УДК 37.012.2
ОСМЫСЛЕНИЕ СТУДЕНЧЕСТВОМ СОВРЕМЕННОЙ ИСТОРИИ РОССИИ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
С.И. Федорова
В статье проанализирован вопрос осмысления студенчеством современной истории России через призму Великой Отечественной войны. Сегодня особенно необходимо реабилитировать нравственные человеческие ценности, без которых у общества нет будущего
Ключевые слова: студенчество, героизм, Великая Отечественная война, ценностные отношения
Современный человек все чаще сталкивается с самыми непредсказуемыми, разрушительными явлениями как в самом обществе, так с явлениями природы, спровоцированными зачастую деятельностью самого человека, создающие экстремальные, опасные для жизни, ситуации, требующие героического поведения, основанного на разуме и высочайшей моральной мотивации.
Каждый человек, осознает он это или нет, оказывается перед лицом всемирного бытия и каждый человек в этом социуме причастен к происходящим событиям. Россия за последние 20 лет переживает переходные процессы в экономической, политической (переход власти к другой части элиты) и нравственной системах (ценности, идеалы). К концу столетия с особой остротой обозначились многие общественные противоречия: межнациональные, меж-конфессиональные, межгосударственные.
Многие мыслители полагали и сегодня полагают, что героизм как деятельность в экстремальных, условиях, направленный на служение человечеству, исчезнет навсегда. Сегодня особенно необходимо реабилитировать нравственные человеческие ценности, без которых у общества нет будущего. Высшим статусом обладают так называемые вечные ценности, присущие всему человечеству: признание приоритета добра перед злом, честность, милосердие, сострадание и т. д. Вместе с тем, каждая личность обладает своим набором ценностей, сформированных воспитанием, жизненным опытом, судьбой.
Каждой эпохе присущи свои ценности, которые направляют поступки и чувства человека. Сегодняшнее человечество, почти утратив высшие ценности, не имеет взаимного доверия между людьми, падает авторитет родителей, теряется уважение к жизни, отношение к героическому прошлому. Система ценностей человека является «фундаментом» его отношения к миру. Ценности - это относительно устойчивое, социально обусловленное избирательное отношение человека к совокупности материальных и духовных общественных благ.
Особое место среди ценностных ориентаций занимает понятие «герой», который может выступать как целостным представлением о главной направленности жизни человека, так и его роли в
Федорова Светлана Ивановна - УГСХА, канд. ист. наук, доцент, e-mail: [email protected], тел. 8-(495)-607-41-86
обществе, который служит образцом для подражания.
В.Э. Устьянцев пишет, что
«... цивилизационные сдвиги изменяют представления людей о ценностях жизни на рубеже тысячелетий. Глобальные проблемы цивилизации тесно связаны с ценностями человечества. Утрата ранее значимых ценностей и возникновение новых оказывает негативное влияние на развитие личностных качеств у человека. Мы вынуждены констатировать формирование аксиологического вакуума следствием, которого становится беспрецедентное падение нравственности и духовности; нарастает отчуждение общества от традиционных ценностей отечественной культуры, фрагментов социокультурного пространства» [8].
Постсоветское российское общество переживает системный кризис, затронувший в наибольшей степени духовную сферу и прежде всего различные аспекты политического сознания. В этой связи актуализируется проблема соотношения объективного и субъективного в политическом сознании молодежи, в том числе студенческой. Обыденное политическое сознание, свойственное основной массе членов общества и молодежи, характеризуется такими чертами, как эмоциональность, импульсивность, размытость, несистемность, противоречивость, стихийность суждений, оценок. Так создаются условия раздвоения сознания, противоречивости между объективными и субъективными его сторонами.
Изменения в социально-экономической, политической и духовной сферах общества и сознании людей снизили воспитательный потенциал российской культуры, искусства и образования. Это серьезный и опасный риск для российского государства, который может иметь негативные последствия для нашего народа, особенно в связи с усилением процессов глобализации во всех сферах человеческой жизнедеятельности. Именно поэтому проблема восстановления созидательной роли патриотического самосознания у студентов для жизнедеятельности российского общества в современных условиях приобретает особую значимость.
Выступая на ХУ1 Всемирном Русском Народном Соборе Святейший Патриарх и всея Руси Кирилл отметил, что «Все ... эпохальные события -как в 1612,так и в 1812 и в 1942 .были не просто столкновением двух армий., но противоборство
идеалов, в которых люди видят смысл жизни и ради которых они готовы идти на смерть..». Касаясь сегодняшнего дня, Патриарх Кирилл указал на то, что сегодня делаются попытки переписать историю, поставить под сомнение факт Куликовской битвы, уравнять нашу страну с фашистской Германией в ответственности за начало Второй мировой войны! Все эти трактовки прошлого преследуют одну цель: посеять в душах людей, в первую очередь молодых, чувство ущербности, спровоцировать желание отречься от своих предков и их наследия». [4]
Мы исследуем, какие педагогические условия необходимы для формирования ценностного отношения студентов к героическому прошлому в современном обществе и считаем, что:
1) студенческая молодежь представляет интерес как поколение, которое в силу значительного образовательного уровня, активного трудоспособного возраста, динамичного социального поведения в ближайшем будущем займет место основной интеллектуальной и производительной общественной силы;
2) студенчество несет в себе потенциальную энергию дальнейшего развития, и, следовательно, его ценности будут определять ценностное сознание всего общества, образ будущего России;
3) студенчество занимает промежуточное положение между младшей и старшей возрастными категориями;
4) в связи со значительной трансформацией главных ценностных представлений, происходящей под влиянием социо-культурных перемен, и отсутствием достаточного жизненного опыта, усложняется процесс ценностного самоопределения личности студента, что ведет к неустойчивости и разнородности ее ценностного сознания;
5) исследование динамики ценностных ориентаций студентов является частью изучения проблем молодежи в целом;
6) студенческая молодежь всегда являлась за-
метной социальной группой в обществе, влияющей на социально-экономическое и духовно-
нравственное развитие общества и отдельной личности;
7) студенты - это организованные в социум индивиды, имеющие общие цели;
8) студенческая молодежь является лидирующей группой в молодежной среде, которая оказывает влияние на ее отношение к героическому прошлому, к национальным героям.
Формирование ценностного отношения студента к героическому прошлому означает развитие его рефлексии, осознание им самого себя как субъекта патриотической деятельности и носителя определенных патриотических ценностей.
Эти факторы имеют внутригосударственную и международную направленность. В документах по реформе образования в Российской Федерации особое место отведено вопросам воспитания молодежи. Подчеркивается, что в настоящее время создаются предпосылки для обновления содержания воспитания, которое необходимо сосредоточить на форми-
ровании гуманистических, социально значимых ценностей и образцов гражданского поведения.
В подтверждение этому была разработана Программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» [1]. И в соответствии с этим разрабатываются программы на региональных уровнях, в которых особое внимание уделяется формированию высокого патриотического сознания у населения, возвышенного чувства верности своему Отечеству, формированию уважения к культурно-историческим ценностям и патриотической гражданственности.
В этих документах особое место отводится воспитанию молодого поколения, созданию предпосылок для формирования гуманистических, социально значимых ценностей и образцов гражданского поведения. Новое общество должны строить молодые люди, впитавшие в себя не только современные знания, но и имеющие свою точку зрения, свою оценку, свои представления о прошлом нашей страны.
Все деяния человечества отражаются в его духовном мире. Долгое время считалось, что молодые люди должны усваивать духовные ценности отцов и следовать им. Однако опыт жизни разных поколений показывает, что эта установка иногда оказывается мифом. Каждое поколение нравственно отличается от предыдущего. Молодежь всегда очень цепко извлекает из всего нравственного опыта человечества нужные ей моральные понятия. Сегодня особую роль играют герои в полноценном воспитании молодежи, без них невозможно становлении е государственности.
В канун 65-ой годовщины со дня Победы нашего народа над фашисткой Германией среди 87-ти студентов Ульяновской государственной сельскохозяйственной академии проводился мониторинг на их отношение к Великой отечественной войне. Вниманию студентов предлагались такие вопросы: 1. Ваше отношение к войне? 2. Благодаря чему одержана была эта победа? 3. Какая существует связь между ветеранами и молодым поколением? 4. Кого Вы считаете Героем войны? 5. Как Вы считаете, нет ли фальсификации в современной литературе по истории войны? 6. Нужен ли новый учебник по истории второй мировой войны?
Исследование показало, что респонденты в своих ответах придерживаются мнения, что победа в Великой отечественной войне была достигнута благодаря патриотизму, героизму, мужеству, воле советского народа [3].
В данной статье мы приводим выдержки из их ответов: «. Наш народ выиграл эту войну, базируясь, главным образом, я думаю, на патриотизме. », «.Победа советского народа была одержана благодаря смелости и отваге народа, любви к своей Родине, надежде на светлое и счастливое будущее нового поколения», «..Я считаю, что все люди нашей страны и нашей области должны гордиться Победой в Великой отечественной войне, вкладом наших предков в эту победу. Ведь все мы знаем, сколько героизма и патриотизма было у нашего народа во
время войны. Именно, благодаря патриотизму, любви к своему народу и своей стране была выиграна эта кровопролитная война», «.С каждым годом ветеранов становится все меньше и меньше», «. Благодаря ветеранам войны молодое поколение получили право на жизнь, на будущее»,
«. Настоящими героями Великой отечественной войны были не только отмеченные наградами и орденами офицеры, полководцы, но и, в большинстве, простые рядовые солдаты, которые шли, не жалея своих жизней, на защиту своей Родины. Зачастую они не были даже похоронены как подобает погибшим в боях. Таких героев сотни тысяч, а роль их в победе советского народа неизмерима».
«. Было совершено много подвигов, которые вызывают гордость за свою страну. Может быть, знание истории своей страны, ее героев и героического прошлого способствует развитию в человеке патриотизма», «. Герои нужны безусловно! Они нужны везде и всегда. На героев смотрят младшие поколения и хотят равняться на кумиров... Герои -это достояние и гордость всего народа», «. Мое мнение, что все, кто прошел эту войну, все, кто участвовал, все они ГЕРОИ. Просто о каких-то подвигах нам известно, а о каких-то нет. . Ведь много не дошло до нас, многое похоронено на полях сражений. Так что низкий всем поклон».
Подавляющее большинство респондентов полагают, что современные учебники в недостаточной степени освещают историю нашей страны, в том числе и Великую отечественную войну, искажая подвиги наших воинов (А. Матросов, З. Космодемьянская, молодогвардейцы и др.): «. Судя по тому, какие учебники изучают в школах, необходимость в написании нового учебниках есть. Но будет, скорее всего, очень трудно собрать все интересные факты», «. Мне кажется, учебник по истории необходим такой, где будет более подробно написано о Великой Отечественной войне», «.Новый учебник нужен, но с условием, что в нем будет достаточно уделено внимание таким событиям, как война, потому что в наше время в учебниках часто встречаются противоречия в фактах», «. Учебник, несомненно, нужен! Многое сегодня умалчивается или пишется неверно. В разных источниках множество разногласий», «. Нужен, но лишь с правдивыми и точными фактами, а не те, которые сейчас штампуют и пишут, что в Великой отечественной войне победили США».
Многие исторические факты в российском и мировом социуме фальсифицируются. Это способствует развитию социального цинизма: более
успешными признаются не те, кто отдавался бескорыстному служению общему благу, на поверку часто оказывавшемуся благом правящей элиты, а те, кто преследовал личные (материальные, политические) цели. В результате само понятие «общественное служение» теряет свой благородный смысл, превращаясь в инструмент политтехнологов или политическую риторику. Говорить о сформированной общественной солидарности, гражданском ка-
питале самодеятельного развития общественных инициатив становится очень сложно.
Московский историк Борис Соколов издал за рубежом книгу «Новые мифы о войне или Борьба с фальсификацией по-российски», в которой принижена историческая роль России, искажаются устоявшиеся представления о нашей истории, предпринята попытка подорвать чувство собственного достоинства россиян, лишив его самого главного, того, что российский народ вынес из прошлого, - гордости за свое Отечество, за наши великие свершения и вклад в мировую цивилизацию [7].
Еще в 2009 году А.Медведев подписал Указ № 549 «О комиссии при президенте РФ по противодействию фальсификации истории в ущерб интересам России» [2]. Основной задачей работы комиссии являлось противодействие фальсификации истории Великой отечественной войны.
В 2011 году Владимир Путин заявил о введении более высоких требований к учебникам истории, чтобы молодежь больше знала о Великой Отечественной войне и подвиге советской армии. Отзываясь о существующих ныне учебниках, он отметил: «Там все что угодно можно было найти, в некоторых экземплярах. Но только не то, что хребет нацизму, допустим, сломила советская армия». [6]
Воспитание современного студента нельзя сводить к процессу формирования тех или иных социальных качеств, так как воспитание есть целенаправленный процесс и результат социальнокультурного сотрудничества студента с вузовским сообществом. Основой этого процесса или своеобразной» точкой отсчета» его развития выступает базовая культура личности студента - уже сложившаяся в ходе социализации целостность свойств, качеств, ценностных ориентаций, поведенческих установок индивида.
Живая связь с историей помогает в наши дни прокладывать путь в будущее, формировать национальную идею России XXI века.
Гражданско-патриотическое воспитание в
условиях современной России объективно является и признано государством ключевым в обеспечении устойчивого политического, социально-
экономического развития и национальной безопасности России.
Литература
1. Государственная Программа «Патриотиче-
ское воспитание граждан Российской Федерации на 20112015 годы». Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010г. №795 // Федеральное архивное агентство:
http://archives.ru/programs/patriot_2015.shtml.
2. Указ Президента Российской Федерации от 15 мая 2009 г. № 549 «О Комиссии при Президенте Российской Федерации по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России» // Российская газета: http://www.rg.ru/2009/05/20/komissia-dok.html.
3. Анкеты студентов Ульяновской государственной сельскохозяйственной академии.
4. Булатов, Е. Рубежи истории - рубежи России / Е. Булатов // Столетие: Информационно-аналитическое издание Фонда исторической перспективы. 17 ноября
2012 г. - Режим доступа:
http://www.stoletie.ru/russkiiy_proekt/
rubezhi_istorii_rubezhi_rossii_995.htm.
5. Леванова Е.А., Колесова А.К., Пушкарева Т.В. Присвоение профессионально - ориентированных знаний студентами как результата профессиональной подготовки специалиста. Вестник Воронежского государственного технического университета. Том 8, № 10.2. -Воронеж, 2012. - С. 8 - 10.
6. Путин: школьники должны больше знать о
Великой Отечественной войне/
http://nws24.ru/2011/05/06/putin-shkolniki-dolzhny-bolshe-znat-o-velikoi-otechestvennoi-voine.html
7. Уроки истории: XX век.
Мір:/'^^^игокііз1огіі.ги/сиггеп1/уіе'^1539
8. Устьянцев, В.Б. Жизненное пространство цивилизации/ В.Б. Устьянцев// Пространство цивилизаций и культур на рубеже 21 века. Ч. 1. Пространство цивилизаций и культур в современном социальном познании. Саратов, 1999.
9. Федорова, С.И. Формирование ценностного отношения студентов к героическому прошлому : монография / С.И. Федорова ; Сиб. федер.ун-т ; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева [и др.]. - Красноярск : Центр информации, ЦНИ «Монография», 2013. - 104 с.
Ульяновская государственная сельскохозяйственная академия им. П.А. Столыпина
JUDGMENT STUDENTS OF MODERN HISTORY OF RUSSIA THROUGH THE GREAT
PATRIOTIC WAR PRISM
S.I. Fedorova
In paper the judgment question by students of modern history of Russia through the Great Patriotic War prism is analysed. Today it is especially necessary to rehabilitate moral human values without which society has no future
Key words: students, heroism, Great Patriotic War, valuable relations