Научная статья на тему 'Обзор исследований по подготовке конкурентоспособныхспециалистов для гостиничного бизнеса'

Обзор исследований по подготовке конкурентоспособныхспециалистов для гостиничного бизнеса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
184
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник РМАТ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГОСТИНИЧНЫЙ БИЗНЕС / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ТУРИСТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОН-КУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / СПЕЦИАЛИСТ ГОСТИНИЧНОГО БИЗНЕСА / HOSPITALITY / PROFESSIONAL TOURISM EDUCATION / COMPETITIVENESS / SPECIALIST OF HOTELBUSINESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гаранина Е. Н.

Рассматриваются вопросы формирования конкурентоспособных специалистов длягостиничных предприятий в рамках среднего, высшего и последипломного профессио-нального образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гаранина Е. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Research on the training of competitive specialists for the hotel business

The author considers the questions of formation of competitive specialists for the hotelenterprises in the framework of secondary, higher and postgraduate professional education.

Текст научной работы на тему «Обзор исследований по подготовке конкурентоспособныхспециалистов для гостиничного бизнеса»

Гаранина Е.Н. Обзор исследований по подготовке конкурентоспособных специалистов для гостиничного бизнеса

Рассматриваются вопросы формирования конкурентоспособных специалистов для гостиничных предприятий в рамках среднего, высшего и последипломного профессионального образования.

Ключевые слова: гостиничный бизнес, профессиональное туристское образование, конкурентоспособность, специалист гостиничного бизнеса.

The author considers the questions of formation of competitive specialists for the hotel enterprises in the framework of secondary, higher and postgraduate professional education.

Key words: hospitality, professional tourism education, competitiveness, specialist of hotel business.

В условиях рынка конкурентоспособность специалистов является одним из решающих факторов обеспечения конкурентоспособности предприятий, а формирование конкурентоспособного молодого специалиста в рамках учебных заведений среднего и высшего профессионального образования приобретает статус одного из важнейших показателей работы этих учреждений.

Создание новых механизмов, обеспечивающих качество образовательных услуг с позиции требований профессиональной деятельности; подготовка специалиста, владеющего комплексом компетенций, которые отвечают требованиям современного рынка труда, требуются и от системы среднего, высшего и последипломного профессионального образования. В связи с этим исследование конкурентоспособности как свойства личности, динамики его развития в процессе профессионального становления приобретает особую значимость.

В современных научных исследованиях проблема формирования конкурентоспособности специалиста рассматривается в социальном, экономическом, организационном и педагогическом аспек-

© Гаранина Е.Н., 2013

тах. Предпринимаются попытки раскрыть сущность понятия «конкурентоспособный специалист»; определить условия формирования такого специалиста, к числу которых относят повышенную профессиональную компетентность, мобильность, самоориентацию и пр.; разработать обобщенную модель личности и деятельности конкурентоспособного специалиста; раскрыть сущность конкурентоспособности специалиста как готовности к участию в конкуренции, базирующейся на профессионально-личностных, индивидуально-личностных и духовно-нравственных ресурсах. Конкурентоспособный специалист рассматривается в этом случае не только как профессионал, но и как личность, обладающая определенными качествами, т.е. принимаются во внимание не только высокие результаты его деятельности, но и способность выстоять и победить в конкурентной борьбе. Все эти работы, несомненно, способствуют накоплению и систематизации знаний по исследуемой проблеме.

В работах [1, 2] исследуются такие аспекты проблемы, как формы и методы профессиональной подготовки конкурентоспособности специалиста гостиничного сервиса в образовательном про-

цессе колледжа, ее содержание, организация творческого пространства внутри учебного заведения (для преподавателей и студентов), специфика профессионального становления конкурентоспособности специалиста в колледже.

Конкурентоспособность специалиста гостиничного сервиса рассматривается как интегральная характеристика личности менеджера, выражающаяся в совокупности личностных, профессиональных и полипрофессиональных качеств, определяющих успешность профессиональной работы по организации сервисной деятельности в гостиницах и туристских комплексах в условиях требований и запросов работодателей и рынка труда.

Технология формирования конкурентоспособности будущего специалиста гостиничного сервиса реализуется через последовательность трех взаимосвязанных этапов:

• мотивационно-ценностный этап формирует у студента отношение к будущей профессиональной деятельности как личностной и социальной ценности, представление о сущности, значимости и функциях конкурентоспособности и потребности в профессионально-личностном росте;

• когнитивно-деятельностный этап способствует овладению студентом соответствующим объемом знаний, умений и навыков, профессиональными функциями менеджера, освоению опыта, необходимого конкурентоспособному специалисту, развитию способностей решать учебные и профессиональные задачи на уровне инноваций и творчества;

• рефлексивно-преобразующий этап направлен на саморегуляцию поведения и деятельности, осознание и оценку студентами своих действий в процессе учебно-профессиональной деятельности, актуализацию личностных качеств, отражающих конкурентоспособность, развитие способностей проектировать свое профессиональное развитие.

Сформированность конкурентоспособности будущих специалистов гостиничного сервиса характеризуется тремя уровнями: репродуктивным, продуктивным, творческим

Репродуктивный уровень определяется умеренной выраженностью мотивации учебной и профессиональной деятельности, несистемным объемом знаний, умений и навыков у студентов. Познавательные интересы у студентов развиты недостаточно, не сформировано отношение к будущей профессиональной деятельности как личностной и социальной ценности. Наблюдается ситуативное использование приемов саморегуляции поведения и деятельности. Профессиональные задачи решаются студентами репродуктивным способом.

Продуктивный уровень определяется достаточным уровнем мотивации учебной и профессиональной деятельности. Объем и качество знаний, умений и навыков у студентов в целом соответствуют требованиям государственного образовательного стандарта. У студентов развиты познавательные интересы, сформировано отношение к будущей профессиональной деятельности как личностной и социальной ценности, студенты проявляют способность к саморегуляции поведения и деятельности, но умение решать профессиональные задачи на уровне инноваций и творчества у них еще сформировано недостаточно.

Творческий уровень определяется высоким уровнем мотивации учебной и профессиональной деятельности. Объем и качество знаний, умений и навыков у студентов соответствуют требованиям государственного образовательного стандарта, развиты познавательные способности; у студентов ярко выражено отношение к будущей профессиональной деятельности как личностной и социальной ценности, студенты обладают способностью к саморегуляции поведения и деятельности, решают профессиональные задачи на уровне инноваций и творчества.

Выявление сущности понятия «конкурентоспособность специалиста» потребовало уточнения содержания таких понятий, как «конкуренция», «конкурентоспособность», «конкурентоспособность личности». В результате анализа названных понятий, исследованных разными авторами, было установлено, что:

• конкуренция — это соперничество между производителями товаров и услуг за рынок сбыта, завоевание определенного сегмента рынка, состязание за максимальное увеличение собственных преимуществ в обладании ограниченными благами. Конкуренция выступает движущей силой развития субъектов, участвующих в процессе, и сопровождается их взаимным развитием, изменением их поведения, деятельности, отношений, установок;

• конкурентоспособность — это комплексная деятельностная характеристика конкурирующего субъекта (объекта), выражающаяся в способности отвечать потребностям рынка труда, и способность выдерживать конкуренцию, противостоять конкурентам. Конкурентоспособность может проявляться только в конкуренции;

• конкурентоспособность личности — это интегральная характеристика, представляющая собой совокупность качеств личности, определяющих ее способность осуществлять данную деятельность эффективнее других, выгодно отличающая личность от других участников конкуренции.

По своей сущности конкурентоспособность ассоциируется с успешностью человека как в профессиональной, так и в личностной сфере. В научной литературе данное понятие соотносится с такими категориями, как профессиональная компетентность, социальная компетентность, личностная компетентность.Пред-ставляет интерес психологическая концепция профессионально-личностного развития, которая трактует конкурентоспособность личности как комплексное интегральное свойство, характеризу-

ющееся совокупностью личностных качеств, ресурсов (возраст, психофизическое здоровье, внешность, способности, уровень интеллекта, запас энергии, а также нравственные составляющие: система ценностей, верований, личных ограничений и пр.), позволяющих специалисту быть более успешным на рынке труда по сравнению с другими, обладающими аналогичной подготовкой. Конкурентоспособность понимается еще и как способность предвидеть, обновляться и использовать все возможности для развития, продуцировать инновационные идеи, теории, технологии, способствовать успешному развитию общества; способность разрешать проблемы путем сопоставления, столкновения, согласования, взаимообогащения предметных позиций взаимодействующих партнеров.

В социологии конкурентоспособность трактуется как основа стабильности общества; синтез интегрально характеризующих ее способностей и личностных качеств, обеспечивающих успешную социализацию в обществе и активную адаптацию на рынке труда; образование, формирующееся в течение жизни человека, обусловленное социальным воздействием; умение видеть долгосрочную перспективу.

В педагогике конкурентоспособность раскрывается через приоритетные, стержневые качества личности: четкость целей и ценностных ориентаций, трудолюбие, творческое отношение к делу, способность к риску, независимость, лидерство, стремление к непрерывному саморазвитию, стрессоустойчивость, стремление к непрерывному профессиональному росту и высокому качеству продукта своего труда.

Анализ процесса формирования конкурентоспособности специалиста гостиничного сервиса позволил выделить социально-психологические качества личности, сопутствующие конкурентоспособности студента и способствующие

в рыночных условиях успешному осуществлению планов, достижению поставленных целей. Данные качества в исследовании [2] представлены четырьмя группами:

• деловые качества (профессиональная сфера): дисциплинированность, трудолюбие, прагматичность, предприимчивость;

• качества, характеризующие отношение к другим людям (сфера взаимодействия между людьми, сфера общения): доброжелательность, общительность, откровенность, коллективизм;

• качества, характеризующие отношение к жизни (эмоциональная сфера): жизнерадостность, разносторонность, оптимизм, увлеченность, активность;

• индивидуальные качества, повышающие самооценку (сфера собственного «Я»): аккуратность, самостоятельность, принципиальность, оригинальность, организованность, рискованность.

К основным компонентами конкурентоспособности специалиста относятся: потребностно-мотивационный, содержательно-процессуальный и рефлексивно-оценочный. Каждый из них является относительно самостоятельной подструктурой, которая в то же время подчиняется общим законам развития личности и воплощает в себе единство сознания, деятельности и общественных отношений.

Потребностно-мотивационный компонент отражает мотивацию учебно-профессиональной деятельности, мотивацию достижения, потребность в саморегуляции поведения и деятельности, потребность в саморазвитии.

Содержательно-процессуальный компонент составляют знания, умения и навыки коммуникативного, регулятивного и иного характера, определяющие успешность конкурентоспособного поведения, социально-личностные, экономические и организационно-управленческие, общенаучные, общепрофессиональные специальные компетенции.

Рефлексивно-оценочный компонент включает в себя самооценку, самоконтроль и самоанализ, управление саморазвитием и профессиональным ростом, саморегуляцию поведения и деятельности.

Содержание конкурентоспособности будущего специалиста определяется рядом внутренних и внешних параметров. К внутренним параметрам относятся индивидуальные склонности, способности и задатки, черты характера, профессионально значимые качества, позволяющие студентам эффективно овладевать избранной профессией и осуществлять в будущем разнообразные профессиональные функции. В группу внешних параметров входят нормативные и социально-организационные. Нормативные задают соответствие всех характеристик специалиста требованиям государственного образовательного стандарта среднего образования, требованиям работодателей и требованиям общества как комплексного потребителя профессиональных услуг. Социально-организационные определяются полезностью конкретных профессиональных услуг и потребностью в них различных социальных структур потребителей. Социально-организационные параметры требуют от выпускников способности гибко ориентироваться на рынке труда и быть готовыми к продолжению образования, к переквалификации, самообразованию и саморазвитию.

Педагогические условия формирования конкурентоспособности специалиста в системе высшего туристского профессионального образования рассматривается в работах [3, 4].

В работе [3] подчеркивается, что в изменяющихся условиях требуется совершенствование качества подготовки менеджеров туризма для повышения их конкурентоспособности. Автор исследования полагает, что:

• недостатки в формировании конкурентоспособности выпускников туристских вузов объясняются дефицитом

теоретико-методологического, управленческого и психолого-педагогического обеспечения процесса профессионального туристского образования (воспитания, обучения и развития);

• определяющее значение в процессе формирования конкурентоспособности выпускника имеет профессионально-личностное развитие специалиста, раскрывающее базовые основания его личности (профессиональное сознание и самосознание, профессионально-ценностные ориентации, профессионально обусловленные качества личности), его готовность к профессиональной деятельности (нравственно-психологическая, содержательно-информационная, операци-онно-деятельностная), готовность к развитию и саморазвитию (самосознанию, самоуправлению, самокоррекции).

В работе [4] также подчеркивается, что высококвалифицированные кадры являются залогом успешного бизнеса. Автор обращает внимание на особую специфику работы специалистов в сфере гостиничного бизнеса, требующую разносторонних знаний, умений, практических навыков в технологии гостеприимства для оказания многообразных услуг гостям. Отмечается, что востребованность специалиста на рынке труда, его конкурентоспособность будут тем выше, чем раньше начнутся изучение специальных дисциплин и практическая работа в сфере гостиничного обслуживания (различные виды практик, сезонные стажировки на различных участках обслуживания гостей). Из четырех лет обучения предлагается полтора года выделить на практические занятия и стажировки. Автор указывает на то, что процесс обучения, приобретения умений и навыков специалистом в сфере гостиничного обслуживания должен продолжаться на протяжении всей трудовой жизни, поскольку в сфере гостиничного обслуживания нельзя добиться успешного и устойчивого развития без новых технологий и инноваций.

Проблемы повышения конкурентоспособности специалистов гостиничного бизнеса при организации последипломного профессионального образования рассматриваются в работах [5, 6].

В работе [6] отмечается, что для обеспечения конкурентоспособности специалиста на протяжении многих лет работы в гостиничном бизнесе нужна «эффективная организационно-деятельностная модель повышения квалификации работников сферы гостеприимства на основе: а) постоянного обновления знаний работников, б) стимулирования мотивации к дальнейшему профессиональному саморазвитию, в) осуществления работником самостоятельной профессиональной диагностики уровня собственного профессионализма, г) постоянного обновления устаревших профессиональных менталитетов». Поскольку в сфере гостеприимства «качество сервиса есть ключ к коммерческому успеху», то нужна постоянно действующая в системе производственного повышения квалификации «эффективная система обучения гуманитарным технологиям обслуживания». «Методическая база процесса повышения профессиональной квалификации в гостеприимстве должна строиться на основании следующих принципов и особенностей: принципов непрерывного образования; особенностей обучения взрослых (андрагогика); большей значимости гуманитарной составляющей процесса обслуживания перед технократической. При создании методической базы следует отдавать предпочтение активным методам обучения. Дискуссии и разбор конкретных ситуаций относятся к числу наиболее эффективных методов получения и закрепления определенных знаний, формирования определенных умений их практического использования».

В работе [6] выявлены особенности ор-ганизационныхформ управления учебно-познавательной деятельностью слушателей системы повышения квалификации в сфере гостеприимства и типич-

ные организационные проблемы. Здесь также определены факторы, влияющие на эффективность управления системой повышения квалификации, обоснованы принципы обучения руководителей предприятий построению организацион-

ных структур управления, выявлен комплекс дидактических условий, обеспечивающих эффективность обучения руководителей гостиниц методам разработки организационных структур.

ЁЁоАбАобОА

1. Корнейченко Н.В. Конкурентоспособность будущего специалиста в условиях современного рынка труда //Высшее образование. 2008. № 10. С. 62-64.

2. Корнейченко Н.В. Формирование конкурентоспособности специалиста гостиничного сервиса в процессе обучения в колледже: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Астрахань, 2008.

3. Кожеваткин В.М. Педагогические условия формирования конкурентоспособности менеджеров туризма: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Сходня, 2003.

4. Гаранина Е.Н. Формирование профессиональных навыков обслуживания туристов в процессе подготовки менеджеров гостеприимства: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1999.

5. Магидова И.В. Педагогические основы повышения профессиональной квалификации работников сферы гостеприимства: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2001.

6. Чистикова И.М. Дидактические условия обучения руководителей сферы гостеприимства формированию организационных структур повышения квалификации: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.