Научная статья на тему 'Специфика формирования ценностного отношения студентов к героическому прошлому России'

Специфика формирования ценностного отношения студентов к героическому прошлому России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
533
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / ЦЕННОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ГЕРОИЧЕСКОЕ ПРОШЛОЕ / КОНЦЕПЦИЯ / КРАЕВЕДЕНИЕ / ДУХОВНОНРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ / ПРОЕКТ / STUDENTS / APPRECIATION / HEROIC PAST / CONCEPTION / LOCAL HISTORY / MORAL EDUCATION / PATRIOTIC EDUCATION / CONCEPTUAL MODEL / PROJECT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Федорова Светлана Ивановна

В статье рассматриваются специфические особенности формирования ценностного отношения студентов к героическому прошлому России. Дан анализ педагогической литературы, в которой рассматривается проблема ценностей, воспитания студентов. В работе использованы исследования краеведческого материала. Сформирована концепция ценностного отношения студентов к героическому прошлому.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICS OF SHAPING THE STUDENTS’ APPRECIATION OF THE HEROIC PAST OF RUSSIA

The article deals with the specifics of shaping the studentsappreciation of the heroic past of Russia. The author reviews the educational literature concerned with the problem of values and students’ upbringing. The local history researches are applied, and a conception of heroic past appreciation is developed in the study.

Текст научной работы на тему «Специфика формирования ценностного отношения студентов к героическому прошлому России»

УДК 378

Федорова Светлана Ивановна

кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры философии, истории и экономической теории

Ульяновской государственной сельскохозяйственной

академии им. П.А. Столыпина

ljwtyn55@mail.ru

СПЕЦИФИКА ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ К ГЕРОИЧЕСКОМУ ПРОШЛОМУ РОССИИ

Fedorova Svetlana Ivanovna

PhD in History, Assistant Professor, Philosophy, History and Economic Theory Department Ulyanovsk State Agricultural Academy ljwtyn55@mail.ru

SPECIFICS OF SHAPING THE STUDENTS’ APPRECIATION OF THE HEROIC PAST OF RUSSIA

Аннотация:

В статье рассматриваются специфические особенности формирования ценностного отношения студентов к героическому прошлому России. Дан анализ педагогической литературы, в которой рассматривается проблема ценностей, воспитания студентов. В работе использованы исследования краеведческого материала. Сформирована концепция ценностного отношения студентов к героическому прошлому.

Ключевые слова:

студенты, ценностные отношения, героическое прошлое, концепция, краеведение, духовнонравственное воспитание, патриотическое воспитание, концептуальная модель, проект.

Summary:

The article deals with the specifics of shaping the students’ appreciation of the heroic past of Russia. The author reviews the educational literature concerned with the problem of values and students’ upbringing. The local history researches are applied, and a conception of heroic past appreciation is developed in the study.

Keywords:

students, appreciation, heroic past, conception, local history, moral education, patriotic education, conceptual model, project.

Многие исследователи сегодня акцентируют внимание на непреходящую актуальность жизненных смыслов и идеалов совершенствования личности, содержащихся в традициях, выработанных в процессе исторической жизни народа. Ценностное отношение к героическому прошлому России рассматривается как важнейшая составляющая гражданского, патриотического и духовнонравственного воспитания личности будущего специалиста.

Проблема формирования ценностного отношения студентов к героическому прошлому России является частью профессионально-личностного развития будущих специалистов. К настоящему моменту имеется ряд исследований, обращенных к процессу формирования ценностного отношения будущих специалистов к культурному и историческому наследию страны.

Различные аспекты понимания ценностных основ современной системы образования рассмотрены такими учеными, как Л.Г. Безумова, Б.С. Гершунский, М.С. Каган, А.А. Полякова, З.И. Рав-кин, Л.П. Разбегаева, В.А. Сластенин, Г.И. Чижакова, В.А. Ядов и другие.

Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что вопросы формирования ценностей и ценностных отношений личности исследованы в работах С.Ф. Анисимова, Е.П. Белозерцева, Т.И. Власовой, В.В. Гречаного, А.Г. Здравомыслова, И.А. Зимней, В.А. Караковского, Б.Т. Лихачева, С.Л. Рубинштейна, Л.В. Суровой, В.П. Тугаринова, Г.Н. Филонова, В.А. Ядова и других. Взаимосвязь ценностных ориентаций и духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения прослеживается в работах В.И. Андреева, О.А. Ильясовой, А.В. Кирьяковой, З.А. Мальковой, Е.А. Петуховой,

Н.С. Розова, Е.Н. Шиянова и других.

В некоторых исследованиях неоднократно подчеркивалась необходимость формирования в образовательном процессе ценностного отношения к истории, историческому прошлому страны. Отдельные направления данной проблемы рассматривались в более широком аспекте в работах А.А. Андреевой, А.Л. Андреева, А.В. Гулыги, А.Я. Гуревич, Ю.А. Маринкиной, С.Е. Матушкина, Е.К. Сазоновой, Е.М. Сергейчика, А.Б. Фирсова, О.М. Хлытиной и других. Однако специального изучения вопроса формирования ценностного отношения студентов к героическому прошлому России не проводилось.

Таким образом, несмотря на достижения в педагогической науке по отдельным аспектам ценностного отношения к историческому и культурному наследию прошлого, нет полного представления о возможностях образовательного процесса вуза как фактора формирования ценностного отношения студентов к истории России, недостаточно раскрываются его методологические и теоретические основания.

Ценностное отношение к героическому прошлому России является интегративным устойчивым образованием в структуре личности студента. Оно включает восприятие и понимание исторической действительности, развитие способности к ценностному осмыслению соответствующих знаний, осознание социальной значимости сохранения и возрождения исторического наследия родной страны, формирование позиции по отношению к героическому прошлому как к личностной ценности.

Ценности героического прошлого, национальной культуры в течение последних лет вытесняются схематизированными стереотипами-образцами массовой культуры, направленными на внедрение примитивного образа жизни. Происходит своеобразная «идологизация» сознания современной молодежи.

Студенчество предстает как социальная категория, специфическая общность людей, которая объединена институтом высшего образования. Формирование мотивационной сферы, системы ценностных ориентаций, усиленное развитие специальных способностей дают основание считать данный возрастной период одним из важных в развитии личностной и интеллектуальной сфер. Специалисты указывают на особое значение студенческой молодежи как огромной социальнодемографической группы, которая обладает высоким личностным и профессиональным потенциалом, ценностными приоритетами, влияющими на социальный прогресс российского общества.

Понятие «ценность» является одним из сложных в философии, социологии и психологии. Однако ценности анализируются с учетом определенных общих показателей, которые присущи в определенной степени всем формам общественного сознания: потребность, значимость, целесообразность, нормативность, продуктивность и другие. Именно в системе ценностей заложены основы формирования отношения молодых людей к героическому прошлому своей Родины.

Ценности можно назвать основополагающим компонентом духовной культуры человечества и базой в формировании индивидуального мировоззрения личности. Вопрос о природе ценностей как общественного блага и индивидуального выбора всегда волновал ученых и философов. Аксиологическая составляющая давно стала частью педагогической и психологической науки, так как формирование идеологии, взглядов, убеждений личности, поведенческих навыков, воспитание морали и нравственности всегда рассматривалось в качестве педагогической задачи.

В качестве главной составляющей ценностного отношения личности можно назвать такую систему ценностей, которая представляет собой определенный тип значимости предметов и явлений, необходимых исключительно для человека. Согласно точке зрения Л.Н. Столович, ценности по своей природе не первичны, то есть «они производны от соотношения мира человека, выражая то, что в мире, включая и то, что создал человек в процессе истории, значимо для человека» [1].

И.В. Волосков [2] анализирует теорию ценностей с точки зрения социологии. Автор, проследив развитие ценностей, начиная от античности до XIX в., делает вывод о том, что философия ценностей зародилась еще в Античности, когда появились индивидуальные ценности.

В настоящее время понятие «ценность» используется во многих научных областях и определяется по-разному, нет единого мнения в определении терминов, относящихся к содержанию и структуре ценностей.

Большой толковый психологический словарь рассматривает понятие «ценность» как:

1. Качество или свойство предмета, которое делает его полезным, желательным или ценимым.

2. Абстрактный и общий принцип относительно моделей поведения в рамках определенной культуры или общества, который посредством процесса социализации члены этого общества рассматривают как очень значимый [3].

Ценностью в социологической науке называют любой материальный или идеальный предмет, относительно которого человек или общество «принимают установку уважения, приписывают ему важную роль в жизни, а стремление к его достижению воспринимают как обязанность» [4].

Психологическая наука рассматривает ценность с точки зрения теории позитивной мотивации, согласно которой данное понятие проявляется через положительную оценку, достойное признание. Так, в вопросах ценностного отношения к героическому прошлому актуализируется ценность патриотизма, гражданственности, отношение к героическому прошлому России можно рассматривать как проявление мотивационно-ценностной ориентации личности.

Отсутствие в психологии и педагогике на протяжении длительного времени конкретного определения понятия «ценность», терминологическое разнообразие в понимании данной категории можно объяснить, во-первых, различиями в подходах к изучению данного явления, во-вторых, тем, что одно и то же определение относилось к различным, но имеющим сходство, понятиям. В.А. Ядов писал, что одно и то же определение встречается для таких терминова как «установка», «отношение», «направленность личности», «предрасположенность» или «преддиспозиция», «аттитюд», «ценностная ориентация», «убеждения», «верования» и т.д. [5].

В последнее время в психологических исследованиях ценностей и ценностных ориентаций специалистами проведен анализ, позволяющий сделать вывод о переходе на качественно новую ступень осознания проблемы и актуальности разработки новых методологических подходов в аспекте исследования ценности и ценностных ориентаций личности и группы.

К примеру, Н.А. Журавлева полагает, что в понимании ценностей разными учеными господствует относительно единый терминологический подход. Обобщая взгляды исследователей, автор отмечает, что «ценности понимаются как значимые для личности (то есть необходимые для удовлетворения потребностей) предметы и явления окружающей действительности» [6].

С точки зрения М. Рокича, ценности можно определить, как «устойчивое убеждение в том, что определенный способ поведения или конечная цель существования предпочтительнее с личной или социальной точек зрения, чем противоположный или обратный способ поведения, либо конечная цель существования» [7]. По мнению исследователя:

- истоки ценностей берут свое начало в культуре, обществе и личности;

- воздействие ценностей можно увидеть практически во всех социальных феноменах;

- общее число ценностей, которые можно назвать достоянием человека, сравнительно невелико;

- все люди обладают одними и теми же ценностями, хотя и в различной степени;

- ценности организованы в системы.

Нас интересуют ценности, на которые ориентируется конкретная личность, и, исходя из этого, мы выделяем ценности: жизненные, материальные, духовно-нравственные и профессиональные.

Понятие «ценностные ориентации» было введено в послевоенной социальной психологии в качестве аналога философского понятия ценностей, но четкое концептуальное разграничение между понятиями «ценности» и «ценностные ориентации» до сих пор отсутствует. В отечественной социальной психологии личности последнее понятие практически тождественно «личностной ценности» и используется обычно при соотнесении к мотивационно-потребностной сфере, тогда как сам по себе данный термин рассматривается в большей степени при отнесении их к смысловой сфере личности [8].

С точки зрения Н.А. Журавлевой, определяя ценностные ориентации, необходимо учитывать направленность личности в качестве совокупного критерия системы ценностей личности, устанавливающего общее направление ее деятельности. Исследователь полагает, что ценностные ориентации являются компонентом направленности личности, ее содержательной стороной: «ценностные ориентации рассматриваются как проявление направленности личности» [9], то есть можно сказать, что ценности являются составной частью направленности личности, а наряду с другими ее составляющими, доминирующие личностные ценности задают аксиологическую направленность человеку.

Структурные компоненты содержания образования определены государством на двух уровнях: федеральном и национально-региональном. Первый компонент устанавливает базовый минимум содержания и призван обеспечить единое образовательное пространство России, нормирует базовый инвариант, определяет стартовые возможности получения образования.

Изучение истории родного края способствует появлению связи региональной истории с отечественной историей, с событиями всемирного масштаба, героического прошлого родной страны, дает возможность всецело ощутить смысл понятия «историческое пространство».

Задачи изучения родной страны, ее героического прошлого ориентированы на формирование познавательной сферы личности путем приобретения, будущими специалистами определенных знаний, умений и навыков. В первую очередь, это знание фактов, позволяющих устанавливать взаимосвязь истории родного края с общим историческим процессом и его место в этом процессе. Во-вторых, формирование интеллектуальных (приобретать и перерабатывать информацию, выделять главное, существенное в изучаемом содержании, владение мыслительными операциями), общих учебных (осуществлять процесс самоуправляемой учебной деятельности, рационально организовывать выполнение краеведческой самостоятельной работы) и специальных умений. В-третьих, выработка навыков познавательной деятельности, которые представляют сбой умения и навыки структурирования текста, то есть выделения в нем целостных логических единиц.

Проведенный нами анализ отношения студентов к прошлому России свидетельствует о том, что во многих вузах г. Ульяновска накоплен определенный опыт воспитания патриотических чувств, навыков и умений, необходимых им для формирования гражданской позиции молодых людей.

В ходе исследования проводилось анкетирование студентов 2-го курса Ульяновского государственного университета, факультета искусства и культуры, в ходе которого были предложены следующие вопросы:

1. В каких музеях Ульяновска Вы были?

2. В каких музеях других городов Вы побывали?

3. Что больше всего запомнилось и понравилось в музейных экспозициях?

4. Какие виды музеев Вам известны?

5. Для чего нужны музеи?

6. Какую роль они играют в жизни людей?

Результаты проведенного опроса показали, что 70 % студентов посещали музеи в школьном возрасте, 30 % - посетили музеи, обучаясь уже в университете.

Важнейшую роль в воспитании патриотических чувств играет краеведение, которое воспитывает у студентов любовь к родным местам, помогает формировать нравственные понятия. Каждый год мы теряем около 10 000 памятников культуры: природно-архитектурных, художественных, а ведь это -духовное достояние, культурное наследие, без которого не может жить ни один народ, поэтому вопрос о сохранении и приумножении культурного до стояния необходимо решать срочно и кардинально.

В рамках создания патриотического воспитания в Ульяновске сформирован областной Коор-динальный совет по патриотическому воспитанию населения в Ульяновской области.

Для повышения патриотического подъема и эффективности процесса патриотического воспитания студентов в Ульяновской области стал проект «Начни с себя» в рамках Всероссийского проекта «Историческая память». Гражданское социально-активное движение молодежи «Начни с себя!» действует в Ульяновской области с 2009 г.

Студенты университетов работали по разным направлениям. Были составлены интерактивные карты историко-культурных памятников Ульяновской области, других регионов ПФО, нуждающихся в волонтерской помощи. Организовано интеллектуальное кураторство студентов вузов над памятниками историко-культурного наследия. Студенты профильных специальностей изучали историко-культурный потенциал территории, существующие проблемы по сохранению исторического наследия, выявляли потенциальных партнеров - операторов культурного наследия; разрабатывали предложения туристического маркетинга для предлагаемых территорий; собирали информацию и документировали следы

культурного прошлого; пропагандировали идеи сохранения исторического наследия, устанавливали особые охранные и памятные знаки. В итоге этой работы были созданы проекты средних и длительных по протяженности туристических маршрутов, туристические путеводители «Гений места», «Лучшие усадебные парки Симбирской губернии», была произведена аэросъемка для презентации на мероприятиях форума «Ульяновск - авиационная столица».

Ценным шагом проекта стала акция Международного молодежного движения «Начни с себя!». В 2009 г. данный проект был проведен в пилотной версии. Он стал механизмом решения многих проблем парка - усадьбы дворян Языковых. Проект представляет собой систему из трех эко-культурологических молодежных экспедиций, участие в каждой из которых принимали студенты вузов региона и учащихся школ.

В рамках программы «Арт-мастерская» студенты готовили проекты ландшафтной подсветки парка усадьбы Языковых, поэтический этикетаж в музее-усадьбе, проводили реконструкцию цветников усадьбы и исторического костюма.

В 2009 г. в рамках программы «В поисках родников Отечества» волонтеры проводили природоохранные мероприятия, создавали паспорта родников, расположенных близ усадьбы Языковых. В 2010 г. объектами проекта «Начни с себя!» стали 8 бывших дворянских усадеб, которые в момент своего процветания являлись экономическими, интеллектуальными, духовными центрами территорий; с ними связаны сотни имен выдающихся людей нашего края, историко-культурных событий. На базе 8 объектов в 2010 г. были созданы 8 тематических проектных экспедиций, участники которых - волонтеры, студенты и преподаватели образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования области, Приволжского федерального округа. В 2011 г. Ульяновские волонтеры создали общественный совет, который присоединился к проекту «Начни с себя!», сформировал молодежное волонтерское движение по сохранению культурного наследия народов различных государств. Были приглашены эксперты и студенты университетов из 13 стран мира. Объектами проекта в 2011 г. стали 11 достопримечательных мест в разных районах Ульяновской области. Международный волонтерский лагерь «Viva, Майна!» находился в Старомайнском районе, в 4 км от поселка Кременки. Почетными гостями стали эксперты из Нидерландов, представители «Ассоциированные школы ЮНЕСКО» региона «Волга». Кроме того, в Ульяновскую область приезжали участники проектной экспедиции: студенты университетов Турции, Латвии, Палестины, Перу, Танзании, Бразилии, Эквадора, Нигерии, Бангладеш, Китая, Болгарии и Российской Федерации. Они обсудили вопросы туристической инфраструктуры создаваемого археологического историко-культурного заповедника.

По мнению проектантов, на территории создаваемого заповедника «Старая Майна» должны находиться не только реконструкции жилищ - стоянок наших предков, но и современные объекты искусства: выставочные павильоны, скульптуры, музейные здания. Это создаст особый уникальный образ территории, будет привлекать посетителей.

Результатами работы лагеря «V^, Майна!» стали проекты туристической инфраструктуры будущей достопримечательности «Старая Майна». Их разработали участники экспедиции при взаимодействии с кураторами из Совета Европы. 28 августа 2011 г. волонтеры проекта «Начни с себя!» были направлены в с. Бородино для восстановления историко-культурного ландшафта в Государственном Бородинском военно-историческом музее-заповеднике. Одним из главных объектов Бородинского поля, реставрация которых ведется в рамках подготовки к 200-летию победы России в Отечественной войне 1812 г., является дворцово-парковый ансамбль. В нем, на месте расположения сгоревшего во время сражения господского дома, принадлежавшего семье Давыдовых, будет установлен памятный знак.

В сентябре 2011 г. в Ульяновском государственном педагогическом университете проходил культурный конгресс. В рамках конгресса была проведена Международная научно-практическая конференция, посвященная Н.М. Карамзину, открыта выставка по итогам работы археологического лагеря «Viva, Майна!», стартовал фестиваль «Дни РУДН».

В Ульяновске разработана целевая комплексная воспитательная программа «Сыны Отечества», которая действует уже на протяжении нескольких лет. Ее цель: создание в вузах единого воспитательного процесса студенчества, главной ценностью которого является личность каждого учащегося, формирование нового сознания в современном обществе: «Я - ульяновец». Воспитательная задача заключается в приобщении студентов к насущным заботам ульяновцев, к участию в различных общественных инициативах: это и знакомство с городом (экскурсии, посещение музеев, встречи с интересными людьми). Акция «Защитники Отечества»: воспитательная задача - воспитание понимания Отечества как непреходящей ценности, связи с предыдущими поколениями. Основное содержание: изучение военной и трудовой истории, сбор материалов по истории вузов, по военной истории, благотворительная деятельность.

На наш взгляд, цели духовно-нравственного воспитания студентов сводятся к трем позициям. Во-первых, необходимо создать условия для максимально полного освоения ими материальной культуры и духовных ценностей, накопленных человечеством, российским обществом, в частности. Во-вторых, необходимо помочь студенту раскрыть его внутренний мир, мировоззрение, содействуя тем усилиям, которые он сам предпринимает для самоопределения, самоутверждения, самореализации. В-третьих, стимулировать процесс познания молодым человеком героического прошлого нашей страны.

Формируемое в процессе профессиональной подготовки студентов отношение к героическому прошлому родной страны имеет внешнее и внутреннее проявления. Внешнее (социально-личностноориентированное) основывается на нравственных принципах и нормах поведения, принятых в обще-

стве. Внутреннее (индивидуально-психологическое) является выражением индивидуально-личностных особенностей субъекта: его ценностных ориентаций, личностных мотивов, установок, особенностей восприятия, нравственной культуры, гражданского сознания и другого.

Основными теоретическими подходами в формировании ценностного отношения к героическому прошлому родной страны являются:

- понятие ценностного отношения к героическому прошлому родной страны включает в себя, с одной стороны, внешнюю составляющую - необходимые знания, навыки, умения и приобретенный опыт работы с историческим материалом, а с другой - внутреннюю составляющую - степень сформирован-ности интересов, потребностей, ценностных ориентаций и других индивидуальных качеств личности;

- значение ценностного отношения к героическому прошлому родной страны в преобразовании общества и формировании личности обусловлено тем, что предполагает активное участие человека в созидании и сохранении героического прошлого родной страны для будущих поколений;

- особенности ценностного отношения к героическому прошлому родной страны отражают не только индивидуальные качества личности, но и процессы, происходящие в социуме, а также совокупный общественный опыт ценностного отношения к героическому прошлому России.

Психолого-педагогический анализ различных аспектов ценностного отношения студентов к героическому прошлому родной страны позволил выделить три основных структурных компонента: содержательный, мотивационно-ценностный и личностный. Взаимосвязь данных компонентов как целостность единого процесса формирования ценностного отношения студентов к героическому прошлому родной страны будет результативной только при достаточно высоком уровне личностного развития, сформированности высших психологических функций, сознания и социальнопсихологической зрелости личности.

Психолого-педагогические механизмы и системообразующие факторы формирования ценностного отношения к героическому прошлому родной страны являются фундаментом, на котором выстраиваются соответствующие формы, методы и средства, способствующие результативности данного процесса, что дает возможность его проектирования с учетом следующих позиций: активизации всех механизмов формирования ценностного отношения к героическому прошлому родной страны; выстраивании процесса профессиональной подготовки в вузе с учетом индивидуальных особенностей личности и спецификой образовательного пространства.

Концептуальная модель формирования ценностного отношения студентов к героическому прошлому России представляет собой научно-теоретическое структурирование образовательного процесса вуза с учетом педагогических возможностей изучения исторического материала, построенного на основе целевого, теоретико-методологического, содержательно-процессуального и критериальнодиагностического блоков, включающих цель, задачи, методологические подходы (системный, личностно-ориентированный, деятельностный, аксиологический, культурологический), принципы, функции, компоненты (мотивационно-ценностный, содержательно-практический, личностный), методическое обеспечение, диагностический инструментарий, уровни (устойчивый, ситуативный, фрагментарный), критерии и педагогические условия эффективности данного процесса.

На рисунке 1 представлена графически концептуальная модель формирования ценностного отношения студентов к героическому прошлому России.

Таким образом, основными составляющими модели формирования ценностного отношения студентов к героическому прошлому России в процессе профессиональной подготовки являются следующие блоки: целевой (содержит описание целей и задач); теоретико-методологический (включает в себя описание методологических подходов, функций и принципов); содержательнопроцессуальный (содержит описание компонентов, методов, технологий и средств реализации модели); критериально-диагностический (включает в себя критерии и уровни сформированности ценностного отношения студентов к героическому прошлому родной страны, педагогические условия).

Ссылки:

1. Столович Л.Н. Природа эстетической ценности. М., 1972. С. 31.

2. Волосков И.В. Динамика ценностей студенчества в условиях трансформации российского общества: моногр. М., 2006.

3. Большой толковый психологический словарь: в 2 т. / пер. с англ. А. Ребер. М., 2011.

4. Любимова Т.Б. Понятие ценности в буржуазной социологии // Социологическое исследование. 1970. Вып. 6. С. 307.

5. Ядов. В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности // Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975. С. 89.

6. Журавлева Н.А. Динамика ценностных ориентаций личности в российском обществе. М., 2006. 335 с.

7. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М., 2003. 487 с.

8. Андреева, Г.М. Социальная психология: учеб. для выс. учеб. заведений. М., 1997. 376 с.

9. Журавлева Н.А. Указ. соч.

1. целевой блок

2. ТЕОРЕТИКОМЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ БЛОК

Цель: сформировать ценностное отношение студентов к героическому прошлому России

Задачи: развитие устойчивого интереса к истории, культуре, традициям родной страны; формирование системы ценностных ориентаций и осознанного выбора в вопросах ценностного отношения к героическому прошлому и образованию ценностных приоритетов; приобретение и анализ социально- и личностно значимой исторической информации; приобщение к патриотическим и духовно-нравственным нормам, их усвоение и адекватное сопоставление с будущей профессиональной деятельностью; формирование навыков ценностного отношения к героическому прошлому родной страны; развитие гражданской позиции, патриотизма, адекватной самооценки и уровня притязаний, навыков нравственного самоанализа, самовоспитания и саморегуляции поведения.

Методологические подходы:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Системный

• Личностно-ориентированный

• Деятельностный

• Аксиологический

• Культурологический

Принципы: системности, ориентации на ценностные отношения, гуманистической направленности воспитательного пространства, ресурсности, принцип адаптивности и рефлексивности содержания, преемственности

3. СОДЕРЖАТЕЛЬНОПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ БЛОК

Технологии:

• Проектные;

• Рефлексивные;

• Модульные;

• фреймовые и другие

Методы:

Сравнительно-исторического анализа; дискуссионные; рефлексивноинновационные и другие

Средства:

исторические лектории, конференции, ролевые игры, посещение исторических мест, вечера памяти, краеведческая деятельность, экскурсии, экспедиции по родному краю, организация выставок и музейных экспозиций, самообразование

Компоненты

мотивационно-ценностныи

Содержательно-практический

Личностный

1 этап

1 этап

1 этап

2 этап

2 этап

2 этап

3 этап

3 этап

Результат:

высокий уровень сформированности ценностного отношения студентов к героическому прошлому родной страны

4. КРИТЕРИАЛЬНОДИАГНОСТИЧЕСКИЙ БЛОК

Критериии

Уровни:

устойчивый;

ситуативный:

фрагментарный

Педагогические

условия

Оценка эффективности:

• диагностический этап;

• Оценочный этап;

• Контроль;

• Итоговая эффективность

Рисунок 1 - Концептуальная модель формирования ценностного отношения студентов к героическому прошлому

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.