Научная статья на тему 'Теоретическое обоснование содержательных компонентов системы воспитания офицерских кадров на базе учебного военного центра'

Теоретическое обоснование содержательных компонентов системы воспитания офицерских кадров на базе учебного военного центра Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
51
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ВОСПИТАНИЯ / SYSTEM OF EDUCATION / МОДЕЛЬ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ / MODEL OF THE EDUCATIONAL SYSTEM / ВОСПИТАНИЕ / УЧЕБНЫЕ ВОЕННЫЕ ЦЕНТРЫ / MILITARY TRAINING CENTERS / СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ КОМПОНЕНТЫ / SUBSTANTIAL COMPONENTS / МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНЫЙ БЛОК / БЛОК ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОГО И ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ / PROFESSIONAL-ORIENTED AND PERSONAL DEVELOPMENT BLOCK / БЛОК СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТИВНОСТИ / SOCIAL ADAPTABILITY BLOCK / MOTIVATIONAL-VALUE BLOC

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Байрамуков Юрий Борисович, Лушников Юрий Юрьевич

В статье определены и научно обоснованы содержательные компоненты модели воспитательной системы учебного военного центра при Сибирском федеральном университете, что позволяет осуществлять целостное воспитание личности студента, соединять воспитание и обучение в целостный педагогический процесс, вводить его в четкие организационные рамки, придавать ему системность, планомерность и целенаправленность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Байрамуков Юрий Борисович, Лушников Юрий Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE THEORETICAL BASIS OF SUBSTANTIAL COMPONENTS OF THE SYSTEM OF OFFICERS'' EDUCATION AT THE MILITARY TRAINING CENTER

In the article the author defined and scientifically justified the substantial components of the military training center's educational system model at Siberian Federal University, which allows carrying out the integral formation of a student's identity, combining formation and education in the integral pedagogical process, bringing it in a clear institutional framework, giving it systemacity, regularity and purposiveness.

Текст научной работы на тему «Теоретическое обоснование содержательных компонентов системы воспитания офицерских кадров на базе учебного военного центра»

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫХ КОМПОНЕНТОВ СИСТЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ОФИЦЕРСКИХ КАДРОВ НА БАЗЕ УЧЕБНОГО ВОЕННОГО ЦЕНТРА

THE THEORETICAL BASIS OF SUBSTANTIAL COMPONENTS OF THE SYSTEM OF OFFICERS* EDUCATION AT THE MILITARY TRAINING CENTER

Ю.Б. Байрамуков, Ю.Ю. Лушников

Yu.B. Bayramukov, Yu.Yu. Lushnikov

Система воспитания, модель воспитательной системы, воспитание, учебные военные центры, содержательные компоненты, мотивационно-ценностный блок, блок профессионально ориентированного и личностного развития, блок социальной адаптивности. В статье определены и научно обоснованы содержательные компоненты модели воспитательной системы учебного военного центра при Сибирском федеральном университете, что позволяет осуществлять целостное воспитание личности студента, соединять воспитание и обучение в целостный педагогический процесс, вводить его в четкие организационные рамки, придавать ему системность, планомерность и целенаправленность.

The system of education; the model of the educational system; military training centers; substantial components; motivational-value block; profession-al-oriented and personal development block; social adaptability block.

In the article the author defined and scientifically justified the substantial components of the military training center's educational system model at Siberian Federal University, which allows carrying out the integral formation of a student's identity, combining formation and education in the integral pedagogical process, bringing it in a clear institutional framework, giving it systemacity, regularity and purposiveness.

Система воспитания офицерских кадров в учебных военных центрах гражданского вуза представляет собой совокупность целенаправленно определенным образом упорядоченных устойчивых связей между объектами / субъектами воспитания, явлениями (организационно-педагогические условия, управление и т. п.) и педагогическими процессами, обеспечивающих эффективность воспитания в контексте целостной подготовки специалиста и будущего офицера.

Стратегической задачей университета, на базе которого осуществляется подготовка офицеров, в соответствии с социальным заказом является подготовка компетентного специалиста, обладающего гуманистическим мировоззренческим потенциалом, культурой и гражданской ответственностью, ориентированного на про-

фессиональное и интеллектуальное творчество [Диденко, 2013, С. 56-60].

В научно-педагогической литературе система воспитания рассматривается как развивающийся во времени и пространстве комплекс взаимосвязанных компонентов (целей, совместной деятельности людей - субъектов системы, педагогической среды, системы взаимодействия и отношений, управления, обеспечивающего развитие системы).

В контексте нашего исследования педагогический процесс как совокупность последовательных педагогических действий направлен на достижение главного результата - воспитание высокомотивированного защитника Отечества; компетентного гражданского специалиста, готового с максимальной отдачей использовать полученные знания, умения и навыки, в том чис-

ле и в ратном труде; офицера с чётким пониманием чести, достоинства, гражданской позиции, нравственных основ служения Отечеству; духовно и физически развитой личности.

Система воспитания будущего офицера предполагает решение задач двух уровней. На первом уровне, который можно обозначить как стратегический, фундаментальный, обеспечивается целостный подход к формированию личности, ее общих способностей, освоению ценностей общечеловеческой и национальной культуры на всех уровнях социализации и воспитания личности, формируются качества личности, обеспечивающие направленность активности студента - будущего специалиста на укрепление устойчивости, стабильное развитие общества.

Второй уровень воспитания решает более узкие задачи в соответствии с требованиями к личности различных аспектов и сторон социально-профессиональной деятельности специалиста высшей квалификации, его социально-политической ориентации и т. п. Система

воспитания будущего военного на втором уровне должна формировать качества личности, обеспечивающие ее включенность в различные сферы жизнедеятельности общества. При этом должны учитываться интересы студентов и формироваться установка на социальную активность участие в общественно-политической жизни, культурно-досуговой деятельности и т. д.

В данном контексте задачи воспитания будущих офицеров на базе учебного военного центра при гражданском вузе могут быть интегрированы в три основных содержательных блока (модуля), что позволяет осуществлять целостное воспитание личности студента, соединять воспитание и обучение в целостный педагогический процесс, вводить его в четкие организационные рамки, придавать ему системность, планомерность и целенаправленность. Наглядно это представлено в таблице.

В связи с некоторой долей схематичности вышеуказанной структуры внесём отдельные пояснения по её компонентам.

Содержательные компоненты процесса воспитания будущих офицеров на базе УВЦ

Мотивационно-ценностный блок - Патриотизм. - Духовность. - Гражданственность. - Нравственность. - Этическая зрелость

Блок профессионально ориентированного и личностного развития - Саморазвитие. - Самоорганизация. - Развитие воли. - Военная культура. - Коммуникативная культура

Блок социальной адаптивности - Самокоррекция. - Самооценка. -Толерантность. - Физическое и соматическое здоровье

<с £

с т

о

ь

к ^

м т н о

Рч

о ^ о о

О Й &

0

1

к

«

о м

V

к

ь

1-4

<с «

м с

Мотивационно-ценностный блок можно рассматривать как один из определяющих, так как он связан с сознательным принятием ценностей (научно-мировоззренческих, военных, духовных, нравственных и т. п.) будущим офицером. Ценности, будучи осознанными, имеют фундаментальное значение для ориентации человека в мире, для определенной направленности его поведения и деятельности. При этом об-

щечеловеческие ценности делают возможным баланс интересов личности, народа и человечества, в конечном счете их выживание и поступательное развитие в мире.

Ценностные ориентации понимаются в рамках системы воспитания будущих офицеров как направленность сознания и поведения студента -будущего офицера на общественные, духовные и нравственные ценности, предпочтение тех или

X

Н

и

щ м

иных; особое личностное отношение к ним, являющееся результатом освоения социально значимых моделей деятельности, трансформации этих моделей и норм в индивидуальный опыт отношения к миру, социуму и себе. В этой связи, к примеру, специфика содержания патриотического воспитания характеризуется преобладанием эмоционального аспекта осознания над информативным.

Представляет интерес классификация групп ценностей современной России, в частности, Н.М. Шаховым выделены следующие группы ценностей, которые в совокупности составляют содержание общенациональной идеологии: государственно-конституционные; обществен-но-гражданские; нравственно-гуманистические; общественно-патриотические; военно-профес-сиональные; культурно-национальные [Шахов, 1998, с. 38].

Патриотизм в России всегда рассматривался не только как необходимое условие единства, величия и могущества Российского государства, но и как символ личного мужества и доблести. Издревле всякий военный человек знал и чувствовал, что служит делу важному и хорошему, благородному и почетному, которое всегда прославлялось всеобщею молвой, освещалось и возвеличивалось в церквах.

В контексте рассмотрения мотивационно-ценностного блока представляют также определённый интерес наблюдения Ю.М. Чуйкова о том, что развитие ценностной ориентации представляет собой взаимодействие факторов, содействующих (предпосылки) и препятствующих (барьеры) данному процессу, в частности, это мотивация обучаемого к занятиям военным делом и его освоению (данный фактор становится предпосылкой или барьером в зависимости от степени субъективной значимости будущей военной деятельности) [Чуйков, 2010, с. 213].

В этой связи большое значение придаётся воспитанию у студентов - будущих офицеров готовности к военной службе, которую понимаем как нравственное и духовное проявление личности, поскольку защищать Родину, так же как и творить добро, нельзя из корыстных целей, карьеристских и других побуждений.

В связи со сказанным можно сделать вывод, что мотивационно-ценностный блок системы воспитания будущего офицера выполняет функции целеполагания, формирования ценностно-смыслового самоопределения, духовного развития, установления правил и норм, регуляции упорядоченности жизнедеятельности на основе данных правил и норм.

Блок профессионально ориентированного и личностного развития. В рамках системы воспитания будущих офицеров большую роль играет самостоятельная работа студентов над собой в целях приобретения компетенций и определенных качеств личности, необходимых защитнику Родины, а также в целях преодоления имеющихся недостатков, в связи с чем можно говорить о значимости саморазвития и самоорганизации, проявляющихся в первую очередь в самостоятельности, которая выражается в умении принять обдуманное решение, в осуществлении намеченного, во взятии на себя ответственности за дела и поступки. Чем более гармонично и разносторонне развивается студент в контексте воспитательного процесса, тем больше он реализуется в различных сферах жизнедеятельности и тем более активны и результативны его действия в процессе учебы и будущей службы. В психолого-педагогических исследованиях организованность рассматривается как усиленная, напряжённая деятельность, направленная на реализацию поставленных задач. Это также форма самовыражения и самоутверждения личности, обусловленная не внешней, принудительной необходимостью, а осознанно принятым решением напряжённо приобретать знания, умения и навыки ради профессионального становления. Самоорганизация в этой связи - это качество личности, связанное с умением организовать себя. Именно данное качество позволяет специалисту распознавать и определять проблемы в будущей военной деятельности, в том числе связанные с прогнозированием и оценкой возможных рисков и опасностей; проводить диагностику проблемы и ставить цель; выявлять и привлекать нужные ресурсы; находить и выбрать решения; адаптировать и проводить эти решения в жизнь; оценивать решения с целью определения

их эффективности. Самоорганизация проявляется также в целеустремленности, активности, обоснованности мотивации, планировании своей деятельности, самостоятельности, быстроте принятия решений и ответственности за них, критичности оценки результатов своих действий, чувстве. При этом очевидно, что в основе самоорганизованности как качества, необходимого будущему офицеру, лежат волевые качества личности, включающие в том числе выдержку, самоконтроль, уверенность в себе, дисциплинированность. Сформированность волевых привычек личности выступает важным фактором, определяющим динамические проявления организованности: доведение начатого до конца, систематичность и последовательность действий, умение преодолевать трудности и др.

Блок социальной адаптивности. В предлагаемой системе воспитания будущих офицеров на базе УВЦ блок социальной адаптивности связан с такими качествами и умениями, как самокоррекция, самооценка, толерантность, физическое и соматическое здоровье. В плане первого из умений - умений самокоррекции - особо хотелось бы сказать о воспитании эмоциональной устойчивости, которая признаётся в сфере военного дела основой готовности к профессиональной деятельности. По мнению В.Е. Медведевой, «если информационный компонент предполагает самостоятельность мышления, интернальный локус контроля (показывает, кому или чему человек приписывает ответственность за происходящее с ним), социальный - правильность схем социального восприятия, развитую рефлексию, то эмоциональный компонент включает адекватную самооценку, эмоциональную стабильность, способствующую устойчивости к негативным эмоциональным факторам, развитую эмпа-тию и связан со степенью контроля и в то же время спонтанностью и естественностью реакций».

Недостаточный уровень эмоциональной устойчивости способствует повышению напряжения и свидетельствует о неготовности специалиста к выполнению профессиональных обязанностей в условиях повышенной опасности. В качестве составляющих сформированной эмо-

циональной устойчивости как профессионально значимого качества большинство исследователей (Л.М. Аболин, Л.П. Баданина, Б.Х. Варданян, М.И. Дьяченко, В.А. Пономаренко, O.A. Си-ротинин и др.) выделяют низкий или нормальный уровень тревожности, общий положительный эмоциональный фон, выраженный самоконтроль, высокую нормативность и организованность, уравновешенность. Сформированность данного качества включает также умения саморегуляции, в том числе коррекции и профилактики негативных эмоциональных состояний. Большое значение при этом имеет адекватная самооценка. Обдумывание поведения как мыслительный и эмоциональный механизм, срабатывающий при анализе и самоанализе воспитанности, выполняет регулирующую и саморегулирующую функции [Шилова, 2013, с. 53-62].

Таким образом, выделенные в рамках нашего исследования содержательные компоненты системы воспитания, вошедшие в основу авторской концептуальной структурно-функциональной модели воспитания будущих офицеров на базе учебного военного центра при Сибирском федеральном университете, позволяют осуществить формирование у студента общественно, профессионально и личностно значимых качеств.

Библиографический список

1. Диденко Л.А. Модель формирования инновационной воспитательной среды развития будущих педагогов с широким спектром общекультурных компетенций // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2012. № 2 (20). С. 56-60.

2. Чуйков Ю.М. Наставничество в военном вузе: Потенциальное и актуальное // Вестник КГУ им. H.A. Некрасова. 2010. Т.16. С. 213-216.

3. Шахов М.Н. Государственно-патриотическая идеология как выражение современной российской идеи // Государственно-патриотическая идеология и духовный потенциал Российской армии: матер, науч. практ. конфер. М.: Военный ун-т, 1998. 38 с.

4. Шилова М.И. Развитие инновационных систем воспитания // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2013. № 4 (26).

а

ч

с m

о

ь

к Щ

w m н о

Рч <

о ^ о о

О Й

Ei

W

н S о

Рч

W

0

1

к %

о

W V S

ь

1-4

<с п

W

с

S

X

н и

щ м

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.