УДК 378.147
О. С. Скоморохова
ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОЙ УСТАНОВКИ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ УСПЕХ КАК НЕОБХОДИМАЯ КОМПОНЕНТА ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПИЛОТОВ
ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ
Статья посвящена формированию ценностной установки на профессиональный успех в рамках подготовки будущих пилотов гражданской авиации (ГА) как фактору возникновения устойчивого стремления к профессиональному саморазвитию и самосовершенствованию. Актуальность данной проблемы закрепляется в ряде официальных документов. Представлен анализ структурных и содержательных основ, связанных с категорией ценностной установки на профессиональный успех. Изучено понятие «профессиональный успех», на базе теоретических выводов приводятся концептуальные основы профессионального успеха пилота ГА. Выявляется компонентный состав ценностной установки на профессиональный успех, дается характеристика каждого из компонентов, обозначаются механизмы формирования, а также три направления деятельности, призванные обеспечить формирование исследуемой установки в рамках образовательного процесса.
Ключевые слова: успех, успешность, профессиональный успех, пилот гражданской авиации, формирование установки.
Актуальность формирования ценностной установки на профессиональный успех определяется тем, что в настоящее время российское государство и общество начинает осознавать необходимость воспитания социально активных и мобильных профессионалов, обладающих не только фундаментальными знаниями и хорошей практической готовностью к деятельности, но и стремлением к самосовершенствованию в профессии. Приоритет данного направления закрепляется в Национальной доктрине образования в Российской Федерации на период до 2025 г. Согласно доктрине, система образования призвана обеспечить самореализацию личности и становление навыков самообразования, развитие трудовой мотивации, активной жизненной и профессиональной позиции, обучение основным принципам построения профессиональной карьеры, подготовку высокообразованных людей и высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях развития новых наукоемких технологий.
В последние годы наблюдается устойчивый рост престижа авиационных специальностей и высокий интерес молодежи к поступлению именно в авиационные учебные заведения. Ежегодно стены авиационных учебных заведений покидает около 400 дипломированных пилотов ГА. Несмотря на это, гражданская авиация испытывает большой дефицит компетентных специалистов. Данная проблема является настолько острой, что был принят законопроект (действующий до 1 января 2019 г.), разрешающий принимать на работу в российскую авиацию граждан иностранных государств в любой должности, в том числе командира воздушного судна. Среди причин эксперты называют: во-первых, опережающее развитие авиационной техники, что требует от пилота способности к непрерывному самосовер-
шенствованию, во-вторых, недостаточность всесторонней подготовки будущих специалистов. Такое положение дел ведет к снижению безопасности полетов и, как результат, к авиационным происшествиям, связанным с человеческим фактором. Это указывает на то, что одним из важнейших аспектов, обеспечивающих безопасность полетов, является высокий уровень профессиональной подготовки членов летных экипажей. Анализ, проведенный Международной организацией гражданской авиации (ИКАО), показал, что до 70 % авиационных происшествий можно было бы предотвратить в случае правильных и своевременных действий авиационного персонала. К происшествию приводило, как правило, поверхностное понимание работы автоматических систем управления, неглубокие знания динамики полета, языковые проблемы [1, с. 52].
Сложившаяся ситуация предъявляет вчерашнему выпускнику требования максимальной актуализации всех профессиональных и личностных ресурсов, высокой способности к саморазвитию и адаптации, постоянного стремления к совершенству в профессии [2]. ФГОС ВПО и ООП по направлению подготовки 162001 (новый шифр 25.05.05) «Эксплуатация воздушных судов и организация воздушного движения» закрепляет данное положение в виде общекультурных компетенций (способность и готовность к самосовершенствованию, саморегулированию, самореализации, личностной и предметной рефлексии, стремление к саморазвитию, способность самостоятельно применять методы и средства познания, обучения и самоконтроля для приобретения новых знаний и умений) и компетенций профессиональных (готовность демонстрировать понимание значимости своей будущей специальности, ответственное отношение к своей трудовой деятельности, способность и готовность
к самостоятельной, индивидуальной работе, принятию ответственных решений в рамках своей профессиональной компетенции) [3].
По мнению многих авторов (В. А. Бодров, А. А. Деркач, А. А. Бодалев, А. К. Маркова и др.), профессиональная подготовка должна оперировать не только ориентирами на результативность, но и показателями уровня самостоятельности, творческого потенциала, стремления к самосовершенствованию в профессии у субъекта профессиональной деятельности. Установка на достижение успеха, сформированная на этапе обучения в этом ракурсе, может стать интегральной характеристикой профессиональной деятельности отдельного субъекта. В данном случае, как отмечает С. А. Пакули-на, успеху придается значение фактора в преодолевающей адаптации, обеспечивающего становление и саморазвитие [4, с. 23]. Тогда как отказ от стремления к успеху влечет за собой остановку личностного развития [5].
В самом общем смысле успехом можно назвать социально значимые достижения при личной эмоциональной удовлетворенности процессом и результатом деятельности [6, с. 148]. О. И. Ефремова, детализируя определение, точно определяет успех как «положительный результат деятельности субъекта по достижению значимых для него целей, отражающий социальные ориентиры общества, выступающий формой самореализации субъекта, обеспечивающий ее саморазвитие, предполагающий оценку со стороны общества в форме одобрения [7, с. 3]. Стоит отметить, что успех - явление относительное и при оценке и констатации успеха необходимо соотносить достигнутые результаты с возможностями субъекта, существовавшими условиями, а также успехом других [8, с. 22].
По утверждению ряда авторов (Г. А. Тульчин-ский, Р. А. Тугушева и др.), существует четыре вида успеха: результативный успех (приносит социальное признание), успех как признание (признание со стороны «значимых других»), успех преодоления трудностей (личностное самоопределение), успех реализации призвания (отражение самоценности выполняемой деятельности) [9, 10]. Следуя идее авторов, стоит отметить, что данная классификация может быть применена к профессиональной деятельности. Следовательно, профессиональный успех также может быть подразделен на: результативный (высокая заработная плата, престижное место работы, хорошая должность); успех как признание со стороны коллег; успех как преодоление профессиональных кризисов; успех как достижение акме.
Другая предлагаемая классификация (Я. С. Хам-мер и С. А. Пакулина и др.) разделяет успех на субъективный и объективный. Субъективный
успех подразумевает совокупность суждений человека о достижениях и результатах, которые измеряются параметрами его удовлетворенности. Успех объективный имеет дело с положительным результатом, который признан и оценен в социальном окружении [4, 11]. Таким образом, представляется возможным трактовать успех и как результат собственных действий или его качественную оценку, и как субъективное переживание, связанное с оценкой достижения со стороны общества, при этом иногда большие по количественным признакам достижения могут оцениваться ниже, как менее успешные, потому что условия для их достижения были более благоприятными [12]. Применительно к профессиональной деятельности указанное деление успеха на объективный и субъективный типы подразумевает следующее: объективный профессиональный успех - положительный результат профессиональной деятельности, который может быть оценен окружающими людьми (размер заработной платы, должность, карьерный рост), а субъективный успех - совокупность суждений о собственных профессиональных достижениях и результатах. Л. И. Дементий в данном случае предлагает различать понятия «успех» (объективные достижения в конкретной деятельности) и «успешность» (субъективное переживание достижения успеха) [13]. Применительно к профессиональной деятельности Е. А. Климов разделяет успешность на внешнюю (оценки со стороны других людей) и внутреннюю (оценка успешности деятельности самим субъектом). Стоит заметить, что эти виды оценок могут не совпадать [14]. Поэтому успешность профессиональной деятельности будущего специалиста рассматривается с двух точек зрения: критериев профессиональной пригодности и перспектив профессионального роста. При этом первой точке зрения соответствует состояние операциональной сферы, а второй - развитие мотивационной сферы будущего специалиста [15, с. 57]. К внешним (объективным) критериям успешности профессиональной деятельности следует отнести: наличие/отсутствие результата деятельности, качество и скорость выполнения работы, результативность и эффективность взаимодействия с коллегами, вклад в развитие отрасли. К внутренним (субъективным) критериям относятся: удовлетворение потребностей субъекта, степень удовлетворенности развитием профессионального пути, положение в обществе, возможность оказывать влияние [16]. Профессиональная успешность всегда в первую очередь связывается с результативностью деятельности по таким критериям, как эффективность, надежность, стабильность, опосредованность, приемлемыми временными характеристиками по параметру «цель - достижение цели». Важной составляющей
является и значимость достигнутых результатов [8, с. 22].
Таким образом, исходя из вышеперечисленных характеристик, представляется возможным схематично изобразить концепцию профессионального успеха будущего пилота ГА (рисунок).
Следовательно, формирование ценностной установки на профессиональный успех невозможно без детального представления о профессиональном успехе, соответствующего той или иной профессии. Данный факт связан с тем, что всякая установка подразумевает готовность, предрасположенность субъекта, возникающую при предвосхищении определенного объекта и обеспечивающую устойчивый целенаправленный характер протека-
ния деятельности по отношению к данному объекту [17]. Таким объектом в данном исследовании как раз выступает профессиональный успех.
В самом общем смысле процесс формирования установки представляет собой процесс формирования каждого из трех базовых компонентов установки:
1) когнитивный (факты, знания, представления и убеждения об объекте);
2) аффективный (эмоции и оценки человека по отношению к объекту);
3) поведенческий (готовность к предполагаемому действию).
Таким образом, можно предположить, что эффективная установка может быть сформирована
внешний Успех пилота ГА внутренний
¥ 1
И
II
1
3
1 н
II
Зн *
■ 5
3
X
-1
X
Концепция профессионального успеха пилота ГА
только при наличии системы знаний о профессии, ценностного отношения к деятельности пилота ГА и готовности к ней. Поэтому механизмом реализации процесса формирования ценностной установки на профессиональный успех у будущих пилотов гражданской авиации является соответствующее содержание, формы, методы, педагогические технологии, направленные:
1) на информирование курсантов о содержании нормативных аспектов профессиональной деятельности пилота ГА, информирование о возможном профессиональном развитии, ознакомление с множеством вариантов достижения цели, формирование системы знаний о себе как о потенциальном профессионале. В рамках данного направления необходимым является развитие познавательных потребностей, профессионально важных качеств, понимание нормативных аспектов будущей профессии;
2) формирование системы профессионального самосознания, что выражается в формировании ценностных ориентаций личности курсанта, развитии профессионально-ценностных ориентаций, развитии рефлексивной культуры, анализе причинно-следственных связей, формировании образа реального Я через осознание своих сильных и слабых сторон, позитивной самооценке, самопринятии, саморегуляции;
3) формирование прогностической, коммуникативной компетенций, субъектного опыта применения знаний, умений и навыков, что, как результат, предполагает владение способами проектирования профессионального будущего и профессионального целеполагания, адекватный выбор форм и средств реализации поставленных целей, наличие опыта социально и личностно значимой активности при организации деятельности, адекватное применение и использование знаний, умений и навыков в новой ситуации.
Для нас научный интерес представляет именно процесс формирования ценностной установки на профессиональный успех, которая делает профессиональный успех (как объект) и процесс его достижения значимыми для субъекта профессиональной деятельности. Так, ценностная установка на профессиональный успех подразумевает внутреннее состояние готовности человека к восприятию достижения профессионального успеха как значимого и желательного для себя и определяет активность человека, направленную на их реализацию. Мы намеренно делаем акцент на аксиологической составляющей проблемы, так как важным сущностным аспектом установки является то, что она выступает в качестве оценочной реакции на объект (предмет, событие, идею), которая выражается в целенаправленной активности человека, что
относит ее (установку) к системе ценностных ори-ентаций личности. Ценности в свою очередь входят в психологическую структуру личности и являются источником поведения человека, которое характеризуется высокой осознанностью [18].
Исходя из всего сказанного выше, можно сделать вывод о том, что профессиональный успех является очень актуальной для современного государства и общества категорией, влияющей на вектор развития профессионального образования сегодня. Сформированная на этапе обучения установка на профессиональный успех способна обеспечить как мотивы саморазвития и самосовершенствования в профессии, так и вооружить будущих специалистов навыками правильного выстраивания своей профессиональной карьеры. В связи с этим считаем необходимым обозначить три направления деятельности, призванные обеспечить формирование исследуемой установки в рамках образовательного процесса:
1. Трансформация содержания. Мы руководствуемся тем, что профессиональное образование должно способствовать приобретению целостного опыта - его содержание должно отражать не только основы наук, но и основы осваиваемой деятельности. Поэтому содержательной составляющей иноязычной подготовки пилотов должно стать формирование образа предметной и социальной реальности профессиональной деятельности в рамках внешнего контекста учебной деятельности. Предварительное профессиональное ориентирование курсантов, начиная с младших курсов, могло бы способствовать формированию устойчивой мотивации к познавательной и профессиональной деятельности и позволит создать психолого-педагогические условия для снятия противоречий в методологической основе обучения на данном этапе.
2. Технолого-дидактическая трансформация. В рамках развития коммуникативного взаимодействия важнейшим средством должно стать вовлечение курсантов в диалогическое профессионально значимое общение и обеспечение эмоционали-зации педагогического процесса для развития ценностного отношения к профессии и достижениям в ней. Основой этого должно стать использование таких интерактивных и профессионально ориентированных методик, как парная и групповая работа, исследовательские проекты, ролевые игры, круглые столы, дискуссии, дебаты, мозговой штурм, мастер-классы, ситуационный анализ и др. Стоит отметить, что, на наш взгляд, каждый из этих методов должен быть адаптирован под будущую профессиональную деятельность учащихся.
3. Функциональная трансформация и аутомони-торинг профессионально-личностного развития педагога. Данный аспект предполагает, во-первых,
смену роли преподавателя от традиционной Н. Ф. Талызина и др.) мы руководствуемся тем,
трансляции знаний к фасилитации познавательной что только преподаватели, достигшие в своем
активности, а во-вторых, развитие аутопсихологи- развитии профессионализма и уровня творческой
ческой компетентности и рефлексивной культуры индивидуальности, способны оказывать воздейст-
самого преподавателя. Вслед за рядом педагогов и вие на формирование личности своих воспитан-
психологов (А. В. Мудрик, В. А. Сластенин, ников.
Список литературы
1. Смуров М. Ю., Костылев А. Г. Система подготовки пилотов гражданской авиации в Российской Федерации // Наука и транспорт. Гражданская авиация. 2013. № 3 (7). С. 51-55.
2. Овсянникова С. Б. Профессиональное самоопределение как путь реализации активной позиции личности // Научно-педагогическое обозрение (Pedagógica! Review). 2011. Вып. 4. С. 139-144.
3. Федеральный государственный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 162001 «Эксплуатация воздушных судов и организация воздушного движения» от 17 января 2011 г. № 65 // Министерство образования и науки [Офиц. сайт]. URL: М1р://минобрнауки.рф/документы/925 (дата обращения 17.03.14).
4. Пакулина С. А. Психологическая диагностика мотивации достижения успеха студентов в вузе // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2008. № 88. С. 23-32.
5. Беляева П. А. Психологические особенности мотивации к успеху у студенческой молодежи // Научные проблемы гуманитарных исследований. 2009. № 9-1. С. 4-10.
6. Соловьева О. В. Психология лидерства: учеб. пособие. Ставрополь: Изд-во СГУ. 220 с.
7. Ефремова О. И. Успех как социокультурный феномен: автореф. дис. ... канд. филос. наук. Ростов н/Д, 1993. 17 с.
8. Котовский В. В. Психолого-акмеологические особенности представлений студенческой молодежи о профессиональном успехе: дис. ... канд. психол. наук. Калуга, 2015. 199 с.
9. Тульчинский Г. А. Разум, воля, успех: О философии поступка. Л., 1990. 79 с.
10. Тугушева А. Р. Представления о социальной успешности и личностное самоопределение юношества: автореф. дис. . канд. психол. наук. Самара, 2007. 21с.
11. Хаммер Я. С. Профессиональный успех и его детерминанты // Вопросы психологии. 2008. № 4. С. 147-153.
12. Дьячкова Е. В., Зазыкин В. Г., Смирнов Е. А. Психолого-акмеологические основы успешной карьеры. Иваново: Изд-во «Иваново», 2012. 224 с.
13. Дементий Л. И. Ответственность как ресурс личности. М.: Информ-Знание, 2005. 188 с.
14. Климов Е. А. Пути в профессионализм (Психологический взгляд): учебное пособие. М.: Моск. психол.-соц. ин-т: Флинта, 2003. 320 с.
15. Славнов С. В. Структурно-динамические характеристики образа успешного профессионала налоговой полиции // Психол. журнал. 2003. Т. 24, № 1. С. 53-60.
16. Елизаров А. Н., Болдинова М. Н. Социальные и психологические критерии успешности деятельности как проблема позитивной психологии // Вестник МГГУ им. М. А. Шолохова. Педагогика и психология. 2013. № 3. С. 95-106.
17. Узнадзе Д. Н. Теория установки: Избранные психологические труды: в 70 т. М.: ИПП; Воронеж: МОДЭК, 1997. 448 с.
18. Головин С. Ю. Словарь практического психолога. Минск: Харвест, 1998. 800 с.
Скоморохова О. С., ассистент кафедры иностранных языков.
Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации (институт).
Ул. Можайского, 8/8, Ульяновск, Россия, 432071. E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 07.09.2015.
O. S. Skomorokhova
AXIOLOGICAL ATTITUDE TOWARDS PROFESSIONAL SUCCESS AS A COMPONENT OF TRAINING
OF FUTURE CIVIL AVIATION PILOTS
The article highlights the aspects of the role of axiological attitude towards professional success in the course of future civil aviation pilots' training as a source of a fixed strive for professional self-development and self-perfection. The actuality of the problem is stated in a number of official documents including National Doctrine of Education in Russia for the period up to 2025. The article also presents the analysis of structural and content bases connected with the category of axiological attitude towards professional success, studies the term "professional success" and gives conceptual image of civil aviation pilots' professional success. Moreover, it reveals the components of axiological
EecmHUK ^m (TSPUBulletin). 2016. 1 (166)
attitude towards professional success (cognitive, affective, behavioral components), presents characteristics of all the components, depicts the mechanisms of formation and also the three directions of activity to ensure the formation of the attitude under study in the course of educational process.
Key words: success, successfulness, professional success, civil aviation pilot, attitude formation.
Referances
1. Smurov M. Yu., Kostylev A. G. Sistema podgotovki pilotov grazhdanskoy aviatsii v Rossiyskoy Federatsii [The system of training of civil aviation pilots in the Russian Federation]. Nauka i transport. Grazhdanskaya aviatsiya - Science and Transport. Civil Aviation, 2013, №3 (7), pp. 51-55 (in Russian).
2. Ovsyannikova S. B. Professional'noye samoopredeleniye kak put' realizastii aktivnoy pozitsii lichnosti [Professional self-determination as a way to the active position of a person]. Nauchno-pedagogicheskoye obozreniye - Pedagogical Review, 2011, vol. 4, pp. 139-144 (in Russian).
3. Federal'ny gosudarstvenny standart vysshego professional'nogo obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 162001 "Ekspluatatsiya vozdushnykh sudov i organizatsiya vozdushnogo dvizheniya" ot 17 yanvarya 2011 g. no. 65 [Federal state standard of higher professional education of the direction of training 162001 Operation of aircraft and organization of air traffic from January 17, 2011]. Ministerstvo obrazovaniya i nauki - Ministry of Education and Science. URL: http://minobrnauki.rf/dokumenty/925 (in Russian).
4. Pakulina S. A. Psikhologicheskaya diagnostika motivatsii dostizheniya uspekha studentov v vuze [Psychological diagnostics of motivation of success achievement at university]. Izvestiya RGPU im. A. I. Gertsena - Izvestia: Hertzen University Journal of Humanities and Science, 2008, no. 88, pp. 23-32 (in Russian).
5. Belyaeva P. A. Psihologicheskiye osobennosti motivatsii k uspekhu u studencheskoy molodezhi [Psychological peculiarities of success motivation of students]. Nauchnye problemy gumanitarnykh issledovaniy- Scientific problems of Humanitarian Studies, 2009, no. 9-1, pp. 4-10 (in Russian).
6. Solov'eva O. V. Psikhologiya liderstva: ucheb. posobiye [The psychology of leadership: course book]. Stavropol', Izd-vo SGU Publ., 220 p. (in Russian).
7. Efremova O. I. Uspekh kaksotsiokul'turnyy fenomen. Avtoref. dis. kand. filos. nauk [Success as a sociocultural phenomenon. Abstract of thesis cand. of philos. sci.]. Rostov-on-Don, 1993. 17 p. (in Russian).
8. Kotovsky V. V. Psikhologo-akmeologicheskiye osobennosti predstavleniy studencheskoy molodezhi o professional'nom uspekhe. Dis. kand. psikhol. nauk [Psychoakmeological peculiarities of students' perception of professional success. Dis. cand. of psych. sci.]. Kaluga, 2015. 199 p. (in Russian).
9. Tul'chinsky G. A. Razum, volya, uspekh: O filosofii postupka [Reason, will, success: on the philosophy of deeds]. Leningrad, 1990. 79 p. (in Russian).
10. Tugusheva A. R. Predstavleniya o sotsial'noy uspeshnosti i lichnostnoye samoopredeleniye yunoshestva. Avtoref. dis. kand. psikhol. nauk [Ideas of social successfulness and personal self-determination of the youth. Abstract of thesis cand. of psych. sci.]. Samara, 2007. 21 p. (in Russian).
11. Hammer Ya. S. Professional'nyy uspekh i ego determinanty [Professional success and its determinants]. Voprosy psikhologii - Questions of psychology, 2008, no. 4. pp. 147-153 (in Russian).
12. D'yachkova E. V., Zazykin V. G., Smirnov E. A. Psikhologo-akmeologicheskiye osnovy uspeshnoy kar'ery [Psychoakmeological bases of a successful career]. Ivanovo, "Ivanovo" Publ., 2012. 224 p. (in Russian).
13. Dementiy L. I. Otvetstvennost' kak resurs lichnosti: monografiya [Responsibility as a personal resource: monograph]. Moscow, Inform-Znaniye Publ., 2005. 188 p. (in Russian).
14. Klimov E. A. Puti v professionalizm (Psihologicheskiy vzglyad): uchebnoye posobiye [Ways to professionalism (Psychological view): course book]. Moscow, Flinta Publ., 2003. 320 p. (in Russian).
15. Slavnov S. V. Strukturno-dinamicheskiye kharakteristiki obraza uspeshnogo professionala nalogovoy politsii [Structural and dynamic characteristics of the image of a successful professional of tax police]. Psikhologicheskiy zhurnal - Psychological Journal, 2003, vol. 24, no. 1, pp. 53-60 (in Russian).
16. Elizarov A. N., Boldinova M. N. Sotsial'nye i psikhologicheskiye kriterii uspeshnosti deyatel'nosti kak problema pozitivnoy psikhologii [Social and psychological criteria of successfulness of activity as a problem of positive psychology]. Vestnik MGGU im. M. A. Sholokhova. Pedagogika i psikhologiya - Sholokhov Moscow State University for the Humanities, 2013, no. 3, pp. 95-106 (in Russian).
17. Uznadze D. N. Teoriya ustanovki: Izbrannye psikhologicheskiye trudy: T. 70 [The theory of attitude: selected psychological works: V. 70]. Moscow, 1997. 448 p. (in Russian).
18. Golovin S. Yu. Slovar' prakticheskogo psikhologa [Dictionary of a practical psychologist]. Minsk, Kharvest Publ., 1998. 800 p. (in Russian).
Skomorokhova O. S.
Ulyanovsk Higher Civil Aviation School, Department of Foreign Languages.
Ul. Mozhaiskogo, 8/8, Ulyanovsk, Russia, 432071. E-mail: [email protected]