Научная статья на тему 'Историческая память о героике в Великой Отечественной войне как фактор воспитания патриотизма и национального самосознания молодежи'

Историческая память о героике в Великой Отечественной войне как фактор воспитания патриотизма и национального самосознания молодежи Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1366
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / WORLD WAR II / ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ / HISTORICAL MEMORY / ГЕРОИКА / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / PATRIOTIC EDUCATION / HEROIC SPIRIT

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Михайлова Е.М.

Рассматриваются вопросы патриотического воспитания и формирования национального самосознания молодежи на примерах героизма советского народа в годы Великой Отечественной войны. Проводится линия концептуальной значимости преемственной передачи традиций и героического прошлого нашей страны последующим поколениям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Historical memory of the heroism in World War II as a factor of patriotic education and national consciousness of youth

The patriotic education and the formation of a national identity of the youth on the examples of the heroism of the Soviet people in the Great patriotic war are considered. The line of the conceptual significance of successive transmission of traditions and the heroic past of our country for future generations is given.

Текст научной работы на тему «Историческая память о героике в Великой Отечественной войне как фактор воспитания патриотизма и национального самосознания молодежи»

щей профессии, способностей использовать основные положения и методы риторики, судебной речи при решении профессиональных задач, так и общекультурных компетенций, необходимых для успешного осуществления профессиональной деятельности, развития правового сознания и речевой культуры современного юриста.

Учитывая, что в студенческой среде продолжает наблюдаться снижение качества речевых навыков, в том числе в сфере публичных выступлений, необходимо постоянно совершенствовать методики интерактивных форм преподавания в цикле общегуманитарного, включая языковое, и профессионального образования. Такие возможности особенно широко предоставляет современная система реформирования высшего образования.

Список литературы

1. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 04.12.2014 г. // Официальный сайт Президента РФ. URL: http:// www.kremlin.ru/news.

2. Астанина С.Ю., Шестак Н.В. Реализация компетентностого подхода в высшем профессиональном образовании. М.: СГА, 2009.

3. Гладкая И.В. Этапы становления профессиональной компетентности студентов педагогического вуза // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2013. № 155.

4. Инновационные методы в образовании: сб. материалов междунар. науч.-практ. конф. М.: РИПО ИГУМО, 2008.

5. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: ИКАР.

6. Серова О.А. Методика преподавания юриспруденции в высшей школе: конспект лекций. Самара: Самар. гуманит. акад., 2009.

7. Шестак Н.В. Профессиональное образование и компетентностный подход // Высшее образование в России. 2010. № 3. С. 38-43.

8. URL: http://methodological_terms.aca-demic.ru.

КАРТАШОВА Людмила Эдуардовна — кандидат философских наук, зав. кафедрой общегуманитарных и естественнонаучных дисциплин. Одинцовский филиал Международного юридического института. Россия. Московская область. Одинцово. E-mail: lawinstit@rambler.ru

KARTASHOVA, Ludmila Eduardovna - Candidate of Philosophy Sciences, Head of the Department of Humanities and Natural disciplines. Odintsovo branch of the International Law Institute. Russia. Moscow region. Odintsovo. E-mail: lawinstit@rambler.ru

УДК 37.035.6 (470)

ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ О ГЕРОИКЕ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ КАК ФАКТОР ВОСПИТАНИЯ ПАТРИОТИЗМА И НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ МОЛОДЕЖИ

Е.М. Михайлова

Рассматриваются вопросы патриотического воспитания и формирования национального самосознания молодежи на примерах героизма советского народа в годы Великой Отечественной войны. Проводится линия концептуальной значимости преемственной передачи традиций и героического прошлого нашей страны последующим поколениям.

Ключевые слова: Великая Отечественная война; историческая память; героика; патриотическое воспитание.

E-М. Mikhailova. HISTORICAL MEMORY OF THE HEROISM IN WORLD WAR II AS A FACTOR OF PATRIOTIC EDUCATION AND NATIONAL CONSCIOUSNESS OF YOUTH

The patriotic education and the formation of a national identity of the youth on the examples of the heroism of the Soviet people in the Great patriotic war are considered. The line of the conceptual significance of successive transmission of traditions and the heroic past of our country for future generations is given.

Keywords: World War II; historical memory; heroic spirit; patriotic education.

Важнейшим условием, обеспечивающим могущество России и развитие ее как свободного государства, является формирование у граждан, прежде всего у молодежи, высокого патриотического сознания, верности Отечеству, гражданскому долгу, готовности к выполнению конституционных обязанностей. Патриотизм понятие не абстрактное. Без воспитания у молодежи чувства патриотизма, гражданственности как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирования у нее основополагающих ценностных ориентиров, готовности к активному социальному позиционированию в обществе, высокой ответственности и дисциплинированности государство не может конструктивно развиваться.

Патриотическое воспитание приобретает особую актуальность сегодня, когда в условиях свободного гражданского общества у определенной части молодежи мы наблюдаем размывание гражданских позиций, девальвацию духовных ценностей, приобретение ими лжеценностей. Парадоксально, но это является фактом: в стране, победившей фашизм ценой огромных потерь, появились молодежные националистические организации, проповедующие шовинистические идеи [4; 9].

Гражданственность и патриотизм - понятия соподчиненные. И то, и другое основано на гражданском отношении к своему Отечеству, преданности своей стране, своему народу. И то, и другое предполагает осознанную приверженность к сохранению и упрочению культурного наследия, национальных ценностей, что является важнейшим фактором развития национального самосознания, без которого немыслимы духовное и материальное богатство страны и ее позитивные перспективы.

Подвиг старшего поколения не должен быть забыт. А потому патриотическое воспитание, воспитание чувства национальной гордости у молодежи приобретает особую актуальность. В их реализации важны социально-психологические и духовно-личностные компоненты, предполагающие доверие поколений, единство прошлого и будущего, преемственную передачу традиций и опыта старшего поколения молодым.

Российская история, особенно периода Великой Отечественной войны, - это ярчайший пример единства народа, его героизма, мужества, способности ставить во главу угла интересы Родины. Наша Победа была завоевана в упорной борьбе, ценой огромного напряжения всех сил государства, его народа и армии. Ни одно государство антигитлеровской коалиции не осуществило такой мобилизации матери-

альных и людских ресурсов, как Советский Союз, никто не перенес таких испытаний, какие выпали на долю советского народа.

Уже в первые дни проявился истинный дух советских людей. Героические традиции великого исторического прошлого нашего народа стали примером высокого патриотизма и национального самосознания советских граждан. Только за первые три дня войны в Москве от граждан поступило более 70 тыс. заявлений с просьбой направить на фронт. Летом и осенью 1941 г. было создано около 60 дивизий и 200 отдельных полков народного ополчения. Их численность составила около 2 млн человек. Вся страна в едином порыве - на фронте и в тылу - встала на защиту своей независимости.

Мужество и героизм советских солдат признавали даже наши противники. Так, бывший гитлеровский генерал Гюнтер Блюментрит, который еще в Первую мировую войну воевал против России в звании лейтенанта, в интервью английскому историку Гарту рассказывал: «Уже сражения июня 1941 года показали нам, что представляет собой новая Советская армия. Мы теряли в боях до 50% личного состава. Фюрер и большая часть нашего командования не имели об этом представления. Это вызвало массу бед» [12]. Другой немецкий генерал, начальник генштаба сухопутных войск вермахта Франц Гальдер, на восьмой день войны записал в своем дневнике: «Сведения с фронта подтверждают, что русские всюду сражаются до последнего человека...» [12].

Под Москвой был развеян миф о непобедимости гитлеровской армии. Все мы знаем о мужестве героев-панфиловцев под Москвой. Геройски проявили себя здесь и наши земляки - уроженцы Чувашии. Бывший агроном, командир танка «КВ» старший лейтенант Иван Данилов из д. Чиршкасы Чебоксарского района сжег под Москвой 6 танков, 4 танка подбил. Лейтенант Андрей Семенович Петрухов из д. Карабай-Шемурша Шемуршинского района со своими бойцами смело вступил в борьбу с 4-мя немецкими танками, три из них подбили, а 4-й сам сдался [2, с. 179-180].

В составе военно-воздушных сил Краснознаменного Балтийского флота с первых дней войны геройски проявил себя летчик-истребитель лейтенант Н.И. Игнатьев, уроженец д. Хо-рамалы Ядринского района. В течение лета и осени 1941 г. он совершил 137 боевых вылетов, на самолете И-153 сбил один самолет Ю-88 и один - ХЕ-126, от его штурмовых ударов враг потерял 3 зенитные точки, 1 пушку, 18 автомашин, 2 танка, 4 вагона с боеприпасами и 1 аэростат наблюдения [3, с. 248].

В последний период битвы под Москвой подвиг совершил уроженец с. Токаево Комсомольского района Г.Г. Габайдулин. В представлении к награде говорилось: «7 февраля 1942 г., не обращая внимания на ураганный огонь противника, командир пулеметного отделения тов. Габайдулин, подпустив фашистов на 150 метров, открыл огонь из пулемета и, несмотря на ранения, продолжал вести непрерывный огонь. После второго ранения тов. Габайдулин перескочил в соседний окоп убитого товарища и продолжал расстреливать фашистов в упор. Немецкий офицер, подойдя вплотную к тов. Габайдулину, намереваясь взять его живьем в плен, был перерезан. Будучи в третий раз ранен (в голову), тов. Габайдулин продолжал вести огонь до тех пор, пока не обратил фашистов в бегство» [3, с. 240-250]. За этот подвиг Г.Г. Габайдулин был удостоен звания Героя Советского Союза.

Подлинная значимость событий проверяется временем, и недаром говорится, что время - самый справедливый судья, оно даст всему оценку.

Мировая история хранит память о многих легендарных битвах. Проявление самоотверженного героизма в подобные трагические моменты - это важнейшие факторы морально-нравственного и патриотического воспитания. Вспомнить хотя бы 200-дневную Сталинградскую битву, с которой не могла, наверное, сравниться ни одна битва, определившую не только весь ход самой кровавой и самой жестокой войны, которую когда-либо вело человечество, но и всю историю мировой цивилизации. Слова снайпера Василия Зайцева «За Волгой для нас земли нет» стали лозунгом и символом отваги нашего народа, а сам Сталинград стал символом страданий и боли, символом величайшего мужества, символом беспримерного героизма народа, определившего судьбу всего человечества.

Каждый день в те дни в Сталинграде был отмечен беспримерным мужеством и героизмом [5; 6; 11]. Всем известен подвиг Я.Ф. Павлова и небольшой горстки советских бойцов, более 50-ти дней удерживавших дом в центре города на левом фланге обороны дивизии А. Родимцева. В октябре 1942 г. в районе завода «Баррикады» связист 308-й стрелковой дивизии Матвей Путилов под огнем противника выполнял задание по восстановлению связи. Когда он искал место обрыва провода, то был дважды ранен, осколком мины ему раздробило руку. Теряя сознание и не имея возможности действовать, сержант сжал концы провода зубами и по его телу пошел ток. Восстановив

связь, Путилов умер со сжатыми в зубах концами телефонных проводов.

Всем известен так называемый «босоногий гарнизон», действовавший в захваченном фашистами хуторе Вербовка Калачевского района. Борьба хуторских ребят десяти-четырнад-цати лет, сражавшихся по-своему с немцами -это ли не героический пример для воспитания современной молодежи: ребята расклеивали листовки, подбадривая советских граждан, в один из дней был совершен налет на немецкую почту и похищены мешки с ценными документами и письмами, пропадало оружие, из хорошо охраняемого немцами амбара исчезали продукты. Все это сеяло панику в немецких рядах, которые были уверены в том, что здесь действуют партизаны. И таких примеров - не перечесть.

Победа в Великой Отечественной войне ковалась всем народом, всеми народностями, проживавшими на территории Советского Союза. Свой посильный вклад в победу внесли жители и уроженцы Чувашии. Можно привести нескончаемый перечень фактов, являющихся примером истинного служения Родине - как на фронтах, так и в тылу.

В июле 1942 г. по инициативе бойцов и командиров женского комсомольско-молодежно-го подразделения Ишлейского района начался сбор средств на строительство звена боевых самолетов имени Осоавиахима Чувашии. За два месяца всеми трудящимися республики было внесено свыше 2 млн 200 тыс. руб. К октябрю 1942 г., т.е. менее чем за 2 месяца, звено «Осоавиахим Чувашии» уже имело на боевом счету 3 сбитых вражеских самолета и ряд удачных разведок в тылу врага [1].

18 декабря 1942 г. страну облетело сообщение о благородном поступке саратовского колхозника Ф. Головатого, внесшего на строительство боевых самолетов 100 тыс. руб. Многие советские люди, в том числе и жители Чувашии, поддержали этот почин [1].

Колхозница колхоза им. М. Горького По-рецкого района Чувашии (с. Анастасово) Мария Филипповна Ширманова и ее муж Илья Андреевич Ширманов на семейные сбережения купили боевой танк и вручили его экипажу, где служил их сын Андрей. Журнал «Фронтовая иллюстрация» за ноябрь 1943 г. писал: «Летом этого года экипажу танка пришлось действовать в тылу у немцев. Здесь Андрей Ширманов показал себя бесстрашным и мужественным воином. Метким огнем он вывел из строя паровоз немецкого бронепоезда, подбил вражеский танк «Тигр» и уничтожил много гитлеровцев. Танк Ширманова вернулся из

рейса невредимым» [8, т. 1, с. 20]. Танк Т-35 с заводской надписью «Подарок сыну», появившийся на Брянском фронте весной 1942 г., прошел боевой путь до предгорий Карпат. И такой перечень можно продолжать и продолжать. К концу декабря 1942 г. колхозники и трактористы Чувашии на строительство танковых колонн «Колхозник Чувашии» и «Тракторист Чувашии» собрали свыше 31 млн руб.

Не оставались в стороне от трудового подвига молодежь и дети. Например, на Канаш-ском вагоноремонтном заводе Чувашии не было ни одного комсомольца или молодого рабочего, не выполнявшего нормы выработки [10, с. 107]. А школьники г. Ядрина Чувашии в марте 1942 г. обратились ко всем пионерам и школьникам республики с призывом сбора средств на строительство танка «Пионер Чувашии». В обращении юных патриотов района говорилось: «Фашисты хотят превратить нас в рабов, хотят уничтожить наши города и села и присвоить богатства нашей страны. Они разрушают школы, уничтожают учебники и книги, они беспощадно убивают мирное население, детей, женщин, стариков. Мы, пионеры города Ядрина, как и все учащиеся нашей отчизны, стараемся помочь нашей стране в борьбе с врагом всем, чем можем.» [8, т. 4, с. 459]. В это дело школьники вносили средства от заработанных во время летних каникул трудодней, от сбора лечебных трав и т.п. В фонд строительства танковой колонны «Школьник Советского Союза» в 1942-43 гг. было собрано около 360 тыс. руб. Труд многих из детей военного времени был впоследствии отмечен государственными наградами. В частности, отец автора этих строк, Михаил Михайлов, в 1946 г. в возрасте 18 лет был награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

Примером для трудового подвига народа служили сыновья, мужественно и стойко сражавшиеся на фронтах, ежедневно проявлявшие беспримерный героизм. Сколько подвигов было совершено в эти дни? Мы не знаем. Каждый в то время сражался как герой. Мужество и отвагу в боях за Сталинград проявил капитан М.А. Ильгачкин, уроженец д. Торханы Шумер-линского района Чувашии. Руководимый им батальон в течение двух с половиной месяцев занимал оборону в г. Сталинграде и не отошел ни шагу назад. За время обороны батальон уничтожил свыше 1000 вражеских солдат и офицеров, сбил из ружей ПТР 3 самолета, подбил несколько автомашин. 21 ноября батальон пошел в наступление с задачей продвинуться на высоту 102,0 Мамаева кургана. Перед ба-

тальоном были расположены минные поля и дзоты противника. Капитан Ильгачкин, произведя инженерную разведку, проделал проходы в минных полях. В течение 4-х дней батальон, преодолевая упорное сопротивление противника, метр за метром продвигался вперед. В решительный момент капитан Ильгачкин личным примером вел за собой в бой бойцов и командиров. Только в течение одного дня, 14 декабря, капитан Ильгачкин сам лично водил 3 раза в атаку батальон.

В бою 9 августа 1942 г. в районе ст. Тингута у разъезда 74 Сталинградской области командир орудия танкового батальона 133-й танковой бригады младший лейтенант Лев Филимонович Эверсков, уроженец д. Старые Урмары Урмарского района Чувашии, своим орудием уничтожил 8 танков противника, из которых 5 тяжелых танков, одно ПТО и до 35 человек пехоты. Его танк получил повреждение и после боя был поставлен в оборону. Санитар стрелкового батальона 960-го полка, уроженец д. Тузи Мариинско-Посадского района, Матвей Александрович Тракинский, все время находился на передовой и вынес с поля боя под Сталинградом 87 раненых бойцов и командиров с их оружием [8, т. 2, с. 16-17].

Бессмертный подвиг 28 гвардейцев-панфиловцев повторили в степи под Сталинградом, находясь в окружении, 33 бронебойщика 1379-го стрелкового полка 87-й стрелковой дивизии. 24 августа 1942 г. высоту 76,3, которую они обороняли, атаковало 70 немецких танков и почти полк пехоты. У воинов были лишь автоматы, гранаты, одно противотанковое орудие, бутылки с зажигательной смесью - соотношение сил небывалое. Кончились продукты и вода. Стояла жара, мучила жажда, но они не отступили ни на шаг. За два дня герои уничтожили 24 танка и свыше 150 гитлеровцев и вышли из окружения. Все участники этого боя были награждены орденами и медалями. Уроженец д. Новинское (ныне в черте г. Мариинский Посад Чувашии) Николай Федорович Пьяночкин получил за это сражение орден Красного Знамени (он погиб 26 июня 1944 г. в боях за освобождение Белоруссии) [8, т. 2, с. 19].

С 19 ноября 1942 г. по 20 января 1943 г. командовал батареей Донского фронта уроженец д. Новые Пинеры Канашского района старший лейтенант Г. Л. Лукин. Под его руководством огнем батареи было сбито 3 вражеских самолета, были сорваны многие налеты немецкой авиации. За боевые заслуги Г. Л. Лукин также был удостоен награждения орденом Отечественной войны 2-й степени [1].

В основе такого подвига лежал особый дух

российского народа, который пытались и пытаются игнорировать на Западе, а за ними и наши некоторые лжезападники. Подобных примеров проявления героизма - тысячи и тысячи. Именно знание о таких подвигах, сохранение их в памяти народа, передача этой памяти молодому поколению являются условием силы государства.

Воспитание национальной гордости за героику своей страны, формирование национального самосознания должно осуществляться и по линии отпора попыток фальсификации истории Великой Отечественной войны. Сегодня мы видим активную попытку переписать историю, всячески принизить роль Советского Союза в разгроме фашистских агрессоров, в освобождении Европы от фашистской чумы. Величие подвига советского народа уже на берегах Волги видный общественный деятель, один из основателей Всемирного Совета Мира Пьер Кот определил так: «Советский Союз спас мир Сталинградом». С трибуны палаты общин премьер-министр Великобритании У Черчилль 2 августа 1944 г. заявил, что «именно Русская армия выпустила кишки из германской военной машины». И подобных оценок в те годы было немало.

Еще непонятнее попытка западных идеологов сравнивать советскую систему с фашизмом. Пытаются убедить, что СССР сталинского периода ничем не отличался от гитлеровской Германии. Подобная позиция характерна и нашим западным соседям ближнего зарубежья. А что готовил для них Гитлер? Для славян - уничтожение и роль рабов, для жителей прибалтийских республик - роль свинопасов и горничных, которые едва умеют читать на немецком языке указатели. Эстонцы и литовцы должны были жить в Ингерманландии, и никакой Латвии и Литвы не предполагалось, тем более Эстонии, которая вообще никогда не имела государства. Как справедливо отмечает известный историк, политолог Н. Нароч-ницкая, от Советского Союза они ушли скрипачами, кинематографистами, профессорами, с академией наук, с полным пакетом инженерной мысли, т.е. полноценной нацией, которая может продолжить свою историю, такую, какую хочет [7].

Мудрость гласит: «Без прошлого нет будущего». Перефразируя, мы можем смело сказать: «Без патриотизма нет будущего». А будущее - это дети и молодежь, которых надо воспитывать на героическом прошлом народа. Быть наследниками той победы, которая была завоевана нашим народом, нашими отцами и дедами, взрослыми и детьми в страшные годы

Великой Отечественной войны, - не только большая честь, но и большая ответственность. Ответственность за продолжение их дела, за дальнейшую судьбу страны.

Исторический опыт показывает, что только уважение своей героической истории памяти, изучение собственной духовно-культурной традиции, воспитание значимости ценностей национального самосознания над потребительскими ценностями способны обеспечить национальное единство. Преемственность опыта предшествующих поколений, восстановление российских национальных традиций, проверенных всем ходом исторического развития России, являются основанием возрождения духовности и патриотизма как ценностных ориентиров российского общества. Формирование морально-нравственного духа, государственного мышления и национальной гордости считаются теми культурно-ценностными традиционными установками, которые находятся в числе важнейших факторов в патриотическом воспитании.

Список литературы

1. Александров Г.А. История Чувашии. URL: http://history.chuvashia.org/glava04.htm.

2. Бурмистров В.М. Живите и помните. Чебоксары: Новое время, 2008.

3. История Чувашии Новейшего времени. Кн. 1. 1917-1945. Чебоксары, 2001.

4. Лихачев В. Нацизм в России. М.: РОО «Центр "Панорама"», 2002.

5. Михайлова Е.М. Сталинград: великий дух великого народа // Сталинградская битва: Великий подвиг народа: в 2-х ч. / отв. ред. Л.А. Тайма-сов, Е.М. Михайлова; под общ. ред. В.В. Андреева. Чебоксары: ЧКИ РУК, 2008. Ч. I.

6. Михайлов В.М. Подвиги уроженцев Чувашии в Сталинградской битве // Сталинградская битва: Великий подвиг народа: в 2-х ч. / отв. ред. Л.А. Таймасов, Е.М. Михайлова; под общ. ред. В.В. Андреева. Чебоксары: ЧКИ РУК, 2008. Ч. I.

7. Нарочницкая Н. Гитлер для них готовил роль свинопасов и горничных... URL: http:// www.russians.kz/society/print:page,1,994236.

8. Память: Республиканская книга памяти: в 6 т. Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1995-2000.

9. Русские националистические организации. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki (дата обращения: 20.03.2015).

10. Сухова Е.В. Единство фронта и тыла в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. (на материалах Чувашской АССР). Чебоксары, 2008.

11. Трофимов П. На огненной черте. Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1985.

12. Уроки Второй мировой войны и основ- goup32441.narod.ru/files/ogp/001_oporn_konspe-ные направления ее фальсификации. URL: http:// kt/2005.

МИХАЙЛОВА Елизавета Михайловна - доктор исторических наук, доцент, зав. кафедрой философии, истории и педагогики. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: e.mihailova@rucoop.ru

MIKHAYLOVA, Elizaveta Mikhaylovna - Doctor of Historical Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Philosophy, History and Pedagogy. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: e.mihailova@rucoop.ru

УДК 266.3

ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНОРЕЛИГИОЗНЫХ ВЗГЛЯДОВ

С.М. МИХАЙЛОВА

Л.А. Таймасов

Рассмотрены условия формирования мировоззрения и научных взглядов видного чувашского ученого и писателя С.М. Михайлова. Показана этноконфессиональная ситуация в Козьмодемь-янском уезде Казанской губернии в середине XIX в. На опыте определенного этапа жизнедеятельности С.М. Михайлова изучены вопросы этнокультурной трансформации, христианского просвещения народов и межэтнического диалога.

Ключевые слова: народы Среднего Поволжья; полиэтническая среда; мировоззрение; образование; воспитание; религия; православие; язычество; традиции; обряд; этнорелигиозные процессы.

L.A. Taymasov. FORMATION OF OUTLOOK AND ETHNO-RELIGIOUS VIEWS S.M. MI-KHAILOVS

The conditions of formation of outlook and scientific views of the Chuvash prominent scientist and writer S.M. Mikhailov. Ethno-confessional situation shows Kozmodemyansk County Kazan province in the middle of the XIX century. At a certain stage of life experiences S.M. Mikhailov studied issues of ethno-cultural transformation of the Christian education of the people and inter-ethnic dialogue.

Keywords: peoples of the Middle Volga; multiethnic environment; outlook; education; religion; Orthodox Christianity; paganism; tradition; ritual; ethnic and religious processes.

Жизнь и научно-исследовательская деятельность видного ученого и писателя С.М. Михайлова достаточно подробно рассмотрены в литературе [1; 2; 5; 7; 8]. Однако остаются вопросы, не получившие должного освещения. В данной работе мы обратили внимание на условия формирования его мировоззрения и этнорелигиозных взглядов.

Спиридон Михайлович Михайлов родился 16 декабря 1821 г. в д. Юнги-Ядрино Козьмоде-мьянского уезда Казанской губернии. Формирование личности первого чувашского этнографа, историка и писателя происходило в условиях феодально-крепостнической России. Жизнь чувашских крестьян мало чем отличалась от земледельческого населения других регионов страны, проходила в заботах о хлебе насущном. Они терпели жесткие экономические и внеэкономические притеснения со стороны представителей

царской власти. В те годы новокрещенные чуваши весьма болезненно реагировали на меры по утверждению православия, были настроены против церкви и духовенства.

Особенностью Козьмодемьянского уезда являлся многонациональный состав населения. Так, к середине века здесь проживала 81 тыс. жителей, из них чуваши составляли 46,2%, марийцы - 36,7 %, русские - 16,9 %, прочие - 0,2 %. Население соседних Чебоксарского и Ядрин-ского уездов также было этнически неоднородным - в них большую часть составляли чуваши [9, с. 7]. В религиозном отношении, по официальным данным, преобладали православные, но фактически крещенные чуваши и марийцы придерживались традиционных верований.

Спиридон Михайлов с детских лет наблюдал за жизнью чувашей и соседних народов: марийцев и русских. Он не мог не обратить

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.