Научная статья на тему 'Первая мировая война в школьных учебниках истории. К проблеме формирования культурной памяти'

Первая мировая война в школьных учебниках истории. К проблеме формирования культурной памяти Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2309
394
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА / ШКОЛЬНЫЙ УЧЕБНИК ИСТОРИИ / СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА / МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ ВОЙН / ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / 1WW / SCHOOL HISTORY TEXTBOOK / THE CONTENT OF THE EDUCATIONAL MATERIAL / METHODOLOGY OF STUDYING THE HISTORY OF WARFARE / THE CONTENT OF EDUCATIONAL MATERIA

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Яковлева С.П.

В статье дается сравнительный анализ советских и современных российских школьных учебников на предмет освещения в них истории Первой мировой войны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FIRST WORLD WAR IN SCHOOL HISTORY TEXTBOOKS. TO THE PROBLEM OF FORMATION OF CULTURAL MEMORY

The article devotes to the contemporary analyses of soviet and nowadays Russian school books upon the problematic of The 1 WW.

Текст научной работы на тему «Первая мировая война в школьных учебниках истории. К проблеме формирования культурной памяти»

УДК 940.3/4

ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА В ШКОЛЬНЫХ УЧЕБНИКАХ ИСТОРИИ. К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ

КУЛЬТУРНОЙ ПАМЯТИ1

С.П. Яковлева

В статье дается сравнительный анализ советских и современных российских школьных учебников на предмет освещения в них истории Первой мировой войны.

Ключевые слова: Первая мировая война, школьный учебник истории, содержание учебного материала, методика изучения истории войн, военно-патриотическое воспитание.

Военно-исторический материал, содержащийся в школьных курсах истории, обладает большим воспитательным потенциалом. Он вызывает интерес к военному прошлому, к истории развития военной техники и военного искусства, способствует воспитанию молодого поколения в духе славных боевых традиций нашего народа и его вооруженных сил, прививает уважение к воинам - защитниками Отечества.

Эти образовательно-воспитательные задачи можно решить, учитывая несколько условий: наличие яркого, конкретного военно-исторического материала; необходимых документов; интересных иллюстраций. Это первое условие относится к содержанию учебного материала. И второе - умелая организация учебного процесса, т.е. соответствующая методика проведения уроков и других форм учебных занятий.

Целью данной статьи является сравнительный анализ учебников советского времени и ныне действующих на предмет освещения в них событий военной истории XIX - нач. XX. вв. Особое внимание уделено изложению истории Первой мировой войны - грандиозного события, продолжающегося более 3-х лет, в орбиту которого было вовлечено десятки государств, миллионы солдат и офицеров, принесшего неисчислимые жертвы и страдания ратным и мирным людям. Повышенный интерес к этому событию бесспорно вызван и её 100-летним юбилеем. Сопоставлению подвергнуты не только разные учебники, но и изложение в них истории Первой мировой по сравнению с предыдущими историческими событиями: эпопеей 1812 года, Крымской войной 1853-1856 гг., русско-японской войной начала XX века. Если в советской школе существовал только один учебник по каждому курсу, то с начала перестройки школьного исторического образования в соответствии с его новой концепцией были разработаны и выпущены десятки альтернативных учебников, больше всего по истории России (Отечества). И потому для сравнения с советским учебником были выбраны лишь несколько, наиболее распространенных с конца прошлого века и до наших дней учебников.

Для советской педагогики и методики было характерно признание высокой образовательно-воспитательной ценности военно-исторического материала. В работах А.А. Вагина, М.И. Левина, В.Г. Бирковского и др. [1] подчеркивалось значение героики военного прошлого, его воздействие на воображение, мысли, эмоции молодого поколения, формирование у него чувства национальной гордости. Изучение в советской школе военного прошлого базировалось на ленинском тезисе о войнах справедливых и несправедливых, на формирование у учащихся соответствующих оценок и таких понятий и выводов, как: связь между вооружениями, организацией и особенностями тактики и стратегии военачальников, итогами войны и их объяснением с одной стороны, и характером общественно-политического строя воюющих государств, с другой.

Эти основы марксистско-ленинского учения о войнах предопределили все направления и содержание учебно-воспитательной работы советских учителей истории.

Отечественная война 1812 г. как справедливая, освободительная изучалась на 2-х уроках. В учебный материал были включены сюжеты о сплочении русского народа на борьбу с захватчиками, приведены имена героев-партизан, даны их портреты. Другая часть материала посвящена Бородинскому сражению, М.И. Кутузову и изгнанию неприятеля с родной земли.

Крымская война 1853-56 гг., показавшая «гнилость и бессилие крепостной России», содержала материал об обороне Севастополя, о героях: матросе Кошке (дан его портрет) и медсестре Даше Севастопольской.

Русско-японская война рассматривалась как предтеча Первой русской революции. Основательно изложены факты просчетов военного командования, беспечность и халатность военной администрации на Дальнем Востоке и всего российского правительства. Скромное упоминание о героической гибели «Варяга» и «Корейца» - скорее дань известной песне, чем воспитание гордости за наших предков.

Изучение истории Первой мировой войны - события грандиозного и трагического одновременно, было подчинено главной задаче - показу «справедливости» ленинской оценки данной войны На первый план выходят факты перемирия с противником, братание, дезертирство солдат с Восточного фронта, то есть факты широкой поддержки на фронтах лозунга революционного пораженчества, выдвинутый осенью 1914 г ЦК РСДРП и действительно получивший распространения с 1916 г. [2]

В перестроечные времена в одном из первых российских учебников по истории XIX в. П.Н. Зырянова (1994, 1996,2002..) [3] был взят курс на расширение материала по военной истории. В парафах об Отечественной войне 1812 г. ученики знакомятся с большим числом знаменитых партизан: Герасим Курин, Василиса Кожина, Денис Давыдов, подполковник А. Фигнер, А. Сеславин, И. Дорохов. Есть их портреты.

Освещая Крымскую войну, авторы выделили отдельный пункт «Слава и горечь Севастополя», в котором есть материал об адмирале Нахимове.

«Много отважных людей защищало Севастополь, но среди них первое место по праву принадлежит адмиралу Нахимову» Дается описание его смертельного ранения на Малаховом кургане [3, С. 103]. В конце параграфа 10 приведен документ знаменитого хирурга Н.И. Пирогова: «Письмо жене 7 апреля 1855 г.», в котором дано описание нескольких дней обстрела Севастополя. [3, С. 110].

Широкое распространение с середины 90-х годов XX века получил учебник А. А. Данилова и Л. Г. Косулиной. (4)

В нём также налицо курс на расширение учебного военно-исторического материала, способствующего решению важных образовательно—воспитательных задач,. В параграфе 4 «Отечественная война 1812 г.» в отдельном пункте «Партизанское движение» объясняется организация, характер народного движения, даётся описание народных отрядов, их численность, командиры, имена наиболее отличившихся партизан (Давыдов, Фигнер, Курин и его 5,5 тысячный отряд, Александр Чеченский из отряда Давыдова, награжденный золотым оружием за личное мужество и героизм (4, с. 30). Удачно подобран и

1 Статья подготовлена при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект 15-01-00399)

150

Вестник Брянского госуниверситета. 2015(3)

включён исторический документ: «Мнение историка Е. В. Тарле о войне ...» не только он (Наполеон), но и никто в Европе не предвидел, до каких высот героизма способен подняться русский народ, когда дело идёт о защите Родины». [4, с. 32]

Авторы данного учебника эффективно используют воспитательные возможности исторического материала при изучении Крымской войны. В канву событий героической обороны Севастополя включены сюжеты о матросе Петре Кошке (есть его фото), первой сестре милосердия в русской армии Дарье Севастопольской. Это традиционные сюжеты, но представлены они более выпукло, картинно! «Мужество солдат и офицеров, защитников черноморской твердыни, потрясло современников, император Николай I приказал считать за год каждый месяц службы в осаждённом Севастополе» (4, с. 98). Документ, который включён в данный параграф, усиливает эмоциональное восприятие материала. «Из письма Л. Н. Толстого - участника обороны Севастополя. 20 ноября 1854 г. «Дух в войсках выше всякого описания. Во времена Древней Греции не было столько геройства. Корнилов, объезжая войска, вместо: «Здорово, ребята», говорил: «Нужно умирать, ребята, умрёте?» и войска отвечали: «Умрём!» [4, с. 101.]

История русско-японской войны изучается в IX кл. Она также несколько подробнее излагает события на Дальнем Востоке. Например, в учебнике Данилова А. А., Косулина Л. Г., Брандта М. Ю. (2013 г.) кроме сюжета о героической гибели «Варяга» и «Корейца» упоминается 2-ая Тихоокеанская эскадра адмирала З. П. Рожественского, посланная на выручку Порт-Артуру. «Героизм, мужество, упорство русских защитников вызывали восхищение даже у японцев» [5. с. 29]. Упоминается Цусимское сражение и героизм русских моряков [5, с. 30].

Таким же образом данное событие рассматривается в учебнике Н. В. Загладина и др. (2007) [6]. Только вместо сюжета о Рожественском упоминается контр-адмирал В. Ф. Руднев.

В другом учебнике, предназначенном для 11 класса, авторы Киселёв А. Ф., Попов В. П., сохранив все традиционные сюжеты, оценки событий русско-японской войны, выбрали в качестве иллюстрации драматических событий на Дальнем Востоке «Японские трофеи. Личное оружие русских офицеров, оборонявших Порт-Артур» [7, с. 29].

Таким образом, сравнительный анализ советских и современных российских учебников на предмет освещения в них истории Отечественной войны 1812 г., Крымской 1853-1856 гг., русско-японской 1904-1905 гг. позволяет сделать вывод, что никаких существенных изменений в них не произошло. Ученики знакомятся с примерами мужества и героизма русского народа, с именами героев этих войн.

История Первой мировой войны в советских учебниках рассматривалась как империалистическая, несправедливая с обеих сторон. И потому - она «не заслуживала» того, чтобы показывать образцы героизма, стойкости русского солдата и военачальника. Какие же изменения произошли в современных российских учебниках, в темах, посвящённых Первой мировой войне? В учебнике 2007 г. ( Загладин Н. В., Козленко С. И., Минаков С. Т., Петров Ю. А.) [6] чуть более подробно раскрыт ход военных действий, включена иллюстрация: «Портрет А. А. Брусилова», упоминается об организации работы лазаретов и в них императрица и её старшие дочери в качестве медицинских сестёр. Этот материал о высокородных сёстрах милосердия, который появился ещё в советское время, обязательная составляющая всех современных учебников. Кроме привычных тезисов о подъёме патриотизма в начале войны, авторы другого учебника (Данилов, Косулина, Брандт) включили в дополнение авторского текста документ «Манифест ЦК РСДРП «Война и российская социал-демократия.» ... «Чем больше будет жертв, тем яснее будет для рабочих масс . необходимость обратить оружие против правительства и буржуазии каждой страны . Превращение современной империалистической войны в войну гражданскую, есть единственный правильный пролетарский лозунг» [5, с. 63].

Несомненно, что авторы стремились преодолеть тенденции прежней советской методики, когда факты, документы подбирались и включались лишь те, которые идеологически «подходили» к данному событию и процессу. Но показ одной стороны и отсутствие фактов и свидетельств о самоотверженности, героизме солдат, женщин, о побегах на фронт юношей и подростков в первые два года войны, с другой стороны, вновь грешит тенденциозностью ...

Рассмотрим ещё один учебник 2013 г. для 11 класса, авторы Левандовский А. А., Щетинов Ю., Мироненко Е.В. [8]. В нём в & 8 помещено задание для выпускников: «В 2014 году международное сообщество готовится отметить 100-летие с начала Первой мировой войны. . Как вы думаете, какие аспекты или события войны нужно хранить в памяти нашим современникам? Почему?» [8, с. 58-59]. Какой ответ ждут авторы учебника (и его получат учителя, если они ограничиваются материалом данного учебника), если на этой же станице, перед заданием помещен абзац:

«Если в начале войны лозунг революционного пораженчества, выдвинутый осенью 1914 г. ЦК РСДРП, не пользовался широкой поддержкой, то именно в 1916 г. он становится популярным. На отдельных участках Восточного фронта солдаты устанавливали перемирие с противником, отказывались подчинятся офицерам, идти в наступление и т.п.[8,С.59]

Упоминание об этих объективных исторических фактах несомненно должно быть в учебном материале. Но в нем обязаны быть и другие сюжеты Великой войны.

Первые, но еще робкие шаги по освещению в истории Первой мировой войны фактов мужества, героизма русских солдат сделаны авторами учебника для 11 класса под ред. А.Н. Сахарова. [9] Не вскользь, а более основательно описывается патриотический подъем в России в начале войны. «Вокруг национальных общегосударственных интересов сплотилось большинство политических сил страны.Помимо патриотических настроений, в российском обществе была солидарность со славянскими народами, с единоверцами в соседних государствах, подвергавшимися притеснениям.

Огромное возмущение российской общественности вызвал жестокий геноцид армянских христиан в Османской империи, где в 1915-1916 гг. погибло более 1 млн. человек. Около 300 тыс. армян нашли прибежище на территории России» [9, С. 55]

Здесь же находится интересное здание для выпускников: «Подумайте, почему начавшаяся в 1914 г. война была названа Отечественной и в первое время действительно вызывала массовый патриотический подъем?» [9, С. 55]

В другом учебнике авторы (Загладин Н.В., Козленко С.Н., Минаков С.Т., Петров Ю.А.) [6] выделили отдельный пункт: «Война и российское общество» [6, С.85]. Из его текста ученики узнают, что «объявление Германией войны России вызвало невиданный всплеск патриотизма в русском обществе. В столице и других крупных городах прошли многолюдные манифестации под лозунгом «Война до победного конца».

Тем временем в тылу разворачивалась компания по оказанию помощи фронту, помощь раненым, отправлялись на фронт санитарные поезда, налаживали работу госпиталей и лазаретов. В них служили представительницы высшего общества. Императрица Александра Федоровна и её старшие дочери Ольга и Татьяна работали сестрами милосердия в Царскосельском лазарете». [6 С.86] Этот текст иллюстрирует «Медицинский персонал у вагона санитарного поезда».

Как видно из анализа нескольких учебников последних лет, в них сделан шаг в сторону показа не только несправедливого, империалистического с обеих сторон характера Первой мировой войны, но и образцы патриотизма, интернационального братства русского народа.

Однако Великая война нуждается в более подробном изучении, приданию ей более важного места в учебниках по истории России, по зарубежной истории.

На учебном материале необходимо познакомить учеников с развитием, совершенствованием вооружения и военной техники этих лет, дать краткую характеристику новинок, применяемых в военных операциях и сражениях. Большое количество материала по этой тематике авторы учебников и учителя истории найдут в публикациях последних лет [10]. Учащиеся узнают о дредноутах и подводных лодках, о дальнобойной артиллерии, о немецкой 42-см пушке «Берта», выпускающей снаряды весом более тонны («чемоданы»), об огнеметах и пулеметах, газовых атаках, о первых воздушных боях и первых танках.

Формирование важного для этого события понятия «окопная война» нужно начинать с воссоздания её картины. Для этого в параграф можно включить соответствующую иллюстрацию, а в качестве дополнительного авторского текста, помогающего сделать описание военных действий на Западном фронте, поместить, например, такой отрывок.

«От смертоносного огня тяжелой артиллерии и пулеметов лучшим укрытием были окопы. К концу 1914 г. немецкие и французские войска буквально зарылись в землю. От Северного моря до Швейцарии протянулись две непрерывные полосы окопов, с подземными убежищами, с блиндажами, прикрытые рядами толстых бревен, с бетонированными пулеметными гнездами и ходами сообщения; перед окопами - проволочные заграждения. Между двумя полосами укреплений лежала узенькая полоса «ничьей» земли, простреливаемая с обеих сторон...

Началась затяжная окопная, или позиционная, война. Борьба велась за каждый метр земли. Ежедневно грохотали орудия, гибли тысячи людей, а линия фронта почти не менялась. Даже крупные сражения заканчивались продвижением войск на 100-200 м. «На Западном фронте без перемен» - изо дня в день сообщали газеты». [1, с. 269-270]

Учебный материал современных пособий, к сожалению, не позволяет сформировать у учеников представление об узловых событиях, сражениях войны в их конкретном своеобразии и индивидуальной неповторимости. Их знания о Первой мировой войне схематичны, часто страдают модернизацией истории. Для преодоления этих недостатков учителю необходимо включать в канву своего объяснения картинное описание важнейших военных операций, опираясь на карты-схемы, отрывки из исторических документов, произведения художественной литературы, воспоминания участников и очевидцев событий.

Например, рассказ о штурме крепости Верден может быть таким.

«Погожим февральским утром 1916 г. орудийный грохот потряс окрестности Вердена. Это немцы открыли огонь из тяжелых орудий. Разрушив первую линию французских укреплений, они двинулись в атаку. Впереди шли гренадеры, забрасывая ручными гранатами уцелевшие укрытия. Саперы резали проволочные заграждения. Специальные команды несли большие металлические баллоны, извергавшие струю горячей жидкости длинной в несколько десятков метров. Это было новое оружие войны-огнеметы. За ними следовали густые цепи немецкой пехоты». [1, с.270]

То, что история Великой войны раскрыта в наших учебниках по-прежнему без имен героев, без описания их подвигов, самопожертвований - существенный недостаток школьного образования. Вместе с именами героических защитников Родины во время Отечественной войны 1812 г., ученики должны узнать о том, что в течение 3х. лет войны было мобилизовано 15,5 млн. солдат и офицеров. Русские воины уже в первых сражениях проявили мужество и героизм. Одним из самых популярных патриотических лозунгов того времени был лозунг: «Все для фронта, все для победы». По всем фронтам гремело имя казака полного Георгиевского кавалера Кузьмы Крючкова, который прославился тем, что вместе с тремя товарищами атаковал 27 человек противника, выиграл неравный бой, получив при этом 16 ран.

Всем был известен подвиг летчика П.Н. Нестерова, совершивший воздушный таран. Не только дочери из императорской семьи, ухаживали за ранеными в лазарете, но и в боевых действиях, на полях сражений участвовали русские женщины. Во всей России знали имена Марии Бочкаревой, создательницы и командира первого женского добровольческого ударного батальона смерти, полного Георгиевского кавалера, Антонины Пальшиной, Елизаветы Бычковой, юных героев - 13-15 лет - Миши Власова и Ефима Павлова и др., совершивших подвиги в годы войны. [11, с. 7-9]

Такое наполнение учебного материала- основного и дополнительного авторского текста - яркими фактами, сюжетами, документами, иллюстрациями позволили расширить знания школьников об этом грандиозном событии, более успешно осуществлять военно-патриотическое воспитание молодого поколения.

The article devotes to the contemporary analyses of soviet and nowadays Russian school books upon the problematic of The 1 WW. Keywords: 1 WW, School history textbook, The content of the educational material, Methodology of studying the history of warfare, the content of educational materia

Список литературы

1. Вагин А.А. Методика обучения истории в школе. - М., 1972.;

Левин М.И. Элементы военной романтики и военной игры в обучении истории // Преподавание истории в школе-1968 - №1; В.Г. Бирковский. Военно-патриотическое воспитание учащихся // там же - 1967-№1.

2. Берхин И.Б., Федосов И.А. История СССР. IX кл. М., 1976.

Кривогуз И.М., Новая история Ч.2. М., 1976.

З.Зырянов П.Н., История России. XIX век.: Учебник для 8 кл. М.,2002.

4. Данилов А.А., Косулина Л.Г., История России, XIX век.: учебник для 8 кл.. .8-ое. изд., М.,2007.

5. Данилов А.А., Косулина Л.Г., Брандт М.Ю. История России. XX-нач. XXI в. Учебник для IX кл. М.,2013.

6. Загладин Н.В., Козленко С.Н., Минаков С.Т., Петров Ю.А. История России. XX-нач. XXI в. М., 2007.

7. Киселов А.Ф., Попов В.П. История России. XX-нач. XXI в. 11 кл. М., 2012.

8. Левандовский А.А., Щетинов Ю., Мироненко С.В. История России. XX- нач. XXI в. М., 2013.

9. Шестаков В.А. История России. XX-нач. XXI в. / под ред. СахароваА.Н. 11 класс. М., 2012

10. Военная техника в Первой мировой войне // Военно-исторический журнал. - 2013-№3.

Л.Млечин. Великая война не окончена. Итоги первой мировой.. М. 2015;

Абрамов Д. Миссия России. Первая мировая война. М., 2014.

Золотарев В. Первая мировая. Неизвестные страницы. М., 2014.

11. Отечественная война 1914 г. Ч.2. Героические подвиги русских воинов в Отечественную войну 1914 г. М., 1915.

Об авторе

Яковлева С.П. - доцент кафедры отечественной истории, кандидат педагогических наук Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, blumenausf@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.