Общими психолого-акмеологическими условиями являются: активное включение будущих специалистов в различные виды экологоориентированной деятельности (и при этом раскрытие и наиболее оптимальное проявление творческой природы их психики); создание экологоориентированной окружающей среды, стимулирующей развитие и саморазвитие экологической компетентности студента.
Среди важных факторов следует выделить специальную психолого-акмеоло-гическую подготовку преподавателя высшей школы к продуктивному осуществлению им экологического образования на всех этапах профессиональной подготовки специалиста; сформированность индивидуального стиля деятельности преподавателя, его рефлексивно-аналитических умений и творческой активности в целях его инновационной подготовки; предупреждение элементов формализма в осуществлении экологического образования посредством предварительного психологического освоения педагогом алгоритма развития экологической компетентности будущего специалиста (определение им того, в какой степени реализация задуманных идей повлечет за собой развитие экологической компетентности студента, проявление и развитие его волевых усилий, особенностей его акмепедагогического воплощения в развитии экологической компетентности будущих специалистов).
В заключение отметим, что в ходже нашего исследования получены результаты, которые показали эффективность учета выявленных психолого-акмеологичес-ких условий и факторов развития экологической компетентности будущих специалистов. При этом перспективными направлениями дальнейших исследований могут стать: разработка акмеологических моделей экологической компетентности специалистов в различных профессиональных сферах, экологической составляющей акмеограммы; выявление акмеологических особенностей профессиональной деятельности эколога, критериев и уровней его профессионализма, видов его профессиональной компетентности, соответствующих личностных качеств; исследование экологических аспектов профессиональных сред; проблемы культуры и технологии принятия экологоориентированных управленческих решений.
Литература_
1. Гагарин А.В. Природоориентированная деятельность учащихся как ведущее условие формирования экологического сознания: Монография. М., 2005.
2. Деркач А.А. Акмеологические стратегии развития: Монография. М., 2006.
3. Деркач А.А., Зазыкин В.Г., Маркова А.К. Психология развития профессионала. М., 2000.
4. Деркач А.А., Селезнева Е.В. Акмеология в вопросах и ответах: Учебное пособие. М., 2007.
5. Дерябо С.Д. Экологическая психология: диагностика экологического сознания. М., 1999.
© Базаров Е.Л., 2009
Ж.Б. Шаймакова
роль инновационной компетентности в развитии конкурентоспособности преподавателя высшей школы
Ключевые слова: компетентность, инновации, конкурентоспособность, преподаватель высшей школы
Keywords: competence, innovations, competitiveness, the teacher of the higher school
Актуальность исследования проблемы развития конкурентоспособности преподавателей высшей школы обусловлена социально-экономическими, социокультурными, психологическими и акмеологическими проблемами со-
временной высшей школы, а также целями модернизации и развития высшего образования в России.
Правительством Российской Федерации был создан Общественный Совет по национальной конкурентоспособности, который совместно с Национальным институтом конкурентоспособности при участии ряда российских и зарубежных экспертов подготовил Доклад Совета по национальной конкурентоспособности «Концепция — 2020. Российские регионы. Проекты развития», основным выводом которого является утверждение о слабой конкурентоспособности нашей страны в целом.
Это находит отклик и в «Целевой программе развития российского образования на период до 2010 года», где в качестве приоритетной задачи всей образовательной политики в стране становится «создание условий для развития конкурентоспособной личности».
В отечественной высшей школе задача повышения конкурентоспособности выпускника ставится уже более двух десятилетий. Однако проблема исследований особенностей и качеств преподавателей для таких выпускников достаточна актуальна.
Под конкурентоспособностью понимается способность конкурировать с аналогичными объектами на конкретном рынке, используя конкурентные преимущества для достижения поставленных целей.
В последнее время в высшей школе активно изучается личностно-профессио-нальное развитие преподавателя, все более осознается и актуализируется внимание на профессионально-педагогической деятельности преподавателя. Однако несмотря на это можно выделить ряд противоречий:
— в ряде исследований ставится вопрос о подготовке конкурентоспособного специалиста, изучаются различные варианты его обучения и развития, однако до настоящего времени высшая школа не имеет в своем арсенале конкретных представлений о сущности, критериях и показателях конкурентоспособности преподавателя высшей школы;
— с одной стороны, в высшей школе признается актуальность подготовки студента как конкурентоспособной личности, а с другой — нет модели развития конкурентоспособности преподавателя;
— инновационные процессы в высшей школе в последние годы существенно изменили содержание, формы и методы высшего профессионального образования, с одной стороны, а с другой — нет четкого изучения условий и факторов развития конкурентоспособности преподавателя, роли инноватики в этом процессе.
Все это объективно определило потребность в изучении развития конкурентоспособности преподавателя высшей школы, детерминанты этого процесса.
Теоретический анализ отечественной и зарубежной литературы, посвященный состоянию проблемы исследования показал, что в современных исследованиях понятие конкурентоспособности рассматривается с позиций:
— экономики — в трудах западных экономистов изучен вопрос о природе конкурентных отношений между субъектами экономики: классическая теория (А. Смит, Д. Рикардо, Ж. Сей); неоклассическая теория (А. Маршалл, Л. Валь-рас, А. Пигу); теория экономики предложения (Д. Гилдер, А. Лаффер, М. Фелдстайн, Р. Холл, А. Риз); теория человеческого капитала (Г. Беккер, Я. Минсер, Т. Шульц); концепция социальных связей (М. Грановеттер);
— организации — в работах З.В. Бабкиной, Н.А. Волгина, А.Н. Захарова, А.А. Зо-кина, Л.В. Ивановской, Е.Д. Катульского, А.О. Котляра, Л.Я. Куяровой, Л.Г. Миляевой, И.П. Пономарева, Л.Н. Семерковой, И.В. Сусловой, А.В. Ша-тохина, В.В. Томилова, В.Н. Якимова показано содержание и формирование конкурентоспособности рабочей силы, конкурентных отношений, конкурентоспособности предприятий и вуза;
— психологии — изучена иерархия понятий конкурентоспособности субъектов рынка (З.А. Васильева); конкурентоспособность работника, характеризующее его способности достигать наилучших результатов в своей профессиональной деятельности (Ю.В. Андреева, О.В. Душкина, О.И. Полькина, Ф.Р. Туктаров, P.A. Фатхутдинов, Э.Р. Хайруллина); формирование конкурентоспособной развивающей личности (Л.М. Митина, А.В. Морозова, Б.Д. Парыгин);
— педагогики — обоснована проблемы оценки и подготовки выпускников вузов и сузов как конкурентоспособных специалистов, овладевших совокупностью ключевых компетенций личности, составляющих профессионально-личностную основу деятельности будущих специалистов и определяющих качество их подготовки (Н.В. Борисова, Н.В. Корнейченко, Д.Ш. Матрос, H.H. Мельников, Д.М. Полев, Л.Д. Славова, С.М. Широбоков, Ж.А. Шуткина), применения новых педагогических и информационных технологий в системе образования конкурентоспособного специалиста (М.Л. Бакуменко, М.А. Капшутарь, Е.С. Полат);
— акмеологии — проанализированы с точки зрения достижения наивысших вершин профессионализма в профессиональной деятельности и творчестве — акме (К.А. Абульханова-Славская, А.А. Деркач, А.А. Бодалев, Н.В. Кузьмина, Е.А. Климов), акмеологические стратегии подготовки конкурентоспособного специалиста-психолога в условиях вуза (Н.В. Кузьмина, М.М. Шехтер); разработана обобщенная концепция развития профессионала, личностно-профес-сионального развития (А.А. Деркач, О.С. Анисимов, В.С. Агапов, В.Г. Зазы-кин, Р.Л. Кричевский, А.К. Маркова, В.Н. Маркин, В.Н. Марков, О.В. Москаленко, А.С. Огнев, М.Ф. Секач, Ю.В. Синягин) как основа для определения закономерностей развития конкурентоспособности специалиста в различных сферах профессиональной деятельности (А.В. Гагарин, О.В. Гладилина, А.Р. Килба, К.А. Красильникова, И.Л. Лаптева, Г.К. Максимов, Н.В. Соловьева, Н.В. Сотникова, О.Н. Тодорова).
В психологии и педагогике разработаны близкие к понятию «конкурентоспособность специалиста» категории «успешность» (С.В. Алешин, А.П. Булка, Г.Р. Позови, И.М. Жданько, Г.Т. Береговой, В.А. Пономаренко, Е.М. Ткаченко, Б.А. Федоришин, О.Е. Ящишин; О.Н. Родина, Н.В. Самоукина, Б.В. Кулагин, В.Л. Марищук, Н.Л. Шарейко, В.В. Московский), «эффективность», «продуктивность» (Е.А. Александрова, Н.А. Батурин, М.А. Галанина, Н.Ю. Гришина, Е.В. Ерофеева, Н.Б. Крылова, Е.А. Никитина, Ю.М. Орлов, В.А. Ширяева), «профессиональная компетентность» (И.А. Зимняя, Дж. Равен, А.К. Маркова, М.А. Холодная, В. Руус, Ю. Веймер, С.В. Петрушин, А.В. Хуторской, А.А. Пинский, A.M. Саранов М.А. Чошанов).
Психологические особенности профессиональной деятельности преподавателя высшей школы имеют многоплановую историю исследования: теория обучения в высшей школе, работы по проблемам самосовершенствования преподавателя (С.И. Архангельский, В.А. Сластенин, Л.С. Подымова, В.А. Ситаров, Н.В. Кузьмина, З.Ф. Есарева, А.Л. Бусыгина, А.В. Морозов, М.А. Чошанов, Г. Олпорт, В.А. Попков, А.В. Коржуев), профессиональной подготовки преподавателей в системе непрерывного образования (Г.У. Матушанский, Э.М. Ханафина, Г.А. Бокарева, Л.Н. Макарова, С.С. Мойсеенко, А.В. Коржуев, В.А. Попков), в системе магистратуры и аспирантуры (А.А. Проворов, Л.Ф. Севрюгова, Н.Р. Сенатрова), специфики профессионально-педагогической деятельности преподавателя (В.Н. Абросимов, З.Ф. Есарева, В.Г. Иванов, У.Б. Имашев, И.Ф. Исаев, Т.И. Руднева, Г.И. Санжар, Г.Б. Скок, Н.М. Таланчук, Ю.Г. Фокин).
Однако на современном этапе развития акмеологии необходимо, продолжая традиции психологии и педагогики, дать акмеологическую характеристику конкурентоспособности преподавателя высшей школы, предложить пути оптимизации ее развития, определить акмеологические детерминанты этого процесса.
В ходе проведенного исследования рассмотрены традиционные взгляды и современные подходы к изучаемой проблеме. Категории «конкурентоспособность» и «конкуренция» имеют большую историю исследования как в общетеоретическом плане, так и профессионально-практическом аспекте. Более того, эти категории применимы как в сфере экономики, так и в организационно-педагогических аспектах — к организациям (например, предприятиям, вузам), так и к процессу формирования и развития специалистов.
В исследовании конкурентоспособность преподавателя высшей школы определена как сложно-структурное явление, интегральная характеристика личности преподавателя высшей школы, выражающаяся в совокупности личностно-профессио-нальных, индивидуальных и субъектных качеств, определяющих успешность профессионально-педагогической деятельности по организации образовательного процесса в высших учебных заведениях. Показателями успешности данной деятельности являются, с одной стороны, удовлетворенность преподавателем своей деятельностью и ее результатами, успешная самореализация личности, реализация личност-но-профессионального потенциала, можно понимать как объективную подготовленность и субъективную готовность участвовать в конкурентных отношениях, возникающих в условиях рынка образовательных услуг. С другой — формирование студентов как будущих конкурентоспособных специалистов, а с третьей — признание социумом преподавателя как специалиста, обладающего оптимальным уровнем профессионализма, преподавательского мастерства и профессионального самосознания, индивидуальным стилем деятельности и высоким уровнем акмеоло-гического развития. Важно отметить, что конкурентоспособность преподавателя, и тем более ее развитие, невозможно без творчества субъекта этого процесса.
В структуру конкурентоспособности преподавателя входят следующие компоненты: субъектный (степень осознания преподавателем себя субъектом своей профессионально-педагогической деятельности), профессионально-деятельностный (степень реализации содержания образовательного процесса), социальный (признание и оценка социумом преподавателя), инновационный (степень восприимчивости преподавателя к новациям).
Системообразующим фактором развития конкурентоспособности преподавателя выступает формирование инновационной компетентности, которая выражается через следующие компетенции: методолого-гносеологическая, технологическая, проектировочная практическая.
С психолого-акмеологических позиций выявлены следующие сущностные характеристики конкурентоспособности преподавателя высшей школы.
Во-первых, развитие конкурентоспособности преподавателя возможно в случае, если преподаватель выступает субъектом своей профессионально-педагогической деятельности, самостоятельно ставит адекватные цели и достигает их, оценивая при этом результаты.
Во-вторых, конкурентоспособность преподавателя — это динамичная характеристика личности, поэтому возможно говорить о ее развитии как результате формирования совокупности ключевых компетенций личности, составляющих профессионально-личностную основу деятельности и профессиональную компетентность преподавателя. Ключевыми компетенциями преподавателя в исследовании рассматриваются следующие: а) относящиеся к самому преподавателю как личности, субъекту деятельности и общения (акмеологическая компетенция, включающая: ценностно-смысловую, личностного самосовершенствования, личностную, психологическую, рефлексивную и аутопсихологическую); б) относящиеся к социальному взаимодействию преподавателя и социальной среды (социальная компетенция, включающая: компетенцию в сфере гражданско-общественной деятельности, социально-психологическую, коммуникативную, социально-перцептивную); в) относящиеся к профессионально-педагогической деятельности преподавателя
(образовательная компетенция, включающая: учебно-познавательную, компетенцию в сфере самостоятельной познавательной деятельности, интеллектуальную, профессионально-педагогическую).
В-третьих, развитие конкурентоспособности преподавателя имеет предпосылки своего развития в формировании комплекса профессионально-педагогических способностей — проектировочных, коммуникативных, организационных, конструктивных, гностических, перцептивно-рефлексивных, специальных.
В-четвертых, развитие конкурентоспособности преподавателя предполагает овладениями навыками: 1) адекватной самооценки своего уровня развития профессионализма, преподавательского мастерства и профессионального самосознания, индивидуального стиля деятельности и акмеологического развития, профессиональной компетентности; 2) определения соответствие своих качеств как рабочей силы требованиям рабочего места; 3) поиска и нахождения подходящей работы, умения убедить работодателя в своих преимуществах перед другими кандидатами.
В-пятых, развитие конкурентоспособности преподавателя высшей школы предполагает учет неблагоприятных последствий конкурентной борьбы для личности преподавателя.
В-шестых, развитие конкурентоспособности преподавателя взаимосвязано с инновационной деятельностью преподавателя, его готовностью к обновлению основных элементов его личной инновационной системы — своих знаний, технологического оснащения, информационно-коммуникационных технологий и условий их эффективного использования (структуры и культуры), а также восприимчивость ко всему новому.
Понимание конкурентоспособности преподавателя высшей школы как акмео-логической категории позволяет построить акмеологическую модель развития конкурентоспособности преподавателя высшей школы. С учетом поставленной цели и выделенных нами задач представлена структура и взаимосвязь элементов этой модели. Акмеологическая модель развития конкурентоспособности преподавателя направлена на оптимизацию процесса развития конкурентоспособности преподавателя и понимается как совокупность отдельных элементов и выявление механизмов взаимозависимости всех составляющих (компонентов) структуры конкурентоспособности преподавателя высшей школы. Разработанная модель учитывает также выделенные компетенции, составляющие инновационную компетентность, которые позволяют преподавателю стать более успешным в профессионально-педагогической деятельности, получить удовлетворенность своей деятельностью и ее результатами, успешно самореализоваться, реализовать свой личностно-профессиональный потенциал, стать готовым к участию в конкурентных отношениях, возникающих в условиях рынка образовательных услуг. Инновационная компетентность позволяет преподавателю на более высоком уровне формировать студентов как будущих конкурентоспособных специалистов, опосредованно получить признание социума, быть оцененным как специалист, обладающий оптимальным уровнем профессионализма, преподавательского мастерства и профессионального самосознания, индивидуальным стилем деятельности и высоким уровнем акмеологического развития.
Акмеологические критерии конкурентоспособности преподавателя высшей школы раскрываются через следующие показатели: личностно-субъектный — уровень развития профессиональной мотивации, мотивации достижений, степень сформированности целей профессионально-педагогической деятельности, уровень акмеологического развития (саморазвития, самореализации, самораскрытия, самоактуализации и самоосуществления), уровень адекватности самооценки; профессионально-когнитивный — уровень развития профессионально-педагогических способностей, профессионального самосознания, педагогического мастерства, уровень развития и степень реализации профессиональной компетентности преподавателя; социально-оценочный — оценка взаимодействия социумом преподавателя
(признание, уважение коллегами, администрацией, студентами и другими членами общества), самооценка и степень удовлетворенности преподавателем своей деятельностью и ее результатами; творческий — уровень сформированности инновационной компетентности (наличие и степень развития компетенций — методоло-го-гносеологической, технологической, проектировочной и практической).
С помощью данных критериев и показателей можно продифференцировать уровни развития конкурентоспособности преподавателя высшей школы: низкий, средний и высокий.
Эмпирическое исследование было построено следующим образом. Первоначально нам важно было выявить уровни конкурентоспособности преподавателя. За основу этого процесса были взяты показатели критериев конкурентоспособности преподавателя. Оказалось, что по данным критериям с помощью предложенных показателей всю выборку можно представить группами, у которых выражен в определенной степени уровень развития конкурентоспособности преподавателя.
В соответствии с результатами исследования на первлм этапе условно можно выделить три группы преподавателей: 1-я группа — с низким, 2-я группа — со средним и 3-я группа — с высоким уровнем развития конкурентоспособности преподавателя.
Главным результатом первого этапа исследования является выявленная и эмпирически доказанная взаимосвязь между инновационной компетентностью и уровнем развития конкурентоспособности преподавателя высшей школы: чем выше уровень развития конкурентоспособности, тем выше уровень формирования инновационной компетентности у преподавателя, и, наоборот.
В ходе исследования мы пришли к выводу, что возможно повысить низкий и средний уровень развития конкурентоспособности преподавателей, а также предложить улучшить даже высокий уровень развития конкурентоспособности преподавателей за счет развития инновационной компетентности.
Поэтому были предложены акмеологические условия (социальные, организационные, собственно акмеологические, психологические, педагогические) и факторы (объективный — информационный, объективно-субъективный — самообразовательный, субъективный — мотивационно-личностный) развития конкурентоспособности преподавателей.
Далее, на втором этапе, с каждой группой преподавателей проводились специальные занятия, исходя из предложенного в исследовании понимания конкурентоспособности преподавателя и инновационной компетентности, а также учета детерминант этого процесса. Все это было положено в основу акмеологического сопровождения оптимизации процесса развития конкурентоспособности преподавателя.
За основу сопровождения была взята акмеологическая технология развития конкурентоспособности преподавателя высшей школы. Акмеологическое сопровождение содержит методы, технологии и формы организации развития конкурентоспособности преподавателя, что составляет акмеологическую технологию развития конкурентоспособности преподавателя высшей школы. Эта технология содержит пять блоков: информационный, самообразовательный мотивационно-личнос-тный, креативно-практический и социально-организационный, которые включают: технологии формирования мотивационной готовности преподавателя к успешной конкуренции в образовательном пространстве через внутренние процессы интеллектуального, эмоционального, личностного развития; информационно-содержательную подготовку преподавателя к инновационной деятельности, основанную на реализации профессиональной культуры в условиях проектирования, конструирования и реконструкции педагогического опыта, где присутствует рефлексивное обучение, наблюдение, самонаблюдение, наставничество и т.д.; практическую подготовку, строящуюся на изучении инновационных технологий, освоении нетрадиционных приемов и методов педагогической деятельности; формиро-
вание иерархии целей развития конкурентоспособности преподавателя; углубление профессионально-предметной и психолого-педагогической подготовки в их взаимосвязи; развитие рефлексии; обучение инновационной деятельности; специальные методы и приемы развития конкурентоспособности преподавателя и др.
В результате применения такого сопровождения изучаемого процесса можно прогнозировать переход преподавателя с более низкого на более высокий уровень развития конкурентоспособности.
В итоге дифференцированная работа с преподавателями каждой группы по внедрению акмеологического сопровождения дала следующие результаты.
Так, в общем была зафиксирована следующая тенденция к изменениям уровней развития конкурентоспособности преподавателя: рост высокого (на 18,2 %) и среднего (на 3,7 %) уровней, и уменьшение низкого (на 21,9 %) уровня развития конкурентоспособности преподавателя.
Этот факт опосредованно доказывает, что акмеологические факторы развития конкурентоспособности преподавателей значимы и достоверны в исследовании, а их учет наряду с акмеологическими условиями процесса развития конкурентоспособности приводит к тому, что у преподавателей формируются знания о структуре конкурентоспособности, ее роли в профессионализме деятельности и личности преподавателя высшей школы; в результате формируется готовность к акмеологи-ческому развитию, самосовершенствованию и конкуренции. Именно учет факторов развития конкурентоспособности преподавателей высшей школы позволяет сформировать высокий уровень развития конкурентоспособности.
В ходе внедрения акмеологической технологии развития конкурентоспособности преподавателей высшей школы в экспериментальной группе изменились многие показатели критериев конкурентоспособности.
Оказалось, что в экспериментальной группе изменилась профессиональная компетенция: самый большой прирост зафиксирован в группе преподавателей с низким уровнем развития конкурентоспособности— 12,9 %, менее — в группе со средним уровнем — 11,9% и еще меньше — в группе с высоким уровнем — 2%. Это говорит о том, что больше потенциала было у преподавателей групп с низким и средним уровнями развития конкурентоспособности, поэтому при организации соответствующего рода работы были получены такие результаты.
Изменения произошли и в мотивационном критерии конкурентоспособности преподавателей. Так, в экспериментальной группе изменилось соотношение мотивации стремления к успеху и избегания неудачи. Преподаватели с низким и средним уровнем развития конкурентоспособности стали более уверены, поверили в свои силы, перестали бояться неудачи, а, наоборот, стали стремиться к успеху и конкуренции. Преподаватели с высоким уровнем развития конкурентоспособности стремились еще более конкурировать с коллегами.
В общем плане отметим, что в экспериментальной группе повысились уровень профессиональной самооценки, адекватность самооценки, устойчивость самооценки, гибкость самооценки.
Повысился процент преподавателей в группах низкого и среднего уровней развития конкурентоспособности после внедрения акмеологической технологии развития конкурентоспособности со следующими высокими показателями, которые характеризуют и являются общими предпосылками высокого уровня развития конкурентоспособности преподавателей: уравновешенность личных и профессионально значимых мотивов, преобладание познавательной и профессиональной мотивации, средний и высокий уровень развития по всем шкалам профессиональной направленности, более осознанное отношение к профессии, самостоятельность в постановке целей и создании условий для развития профессионально-педагогической деятельности; стратегии саморазвития выражаются следующим образом — педагог желает знать больше о себе, хорошо владеет навыками самосовершенствования, имеет
высокую и среднюю, более адекватную и систематически устойчивую, гибкую самооценку, средний и высокий уровень развития рефлексивных умений, профессионального самоутверждения и творческой самореализации в своей профессии, увеличение объема и содержание профессиональных знаний, умений и навыков; высокий и оптимальный уровень самосознания, более повысились оценки коллег, администрации, семьи, друзей и студентов, самооценки преподавателей по признанию в профессиональном сообществе, семье, друзьями, студентами и администрацией. Изменения в сторону улучшения произошли и в отношениях с коллегами, вышестоящим руководством и студентами, повысилась степень сформированности коммуникативных и организаторских способностей. Увеличились показатели эргич-ности, социоцентрической мотивации, стенических эмоций и активного типа саморегуляции и понизились показатели аэргичности, эгоцентрической мотивации, астенических эмоций и пассивного типа саморегуляции. В общем плане, как отметили студенты и коллеги преподавателей экспериментальной группы, в ходе эксперимента преподаватели стали более уравновешены, сдержаны, упорны и настойчивы в достижении поставленных целей. Они стали менее чувствительны к угрозе и страху, смелы, решительны, имели тягу к риску, не терялись при столкновениях с неожиданными ситуациями, верили в себя и свои возможности. Не испытывали трудностей в общении, легко вступали в контакты, умели противостоять усталости и выдерживать эмоциональные нагрузки при работе с людьми.
Основная работа с преподавателями осуществлялась по формированию компетенций инновационной компетентности, поэтому были получены изменения именно по этим показателям: так, преподавателями более осознавался характер методолого-гносеологической компетенции, они научились владеть технологической компетенцией, имели всегда четкий, осознанный алгоритм проектировочной компетенции. У них повысился уровень практической компетенции.
Таким образом, по результатам исследования в экспериментальной и контрольной группах можно сделать вывод о том, что инновационная компетентность является системообразующим фактором развития конкурентоспособности преподавателей. В этом и заключается ее роль в развитии конкурентоспособности преподавателей высшей школы.
Разработанная экспериментальная методика развития конкурентоспособности преподавателей показала положительные результаты и может быть взята за основу акмеологического сопровождения оптимизации процесса развития конкурентоспособности преподавателей, которое позволяет не только развивать конкурентоспособность преподавателя, но и оптимизировать всю профессиональную деятельность участников эксперимента.
Литература
1. Акмеология: Учебник /Под общ. ред. A.A. Деркача. М., 2002.
2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб., 2001.
3. Андреева Ю.В. Ориентация профессионального обучения журналистов на саморазвитие конкурентоспособности. Казань, 2006.
4. Баратеев В.П. Систематизация знаний в повышении конкурентоспособности // Маркетинг. 2007. № 5. С. 3-17.
5. Деркач A.A., Зазыкин В.Г. Акмеология. СПб., 2003.
6. Деркач A.A. Акмеология: личностное и профессиональное развития человека: в 5 кн. Кн.2.: Акмеологические основы управленческой деятельности. М., 2000.
7. Корнейченко Н.В. Конкурентоспособность будущего специалиста в условиях современного рынка труда //Высшее образование. 2008. № 10. С. 62-64.
8. Московский В.В. Формирование профессиональной успешности преподавателя высшей школы // Акмеология. 2007. № 3. С. 25-28.
9. Психология человека от рождения от смерти / Под ред. A.A. Реана. СПб., 2002.
© Шаймакова Ж.Б., 2009