O.A. Неф едкий, А.И. Шадрин. Особенности формирования граждане ко-патриитических ценностных ориентации у студентов военной кафедры
При выборе продуктивной копинг-стратегии студенты группы «на других» ориентируются почти в одинаковой степени на когнитивные, эмоциональные и поведенческие составляющие структуры копинг-стратегии (23,4, 26,7, 26,7). Как относительно продуктивные стратегии студентов группы «на других» выделяются примерно в равных долях когнитивные и эмоциональные составляющие структуры копинг-стратегий (55,0, 56,7, 51,6).
На основе результатов исследования копинг-стратегий испытуемых можно заключить, что студенты, ориентированные «на дело» и «на себя», в своем поведении в проблемных ситуациях больше полагаются на когнитивные составляющие структуры личности, тогда как студенты, ориентированные «на других», строят свое поведение, преимущественно полагаясь на свои эмоциональные отношения к ситуации или к окружающим людям.
Литература
1. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. - СПб.: Питер, 2006. - 940 с.
2. Lazarus R.S. (1966). Psychological stress and the coping process / New York.: McGraw-Hill.
3. Lazarus R.S. (1993). From psychological stress lo the emotions: A History of Changing Outlooks // Annual Review Psychology, 44: 1 -21.
4. Либин А.В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций: учеб. пособие. - М.: Эксмо, 2006. - 544 с.
5. Lazarus R.S. (1991). Emotion and adaptation. New York: Oxford University Press.
6. Либина E.B. Чтобы не осталась женщина одинокой. Психология совладання с жизненными кризисами и сложными ситуациями / под общ. ред. А.В,Либина. - М.: Селена, 1995.
7. Русалов В.М. Опросник структуры темперамента. - М.: Ипст-т психологии РАН, 1990.
8. Пантилеев С.Р. Методика исследования самоотношеиия. М: Смысл, 1993.
9. Rotter, J.В. (1966). Generalized expectancies for internal versus external control of reinforcement// Psychological Monograph, 80, 1 (whole No. 609).
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИИ У СТУДЕНТОВ ВОЕННОЙ КАФЕДРЫ О.А. Нефедкнн, А,Н. Шадрин
Анализ современных психологических и педагогических подходов по формированию граждапско-патриотических ценностных ориентации личности у будущих офицеров.
Реализация воспитательных задач программными методами. Принцип воспитательного воздействия предлагаемой программы основан на познавательно-эволюционной теории формирования уровня развития индивидуальности (L. Kohlberg).
Диагностика трансформации духовно-нравственных качеств личности. Изучение динамики (изменения) системы ценных ориентации у студентов, обучающихся на военной кафедре.
FEATURES OF FORMATION OF CIVIL AND PATRIOTIC VALUABLE ORIENTATIONS AT STUDENTS
OF THE MILITARY FACULTY O.A. Nefyodkin, A.N. Shadrin
The analysis of the modern psychological and pedagogical approaches on the formation of civil and patriotic valuable orientations of the person at the future officers.
Realization of the educational aims with the help of methods based on the program. The principle of the educational influence of the offered program is based on the cognitive-evolutionary theory offormation of a level of the personality 's development of (by L. Kohlberg).
Diagnostics of transformation of spiritually-moral qualities ofpersonality. Studying of dynamics (changes) of the system of valuable orientations of the students of a military faculty.
Возрастание роли военной силы, ее решающее влияние на обеспечение национальной безопасности и надежной защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства требуют повышения реальных боевых возможностей и боеготовности всех видов формирований военной организации страны. Важную составляющую функционапьной основы каждого воинского формирования составляет укомплектованность высокопрофессиональными офицерскими кадрами.
Анализ современного состояния существующей у нас системы военного образования позволяет выделить ряд факторов, негативно повлиявших на качественные параметры ее функционирования:
1. В течение последних 10-15 лет финансирование и материально-техническое обеспечение системы военного образования осуществлялось по остаточному принципу. Это привело не только к моральному устареванию и износу материально-технической базы, но и к оттоку из армии значительной части научно-педагогических кадров.
2. Отсутствие привлекательности военной службы, социальная незащищенность военнослужащих и инверсия у современной молодежи морально-нравственных ориентиров повлекли за собой снижение патриотических стремлений у молодых офицеров. Значительная часть ежегодно выпускаемых офицеров досрочно увольняется из Вооруженных Сил.
3. Оставшиеся практически неизменными условия подготовки будущих офицеров, без учета особенностей изменения мотивационно-ценностной ориентации молодежи, в современных условиях жизнедеятельности привели к снижению эффективности воспитательного процесса, к диспропорции социально значимых и прагматических подходов в системе подготовки.
Учитывая, что традиционные методы воспитания будущих офицеров, на данном этапе развития нашего общества оказались малоэффективными, можно предположить, что необходим поиск новых методов и оценок воспитания гражданско-патриотических качеств молодежи. Без кардинального осмысления всей организационной структуры системы подготовки офицерских кадров на военных кафедрах при образовательных учреждениях высшего профессионального образования, без глубокого анализа путей построения учебно-воспитательной деятельности, содержания, форм и методов подготовки, будущих офицеров невозможно будет достичь задач, поставленных государством перед обществом.
В отечественной психологии мотивация рассматривается как сложный многоуровневый регулятор жизнедеятельности человека: его поведения, деятельности. Высшим уровнем этой регуляции является сознательно-волевой. Структура мотивационной сферы - не застывшее, статическое, а развивающееся, изменяющееся в процессе жизнедеятельности образование {4; 7].
Все это, с одной стороны, позволяег рассматривать мотивационную сферу как сложную, многоуровневую неоднородную систему побудителей, включающую в себя потребности, мотивы, интересы, идеалы и т.д., а с другой - говорить о полимотивированности деятельности, поведения человека при наличии доминирующего мотива. В свою очередь, формированию и проявлению доминирующего ядра мотивов служат и ценностные ориентиры. При этом в психолого-педагогической науке различают «ценности» и «ценностные ориентации». Последние выступают как важный элемент внутренней сгруктуры личности, закрепленные жизненным опытом личности, совокупностью переживаний, различием и разделением существенного от несущественного. Они задают общую направленность интересам и устремлениям личности; иерархию индивидуальных предпочтений и образцов; целевую и мотивационную программы; уровень притязаний и престижных предпочтений; представления о должном и механизмы селекции по критериям значимости; меру готовности и решимости (через волевые компоненты) через реализацию собственного «проекта» жизни» [6; 2].
Очевидно, что объектом направленности устремлений человека могут выступать различные ценности. H.A. Бердяев, полагая, что установка иерархии ценностных ориентации является трансцендентной функцией сознания человека, в качестве таких объектов выделяет духовные, социальные и материальные ценности [1]. Д.А. Леонтьев гоже выделяет три формы существования ценностей -общественные идеалы, предметные ценности и личностные ценности [3].
Принимая во внимание все вышеизложенное, правомерно предположить, что процесс формирования гражданеко-патриотического мировоззрения студентов, при обучении их на военной кафедре, может стать эффективнее при переносе акцентов в воспитательной работе на формирование у будущих офицеров социальных и личностных ценностей. Для того чтобы процесс формирования гражданско-патриотического мировоззрения студентов сделать эффективным, необходимо дать классификацию и субординацию ценностей.
Социальные ценности - это общепризнанные поведенческие стандарты, т.е. разделяемые обществом убеждения по поводу целей, которые необходимо достигнуть, и тех основных путей и средств, которые ведут к этим целям. Социальные ценности - важнейший элемент культуры, обеспечивают общую стратегическую регуляцию поведения людей. Социальными ценностями, на которые, как мы считаем, в первую очередь должны быть сориентированы студенты, обучающиеся на военной кафедре, являются любовь к Родине, готовность защищать интересы государства в мирное время и в боевой обстановке, верность государственным флагу, гербу, гимну, военной присяге, профессиональное выполнение должностных обязанностей.
O.A. Иефедкин, А.И. Шадрин. Особенности формирования гражданеко-патриотичееких ценностных ориентации у студентов военной кафедры
Исходя из диалектического взаимодействия интереса, ценностей и мотивации деятельности решение триединой задачи создает условия непосредственного воздействия на мотивацию студентов уже в стенах военной кафедры образовательного учреждения высшего профессионального образования через убеждение, разъяснение и стимуляцию внутренней работы по самосознанию, переосмыслению себя и социальной действительности, а также через развитие интереса к военной профессии и возможной вооруженной защите Отечества.
Нами установлен и апробирован комплекс педагогических условий, обеспечивающих эффективность реализации системы гражданско-патриотического воспитания студентов в период их обучения на военной кафедре. Определена тактика формирования у будущих офицеров мотивации изучения военно-профессиональной деятельности, при этом важнейшим фактором является стимулирование рефлективных процессов. Они обеспечивают осознание будущими защитниками Отечества значимости обладания военно-профессиональными знаниями и умениями, целевой установки на овладение этими умениями, актуализации знаний, лежащих в основе формирования их гражданской позиции. Нами активно используется система суммарной и рейтинговой оценки каждого обучаемого по практическим военно-прикладным навыкам и теоретической подготовленности в вопросах военно-профессиональных ключевых компетенций. Это стало возможным при выполнении комплекса условий:
1) использование нетрадиционных педагогических технологий для формирования высокой мотивации военно-профессион&тьной деятельности (применение последовательных взаимосвязанных действий, направленных для решения конкретных задач и воплощения на практике заранее спланированного педагогического процесса, в частности с применением приемов и схем так называемого когнитивно-эволюционного подхода к нравственному развитию молодых членов нашего общества). Например, применение гипотетических дилемм Л. Кольберга, адаптированных к тем задачам, которые решаются на военной кафедре по подготовке и воспитанию студентов.
2) целенаправленная работа по стимулированию интереса к военной службе, основанная на активном включении обучаемых в учебную, служебно-боевую и общественную деятельность (вовлечение в военно-патриотическую, оборонно-массовую, военно-шефскую, научную, культурно-массовую работу военной кафедры, вуза и др. виды деятельности).
3) проведение среди учебных взводов смотра-конкурса военно-профессиональной компетентности, включающее проявление широкого спектра социально значимых личностных качеств, необходимых будущим офицерам: чувства патриотизма, гордости за славную историю нашего Отечества; пропаганды достойного исполнения воинской обязанности и привлечения студентов младших курсов к военному обучению по программе подготовки офицеров запаса; демонстрации навыков мастерского овладения оружием и военной техникой; проявление студентами высокой организованности и воинской дисциплины, дружбы и войскового товарищества; хорошей физической подготовленности.
В основу методики формирования и развития гражданско-патриотических ценностных ориентации личности студентов положен комплекс воспитательных мероприятий, объединенных в специальную воспитательную программу, принцип воспитательного воздействия которой основан на когнитивно-эволюционной теории формирования уровня развития личности. Основные положения указанной теории (по Л. Кольбергу) содержат следующие условия:
2) развитие нравственных суждений у обучаемых вполне поддается воздействию со стороны педагогов (воспитателей);
3) движение от одной ступени к другой, более высокой, естественным путем происходит в течение нескольких лет, но этот процесс можно ускорить;
4) для обеспечения эффективного нравственного роста обучаемых необходимы ситуация морального выбора, смена социальных ролей, использование на практике приобретенных морально-этических знаний и нравственных (гражданско-патриотических в нашем случае) убеждений
5) при правильно созданных условиях нравственное развитие воспитуемых принимает необратимый характер, т.е. моральная деградация становится невозможной.
Целевая направленность реализуемой нами программы соответствует основным требованиям, предъявляемым к деятельности военных кафедр: подготовка граждан, воспитанных на основе сознательности, морально устойчивых, дисциплинированных, умеющих хранить государственную и военную тайну, обладающих высокими духовно-нравственными качествами, а также твердыми военными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешного выполнения служебных обязанно-
стей, с учетом их предназначения в войсках. Программа содержит принцип поэтапного развития системы граждане ко-патриотических ценностных ориентаций личности будущих офицеров через процессы адаптации, социализации и индивидуализации.
С момента поступления студентов на военную кафедру нами осуществлялся анализ сформированное™ у них гражданско-патриотических качеств, определись их смысложизненные позиции, мотивы, побудившие к поступлению на военную кафедру. В дальнейшем, в течение всего срока обучения, отслеживалась динамика ценностных ориентаций с учетом их иерархических смещений. В качестве базовых ценностей, предлагаемых для ранжирования респондентам, был создан семантический дифференциал. Его социокультурная основа взята нами из методики М. Рокича «Ценностные ориентации». Данная методика основана на прямом ранжировании списка ценностного терминала. Содержательная сторона иерархии структуры ценностных ориентаций определялась по величине ранга, полученной той или иной ценностью. М. Рокич, чью методику мы приняли за основу исследования динамики ценностных ориентаций личности, в своих исследованиях выделяет ценности терминальные и инструментальные. Терминальные (или целевые) ценности выражают важнейшие цели, идеалы, смысл жизни людей (например, ценность человеческой жизни, семьи, труда, свободы, безопасности, образования, здоровья, профессии, материального благополучия). В инструментальных ценностях отражены нормы, средства, качества людей, позволяющие им достигать конкретных целей (например, преданность делу, бескорыстие, любовь к Отечеству, помощь и милосердие, высокая внутренняя культура). Однако в результате предпринятой модификации вместо списков терминальных и инструментальных ценностей М. Рокича респонденты работали с одним списком. Его созданию предшествовала предпринятая нами процедура согласованности экспертных оценок. Экспертами выступили члены учебно-методической комиссии военной кафедры - семь наиболее подготовленных в военно-профессиональном плане офицеров-преподавателей, в том числе имеющих боевой опыт (коэффициент конкордации составил 84%), из 36 выделяемых М. Рокичем ценностей они отобрали для исследования 15 наиболее существенных (значительных), максимально характеризующих потенциал личности будущих офицеров. 15 отобранных экспертами ценностей были размещены поблочно - 3 блока по 5 ценностей в каждом. От первого блока к третьему социокультурный уровень представленных ценностей нарастал. Таким образом, респонденты, выбравшие при ранжировании ценности третьего блока, оценивались как социально зрелые, с выраженной гражданской ответственностью за свой народ, страну, Родину. Однако респонденты не знали о блочно-иерархическом принципе оценивания их результатов, они просто ранжировали 15 ценностей списка с позиции их значимости «здесь и сейчас». Содержательная сторона иерархии структуры ценностных ориентаций определялась по величине ранга, полученной той или иной ценностью. Для получения групповых результатов для каждой из ценностей подсчитывал ось среднее арифметическое значение ранга по данным всей группы, а затем полученные усредненные ранги всех ценностей вторично ранжировались в порядке возрастания. Результатом этой процедуры являлась среднестатистическая групповая иерархия ценностных ориентаций. При создании классификации блоков системы ценностей, представленных в нашем тесте, мы сочли возможным использовать принцип их содержательно-смысловой направленности.
Первый блок. Личностиые ценности (счастье, здоровье, свобода, возможность отдыха, развлечения).
Второй блок. Материальные ценности (производство, учеба, образование, признание, творчество).
Третий блок. Общественно-политические ценности (социально-значимые, семейные, любовь к Родине, готовность ее защищать, понятие долга, чести).
Разделив изучаемую систему ценностей на блоки, мы определили, что гражданско-патриотические ценности относятся к третьему блоку, а именно к тем социальным ценностям, воздействие на которые мы и исследуем. Их динамика (изменение) позволяет судить о целесообразности тех или иных организационно-педагогических мероприятий.
Апробация диагностических методик и составленной нами программы воспитания будущих офицеров проходила в условиях формирующего педагогического эксперимента. Из студентов учебной роты -1-4 взвод (студенты 1983-1984 года рождения) - были сформированы контрольная и экспериментальная группы (в каждой 50 человек). Обучение студентов проводилось по одной и той же программе подготовки офицеров запаса, учебные занятия и мероприятия военно-патриотической и оборонно-массовой направленности осуществлялись одним профессорско-преподавательским составом, что обеспечивало качество эксперимента. Воспитательная деятельность со студентами экспериментальной группы осуществлялась программными методами, направленными на формирование у
О.А. Нефедкин, А.Я. Шадрин. Особенности формирования гражданско-патриотических ценностных ориентации у студентов военной кафедры
них гражданско-патриотических ценностных ориентации, в то время как воспитательный процесс со студентами контрольной группы был организован по общепринятым нормам и требованиям. В ходе педагогического эксперимента мы определили, какие изменения в системе ценностных ориентации происходят у студентов, обучающихся на военной кафедре под воздействием (влиянием) нашей воспитательной Программы. Полученные показатели гражданско-патриотических ценностей свидетельствуют о статистически достоверных различиях результатов в экспериментальной и контрольной группах [5]. По завершении обучения на военной кафедре в экспериментальной группе ранг ценности «Любовь к Родине, верность Отечеству» сместился с 7,96 до значения 5,32 (р<0,01), в то время как в контрольной группе респондентов он изменился с 8,16 до значения 7,58 (р<0,01); ранг ценности «Ответственность, дисциплинированность, чувство долга» сместился в экспериментальной группе с 11,96 до значения 7,18 (р<0,001), в контрольной указанная ценность трансформировалась с 11,44 до значения 9,36 (р<0,01); «Готовность защищать то, что для тебя дорого» в экспериментальной группе изменилась с 8,82 до 5,08 (р<0,05); в контрольной указанная ценность сместилась с 9,12 до 7.74 (р<0,05).
Позитивные изменения в указанных выше отдельных показателях положительно отразились на нравственных качествах студентов, а также на результатах усвоения ими программы подготовки офицеров запаса. Средний балл по результатам сдачи выпускных государственных экзаменов у студентов контрольной группы составляет 3,88, в то время как у студентов экспериментальной группы -4,26.
Мониторинг нравственных качеств у студентов проводился на военной кафедре после каждого периода обучения. За основу оценки уровня сформированности духовно-нравственных качеств нами применен психометрический метод Дюке, модифицированный с учетом специфики решаемых задач исследования. Для этого нами была разработана и внедрена в воспитательную практику офицеров-преподавателей методика диагностики уровня духовно-нравственных качеств у студентов, обучающихся на военной кафедре. Индивидуальные оценочные листы включали в себя 23 показателя с 10-балльной системой оценок. Объективность оценивания достигалась в процессе применения тренд-анализа: усредненная оценка состояла из суммы оценки самого опрашиваемого, оценок, выставленных ему взводом, и оценки офицера - куратора.
При обобщении результатов диагностики, характеризующих среднегрупповые величины учебных взводов, определялась средняя арифметическая оценка уровня развития каждого изучаемого качества личности. Нами использовалась 10-балльная система оценок. Интервал между баллами составлял 0,5 сигмы. Это позволяло выделять приоритетные характеристики учебного взвода (наиболее близкий к 10-ти баллам, к идеальному показателю) и проблемные характеристики (наименьший показатель). Таким образом, если усредненные оценки уровней 23 нравственных качеств личности разместить на 23 лучах, имеющих 10-балльные оценочные шкалы, можно получить звездчатую диаграмму уровня духовно-нравственных качеств респондентов в отдельно взятый период измерений. Результаты измерений представлены на рис. 1 и 2.
Представленная методика позволяет наблюдать динамику развития личности будущего офицера; анализировать состояние воспитательного процесса как в отношении каждого обучаемого, так и учебного взвода в целом; определять приоритетные направления в воспитательной работе.
Таким образом, результаты экспериментально-опытной работы, анализ итогов сдачи выпускных государственных экзаменов по военной подготовке, анализ аттестационных материалов студентов контрольной и экспериментальной групп свидетельствуют об эффективном влиянии Программы по формированию гражданско-патриотических ценностных ориентации личности у студентов, обучающихся на военной кафедре. Все это дает нам основание утверждать необходимость и целесообразность внесения изменений в существующие общепринятые формы патриотической воспитательной работы среди студентов и творческое использование предложенной нами Программы.
Проводимая военно-патриотическая работа является неотъемлемой составной частью деятельности по подготовке граждан к выполнению важнейших социальных функций в различных сферах жизни и конституционного долга по защите Отечества. Задачи по военно-патриотическому воспитанию студентов решаются в процессе учебных занятий на военной кафедре, а также во внеучебное время, и могут быть адаптированы к условиям современной школы, деятельности учреждений дополнительного образования, в работе оборонно-спортивных, военно-патриотических клубов.
Готовность прийти на помощь ПатрнотнзуТ^ДЛч^^ив^^исииплинированность Коллективизм
Физическая активность, Интерес к истории своего края
Интерес к родной культуре,
Нравственность поступко]
Культура речи, обшени:
^важеиис к старшим (командирам) ружелюбие
Забота о подчиненных
Трудолюбие
¿Ответственность
ннциативность ерпимость
Наличие принципов и убеждение
Позитивное отношение к исполнен»? л
т \ ^^ЦАКТИВНОСТЬ в жизни
воинской обязанности ^ I
Любовь к Роднне^^'и^ув'^Ьлктивность в военном образовании
Творческая направленность
'Зачисление на военную кафедру а Окончание 1 года обучения
■военно-профессиональная модель Окончание 2 года обучения
Рис. 1. Динамика трансформации духовно-нравственных качеств у студентов экспериментальной группы
Исследование ценностей будущих офицеров, проходящих обучение на военной кафедре, можно рассматривать в качестве приоритетной и наиболее сложной задачи, так как именно от реально сложившихся идейно-нравственных, ценностных установок, ориентаций и личных идеалов офицеров в решающей мере зависит тот «ценностный ключ» воспитательно-педагогической деятельности, которым он воспользуется в будущем.
Готовность прийти на помощь Патр иотиз?у}дЩ|ЦУУ ""».ц^ ис ни плин про ванно ст ь
Коллективизм, Физическая активно
Интерес к истории своего края Интерес к родной культуру Нравственность поступков^
Культура речи, общен
Наличие принципов и убеждени Позитивное отношение к
исполнению воинской обязанности
Любовь к Родин
Уважение к старшим (командирам)
рулелюбие
Забота о подчиненных
.Трудолюбие
Огнетст ненноегь
нициативность
ериимоегь
ивность в жизни вность в военном образовании Творческая направленность
—с1—-Зачисление на военную кафедру ■^-г1 Военно-профессиональная модель
Окончание 1 года обучения -Ж— Окончание 2 года обучения
Рис.2 Динамика трансформации духовно-нравственных качеств у студентов контрольной 1руипы
O.A. Нефедкин, A.H. Шадрин. Особенности формирования граждане ко-патриотических ценностных ори-ентаций у студентов военной кафедры
Литература
1. Бердяев H.A. Сульба России. - М., 1990.
2. Всемирная энциклопедия: Философия / сост. A.A. Грицаноа. - М.; Минск, 2001.
3. Леонтьев Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции // Вопросы философии. -1996. 5. -С. 15-26.
4. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. - М.: Наука, 1984.
5. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб: Социально-педагогический центр, 19%.
6. Словарь практического психолога. - Минск, 1997.
7. Яницкий М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000.