Научная статья на тему 'Проблема готовности будущих пилотов гражданской авиации к профессиональной деятельности'

Проблема готовности будущих пилотов гражданской авиации к профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
139
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОТОВНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ / ГОТОВНОСТЬ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ГОТОВНОСТЬ СПЕЦИАЛИСТА АВИАЦИОННОГО ПРОФИЛЯ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / READINESS / PROFESSIONAL MATURITY / READINESS FOR PROFESSIONAL ACTIVITY / READINESS SPECIALIST AVIATION PROFILE TO PROFESSIONAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сиднева И. Е.

В статье обосновывается актуальность научно-исследовательского поиска новых подходов к определению организационных форм, средств, методов и условий, обеспечивающих успешное формирование готовности современного специалиста к профессиональной деятельности в наиболее ответственных сферах, связанных со своевременным принятием решений, в том числе и в сложных условиях. Целью статьи является рассмотрение проблемы готовности будущих авиационных специалистов к профессиональной деятельности. Для достижения поставленной цели были использованы теоретические методы: научный анализ историко-педагогической, психолого-педагогической, методологической литературы по теме исследования; обобщение, сравнение, абстрагирование. Результатом статьи является определение понятия «готовность специалиста авиационного профиля к профессиональной деятельности» и выявление необходимых и достаточных условий ее формирования. Научная новизна состоит в том, что сформулированы определения понятий «профессиональная готовность» и «готовность к профессиональной деятельности», «готовность специалиста авиационного профиля к профессиональной деятельности».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF READINESS OF FUTURE CIVIL AVIATION PILOTS TO PROFESSIONAL ACTIVITY

The article substantiates the relevance of research search for new approaches to defining organizational forms, means, methods and conditions that will ensure the successful formation of the modern specialist readiness to professional activity in the most critical areas associated with timely decision making, including difficult conditions. The objective of the article is to consider the problem of maturity of future aviation specialists to do their profession. To achieve this goal the author uses a few theoretical methods: analysis of scientific historical-pedagogical, psychological-pedagogical, methodological literature on the research topic; a synthesis, comparison, abstraction. The result of this paper is the definition to a term “readiness of a specialist of aviation profile to do his professional activity”. The scientific novelty is found in defining what “professional readiness” and “readiness for professional activity” are.

Текст научной работы на тему «Проблема готовности будущих пилотов гражданской авиации к профессиональной деятельности»

УДК 378

Sidneva I.E., senior teacher, Ulyanovsk Civil Aviation Institute n.a. Chief Marshal of Aviation B.P. Bugaev (Ulyanovsk, Russia),

Е-mail: ira.sidnewa@yandex.ru

THE PROBLEM OF READINESS OF FUTURE CIVIL AVIATION PILOTS TO PROFESSIONAL ACTIVITY. The article substantiates the relevance of research search for new approaches to defining organizational forms, means, methods and conditions that will ensure the successful formation of the modern specialist readiness to professional activity in the most critical areas associated with timely decision making, including difficult conditions. The objective of the article is to consider the problem of maturity of future aviation specialists to do their profession. To achieve this goal the author uses a few theoretical methods: analysis of scientific historical-pedagogical, psychological-pedagogical, methodological literature on the research topic; a synthesis, comparison, abstraction. The result of this paper is the definition to a term "readiness of a specialist of aviation profile to do his professional activity". The scientific novelty is found in defining what "professional readiness" and "readiness for professional activity" are.

Key words: readiness, professional maturity, readiness for professional activity, readiness specialist aviation profile to professional activity, readiness specialist aviation profile to professional activity.

И.Е. Сиднева, ст. преп. Ульяновского института гражданской авиации имени Главного маршала авиации

Б.П. Бугаева, г. Ульяновск, Е-mail: ira.sidnewa@yandex.ru

ПРОБЛЕМА ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ПИЛОТОВ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье обосновывается актуальность научно-исследовательского поиска новых подходов к определению организационных форм, средств, методов и условий, обеспечивающих успешное формирование готовности современного специалиста к профессиональной деятельности в наиболее ответственных сферах, связанных со своевременным принятием решений, в том числе и в сложных условиях. Целью статьи является рассмотрение проблемы готовности будущих авиационных специалистов к профессиональной деятельности. Для достижения поставленной цели были использованы теоретические методы: научный анализ историко-педагогической, психолого-педагогической, методологической литературы по теме исследования; обобщение, сравнение, абстрагирование. Результатом статьи является определение понятия «готовность специалиста авиационного профиля к профессиональной деятельности» и выявление необходимых и достаточных условий ее формирования. Научная новизна состоит в том, что сформулированы определения понятий «профессиональная готовность» и «готовность к профессиональной деятельности», «готовность специалиста авиационного профиля к профессиональной деятельности».

Ключевые слова: готовность, профессиональная готовность, готовность к профессиональной деятельности, готовность специалиста авиационного профиля к профессиональной деятельности.

В современной мировой практике существования гражданской авиации поддержание высокого уровня безопасности полётов является приоритетным направлением развития любого государства. Поэтому высокий уровень профессионализма является одной из наиболее важных предпосылок успешности профессиональной деятельности авиационного специалиста, основной задачей которой является безопасность пассажиров.

Несмотря на все меры и усилия, предпринимаемые для обеспечения безопасности полётов совместным трудом учёных, конструкторов, инженеров и многих других специалистов, проблема «человеческого фактора» (в терминологии ИКАО - Международной организации гражданской авиации - «ошибка человека») в современной авиационной безопасности зачастую остается неразрешенной. При расследовании авиационного происшествия осуществляется поиск ответа на основной вопрос: почему пилот допустил ошибку? Достаточно ли он подготовлен профессионально? Соответствуют ли его психологические и психофизиологические характеристики роду деятельности [1]?

Ответы на эти вопросы следует искать, рассматривая проблему профессиональной готовности специалистов авиационного профиля. Профессиональная готовность специалиста к деятельности определяет эффективность принимаемых решений, обеспечивает своевременное выполнение профессиональных задач, позволяет планировать свои действия и при этом оптимально использовать временные, материальные и психофизиологические ресурсы. Особенно важной составляющей профессиональной готовности специалиста к деятельности является способность принимать решения и эффективно действовать в ситуациях нестандартного характера («нештатных» ситуациях), от возникновения которых ни один пилот гражданской авиации не застрахован. Основы профессиональной готовности закладываются у будущего специалиста в вузе, в образовательном процессе, при этом формируется готовность к профессиональной деятельности.

Именно поэтому уровень профессиональной подготовки пилотов - один из наиболее важных факторов, оказывающих влияние на безопасность и повышение безаварийности полетов через совершенствование образовательного процесса.

Таким образом, в современных условиях проблема готовности специалиста авиационного профиля к предстоящей про-

фессиональной деятельности становится весьма актуальной, и в аспекте формирования целостной структуры готовности специалиста авиационного профиля к профессиональной деятельности мы рассматриваем использование ведущих идей и положений личностно и профессионально ориентированного образования через главные цели гуманистической педагогики, суть которых в следующем:

- будущий специалист, обладая собственной индивидуальностью, выступает объектом своей жизнедеятельности;

- будущий специалист нуждается в создании условий для развития и осознания собственного опыта деятельности, индивидуально-личностных способностей и свойств.

Сегодня на проблему готовности обучающихся к осуществлению задач предстоящей профессиональной деятельности обращено внимание многих ученых-исследователей в области педагогики [2; 3; 4], психологии [5; 6; 7, 8; 9], акмеологии, социологии, что подчеркивает ее многогранность и междисциплинарный характер.

Таким образом, имеются основания утверждать, что научно-исследовательский поиск новых подходов к определению форм, методов, средств и условий, обеспечивающих профессиональную готовность к деятельности в сфере гражданской авиации, где условия приближены к экстремальным и требуют от специалиста мгновенной мобилизации и принятия решений, от которых зависит безопасность, жизнь и здоровье людей, является актуальным.

Успешность решения задач обучения специалистов авиационного профиля связывается с повышением роли человеческого фактора в профессиональной деятельности, которое становится более прагматичным на фоне с установившейся парадигмы лич-ностно-ориентированного образования.

Взаимосвязь понятий «человеческий фактор» и «готовность» находит косвенное подтверждение в философских трудах В.И. Леха. По мнению учёного, в содержание понятия «человеческий фактор» необходимо вкладывать не просто волю и готовность действовать, но само действие, осуществляемое по тем или иным объективным законам, в тех или иных объективных условиях [10].

Аспекты «человеческого фактора» в авиации наиболее детально разработаны научной школой академика В.А. Поно-

маренко. Анализ и систематизация ошибок летного состава выполнялась в Госавианадзоре СССР (впоследствии - в МАК), и в результате многолетних исследований были выявлены основные аспекты проблемы «человеческого фактора» в авиационной аварийности гражданской авиации, среди которых по данным выборки ошибок экипажа, преобладающими являются уровень профессиональной подготовленности и психологические характеристики членов экипажа [1].

Отличительной чертой профессиональной деятельности специалиста авиационного профиля, особенно пилота, является необходимость одновременного выполнения двух и более действий и операций, направленных на решение разных задач (совмещенная деятельность). Совмещённая деятельность - это своеобразный и сложный вид деятельности, особенно, когда она происходит в экстремальных условиях. Кроме того, при принятии решений необходимость выбора варианта действия, способа его выполнения или желательного исхода, особенно в ситуации неопределенности, возникновения непредвиденных обстоятельств, высокой сложности и ответственности за результат деятельности обуславливают высокие требования, предъявляемые к личностным качествам и способностям специалистов авиационного профиля [5].

В психолого-педагогической литературе довольно часто готовность понимается как результат профессиональной подготовки, система взаимосвязанных свойств и характеристик личности, установка на будущую профессиональную деятельность [4; 7; 8].

По мнению представителей функционального подхода, в частности, С.Л. Рубинштейна, готовность рассматривается в связи с психическими функциями, которые необходимо сформировать с целью достижения высоких результатов деятельности [9]. С точки зрения теоретиков, развивающих личностный подход в образовании (В.С. Ильин, В.В. Сериков), «готовность» определяется личными качествами через успешную деятельность, как единство личностно-значимых профессиональных свойств, которые отличаются по их роли в регуляции профессиональной и обыденно-эмпирической деятельности [4; 6].

Иными словами, готовность к профессиональной деятельности может быть сформирована у специалиста авиационного профиля через формирование и развитие определенных личностных качеств, создающих предпосылки для успешного осуществления профессиональной деятельности.

Анализ научной литературы, обобщение педагогического опыта свидетельствуют о постоянном интересе к поиску возможных путей формирования у студентов в процессе обучения в вузе готовности к различным видам профессиональной деятельности. В то же время среди уже имеющихся исследований не было обнаружено работ, посвященных формированию готовности к профессиональной деятельности у будущих специалистов авиационного профиля (будущих пилотов гражданской авиации), а потому не выявлены основные принципы, этапы, методы формирования такого рода готовности.

Необходимо отметить, что такое интегративное личностное качество, как профессиональная готовность, может быть сформировано в полной мере лишь при наличии опыта самостоятельной профессиональной деятельности, что крайне затруднительно обеспечить в образовательном процессе вуза. Однако в образовательном процессе у будущих специалистов формируются те качества личности, которые являются фундаментом для построения профессиональной готовности. То есть в образовательном процессе, особенно в первые годы обучения, у будущих специалистов происходит формирование готовности к профессиональной деятельности - качества, объединяющего в себе развитые мотивы к учению и будущей профессии, самостоятельность, организованность, профессионально значимые спо-

Библиографический список

собности, а также профессиональные знания, умения, навыки и некоторый опыт, получаемый в ходе учебной практики.

Таким образом, исходя из описанных выше особенностей профессиональной деятельности специалиста авиационного профиля, требующей наличия вполне определённых личностных качеств и способностей, «готовность специалиста авиационного профиля к профессиональной деятельности» является, на наш взгляд, системным психолого-педагогическим новообразованием личности, сочетающим взаимосвязанные социально-ценностные мотивы выбора профессии, особенности мышления, профессионально значимые способности, специальные знания, умения и навыки, создающим предпосылки для успешного осуществления профессиональной деятельности в сфере гражданской авиации. При этом под «профессионально значимыми способностями» подразумевается комплекс личностно детерминированных профессионально важных качеств специалиста авиационного профиля.

При формировании готовности к профессиональной деятельности внесение изменений в образовательный процесс как целостную систему должно затрагивать все его компоненты, соотнося планируемые цели с ведущими положениями компе-тентностного подхода в образовании, требующие целенаправленных технологических решений. Исходя из этого, В.Ш. Набиев выделяет возможные дидактические условия, обладающие существенным потенциалом по формированию фундаментальных характеристик специалиста проектируемых и реализуемых на основе заданных требований, среди которых, наряду с целями и содержанием образования, деятельностью субъектов процесса обучения, ведущее значение имеют проектируемая технология обучения и методика оценки сформированности исследуемой характеристики личности будущего специалиста [2].

Таким образом, важным условием, обеспечивающим формирование готовности специалиста авиационного профиля к профессиональной деятельности, является использование в процессе обучения технологии реализации процесса формирования личностных характеристик, а не только знаний, умений и навыков. Необходимым для этого потенциалом, по нашему мнению, обладает профессионально-ориентированная технология, которая позволяет осуществить формирование готовности специалиста авиационного профиля к профессиональной деятельности в соответствии с компетентностным подходом [3].

В отличие от предметно ориентированной, профессионально-ориентированная технология обладает возможностями лич-ностно-ориентированного подхода, а также позволяет каждому студенту гарантированно решать следующий спектр задач, включающий овладение системой функциональных знаний, формирование системы осознанных умений и способов деятельности, а также готовности к профессиональной деятельности через формирование её компонентов.

При этом качественные показатели профессиональной деятельности могут формироваться на различных уровнях готовности, соответствующих и высокому мастерству профессионала (перспективный уровень), и развитым способностям студентов.

Таким образом, решение рассмотренной проблемы готовности специалиста авиационного профиля к профессиональной деятельности реализуется в образовательном процессе вуза путем формирования у будущих специалистов определенных личностных характеристик посредством адаптированной профессионально-ориентированной технологии. Предложенная технология обучения в совокупности с методикой оценивания уровня готовности будущего специалиста авиационного профиля к профессиональной деятельности являются необходимыми и достаточными условиями формирования готовности будущих пилотов гражданской авиации к профессиональной деятельности.

1. Овчаров В.Е. Человеческий фактор в авиационных происшествиях. Москва, 2005.

2. Набиев В.Ш., Петухов М.А. Военно-специальная компетентность в контексте обучения и профессиональной деятельности. Ульяновск: Издательство «Вектор - С», 2009.

3. Петухов М.А. Научные основы профессионально-технологической системы обучения специальным предметам. Под научной редакцией А.П. Беляевой. Ульяновск: УлГТУ, 2000.

4. Сериков В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технология. Волгоград: Перемена, 1994.

5. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. Москва: ПЕР СЭ, 2001.

6. Ильин С.С. Психологическая готовность специалиста к управленческим профессиям: содержание, структура, диагностика. Автореферат диссертации ... кандидата психологических наук. Москва, 1999.

7. Платонов К.К. Психология лётного труда. Москва: Воениздат, 1960.

8. Платонов К.К. Структура и развитие личности. Москва: Наука, 1986.

9. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Санкт-Петербург: Питер, 1999.

10. Лех В.И. Программа создания мира. Москва: Знание, 1986.

References

1. Ovcharov V.E. Chelovecheskij faktor v aviacionnyh proisshestviyah. Moskva, 2005.

2. Nabiev V.Sh., Petuhov M.A. Voenno-special'naya kompetentnost' v kontekste obucheniya i professional'noj deyatel'nosti. Ul'yanovsk: Izdatel'stvo «Vektor - S», 2009.

3. Petuhov M.A. Nauchnye osnovy professional'no-tehnologicheskojsistemy obucheniya special'nym predmetam. Pod nauchnoj redakciej A.P. Belyaevoj. Ul'yanovsk: UIGTU, 2000.

4. Serikov V.V. Lichnostnyjpodhod v obrazovanii: koncepciya i tehnologiya. Volgograd: Peremena, 1994.

5. Bodrov V.A. Psihologiya professional'nojprigodnosti. Moskva: PER S'E, 2001.

6. Il'in S.S. Psihologicheskaya gotovnost'specialista k upravlencheskim professiyam: soderzhanie, struktura, diagnostika. Avtoreferat dissertacii ... kandidata psihologicheskih nauk. Moskva, 1999.

7. Platonov K.K. Psihologiya letnogo truda. Moskva: Voenizdat, 1960.

8. Platonov K.K. Struktura i razvitie lichnosti. Moskva: Nauka, 1986.

9. Rubinshtejn S.L. Osnovy obschej psihologii. Sankt-Peterburg: Piter, 1999.

10. Leh V.I. Programma sozdaniya mira. Moskva: Znanie, 1986.

Статья поступила в редакцию 29.01.16

УДК 37.061

Skvortsov K.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Head of Department of Russian Language and Intercultural

Communication, Moscow State University of Railways (Moscow, Russia), Е-mail: skv-kv@mail.ru

EDUCATION OF THE MORAL FOUNDATION OF SELF-REALIZATION OF YOUTH IN CONDITIONS OF MODERN CULTURAL-EDUCATIONAL PROCESS. In the article problems of improvement of moral education of youth in the process of self-realization in terms of culture and education of Russia of our time are studied. The paper describes features of cultural and educational process in modern Russia, the structure and components of the cultural-educational process, the needs of society in the development of moral foundations of education and culture. The author analyzes the structure of moral values as standards of education of modern youth, determined by the order of value-oriented education contributing to effective realization of young people in the learning process and participation in the cultural life of society. The work proposes a "Strategy of development of education in the Russian Federation for the period till 2025" as a conceptual basis for the improvement of moral education of youth.

Key words: upbringing, culture, moral values, cultural and educational process.

К.В. Скворцов, канд. пед. наук, доц., зав. каф. «Русский язык и межкультурная коммуникация», Московский

государственный университет путей сообщения, г. Москва, Е-mail: skv-kv@mail.ru

ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ОСНОВ САМОРЕАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

В статье рассматриваются проблемы совершенствования нравственного воспитания молодёжи в процессе самореализации в условиях культуры и образования России нашего времени. Описываются особенности культурно-образовательного процесса современной России, структура и компоненты культурно-образовательного процесса, потребности общества в развитии нравственных основ образования и культуры. Автором анализируется структура нравственных ценностей как ориентиров воспитания современной молодёжи, определяется порядок ценностно-ориентированного воспитания, способствующего эффективной самореализации молодёжи в процессе обучения и участия в культурной жизни общества. Приводятся материалы «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» как концептуальной основы совершенствования нравственного воспитания молодёжи.

Ключевые слова: воспитание, культура, нравственные ценности, культурно-образовательный процесс.

Нравственные ценности - это определяющие факторы поведения человека, условия осмысленности его существования, ориентиры оценки любого социального явления. Можно не задумываться о наличии и качестве своих нравственных ценностей, но они есть у каждого человека - здоровые или искаженные. И от соответствия нравственных ценностей конкретного человека идеалам и норам общества зависит, сможет ли данный человек гармонично сосуществовать с другими, жить счастливо и трудиться на пользу себе и другим, или же будет создавать многообразные проблемы, причиняя себе и окружающим боль и вред. Другими словами, эффективное воспитание гуманистических нравственных ценностей - залог успешной социализации, условие стабильности общества и задача первостепенной важности, которую, однако же, из года в год все труднее воплощать в жизнь.

Молодой человек, интегрированный в социальные процессы, может и должен иметь возможности самореализации, раскрытия своего личностно и профессионального потенциала на пользу себе и обществу, ассимилируя те нравственные ценности, которые способствуют его полноценной жизни в контексте той культуры и государственности, к которой он принадлежит. Другими словами, нравственное воспитание является важнейшей основой самореализации молодёжи, которая осуществляется в единстве динамичной культурной и образовательной среды, что в целом можно назвать культурно-образовательным процессом [1].

Изучением самореализации личности занимались представители различных педагогических и психологических школ.

Однако до сих пор не существует единой концепции самореализации. Методологическая сторона проблемы изучения самореализации личности состоит в недостаточной определенности этого понятия.

На современном этапе развития представлений о самореализации представляется невозможным даже классифицировать это понятие по форме - является ли это явлением, процессом, потребностью, свойством или чем-то иным. Одни исследователи продолжают считать самореализацию явлением, обусловленным присущей природе человека предопределенностью быть самоактуализирующимся существом, а другие, отрицая предопределенность, предпочитают говорить о процессуальной детерминации (О.С. Газман) [2]. Сложность изучения самореализации состоит еще и в том, что самореализация не может наблюдаться непосредственно и объективно, мы можем наблюдать лишь ее эффекты и результаты, отраженные в психике субъекта. Самореализацию трудно измерить в силу её высокой субъективности, трудно контролировать в ходе эксперимента в силу влияния огромного количества факторов, что затрудняет применение измерительных и экспериментальных методов исследования. Но что подчёркивают практически все исследователи, самореализация невозможна вне тесного контакта субъекта со всеми компонентами культурно-образовательного процесса.

Рассматривая культурно-образовательный процесс как дея-тельностную среду самореализации и нравственного воспитания личности, необходимо перечислить все его компоненты, определяющие качественное своеобразие этого комплексного явления социальной природы. Как следует из его названия, его компонен-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.