Научная статья на тему 'Обращение к героическому прошлому — важнейшая доминанта современного общества (по данным социологического исследования)'

Обращение к героическому прошлому — важнейшая доминанта современного общества (по данным социологического исследования) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
432
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Ключевые слова
ПАТРИОТИЗМ / СТУДЕНЧЕСТВО / ГЕРОИЗМ / ЦЕННОСТНЫЕ СИСТЕМЫ / PATRIOTISM / STUDENT COMMUNITY / HEROISM / SYSTEMS OF VALUES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Федорова Светлана Ивановна

Проблема патриотического воспитания рассматривается автором на уровне государственной политики и конкретизируется на примере студентов вузов — поколения, которое в ближайшем будущем займет место основной интеллектуальной и производительной общественной силы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Reminiscing the Heroic Past is the Modern Society’s Dominant Idea (based on a sociological survey data)

The author is concerned with the problem of patriotic upbringing in terms of state policy focusing on university students — a current generation that in near future will become the main intellectual and society production force.

Текст научной работы на тему «Обращение к героическому прошлому — важнейшая доминанта современного общества (по данным социологического исследования)»

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ >&ЙЙЙЙЙЙЙЙЙЙ^

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

УДК 374.1:304.5

ОБРАЩЕНИЕ К ГЕРОИЧЕСКОМУ ПРОШЛОМУ — ВАЖНЕЙШАЯ ДОМИНАНТА СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА (по данным социологического исследования)

С. И. Федорова (Ульяновская государственная сельскохозяйственная академия им. П. А. Столыпина)

Проблема патриотического воспитания рассматривается автором на уровне государственной политики и конкретизируется на примере студентов вузов — поколения, которое в ближайшем будущем займет место основной интеллектуальной и производительной общественной силы.

Ключевыге слова: патриотизм; студенчество; героизм; ценностные системы.

Структура содержания образования определена государством на двух уровнях: федеральном и национально-региональном. Федеральный компонент устанавливает базовый минимум содержания. Он обеспечивает единое образовательное пространство России, нормирует базовый инвариант, определяет стартовые возможности получения образования.

Сравнивая ценностные системы поколений, мы отмечаем важнейший генерационный сдвиг, т. е. изменение роли и значения личности, повышение ее активности, самостоятельности, ее субъективности. Данные процессы оказывают заметное влияние на деятельность немалой части молодежи во всех сферах жизнедеятельности, определяя ее активность в социальных реформах.

Наличие такого генерационного сдвига позволяет выдвинуть гипотезу о возрастных параметрах социокультурных изменений российского общества. Можно предположить, что механизмом реализации данных изменений выступает социокультурное творчество молодежи — формирование ею новых ценностных систем, поведенческих моделей в рамках различных молодежных субкультур и их последующая социальная экспансия.

Современной молодежи присущи обостренное чувство нового, критическое осмысление существующих концепций, самостоятельность суждений, умение

достаточно быстро ориентироваться в постоянно изменяющемся мире. В свою очередь, большое значение этих качеств, свойств личности приводит к таким характерным особенностям студенчества, как повышенная требовательность к аргументированности не только научных, но и любых общественно-политических положений, стремление не просто принять истину, а прийти к ней в процессе самостоятельного осмысления.

Патриотизм — одно из наиболее глубоких человеческих чувств, закрепленных веками и тысячелетиями. Под ним понимаются преданность и любовь к своему Отечеству, своему народу, гордость за их прошлое и настоящее, готовность к их защите. Патриотизм представляет собой важнейшее духовное достояние личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в ее активной самореализации на благо Отечества.

Согласно Толковому словарю В. И. Даля, «патриот — любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизно-люб, отечественник или отчизник» [3]. Педагогический энциклопедический словарь дает следующее определение патриотизма: «...любовь к отечеству, к родной земле, к своей культурной среде. С этими естественными основаниями патриотизма как природного чувства соединяется его нравственное значение как обязанности и добродетели. Ясное сознание своих обязанностей по отношению к отечеству и верное их исполнение обра-© Федорова С. И., 2013

зуют добродетель патриотизма, которая издревле имела и религиозное значение... » [4].

Патриотизм составляет своего рода фундамент общественного и государственного здания, опору его жизнеспособности, одно из первостепенных условий эффективности функционирования всей системы социальных и государственных институтов. Усвоение ценностей и норм жизни, утвердившихся в обществе, — объективный, но не стихийный процесс.

Патриотизм не заложен в генах, это не природное, а социальное качество, и потому оно не наследуется, а формируется. К важнейшим задачам современности относится формирование понятий «Родина», «Отечество», «Отчизна».

Представления о патриотизме в разные исторические эпохи не изменяли своего содержания независимо от исторических, политических, социально-экономических и культурных факторов.

Сегодня проблема героизма, патриотизма активно обсуждается правительством, политиками, социологами, педагогами и средствами массовой информации.

Задачи восстановления созидательной роли патриотического духа народа, формирования патриотического самосознания у студенчества в современных условиях жизнедеятельности российского общества приобретают особую актуальность. Проблема воспитания патриотов имеет глубокие исторические корни. Прогрессивные мыслители Античности (Платон, Аристотель, Геродот) оставили бесценное наследие, касающееся воспитания подрастающего поколения. Большой вклад в разработку данного вопроса внесли Н. М. Карамзин, В. О. Ключевский, В. С. Соловьев, Л. Н. Толстой, М. А. Бакунин, В. Г. Белинский, А. И. Герцен и др.

В последние годы среди огромного количества проблем, волнующих российское общество, на передний план выдвинулась проблема обращения к героическому прошлому. Так, А. С. Ципко в работе «Ценности и борьба сознательного

патриотизма» рассматривает особенности российского патриотизма и утверждает, что патриотизм — естественное чувство каждого человека, духовная привязанность к своему народу, нации, ее прошлому и т. д. — делает человека в подлинном смысле слова. Автор подчеркивает, что «у молодых, кто душой выбрал свою Родину, свою Россию, кто не мыслит своего будущего вне ее, вызывают удивление инерция и равнодушие власти, порой не желающей. поставить на место тех, кто откровенно борется со святыми для русского человека чувствами, с идеей служения Отечеству, с российским патриотизмом, кто пытается дискредитировать и русские победы, и русские святыни» [7, с. 57].

А. С. Ципко пытается привлечь внимание россиян к ценностям и традициям российского патриотизма, к признанию исторической правды. Он проводит сравнение патриотического воспитания в России и США и подчеркивает, что гражданином Америки может считаться лишь тот, кто изучает специальный курс по истории своей страны, сдает экзамен, уважительно относится к своей армии, к человеку в мундире. Таким образом, по мнению автора, сохраняется уважение ко всем поколениям, которые жертвовали своей жизнью во имя родной страны.

В статье А. К. Быкова «Формирование патриотического сознания молодежи» также рассматривается понятие «патриотизм», на котором базируется патриотическое сознание личности, и подчеркивается, что сущностная характеристика патриотического сознания личности зависит от определения понятия «патриотизм». Автором анализируются результаты анкетирования, проведенного среди старшеклассников Карелии, которые на вопрос «Что такое патриотизм?» указали: «Патриотизм — это прежде всего ответственность за судьбу своего Отечества, готовность защищать его интересы, уважение к культуре и традициям своего народа». Анкетный вопрос «Назвали ли бы Вы себя патриотом?» показал, что более 50 % опрошенных согласились назвать себя таковыми, а около

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

30 % затруднились дать однозначный ответ [2, с. 12].

Статья Н. А. Савотиной «Гражданские ценности в контексте проблем социализации студенческой молодежи» раскрывает особенности современного воспитания в системе профессионального образования в аспекте формирования у студентов гражданской идентичности. В ней утверждается, что активизировать воспитательный потенциал образовательной среды можно за счет гражданских ценностей. Особый интерес для нашей работы представляют исследования автора, в которых подтверждается мысль о наличии глубоких аксиологических оснований для гражданского воспитания в современном вузе, предусматривающих разработку воспитательных мероприятий с расчетом на разные по ценностным основаниям группы студентов

[5, с. 41].

Хотя в последние годы и наметилось движение на пути интенсификации патриотического воспитания, обращения исследователей к теме героического прошлого и его значения для воспитания молодежи, еще остается немало сложных вопросов, требующих осмысления и конкретных решений.

Несомненно, образование и воспитание современного человека не должны быть оторванными от исторических корней, религиозных и культурных традиций своего народа. Изучение героического прошлого воспитывает у студентов причастность к делам наших предков, заставляет задуматься о защитниках Веры и Отечества, об их патриотических делах.

Возрождение утраченного населением чувства патриотизма — шаг к возрождению России. Патриотизм у всех народов является основой духовной и культурной составляющей личности, одним из важнейших элементов как индивидуального, так и общественного сознания, фундаментом общественной и государственной систем. Во всех цивилизованных странах патриотизм планомерно развивается и всячески поддерживается всеми общественными и государ-

ственными структурами, поскольку его наличие составляет основу национального единства, а от его уровня прямо зависят жизнеспособность и будущее самого государства.

Патриотическая деятельность должна иметь не столько общественный, сколько государственный статус, соответствующую государственную поддержку. Отечественный и зарубежный опыт показывает, что жизнеспособность любой нации находится в непосредственной зависимости от уровня патриотизма в сознании молодого поколения.

Проведенное нами репрезентативное социологическое исследование свидетельствует, что большинство молодых людей убеждены в абсолютной необходимости патриотического воспитания. Это подтверждается ответами на вопросы анкеты, предложенной студентам. Отвечая на вопрос «Какого человека можно назвать патриотом?», респонденты чаще всего (27 %) говорили, что таковыми, по их мнению, является тот, кто «любит свою Родину», «полностью предан своей стране», «переживает за нее и за ее граждан», «болеет за свой народ». 9 % опрошенных отметили, что патриотом можно назвать человека, который «что-то делает для страны, для народа», «заботится о благополучии страны и о людях».

Патриотическое воспитание студентов — это процесс воздействия на них с целью осознанного восприятия исторических знаний о лучших традициях российского народа, героической борьбе, подвигах, талантах, нравственных качествах сынов Отечества, уважения к Гербу, Флагу, Гимну страны.

В начале нового столетия на государственном уровне произошла реабилитация российского патриотизма. В. В. Путин в одном из своих выступлений подчеркнул, что необходимо уважать национальную историю, бережно относиться к национальным святыням, и назвал главные приоритеты патриотизма — государственность, свободу, благосостояние. Была принята Программа «Патриотическое воспитание граждан Российской

Федерации на 2011—2015 годы» [1], утвержденная Правительством 5 октября 2010 г., которая стала продолжением аналогичных программ на 2001—2005 и 2006—2010 гг. Программа разработана в соответствии с Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации и с учетом предложений федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В настоящее время проблема патриотизма активно обсуждается и в прессе, и на телевидении, и на радио. Возрождается отечественный кинематограф, в частности фильмы про войну, ориентированные на молодежь («Блокпост», «Мы из будущего» и др.). Они помогают молодому поколению выработать собственную точку зрения, увидеть нюансы и сфокусировать свое внимание на данной проблеме. Так, проект программы «Россия, голосуй!» (2009), в котором принимали участие известные политики, деятели кинематографа, режиссеры, скульпторы, привлек внимание прогрессивной общественности и способствовал формированию гражданской позиции у молодых людей. Благодаря этому и подобным проектам в нашу историю возвращаются национальные герои, такие как Александр Невский, Дмитрий Донской, Ф. Ф. Ушаков, М. И. Кутузов и многие другие.

В период перехода от общества кризисного, раздробленного к обществу стабильному, вне всякого сомнения, будет и дальше возрастать нравственная значимость понятий «Россия», «Родина», «патриотизм», «героизм», которые по своей сущности носят связующий, объединяющий характер.

Целью социологического исследования, проведенного в 2010 г. среди студентов вузов г. Ульяновска, было выявление отношения к Великой Отечественной войне. Респондентами выступили 106 чел.

На вопрос анкеты «Стоила ли победа в этой войне той горькой цены, которую за нее заплатила наша страна, — гибели 27 миллионов наших соотече-

ственников?» положительно ответили 76 % респондентов, отрицательно — 19, не имеют мнения по данному вопросу — 5 %.

Вопрос «Каков лично для Вас смысл этой войны?» дал следующее распределение ответов: «война за существование нашей родины» — 44 %, «война СССР против гитлеровской Германии»— 21, «война против фашизма за свободу и демократию во всем мире» — 28, «важнейшая часть Второй мировой войны» — 5, затруднились ответить — 2 %.

На вопрос «Война началась внезапно для большинства. Поражения первых двух лет вызвали панику. Как Вы думаете, смогли бы мы победить, если бы не было приказа „Ни шагу назад!“, грозившего расстрелом отступавшим войскам, и заслонов войск НКВД, которые расстреливали отступавших?» были получены ответы: «да» — 53 %, «скорее нет» — 35, затруднились ответить — 12 % [6].

Большая часть опрошенных респондентов считают, что наш народ воевал за свою Родину и хотя победа досталась такой горькой ценой, она стоила этого. Результаты опроса свидетельствуют о том, что студенты осознанно подошли к этой проблеме, проявив свою гражданскую позицию, а воинская слава предков для современной молодежи немаловажна.

Сегодня в рамках программы по патриотическому воспитанию необходимо формировать нравственное отношение к историческому героическому прошлому России, культуре ее народов, природе, чувство гражданской ответственности за судьбу страны, народа, готовность защищать интересы государства; развивать чувство уважения к старшему поколению, его героическому прошлому; шире привлекать к участию в патриотическом воспитании ветеранов Великой Отечественной войны; создавать условия для более широкого участия средств массовой информации в пропаганде патриотизма; содействовать развитию творческого потенциала журналистов, писателей, художников в области патриотического воспитания; обеспечить работникам

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

средств массовой информации доступ к информационным ресурсам архивов, музеев для подготовки материалов по патриотическому воспитанию.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011—2015 годы» [Электронный ресурс]: утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 05.10.2010 г. № 795. — Режим доступа: http:/ /www.govemment.ru/ gov/results/12530.

2. Быков, А. К. Формирование патриотического сознания молодежи / А. К. Быков // Педагогика. — 2010.— № 9. — С. 10—20.

3. Даль, В. И. Толковый словарь русского языка / В. И. Даль. — Москва : Эксмо, 2010. — 688 с.

4. Бим-Бад, М. Педагогический энциклопедический словарь / М. Бим-Бад. — Москва : Большая Российская Энциклопедия, 2008. — 528 с.

5. Савотина, Н. А. Гражданские ценности в контексте проблем социализации студенческой молодежи / Н. А. Савотина // Педагогика. — 2010. — № 7. — С. 37—45.

6. Федорова, С. И. Патриотизм — один из решающих факторов безопасности Российского государства и его освещение в современной литературе / С. И. Федорова // Актуальные проблемы современного гуманитарного знания. — Саратов, 2010.

7. Ципко, А. С. Ценности и борьба сознательного патриотизма / А. С. Ципко. — Москва : Изд-во ЛКИ, 2009. — 288 с.

Поступила 19.07.12.

УДК 37.034-057.175

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА (на примере вуза сельскохозяйственного профиля)

И. Н. Ганиева (Технологический институт — филиал Ульяновской государственной сельскохозяйственной академии им. П. А. Столыпина,

г. Димитровград)

Рассматривается воспитательная компетентность педагога как интегральная характеристика его профессионально-педагогической деятельности. Определяются состав (структура) и содержание воспитательной компетентности преподавателя вуза сельскохозяйственного профиля и условия, при которых она формируется.

Ключевыге слова: профессиональная компетентность; воспитательная компетентность преподавателя вуза; воспитательно-ориентированная среда вуза; личность преподавателя.

Профессиональный, гражданский и патриотический долг преподавателя — быть в равной мере специалистом, воспитателем и наставником. Сегодня воспитание может и должно быть понято не только как одновременная передача опыта от старшего поколения к младшему, но и как взаимодействие и сотрудничество преподавателей и студентов в сфере их совместной учебной и внеучебной деятельности [3].

Наряду с воспитательным воздействием содержания образования огромный эффект имеет личный пример преподавателя: точность, вежливость, аккуратный внешний вид, культура речи, требовательность, последовательность, справедливая оценка. Преподаватель не

имеет права занимать позиции академической бесстрастности в вопросах духовного и нравственного становления студенческой молодежи [12, с. 121]. Профессионализм преподавателя должен оцениваться не только по качеству проводимых занятий, но и по его участию в воспитательной работе.

Одна из важнейших проблем современного профессионального образования — осуществление такой воспитательной деятельности, которая обеспечивала бы личностное и профессиональное становление студента в стенах учебного заведения [5]. Отрицательное влияние на воспитательный процесс в учреждениях профессионального образования всех уровней оказывают преоблада-© Ганиева Й. Н., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.