Научная статья на тему 'Теоретические подходы к формированию ценностного отношения студентов к героическому прошлому через духовность'

Теоретические подходы к формированию ценностного отношения студентов к героическому прошлому через духовность Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
588
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТИ / СТУДЕНЧЕСТВО / ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ДУХОВНОСТЬ / НРАВСТВЕННОСТЬ / VALUES / STUDENTS / ATTITUDE OF RESPECT / VALUE ORIENTATION / SPIRITUAL WELFARE / MORALS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Федорова Светлана Ивановна

В рамках нашей статьи центровой ценностью выступает героическое прошлое России как общечеловеческая и личностная ценность. Дается анализ исследовательских источников по героическому прошлому, а также предпринята попытка выявления различных точек зрения на духовность, нравственность, воспитание студенчества в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL APPROACHES TO SHAPING IN STUDENTS AN ATTITUDE OF RESPECT TO THE HEROIC PAST BY AFFECTING THEIR SPIRITUAL SELVES

The paper presents the heroic past of Russia as the core value being both the universal and personal one. The review considered sources of study on the heroic past and made attempt to reveal various viewpoints on spiritual welfare, morals, bringing up students in a contemporary environment.

Текст научной работы на тему «Теоретические подходы к формированию ценностного отношения студентов к героическому прошлому через духовность»

УДК 378

Федорова Светлана Ивановна

кандидат исторических наук, доцент ФГБОУ ВПО «Ульяновская ГСХА им. П.А. Столыпина». ljwtyn55@mail.ru

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ К ГЕРОИЧЕСКОМУ ПРОШЛОМУ ЧЕРЕЗ ДУХОВНОСТЬ

В рамках нашей статьи центровой ценностью выступает героическое прошлое России как общечеловеческая и личностная ценность. Дается анализ исследовательских источников по героическому прошлому, а также предпринята попытка выявления различных точек зрения на духовность, нравственность, воспитание студенчества в современных условиях.

Ключевые слова: ценности, студенчество, ценностное отношение, ценностные ориентации, духовность, нравственность.

Fiodorova Svetllana Ivanovna

Associate Prof., Candidate of History, Ulianovsk State Agricultural Academy after P.A.Stolypin ljwtyn55@mail.ru

THEORETICAL APPROACHES TO SHAPING IN STUDENTS AN ATTITUDE OF RESPECT TO THE HEROIC PAST BY AFFECTING THEIR SPIRITUAL SELVES

The paper presents the heroic past of Russia as the core value being both the universal and personal one. The review considered sources of study on the heroic past and made attempt to reveal various viewpoints on spiritual welfare, morals, bringing up students in a contemporary environment.

Keywords: values, students, attitude of respect, value orientation, spiritual welfare, morals.

Ценностное отношение к героическому прошлому родной страны рассматривается как важнейшая составляющая гражданского, патриотического и духовно-нравственного воспитания личности будущего специалиста. Обращение к героическому прошлому родной страны позволяет решать глобальные современные проблемы, связанные с разработкой стратегии и технологии выхода из глобального духовно-нравственного кризиса.

Ценностный мир личности необъятен, однако существуют некие «сквозные» ценности, которые являются практически стержневыми в любой сфере деятельности. Система ценностей человека является «фундаментом» его отношения к миру.

Интерес к ценностным ориентациям студенчества имеет особые основания. Студенчество - специфическая социальная группа, временно принадлежащая к системе образования, осуществляющая свой профессиональный выбор. Ценностные ориентации студенчества находятся в процессе становления - они неустойчивы, зависимы от различных факторов, в том числе и внешних. Изучение духовных ценностей студенчества позволяет в определенной степени наглядно проследить процесс формирования личностных ценностных систем.

В настоящее время вековечные вопросы стали все чаще рассматриваться через вектор духовности. Педагоги и политики, писатели и священнослужители указывают на то, что без возрождения духовности невозможно преодоление кризисной ситуации в России.

Категория «духовность» в настоящее время становится наиболее употребляемой как в философии, социологии, аксиологии, так и в педагогике и психологии. Духовность представляет собой попытку личности найти высший смысл своего существования, соотнести свою ограниченную во времени жизнь с непреходящими ценностями, так как обретение духовности позволит человеку приблизиться к тайне бытия, осознать глубинную связь с его предками, с миром в целом.

В «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И. Даля дается такое определение: «Душа - бессмертное духовное существо, одаренное разумом и волею» [3, с. 119].

В словаре русского языка С.И. Ожегов дает следующее определение «духа», «духовного» - это сознание, мышление, психические способности; то, что побуждает к действиям, к деятельности; начало, определяющее поведение, действия. Это «внутренняя моральная сила», «свойство души», состояние в преобладании духовных, т.е. нравственных и интеллектуальных, интересов над материальными [4].

На наш взгляд, духовность выступает как свойство сознания, как высший уровень развития личности, строящей отношения на гуманизме и стремящейся к высшим человеческим ценностям, как устойчивое состояние личности.

Н.П. Шитякова полагает, что «духовные ценности только тогда становятся неотъемлемой частью духовного мира личности, когда в этот процесс включаются способности человека к

саморазвитию, самоопределению. Духовное саморазвитие и самореализация субъекта возможны, если определена направленность духовного развития (имеется в виду направленность на ту или иную систему ценностей)» [10, с. 69].

Анализируя педагогические аспекты понятия «духовность», Е.О. Галицких дает характеристику духовности как «сложного интеллектуально-нравственного феномена, представляющего собой интегральное качество личности, характеризующее степень освоения ею духовных ценностей» [1].

Духовность представляет собой попытку личности найти высший смысл своего существования, соотнести свою ограниченную во времени жизнь с непреходящими ценностями, позволяющими молодому человеку приблизиться к тайне бытия, осознать глубинную связь с его предками, с миром в целом.

По мнению В.Г. Федотовой, в духовном мире можно вычленить три составляющие: познавательное, этическое (нравственное) и эстетическое. Основным из них является нравственность, поскольку, как считают многие специалисты, именно нравственность является основой духовной жизни человека, определяет все другие сферы его духовного бытия [8].

Нравственность и духовность существуют в неразрывном единстве, целостности и гармоничности. Смыслы задает духовность, правила и способы действий - нравственность. Категории «духовность» и «нравственность» являются основными для определения сущности понятия «духовно-нравственного воспитания личности».

Сегодня студенты как будущие специалисты должны быть психологически и практически готовыми к происходящим в обществе изменениям, к возрастающей социальной ответственности за судьбу страны и самостоятельности поведения в рамках нравственного выбора.

По мнению В.А. Сластенина, гражданственность являет собой внутреннюю свободу и уважение к государственной власти, любовь к родине и стремление к миру, чувство собственного достоинства и дисциплинированность, гармоничное проявление патриотических чувств и культуру межнационального общения. «Гражданственность - важнейшее качество современного человека, его нравственный стержень» [7, с. 129].

С точки зрения Г.Н. Филонова, гражданственность - это совокупность субъективных качеств личности [9, с. 111].

Воспитание гражданственности немыслимо без воспитания гражданина как патриота своего Отечества. Значимость этой задачи закреплена постановлением Правительства РФ в Государственной Программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» [2].

По мнению Е.Л. Райхлиной, личность гражданина как носителя патриотических ценностей готова к действиям на благо Отечества [5, с.3-4].

Особую роль в эффективном решении задач патриотического воспитания играет воспитательно-образовательное пространство высшего учебного заведения, где закладываются основы осознания студентами своей личностной и профессиональной позиции. В рамках нашего исследования образовательное пространство можно рассматривать как адаптационную среду, в которой функционируют все структуры вуза, решающие задачи обучения и воспитания, взаимодействуя друг с другом, при этом духовно-нравственная, гражданско-патриотическая атмосфера и эстетика жизнедеятельности вуза часто играют не меньшую роль в профессиональноличностном развитии студентов, чем деятельность на микроуровне этой среды.

Современное студенчество проходит свое становление в сложных условиях исчезновения многих старых ценностей и формирования новых социальных отношений. Низкую патриотическую активность студентов можно объяснить рядом причин: распадом Советского государства, политической нестабильностью в стране, отсутствием у молодежи возможностей для самореализации не только в родном городе, но и в своей стране.

Высшее образование предусматривает не только усвоение студентами дидактически преобразованного социального опыта и развитие личности на этой основе, но и сотворение образа мира и своего собственного образа в этом мире. Общественные преобразования, происходящие в нашей стране, с одной стороны, привели к девальвации многих ценностных установок, а с другой - эти преобразования способствуют развитию новых ценностей, новых ценностных установок, что вызывает необходимость искать новые пути в решении проблем духовнонравственного развития личности.

Основой духовно-нравственной культуры личности можно назвать систему ценностей и ценностных отношений, обладающих предметностью и субъективностью. В связи с этим мы

можем рассматривать ценностное отношение к героическому прошлому как отношение субъективное, выделяемое личностью из всей совокупности объективных отношений с миром.

Ценностное отношение к героическому прошлому может функционировать на всех уровнях, и в данном рассмотрении целесообразно говорить о его значении и содержании в решении проблем патриотического воспитания молодых людей и развитии духовно-нравственной культуры общества.

С точки зрения Л.Ю. Савиновой, ценностное отношение к родной стране имеет социально-психологическую основу и являет собой структурно-функциональное единство когнитивного, эмоционально-оценочного и мотивационно-поведенческого компонентов: когнитивный -реализует информационно-фиксирующую и обобщающую функции; эмоционально-оценочный -эмоционально-императивную; мотивационно-поведенческий - мотивационно-поведенческую и прогностическую функции [6, с. 9].

Исходя из данного понимания, относительно героического прошлого родной страны нельзя говорить, что человек относится к нему «никак», поэтому речь должна идти о субъективных ценностных отношениях личности во взаимодействии с героическим прошлым России.

Учитывая особенности субъективного отношения к действительности, относительно ценностного отношения к героическому прошлому можно выделить определенные показатели, свойственные практически всем типам субъективного отношения:

- эмоциональность - дает характеристику субъективного отношения к героическому прошлому родной страны по принципу «эмоциональное - рациональное»;

- доминантность - квалифицирует данные отношения по принципу «значимое - незначимое»;

- когерентность - дает характеристику данным отношениям по принципу «гармоничное -негармоничное»;

- сознательность - квалифицирует отношения по принципу «сознательное - осознанное -бессознательное»;

- устойчивость - дает характеристику данным отношениям по принципу «стабильное -изменчивое»;

- модальность - квалифицирует отношения по принципу «прагматическое - непрагматическое».

Данные свойства характеризуют сущность субъектно-личностного ценностного отношения и являются основой дальнейшего изучения ценностного отношения будущих специалистов к героическому прошлому родной страны и возможности его классификации для выявления педагогических условий эффективного формирования ценностного отношения студентов к героическому прошлому России.

На наш взгляд, можно выделить несколько общих типов, существующих, как мы понимаем, не в четком разграничении, а легко преобразующихся друг в друга в своем динамическом развитии.

1. Прагматическое отношение к героическому прошлому родной страны преобладает по степени своей интенсивности, опираясь на оценку исторического прошлого как источника ресурсов и материальных благ для человека.

2. Практическое отношение к героическому прошлому родной страны можно выразить в направленности на непрагматическую практическую деятельность с историческими объектами, которая связана с отношением к героическому прошлому родной страны как способу удовлетворения потребностей личности.

3. Охранное отношение к героическому прошлому родной страны выражается в восприятии исторического прошлого как общечеловеческой собственности, которую нужно беречь, защищать и сохранять для будущих поколений и для всего человечества в целом.

4. Этическое отношение к героическому прошлому родной страны можно охарактеризовать преобладанием этико-ценностных установок личности в ее деятельности, когда героическое прошлое родной страны воспринимается как субъект, имеющий право на существование вне зависимости от степени его полезности для человека и от желания человека.

5. Познавательное отношение к героическому прошлому родной страны связано с восприятием героического прошлого как предмета изучения.

Анализ данных параметров приводит нас к переосмыслению основных подходов и проблем формирования ценностного отношения к героическому прошлому родной страны:

- понятие ценностного отношения к героическому прошлому родной страны включает в себя, с одной стороны, внешнюю составляющую - необходимые знания, навыки, умения и при-

обретенный опыт работы с историческим материалом, а с другой стороны, внутреннюю составляющую - степень сформированности интересов, ценностных ориентаций и других индивидуальных качеств личности;

- значение ценностного отношения к героическому прошлому родной страны в преобразовании общества и формировании личности обусловлено тем, что предполагает активное участие человека в созидании и сохранении героического прошлого страны для будущих поколений;

- особенности ценностного отношения к героическому прошлому страны отражают не только индивидуальные качества личности, но и процессы, происходящие в социуме, а также совокупный общественный опыт ценностного отношения к героическому прошлому России.

Таким образом, ценностное отношение к героическому прошлому страны нельзя рассматривать только как комплекс личностных качеств, регулирующих данный процесс, а необходимо рассматривать во всем разнообразии действия механизмов, структурных и функциональных компонентов.

При анализе различных аспектов ценностного отношения студентов к героическому прошлому страны можно выделить три основных структурных компонента: мотивационноценностный, содержательно-практический и личностный, каждый из которых состоит из нескольких этапов.

1. Мотивационно-ценностный компонент состоит:

- из потребностно-мотивационного этапа, ориентированного на определение мотивов и целей предстоящей деятельности, связанной с героическим прошлым родной страны и его спецификой;

- из ценностно-ориентационного этапа, способствующего осознанному выбору и формированию ценностных ориентаций в вопросах ценностного отношения студентов к героическому прошлому родной страны и образованию ценностных приоритетов личности.

2. Содержательно-практический компонент включает три последовательных этапа развития: когнитивно-мнемонический этап способствует формированию представлений о героическом прошлом страны на основе его ценностного восприятия; интеллектуальномыслительный этап способствует осознанию и пониманию сущности и специфики ценностного отношения к героическому прошлому Отечества во всем многообразии; эмоциональнорефлексивный этап дает возможность оценить этику ценностного отношения к героическому прошлому Отечества.

3. Личностный компонент обеспечивает накопление субъективного опыта ценностного отношения студентов к героическому прошлому родной страны и выражается через специфику содержания личности. Данный компонент содержит три этапа психолого-педагогического воздействия в процессе профессиональной подготовки в вузе: воспитательный - предполагает классификацию потребностей и их переструктуризацию с целью преобладания разумнонеобходимых и жизненно-важных; обучающий - ориентирован на приобщение студента к патриотическим и духовно-нравственным нормам, их усвоение; развивающий - направлен на формирование навыков ценностного отношения к героическому прошлому.

Согласованность структурно-содержательных компонентов ценностного отношения к героическому прошлому позволяет им осуществлять основные функции в личностном и профессиональном развитии будущего специалиста. К основным функциям профессиональноличностного развития будущего специалиста мы можем отнести следующие: познавательная функция дает возможность исследовать и объяснять с позиций научных знаний особенности реализации ценностного отношения студентов к героическому прошлому; развивающая функция стимулирует процессы самосовершенствования и самореализации человека в ходе его профессионализации на основе формирования ценностных ориентаций личности; этическая функция ориентирована на обеспечение четкого следования нравственным принципам, нормам и правилам в восприятии исторического прошлого в процессе подготовки к профессиональной деятельности; регулятивная функция устанавливает факторы системного, целенаправленного формирования у студентов ценностного отношения к героическому прошлому Родины; интегративная функция гарантирует целостность процессов формирования ценностного отношения к героическому прошлому.

Осуществление этих функций во всей их совокупности дает возможность студенту оптимально применять свой потенциал в формировании ценностного отношения к героическому прошлому.

Ценностное отношение к героическому прошлому является задачей самосовершенствования, обобщенным показателем компетентности в вопросах восприятия героического прошлого, восстановления и возрождения исторического и духовного наследия, воспитания духовности и гражданственности личности.

Анализ педагогический литературы дает основание утверждать, что ценностное отношение к прошлому становится важным компонентом исторического познания личности. Формирование ценностного отношения к героическому прошлому связано с осмыслением исторических знаний и развитием способности к ценностному осмыслению исторического опыта.

Ценностное отношение к героическому прошлому России представляет собой интегративное устойчивое образование в структуре личности студента, которое включает восприятие и понимание исторической действительности, развитие способности к ценностному осмыслению исторических знаний, осознание социальной значимости сохранения и возрождения исторического наследия нашей страны; формирование позиции по отношению к героическому прошлому как к личностной ценности.

Формирование ценностного отношения к героическому прошлому страны представляет собой целенаправленный и организованный процесс, направленный на осознание и восприятие исторического прошлого как ценности; интегрирование целей взаимодействия с героическим прошлым в различных сферах общественной и профессиональной деятельности, в рамках развития общей, профессиональной и духовно-нравственной культуры личности; активное включение личности с учетом ее индивидуальных особенностей в процесс реализации ценностного отношения к героическому прошлому в профессиональной деятельности.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ:

1. Галицких Е.О. Духовное развитие студентов в процессе их образования в педагогическом вузе: Автореф. дис. канд. пед. наук / Елена Олеговна Галицких. - СПб., 1993. - 25 с.

2. Государственная Программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 - 2010 годы». Утверждена постановлением правительства Российской Федерации от 11 июля 2005 г. № 422.

3. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка/ В.И. Даль. В 4-х т. - М., 2003.

4. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская АН, Российский фонд культуры. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: АЗЪ, 1994. - 928 с.

5. Райхлина Е.Л. Развитие патриотического самосознания студентов педагогического вуза в условиях становления гражданского общества в России: Дис. ... д-ра пед. наук / Евгения Львовна Райхлина. - Тула, 2011 - 375 с.

6. Савинова ЛЮ. Педагогические условия воспитания у младших школьников ценностного отношения к Родине: Автореф. дис. ... канд. пед. наук / Людмила Юрьевна Савинова. - СПб., 2003. - 198 с.

7. Сластенин В.А. Педагогика: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 576 с.

8. Федотова В.Г. Практическое и духовное освоение действительности /В.Г. Федотова. - М.: Наука, 1991. - 132 с.

9. Филонов Г.Н. Воспитание как социально-педагогический феномен. Стратегия развития / Г.Н. Филонов. - М.: Гос. НИИ семьи и воспитания, 2000. - 160 с.

10. Шитякова Н.П. Концепция и система подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников: Дис. ... д-ра пед. наук /Наталья Павловна Шитякова. - Уфа, 2007. - 342 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.