УДК 159.9
ФЕНОМЕН ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ — БУДУЩИХ ПСИХОЛОГОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
йхШ
Водопьянов Дмитрий Александрович — аспирант кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности Института общественных наук Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС); просп. Вернадского, 84, Москва, Россия, 119606; e-mail: [email protected]
Модернизация образовательного процесса и общества в целом в настоящее время в современном социо-эконо-мико-культурном контексте задаёт новые нравственные и функциональные требования к развитию и обучению студентов и специалистов [1].
Такие требования, выдвигаемые обществом и государством к подготовке психологов, вступают в противоречие с имеющимся на настоящий момент качеством подготовки психологов в рамках их профессионального образования. От психолога в настоящее время всё больше требуется не только решать профессиональные задачи, но и формировать социально желаемое поведение у клиентов, обращающихся за психологической помощью. Большое внимание также требуется уделять духовному оздоровлению клиентов, а также постоянно стремиться к личностному росту. Причём сохраняя, а зачастую и увеличивая имеющуюся ответственность за результаты своего труда. Также важно учитывать внимание в современном обществе к набирающей популярность концепции обучения на протяжении всей жизни субъекта (lifelong learning). Отмечаем, что современным психологам-профессионалам как субъектам профессиональной деятельности важно самим осознать необходимость в постоянном обновлении и совершенствовании имеющихся у них знаний, умений и ком-петентностей, для того чтобы быть успешным и добиваться значимых вершин в своей профессиональной деятельности. Но, что не менее важно, необходимо оставаться целостной личностью, работать не в ущерб личностному развитию и собственному телесному и психическому здоровью.
Исследователи проблематики психологической готовности психологов к профессиональной деятельности отмечают наличие имеющихся противоречий, прежде всего, между требованиями совре-
менного общества в квалифицированных специалистах-психологах и степенью готовности молодых выпускников психологических факультетов вузов активно включаться в профессиональную деятельность, наличием у них способности быстро адаптироваться к требованиям профессиональной деятельности [15, с. 3-5].
Мы полагаем, что формирование и развитие психологической готовности к профессиональной деятельности студентов — будущих психологов являются основными задачами, а также сущностью профессионального психологического образования.
Стоит отметить тот факт, что саму проблему психологической готовности к деятельности исследователями принято изучать во взаимосвязи с тремя основными этапами становления и формирования личности человека:
1-й этап — обучение в общеобразовательной школе;
2-й этап — получение профессионального образования. Ключевым
аспектом на данном этапе является профессиональное самоопределение будущего специалиста (обучение в средних специальных и высших учебных заведениях);
3-й этап — непосредственно самостоятельная профессиональная деятельность специалиста.
Таким образом, можно отметить, что содержание понятия готовности к деятельности соотносится с каждым из вышеуказанных этапов и определяется на каждом из них различно. На 1-м этапе исследователями изучается понятие готовности к обучению в общеобразовательной школе. На 2-м этапе изучается готовность к выбору будущей профессии. А на 3-м этапе изучается уже понятие готовности к профессиональной деятельности [16, с. 10].
В результате проведённого анализа работ отечественных исследователей по проблеме психологической готовности к деятельности мы считаем важным заметить, что, по нашему мнению,
РЕЗЮМЕ
В статье рассматривается сущностно-содержательная характеристика понятия психологической готовности специалиста (на примере психолога) к профессиональной деятельности. Также указывается, что в проанализированных нами исследованиях можно выделить три основных методологических подхода к пониманию феномена психологической готовности к деятельности: функциональный, личностный и личностно-деятельностный. Помимо этого в статье анализируются следующие понятия, которые характеризуют проблему психологической готовности к профессиональной деятельности: 1) готовность к различным видам профессиональной деятельности; 2) готовность к деятельности вообще (где можно выделить а) готовность к профессиональной деятельности в целом; б) готовность к обучению; в) готовность к общению; г) готовность к саморазвитию); 3) готовность к деятельности в особых (экстремальных) условиях. В заключении статьи раскрывается авторское понимание психологической готовности специалиста к профессиональной деятельности.
Ключевые слова: психологическая готовность, готовность к деятельности, профессиональная деятельность, профессионализм, акмеология.
можно выделить три основных методологических подхода к пониманию феномена психологической готовности к деятельности. Это — функциональный, личностный и личностно-деятельност-ный подходы.
В рамках функционального подхода готовность к деятельности рассматривается как временное явление, работоспособность, предстартовая активизация психических функций, умение мобилизовать необходимые физические и психические ресурсы для реализации деятельности (В.А. Алаторцев, Ф.К. Генов, Е.П. Ильин, Л.С. Нерсесян).
В рамках личностного подхода психологическая готовность к деятельности понимается как проявление индивидуально-личностных качеств, обусловленное характером предстоящей деятельности (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн).
В рамках же личностно-деятельнос-тного подхода психологическая готовность изучается как целостное проявление всех сторон личности человека, с помощью которого он способен эффективно решать поставленные перед ним задачи в той или иной деятельности (А.А. Деркач, М.И. Дьяченко, Л.А. Кан-дыбович).
Существуют также другие исследования, в рамках которых психологическая готовность к деятельности рассматривается как особое психическое состояние, которое, будучи сформированным, обеспечивает высокий уровень достижений в осуществляемой деятельности (А.Д. Ганюшкин, Б.Ф. Ломов, А.А. Ухтомский); как устойчивое образование личности, как системную реакцию личности на соответствующую реальную или прогнозируемую ситуацию (Ф.Н. Гоноблин, А.Г. Ковалёв, Н.В. Кузьмина, Н.Д. Левитов, Н.Д. Мясищев).
Отечественные учёные в своих исследованиях феномена психологической готовности к деятельности по-разному подходят к пониманию сущности данного феномена. Некоторые из них рассматривают психологическую готовность как психическое состояние личности (Д.Н. Узнадзе, Н.Д. Левитов, Б.Ф. Ломов). Другие — как устойчивую характеристику личности, которая является результатом подготовленности к деятельности (М.А. Кобзев). Также существуют трактовки психологической готовности как наличия способностей (Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн); как качества личности (К.К. Платонов); как времен-
ного ситуативного состояния (П.А. Ру-дик); как отношения (А.В. Веденов); как синтеза свойств личности (В.А. Крутец-кий); как особого психического состояния (М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович); как сложного интегрального качества личности (В.И. Ширинский).
Нужно отметить, что зачастую понимание психологической готовности к деятельности связывается исследователями данного феномена именно с деятельностью в экстремальных условиях [8]. Поэтому сущность данного понятия определяется такими определениями, как «бдительность», «боеготовность», «мобилизационная готовность», «настроенность», «преднастройка», «предрабочее состояние», «предрабо-чая реакция организма», «предстартовое состояние», «оперативный покой». Для нас важно отметить то, что психологическая готовность к деятельности в подобных исследованиях толкуется прежде всего как кратковременное состояние. В иных же работах исследователей, зачастую выполненных в более поздний период изучения интересующего нас феномена, психологическая готовность к деятельности рассматривается во взаимосвязи с такими характеристиками человека, как направленность, способности, компетентность и, наконец, профессионализм.
Для нас также важно заметить, что большинство исследователей проблемы готовности к деятельности рассматривают психологическую готовность к профессиональной деятельности как осознанную активность, которая помогает субъекту деятельности быть эффективным в решении поставленных перед ним задач, а значит, способствует успешному выполнению субъектом своей деятельности [11; 12].
Одними из основных исследований проблемы психологической готовности к профессиональной деятельности, на которые в настоящее время опирается большинство исследователей данной проблематики, являются работы М.И. Дьяченко и Л.А. Кандыбович. В своих работах они обобщили результаты самых ранних исследований по заданной тематике. Учёные рассматривают психологическую готовность к деятельности как существенную предпосылку целенаправленной деятельности, а также её устойчивости, регуляции и эффективности. По их мнению, именно психологическая готовность к деятельности помогает человеку успешно выполнять свои обязанности, правильно использо-
вать знания, опыт, личностные качества, сохранять самоконтроль и перестраивать свою деятельность при появлении непредвиденных препятствий [6].
Интересной для нас также является позиция К.К. Платонова, который выделил три возможных значения понятия готовности к труду:
1. В самом широком смысле готовность к труду трактуется как результат трудового воспитания и выражается в желании трудиться, осознании необходимости участвовать в совместной трудовой деятельности.
2. В более конкретном смысле готовность к определённому труду, ставшему профессией, определяется как результат профессионального обучения, воспитания и социальной зрелости личности.
3. А в самом конкретном значении готовность к труду, непосредственно предстоящему в известных или возможных условиях, рассматривается как результат психологической подготовки и психологической мобилизации [10, с. 28].
В работах известного отечественного учёного В.Д. Шадрикова готовность понимается как высший профессионализм, основанный на разнообразных, отобранных социальным опытом и профессией резервах, компенсациях и замещениях, рождённый самосовершенствованием природных данных, личного опыта и практики, процессом обучения и собственной профессиональной ориентацией [14].
Стоит ещё раз подчеркнуть мысль о том, что при изучении психологической готовности к деятельности исследователи рассматривают эту готовность по отношению к деятельности в самом широком её значении. То есть проблема психологической готовности изучается как применительно к собственно профессиональной деятельности, так и к различным другим видам деятельности. Например, к общению, обучению, самореализации, саморазвитию [3; 7; 13].
Опять же необходимо повторить, что особое внимание некоторых исследователей занимает изучение проблемы готовности к профессиональной деятельности в экстремальных условиях осуществления данной деятельности [8].
Таким образом, считаем целесообразным сделать вывод, что существующие в науке точки зрения на сущность понятия готовности к профессиональной деятельности целесообразно разделить на три группы, в которых сущность данного понятия трактуется учёными различно:
1. Представители первой группы рассматривают готовность к деятельности как психическое состояние личности (Д.Н. Узнадзе, Н.Д. Левитов, Б.Ф. Ломов).
2. Представители второй группы придерживаются понимания готовности к деятельности как устойчивой характеристики личности, которая является результатом подготовленности к деятельности (В.А. Крутецкий, М.А. Кобзев).
3. Представители третьей группы в своём понимании сущности понятия готовности к профессиональной деятельности объединяют первые две точки зрения (М.И. Дьяченко, Л.А. Канды-бович) [15, с. 15-16].
В психологии принято различать также длительную готовность и временное состояние готовности, то есть ситуативную готовность. Ситуативную готовность различные исследователи иногда именуют по-другому. Например, как «предстартовое состояние» (Н.Д. Левитов), состояние «оперативного покоя» (А.А. Ухтомский), состояние «бдительности» (Л.С. Нерсесян, В.Н. Пушкин).
Так, В.Н. Пушкин различает ситуационную и устойчивую готовность, А.Ц. Пуни и Ф.К. Генов — функциональную и личностную, Ю.К. Васильев и Б.Ф. Райский — психологическую и практическую, Б.Г. Ананьев — общую и специальную.
М.И. Дьяченко и Л.А. Кандыбович говорят о том, что и долговременная, и ситуативная готовность формируются в ходе всесторонней подготовки. Готовность также является результатом всестороннего развития личности с учётом тех требований, которые предъявляются спецификой деятельности, профессии. Поэтому авторы трактуют готовность как целенаправленное выражение личности [5; 6]. Долговременную готовность они рассматривают как устойчивую личностную характеристику, которая является существенной предпосылкой успешной деятельности.
Ситуативная готовность, согласно М.И. Дьяченко и Л.А. Кандыбович, определяется спецификой и требованиями предстоящей ситуации. А её возникновение и становление определяются пониманием специалистом предстоящей задачи, осознанием личной ответственности за её решение, уверенным желанием добиться успеха и выработкой чёткого плана предстоящей деятельности [6, с. 147].
А.М. Столяренко выделяет «общую готовность» и «состояние готовности в данный момент», которые по содер-
жанию и уровню должны отвечать решаемым задачам. Общая готовность, по его мнению, базируется на активности мотивационных и волевых процессов. А в зависимости от особенностей пред-настройки к началу работы предрабочее состояние может быть охарактеризовано и как состояние готовности: наиболее эффективная форма предрабочих реакций организма, обеспечивающая наилучшую работоспособность в предстоящей деятельности. А.М. Столяренко также считает, что основой состояния готовности служит сознательное стремление справиться с задачей, трудностями, быть на высоте всех требований [11].
0.В. Михайлов в своём исследовании готовности к деятельности как ак-меологического феномена отмечает, что некоторые авторы относят готовность к деятельности к личностным качествам, а не к психологическим состояниям в связи с многообразием толкования содержания данного феномена. Однако он считает, что готовность к деятельности нужно рассматривать именно как психологическое состояние [9, с. 32-33]. Стоит особо подчеркнуть, что О.В. Михайлов отмечает также, что готовность к деятельности — это состояние человека, имеющее три модальности:
1. Общая долговременная готовность как осознанная устойчивая потребность в деятельности.
2. Специальная долговременная готовность к определённым видам деятельности как результат обучения, воспитания и социальной зрелости личности.
3. Кратковременная (ситуационная) готовность как результат подготовки и мобилизации и условие успешного решения возникающей задачи.
При этом О.В. Михайлов говорит о том, что долговременная и кратковременная готовность соотносятся между собой как потенциальное и актуальное, существуя и проявляясь в единстве, взаимодействуя в процессе выполнения задачи и определяя, в конечном итоге, эффективность деятельности.
В целом из проанализированных нами исследований можно сделать вывод о том, что длительная готовность определяет профессиональную пригодность к определённой деятельности в целом. В то время как ситуативная готовность понимается, прежде всего, как предстартовое состояние к деятельности. То есть ситуативная готовность отражает особенности и требования предстоящей ситуации. Основными чертами временной готовности к деятельности являются от-
носительная устойчивость, действенность влияния на процесс деятельности, соответствие структуры готовности оптимальным условиям достижения цели.
Обобщая исследования различных авторов, придерживающихся в своих исследованиях различных методологических подходов к проблеме готовности к профессиональной деятельности, важно отметить тот факт, что большинство исследователей определяют готовность как феномен, проявляющийся не только кратковременно, но и долговременно.
Важно то, что эти два вида готовности, по нашему мнению, должны изучаться и пониматься в единстве. Так, например, в исследовании Е.В. Шипиловой подтверждается наша гипотеза о единстве и взаимосвязи длительной и временной готовности [16, с. 13]. В данном исследовании она говорит о том, что временная готовность как состояние зависит от долговременной готовности и, в свою очередь, определяет её продуктивность в данных конкретных обстоятельствах. Также в зависимости от конкретных задач деятельности некоторые компоненты длительной готовности могут трансформироваться во временную готовность.
Теперь от анализа содержания феномена готовности к деятельности необходимо перейти к анализу исследований сущности понятия психологической готовности к профессиональной деятельности.
Согласно данным Е.В. Шипиловой, принято различать психологическую и профессиональную готовность, которые могут выступать в качестве единой композиции профессиональных качеств [16, с. 39]. Психологическую же готовность принято делить на общую психологическую готовность к любому труду и особенную психологическую готовность к определённому виду труда. В работе Шипиловой также отмечается, что психологическая готовность является одной из самых существенных составляющих эффективной деятельности. Так, психическим состоянием неготовности к деятельности как важнейшей стороной профессионализма можно объяснить низкую производительность труда; по этой причине происходит значительное количество аварий и катастроф на транспорте, в авиации, грубых ошибок операторов на диспетчерских пунктах и т.п. [16, с. 40]. Именно поэтому для науки и практики так важно понимание сущности феномена психологической готовности к деятельности. Ещё раз подчеркнём, что эта необходимость
изучения психологической готовности субъекта профессиональной деятельности важна прежде всего для того, чтобы реальная практическая деятельность субъекта труда была успешной и эффективной, а уровень его профессионализма соответствовал уровню требований, предъявляемых к нему со стороны его профессиональной деятельности.
Для того чтобы сформулировать авторское значение термина «психологическая готовность специалиста к профессиональной деятельности», нам приходилось учитывать тот факт, что различные исследователи по-разному понимали психологическую готовность. В своих работах они описывали различные характеристики данного феномена, называя его при этом близкими по значению и содержанию, однако не идентичными терминами.
А.А. Ухтомский, создатель учения о доминантном очаге возбуждения, в своих работах именовал готовность к деятельности «оперативным покоем», механизм которого опирается на подвижность «нервных приборов», обеспечивающих переход от «оперативного покоя» к срочному действию.
В рамках психологии труда рассматривались психологические особенности трудовой деятельности человека, а также закономерности формирования психологической готовности к труду и отношение человека к трудовой деятельности. Подобными исследованиями занимались В.В. Дудченко, Н.И. Головатый, В.И. Ширинский. Сам термин «психологическая готовность» рассматривался как устойчивая возможность управления деятельностью, психическими состояниями, общением, психической регуляцией и психическими образованиями, то есть приобретёнными в профессиональной деятельности новыми системами свойств.
Также было замечено, что психологическая готовность к профессиональной деятельности обладает системными и процессуальными характеристиками. В готовности как системном образовании исследователи выделяли готовность к деятельности, готовность сознания, готовность личности, объединённые целью и мотивами деятельности. Также психологическая готовность как системное образование представляется и разносторонним профессионализмом, который обеспечивает качество деятельности и рабочую мобилизацию композиций её психологических свойств и качеств.
Другие исследователи делают акцент в своих работах на то, что психологическая готовность является существенной предпосылкой целенаправленной деятельности, её регуляции, устойчивости и эффективности. То есть психологическая готовность помогает человеку успешно выполнять свои обязанности, правильно использовать знания, опыт, личностные качества, сохранять самоконтроль и перестраивать свою деятельность при проявлении непредвиденных препятствий.
Учёные изучали также психологическую готовность как психическое состояние, характеризующееся мобилизацией ресурсов субъекта труда на оперативное или долгосрочное выполнение конкретной деятельности или трудовой задачи. Это состояние помогает успешно выполнять свои обязанности, правильно использовать знания, опыт, личные качества, сохранять самоконтроль и перестраивать деятельность при появлении непредвиденных препятствий.
Большинство исследователей рассматривают психологическую готовность к деятельности как готовность к предстоящей деятельности, различной по своей модальности и психологической структуре.
Так, в своих работах по проблеме готовности А.А. Деркач выделяет следующие условия формирования готовности к творческому труду:
• самостоятельность и критическое усвоение культуры;
• активное участие в решении общественно значимых задач;
• специальное развитие творческого потенциала личности — её психических процессов.
А степень готовности к деятельности учителя А.А. Деркач предлагает определять вооружённостью им арсеналом общих и педагогических знаний и средств, а также «совершенствованием психических процессов, состояний и свойств личности» [4, с. 177].
Таким образом, обобщая вышеизложенное, считаем значимым то, что психологическая готовность к профессиональной деятельности понимается исследователями как структурный компонент профессионализма. А рассматриваемые различными исследователями компоненты психологической готовности к профессиональной деятельности являются одновременно важными факторами профессионализма.
Для нас важно также то, что большинство исследователей рассматривают
психологическую готовность к деятельности как готовность к предстоящей деятельности, различной по своей модальности и психологической структуре (М.И. Дьяченко, Л.В. Кандыбович, В.Д. Шадриков, А.А. Деркач). Психологическую структуру такой деятельности в большинстве случаев рассматривают как единство цели, мотивов, способов, условий протекания и результата.
Необходимо учитывать тот факт, что в проанализированных нами работах между пониманием психологической готовности к профессиональной деятельности и профессиональной готовности не проводится чёткой грани. Профессиональную готовность исследователи, в большинстве своём, понимают как долговременную, иначе говоря, заблаговременную готовность к определённой профессиональной деятельности. А суть этой конкретной определённой профессиональной деятельности сводится в значительной степени к наличию и функционированию ситуативной готовности, которая основана на опыте личности. Это особенно характерно для таких профессий, где профессионализм должен проявляться в стрессовых, напряжённых ситуациях (М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, В.А. Пономаренко). То есть профессионально важные качества личности являются только одним из компонентов профессиональной готовности [16, с. 48-49].
Таким образом, теоретический анализ сущностно-содержательной характеристики проблемы психологической готовности человека к профессиональной деятельности позволил выявить различные подходы к пониманию данного феномена.
Для того чтобы окончательно определиться с пониманием содержания феномена психологической готовности студентов — будущих психологов к профессиональной деятельности применительно к нашему исследованию, необходимо отдельно проанализировать содержание понятий готовности к профессиональной деятельности или психологической готовности к профессиональной деятельности в следующих ключевых, по нашему мнению, работах, в которых данные понятия исследуется именно с акмеологических позиций.
Сначала обратимся к работам А.В. Сучкова, который исследовал проблему формирования готовности организаторов муниципального здравоохранения к профессиональной деятельности. Готовность организатора муниципального здравоохранения к профессиональ-
ной деятельности он определяет как «системное психическое образование (совокупность психических процессов, состояний, свойств), обеспечивающее практическую направленность личности руководителя на эффективное решение профессиональных задач» [12, с. 59].
Согласно исследованию О.В. Михайлова, посвящённому содержанию и путям развития готовности к деятельности как акмеологического феномена, готовность к деятельности следует рассматривать именно как акмеологичес-кий феномен. По его мнению, готовность к деятельности можно определить как «интегральное состояние, отражающее степень соответствия характеристик человека как индивида, личности и субъекта требованиям той или иной деятельности и оптимальным моделям функционирования человека в той или иной сфере его жизнедеятельности и обеспечивающее целенаправленную активность субъекта в преодолении внутренних и внешних противоречий и творческой реализации планов и программ деятельности» [9, с. 44].
И наконец, обратимся к исследованию Е.В. Шипиловой формирования психологической готовности студентов-психологов к профессиональной деятельности. Она считает, что психологическую готовность студентов к профессиональной деятельности стоит рассматривать как «сложное, комплексное психическое образование, сплав компонентов, имеющих динамическую структуру, между которыми имеются функциональные зависимости. При этом психологическая готовность студентов к профессиональной деятельности — это и совокупность мотивов, установок, ценностей, знаний, умений, навыков и определённых личностных качеств» [15, с. 49].
Обобщая отражённые в проанализированных нами исследованиях точки зрения на содержание понятий психологической готовности к профессиональной деятельности и готовности к деятельности, мы приходим к следующему выводу. В нашем исследовании психологическая готовность специалиста к профессиональной деятельности понимается как структурное психическое образование личности (то есть совокупность психических процессов, свойств и состояний), отражающее степень соответствия её психологических характеристик требованиям, которые выдвигаются исходя из сути профессиональной деятельности с целью её успешного выполнения. Другими словами, психологическая готовность
к профессиональной деятельности — это психическое образование личности, отражающее степень соответствия психологических характеристик человека как индивида, личности и субъекта требованиям той или иной деятельности с целью её успешной реализации и реализации своего личностно-профессионального потенциала в данной деятельности [2].
Психологическая готовность к профессиональной деятельности может являться требующим особого изучения психологическим новообразованием личности, проявляющимся как окончательно сформированное «качество» личности, которое неразрывно связано с определённым этапом в развитии личности. Этот этап — вхождение в профессиональную деятельность. Именно на данном этапе такое новообразование является необходимым для успешного становления человека как профессионала и субъекта своей профессиональной деятельности. А это, в свою очередь, обеспечивает акмеориентированное развитие личности человека. Ведь личностное и профессиональное развитие неразрывно взаимосвязаны.
Таким образом, проблема психологической готовности к деятельности в проанализированных исследованиях понимается как:
1) готовность к различным видам профессиональной деятельности;
2) готовность к деятельности вообще:
• готовность к профессиональной деятельности в целом;
• готовность к обучению;
• готовность к общению;
• готовность к саморазвитию;
3) готовность к деятельности в особых (экстремальных) условиях.
Обобщая проанализированные нами работы, особенно важно отметить, что большинство исследователей психологической готовности к профессиональной деятельности рассматривают этот феномен в качестве структурного компонента профессионализма. А также пишут о том, что психологическая готовность представляет собой структурно сложное и интегративное психологическое образование. Именно от этих позиций мы будем отталкиваться в дальнейшем нашем исследовании.
Мы благодарим за возможность проводить наше исследование по заданной тематике руководство, сотрудников и преподавателей кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности ИОН РАНХиГС при Президенте РФ.
ССЫЛКИ
[1]. Водопьянов Д.А. Влияние профессиональной мотивации психологов на уровень их психологической готовности к профессиональной деятельности // Акмеология. — 2017. — № 1 (61). — С. 53-58.
[2]. Водопьянов Д.А. Психологическая готовность к профессиональной деятельности будущих психологов // Специальный выпуск журнала «Акмеология» по материалам XXI акмеологи-ческих чтений аспирантов, магистров и молодых учёных (Москва, декабрь 2013 г.). — С. 147-148.
[3]. Горностай П.П. Готовность личности к саморазвитию как психологическая проблема // Проблема саморазвития личности: методология и практика. — Луцк: Изд-во Луцкого педагогического института, 1990. — С. 126-138.
[4]. Деркач А.А., Исаев А.А. Педагогика и психология деятельности организатора детского спорта. — М.: Просвещение, 1985. — 177 с.
[5]. Дьяченко М.И. Готовность к деятельности в напряжённых ситуациях. Психологический аспект. — Минск: Изд-во БГУ, 1976. — 182 с.
[6]. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологические проблемы готовности к деятельности. — Минск: Изд-во БГУ, 1976. — 176 с.
[7]. Желанова В.В. Развитие профессиональной готовности учителя начальных классов к педагогическому общению с учащимися: дис. ... канд. психол. наук. — М., 1994. — 186 с.
[8]. Лисняк А.Н. Психическое состояние готовности сотрудников спецподразделений к профессиональной деятельности: содержание и пути совершенствования: дис. ... канд. психол. наук. — М., 2003. — 198 с.
[9]. Михайлов О.В. Готовность к деятельности как акмеологический феномен: содержание и пути развития: дис. ... канд. психол. наук. — М., 2007. — 166 с.
[10]. Платонов К.К. Проблемы сознания / Материалы симпозиума. — М.: Наука, 1966. — 312 с.
[11]. Столяренко A.M. Психологические проблемы обеспечения высокой боевой готовности корабельных сил ВМФ: дис.... д-ра психол. наук. — М., 1981.
[12]. СучковА.В. Психолого-акмеоло-гические основания формирования готовности организаторов муниципального здравоохранения к профессиональной деятельности: дис. ... канд. психол. наук. — М., 2011. — 183 с.
[13]. Усова С.Н. Формирование готовности к профессиональной творческой самореализации будущего учителя начальных классов: автореф. дис.... канд. пед. наук. — Казань, 2002. — 22 с.
[14]. Шадриков В.Д. Проблемы систе-могенеза профессиональной деятельности. — М.: Наука, 1982. — 217 с.
[15]. Шипилова Е.В. Формирование психологической готовности студентов-психологов к профессиональной деятельности: дис. ... канд. психол. наук. — М., 2007. — 218 с.
[16]. Шипилова Е.В. Формирование психологической готовности студентов-психологов к профессиональной деятельности: Монография. — Москва — Ставрополь, 2010. — 202 с.
REFERENCES
[1]. Vodop'ianov D.A. Vliianie profes-sional'noi motivatsii psikhologov na urov-en' ikh psikhologicheskoi gotovnosti k professional'noi deiatel'nosti [Influence of professional motivation on the level of psychological readiness for professional activity of psychologists] // Akmeologiia [Acmeology]. — Moscow, 2017. — № 1 (61). — Р. 53-58.
[2]. Vodop'ianov D.A. Psikhologicheska-ia gotovnost' k professional'noi deiatel'nosti budushchikh psikhologov [Psychological readiness for the professional activity of future psychologists] // Akmeologiia. Nauchno-prakticheskii zhurnal. Spetsial'nyi vypusk po materialam XXI akmeolog-
icheskikh chtenii aspirantov, magistrov i molodykh uchenykh [Acmeology. Scientific and practical journal. Special issue on the materials of the XCI acmeological reading of graduate students, masters and young scientists]. — Moscow, December, 2013. — P. 147-148.
[3]. Gornostai P.P. Gotovnost' lichnos-ti k samorazvitiiu kak psikhologicheskaia problema [Person's readiness for self-development as a psychological problem] // Problema samorazvitiia lichnosti: metod-ologiia i praktika [The problem of the person's self-development: methodology and practice]. — Lutsk: Lutskii pedagogicheskii institut, 1990. — P. 126-138.
[4]. Derkach A.A., Isaev A.A. Pedagogi-ka i psikhologiia deiatel'nosti organizatora detskogo sporta [Pedagogy and psychology in the organizer's activities of children's sports]. — Moscow: Prosveshche-nie, 1985. — 177 p.
[5]. D'iachenko M.I. Gotovnost' k deiatel'nosti v napriazhennykh situatsiiakh. Psikhologicheskii aspect [Readiness for activity in tense situations. The psychological aspect]. — Minsk: BGU, 1976. — 182 p.
[6]. D'iachenko M.I., Kandybovich L.A. Psikhologicheskie problemy gotovnosti k deiatel'nosti [Psychological problems of readiness to activity]. — Minsk: Izd-vo BGU, 1976. — 176 p.
[7]. Zhelanova V.V. Razvitie professional'noi gotovnosti uchitelia nachal'nykh klassov k pedagogicheskomu obshcheniiu s uchashchimisia [Development of professional readiness of the teacher of primary
classes to pedagogical communication with pupils]: Dis. ... kand. psihol. nauk. — Moscow, 1994. — 186 p.
[8]. LisniakA.N. Psikhicheskoe sostoian-ie gotovnosti sotrudnikov spetspodrazdele-nii k professional'noi deiatel'nosti: soder-zhanie i puti sovershenstvovaniia [Mental state of staff readiness in special divisions for professional activity: content and ways of improvement: content and ways of improvement]: Dis. ... kand. psihol. nauk. — Moscow, 2003. — 198 p.
[9]. Mikhailov O.V. Gotovnost' k deiatel'nosti kak akmeologicheskii fenomen: soderzhanie i puti razvitiia [Ready for activity as acmeological phenomenon: the content and ways of development]: Dis. ... kand. psihol. nauk. — Moscow, 2007. — 166 p.
[10]. Platonov K.K. Problemy soznani-ia (Materialy simpoziuma) [Problems of consciousness (Symposium materials)]. — Moscow: Nauka, 1966. — 312 p.
[11]. StoliarenkoA.M. Psikhologicheskie problemy obespecheniia vysokoi boevoi gotovnosti korabel'nykh sil VMF [Psychological problems of ensuring high combat readiness of naval forces of the Navy]: Dis.... dokt. psihol. nauk. — Moscow, 1981.
[12]. Suchkov A.V. Psikhologo-akmeo-logicheskie osnovaniia formirovaniia gotovnosti organizatorov munitsipal'nogo zdravookhraneniia k professional'noi deiatel'nosti [Psychological and acmeo-logical grounds for formation of readiness of organizers in municipal public health services to professional activity]: Dis. ... kand. psihol. nauk. — Moscow, 2011. — 183 p.
[13]. Usova S.N. Formirovanie gotovnos-ti k professional'noi tvorcheskoi samoreal-izatsii budushchego uchitelia nachal'nykh klassov [Formation of readiness for professional creative self-realization of the future primary classes teacher]: Avtoref. dis.... kand. ped. nauk. — Kazan, 2002. — 22 p.
[14]. Shadrikov V.D. Problemy sistemo-geneza professional'noi deiatel'nosti [Problems of systemogenesis of professional activity]. — Moscow: Nauka, 1982. — 217 p.
[15]. Shipilova E.V. Formirovanie psikhologicheskoi gotovnosti studentov-psik-hologov k professional'noi deiatel'nosti [Formation of psychological readiness of students-psychologists to professional activity]: Dis. ... kand. psihol. nauk. — Moscow, 2007. — 218 p.
[16]. Shipilova E.V. Formirovanie psik-hologicheskoi gotovnosti studentov-psik-hologov k professional'noi deiatel'nosti [Formation of psychological readiness of students-psychologists to professional activity:]: monografiia. — Moscow — Stavropol, 2010. — 202 p.
PHENOMENON OF PSYCHOLOGICAL READINESS FOR PROFESSIONAL ACTIVITY OF STUDENTS — FUTURE PSYCHOLOGISTS Dmitry A. Vodopianov — Post-Graduate Student, Department of Acmeology and Psychology of Professional Activity, Faculty of Psychology, Institute of Social Sciences, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA); Vernadskogo Prosp., 84, Moscow, 119606, Russia; e-mail: [email protected] ABSTRACT
The article considers the essential and conceptual characteristic of the conception of a specialist's psychological readiness (by an example of a psychologist) for the future professional activity. It is pointed out as well, that the three main methodological approaches to the understanding of the psychological readiness for the future activity phenomenon can be singled out in the analyzed researches. They are functional, personal and personal-activity. Besides, the article analyzes the following conceptions characterizing the problem of psychological readiness for professional activity: 1) readiness for different types of professional activity; 2) readiness for activity in general (here it is possible to single out a) readiness for professional activity in general; b) readiness for training; c) readiness for communicating; d) readiness for self-development); 3) readiness for activity under special (extreme) conditions. In conclusion, the author's understanding of the psychological readiness of a specialist for professional activity is defined. Keywords: psychological readiness, readiness for activity, professional activity, professionalism, acmeology.