Научная статья на тему 'Психолого-педагогическая модель формирования учебно-профессиональной мотивации студентов экономического вуза'

Психолого-педагогическая модель формирования учебно-профессиональной мотивации студентов экономического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
940
169
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / СТУДЕНТЫ ВУЗА / ТРАНСФОРМАЦИЯ МОТИВОВ / УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / EDUCATIONAL AND PROFESSIONAL WORK / MOTIVATION / STUDENTS OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS / TRANSFORMATION OF MOTIVES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бобкова Татьяна Степановна, Бобков Олег Борисович

В статье рассматриваются проблемы мотивации студентов высших учебных заведений, поднимается вопрос разработки системы формирования устойчивой мотивации к труду с доминированием в ней профессиональных мотивов, сложившихся в период обучения в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psycho-pedagogical model of formation the educational and professional motivation of students in economical universities

The authors view the motivation problems, which students of higher educational institutions have. The au-thors discuss the necessity of working out the system of steady motivation, where the professional motives dominate. These professional motives were developed during the university studies.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогическая модель формирования учебно-профессиональной мотивации студентов экономического вуза»

Бобкова Т. С., Бобков О. Б. Психолого-педагогическая модель формирования учебно-профессиональной мотивации студентов экономического вуза // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск № 04. - ART 14532. -0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14532.htm. -Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

Бобкова Татьяна Степановна,

кандидат психологических наук, доцент кафедры экономики и управления ФГБОУ ВПО «Самарский государственный экономический университет» (Сызранский филиал), г. Сызрань tsbGbkova@mail.ru

Бобков Олег Борисович,

кандидат психологических наук, доцент кафедры экономики и управления ФГБОУ ВПО «Самарский государственный экономический университет» (Сызранский филиал), г. Сызрань tsbobkova@mail.ru

Психолого-педагогическая модель формирования

учебно-профессиональной мотивации студентов экономического вуза

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы мотивации студентов высших учебных заведений, поднимается вопрос разработки системы формирования устойчивой мотивации к труду с доминированием в ней профессиональных мотивов, сложившихся в период обучения в вузе.

Ключевые слова: мотивация, студенты вуза, учебно-профессиональная деятельность, трансформация мотивов.

Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

На сегодняшний момент процесс реформирования всего образования и высшей школы в том числе происходит в условиях социально-политических преобразований и нестабильности экономических отношений, поэтому значение изучения мотивационного аспекта учебной деятельности студентов и становления их как специалистов в области экономики в стенах вуза резко возрастает. Мотивация первоначальна в любом виде деятельности. В современном мире инновационных технологий уровень профессионализма оказывает влияние на конкурентоспособность и уровень жизни человека в целом. Своевременное выявление профессиональных мотивов, интересов и склонностей студентов - важный прогностический аспект удовлетворённости профессией в будущем. Отношение к будущей профессии, мотивы её выбора являются чрезвычайно важными факторами, обусловливающими успешность профессионального обучения. Многочисленными исследованиями подтверждено, что проблемы в процессе обучения связаны не с уровнем интеллекта, а с недоразвитием волевых качеств, с недостаточно сформированной мотивационной сферой, имеющей определенную иерархичность и выражающей направленность личности [1].

Вышеуказанные изменения социально-экономической сферы требуют внедрения новых подходов в практику подготовки высококвалифицированных специалистов, что является наиболее актуальным в настоящее время. Профессиональная деятельность будущего экономиста требует от студента высшего учебного заведения сформированности целого ряда важных характеристик, в том числе высокоразвитой, устойчивой мотивации к труду с доминированием в ней профессиональных мотивов, сложившихся в период обучения в вузе. Одним из возможных способов достижения этого является целенаправленное формирование мотивации учебнопрофессиональной деятельности студентов вузов.

f\j ■Л f\j

http://e-koncept.ru/2014/14532.htm

Бобкова Т. С., Бобков О. Б. Психолого-педагогическая модель формирования учебно-профессиональной мотивации студентов экономического вуза // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск № 04. - ART 14532. -0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14532.htm. -Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

Обострившиеся в последнее время противоречия между потребностями нашего общества в высокопрофессиональных кадрах и недостаточной профессиональной компетентностью выпускников высших учебных заведений, между требованиями выбранной профессии и ее личностным смысловым наполнением для студентов вуза определяют актуальные вопросы учебно-профессиональной мотивации, решение которых имеет как теоретическое, так и практическое значение.

На современном этапе возросший интерес к высшему образованию среди молодежи имеет прагматическую основу, тем самым тормозит процесс формирования учебнопрофессиональной мотивации и профессиональной направленности будущих специалистов. Наличие диплома о высшем образовании для студентов приобретает всё большую ценность по отношению к полученным знаниям. Исследования ученых показывают, что мотивы поступления в вуз разнообразны, но во многих случаях имеют внешнюю положительную направленность и носят ситуативный кратковременный характер, поэтому вероятность реализации себя в выбранной профессиональной сфере будет низкой [2]. Соответственно, возникает необходимость трансформации внешней мотивации во внутреннюю положительную, но субъективных оснований для этого недостаточно. Таким образом, необходим системный характер формирования мотивации учебнопрофессиональной деятельности студентов в образовательном процессе.

В учебном процессе студенты должны выступать в качестве активных субъектов познавательной деятельности, что в значительной степени будет определять результативность учебной деятельности [3].

Теоретический анализ научной литературы показывает разноплановость имеющихся представлений о содержании понятия «учебно-профессиональная мотивация». Под учебно-профессиональной мотивацией следует понимать совокупность взаимосвязанных осознаваемых побуждений, определяющих профессиональную направленность и стимулирующих активность обучаемых на разные стороны будущей своей профессиональной деятельности (на содержание, процесс, результат) в процессе обучения в учебном заведении [4].

Исходя из содержания предложенного выше понятия учебнопрофессиональной мотивации, представим основные положения для разработки психолого-педагогической модели формирования учебно-профессиональной мотивации студентов на разных курсах в условиях экономического вуза:

1) процесс формирования учебно-профессиональной мотивации имеет двойственную психолого-педагогическую природу: психологическое воздействие направлено на изменение внешней мотивации во внутреннюю (трансформацию мотивов по линии от дефицитарных к развивающим), изменение психических структур обучаемых; педагогическая направленность осуществляется в системе вуза и входит в педагогическую подсистему;

2) составляющие компоненты модели: целевая, теоретико-методологическая и практическая; целевая составляющая модели отражает стратегию деятельности преподавателей по формированию учебно-профессиональной мотивации студентов; теоретико-методологическая составляющая модели включает научное представление о содержании явления «учебно-профессиональная мотивация», компоненты учебно-профессиональной мотивации, научные подходы к формированию и принципы формирования учебно-профессиональной мотивации студентов вузов; практическая - психолого-педагогические условия (единство взглядов и требований руководящего состава вуза, профессорско-преподавательского состава на учебнопрофессиональную подготовку студентов; единство и согласованность педагогиче-

http://e-koncept.ru/2014/14532.htm

КОНЦЕПТ

___ _З_.4 _ ...у. ...

Бобкова Т. С., Бобков О. Б. Психолого-педагогическая модель формирования учебно-профессиональной мотивации студентов экономического вуза // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск № 04. - ART 14532. -0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14532.htm. -Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

ских воздействий всех должностных лиц; качественная психологическая, акмеологи-ческая и педагогическая подготовленность преподавателей; оптимизация и систематичность учебно-воспитательных воздействий; объективная оценка и учет результатов учебной деятельности, совершенствование методических систем обучения спе-циалистов-экономистов; привитие студентам навыков и умений рационального самообразования), коррекционно-развивающий блок и контрольно-оценочный;

3) в соответствии с содержанием структурных компонентов учеб-

но-профессиональной мотивации определены направления психолого-педагогического сопровождения студентов, включающие три этапа практической составляющей: констатирующий, формирующий и контрольно-аналитический; каждый этап имеет определенные цели и задачи, взаимосвязь и последовательность; основу модели составляет блок психолого-педагогического сопровождения, включающий алгоритм деятельности;

4) реализация процесса формирования учебно-профессиональной мотивации студентов потребовала обоснования содержания, форм и методов ее формирования в рамках деятельностного, личностно-деятельностного и социально-деятельностного подходов;

5) цель разрабатываемой модели - повышение уровня учеб-

но-профессиональной мотивации студентов;

6) разрабатываемая психолого-педагогическая модель является системным образованием, поэтому требует выявления и рассмотрения всех компонентов учебнопрофессиональной мотивации (побуждения, потребности, мотивы, ценности и цели);

7) дидактические и психолого-педагогические принципы, связанные с общей проблематикой работы (принцип системности, единства теории и практики, гуманизации образования), выступают базовым основанием разработанной модели.

Структура психолого-педагогической модели формирования учебно-

профессиональной мотивации студентов представлена на рисунке.

Для исследования учебно-профессиональной мотивации студентов вузов можно использовать комплекс эмпирических методов: диагностический, экспериментальный, праксиметрический, рейтинг. Основными организационными методами являются комплексный и сравнительный.

В качестве психодиагностического инструментария могут использоваться методики, позволяющие получить данные о личностных особенностях студентов, выраженности профессионально важных качеств, характеризующих уровень мотивации на определенном этапе профессионального становления, сформированности учебной и профессиональной мотивации: методика «Диагностика мотивационной структуры личности» (автор В. Э. Мильман), методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению (метод Ч. Д. Спилбергера, модификация А. Д. Андреевой), методика «Мотивация учебной деятельности студентов» (авторы А. А. Реан, В. А. Якунин, модификация Н. Ц. Бадмаевой), многофакторный личностный опросник Р. Кеттела (16 PF) - форма А, методика стиля руководства Журавлева.

Результаты психодиагностики могут быть использованы психологами при разработке рекомендаций по формированию учебной мотивации, коррекционноразвивающих, тренинговых программ по самосовершенствованию, целеполаганию, повышению способности студентов к саморегуляции поведения.

На формирующем этапе используется цикл психологических тренингов, направленных на развитие коммуникативных навыков и формирование сплоченности учебной группы; способствующих росту самосознания, профессиональной направленности и целеполагания; развитие психологического самоконтроля, обучение навыкам аутотренинга, релаксации, снятия психического и физического напряжения.

http://e-koncept.ru/2014/14532.htm

КОНТ тшт

научно-методический электронный журнал

ART 14532 УДК 378.147:159.947.5

Ц

А

В

О

Н

Ь

Л

А

Н

О

И

С

С

Е

В

О

Р

П

-

Н

Е

Ч

>

К

И

Н

А

В

О

Р

Р

О

В

И

Л

Е

Д

О

Е

И

н

2

к

g

Í

С

О

С

Бобкова Т. С., Бобков О. Б. Психолого-педагогическая модель формирования учебно-профессиональной мотивации студентов экономического вуза // Кон цепт. - 2014. - Спецвыпуск № 04. - ART 14532. 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14532.htm. Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

ЦЕЛЬ - повышение уровня учебно-профессиональной мотивации

О

К

Е

Р

О

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Е

УПМ студентов высших учебных заведений

Совокупность взаимосвязанных осознаваемых побуждений, определяющих профессиональную направленность и стимулирующих активность обучаемых на разные аспекты будущей профессиональной деятельности (на содержание, процесс, результат) в процессе обучения в учебном заведении

КОМПОНЕНТЫ

УПМ

ПОБУЖДЕНИЯ

АКТИВНОСТЬ

РЕЗУЛЬТАТ

ПРИНЦИПЫ

1) ценностной ориентации; системно-

сти; единства теории и практики; гума-

низации образования; 4-

2) оптимального сочетания групповых,

индивидуальных форм обучения; меж-

дисциплинарной интеграции; проблем-

ности; наглядности; сотворчества

ПОДХОДЫ

ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ

ЛИЧНОСТНО-

ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ

СОЦИАЛЬНО-

ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

I этап КОНСТАТИРУЮЩИЙ Цель - выявить уровень учебно-профессиональной мотивации.

Задачи: 1) разработать пакет диагностического инструментария в соответствии с показателями УПМ студентов;

2) провести диагностику показателей УПМ студентов

II - этап ФОРМИРУЮЩИЙ Цель - реализация процесса формирования учебнопрофессиональной мотивации. Задачи: 1) формирование устойчивой положительной мотивации к профессиональной деятельности;

2) повышение адаптивности к условиям вуза;

3) профилактика дезаптацион-ных тенденций в период сессии

О

ш

т

<

0-

ПСИХОЛОГО-

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ

УСЛОВИЯ

а) ориентация на преобладающие факторы личности студента, определяющие профессиональный выбор;

б) осознание студентами процесса выбора профессии и получения избранной специальности;

в) качественная психологопедагогическая подготовленность преподавателей вуза;

г) единство и согласованность психолого-педагогических воздействий;

д) оптимизация и системность учебно-воспитательных воздействий;

е) объективная оценка и учет результатов формирования УПІУІ

III - этап КОНТРОЛЬНОАНАЛИТИЧЕСКИЙ Цель - выявить результаты деятельности по формированию УПМ.

Задачи: 1) провести диагностику уровня сформиро-ванности УПМ студентов;

2) разработать методические рекомендации по формированию УПМ

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ

БЛОК

Корректировка дидактического процесса; творческий подход профессорско-преподавательского состава к педагогическому процессу; применение современных образовательных практик, основанных на информационных, коммуникационных, не директивных и креативных технологий; целенаправленная деятельность профессорско-преподавательского состава по оказанию систематического воздействия на побуждения обучающихся

ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ БЛОК

Совершенствование методических систем обучения будущих специалистов; привитие студентам навыков и умений рационального самообразования; выполнение специальных заданий, направленных на реализацию мотивации в ходе учебно-профессиональной практики; индивидуальное психологическое консультирование студентов и преподавателей с целью выработки индивидуальных рекомендаций по формированию мотивации учебно-профессиональной деятельности; проведение социально-психологических тренингов; создание учебнопроблемных ситуаций

КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЙ БЛОК

Показатели сформированности УПМ у студентов: настойчивость, усердие, инициатива при подготовке к занятиям; активность, сосредоточенность, устойчивость внимания на учебных занятиях; отношение к успеху или неуспеху на занятиях, к получаемым оценкам на «рациональном» и эмоциональном уровнях; характер преодоления трудностей учебы; характер высказываний о своей будущей профессии; состояние успеваемости по предметам обучения; преобладание целевых ориентаций в учебно-профессиональной деятельности

http://e-koncept.ru/2014/14532.htm

Бобкова Т. С., Бобков О. Б. Психолого-педагогическая модель формирования учебно-профессиональной мотивации студентов экономического вуза // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск № 04. - ART 14532. -0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14532.htm. -Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

Для получения объективной информации об особенностях учебнопрофессиональной мотивации студентов применяется рейтинг - метод оценивания по шкалам, который называют методом косвенного наблюдения, или методом компетентных судей (преподаватели вуза).

С этой целью можно использовать методику оценки сформированности учебнопрофессиональной мотивации студентов, которая содержит следующие основные показатели мотивации учебной и общественной деятельности студентов:

1) настойчивость, усердие и инициатива при подготовке к занятиям;

2) активность, сосредоточенность, устойчивость внимания в ходе их проведения;

3) отношение к успеху или неуспеху на занятиях, к получаемым оценкам на рациональном и эмоциональном уровнях;

4) характер преодоления трудностей в учебе;

5) характер высказываний о своей профессии;

6) состояние дисциплинированности (посещаемости) и участие в общественной деятельности;

7) состояние успеваемости по предметам обучения;

8) преобладание целевых ориентаций в учебной деятельности.

В контрольно-оценочный блок входит модульно-рейтинговая система оценки профессиональной деятельности студентов, которая широко используется в настоящее время в высших учебных заведениях. Использование рейтинговой системы позволяет комплексно оценить результативность деятельности обучаемых, а также призвано существенно повысить их мотивацию [5]. Выделение структурных компонентов рейтинга достаточно условно, так как четко выраженных границ между направлениями учебно-профессиональной деятельности студентов практически не существует. На практике все они взаимосвязаны и взаимодействуют одно с другим, хотя специфика каждого из структурных компонентов характерно проявляется в процессе профессиональной подготовки. Рейтинг предназначен:

- для индивидуального позиционирования каждого студента относительно его сокурсников;

- повышения объективности характеристики студента;

- усиления заинтересованности студентов в результатах своей учебной деятельности;

- повышения самоконтроля и самоанализа деятельности студентов.

Основой для определения рейтинга студента являются интегральные рейтинговые показатели: успеваемость, активность в научной работе, общественно полезная деятельность, дисциплинированность, сформированность навыков воспитательной работы, общественная активность.

К числу преимуществ рейтинговой системы относятся:

а) повышение мотивации студентов к активной и планомерной учебной работе по усвоению фундаментальных основ профессиональных знаний и умений в течение всего времени обучения;

б) совершенствование организации и планирования образовательного процесса посредством повышения значимости индивидуальных форм работы со студентами, упорядочения системы контроля качества образования, выработки единых требований к комплексной оценке деятельности обучаемых;

в) получение дифференцированной и разносторонней информации о качестве и результативности обучения, а также о персональных достижениях студентов для их морального и материального поощрения: предоставление преимущественного

(V Г /V

http://e-koncept.ru/2014/14532.htm

Бобкова Т. С., Бобков О. Б. Психолого-педагогическая модель формирования учебно-профессиональной мотивации студентов экономического вуза // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск № 04. - ART 14532. -0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14532.htm. -Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

права при направлении на стажировки, выдвижение на бюджетные стипендии, возможность распределения после выпуска; предоставление особых условий обучения и повседневной деятельности;

г) выявление перспективных направлений совершенствования повседневной деятельности в рамках воспитательного процесса, учебно-методической и научной работы преподавателей [6].

Данная система оценки позволит развивать и воспитывать следующие профессионально важные качества студентов:

- аналитическое и критическое мышление;

- коммуникативные и организаторские способности;

- инициативность, ответственность за результаты своей работы;

- умение рационально распределять свое время;

- демократичность, объективность, соперничество;

- стремление активно и содержательно обучаться, быть лидером.

Разработанная психолого-педагогическая модель формирования учебнопрофессиональной мотивации студентов вуза носит рекомендательный характер.

Ссылки на источники

1. Бобков О. Б., Виноградова Г. А. Динамика учебно-профессиональной мотивации курсантов в процессе обучения в военном вузе // Известия Самарского научного центра Российской академии наук: СНЦ РАН, 2012. - Т. 14. - № 2. - С. 386-392.

2. Панцева Е. Ю., Тойшева О. А. Технология формирования математических компетенций студентов экономических вузов // Инновации в науке. - 2013. - № 19. - С. 89-104.

3. Бобков О. Б., Виноградова Г. А. Указ. соч.

4. Бобков О. Б., Бобкова Т. С. Особенности военно-профессиональной направленности личности курсантов военного авиационного вуза как содержательной характеристики профессионального становления военного специалиста // Высшее гуманитарное образование XXI века: проблемы и перспективы: материалы шестой Междунар. науч.-практ. конф. - Самара: ПГСГА, 2011. - С. 48-51.

5. Панцева Е. Ю., Тойшева О. А. Указ. соч.

6. Бобков О. Б., Бобкова Т. С. Профессиональное становление военного специалиста в период обучения в вузе в условиях модернизации военного образования // Сибирский педагогический журнал. - Новосибирск: НГПУ, 2011. - № 9. - С. 217-231.

Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor at the chair of economics and management, Samara State University of Economics (Syzran Branch), Syzran tsbobkova@mail.ru

Psycho-pedagogical model of formation the educational and professional motivation of students in economical universities

Abstract. The authors view the motivation problems, which students of higher educational institutions have. The authors discuss the necessity of working out the system of steady motivation, where the professional motives dominate. These professional motives were developed during the university studies.

Key words: motivation, students of higher educational institutions, educational and professional work, transformation of motives.

References

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Bobkov, O. B. and Vinogradova, G. A. (2012) “Dinamika uchebno-professional'noj motivacii kursantov v processe obuchenija v voennom vuze”, Izvestija Samarskogo nauchnogo centra Rossijskoj akademii nauk: SNC RAN, Vol. 14, № 2, pp. 386-392. (In Russian)

Tatyana Bobkova,

Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor at the chair of economics and management, Samara State University of Economics (Syzran Branch), Syzran tsbobkova@mail.ru Oleg Bobkov,

ISSN 2304-120X

9 772304 120142

977230412014216

http://e-koncept.ru/2014/14532.htm

Бобкова Т. С., Бобков О. Б. Психолого-педагогическая модель формирования учебно-профессиональной мотивации студентов экономического вуза // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск № 04. - ART 14532. -0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14532.htm. -Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

2. Panceva, E. Ju. and Tojsheva, O. A. (2013) “Tehnologija formirovanija matematicheskih kompetencij stu-dentov jekonomicheskih vuzo”, Innovacii v nauke, № 19, pp. 89-104. (In Russian)

3. Bobkov, O. B. and Vinogradova, G. A. (2012) “Dinamika uchebno-professional'noj motivacii kursantov v processe obuchenija v voennom vuze”, Izvestija Samarskogo nauchnogo centra Rossijskoj akademii nauk: SNC RAN, Vol. 14, № 2, pp. 386-392. (In Russian)

4. Bobkov, O. B. and Bobkova, T. S. (2011) “Osobennosti voenno-professional'noj napravlennosti lichnosti kursantov voennogo aviacionnogo vuza kak soderzhatel'noj harakteristiki professional'nogo stanovlenija voennogo specialista”, Vysshee gumanitarnoe obrazovanie XXI veka: problemy i perspektivy: materialy shestoj Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Samara, pp. 48-51. (In Russian)

5. Panceva, E. Ju. and Tojsheva, O. A. (2013) “Tehnologija formirovanija matematicheskih kompetencij stu-dentov jekonomicheskih vuzo”, Innovacii v nauke, № 19, pp. 89-104. (In Russian)

6. Bobkov, O. B. and Bobkova, T. S. (2011) “Professional'noe stanovlenie voennogo specialista v period obuchenija v vuze v uslovijah modernizacii voennogo obrazovanija”, Sibirskij pedagogicheskij zhurnal, Novosibirsk State Pedagogical University, Novosibirsk, № 9, pp. 217-231. (In Russian)

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»

pu "7 fu

http://e-koncept.ru/2014/14532.htm

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.