Профессионально-познавательная активность рассматривается как личностное качество студента, проявляющееся в положительном отношении к учению, в инициативности и самостоятельности осуществления учебно-познавательной и учебнопрофессиональной деятельности, направленное на усвоение профессиональных знаний и приобретение умений по специальности.
Как сложное и очень значимое для человека образование, профессионально-познавательная активность выражена в своем развитии различными состояниями, которые, в известной мере, помогают более или менее точно определить степень ее проявления. Формирование профессиональнопознавательной активности студентов сельскохозяйственных вузов при изучении специальных дисциплин осуществляется в следующей последовательности: проявление любопытства-любознательности ^ осознанный познавательный интерес ^ учебнопознавательная активность ^ профессиональнопознавательная активность.
Таким образом, множественность определений и содержательная характеристика познавательной, профессионально-познавательной активности является следствием научно отраженной реальности, свидетельством динамики развития и совершенствования данного понятия и стремления исследователей обосновать и охарактеризовать его с разных точек зрения.
Список литературы
1. Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения: в 2 т. — Т. 1. / А.Н. Леонтьев. — М.: Педагогика, 1983.
2. Рубинштейн, Л.С. Проблемы общей психологии / Л.С. Рубинштейн. — М.: Педагогика, 1973.
3. Ахияров, К.Ш. Формирование познавательной активности студентов в обучении: учебное пособие / К.Ш. Ахияров, Ю.П. Правдин. — Уфа: Башкирский пед. ин-т, 1988.
4. Зеер, Э.Ф. Психология профессионального образования: учебное пособие / Э.Ф. Зеер. — Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 2000.
5. Вербицкий, А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: методическое пособие / А.А. Вербицкий. — М.: Высшая школа, 1991.
УДК 378:63
Е.Н. Остроумова, канд. пед. наук, доцент С.А. Цепляева, соискатель
ФГОУ ВПО «Волгоградская государственная сельскохозяйственная академия»
ГОТОВНОСТЬ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ СТАНОВЛЕНИЮ СТУДЕНТОВ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ВУЗА: СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА
Одной из актуальных проблем образования в России является подготовка специалистов, конкурентоспособных на российском и международном рынках труда. Вопросы личностного развития студента и формирования его готовности к будущей профессиональной деятельности являются ключевыми в теории и на практике совершенствования работы современного высшего учебного заведения. Это обусловлено тем, что именно в ходе этапа первичного «освоения» профессии, который как раз и приходится на время обучения в вузе, осуществляется процесс самоопределения молодого человека в жизни, формируются его жизненная и мировоззренческая позиции, осваиваются индивидуализированные способы и приемы деятельности, поведения и общения.
Профессиональное становление личности является предметом постоянного интереса ученых и практиков в связи с высокой социальной значимостью данного феномена. Анализ литературы по проблеме профессионального становления показывает, что проблема выступает общим предметным полем ряда наук: педагогики, психологии, философии, социологии.
92
Исследования личности и деятельности (К.С. Абульхановой-Славской, Б.Г. Ананьева, А.Г. Асмолова, Б.Ф. Ломова, Н.Н. Нечаева, Г.В. Суходольского, В.Д. Шадрикова) легли в основу концепции профессионального становления личности; Б.Г. Ананьев, Л.И. Белозерова, Л.С. Выготский, Н.В. Горнова, Г.И. Железовская, Э.Ф. Зеер, А.П. Зольникова, А.Н. Леонтьев, В.М. Мясищев, А.М. Павлова, С.Л. Рубинштейн и другие рассматривали в своих исследованиях закономерности и принципы профессионального становления личности; большое влияние на проектирование теории профессионального становления оказали работы А.А. Бодалева [1], Л.И. Божович, А.А. Деркача, Ю.М. Забродина, Е.А. Климова, И.С. Кон, Т.В. Кудрявцева, С.П. Кряже, А.К. Марковой, Л.М. Митиной, Ю.П. Поваренкова, Н.С. Пряжникова, С.Н. Чистяковой; для теоретического анализа психолого-педаго-гических проблем профессионального становления личности интерес представляют работы зарубежных ученых (А. Маслоу, Дж. Сьюпер, Дж. Холланд).
Эффективность профессионализации зависит от успешного прохождения всех ее стадий и эта-
пов, но особая роль отводится профессиональной подготовке студента, развитию личности в ходе обучения в вузе. Профессиональное становление происходит по мере обучения, воспитания, самообразования студента, являясь по отношению к нему интегрирующим процессом.
Говоря о личности профессионала вообще, как о сложившейся целостной системе профессиональных знаний, умений, навыков и, главное, наполнении их личностным смыслом, авторы рассматривают подготовку будущих профессионалов именно как период профессионального становления. Это индивидуализированное становление профессионально значимых качеств и способностей, профессиональных знаний и умений, активное качественное преобразование личностью своего внутреннего мира, приводящее к принципиально новому строю и способу жизнедеятельности — творческой самореализации в профессии.
Профессиональное становление личности обогащает психику, наполняет жизнедеятельность человека особым смыслом, придает профессиональной биографии значительность. «Профессиональное становление — это продуктивный процесс развития и саморазвития личности, освоения и самопроек-тирования профессионально ориентированных видов деятельности, определение своего места в мире профессий, реализация себя в профессии и самоактуализация своего потенциала для достижения вершин профессионализма» [2].
Большой массив исследований (С.В. Бобро-вицкая, М.И. Дьяченко, А.А. Зотова, Н.Н. Зотова, Е.П. Ильин, Л.И. Кандыбович, Н.В. Комусова, Н.И. Крылов, Н.И. Мешков, А.А. Реан, О.Н. Родина, А.В. Юпитова, В.А. Якунин и др.) посвящен выявлению роли мотивов в овладении профессией. По мнению ученых, важными условиями в профессиональном становлении студента выступает направленное изменение мотивационно-смысловой стороны отношения к профессии; с другой — это овладение профессиональными знаниями, умениями и навыками и связанной с этим эмоциональной уверенности в себе, в своих деятельностных возможностях.
Мотивация создает лишь потенциальную возможность развития студента вуза, первым условием реализации профессиональных мотивов является организация, становление учебной деятельности. По мнению В.Я. Ляудис, для того чтобы успешно учиться в вузе, «необходимо уметь в значительной степени самостоятельно организовывать свою учебную деятельность».
Экспериментальное исследование качеств студентов, предопределяющих успешный их карьерный рост в будущем, проводилось в Гарвардском университете США лонгитюдно начиная с 1938 г. (Grant Study). Было выявлено, что более успешны-
ми оказывались те, кто в студенчестве отличался организованностью, практичностью и цельностью личности. Тем самым выделяются самоорганизация учебного труда и направленность личности как предпосылка карьеры и профессионализма.
Н.С. Пряжников и Е.Ю. Пряжникова утверждают, что развитие и формирование профессионального самосознания является одним из центральных моментов становления профессионала. А.А. Бодалев, В.И. Жуков, Л.Г. Лаптев, В.А. Сластенин и другие трактуют профессиональное самосознание как сформировавшееся отношение к профессии, выражающееся в наличии сложившейся, постоянно развивающейся и связанной системы мотивов, личностных смыслов и целей.
Современный этап развития общества характеризуется автоматизацией и компьютеризацией производства, внедрением новых технических средств и технологий. В информационном обществе на передний план выдвигаются способности своевременно обрабатывать и систематизировать имеющуюся информацию для принятия необходимых решений, что определяет конкурентоспособность специалиста. Объективно выросли требования со стороны как производства, так и управления к профессиональной подготовке специалистов, их мобильности, способности самостоятельно и эффективно обновлять «багаж» профессиональных знаний и опыта, повышать информационную компетентность.
Произошедший сдвиг в профессиональном образовании требует создания устойчивого механизма повышения качества подготовки специалиста, с максимальным использованием достижений научно-технического прогресса, программноцелевого и комплексного подхода к планированию учебного процесса, приведения методов и форм обучения в соответствии с запросами жизни. Особое место в профессиональной подготовке выпускника вуза занимает информационный компонент, требующий внедрения современных информационных технологий на всех этапах процесса обучения.
Важным психологическим моментом, определяющим успех профессионального образования, является «готовность» выпускника вуза к той или иной деятельности. Насколько осознанно будущий специалист понимает роль и значение своей будущей профессиональной деятельности, настолько ответственно он будет относиться к своему образованию, а в дальнейшем и к самообразованию.
Это позволяет приблизиться к пониманию готовности выпускника вуза к профессиональному становлению: готовность к профессиональному становлению выпускника вуза рассматривается авторами как интегративное качество личности, подразумевающее осознание важности развития профессиональной направленности, потребности в расширении и углублении знаний и их реализацию
93
в учебно-профессиональной деятельности, склонность к самоанализу, самосовершенствованию, саморазвитию.
За последние годы к одним из прогрессивных направлений профессиональной подготовки специалистов в вузе относится компетентностный подход, соответствующий принятой в большинстве развитых стран общей концепции образовательного стандарта и который напрямую связан с переоценкой содержания образования и образовательного результата на систему ключевых компетентностей.
Выявлению сущности профессиональной компетентности посвящены многие работы философов, психологов, педагогов, в том числе Б.Г. Ананьева, С.П. Ахтырского, Л.И. Берестовой, Ю.В. Варданяна, Е.А. Воротниковой, В.К. Загвоздкина, И.А. Зимней, М.Н. Карапетовой, Н.Е. Костылевой, А.А. Леонтьева, А.К. Марковой, Дж. Равена, А.В. Тихоненко, Я.И. Украинского, А.В. Хуторского, В.Д. Шадри-кова, С.Е. Шишова, В.И. Юдина и др.
Позиции отечественных ученых в области компетентностно-ориентированного подхода в образовании (В.И. Байденко, И.А. Зимняя, В.А. Каль-ней, А.Г. Каспржак, А.А. Пинский, М.В. Рыжа-ков, Ю.Г. Татур, А.В. Хуторский, М.А. Чошанов, С.Е. Шишов, Б.Д. Эльконин) заключаются в следующем: отличие компетентного специалиста от квалифицированного в том, что первый не только обладает определенным уровнем знаний, умений, навыков, но способен реализовать и реализует их в работе.
На основе компетентностного подхода в структуру готовности выпускника вуза к профессиональному становлению авторы статьи включают компоненты:
Мотивационный как основа развития профессиональной направленности содержит следующие компоненты: потребность в профессиональноличностном саморазвитии; устойчивую мотивацию к самообразованию в выбранной профессиональной сфере деятельности; характер доминирующего мотива выбора профессии; сформированность и структуру профессиональных интересов.
Когнитивно-деятельностный, подразумевающий сформированность навыков в расширении и углублении знаний и их реализацию в учебнопрофессиональной деятельности, предполагает сформированность таких компетенций, как умение использовать на практике методы гуманитарных, социальных и экономических наук в различных видах учебно-профессиональной и социальной деятельности; готовность выявить естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе учебно-профессиональной деятельности, привлечь их для решения соответствующий научный аппарат; к кооперации с коллегами и работе в коллективе, знакомство с методами управления; уме-
94
ние организовать работу исполнителей, находить и принимать управленческие решения в условиях различных мнений; готовность к самостоятельной, индивидуальной работе, принятию ответственных решений в рамках своей профессиональной компетенции; готовность к работе над междисциплинарными проектами.
Оценочно-рефлексивный выражает ответственность личности за свои действия, уверенность в себе, настойчивость в достижении цели, склонность к самоанализу и самосовершенствованию, включает следующие компетенции: способность и готовность в условиях развития науки и изменяющейся социальной практики к переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей; научно анализировать социально значимые проблемы и процессы; к восприятию и адекватной интерпретации общественно значимой социологической информации; использованию социологического знания в профессиональной и общественной деятельности; социальному взаимодействию; сотрудничеству и разрешению конфликтов; к толерантности, уважению и принятию другого.
Информационный, отвечающий за информационную компетентность выпускника вуза, подразумевает сформированность таких компетенций, как способность и готовность работать с информацией из различных источников; изучать научнотехническую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследований; систематизировать и обобщать информацию; критически воспринимать информацию (критически мыслить), ее анализировать и синтезировать; использовать информационные технологии и базы данных в профессиональной области.
Компоненты готовности выпускника вуза к профессиональному становлению взаимосвязаны между собой, изменение одного из них является условием развития любого другого. Их система понимается как цель профессиональной подготовки специалиста.
Обращение к оценке качества образования через компетентностный подход означает, что образование тесно связывается с профессиональным становлением выпускника вуза. Суть образовательного процесса в условиях компетентностного подхода — создание ситуаций и поддержка действий, которые могут привести к формированию той или иной компетенции.
Список литературы
1. Бодалев, А.А. Психологическое общение. / А.А. Бодалев. — М.: Изд-во «Институт практической психологии». — Воронеж: НПО, «Модек», 2006.
2. Зеер, Э.Ф. Психология профессий: учебное пособие для студентов вузов. — 2-е изд., перераб., доп. / Э.Ф. Зеер. — М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003.