Научная статья на тему 'Формирование профессиональной ответственности у курсантов авиационного технического колледжа на основе принципов модульного и личностноразвивающего обучения'

Формирование профессиональной ответственности у курсантов авиационного технического колледжа на основе принципов модульного и личностноразвивающего обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
220
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ОСОБЕННОСТИ АВИАТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ / МОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ЛИЧНОСТНО-РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ / PROFESSIONAL RESPONSIBILITY / PECULIARITIES OF AIRCRAFT AND TECHNICAL SPECIALITIES / MODULAR TRAINING / PERSONALITY DEVELOPING TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рымарева Татьяна Фаритовна

Выделяется структура профессиональной ответственности авиатехников, дается авторское определение соответствующего понятия. Осуществляется анализ Государственных образовательных стандартов (ГОС и ФГОС) в аспекте формирования профессиональной ответственности, определяется совокупность принципов модульного и личностно-развивающего обучения, обеспечивающих успешное формирование профессиональной ответственности у курсантов авиационного технического колледжа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рымарева Татьяна Фаритовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of professional responsibility of cadets from Aircraft and Technical College on the basis of modular and personality developing training

The structure of professional responsibility of aircraft mechanics is singled out. The authors definition of the notion is given. The analysis of State Educational Standards in the aspect of forming professional responsibility is carried out. The whole set of principles of modular and personality developing training is defined. The principles provide successful forming of professional responsibility of aircraft and technical college students.

Текст научной работы на тему «Формирование профессиональной ответственности у курсантов авиационного технического колледжа на основе принципов модульного и личностноразвивающего обучения»

УДК 377.031.4=377.03 ББКЧ474.2

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ У КУРСАНТОВ АВИАЦИОННОГО ТЕХНИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА НА ОСНОВЕ ПРИНЦИПОВ МОДУЛЬНОГО И ЛИЧНОСТНО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ

Т.Ф. Рымарева Троицкий авиационный технический колледж гражданской авиации

FORMATION OF PROFESSIONAL RESPONSIBILITY OF CADETS FROM AIRCRAFT AND TECHNICAL COLLEGE ON THE BASIS OF MODULAR AND PERSONALITY DEVELOPING TRAINING

T. Rymareva Troitsk Aircraft and Technical College of Civil Aviation

Выделяется структура профессиональной ответственности авиатехников, дается авторское определение соответствующего понятия. Осуществляется анализ Государственных образовательных стандартов (ГОС и ФГОС) в аспекте формирования профессиональной ответственности, определяется совокупность принципов модульного и личностно-развивающего обучения, обеспечивающих успешное формирование профессиональной ответственности у курсантов авиационного технического колледжа.

Ключевые слова: профессиональная ответственность, особенности авиатех-нических специальностей, модульное обучение, личностно-развивающее обучение.

The structure of professional responsibility of aircraft mechanics is singled out. The author’s definition of the notion is given. The analysis of State Educational Standards in the aspect of forming professional responsibility is carried out. The whole set of principles of modular and personality developing training is defined. The principles provide successful forming of professional responsibility of aircraft and technical college students.

Keywords: professional responsibility, peculiarities of aircraft and technical specialities, modular training, personality developing training.

Проблема профессиональной ответственности в авиации неотделима от истории самой авиации, так как от уровня личной и коллективной ответственности напрямую зависит безопасность полетов. Однако психологопедагогические аспекты данной проблемы применительно к современным условиям, ха-растеризующимся существенным усложнением техники, технологий, профессиональных отношений, исследованы еще недостаточно. Практически не изучены особенности перехода к Федеральным образовательным стандартам при подготовке авиатехнических специалистов, не исследованы возможности формирования профессиональной ответственности будущих авиатехников в рамках модульного

обучения. Сказанное выше позволяет нам обосновать актуальность выбранной темы исследования.

Прежде чем раскрыть особенности формирования профессиональной ответственности у будущих авиатехников, уточним основные понятия исследования. Опираясь на работы авторов в этом направлении [3], под «профессиональной ответственностью» мы понимаем качество личности, проявляющееся в способности к саморегуляции своей трудовой деятельности на всех её этапах и в готовности отвечать за её результаты. Профессиональная ответственность авиатехников рассматривается нами как качество личности, проявляющееся в способности к саморегуля-

Теория и методика профессионального образования

ции своей трудовой деятельности по обслуживанию авиационной техники, отличающейся высокотехнологичностью, динамичностью, сложностью трудовых отношений, и готовности отвечать за её результаты. При этом нами выделены следующие компоненты профессиональной ответственности:

- мотивационный компонент включает, прежде всего, профессиональную мотивацию и мотивацию учебно-профессиональной деятельности. Несомненно, значимыми параметрами является мотивация достижения цели и мотивация принятия ответственных решений;

- когнитивный компонент включает систематизированные знания о сущности профессиональной ответственности вообще и профессиональной ответственности в авиации; о специфике профессиональных отношений в авиации; о нормах поведения, через которые реализуется профессиональная ответственность;

- эмоционально-волевой включает эмоциональную устойчивость (особенно в экстремальных ситуациях и ситуациях риска), настойчивость, организоанность, решительность, готовность отвечать за результаты своей деятельности;

- в рефлексивно-деятельностный компонент мы включили умения целеполагания, планирования, самоконтроля, коррекции своей деятельности, соответствующей нормам профессионально ответственного поведения. Существенную роль при рассмотрении рефлексивно-деятельностного компонента играют такие личностные качества курсантов, как рефлексивность, уверенность в себе, субъективный контроль.

Рассмотрим, каким потенциалом обладают в аспекте формирования профессиональной ответственности Федеральные государственные стандарты среднего профессионального образования по специальностям: 162105 «Техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей» [4] и 162108 «Техническая эксплуатация электрифицированных и пилотажно-навигационных комплексов» [5].

Особенностью нового государственного стандарта является использование компетент-ностного подхода к подготовке специалистов. Несмотря на некоторую разницу в трактовке понятий разными учеными, все они придерживаются мнения, что в структуру компетенций, помимо деятельностных знаний, умений и навыков, входят также мотивационная и

эмоционально-волевая сферы. Большое значение придается и личностным качествам выпускников, обеспечивающим реализацию на практике полученных профессиональных знаний и умений. Причем одно и то же качество может входить в состав многих компетенций, например, профессиональная ответственность [2, 3]. В ФГОС СПО выделены общие и профессиональные компетенции. Применительно к теме исследования важно, что в явном виде необходимость формирования профессиональной ответственности отражена в анализируемых стандартах в таких положениях, как [4, 5]: «ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность»; «ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных) и результат выполнения заданий».

Однако имплицитно данное качество присутствует и во многих других компетенциях как общих, так и профессиональных. Например: «ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний», «ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями», «ПК 1.1. Поддерживать и сохранять летную годность летательных аппаратов различного типа, их двигателей и функциональных систем в целях обеспечения безопасности полетов на этапе технической эксплуатации» и др.

Для обеспечения формирования указанных компетенций предлагается использовать как потенциал цикла общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин (основы философии, история, психология общения), так и дисциплин профессионального цикла (обеспечение безопасности полётов и эффективности профессиональной деятельности, безопасность жизнедеятельности, авиационное законодательство). Ценным применительно к теме исследования является то, что ФГОС СПО предусматривают значительное увеличение вариативной части циклов, содержание которых определяется образовательным учреждением.

Кроме этого, стандарт рекомендует осуществлять формирование указанных компетенций в рамках учебной и производственной практик, которые составляют почти четвертую часть всего времени обучения.

Еще одной особенностью ФГОС ВПО является его ориентация на модульное обуче-

ние. Однако если вопросам использования кредитных единиц в профессиональном образовании посвящено большое количество обзорных материалов, то раскрытию модульного подхода уделяется значительно меньше внимания.

Сущность модульного обучения, по мнению П.А. Юцявичене [7], состоит в том, что обучающийся более самостоятельно или полностью самостоятельно может работать с предложенной ему индивидуальной учебной программой, содержащей в себе целевую программу действий, банк информации и методическое руководство по достижению поставленных дидактических целей. Исходя из этого, применительно к теме нашего исследования важно отметить, что метод модулей является одним из наиболее эффективных методов формирования ответственности, так как учебнопрофессиональная деятельность курсантов при модульном обучении требует саморегуляции, одним из компонентов которой и является ответственность.

Разбивка осваиваемого материала на законченные части (модули и его элементы), соотносящиеся с требованиями ФГОС ВПО, позволяет, сконцентрировать нужные знания, избежать информации, являющейся избыточной для данного конкретного вида работ. Это приводит к существенной экономии времени и дает возможность включить в рамки курса материал, позволяющий эффективно формировать профессионально важные качества обучающихся, в том числе и ответственность. Кроме того, максимальная индивидуализация продвижения в обучении способствует учету индивидуальных, возрастных особенностей и уровня подготовки обучающихся.

Модульное обучение диктует определенные принципы отбора содержания образования. Несмотря на различные их названия можно выделить среди них основополагающие принципы, которые составляют суть модульного обучения, и частные, ориентированные на решение конкретной методической задачи.

В качестве основополагающих принципов отбора содержания дисциплины большинство ученых выделяют следующие принципы [6, 7]: модульности, структуризации содержания обучения, динамичности, действенности и оперативности знаний и др. Некоторые авторы указывают [2], что принципы модульного и личностно-развивающего обучения хорошо соотносятся между собой, что подтверждает возможность и необходимость их интеграции

при определении содержания образования, ориентированного на формирование профессиональной ответственности. К этим принципам относятся: принцип мотивации, принцип актуализации субъектного опыта, принцип фасилитации и др.

Все они имеют существенное значение для нашего исследования, однако, исходя из задач исследования, мы рассмотрим следующие принципы.

Принцип погружения в авиатехнические профессии - направлен на зарождение и развитие желания стать профессионалом в своей области, готовности принимать ответственность за результаты своей деятельности; на стимулирование и создание условий для са-мостимулирования деятельности курсантов по овладению профессией авиатехника. Это достигается за счет ценностной и личностной направленности материала, обращения к субъектному опыту преподавателей и студентов и др. Данный принцип предусматривает при отборе содержания образования ориентацию на фа-силитационные отношения. Применительно к теме нашего исследования это может быть достигнуто, если при подборе материала ориентироваться на следующие положения:

- освобождение педагога от чисто информационной функции преподавания и создание условий для более яркого проявления воспитательно-координирующей функции;

- создание условий для совместного выбора педагогом и обучающимся оптимального пути становления профессиональной ответственности курсантов;

- обеспечение делегирования некоторых функций педагогического управления модульной программе, в которой эти функции трансформируются в функции самоуправления;

- гармоничное включение в состав модуля внеаудиторной воспитательной деятельности, соответствующей цели модуля.

Указанные выше положения могут быть успешно реализованы при опоре на принцип системного квантования, предполагающий сжатие учебной информации на основе следующих правил:

- оптимальный для запоминания объема учебного материала, так как учебный материал большого объема запоминается с трудом;

- расположение учебного материала в определенной системе, что облегчает восприятие;

- выделение в изучаемом материале смысловых опорных пунктов, способствующих эффективному запоминанию;

Теория и методика профессионального образования

- возможность свободного изменения содержания моделей с учетом внешних и внутренних условий.

Принцип действенности и оперативности знаний особо важен при формировании профессиональной ответственности, так как в реальной практике колледжа формирование профессионально важных качеств часто ограничивается беседами, а в ряде случаев - нотациями. Рассматриваемый же принцип позволяет реализовать деятельностный подход в обучении: интегрировать в деятельности приобретенные знания, качества личности; намечать деятельностные цели каждого модуля; проводить обучение многовариантным способам деятельности.

Рассматривая профессиональную ответственность через призму саморегуляции деятельности, для нас особое значение приобретает принцип ориентации на саморегуляцию учебно-профессиональной деятельности как деятельности по овладению профессией. Данное качество, по мнению многих авторов, является определяющим и в профессиональной деятельности при принятии решений, их реализации, ответственности за их результаты, что и составляет суть профессиональной ответственности.

Перечисленные выше принципы позволяют организовать продуктивный процесс формирования профессиональной ответственности. Однако некоторые авторы [1] указывают на то, что формирование личностных качеств должно происходить поэтапно. Исходя из этого, мы выделили следующие этапы формирования профессиональной ответственности у будущих авиатехников: адаптационно-диагностический, когнитивно-развивающий, реф-лексивно-интегрирующий.

- Адаптационно-диагностический этап связан с начальным этапом обучения в авиационном техническом колледже. В этот период происходит начальная диагностика мотивационной, эмоционально-волевой, когнитивной и деятельностной сфер личности первокурсника с целью выбора оптимальных средств педагогического сопровождения формирования профессиональной ответственности. На этом этапе происходит «погружение» курсантов в профессию - формирование у них первых адекватных представлений о своей профессии (как показывает реальная практика, более 80 % поступивших имеет весьма смутное представление деятельности авиационного техника); формируются начальные

представления о профессиональной ответственности в авиации и собственной готовности к ней. Но главным новообразованием этого периода является появление ценностно-смысловой позиции «Я - осознающий ценности профессии авиатехника». Можно сказать, что курсанты еще «не в профессии», еще не стали полноценными членами профессионального сообщества, но уже готовы сделать к этому шаг.

- Когнитивно-развивающий этап связан с освоением студентами теоретических основ профессиональной ответственности. Так как мы связываем профессиональную ответственность с осознанной саморегуляцией учебнопрофессиональной деятельности курсантов, то на этом этапе осваиваются её составляющие: развиваются умения целеполагания, планирования, самоконтроля, самокоррекции; развивается самостоятельность в учебнопрофессиональной деятельности, чему способствует ориентация на модульную систему обучения; формируется ценностно-смысловая позиция «Я - вступающий в профессиональное авиационное сообщество, ценностью которого является профессиональная ответственность».

- Рефлексивно-интегрирующий этап направлен на интеграцию компонентов профессиональной ответственности на основе рефлексии своей деятельности по овладению профессией и активизации внутреннего потенциала. Происходит формирование ценностно-смысловой позиции «Я - вступивший в профессиональное авиационное сообщество, ценностью которого является профессиональная ответственность».

Таким образом, каждый последующий этап характеризуется теми или иными изменениями по сравнению с ранее пройденными. Это позволяет обосновать переход от одного этапа к другому, выявить направления развития в целом и понять, за счет чего получен позитивный результат.

Таким образом, формирование профессиональной ответственности курсантов технических авиационных училищ будет эффективным, если оно будет проходить поэтапно на основе интеграции принципов модульного и личностно-развивающего обучения и обеспечивать становление ценностно-смысловой позиции курсанта «Я - вступивший в профессиональное авиационное сообщество, ценностью которого является профессиональная ответственность».

Эксперимент по проверке этого положения проводился в Троицком авиационном техническом колледже гражданской авиации. Всего с 2007 по 2011 гг. в эксперименте участвовало 186 человек. Эффективность реализации разработанного содержания проверялась по мотивационному, когнитивному, эмоционально-волевому и рефлексивно-деятельностному критериям. По всем четырем критериям в экспериментальных группах наблюдались значимые приращения 22-34 % по сравнению с начальным уровнем тестирования. Наибольшие приращения 32-35 % наблюдались при оценке результатов по рефлексивно-деятельностному критерию, что связано с совершенствованием у студентов осознанной саморегуляции своей деятельности в области освоения профессии.

Литература

1. Гнездилов, Г. В. Теория поэтапного формирования умственных действий и её реализация в процессе подготовки психологов в СГУ / Г.В. Гнездилов // Труды СГУ. Гуманитарные науки. - М., 2001. - Вып. 36. -С. 125-148.

2. Лежнева, Н.В. Компетенция профес-

сионального саморазвития как важная составляющая подготовки современного специалиста / Н.В. Лежнева // Теория и практика педагогики и психологии профессионального и общего образования: Вестник ЧГАКИ. -Челябинск, 2008. - Вып. 28. - С. 24-41.

3. Муздыбаев, К. Психология ответственности / К. Муздыбаев. - М. : Изд-во Либро-ком, 2010. - 248 с.

4. Федеральные государственные стандарты среднего профессионального образования 162105 - Техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей. -edu.ru/db/cgi-bin/portal/sred/sred_new_list.plx? substr=162105&st=all

5. Федеральные государственные стандарты среднего профессионального образования. 162108 - Техническая эксплуатация электрифицированных и пилотажно-навигационных комплексов. - edu.ru/db/cgi-bin/portal/ sred/sred_new_list.plx?substr=162108&st=all

6. Чошанов, М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения /М.А. Чошанов. -М. : Нар. образование, 1996. - 152 с.

7. Юцявичене, П.А. Основы модульного обучения / П.А. Юцявичене. - Вильнюс: Минвуз ЛитССР, 1990. - 68 с.

Поступила в редакцию 3 июля 2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.