в соответствии с разработанной технологической картой формирования конкурентоспособности. В ходе всей опытно-экспериментальной работы образовательный процесс в колледже был направлен на: самоактуализацию, саморазвитие и самореализацию студентов в различных видах деятельности; установление субъект-субъектных отношений между педагогом и студентом; активизацию роли студентов в учебной и профессиональной деятельности.

Реализация технологии формирования конкурентоспособности специалиста гостиничного сервиса в процессе обучения в колледже осуществлялась в следующих

Таблица 2

Распределение студентов по уровням сформированности конкурентоспособности в начале опытно-экспериментальной работы

Группа Кол-во человек Уровень

Репродуктивный Продуктивный Творческий

Кол-во % Кол-во % Кол-во %

КГ 109 35 32,11 55 50,46 19 17,43

ЭГ-1 103 39 37,86 45 43,69 19 18,45

ЭГ-2 94 45 47,87 38 40,43 11 11,70

ЭГ-3 106 43 40,57 47 44,34 16 15,09

организационно-педагогических условиях: активизация познавательной и практической детальности на основе выявленных интересов, склонностей, способностей будущих специалистов; использование педагогической рефлексии, направленной на профессиональное саморазвитие и осознание студентом себя как субъекта учебно-профессиональной деятельности; организация социального партнерства среднего профессионального образовательного учреждения.

Опытно-экспериментальная работа в группах будущих специалистов гостиничного сервиса осуществлялась в разных организационно-педагогических условиях. В первой экспериментальной группе (ЭГ-1) проверялось условие, направленное на активизацию познавательной и практической деятельности на основе выявленных интересов, склонностей, способностей студентов; во второй экспериментальной группе (ЭГ-2) занятия со студентами велись с использованием рефлексии как фактора формирования профессионализма и конкурентоспособности; в третьей экспериментальной группе (ЭГ-3) проверялась эффективность всего комплекса организационно-педагогических условий. В контрольной группе (КГ) занятия со студентами специальным образом не были ориентированы ни на одно из выделенных условий.

А в качестве технологического инструментария нами была использована система специально сконструированных ситуаций конкурентоспособности, создаваемых через условный диалог, деловые игры творческого характера, эвристические групповые занятия с дифференцированными заданиями внутри группы [4]. Кроме того, мы осуществляли моделирование профессиональных ситуаций общения будущих специалистов

гостиничного сервиса с клиентом. Работа в этом направлении предусматривала отработку умений и навыков самоутверждающе-го, уверенного (ассертивного) поведения в типичных для профессиональной деятельности менеджера ситуациях общения с клиентами (установление контакта с клиентом; выявление потребностей клиента; представление продукта, конфликтные ситуации).

Для развития качеств конкурентоспособного специалиста в опытно-экспериментальной работе активно использовались методы проектного обучения. Студенты вовлекались в целенаправленную деятельность по решению профессиональных проблем, что позволяло формировать у них такие личностные качества, как умение работать в команде, ответственность за принятое решение, умение анализировать результаты деятельности, аргументировать и отстаивать свою точку зрения, способность идти на риск, способность к достижению успеха, самостоятельность и др.

После формирующей части педагогического эксперимента был проведен итоговый срез определения уровней сформированно-сти конкурентоспособности специалиста гостиничного сервиса в процессе профессиональной подготовки в колледже. Результаты представлены в табл. 3.

Количество студентов, находящихся на репродуктивном уровне сформированности конкурентоспособности, в КГ уменьшилось на 10,71%, в ЭГ-1 на 30,77%, а ЭГ-2 на 44%, в ЭГ-3 на 37,04%; на продуктивном уровне в КГ увеличилось на 7,14%, в ЭГ-1 уменьшилось на 3,85%, в ЭГ-2 увеличилось на 4%, в ЭГ-3 уменьшилось на 7,44%; на творческом уровне в КГ увеличилось на 3,57%, в ЭГ-1 на 34,62%, ЭГ-2 на 40%, в ЭГ-3 на 44,45%.

Полученные в процессе опытной работы результаты позволяют сделать вывод о том,

Таблица 3

Распределение студентов по уровням сформированности гонкурентоспособности в конце опытно-экспериментальной работы

Группа Кол-во человек Уровень

Репродуктивный Продуктивный Творческий

Кол-во % Кол-во % Кол-во %

КГ 109 23 21,10 62 56,88 24 22,02

ЭГ-1 103 8 7,77 40 38,83 55 53,40

ЭГ-2 94 4 4,25 41 43,62 49 52,13

ЭГ-3 106 4 3,77 40 37,74 62 58,49

что причиной положительной динамики конкурентоспособности является разработанная технология и специально созданные организационноОсновные перспективы дальнейшего исследования связаны с разработкой проблемы становления конкурентоспособной личности будущего специалиста в многоуровневой системе профессионального образования. Дальнейшего изучения требуют вопросы выявления закономерностей и принципов моделирования пространства развития конкурентоспособности выпускников сузов, описания механизмов индивидуальной работы со студентами по формированию и развитию их конкурентоспособности.

Библиографический список

1. Корнейченко Н. В. Конкурентоспособность будущего специалиста в условиях современного рынка труда // Высшее образование. - 2008. -№ 10. - С. 62-64.

2. Корнейченко Н. В. Анализ конкурентоспособности выпускников колледжа // Астраханский мир науки. - 2008. - № 1 (3). - С. 33-36.

3. Митина Л. М. Психология развития конкурентоспособной личности. - М.: Московский психолого-социальный ин-т; Воронеж: МОДЖ, 2002. - 400 с.

4. Трещев А. М., Сергеева О. А. Проектирование образовательного процесса вуза в контексте стандартов CDIO // Международное научное издание «Современные фундаментальные и прикладные исследования» / International scientific periodical «Modem fundamental and applied researches». - 2012. - № 2 (5). - С. 92-97.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.