Научная статья на тему 'Герои Великой Отечественной войны в советских школьных учебниках по истории'

Герои Великой Отечественной войны в советских школьных учебниках по истории Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1867
217
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕРОИ / ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / УЧЕБНИК ИСТОРИИ / ИДЕОЛОГИЯ / КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Тихонов Виталий Витальевич

В статье прослеживается эволюция презентации героики Великой Отечественной войны в советских школьных учебниках. Демонстрируется, что образы героев отражали базовые советские ценности и актуальный идеологический контекст.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Герои Великой Отечественной войны в советских школьных учебниках по истории»

УДК 93/94 UDC 93/94

DOI 10.25797ZNHR2019.72.12.002

ГЕРОИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ В СОВЕТСКИХ ШКОЛЬНЫХ УЧЕБНИКАХ ПО ИСТОРИИ*

Аннотация: Ключевые слова:

В статье прослеживается эволюция пре- Герои, Великая Отечественная война, зентации героики Великой Отечественной учебник истории, идеология, культура. войны в советских школьных учебниках. Демонстрируется, что образы героев отражали базовые советские ценности и актуальный идеологический контекст.

THE HEROES OF THE GREAT PATRIOTIC WAR IN SCHOOL TEXTBOOKS ON THE HISTORY OF THE USSR

Abstract:

In the article was traced the evolution of the presentation of the Great Patriotic War heroics in Soviet school textbooks. It is demonstrated that the characters images reflected the basic Soviet values and the actual ideological context.

Keywords:

Heroes, Great Patriotic War, history textbook, ideology, culture.

Школьные учебники1 традиционно рассматриваются как важный канал трансляции господствующих в обществе норм и ценностей, в том числе и официальной идеологии (Бухарев 2002: 15; Ферро 2010). Одновременно в учебник заложена авторская позиция, отражено состояние

1 Под школьным учебником понимается «массовая учебная книга, излагающая предметное содержание образования и определяющая виды деятельности, предназначенные для обязательного усвоения учащимися с учетом их возрастных и иных особенностей» (Зуев 1983: 12).

* Работа выполнена при поддержке гранта Ро (РФФИ) № 17-01-00230(а)

науки (в том числе и психолого-педагогических дисциплин) времени его создания. Учебник по истории конструирует историческое сознание, «является своеобразным ретранслятором социальной памяти, определяет основу для формирования мировоззренческих позиций учащихся, выработки политических ориентиров нового поколения» (Федорова 2012: 75). Прошлое выступает в учебниках как система ценностей (Володина 2005: 107), а основой текста,

жйского фонда фундаментальных исследований

как правило, представляет хронологический нарратив.

Учитывая воспитательную функцию учебников по истории, героика традиционно занимает в них важное место. Советские учебники не были исключением, правда, идейные акценты в них часто смещались, а нередко смешивались, казалось бы, прямо противоположные ценностные установки. Если первоначально в учебной литературе (долгое время классических учебников в советской школе не было) доминировала революционная героика, то ближе к концу 1930-х гг. она оказалась дополнена образами государственных деятелей разных эпох (в том числе и формально классово чуждых). Наконец, во второй половине XX в. история Великой Отечественной война стала важным ресурсом героических образов для школьного исторического образования. Советская героика отражала ценностные установки советской идеологии и культуры: коллективизм, жертвенность, интернационализм, «советский патриотизм» и т.д.

Героический пантеон Отечественной войны начал формироваться уже во время войны, что отразилось и в школьном учебнике под редакцией А.М. Панкратовой (1945 г. издания). Презентация героев строилась по следующей схеме: героический народ (совершавший подвиг на фронте и в тылу) - герои как индивидуальные воплощения героического народа. При этом героика объявлялась следствием социалистического строя, за который люди готовы были жертвовать и собственной жизнью. Характерной чертой действий Красной Армии являлся массовый героизм, обусловленный иде-

ей защиты Отечества. Еще одним лейтмотивом учебного текста стала дружба народов, выдержавшая все испытания. Подчеркивалось, что это свидетельствует о советском строе как лучшей форме мобилизации народа против иноземных захватчиков. Одновременно патриотизм и вытекающий из него героизм связывались не только с качествами советского строя, но и объявлялись продолжением традиций прошлого. Все это стало идейными рамками описаний конкретных подвигов.

На страницах учебника самые яркие страницы посвящены жертвенным подвигам Гастелло и Матросова. Упомянуты панфиловцы и их политрук Василий Клочков. Интересно, что в учебнике присутствует и упоминание подвига 16 гвардейцев под Сталинградом во главе с лейтенантом В.Д. Кочетковым. Тогда он воспринимался как аналог подвига панфиловцев и был широко известен.

Важной характеристикой героев и их подвигов является тотальная узнаваемость: «Весь советский народ с любовью произносит имена Героев Советского Союза комсомольцев Зои Космодемьянской, Лизы Чайкиной, Саши Чекалина, Виктора Талалихина, девушек-снайперов Наташи Ковшовой и Марии Поливановой и многих других» (Панкратова 1945: 324). При этом подвиг должен был тесно переплетаться с фигурой Сталина. Так, последними словами Зои Космодемьянской, согласно учебнику, были: «Прощайте, товарищи! Сталин придет!»

Поскольку учебник предназначался старшеклассникам, то его авторы сознательно делали акцент на роли молодежи. Как следствие, подчеркивались подвиги

именно молодых людей, комсомольцев. Еще одним элементом героического дискурса являлся акцент на то, что Герои были представителями разных народов СССР. Читатель узнавал из текста о русском летчике Александре Покрышкине, украинце партизане Сидоре Ковпаке, белорусе-партизане Сосновском, казахе Тулегене Тохтарове, грузине Михаиле Гахокидзе, латыше Янисе Вилхелмсе, эстонце Мери, еврее Горелике. Подробности их подвига не раскрывались, предполагалось, что это и так хорошо известно.

В дальнейших изданиях происходило насыщение фактами как раздела, посвященного истории войны, так и информационного блока о героях. Усиливался акцент на солидарность народов перед лицом врага. Интересно, что даже в разгар антисемитских кампаний конца 1940 — начала 1950-х гг. из списка героев не исчез еврей Горелик.

В последующих изданиях существенно расширился раздел по Сталинграду. Подчеркивался коллективный характер подвига, но специально упоминались Я. Павлов (павловский дом) и снайпер В. Зайцев. Рассказывается о четырех бронебойщиках, которые в июле 1942 г. под

Сталинградом подбили 15 танков (самый результативный, Петр Болото, получил звание Героя Советского Союза), но ничьих имен не упоминается. Трудно сказать, с чем это связано, поскольку в остальных случаях в данном издании имена героев всегда называются, поэтому какую-то тенденцию здесь найти не получается (Панкратова 1949: 378).

Коллективным подвигом стала «героическая борьба советских партизан». Здесь же срабатывал дискурс вождизма, поэтому сотни тысяч советских патриотов ушли в леса в ответ на призыв Сталина. Подробно рассказывалось об украинском партизанском движении (командиры — С. Ковпак, А. Федоров, С. Руднев, П. Вершигора). Описывался вклад белорусских партизан, общим списком упоминались конкретные фамилии: Константин Заслонов, Бумажков, Козлов, Павловский. Особое внимание акцентировалось на женщинах-партизанах, ставших Героями Советского Союза: Осипова, Мазаник, Масловская, Троян. Символом самопожертвования и героизма партизан вновь стала Зоя Космодемьянская. В издании 1949 г. рассказ о ее подвиге был заметно расширен.

Таблица 1

Издание 1945 г. Издание 1949 г.

«Партизанка Зоя Космодемьянская, московская школьница, проявила великое мужество и стойкость, когда ее захватили немецко-фашистские оккупанты. Глубокой верой в близкую и неизбежную победу Красной Армии и в товарища Сталина были проникнуты ее последние слова, когда немецкие палачи уже накинули петлю на шею юной партизанки: «Прощайте, товарищи! Сталин придет!» (С. 324). «Советский народ не забудет имени одной из первых партизанок — московской школьницы Зои Космодемьянской. В 1941 г. она добровольно ушла в партизанский отряд и отважно боролась с гитлеровцами. Во время одной из партизанских операций Зоя была захвачена в плен. Ее подвергли чудовищным пыткам, но никакие пытки не могли сломить геройского духа советской патриотки. Не добившись от юной героини никаких показаний, гитлеровцы решили ее публично повесить. На месте казни Зоя обратилась к крестьянам, согнанным смотреть на ее казнь, с горячим призывом уничтожать фашистов. «Не бойтесь, — говорила она, — с нами Сталин. Сталин придет!» (С. 390).

В первую очередь обращает на себя заметное насыщение фактографии подвига, усиливающей его драматизм. Если в первой версии причинно-следственная связь строилась по системе «поимка — наказание», то теперь она заметно усложнилась. В рассказ были включены пытки и отказ дать показания. Получалось, что Зоя не только занималась партизанской деятельностью, но и владела какими-то важными сведениями. В тексте появляется речь перед соотечественниками (ранее из текстов предыдущих изданий учебника было не ясно, перед кем произнесла свои последние слова Космодемьянская). Таким образом, история Зои все больше вписывалась в советский героический канон, элементами которого была и военная тайна (можно вспомнить, например, Мальчиша Кибальчиша), и героическая речь перед соотечественниками и потенциальными последователями (надо отметить, это вообще универсальный элемент любого героического канона).

Не менее подробно в издании 1949 г. описывался подвиг 16-летнего школьника-комсомольца Шуры Чекалина, сначала воевавшего добровольцем в истребительном батальоне, а затем оказавшегося партизанским разведчиком. Здесь также рассказывается о страшных пытках и предсмертных словах, на этот раз таких: «Всех нас не перевешаете! Нас много!». Он умер с пением Интернационала (Панкратова 1949: 390). Больше подробных описаний героической смерти нет. Акцент на Космодемьянской и Чекалине объясняется их школьным возрастом. Кроме того, бросается в глаза, что главным составляющим их подвига является героическая смерть, а реальный вклад

в борьбу с немцами остается затуманен. Вновь перед нами героика жертвенности, типичная для советского канона. Интересно, что очень скупо рассказывалось про «Молодую гвардию».

В 20-м издании 1961 г. хорошо заметна «десталинизация» школьного героического нарратива. Например, Зоя Космодемьянская уже не призывает ждать Сталина, а просто говорит перед крестьянами о необходимости уничтожать фашистов (Панкратова 1961: 243). Много рассказывалось о битве под Москвой и Сталинградской битве (уже без упоминаний о подвиге 4 бронебойщиков, но с упоминанием о Павлове и Зайцеве).

Зато подробностями обрастала история краснодонских молодогвардейцев. Подчеркивалось, что подпольная организация была создана по указанию подпольного областного комитета партии, хотя известно, что «Молодая гвардия» возникла по инициативе самих молодых людей и действовала без партийного руководства (Петров, Эдельман 1997; Петрова 2008: 201). Рассказывалось, что Олег Кошевой, Иван Земнухов, Сергей Тюленин, Ульяна Громова, Любовь Шевцова и другие активно занимались антифашистской пропагандой и вели диверсионную деятельность. Организация была разгромлена из-за предательства. Спаслись только семь молодогвардейцев, 56 были замучены. Можно предположить, что «раскрутка» (и без того широко известного благодаря роману А. Фадеева) сюжета в учебнике обязана тому, что история «Молодой гвардии» связана с Н.С. Хрущевым, благодаря которому она и была донесена до Сталина (Петрова 2008: 202, 205).

Более подробно, чем раньше, рассказывалось про подвиги белорусского партизана Константина Заслонова, проводившего диверсии в тылу у немцев. Отметим, что в новых изданиях из белорусских партизан упоминался только Заслонов, зато давались подробности его деятельности. Остальных белорусских партизан не упоминали. Это можно связать с общей тенденцией уменьшения упоминаемых в учебниках имен героев. Возможно, это произошло из-за того, что раньше имена героев были на слуху, но постепенно они становились все менее знакомы молодому поколению. Да и запомнить просто сухой ряд имен сложнее, чем описание подвигов. Видимо, поэтому и был взят курс на сокращение перечня имен героев, за счет более подробного изложения их подвигов.

В учебном пособии 1963 г., написанном И.Б. Берхиным, М.И. Беленьким и М.П. Кимом (Берхин, Беленький, Ким 1963), критика в адрес Сталина заметно усилилась. Так, ему вменялись в вину репрессии высшего командного состава накануне Великой Отечественной войны. Подчеркивалось, что значительная доля вины в неудачах первых месяцев лежит на С.К. Тимошенко и Г.К. Жукове (следствие опалы полководцев при Хрущеве). В этой ситуации героические подвиги первых месяцев войны приобретали особое значение как показатель того, что советская армия обладала особым боевым духом и была способна справиться с любыми трудностями. Впервые подробно описывался подвиг защитников Брестской крепости и приводилась ставшая знаменитой надпись одного из защитников: «Я умираю, но не сдаюсь. Прощай, Родина! 20.УШ. 1941 г.».

Затем рассказывалось о подвиге Гастелло. Интересно, что если в предыдущих учебниках говорилось только о Гастелло и у читателей создавалось впечатление, что он совершил свой огненный таран в одиночку, то теперь писалось об экипаже самолета под командованием Гастелло (Берхин, Беленький, Ким 1963: 283). В учебнике давались выдержки из документов, среди которых был и рассказ В. Талалихина о ночном таране вражеского самолета.

Интересно в учебнике преподнесена история панфиловцев. Ее особенностью является стремление к точности в описании и определенная дистанция от официального мифа. Даже политрук Клочков дается с полной фамилией — Клочков-Диев. Указывается, что героев было около 30, а не точно 28.

В рассказе о Сталинградской битве впервые в школьных учебниках подробно был описан подвиг комсомольца Ильи Каплунова (Каплунов), ценой своей жизни уничтожившего под Сталинградом 9 танков противника (в учебнике утверждалось, что 10).

Подвиг Александра Матросова описывался стандартно, но явной новацией стало то, что были перечислены имена героев, совершивших аналогичные подвиги: «В последующих боях легендарный подвиг Матросова был повторен более двухсот раз русскими воинами Я. Синевым и П. Куприяновым, армянином У. Ветисяном, узбеком Р. Джигитовым, казахом Бай-Магамбетовым, украинцем Шевченко, эстонцем Лааром, удмуртом Кумиловым и другими героическими сынами нашей Родины» (Берхин, Беленький, Ким 1963: 303). Бросается в глаза стремление авто-

ров показать готовность жертвовать собой во имя Родины представителей всех народов СССР.

Вновь много внимания уделялось партизанскому движению и «Молодой гвардии». Необходимо подчеркнуть, что, продолжая линию на массовизацию подвига, в учебнике описывается деятельность другой подпольной комсомольской организации «Партизанская искра» в г. Николаеве под руководством В.С. Моргуненко. Популяризации организации способствовал снятый в 1957 г. фильм «Партизанская искра». Кроме того, в тексте учебника упоминалось, что в ряде городов действовали аналогичные организации.

Впервые можно было наблюдать и персонализацию подвигов на Курской дуге. Упоминались имена и подвиги Ю. Плехова, Никинадзе (возможна ошибка, в базе данных «Подвиг народа» такой фамилии нет) и С. Киргизова. В учебнике закреплялось, что именно М. Егоров и М. Кантария водрузили знамя победы на здание Рейхстага.

Приход к власти Л.И. Брежнева и его команды постепенно внес очень заметные коррективы в презентацию героики Великой Отечественной войны в школьных учебниках истории. Окончательно «брежневский» нарратив истории войны (включавший и героизацию самого Брежнева) сложился ближе к концу нахождения его на вершине власти. Наглядно он воплотился в 9-м издании уже рассмотренного выше учебника под редакцией М.П. Кима (Потемкин, Берхин, Беленький, Ким 1980).

Неудачи Красной Армии объяснялись внезапностью нападения и численным превосходством немецкой армии на клю-

чевых направлениях. Указывалось, что надежды гитлеровцев на победу были изначально обречены на крах, но советский народ столкнулся с тяжелым испытанием. Сражения, по сути закончившиеся тяжелыми поражениями для Красной Армии (Смоленск, Вязьма и др.), оценивались как битвы, сорвавшие блицкриг.

В учебнике подробно описывалась героическая борьба в приграничных боях. Помимо уже хорошо известной истории Брестской крепости школьники узнавали о заставе лейтенанта А.В. Лопатина около города Сокаль (Западная Украина), сражавшейся в окружении 11 суток, а также об обороне города Либава (Лиепаи, Латвия). Рассказывалось о подвигах летчиков-истребителей С.И. Здоровцева, М.П. Жукова и П.Т. Харитонова, воевавших на Ленинградском фронте. Отмечалось, что именно они первыми с начала войны были удостоены званий Герои Советского Союза. Широко известный подвиг Н.Ф. Гастелло дополняло указание, что за годы войны советские летчики совершили более 300 огненных таранов по наземным целям. Описание подвигов и локализация их по разным участкам фронта должно было создать у читателей представление, что упорное сопротивление вторжению шло по всей границе СССР.

В разделе о борьбе за Прибалтику и Ленинград можно найти рассказ о матросе-разведчике и комсомольце Евгении Никонове, который тяжело раненным был захвачен в плен и после пыток заживо сожжен. Звание Героя было присвоено ему только в 1957 г.

Героическими «представителями» обороны Севастополя стали пять морских пе-

хотинцев во главе с политруком Николаем Фильчиковым (Иван Красносельский, Василий Цибулько, Юрий Паршин и Даниил Одинцов). Красносельский и Цибулько погибли, а сам Фильчиков бросился под танк обвязавшись гранатами, его примеру последовали Паршин и Одинцов. Коллективным героем был представлен Ленинград. Много писалось о героизме тружеников тыла.

В параграфе о битве под Москвой рассказывалось (правда, несколько меньше, чем обычно) о Зое Космодемьянской и 28 панфиловцах (теперь, в отличие от первого издания, давалась точная цифра героев, что можно связать с утверждением канонической версии событий). Но вводились и новые герои. Так, упоминался сержант В.В. Васильковский, в битве за деревню Рябинки закрывший собой амбразуру. Несложно заметить, что в учебнике по-прежнему прославлялась жертвенная героика. Писалось: «В дни грозных испытаний каждый воин понимал, что от него зависит будущее страны, и готов был жертвовать жизнью ради победы» (Потемкин, Берхин, Беленький, Ким 1980: 54). В описании Сталинградской битвы упоминались два героя — Павлов и Зайцев. Но теперь подчеркивался массовый героизм, то, что десятки тысяч участников боев получили награды, 200 дивизий стали гвардейскими, а город удостоен звания Героя.

Важным элементом «брежневского» героического нарратива стало раздувание значения плацдарма Малая земля под Новороссийском. Упоминался майор Ц.Л. Куников, руководивший захватом плацдарма. Далее утверждалось: «Душой обороны Малой земли был мужествен-

ный коллектив коммунистов 18-й армии, возглавляемый начальником политотдела армии Л.И. Брежневым. За большие заслуги в борьбе против немецко-фашистских захватчиков Л.И. Брежневу присвоено звание Героя Советского Союза» (Потемкин, Берхин, Беленький, Ким 1980: 60). Естественно, не упоминалось, что звание Героя было присуждено Брежневу уже после войны, когда он достиг вершин власти.

Подчеркивалось, что жертвенный героизм проявлялся не только в оборонительных, но и в наступательных боях. Главным символом этого оставался Александр Матросов. Но, как и в первом издании 1962 г., в учебнике упоминается целый ряд аналогичных подвигов. К уже имевшемуся ряду имен были добавлены азербайджанец Г. Асадов и киргиз Ч. Тулебердиев. Очевидно, что это было сделано для соблюдения принципа «дружбы народов», пусть и в специфической форме.

Персонализировался и подвиг бойцов Курской дуги. Рассказывалось об артиллеристах батареи Г.И. Игишева, которые за один бой подбили 19 танков и погибли, не пропустив врага. Упоминался летчик-коммунист А.К. Горовец, сбивший в одном бою 9 немецких бомбардировщиков. Указывалось, что это был единственный в мире летчик, добившейся такой победы. Почему-то не упоминалось, что он в этом же бою и погиб. Упоминались И.Н. Кожедуб, А.П. Маресьев и А.П. Покрышкин. Интересно, что специального упоминания удостоились участвовавшие в Курской битве французские летчики эскадрильи «Нормандия». Это можно связать с общей политикой разряд-

ки и особых отношений с Францией при Брежневе. Но в целом, Курская дуга оставалась коллективным подвигом. В учебнике было написано, что свыше 100 тыс. участников сражений получили награды, в том числе более 180 — звание Героя Советского Союза.

Подвигам партизан традиционно было отведено много места. Помимо партизанских командиров давались красочные рассказы о подвигах подпольщиков. Рассказывалось о руководителе одесской группы В.А. Молодцове, который, захваченный в плен, перед смертью сказал: «Я русский, и на своей земле просить пощады у врага не собираюсь!» Упоминались группы К.С. Заслонова (г. Орша), М.М. Митрофанова (г. Ростов-на-Дону), подпольщица Е.Г. Мазаник (непосредственный исполнитель уничтожения генерального комиссара Белоруссии В. Кубе), разведчик Н.И. Кузнецов. Специальный раздел был посвящен героям-комсомольцам — членам «Молодой гвардии», Лизе Чайкиной, Марие Мельникайте.

Примечательным явлением «брежневского» нарратива истории войны стала интернационализация героики, вписывающаяся в политику разрядки. Помимо упомянутого выше рассказа об эскадрильи «Нормандия» в учебнике рассказывалось, что множество советских граждан сражались в рядах антифашистского сопротивления за границей СССР. В качестве примера приводились Ф. Полетаев, М. Гусейн-заде. Здесь же рассказывалось о героической смерти Д. Карбышева и Мусы Джалиля. В разделе документы давался материал о десанте 67 моряков под командованием К.Ф. Ольшанского, успешно проявивших себя во время бо-

ев за Николаев и награжденных званием Героев Советского Союза, 57 — посмертно.

Специальный параграф посвящался героям тыла, рабочим и крестьянам. Важно отметить, что и здесь, наконец, произошла персонализация. Давались конкретные имена и краткое описание производственных рекордов.

В параграфе о походе в Европу можно было найти рассказ о подвиге в Польше Г.П. Кунавина, который закрыл собой дот. Указывалось, что благодарные местные жители решили первый урок в школе начинать с рассказа о подвиге советского солдата. Очевидно, что появление этого сюжета должно было показать благодарность к СССР стран социалистического блока за спасение их от нацизма. Освободительной миссии Красной Армии посвящался специальный параграф.

Но общий идеологический кризис в годы перестройки привел к критике официального мифа о войне. Описанный выше нарратив очень быстро был разрушен. На смену учебнику под редакцией М.П. Кима в 1990 г. появился временный переходный учебник, предназначенный к использованию в школе в течение двух лет (1990— 1991) (История СССР 1990). Он был подготовлен В.П. Островским (руководитель авторского коллектива), В.И. Старцевым, Б.А. Старковым, Г.М. Смирновым. В отличие от предыдущих изданий здесь не замалчивались неудачи Советской армии. Критически оценивалась деятельность Сталина. Вообще героики стало заметно меньше. Осталась Брестская крепость. В описании битвы под Москвой бегло давалась следующая информация: «Особенно упорно дрались воины стрелковых диви-

зий И.В. Панфилова, А.П. Белобородова, кавалеристы Л.М. Доватора, П.А. Белова».

В учебнике появился ранее не упоминавшийся в учебной литературе А.А. Власов. Его деятельность расценивалась как измена. В этом контексте появилась новая форма героики — неприсоединение к предателю. «В конце 1942 г. фашистами была организована встреча Власова с пленными советскими генералами. Все они отказались стать изменниками. Генерал-майор П.Г. Понеделин в ответ на предложение Власова плюнул в него. Генерал-лейтенант М.Ф. Лукин просто отвернулся и передал через немецкого офицера, что предпочитает оставаться в лагере военнопленных. Отвергли предложение бывший командую-

щий 5-й армией М.И. Потапов, генерал-лейтенант Д.М. Карбышев, генерал-майор Н.К. Кириллов и другие» (История СССР 1990: 54).

«Переходный» учебник В.П. Островского отразил новые веяния в интерпретации истории Великой Отечественной войны. В нем происходит отказ от советского образа войны. В 1990-е гг. военная героика практически исчезает со страниц учебников. Это был сознательный курс, начатый при министре образования Э.Д. Днепрове (министр в 1990—1992 гг., затем влиятельный теоретик и организатор образования), на «демилитаризацию» отечественной истории (Артемьев 2014).

Литература и источники:

Артемьев 2014 — Артемьев А. Большая политика памяти: «31 спорный вопрос» русской истории: как менялось отношение ко Дню Победы // [Электронный ресурс] URL: https://lenta. ru/articles/2014/03/03/myths/ (дата обращения — 09.03.2019)

Берхин, Беленький, Ким 1963 — Берхин И.Б., Беленький М.И., Ким М.П. История СССР. 1917—1962. Учебник для XI класса средней школы. М.: Учпедгиз, 1963. 416 с.

Бухарев 2002 — Бухарев В. Что такое наш учебник истории. Идеология и назидание в языке и образе учебных текстов // Историки читают учебники истории. Традиционные и новые концепции учебной литературы. М.: АИРО-XXI, 2002. 231 с.

Володина 2005 — Володина Т.А. Учебники отечественной истории как предмет историографии: середина XVIII — середина XIX в. // История и историки: историографический вестник. 2004. М.: Наука, 2005. С. 104—135.

Зуев 1983 — Зуев Д.Д. Школьный учебник. М.: Просвещение, 1983. 317 с.

История СССР 1990 — История СССР. Учебник для 11 класса средней школы. М.: Просвещение, 1990. 224 с.

Каплунов — Каплунов Илья Макарович 1918 г.р. // [Электронный ресурс] http://podvignaroda. ru/?#id=150013900&tab=navDetailManAward (дата обращения — 09.03.2019).

Панкратова 1945 — История СССР / под ред. А.М. Панкратовой. 4-е изд. М.: Учпедгиз, 1945. 240 с.

Панкратова 1949 — История СССР / под ред. А.М. Панкратовой. 8-е изд. М.: Учпедгиз, 1949. 240 с.

Панкратова 1961 — История СССР / под ред. А.М. Панкратовой. 20-е изд. М.: Учпедгиз, 1961. 243 с.

Петров, Эдельман 1997 — Петров Н., Эдельман О. Новое о советских героях // Новый мир. 1997. № 6. [Электронный ресурс] URL: http://magazines.russ.ru/novyi_mi/1997/6/petrov.html (дата обращения — 09.03.2019).

Петрова 2008 — Петрова Н.К. История «Молодой гвардии» (г. Краснодон): взгляд через 60 лет // Труды Института российской истории РАН. Вып. 7. М.: Наука, 2008. С. 201—233.

Потемкин, Берхин, Беленький, Ким 1980 — Потемкин П.И., Берхин И.Б., Беленький М.И., Ким М.П. История СССР (1938—1978). Учебник для 10 класса. 9-е изд. М.: Просвещение, 1980. 416 с.

Федорова 2012 — Федорова Н.Г. «Воспитание историей» по гимназическим учебникам в первой половине XIX века // Историческая культура императорской России: формирование представлений о прошлом / Отв. ред. А.Н. Дмитриев. М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2012. С. 74—91.

Ферро 2010 — Ферро М. Как рассказывают историю детям в разных странах мира. М.: Книжный клуб 36.6, 2010. 480 с.

References:

Artemiev 2014 - Artem'ev A. Bol'shaja politika pamjati: «31 spornyj vopros» russkoj istorii: kak menjalos' otnoshenie ko Dnju Pobedy [Great politics of memory: «31 controversial issues» of Russian history: how the attitude to the Victory Day changed]. Available at: https://lenta.ru/ articles/2014/03/03/myths/ (Accessed 09.03.2019).

Berkhin, Belenky, Kim 1963 - Berhin I.B., Belen'kij M.I., Kim M.P. Istorija SSSR. 1917-1962. Uchebnik dlja XI klassa srednej shkoly [History of the USSR. 1917-1962. Textbook for XI grade high school]. Moscow: Uchpedgiz Publ., 1963. 416 p.

Buharev 2002 - Buharev V. Chto takoe nash uchebnik istorii. Ideologija i nazidanie v jazyke i obraze uchebnyh tekstov [What is our history textbook. Ideology and edification in the language and image of educational texts]. Istoriki chitajut uchebniki istorii. Tradicionnye i novye koncepcii uchebnoj literatury [Historians read history books. Traditional and new concepts of educational literature]. Moscow: AIRO-XXI Publ., 2002. 231 p.

Ferro 2010 - Ferro M. Kak rasskazyvajut istoriju detjam v raznyh stranah mira [How to tell a story to children around the world]. Moscow, Knizhny klub 36.6 Publ., 2010. 480 p.

Fyodorova 2012 - Fjodorova N.G. «Vospitanie istoriej» po gimnazicheskim uchebnikam v pervoj polovine XIX veka ["Education in history" by gymnasium textbooks in the first half of the XIX century]. Istoricheskaja kul'tura imperatorskoj Rossii: formirovanie predstavlenij o proshlom [Historical culture of Imperial Russia: formation of ideas about the past]. Ed. A.N. Dmitriev. Moscow, High School of Economics Publ., 2012. p. 74-91.

History 1990 - Istorija SSSR. Uchebnik dlja 11 klassa srednej shkoly [History of the USSR: Textbook for the 11th grade of secondary school]. Moscow: Prosveshсhenie Publ., 1990. 224 p.

Pankratova 1945 - Istorija SSSR [History of the USSR]. Ed. A.M. Pankratovа. 4th ed. Moscow, Uchpedgiz Publ., 1945. 240 p.

Pankratova 1949 - Istorija SSSR [History of the USSR]. Ed. A.M. Pankratovа. 8th ed. Moscow, Uchpedgiz Publ., 1949. 240 p.

Pankratova 1961 - Istorija SSSR [History of the USSR]. Ed. A.M. Pankratovа. 20th ed. Moscow, Uchpedgiz Publ., 1961. 243 p.

Petrov, Edelman 1997 - Petrov N., Jedel'man O. Novoe o sovetskih gerojah [New about Soviet heroes]. Novyj mir [New world], 1997, no. 6. Available at: http://magazines.russ.ru/novyi_mi/1997/6/ petrov.html (Accessed 09.03.2019).

Petrova 2008 - Petrova N.K. Istorija «Molodoj gvardii» (g. Krasnodon): vzgljad cherez 60 let [The story of the "Young guard" (Krasnodon): the view after 60 years]. Trudy Instituta rossijskoj istorii RAN, issue 7. Moscow, Nauka Publ., 2008, p. 201-233.

Potemkin, Berkhin, Belenky, Kim 1980 - Potemkin P.I., Berhin I.B., Belen'kij M.I., Kim M.P. Istorija SSSR (1938-1978). Uchebnik dlja 10 klassa [History of the USSR (1938-1978). Textbook for grade 10]. 9-e ed. Moscow, Prosveshchenie Publ., 1980. 416 p.

Volodina 2005 - Volodina T.A. Uchebniki otechestvennoj istorii kak predmet istoriografii: seredina

XVIII - seredina XIX v. [Textbooks of Russian history as a subject of historiography: mid XVIII - mid

XIX century.]. Istorija i istoriki: istoriograficheskij vestnik [History and historians: historiographical herald]. 2004. M.: Nauka, 2005. P. 104-135.

Zuev 1983 - Zuev D.D. Shkol'nyj uchebnik [School textbook]. Moscow, Prosveshchenie Publ., 1983. 317 p.

Тихонов Виталий Витальевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник, Институт российской истории РАН.

E-mail: tihonovvitaliy@list.ru Tikhonov Vitaly V.

PhD (History), leading researcher, Institute of Russian history, Russian Academy of Sciences.

E-mail: tihonovvitaliy@list.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.