УДК 378
С. И. Федорова
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЙ АСПЕКТ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ
Аннотация. Постсоветское российское общество переживает системный кризис, затронувший в наибольшей степени духовную сферу и прежде всего различные аспекты политического сознания. Складывающееся в стране на сегодняшний день положение в духовном воспитании молодежи и студенчества в целом ни в какой степени нельзя охарактеризовать как благополучное. Продолжается процесс вымывания национальных духовных традиций. Именно поэтому был издан Указ Президента В. В. Путина «О совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания» и создано Управление Президента Российской Федерации. Задача заключается в том, чтобы совершенствовать государственную политику в области патриотического воспитания. Целью нашего исследования является изучение духовности студенчества, факторов, влияющих на формирование мировоззрения молодого поколения в современных условиях, преемственность поколений. При решении поставленных в работе задач использовался комплекс теоретических и эмпирических методов. Ведущими теоретическими методами являлись: историко-библиографический, системный, обобщение опыта. Эмпирические методы включали педагогическое исследование, тестирование, экспертную оценку (социолого-педагогическое исследование). Опытно-экспериментальное исследование проводилось в высших учебных заведениях г. Ульяновска и показало, что студенты в вузах, к сожалению, не знают многих национальных героев и их подвигов, заслуг перед Отечеством. Вместе с тем современное студенчество вносит вклад в становление гражданского общества, участвуя в различных региональных проектах, изучая историю малой Родины. Сделаны выводы о том, что образование и воспитание современного человека не должно быть оторванным от исторических корней, религиозных и культурных традиций своего народа. Изучение героического прошлого воспитывает у студентов причастность к делам предков, заставляет задуматься о защитниках Веры и Отечества, об их патриотических делах.
Ключевые слова: патриотическое воспитание, студенческая среда, волонтерское движение, гражданственность, духовное и нравственное развитие, субъект воспитания, объект воспитания, гуманизация общества, гуманитаризация образования.
S. I. Fedorova
SPIRITUAL-MORAL ASPECT OF PERSONALITY PATRIOTIC EDUCATION OF STUDENTS
Abstract. Relevance and research objectives Post-Soviet Russian society endures the system crisis which has most effected the spiritual sphere and, first of all, various aspects of political consciousness. The developing situation in spiritual education of youth and students in the country today as a whole in any degree can not be characterized as safe. Process of washing away of national spiritual traditions proceeds.
For this reason President Putin issued a decree «About improvement of the state policy in the field of patriotic education» and established the Administration of the President of the Russian Federation. The task consists in improving the state policy
in the field of patriotic education. The purpose of our research is to study spirituality of students, the factors influencing formation of the outlook of young generation in modern conditions, continuity of generations. Materials and methods For solution of the tasks set in the work the author used a complex of theoretical and empirical methods. Leading theoretical methods were historical and bibliographic, system, synthesis of experience. Empirical methods included pedagogical research, testing, expert assessment (sociological-pedagogical research). The skilled pilot study was carried out in higher educational institutions of Ulyanovsk. Results Research showed that the students in higher education institutions, unfortunately, don't know many national heroes and their feats, their merits for the sake of the Fatherland. At the same time, the modern students make a contribution to formation of civil society, participating in various regional projects, studying history of the Homeland. Conclusions Instruction and education of a modern person shouldn't be torn off from historical roots, religious and cultural traditions of people. Studying the heroic past cultivates participation in affairs of our ancestors in students, makes them think about the defenders of Faith and Fatherland, about their patriotic affairs.
Key words: patriotic education, student environment, volunteer movement, public spirit, spiritual and moral development, subject of education, object of education, society humanization, education humanization.
Основные задачи патриотического воспитания личности в России решаются в ходе реализации различных государственных программ, целью которых является создание системы патриотического воспитания молодежи России.
В Национальной доктрине образования в Российской Федерации в качестве приоритетных целей и задач образования названы: воспитание высоких нравственных принципов, сохранение исторической преемственности поколений, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России; воспитание молодого поколения в духе высокой нравственности [1].
В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования» определяется современный национальный воспитательный идеал гражданина России, который принимает судьбу Отечества как свою личную и осознает ответственность за настоящее и будущее своей страны [2].
В Постановлении Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 г. суть политики патриотического воспитания выражена в проведении комплекса мероприятий, направленных на становление патриотизма в качестве нравственной основы формирования активной жизненной позиции граждан [3].
В Законе Российской Федерации «Об образовании» говорится, что одним из принципов государственной политики в области образования является воспитание гражданственности в духе уважения к правам и свободам человека, любви к родине, семье [4].
В Указе Президента В. В. Путина «О совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания» и в Положении об Управлении Президента Российской Федерации по общественным проектам подчеркивается необходимость укрепления духовно-нравственных основ российского общества, совершенствования работы по патриотическому воспитанию молодежи [5].
5 октября 2010 г. была утверждена Правительством РФ третья (Новая) Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» [6], которая является продолжением предшествующих государственных программ «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы» и «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы». Новая программа сохраняет непрерывность процесса формирования патриотического сознания российских граждан как одного из факторов единения нации.
Одна из важнейших задач, поставленная в государственных программах, - создание и функционирование государственной системы патриотического воспитания в стране - в определенной степени решена. Основной целью новой Программы является дальнейшее развитие и совершенствование системы патриотического воспитания граждан. Для достижения этой цели выдвинуты следующие задачи:
- формирование у граждан Российской Федерации высокого патриотического сознания как важнейшей ценности - одной из основ духовно-нравственного единства общества;
- воспитание верности Отечеству, готовности к защите Конституционного строя;
- формирование позитивного отношения общества к военной службе и положительной мотивации у молодых людей относительно прохождения военной службы по контракту и по призыву.
Реализация новой Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» должна привести:
- к положительной динамике роста патриотизма в стране;
- к возрастанию социальной и трудовой активности граждан, особенно молодежи, их вклада в развитие основных сфер жизни и деятельности общества и государства;
- к преодолению экстремистских проявлений отдельных групп граждан и других негативных явлений;
- к возрождению духовности.
Испокон веков основой патриотизма было самосознание русского народа, формировавшееся под многовековым влиянием православной церкви.
Наш земляк, историк и писатель Н. М. Карамзин акцентировал внимание на патриотической составляющей гражданственности, выделив такие разновидности любви к Отечеству, как: физическая любовь, т.е. привязанность к месту своего рождения, малой Родине; нравственная любовь, т.е. любовь к согражданам, с которыми человек растет, воспитывается, живет; политическая любовь, т.е. любовь к благу и славе Отечества и желание способствовать им во всех отношениях.
Проблемы духовных и нравственных основ патриотического воспитания молодежи не могут быть решены вне общего процесса духовного и нравственного развития россиян. В целом российская молодежь высказывается за создание гражданского демократического общества, строительство нового государства. В последние годы вместе с положительными тенденциями в экономике наблюдаются и некоторые обнадеживающие изменения в положении молодежи. В частности, усиливаются патриотические настроения молодежи, в том числе студенческой.
Студенческую среду необходимо рассматривать как субъект и объект воспитания, поэтому она играет значительную роль в воспитании и формировании личности молодых людей. Для выявления качественных основ влияния студенческой среды на отношение молодежи к патриотическим аспектам самоопределения, необходимо представить четкое понимание ключевых понятий: субъект и объект воспитания.
Основным субъектом воспитания является личность преподавателя, которая выступает и в роли объекта воспитания. Прежде всего преподаватель, осуществляя функцию коррекции и сопровождения процесса социализации и самовоспитания студентов, должен обеспечивать качество взаимодействия участников педагогического процесса вуза, в первую очередь - в аспекте реализации духовно-нравственного потенциала патриотического воспитания студенчества.
В современном воспитательном процессе все большее значение приобретает субъект-субъектное взаимодействие, в котором за каждым участником учебно-воспитательного процесса признается право и способность на толерантное и демократическое решение. При организации и реализации различных форм и методов совместной деятельности главным воспитывающим фактором может стать характер субъект-субъектных отношений: степень их гуманистичности, доброжелательности, комфортности для студентов и преподавателей. От этих условий зависит действенность и результативность воспитания в вузах. Психологическая комфортность в процессе обучения в вузе значительно влияет на настроение студента и его удовлетворенность гуманистической средой вуза.
Воспитательный процесс зависит от внешних факторов, формирующих среду функционирования высшей школы. Благоприятная среда создает возможность для творческой деятельности, свободного развития студента и педагога как основных субъектов педагогического процесса.
Изучение среды жизнедеятельности с той или иной точки зрения проводилось и проводится в рамках различных наук: философии, этики, педагогики, психологии, экологии и т. д.
Отечественная педагогика рекомендует рассматривать социальную микросреду в качестве важнейшего фактора, ускоряющего или сдерживающего процесс самореализации личности, и необходимого условия успешного развития этого процесса [7-10].
Наиболее продуктивным решение этой проблемы представляется в контексте гуманизации общества и гуманитаризации образования. Гуманитарная среда вуза, по мнению ученых, представляет собой духовно насыщенную атмосферу, обусловливающую кругозор, стиль мышления и поведения включенных в нее субъектов, стимулирующую в них потребность приобщения к общенациональным и общечеловеческим духовным ценностям.
Гуманитарную среду высшего учебного заведения следует рассматривать как культурное пространство, создаваемое определенной педагогической системой и ориентированное на формирование и развитие духовно-нравственных ценностей личности.
Социокультурная среда является частью общевузовской среды, обеспечивающей гуманистическую направленность формирования духовного мира личности и базирующейся на социально-культурной инфраструктуре вуза. Она направлена на удовлетворение потребностей и интересов личности в соответствии с общечеловеческими и национальными ценностями.
Среда вуза является частью социальной макросферы, включающей условия, необходимые для обучения и воспитания будущего специалиста в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта РФ.
Студенческая молодежь представляет интерес как поколение, которое в силу значительного образовательного уровня, активного трудоспособного возраста, динамичного социального поведения в ближайшем будущем станет основной интеллектуальной и производительной общественной силой.
Мы рассматриваем студенческую молодежь как лидирующую группу в молодежной среде. Ее отношение к героическому прошлому, национальным героям способствует формированию мировоззрения целого пласта социальной группы и показывает ее взаимоотношения со старшим поколением в различные исторические периоды, в разные социальных системах.
Формирование ценностного отношения студентов к героическому прошлому имеет внутригосударственную и международную направленность.
Исследование динамики ценностных ориентаций студентов является частью изучения проблем молодежи в целом.
В соответствии с Государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» в Ульяновской области была принята Концепция областной целевой программы «Патриотическое воспитание населения Ульяновской области» на 2013-2015 годы, целью которой явилось формирование у населения высокого патриотического сознания, возвышенного чувства и верности своему Отечеству; уважение к культурно-историческим ценностям; формирование патриотической гражданственности - наличие у человека системы социально значимых нравственных ценностных ориентиров, питающих чувства причастности к судьбе Отечества, определяющих готовность принять на себя моральную ответственность за его прошлое, настоящее, будущее.
Приоритетными направлениями деятельности стали:
- систематизация знаний о праве;
- изучение истории государственной символики, истории Герба, Флага и Гимна;
- развитие гражданской активности;
- участие в гражданских объединениях и акциях;
- обеспечение свободного развития личности и реализации способностей молодого поколения.
2006 год был объявлен годом Молодежи в Ульяновской области. Была принята программа профильной Гражданско-правовой смены «Правовой эксперимент». В рамках этой программы были проведены Областной фестиваль национального творчества Ульяновской области, видеоконференция о малоизвестных исторических местах, туристические сборы по историческим местам региона. Ожидаемые результаты:
- систематическое изучение краеведения и развития интереса у молодого поколения к культурному наследию;
- активация творческого потенциала самодеятельных коллективов в воспитании студенчества;
- формирование межнациональных отношений;
- сохранение и развитие чувства гордости за великие исторические события;
- выработка новых подходов к формированию патриотического сознания, воспитание чувства любви и гордости за свою «малую родину»;
- формирование активной жизненной позиции.
В начале 2012 г. в целях мониторинга ценностного отношения студенчества к героическому прошлому проводилось социологическое исследование среди студентов второго курса факультета искусства и культуры Ульяновского государственного университета и среди студентов первого курса Ульяновской государственной сельскохозяйственной академии, которое позволило выявить пробелы в знаниях героев Отечества со времен создания Русского государства до наших дней. Промежуточные итоги исследования показали, что современная молодежь не знакома со многими историческими героями России. В частности, студенты затруднились ответить на вопрос, кто такой Пересвет, не смогли рассказать о подвиге Н. Н. Раевского, участнике Синопского сражения 1853 г. П. М. Кошке и некоторых других.
Важной характеристикой студенческой среды вузов как субъекта воспитания выступает ее духовно-нравственный климат, т.е. система идеалов, ценностей, норм, традиций. Именно эта система дает оценку окружающей действительности и поступкам людей, определяет содержание и формы организации коллективного досуга, оказывает значительное влияние на моральнопсихологическую атмосферу учебного заведения.
Ситуация, сложившаяся в России в ходе реформаторских процессов, привела к ломке прежней системы ценностей. Следовательно, на качественно новом уровне должны рассматриваться проблемы духовных и нравственных ценностей студенчества. Поэтому очень важно подключать будущих специалистов к обсуждению и поиску решения современных проблем наравне со старшим поколением.
Духовное и экономическое возрождение России предъявляет новые требования к высшему образованию, к подготовке гармонично развитой и духовно богатой личности. Это возможно при каждодневном сочетании и взаимообогащении общечеловеческих и национальных традиций в воспитании студентов, что, несомненно, сказывается на интеллектуальном потенциале общества, утверждает и развивает гуманистическое предназначение высшей школы.
Важнейшее значение в решении проблем воспитания студентов в современных условиях имеет обновление содержания гуманитарного образования в вузах в контексте высших духовно-нравственных ценностей и идеалов отечественной традиционной культуры (любви к родной земле, своему народу, природе, семье, культурному наследию, приоритету духовных ценностей над материальными ценностями).
Внедрение общечеловеческих ценностей в сознании студенчества требует глубокого осмысления исторического прошлого и реализации теоретических положений государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы».
Моделируя образ выпускника вуза, мы исходим из того, что он представляет собой динамичную систему, которая постоянно изменяется, самосовершенствуется, наполняясь новым содержанием. Гражданско-патриотическое воспитание - многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность образовательной системы вузов по формиро-
ванию у студентов свойств, присущих характеристике гражданина, патриота своей страны:
- умение жить в условиях рынка, обеспечивая себе экономическую самостоятельность;
- способность интегрироваться в сложившуюся систему общественных отношений;
- умение устанавливать контакты с другими людьми;
- готовность к объединению для решения лично и общественно значимых проблем, к сотрудничеству и согласию;
- умение любить свою Родину;
- неприятие агрессии, насилия над личностью.
Определяя основные педагогические условия формирования гражданственности и патриотизма, следует отметить, что необходимо:
- объединить педагогические усилия вузов, органов государственнообщественного управления;
- обращаться к героическому образцу - этому традиционному для русского менталитета средству гражданского воспитания, использовать в работе достойные примеры для подражания в повседневной жизни, литературе, истории, наследии русских просветителей;
- формировать гражданственность через созидательную деятельность. Молодой человек, воспитанный в духе гражданственности, - это уникальная личность, способная самостоятельно анализировать события и явления, имеющая свою точку зрения, независимую от политической конъюнктуры, готовая сделать свой вклад в построение правового государства и гражданского общества.
Критериями эффективности реализации новой Программы по патриотическому воспитанию должны стать:
- возрождение традиционных ценностей;
- формирование новых ценностей, целей и смыслов (осознание ценности взаимопомощи, ответственность за судьбу близких людей, изменение отношения к своему городу, стране, миру);
- духовно-нравственная консолидация общества;
- упрочение единства всех этносов, проживающих на территории Ульяновской области;
- повышение готовности молодого поколения к службе в Вооруженных силах;
- повышение способности к адаптации в социуме (умение ставить и решать проблемы на основе группового взаимодействия молодого поколения).
Активизировать воспитательный потенциал можно за счет актуализации гражданских ценностей, сведения их в систему ценностно-целевых влияний:
- перевести гражданские ценности в рабочие цели образовательного учреждения и субъектов деятельности;
- ввести в содержание дисциплин («Право», «Социология», «Психология», «Педагогика»), обозначенных Госстандартом, гражданский модуль;
- усилить гражданскую направленность гуманитарного цикла.
Все это даст позитивное решение проблемы, направленной на активизацию молодежи и формирование активных граждан России.
В условиях модернизации системы высшего образования в Российской Федерации патриотическое воспитание студентов в системе государственных вузов приобретает особую значимость и актуальность. Результативность молодежной политики в стране во многом зависит от того, какова обеспеченность региональных властей полномочиями по организации работы с молодежью, какое место занимает региональное правительство по работе с молодежью.
Вопросы приобщения к культурным традициям своего края, своей малой Родины особенно актуальны в настоящее время в связи с важностью гражданского воспитания молодежи, формирования творческого, культурного поколения. В этом сложном процессе значительная роль отводится конкретным личностям.
Международный молодежный социокультурный проект «Начни с себя» (2009) является региональным компонентом Всероссийского проекта политической партии «Единая Россия» «Историческая память», направленного на поиск и возрождение исторических и культурных памятников России, способных стать центром духовного притяжения людей, и создание на их основе мемориальных и просветительных центров.
Цели проекта «Начни с себя» - создание гражданского социальноактивного движения молодежи в рамках программы партии «Единая Россия» по сохранению историко-культурного наследия «Историческая память», активизация воспитательного и мировоззренческого подходов к личности студента, привлечение ресурсов студентов к развитию музеев - памятников бывших дворянских усадеб, которые в момент своего процветания являлись экономическими, интеллектуальными, духовными центрами территорий, с ними связаны сотни имен людей края, историко-культурных событий. Формирование социальной установки «Начни с себя» - проявить свою активную позицию по отношению к родной земле.
В рамках проекта сформировалось молодежное волонтерское движение по сохранению культурного наследия народов различных государств. Программа предусматривает добровольное и посильное включение студентов в изучение и решение реальных социальных, экологических, культурных, экономических проблем вузов, региона. Значительным результатом реализации программы является успешное развитие музеев вузов. Это позволяет средствами музейной педагогики всех студентов приобщать к постижению гражданских, патриотических, духовно-нравственных ценностей.
Проект был проведен в пилотной версии в 2009 г., главной его идеей являлось привлечение ресурса молодежи к развитию музея-усадьбы Языковых как туристической территории. Языково - старинное поселение Карсун-ского района Ульяновской области, которое было основано в 1670 г. В этом поместье бывали А. С. Пушкин, Д. В. Давыдов, Д. П. Ознобишин и другие деятели культуры.
На сегодняшний день родовая усадьба является объектом культурного наследия регионального значения. Отреставрирован целый ряд объектов, в том числе некрополь представителей рода Языковых. Ежегодно здесь проводятся всероссийские пушкинские праздники поэзии: «Я - волжанин» (ко дню рождения Н. М. Языкова), «К нему не зарастет народная тропа» (ко дню памяти А. С. Пушкина), «Под сенью дружных муз...» (к годовщине приезда А. С. Пушкина в Языково).
Ульяновский проект «Начни с себя» решает задачу по созданию в парке интерактивного эмоционального пространства через современные музейные технологии.
В 2010 г. в рамках этого проекта на территории Ульяновской области работали восемь экспедиций волонтеров.
В 2011 г. объектами проекта в Ульяновской области стали: с. Языково -усадьба Языковых; с. Новый Дол - усадьба графини А. Ф. Толстой; с. Троицкое - усадьба Д. П. Ознобишина; с. Верхняя Маза - усадьба Д. В. Давыдова и др. Проект представлял собой систему из трех экокультурологических молодежных экспедиций, участие в которых принимали студенты вузов региона - Ульяновского государственного педагогического университета, Ульяновского государственного технического университета, Ульяновского государственного университета. Вузы получили технические задания для участия в программе по сохранению историко-культурного наследия 2011 г. Объектами этого проекта стали 11 достопримечательных мест в разных районах Ульяновской области.
Студенты университетов работали по разным направлениям. Были составлены интерактивные карты историко-культурных памятников Ульяновской области, других регионов Приволжского федерального округа, нуждающихся в волонтерской помощи. Организовано интеллектуальное кураторство студентов вузов над памятниками историко-культурного наследия.
Студенты профильных специальностей изучали историко-культурный потенциал территории, существующие проблемы по сохранению исторического наследия, выявляли потенциальных партнеров - операторов культурного наследия; разрабатывали предложения туристического маркетинга для предлагаемых территорий; собирали информацию и документировали следы культурного прошлого; пропагандировали идеи сохранения исторического наследия; устанавливали особые охранные и памятные знаки. В итоге были созданы проекты средних и длительных по протяженности туристических маршрутов, туристические путеводители «Гений места», «Лучшие усадебные парки Симбирской губернии», была произведена аэросъемка для презентации на мероприятиях форума «Ульяновск - авиационная столица».
Образование и воспитание современного человека не должно быть оторванным от исторических корней, религиозных и культурных традиций своего народа. Изучение героического прошлого воспитывает у студентов причастность к делам наших предков, заставляет задуматься о защитниках Веры и Отечества, об их патриотических делах.
Список литературы
1. Постановление Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г. № 751. «О национальной доктрине образования Российской Федерации». - URL: http:// www.rg.ru/2000/10/11/doktrina-dok.html.
2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Проект / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков // Вестник образования. - 2009. - Сентябрь. - № 17. - URL: www.vestnik.edu.ru/proect.html.
3. Постановление Правительства Российской Федерации 5 октября 2010 г. № 795 «О Государственной Программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 гг.». - URL: http://www.garant.ru/hotlaw/federal/280996/.
4. Федеральный Закон Российской Федерации от 10.07.2012 г. № 111-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании». - URL: http:// forum. zakonia.ru/showthread.php?t=190282.
5. Указ Президента от 20.10.2012 № 1416 «О совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания вместе с «Положением об Управлении Президента Российской Федерации по общественным проектам». -URL: http://www.referent.ru/1/205124.
6. Государственная Программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» (утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 г. № 795). - URL: http://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/99483.
7. Федорова, С. И. Духовные ценности Отечественной культуры в современном гуманитарном образовании / С. И. Федорова // Социокультурная идентичность личности в современном обществе : сб. тр. участников II Всерос. науч. конф. «Человек, культура, образование». - Ульяновск, 2007.
8. Федорова, С. И. Взаимовлияние общечеловеческих и национальных традиций в духовно-нравственном воспитании студенчества / С. И. Федорова // Формирование социокультурной идентичности личности в условиях полиэтнического региона : сб. тр. участников III науч.-практ. конф. «Человек, культура, образование». -Ульяновск, 2008.
9. Федорова, С. И. Процесс социализации молодежи / С. И. Федорова, М. Куда-шева // Университетское образование: проблемы и перспективы : сб. материалов Молодежного науч. форума. - Ульяновск, 2009. - Ч. 2.
10. Федорова, С. И. Формирование ценностного отношения молодежи к героическому прошлому / С. И. Федорова // Актуальные проблемы современного гуманитарного знания : материалы межвуз. Рос. семинара. - Саратов, 2010. - Вып. 4.
References
1. Available at: http://www.rg.ru/2000/10/11/doktrina-dok.html.
2. Danilyuk A. Ya., Kondakov A. M., Tishkov V. A. Vestnik obrazovaniya [Education bulletin]. 2009, September, no. 17. Available at: www.vestnik.edu.ru/proect.html.
3. Available at URL: http://www.garant.ru/hotlaw/federal/280996/.
4. Available at: http://forum.zakonia.ru/showthread.php?t=190282.
5. Available at: http://www.referent.ru/1/205124.
6. Available at: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/99483.
7. Fedorova S. I. Sotsiokul’turnaya identichnost’ lichnosti v sovremennom obshchestve: sb. tr. uchastnikov II Vseros. nauch. konf. «Chelovek, kul’tura, obrazovanie» [Sociocultural personality identity in modern society: collected papers of II All-Russian scientific conference “Human, culture, education”]. Ulyanovsk, 2007.
8. Fedorova S. I. Formirovanie sotsiokul’turnoy identichnosti lichnosti v usloviyakh po-lietnicheskogo regiona: sb. tr. uchastnikov III nauch.-prakt. konf. «Chelovek, kul’tura, obrazovanie» [Formation of sociocultural personality identity in poliethnic regions: collected papers of III scientific-practical conference “Human, culture, education”]. Ulyanovsk, 2008.
9. Fedorova S. I., Kudasheva M. Universitetskoe obrazovanie: problemy i perspektivy: sb. materialov Molodezhnogo nauch. foruma [University education: problems and perspectives: collected works of Youth scientific forum]. Ulyanovsk, 2009, part 2.
10. Fedorova S. I. Aktual’nye problemy sovremennogo gumanitarnogo znaniya: materialy mezhvuz. Ros. seminara [Topical problems of modern humanitarian knowledge: materials of interuniversity Russian seminar]. Saratov, 2010, no. 4.
Федорова Светлана Ивановна
кандидат исторических наук, доцент, кафедра философии, социологии и истории, Ульяновская государственная сельскохозяйственная академия имени П. А. Столыпина (г. Ульяновск, бульвар Новый Венец, 1)
E-mail: [email protected]
УДК 378 Федорова, С. И.
Духовно-нравственный аспект патриотического воспитания личности студентов / С. И. Федорова // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2013. - № 2 (26). - С. 212-222.
Fedorova Svetlana Ivanovna Candidate of historical sciences, associate professor, sub-department of philosophy, sociology and history, Ulyanovsk State Agricultural Academy named after P. A. Stolypin (Ulyanovsk, 1 Novy Venets boulevard)