ФОРМИРОВАНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО КОЛЛЕДЖА
ГРЕНОВ Г.С., СЕМЕНОВА О.А.
В статье рассматривается процесс формирования конкурентоспособности выпускников профессионального колледжа, его сущность, структура и задачи формирования кадрового потенциала.
In article process of formation of competitiveness of graduates of professional college, its essence, structure and problems of formation of personnel potential is considered.
Проблемы подготовки специалистов, реформирования российской системы образования, разработки и внедрения рыночных механизмов регулирования ее взаимоотношений с реальной экономикой встали в ряд важнейших общегосударственных проблем. Преобразования, происходящие в социально-экономической сфере российского общества создали принципиально новую ситуацию в области профессионального образования. Сегодня, когда предложение рабочей силы значительно превышает спрос, только конкурентоспособный специалист востребован на рынке труда. Рыночные условия, а также - расширение и качественное изменение поля деятельности современного специалиста-выпускника колледжа требует от учебного заведения значительного повышения качества его образования, выводя на первый план такую характеристику выпускника, как «конкурентоспособность».
В этих условиях конкурентоспособность будущего специалиста приобретает статус одного из важнейших показателей работы учреждений профессионального образования.
От системы среднего профессионального образования (СПО) в настоящее время требуется создание новых механизмов, обеспечивающих качество образовательных услуг с позиции требований профессиональной деятельности; подготовка конкурентоспособного специалиста, владеющего комплексом компетенций, которые отвечают требованиям современного рынка труда. В связи с этим формирование конкурентоспособности как свойства личности, динамики его развития в процессе профессионального становления приобретает особую значимость.
Перед современным профессиональным колледжем стоит важнейшая задача -обеспечить не только усвоение будущим специалистом совокупности профессиональных знаний, умений и навыков, но и формирование у него умения предложить себя на рынке труда, способности в любой период времени и в разных ситуациях оптимально, гибко и эффективно решать возникающие проблемы.
Конкурентоспособный специалист рассматривается не только как продукт производства учебного заведения, но и как личность, обладающая определенными качествами; принимается во внимание не только высокий уровень результатов его деятельности, но и способность выстоять и победить в конкурентной борьбе.
Сущность понятия «конкурентоспособность специалиста» требует уточнения содержания таких понятий, как «конкуренция», «конкурентоспособность», «конкурентоспособная личность». В результате анализа названных понятий, было установлено, что:
1. конкуренция - это соперничество между производителями товаров и услуг за рынок сбыта, завоевание определенного сегмента рынка, это состязание за максимальное увеличение собственных преимуществ в обладании ограниченными благами: конкуренция выступает движущей силой развития субъектов, участвующих в процессе, и сопровождается их взаимным развитием, изменением их поведения, деятельности, отношений, установок;
2. конкурентоспособность - это комплексная деятельностная характеристика конкурирующего субъекта (объекта), выражающаяся в способности отвечать потребностям рынка труда, и способность выдерживать конкуренцию, противостоять конкурентам. Конкурентоспособность может проявляться
Профессиональное образование. Столица | № 01 2011 1
только в конкуренции;
3. конкурентоспособность личности - это интегральная характеристика, представляющая собой совокупность качеств личности, определяющих ее способность осуществлять определенную деятельность эффективнее других, выгодно отличающая его от других участников конкуренции.
По своей сущности конкурентоспособность ассоциируется с успешностью человека, как в профессиональной, так и в личностной сферах. Данное понятие соотносится с такими категориями, как профессиональная компетентность, социальная компетентность, личностная компетентность и др. Психологическая концепция профессионально-личностного развития трактует конкурентоспособность личности как интегральное свойство, характеризующееся совокупностью личностных качеств, позволяющих специалисту быть более успешным на рынке труда по сравнению с другими, обладающими аналогичной подготовкой.
Задачи формирования кадрового потенциала российского общества и развития личности как полноценного субъекта рыночных отношений непосредственно связаны с категорией конкурентоспособности, а проблема формирования конкурентоспособной личности является одной из приоритетных задач модернизации образования.
Процесс формирования конкурентоспособности специалиста определяет социальнопсихологические качества личности, сопутствующие конкурентоспособности студента и способствующие в рыночных условиях успешному осуществлению планов, достижению поставленных целей. Данные качества можно представить четырьмя группами:
- деловые качества (профессиональная сфера): дисциплинированность, трудолюбие, прагматичность, предприимчивость;
- качества, характеризующие отношение к другим людям (сфера взаимодействия между людьми, сфера общения): доброжелательность, общительность, откровенность, коллективизм;
- качества, характеризующие отношение к жизни (эмоциональная сфера): жизнерадостность, разносторонность, оптимизм, увлеченность, активность;
- индивидуальные качества, повышающие самооценку (сфера собственного «я»): аккуратность, самостоятельность, принципиальность, оригинальность, организованность, рискованность.
Обобщая данные качества можно определить основные компоненты конкурентоспособности специалиста: потребностно-мотивационный, содержательно-процессуальный и рефлексивно-оценочный.
Различные подходы к понятию конкурентоспособности специалиста рассматривают содержание понятия «конкурентоспособность специалиста» как интегральную характеристику личности специалиста, выражающуюся в совокупности личностных, профессиональных и по-липрофессиональных качеств, определяющих успешность профессиональной деятельности по организации профессиональной деятельности в условиях требований и запросов работодателей и рынка труда.
Разработка модели конкурентоспособности будущего специалиста включают профессиональную и личностную составляющие, выделяют научное мировоззрение, гуманитарную лингвистическую компетентность, профессиональную компетентность, компьютерную грамотность, высокую нравственную культуру, креативный менталитет, стремление к саморазвитию, организаторские коммуникативные качества.
Структура конкурентоспособности по нашему мнению состоит из следующих компонентов: потребностно-мотивационный, содержательно-процессуальный и рефлексивно-оценочный. Сущностная характеристика каждого из структурных компонентов конкурентоспособности позволяет раскрыть взаимосвязи между ними, определить роль каждого элемента в процессе формирования конкурентоспособности будущих специалистов в процессе обучения в колледже.
Каждый из компонентов является относительно самостоятельной подструктурой, которая в
то же время подчиняется общим законам развития личности и воплощает в себе единство сознания, деятельности и общественных отношений.
Модель должна включать такие компоненты, которые непосредственно и однозначно влияют на качество учебной деятельности студентов, а ее структура должна создавать возможности контроля достижений студентов на всех этапах работы по формированию конкурентоспособности. В то же время было очевидно, что модель должна предоставлять возможности для активного вмешательства с целью своевременной коррекции рассматриваемого явления. Графическое изображение модели конкурентоспособности будущего специалиста представлено на рис. 1.
У
Потребностно-
Содержательно-
Рефлексивно-
Конкуренто-
способность
мотивационный :
процессуальный
оценочный
Цели профессиональной деятельности
Профессиональные функции
1. Организационно-управленческие.
2. Производствен но-технологичес кие.
Социально-
личностные
Экономические
и организацион
но-управлен-
ческие эх X
Общенаучные £
(компетенции с
познавательной О
деятельности)
Общепрофес- с с
сиональные £1 1_
Специальные
(профессио-
нально-
функциональ-
ные знания и
умения)
Рис. 1. Модель конкурентоспособности специалиста
Модель конкурентоспособности будущего специалиста представляет собой описание того, каким набором компетенций должен обладать выпускник, к выполнению каких профессиональных функций и задач он должен быть готов, каких целей профессиональной деятельности он должен достигать. В модель входят структурные компоненты конкурентоспособности: по-требностно-мотивационный, содержательно-процессуальный, рефлексивно-оценочный.
Потребностно-мотивационный компонент отражает мотивацию учебно-профессиональной деятельности, мотивацию достижения, потребность в саморегуляции поведения и деятельности, потребность в саморазвитии.
Содержательно-процессуальный компонент составляют знания, умения и навыки коммуникативного, регулятивного и иного характера, определяющие успешность конкурентоспособного поведения, социально-личностные, экономические и организационноуправленческие, общенаучные, общепрофессиональные специальные компетенции.
Рефлексивно-оценочный компонент включает в себя самооценку, самоконтроль и самоанализ, управление саморазвитием и профессиональный ростом, саморегуляцию поведения и деятельности.
Содержание конкурентоспособности будущего специалиста, на наш взгляд, определяется рядом внутренних и внешних параметров.
К внутренним параметрам относятся индивидуальные склонности, способности и задатки, черты характера, профессионально значимые качества, позволяющие студентам эффективно
овладевать избранной профессией и осуществлять в будущем разнообразные профессиональные функции.
В группу внешних параметров входят нормативные и социально-организационные.
Нормативные задают соответствие всех характеристик специалиста требованиям государственного образовательного стандарта СПО по специальностям, требованиям работодателей и требованиям общества как комплексного потребителя профессиональных услуг.
Социально-организационные определяются полезностью конкретных профессиональных услуг и потребностью в них различных социальных структур потребителей. Социальноорганизационные параметры требуют от выпускников гибко ориентироваться на рынке труда и быть готовыми к продолжению образования, к переквалификации, самообразованию и саморазвитию.
Оси X, Y, Z - это оси индивидуально-личностного, нормативного и социальноорганизационного параметров.
Обеспечение процесса формирования конкурентоспособности специалиста в процессе профессиональной подготовки в колледже требует определения критериев и уровней сфор-мированности конкурентоспособности будущего специалиста.
Для описания уровней сформированности конкурентоспособности мы предлагаем следующие критерии и показатели конкурентоспособности будущего специалиста, соотнесенные с компонентами конкурентоспособности (таб. 1.).
Таблица 1. Критерии и показатели сформированности конкурентоспособности будущего специалиста в процессе обучения в колледже
Компонент Критерии и их содержание Показатели
і ’I и о о ° =§■ 'О т н х ° о С 5 Мотивационный: мотивация учебно-профессиональной деятельности; мотивация достижения; цели и потребности учебнопрофессиональной деятельности; потребность в саморегуляции поведения и деятельности; потребность в саморазвитии. уровень мотивации профессиональной деятельности; уровень мотивации учебной деятельности; развитость познавательных потребностей; отношение к будущей профессиональной деятельности как к личностной и социальной ценности; степень выраженности стремления к достижению успеха; превалирование мотива достижения успеха над мотивом избегания неудач.
Л * 1 < £ ¡» ;з л ?? ^ о ^ О & <и о ° <3 £ Функциональный: знания, умения и навыки коммуникативного, регулятивного и иного характера; компетенции: социально-личностные; экономические и организационноуправленческие; общенаучные (компетенции познавательной деятельности); общепрофессиональные специальные (профессионально-функциональные знания и умения). объем и качество знаний, умений и навыков и их соответствие требованиям государственного образовательного стандарта; общегражданские качества; организаторские способности; способность решать профессиональные задачи на уровне инноваций и творчества. владение приемами конструктивного профессионального и межличностного общения.
Рефлексивно- оценочный Рефлексивный: самооценка; самоконтроль и самоанализ; управление саморазвитием и профессиональный ростом. способность проектировать свое профессиональное развитие; способность к саморегуляции поведения и деятельности; осознание себя как субъекта учебнопрофессиональной деятельности.
Процесс формирования конкурентоспособности будущего специалиста является длительным, сложным и целостным. Для обеспечения большей результативности этого процесса мы считаем не-
обходимым предусмотреть в процессе профессиональной подготовки три этапа:
- мотивационно-ценностный этап - направлен на формирование отношения к будущей профессиональной деятельности как личностной и социальной ценности, на осознание студентом значимости формирования личностных качеств конкурентоспособного специалиста, на формирование потребности в профессиональном и личностном росте;
- когнитивно-деятельностный этап - направлен на овладение студентом соответствующим объемом знаний, умений и навыков, профессиональными функциями менеджера, на развитие способностей решать профессиональные задачи на уровне инноваций и творчества;
- рефлексивно-преобразующий этап - направлен на саморегуляцию поведения и деятельности, осознание и оценку студентом своих учебных и профессиональных действий, актуализацию личностных качеств, отражающих конкурентоспособность, на развитие способностей проектировать свое профессиональное развитие.
Содержание каждого этапа обусловлено логикой освоения образовательной программы специальности и потенциалом общегуманитарных, социально-экономических, общепрофессиональных и специальных дисциплин, содержанием производственной (профессиональной) практики.
Таблица 2.
Мотивационно-
ценностный
Формирование отношения к будущей профессиональной деятельности как личностной и социальной ценности, осознание значимости формирования личностных качеств, формирование потребности в профессиональном и личностном росте
Ситуации «достижения успеха» в контексте общегуманитарных и общепрофессиональных дисциплин; ситуации доверия и сотрудничества
Мотивация профессиональной и учебной деятельности; познавательные потребности; отношение к будущей профессиональной деятельности как к личностной и социальной ценности; стремление к достижению успеха; превалирование мотива достижения успеха над мотивом избегания неудач
Когнитивно-
деятельностный
Овладение студентом соответствующим объемом знаний, умений и навыков, профессиональными функциями менеджера, развитие способностей решать профессиональные задачи на уровне инноваций и творчества
Ситуации «преодоления трудностей», дискуссионные группы, деловые игры, обогащение содержания образования учебным материалом, ориентированным на формирование конкурентоспособной личности, проектные методы
Объем и качество знаний, умений и навыков; общегражданские качества; организаторские способности; способность решать профессиональные задачи на уровне инноваций и творчества; конструктивное профессиональное и межличностное общение
Рефлексивно-
преобразующий
Саморегуляция поведения и деятельности, осознание и оценка учебных и профессиональных действий, актуализация личностных качеств, отражающих конкурентоспособность, развитие способности проектировать профессиональное развитие
Ситуации «рефлексии, самостоятельности и гибкости действий», деловые игры креативного характера
Способность проектировать свое профессиональное развитие; способность к саморегуляции поведения и деятельности; осознание себя как субъекта учебнопрофессиональной деятельности
* *
Потребностно- мотиваиионный Содержательно-п роиессуальн ы й Рефлексивно-оценочный
Компоненты конкурентоспособности
Схематически процесс формирования конкурентоспособности можно представить в виде технологической карты процесса, включающую в себя определение целей, технологического инструментария и диагностируемых результатов (Таб.2).
Реализация технологии формирования конкурентоспособности специалиста в процессе обучения в колледже осуществляется в следующих организационно-педагогических условиях: активизация познавательной и практической детальности на основе выявленных интересов, склонностей, способностей будущих специалистов; использование педагогической рефлексии, направленной на профессиональное саморазвитие и осознание студентом себя как субъекта учебно-профессиональной деятельности; организация социального партнерства среднего профессионального образовательного учреждения.
Для развития качеств конкурентоспособного специалиста в работе активно используются методы проектного обучения. Студенты вовлекаются в целенаправленную деятельность по решению профессиональных проблем, что позволяет формировать у них такие личностные качества, как умение работать в команде, ответственность за принятое решение, умение анализировать результаты деятельности, аргументировать и отстаивать свою точку зрения, способность идти на риск, способность к достижению успеха, самостоятельность и др.
В основе преемственности этапов лежит идея формирования личности студента как субъекта учебной и профессиональной деятельности в условиях обучения в колледже.
С целью формирования конкурентоспособности образовательный процесс в колледже должен быть направлен на: самоактуализацию, саморазвитие и самореализацию студентов в различных видах деятельности; установление субъект-субъектных отношений между педагогом и студентом; активизацию роли студентов в учебной и профессиональной деятельности.
Библиографический список:
1. Корнейченко Н.В. Конкурентоспособность будущего специалиста как показатель качества его подготовки./ Н.В. Корнейченко // Вестник АГТУ.- 2007. - № 6 (41).
2. Дяченко Н.А.Становление конкурентоспособности будущих специалистов в учреждениях среднего профессионального образования: диссертация кандидата педагогических наук. Волгоград, 2008. - 309 с.: ил. РГБ ОД, 61:08-13/433.
3. Шуткина Ж.А. Организационно-педагогические условия формирования конкурентоспособности выпускников негосударственного вуза: диссертация кандидата педагогических наук. Нижний Новгород, 2008 177 с.: 61 08-13/149.
Ключевые слова: конкурентоспособность, процесс формирования, сущность, структура, критерии и показатели, модели, этапы подготовки, качества личности.
Keywords: competitiveness, formation process, essence, structure, criteria and indicators, models, stages of preparation, quality of the person.
НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ