Научная статья на тему 'Патриотическое воспитательное значение романа-эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир»'

Патриотическое воспитательное значение романа-эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир» Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2344
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Лепешинская Т. А.

Проведенное социологическое исследование имело целью выявить динамику оценок и отношения молодежи к Отечественной войне 1812 года. На его основании был проведен анализ степени патриотического самосознания учащихся образовательных учреждений г. Омска, и выявлено, из каких источников и в каком объеме им известно об этом историческом событии в жизни нашего государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Patriotic and educational meaning of L.N. Tolstoy's novel - epopee «War and peace»

The carried out sociological research had the purpose to reveal dynamics (changes) of estimations and attitudes of the youth to Patriotic war of 1812. On its basis the analysis of a degree of patriotic consciousness of pupils of an educational establishment of Omsk has been carried out and revealed, from what sources and how much they know about this historical event in the life of our state.

Текст научной работы на тему «Патриотическое воспитательное значение романа-эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир»»

УДК 93/99

Т.Д. ЛЕПЕШИНСКЛЯ

Омский государственный технический университет

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ И ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ РОМАНА-ЭПОПЕИ Л.Н. ТОЛСТОГО «ВОЙНА И МИР»

Проведенное социологическое исследование имело целью выявить динамику оценок и отношения молодежи к Отечественной войне 1812 года. На его основании был проведен анализ степени патриотического самосознания учащихся образовательных учреждений г. Омска, и выявлено, из каких источников и в каком объеме им известно об этом историческом событии в жизни нашего государства.

В последние годы наше общество в полной мере ощутило издержки проводящихся социально-экономических реформ, которые особенно болезненно сказываются на неустойчивой психике подрастающего поколения. Размытость нравственных идеал ■в, определенный идеологический вакуум, агрессивное наступление худших образцов западной массовой культуры, превратное понимание свободы и демократии являются питательной средой для роста многочисленных негативных явлений в среде молодежи.

Россия относится к тому большинству стран, для которых угроза существования самого института суверенного государства, утрата национально-культурной самобытности под натиском ценностей Запада не является пустым звуком. В связи с этим большое значение приобретает патриотическое воспитание россиян, особенно молодежи. Патриотизм был и остается мощной скрепляющей основой общества, государства, выполняя функции сохранения культуры, социальной памяти, сплочения людей.

Политические и социальные события, происходящие в нашей стране, трактуются средствами массовой информации скорее негативно, чем положительно, что подрывает авторитет нашей страны и влияет на формирование антипатриотического отношения к Родине и соотечественникам. Молодежь привыкает к тому, что с интересами нашей страны не считаются, и мало кто уже вспоминает о героическом прошлом России и о том, что именно наша страна положительно влияла на судьбы других стран во все времена истории.

Несмотря на то, что есть ряд государственных программ и рекомендаций, касающихся патриотического воспитания молодежи («Молодежь России (20012005 годы)», «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерациина 2001-2005 годы» и др.), вопрос о патриотизме остается актуальным. Без патриотизма нет ни государства, ни народа. Сокращено количество часов школьной программы по русскому языку, литературе, отечественной истории — самым важным предметам, формирующим любовь к Отечеству. Это не дает возможности укрепиться в сознании патриотическому миросозерцанию школьника, а потом и студента.

Патриотизм — это не «привычка». Это, прежде всего то главное и сокровенное, что связывает человека с историей его страны, что заставляет его благоговейно относиться к Отчизне. Патриотизм органически связан с осознанием исторического бытия народа, ибо Родина — это не только сегодняшняя страна, но и вся ее история. История ее культуры, ее духовного становления во времени. Патриотизм — это ощущение духовной связи с отечеством; для нас — с

Россией. Это любовь к ее прошлому и настоящему, это над1 жда и вора в будущее (1 ].

«Война и мир» - лучшее в русской литературе воплощение патриотических традиций нашего народа. Мы наследуем эти традиции, они входят составной частью в русский патриотизм. Поэтому эпопея Толстого и сохраняет все свое животрепещущее значение в наше время. Мы называем «Войну и мир» великим многоплановым произведением не только потому, что в нем множество действующих лиц с неповторимыми характерами, речевыми манерами, что в нем мастерски сплетены сюжеты, ситуации, сцены, судьбы, отчего повествование становится увлекательным. Роман этот велик прежде всего историческим, нравственным и общественным содержанием конфликтов, которые пластично разворачиваются перед читателем. Это грандиозное полотно, на котором изображен сложнейший период российской истории с 1805по 1820 год. Проникнутое высоким патриотическим чувством, оно несравненно и по своему высокому художественному мастерству. Роман «Война и мир» — это гимн русскому народу, его доблести и чести, его беззаветной стойкости и преданности Родине.

Обращение к событиям 1812 года сыграло положительную роль в деле укрепления патриотических традиций. И хотя, говоря о советском патриотизме, как о правопреемнике российского патриотизма, имеющего иную социальную основу, однако он включает в себя и все то, что оставила нашему времени героическая борьба русского народа в прошлом. Важным фактором укрепления патриотических традиций, завещанных славной эпопеей 1812 года, было и учреждение 29 июля 1942 г. военного ордена М.И. Кутузова.

«Война и мир» своим глубоким патриотизмом, поэтизацией героических странице истории нашего народа, своей всепобеждающей жизнерадостностью духовно вооружала советских людей в годы Великой Отечественной войны на борьбу с врагом.

Лидия Борисовна Либединская, вспоминая военные 1941-1945 годы, отзывалась о романе Толстого «Война и мир» как об одном из значимых произведений, которое помогало выживать в те тяжелые дни: «Роман «Война и мир» читала вся страна, люди черпали в нем веру в неистощимые силы народа русского, веру в победу над врагом» [2].

Выдающийся русский революционер и мыслитель Александр Герцен однажды сказал, что «книга — это духовное завещание одного поколения другому, совет... юноше, начинающему жить; приказ, передаваемый часовым, отправляющимся на отдых, часовому, заступающему его место» [3].

Таблица 1

Вопросы теста «Мое отношение к событиям Отечественной войны 1812 года»

Номер вопроса Содержание вопроса

Вопрос N21 Из каких источников вы знаете о событиях Отечественной войны 1812 г.?

Вопрос №2 Кто из русских поэтов, писателей описывал события Отечественной войны 1812 г.?

Вопрос №3 Назовите решающее сражение периода Отечественной войны 1812 г. Ваше отношение к его итогам (Кто является победителем?).

Вопрос N94 Назовите главнокомандующего русской армии. Какова его роль в русской истории?

Вопрос №5 Перечислите героев Отечественной войны 1812 г.

Вопрос №6 Почему, на ваш взгляд, война 1812 г. названа Отечественной?

Поразительно точные слова. И удивительно современные!

Тема морали, нравственных исканий активно разрабатывалась и разрабатывается всей нашей литературой. Но особенно, пожалуй, значительны здесь достижения в художественном и историческом описании событий военного времени. И именно перу великого русского писателя Л.Н. Толстого принадлежит историческая правда героических подвигов нашего народа. Именно война с ее трагизмом и героизмом, с ее нечеловечески тяжелой повседневностью, с предельной поляризацией добра и зла, с ее кризисными ситуациями, в которые то и дело попадает человек и в которых наиболее ярко высвечиваются его основные человеческие качества, давала писателю богатейший материал для освещения нравственных, этических проблем.

Актуальность и злободневность военной темы проявляются и в том, что она, по словам В. Щербины, «является предметом острой идейной борьбы... Значение этой темы далеко выходит за пределы самой войны, органически связано с основными политическими проблемами нашего времени» [4].

Литература об Отечественной войне 1812 г. и Великой Отечественной войне всегда находилась и находится сегодня на самых передовых рубежах идеологического фронта, ведя, с одной стороны, непримиримую борьбу против сил милитаризма и реакции, против тех, забывших уроки истории идеологов и писателей реакционного толка, что призывают к новой войне, а с другой - остро полемизируя с теми прогрессивными и честными зарубежными художниками, которые, проповедуя пацифистские идеи, отрицают не только войны захватнические, но и справедливые, освободительные.

Книги о войне справедливой, о войне отечественной несут в себе и огромный воспитательно-патриотический заряд. За каждой их строкой — беззаветный героизм русских людей, отвага и стойкость — все то, что так необходимо сегодняшней молодежи. Ведь сегодняшние юноши-старшеклассники, юноши-студенты — это завтрашние воины, которым предстоит встать на стражу мирной жизни русских людей. А если понадобится — отстоять эту жизнь в боях с врагом, как сделали это их отцы, деды и прадеды. «Я хотел бы сказать молодым людям, — напутствовал юношей и девушек Георгий Константинович Жуков, — охотники до нашей земли и наших завоеваний по-прежнему есть и, думаю, долго еще не переведутся. И потому в любой момент надо быть готовым к суровому часу». А хорошая книга, каковой является роман-эпопея Льва Николаевича Толстого «Война и мир», — неоценимый помощник в деле патриотического и нравственного воспитания верного защитника Родины, достойного гражданина России.

И разве в произведении великого писателя не ставятся «перед мыслящим человеком нашего времени» важнейшие вопросы человеческого бытия, не подни-

маются проблемы, так волнующие нас сегодня, сейчас? Патриотизм, Долг, Совесть, Любовь, Гуманизм. Какую роль играют эти понятия в жизни человека? Как влияют на его мысли, чувства, поведение? И что есть жизнь человеческая? Чего стоит она? Особенно на войне. И есть ли что для человека выше и дороже этой высшей и самой дорогой для него ценности — Жизни?

И разве вопросы эти не связаны неразрывно с проблемой выбора — нравственного, социального, гражданского, которую так остро ставит Л.Н. Толстой в своей эпопее великого и могучего русского народа?

В наше смутное время очень важно становление человеческой личности и формирование важнейших ее свойств в нравственной сфере. А в этом огромную помощь может оказать военно-патриотическое воспитание молодежи на примерах толстовских героев Отечественной войны 1812 года, которое способствует формированию бережного отношения к прошлому своей страны. Также патриотическое воспитание развивает у молодежи устойчивое желание способствовать консолидации общества и готовность к защите отечества. Именно поэтому военно-патриотическое воспитание является гарантом сохранения целостности общества и национального государства.

Оценка прошлого, как известно, продуцирует будущее. Будущее всегда олицетворяется молодежью. Приближается великая историческая дата нашей страны — 200-летие Бородинского сражения. Поэтому сегодня очень важно выявить оценки Отечественной войны 1812 года в молодежной среде, историческое сознание которой в числе других ценностных ориентиров будет определять ближайшее будущее России. Молодежная среда сегодня жестко дифференцирована уровнями достатка, образования, условиями жизни, источниками доходов и т.д., а объединена, пожалуй, только демографической принадлежностью к возрастной группе от 15 до 30 лет [5]. И именно эта возрастная группа вызывает наибольший интерес при проведении социологических исследований, т.к. это будущее нашей страны.

Динамику оценок и отношения молодежи к Отечественной войне 1812 года можно отследить по проведенному в марте-июне 2006 г. социологическому тест-опросу учащихся старших классов средних образовательных заведений и студентов высших учебных заведений города Омска. Всего в тестировании приняли участие 163 школьника шести школ №11,21, 36, 47, 144, 149), 30 учащихся гимназии, 62 студента Омского государственного колледжа профессиональных технологий, 265 студентов Омского государственного технического университета и 187 студентов Сибирской автодорожной академии. Мониторинг, проведенный с перечисленной категорией учащихся, был призван определить степень патриотического самосознания у опрашиваемых и выявить, из каких источников и в каком объеме им известно об Отечественной войне 1812 года. Социологические исследо-

вания по вышеуказанной проблеме проводились при участии регионального менеджера по Омску и Омской области Московского института сравнительных социологических исследований (ЦЕССИ).

Опрашиваемым был предложен тест открытого типа (табл. 1), состоящий из шести вопросов, на которые они должны были дать соответствующие ответы.

Целью первых двух вопросов ставилось доказать, что роман Л.Н. Толстого «Война и мир» занимает одно из ведущих мест в качестве источника, освещающего события Отечественной войны 1812 года.

Третий, четвертый и пятый вопросы должны были определить степень изученности обозначенной проблемы. Кроме этого, ответы на вторую часть третьего вопроса показывают гражданскую позицию отвечающих.

Шестой вопрос должен был показать уровень патриотического самосознания у опрашиваемых.

Результаты тестирования были сведены в таблицу «Итоги социологического сароса учащихся средних и высших учебных заведений по теме: «Мое отношение к событиям Отечественной войны 1812 года» »(табл. 2).

Таблица 2

Итоги социологического опроса учащихся средних и высших учебных заведений по теме: «Мое отношение к событиям Отечественной войны 1812 года»

Вопрос и наиболее часто встречающиеся ответы на него Количество учащихся, участвующих в социологическом опросе по учебным заведениям и годам обучения, чел. Общее количество, чел., (%)

Учащиеся заведений ГОУ СПО Учащиеся заведений ГОУ ВПО

колледж 3 курс школа 10 класс гимназия 10 класс о б I- ОмГТУ СибАДИ Итого

2 курс 3 курс 4 курс всего 1 курс 2 курс 4 курс всего

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15

Вопрос №1. Из каких источников вы знаете о событиях Отечественной войны 1812 г.?

1) курс школьной и вузовской программы по отечественной истории; 49 133 30 211 66 114 74 254 26 121 21 168 422 633 (90)

2) произведения русских писателей; 22 84 22 128 29 73 36 138 10 63 4 77 215 343 (49)

3) средства массовой информации; 15 58 9 62 33 63 29 125 12 47 4 63 188 270 (38)

4) прочие; 2 34 14 50 2 17 3 22 1 11 1 13 35 85 (12)

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15

5) нет ответа (не знаю). 3 1 - 4 - - - - - - - - 4 (0,6)

Вопрос №2. Кто из русских поэтов, писателей описывал события Отечественной войны 1812 г.?

1) J1.H. Толстой; 33 145 28 211 62 110 69 241 27 104 16 147 388 599 (85)

2) М.Ю. Лермонтов; 26 60 20 106 60 ,112 66 238 26 103 17 146 384 490 (69)

3) A.C. Пушкин; 8 48 7 63 16 14 29 59 1 25 6 32 91 154 (22)

4) Д.В. Давыдов; - 1 - 1 1 - 3 4 1 12 - 13 17 18(3)

5) прочие; 4 3 2 9 3 5 5 13 - 2 - 2 15 24 (3)

6) нет ответа (не знаю). 8 - - 8 - - - - - 1 - 1 1 9(1)

Вопрос №3. А) Назовите решающее сражение периода Отечественной войны 1812 г.

1) Бородино; 55 144 30 129 67 131 77 275 30 135 20 185 460 589 (83)

2) под Москвой; 2 - 2 6 2 - 8 - 4 - 4 12 14(2)

3) Аустерлиц; - 9 1 10 1 5 - 6 - 4 1 5 11 21 (3)

4) Ватерлоо; - 9 1 10 - 1 1 2 - - - - 2 12(2)

5) прочие; 6 13 - 19 8 1 - 9 2 3 1 6 15 34(5)

6) нет ответа (не знаю). 9 2 - 11 - - 2 2 - - - - 2 13(2)

Б) Ваше отношение к его итогам (Кто является победителем?)

1) Россия; 20 76 23 119 21 55 45 121 8 75 9 92 213 332 (47)

2) Франция; - 8 4 12 2 21 5 28 8 7 4 19 47 59 (8)

3) ничья; 2 15 3 20 5 16 3 24 1 7 - 8 32 52(7)

4) нет ответа (не знаю). 40 64 - 104 30 37 25 92 13 46 9 68 160 264 (37)

щ

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15

Вопрос №4. Назовите

главнокомандующего русской

армии. Какова его роль в

русской истории?

1) Кутузов; 42 135 28 105 55 126 77 232 27 127 20 174 406 511 (72)

2) Александр I; - - - - 18 1 - 19 3 2 - 5 24 24(3)

3) прочие; 31 45 2 78 2 8 - 10 1 11 2 14 24 102 (14)

4) нет ответа (не знаю). 8 5 - 13 - 3 1 4 - 2 - 2 6 19(3)

Вопрос №5. Перечислите

героев Отечественной войны

1812 г.

1) Кутузов; 44 112 21 177 52 89 80 221 27 101 13 141 362 539 (76)

2) Барклай де Толли; - 19 10 29 16 40 44 100 9 34 1 44 144 173 (25)

3) Багратион; 3 64 22 88 17 89 41 147 26 75 2 103 250 338 (48)

4) Александр I; - 2 1 3 - - - - - - - - . 3 (0,4)

5) Давыдов; - 11 1 12 4 43 8 55 1 21 3 25 80 92 (13)

6) Раевский - 8 8 16 3 36 9 48 13 28 - 41 89 105

(15)

7) Ермолов - - 7 7 - 1 - 1 - 1 - 1 2 9(1)

8) Милорадович - - 1 1 - - - - ■ - 1 - 1 1 2 (0,3)

9) Бенигсен - - 3 3 - - - - - - - . 3 (0,4)

10) Фигнер - - 1 1 - - - - - - - - 1 (0,1)

6) Суворов; 32 37 2 71 1 7 - 8 - 11 3 14 22 93

(13)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7) Наполеон; 4 8 1 13 2 1 2 5 1 2 - "3 8 21 (3)

8) русский народ; 1 2 1 4 2 3 3 8 - 6 1 7 15 19(3)

9) вымышленные герои 5 15 1 20 4 2 7 13 - 6 4 10 23 43 (6)

«Войны и мира»;

10) прочие (действительные - 9 - 9 1 22 7 30 - 3 - 3 33 42 (6)

имена);

11) прочие (имена, не

имеющие отношения к войне 13 23 1 37 3 32 8 43 1 13 14 28 71 108

1812 г.); (15)

12) нет ответа (не знаю). 12 12 4 28 2 - 2 4 - 9 1 10 14 42 (6)

Вопрос №6. Почему, на ваш

взгляд, война 1812 г. названа

Отечественной?

1) русские сражались за свое 15 39 12 66 6 38 30 74 5 43 4 52 126 192

Отечество; (27)

2) война была всенародной; 13 65 8 86 33 66 39 138 19 64 13 96 234 320

(45)

3) прочие; 11 29 10 50 12 18 6 36 5 16 5 26 62 112

(16)

4) нет ответа (не знаю). 23 30 - 53 7 7 3 17 1 12 - 13 30 83

(12)

Общее количество

участников 62 163 30 255 58 129 78 265 30 135 22 187 452 707 (100)

социологического опроса

Ответы на первый вопрос: «Из каких источников вы знаете о событиях Отечественной войны 1812 г.?» показали, что программа школьных и вузовских курсов истории России является ведущим познавательным источником среди учащихся омских образовательных учреждений. Это было отмечено 633-мя тестируемыми, что составляет 90% от общего числа учащихся. Второе место твердо занимает ответ «Из произведений русских писателей» («Из произведений художественной литературы») — 49%. Кроме этого, ответы на второй вопрос еще раз подтверждают версию о том, что одним из основных источников информации об Отечественной войне 1812 года является произведение Льва Николаевича Толстого «Война и мир». На это было указано 85% всех участников социологического опроса. Случайная информация из средств массовой информации СМИ (кинофильмы, телепрограммы, газеты, журналы, Интернет) также является одним из популярных источников знаний — 38%. В раздел «Прочие» вхо-

дят ответы учащихся, указывающие на то, что информацию об Отечественной войне 1812 года они получили из рассказов родных, близких, знакомых, а также по научной и историографической литературе. Социологический опрос показал, что современная молодежь мало читает дополнительную литературу об историческом прошлом своей страны. Это было подтверждено всего лишь не более 5% всех данных ответов. А исторических исследователей, таких как Бескровный, Богданович, Михайловский-Данилевский и др. отметили лишь единицы.

Напрашивается вывод: основной объем представлений и знаний, включая фальсификацию исторических фактов, довузовская, студенческая молодежь получает из школьной и вузовской учебной литературы, а также каналов СМИ. Слабое качество первых в 2004 году пришлось констатировать даже Президенту Российской Федерации, который поставил задачу привести учебники по истории в соответствие с фактичес-

кой историей и нацелить их на патриотическое воспитание молодежи. Хотелось бы в этом плане отметить, что художественно-литературные произведения об Отечественной войне 1812 года, несмотря на все недостатки, имеющие место в курсе школьной программы, являются истинными источниками патриотического воспитания нашей молодежи. В первом ряду из них стоят «Война и мир» Л.Н. Толстого, «Бородино» М.Ю. Лермонтова, «Полководец» A.C. Пушкина, «Бородинское поле» Д.В. Давыдова и др.

Проведенный анализ результатов, полученных в ходе социологического опроса, показывает, что сведения об Отечественной войне 1812 года у современной молодежи носят случайный бессистемный характер. Так, например, среди героев войны упоминались Суворов Александр Васильевич (1730- 1800) - 13%, Минин и Пожарский (видно, ассоциирущиеся у учащихся с пожаром Москвы), герои Гражданской и Великой Отечественной войн. На вопрос: «Перечислите героев Отечественной войны 1812 г.» было названо 108 ответов (15%), указывающих на героев, не имеющих никакого отношения к войне 1812 года. Можно считать положительным (в плане патриотического самосознания нашей молодежи) тот факт, что всего лишь 3% опрошенных причислили Наполеона к героям Отечественной войны 1812 года. Среди героев войны 1812 года лидирующее место занимает Кутузов — 76%, затем — Багратион (48%), Барклай де Толли (25%). Завершают этот список Раевский — 15% и Давыдов — 13%. Однако, если добавить к 13% голосов, отданным за Дениса Давыдова, ответы, которые указывают на его прототип — Денисова, по роману «Война и мир», то Давыдов переместится на четвертую позицию по популярности.

Наибольшее затруднение у отвечающих вызвал вопрос о решающем сражении периода Отечественной войны 1812 года, а точнее, второй его части — об его итогах. Если на первую часть вопроса практически все (83%) дали утвердительные ответы, что Бородинское сражение является решающим, то вторая его часть вызвала у учащихся неоднозначное мнение. Более 30% отвечающих на тест вообще не дали никакого ответа, 8% склоняются на сторону наполеоновской армии, 7% — за ничейный результат и 47% — утверждают, что победа принадлежит русским. Хотелось бы отметить и тот факт, что большая часть отдающих победу в Бородинском сражении России дают не просто сухие ответы, а пытаются доказать свою версию, которая сходится с мнением Л.Н. Толстого. Эта патриотически настроенная часть молодежи практически однозначно указывает на всенародный характер войны, отвечая на последний вопрос. Отвечая на пос-

ледний вопрос, не высказали своей гражданской позиции всего лишь 12% учащихся. Из них большая часть является учениками 10-х классов и студентами колледжа. Этот факт может свидетельствовать о том, что чем выше уровень образованности нашей молодежи, чем точнее они знают и понимают историю своей страны, тем больше мы имеем шансов к существованию в свободном, развитом обществе. В обществе, почитающем героическое прошлое нашей Родины, в обществе истинных патриотов своего Отечества, достойных продолжателей героических традиций своих отцов, дедов и прадедов.

Конечно же, в социологических исследованиях всегда есть огрехи и «поправки» при обсчете данных. Но наша задача состояла именно в эскизном наброске тенденций в оценке Отечественной войны 1812 года для подтверждения самой сути поставленного вопроса: «Являетсяли роман Л.Н. Толстого «Война и мир» историческим ис точником, па основе которого формируется патриотическое самосознание современной молодежи?)-. Использование в учебном процессе итогов пророденных исследований может оказать помощь учебным заведениям в повышении патриотического воспитания будущего поколения нашей страны.

Библиографический список

1. Кузнецова О.П. Гражданско-патриотическое воспитание молодежи в ОмГТУ /О.П. Кузнецова// Всерос. молодежная науч.-практ. конф., посвященной 60-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 года: Тез. докл. — Омск, 2005. - С. 363,

2.ЛибединскаяЛ.Б. Живые герои /Л.Б. Либединская — М., 1982. - 254 с.

3. Герцен А.И. Полное собрание сочинений в 30 т. — М., 1954 — 1962, г. 1. - С. 367.

4. Щербина В. Пафос героического /В. Щербина // Литература великого подвига. — М., 1970, вып. 1. — С. 71.

5. Марцева Л.М., Хмельницкий Ю Н. Великая Отечественная война в историческом сознании студенческой молодежи /Д.М.Марцева, Ю.Н. Хмельницкий // Всерос. молодежная науч.-пракг. конф., посвященная 60-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 года: Тез. докл. - Омск: ОмГТУ - ООО «Издательско-полиграфическийцентр «Сфера», 2005. - С. 135— 141.

ЛЕПЕШИНСКАЯ Татьяна Александровна, методист подготовительных курсов ФДП, аспирант кафедры отечественной истории.

Дата поступления статьи в редакцию: 05.07.2006 г. © Лепешинская Т.А.

Книжная полка

Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России: учебник для вузов. - 4-е изд. - М.: Норма, 2006. - 777 с.

Авторы учебника с учетом современного уровня исторической науки последовательно анализируют сложные, противоречивые исторические процессы в России, руководствуясь принципами объективности, историзма, социологического подхода. В учебнике рассматриваются наиболее важные проблемы, определяющие пути исторического развития России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.