УДК 378
И. Е. Сиднева
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ПИЛОТОВ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Обосновывается актуальность научно-исследовательского поиска новых подходов к определению организационных форм, средств, методов и условий, обеспечивающих успешное формирование готовности современного специалиста к профессиональной деятельности в наиболее ответственных сферах, связанных со своевременным принятием решений, в том числе и в сложных условиях. Приведены результаты анализа проблемы формирования готовности специалиста авиационного профиля к профессиональной деятельности. Определяются понятия «готовность», «профессиональная готовность», «готовность специалиста авиационного профиля к профессиональной деятельности». Намечаются факторы преобразования существующего процесса обучения для его направленности на формирование исследуемой готовности.
Ключевые слова: готовность, профессиональная готовность, готовность к профессиональной деятельности, готовность специалиста авиационного профиля к профессиональной деятельности.
Если говорить о качестве выполнения трудовой деятельности, то используется термин «профессионализм», предполагающий высокий уровень выполнения профессиональной деятельности.
В современных условиях профессионализм особенно важен для успешности деятельности авиационного специалиста, поскольку он напрямую влияет на безопасность пассажиров и безаварийность полетов.
Уровень профессиональной подготовки пилотов гражданской авиации как составляющая «человеческого фактора» оказывает существенное влияние на безопасность полетов. Поэтому в современных условиях задача совершенствования процесса обучения становится особенно актуальной.
Аспекты «человеческого фактора» в авиации наиболее детально разработаны научной школой академика В. А. Пономаренко. Анализ и систематизация ошибок летного состава выполнялись в Госавианадзоре СССР (впоследствии - в Международном авиационном комитете), и в результате многолетних исследований были выявлены основные аспекты проблемы «человеческого фактора» в авиационной аварийности гражданской авиации. Причем, по данным выборки ошибок экипажа, преобладающими факторами являются уровень профессиональной подготовленности и психологические характеристики членов экипажа [1].
В философии современного образования имеется ряд концептуальных идей, определяющих направление конструирования его содержания, обоснования и разработки механизмов технологического обеспечения образовательного процесса, а также деятельности педагогов в образовательной системе (идея синергетического подхода, гуманитарно-культурологического подхода, личностно-деятельностного подхода, диалогического подхода, рефлексивного подхода, приоритета положительной обратной связи, творчества и др.). Среди них,
на наш взгляд, наиболее важными являются идеи: личностно-деятельностного подхода, исходящая из представлений о единстве личности с ее деятельностью, то есть о том, что деятельность осуществляет изменения в структурах личности, а личность одновременно с этим осуществляет выбор адекватных ей форм деятельности и преобразование деятельности, удовлетворяющее потребностям личностного развития; диалогического подхода, то есть организация учебного взаимодействия преподавателя и учащихся на занятиях в форме диалога и погружения их в учебные ситуации; идея творчества как потенциальной вершины любой деятельности, к достижению которой личность стремится на протяжении своего развития.
При изучении проблемы готовности специалиста авиационного профиля к профессиональной деятельности считаем целесообразным использование личностно-деятельностного подхода. Ориентация образовательной деятельности на личность означает постановку в качестве ведущей цели профессионального образования - формирование личности будущего специалиста и перевод обучающихся в позицию субъекта своего образования, профессионального и социального самоопределения.
Необходимость рассмотрения процесса становления личности профессионала определяется ролью и значением трудовой деятельности в жизни человека. Она создает условия для самореализации и самоутверждения личности, познания окружающего мира и общения. Но особое значение деятельности проявляется в развитии личности, а именно в формировании ее профессиональной направленности, ценностных ориентаций, стратегии поведения, смысла и стиля жизни.
В психолого-педагогической литературе имеются многочисленные описания опыта формирования готовности специалистов различных сфер профес-
сиональной деятельности. Профессиональная готовность также рассматривается учеными в различных аспектах самой деятельности: функциональном (С. Л. Рубинштейн), психологическом (М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович), педагогическом (В. А. Сластенин).
Психологи в своих исследованиях акцентируют наше внимание на характер связей и зависимости между состоянием готовности личности и эффективностью ее профессиональной деятельности. По мнению большинства ученых, психологическая готовность представляет собой «концентрацию или мгновенную мобилизацию сил личности, направленных в нужный момент на осуществление определенных действий», «состояние действовать определенным способом и в определенном направлении», «предрасположенность субъекта ориентировать свою деятельность определенным образом» [2, с. 25].
Предметом научного поиска в педагогике является выявление факторов и условий, дидактических и воспитательных средств, благодаря которым становится возможным обеспечение процесса формирования готовности личности к разным видам профессиональной деятельности.
Так, В. А. Сластенин рассматривал профессиональную готовность как совокупность качеств конкретной личности, обеспечивающую успешность ее деятельности в реализации профессионально значимых функций. При этом важную роль В. А. Сластенин отвел мотивационному компоненту, считая сформированность мотивации необходимой предпосылкой любой деятельности.
При интегративном подходе готовность к деятельности определяется комплексно: на уровне личности, социального индивида и на уровне функционирования человека как организма. М. И. Дьяченко и Л. А. Кандыбович в структуру готовности включают следующие компоненты: мотивацион-ный; ориентационный (знания об особенностях и условиях профессиональной деятельности); операционный (владение способами и приемами, знаниями, умениями и навыками, необходимыми в данной сфере деятельности); волевой (самоконтроль поведения); оценочный (самооценка своей профессиональной подготовленности и соответствие процесса решения профессиональных задач оптимальным образцам).
Профессиональная деятельность, согласно определению Э. Ф. Зеера, являющемуся, на наш взгляд, наиболее общим, представляет собой социально значимую деятельность, которая требует специальных знаний, умений и навыков, а также профессионально обусловленных качеств личности. Таким образом, можно сделать вывод о том, что профессиональная готовность является интег-
ративным качеством личности специалиста, объединяющим развитые мотивы к осуществлению профессиональной деятельности, морально-волевые качества, способности с наличием устойчивых профессиональных знаний, умений и навыков.
Мы разделяем мнение Л. Г. Семушиной, что «готовность к профессиональной деятельности» есть некое психическое состояние человека, которое предполагает осознание человеком своих профессиональных целей, способность осуществлять анализ и оценку имеющихся условий, определять наиболее вероятные способы действия, предвидеть мотивационные, волевые и интеллектуальные усилия, вероятность достижения результатов. В то же время профессиональная готовность рассматривается как интегративное качество личности специалиста, которое основывается на владении знаниями и умениями в области профессиональной деятельности, накоплении первоначального профессионального опыта [3].
Учитывая вышесказанное и основываясь на теоретических положениях и подходах к проблеме профессиональной готовности к различным видам деятельности, согласимся с мнением С. А. Бонда-ренко, который определяет профессиональную готовность как сложное психолого-педагогическое явление, сочетающее взаимосвязанные психологические особенности и нравственные качества личности, социально-ценностные мотивы выбора профессии, способы поведения, специальные профессиональные знания, умения и навыки, обеспечивающие специалисту возможность трудиться в избранной им профессиональной сфере [4].
Рассмотрение проблемы готовности будущих пилотов к профессиональной деятельности следует, на наш взгляд, начать с анализа современных требований, предъявляемых к личности специалистов сферы профессий, относящихся к категории опасных, к которым, безусловно, принадлежат профессии специалистов авиационного профиля, а в особенности пилотов.
Отличительной чертой профессиональной деятельности специалиста авиационного профиля, особенно пилота, является необходимость одновременного выполнения двух и более действий и операций, направленных на решение разных задач (совмещенная деятельность). Совмещенная деятельность - это своеобразный и сложный вид деятельности, особенно когда она происходит в экстремальных условиях.
В профессиональной деятельности пилота существенную роль играют процессы принятия решений. Необходимость выбора варианта действия, способа его выполнения или желательного исхода, особенно в ситуации неопределенности, возникновения непредвиденных обстоятельств, высокой
сложности и ответственности за результат деятельности, обуславливают высокие требования, предъявляемые к личностным качествам и способностям специалистов авиационного профиля [5].
С учетом этого определение «профессиональная готовность специалиста авиационного профиля» должно отражать специфику его профессиональной деятельности и основные требования, предъявляемые к его личностным качествам и способностям.
Вся совокупность психологических качеств личности, а также целый ряд физических, антропометрических, физиологических характеристик человека, которые определяют успешность обучения и реальной деятельности, получили название «профессионально важные качества» субъекта деятельности [5].
В авиационной психологии для обозначения способностей к летной профессии применяется термин «летные способности», определение которого не всегда было однозначным. Более ранние взгляды сводились в основном к двум противоположным и ошибочным мнениям, согласно одному летные способности есть особые врожденные психологические качества, согласно другому - летные способности можно формировать так же, как знания, умения и навыки.
В настоящее время принят подход к определению летных способностей, предложенный К. К. Платоновым, который выделил индивидуально-психологические качества, различные сочетания которых в структуре личности образуют летные способности.
К летным способностям относят сочетание целого ряда качеств, которые можно сгруппировать следующим образом: качества, относящиеся к мо-тивационной сфере личности (активная направленность на летную работу, стремление совершенствовать свое мастерство); качества эмоциональной сферы личности (эмоциональная устойчивость, способность сохранять сенсорные, моторные и умственные навыки в сложных условиях полета); качества интеллектуальной сферы личности (большой объем, широкое распределение, быстрое переключение и устойчивость внимания; практический тип мышления, высокий темп мыслительных процессов и др.). Кроме того, к летным способностям относят инициативность, сообразительность, а также такие черты характера, как настойчивость, смелость, решительность, сила воли, моральные качества - патриотизм, правдивость, принципиальность, дисциплинированность.
При этом основной задачей, решаемой в образовательном процессе, является преобразование выявленных в ходе профессионального отбора качеств личности, относящихся к профессионально
важным для будущего специалиста авиационного профиля, существующих в виде задатков, в профессионально значимые способности, являющиеся уже характеристиками личности специалиста авиационного профиля как субъекта профессиональной деятельности.
Профессиональная готовность специалиста авиационного профиля определяется достаточным уровнем развития профессионально значимых способностей через формирование профессиональных знаний, умений, навыков, наличие устойчивых мотивов и определенного опыта. Основным свойством готовности личности является ее интегратив-ность, проявляющаяся как целостность. В отличие от подготовленности как результата образовательного процесса, отражающего способность личности оперировать знаниями и умениями при решении определенного типа теоретических и практических задач и достигать намеченного результата деятельности, готовность содержит еще и совокупность мотивов и убеждений личности.
Исходя из описанных выше особенностей профессиональной деятельности специалиста авиационного профиля, требующей от специалиста наличия вполне определенных личностных качеств и способностей, готовность специалиста авиационного профиля к профессиональной деятельности является, на наш взгляд, системным психолого-педагогическим новообразованием личности, сочетающим взаимосвязанные социально-ценностные мотивы выбора профессии, особенности мышления, профессионально значимые способности, специальные знания, умения и навыки, создающие предпосылки для успешного осуществления профессиональной деятельности в сфере гражданской авиации. При этом под профессионально значимыми способностями подразумевается комплекс лич-ностно детерминированных профессионально важных качеств специалиста авиационного профиля, о которых говорилось ранее.
Представление о профессиональной готовности и готовности к профессиональной деятельности соотносится в последнее время с понятиями «профессионализм» и «профессиональная компетентность», что подтверждают авторские позиции, отраженные в работах И. А. Зимней, В. В. Краевско-го, А. К. Марковой, А. М. Новикова, А. В. Хутор -ского и др.
По мнению А. В. Хуторского, компетентность представляет собой совокупность личностных качеств ученика (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей), обусловленных опытом его деятельности в определенной социально и личностно значимой сфере.
Компетентностный подход в основном относится к цели и результату образования и поэтому в
значительной мере определяет и его содержание. Так, И. А. Зимняя отмечает, что компетентность как ведущее понятие компетентностного подхода неизбежно включает комплекс личностных образований, в который входят уровень притязаний, направленность, целеполагание, эмоционально-волевая регуляция, ценностно-смысловое отношение. При этом автор подчеркивает, что формирование компетентности может быть реализовано посредством личностно-деятельного подхода.
Проецируя модель деятельной направленности содержания образования на систему профессионального образования, А. М. Новиков подчеркивает, что основной целью образования в современных условиях является формирование способности обучающихся к активной деятельности, труду во всех его формах, поиск возможных путей соединения теоретических знаний обучающихся с их практическими потребностями и ценностными ориентациями, развитие особых внепрофессио-нальных или надпредметных качеств личности специалиста, включающих развитые познавательные умения и способности, умения самоанализа процесса и результатов деятельности, широкий кругозор, коммуникативность и т. д.
Сравнивая профессиональную готовность и компетентность можно сделать вывод, что оба этих личностных качества обладают свойствами интег-ративности и надпредметности, поэтому вполне логичным будет использование компетентностного подхода для формирования готовности специалиста авиационного профиля к профессиональной деятельности, которая с накоплением опыта профессиональной деятельности преобразуется в профессиональную готовность.
В результате проведенного анализа проблемы готовности специалиста авиационного профиля к профессиональной деятельности было установлено, что:
- исходя из современных требований, предъявляемых к личности профессионала, можно сделать вывод о том, что обращение к проблеме готовности специалистов к профессиональной деятельности является своевременным и необходимым, особенно в гражданской авиации как наиболее ответственной сфере профессиональной деятельности;
- при поиске путей решения проблемы готовности специалиста авиационного профиля к профессиональной деятельности целесообразно использование личностно-деятельностного и личностно ориентированного походов;
- готовность специалиста авиационного профиля к профессиональной деятельности является системным психолого-педагогическим новообразованием личности, сочетающим взаимосвязанные социально-ценностные мотивы выбора профессии, особенности мышления, профессионально значимые способности, специальные знания, умения и навыки, обеспечивающие возможность успешного осуществления профессиональной деятельности в сфере гражданской авиации, формирование которого следует осуществлять в соответствии с компе-тентностным подходом;
- для целенаправленного формирования исследуемой готовности необходимо, чтобы в процессе обучения вуза были созданы определенные обеспечивающие условия.
В качестве обеспечивающих условий выступают: обязательное структурирование содержания образования; разработка образовательной технологии, направленной на формирование готовности специалиста авиационного профиля к профессиональной деятельности, и адаптация к существующему процессу обучения в авиационном вузе; выявление критериев и показателей, необходимых для оценивания уровня сформированности у специалистов авиационного вуза компонентов исследуемой готовности.
Список литературы
1. Овчаров В. Е. «Человеческий фактор» в авиационных происшествиях / М.: ООО НТБ «Энергия», 2005. 79 с.
2. Линенко А. Ф. Теория и практика формирования готовности студентов педагогических вузов к профессиональной деятельности: дис. ... д-ра пед. наук. Киев, 1996. 371 с.
3. Инженерная педагогика: сб. ст. Вып. 4. М.: Центр инженерной педагогики МАДИ (ГТУ), 2003. 300 с.
4. Бондаренко С. А. Формирование профессиональной готовности конкурентоспособного специалиста // Модернизация высшей школы: обеспечение качества профессионального образования: материалы Всерос. науч.-практ. конф. Барнаул: Изд-во ААЭП, 2004. Ч. 1. 188 с.
5. Бодров В. А. Психология профессиональной пригодности. М.: ПЕР СЭ, 2001. 511 с.
Сиднева И. Е., старший преподаватель кафедры общепрофессиональных дисциплин. Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации (институт) им. Б. П. Бугаева.
Ул. Можайского, 8/8, Ульяновск, Россия, 432071. E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 25.09.2015.
EecmHUK imY (TSPUBulletin). 2016. 1 (166)
I. E. Sidneva
THEORETICAL ASPECTS OF FORMATION OF READINESS OF FUTURE CIVIL AVIATION PILOTS
TO PROFESSIONAL ACTIVITY
The article substantiates the relevance of the research to search for new approaches to the definition of organizational forms, means, methods and conditions for a successful development of modern specialist for professional work in the most critical areas associated with making effective decisions in situations of non-standard character, willingness to take responsibility for them. The results of analysis of problems of formation of readiness of specialist aviation profile for professional work. Define "readiness", "professional readiness", "readiness of aviation profile specialist for professional activity". There are factors in the transformation of the existing learning process for its focus on the formation of the investigated readiness.
Key words: readiness, professional readiness, readiness for professional activity, the readiness of aviation profile specialist for professional activity.
References
1. Ovcharov V. E. "Chelovecheskiy factor" v aviatsionnykh proisshestviyakh [The Human Factor in Aircraft Accidents]. Moscow, Energiya Publ., 2005. 79 p. (in Russian).
2. Linenko A. F. Teoriya ipraktika formirovaniya gotovnostistudentovpedagogicheskikh vuzovkprofessional'noy deyatel'nosti. Dis. dokt. ped. nauk [Theory and Practice of Formation of Readiness of Students of Pedagogical Universities to Professional Activity. Dis. doct. ped. sci.]. Kiev, 1996. 371 p. (in Russian).
3. Inzhenernayapedagogika: sb. st. Vyp. 4 [Engineering Pedagogy: collection of articles. Issue 4]. Moscow, Tsentr inzhenernoy pedagogiki MADI (GTU) Publ., 2003. 300 p. (in Russian).
4. Bondarenko S. A. Formirovaniye professional'noy gotovnosti konkurentosposobnogo spetsialista [Formation of Professional Readiness of a Competitive Specialist]. Modernizatsiya vysshey shkoly: obespecheniye kachestva professional'nogo obrazovaniya: materialy Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Modernization of higher education: quality assurance of professional education: materials of all-Russian scientific-practical conference]. Barnaul, AAEP Publ., 2004. Vol. 1. 188 p. (in Russian).
5. Bodrov V. A. Psikhologiyaprofessional'noyprigodnosti[Psychology of Professional Suitability]. Moscow, PER SE Publ., 2001. 511 p. (in Russian).
Sidneva I. E.
Federal State Educational Institution of Higher Professional Education Ulyanovsk Higher Civil Aviation School named after B. P. Bugaev.
Ul. Mozhaiskogo, 8/8, Ulyanovsk, Russia, 432071. E-mail: [email protected]