УДК 37.035.6:94(470)
Е. В. Жукова
ПАТРИОТИЗМ В СОЗНАНИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ
В статье рассматриваются результаты анкетирования, проведенного в апреле 2012 г. среди учащихся 10-11-х классов МАОУ СОШ № 16 и МБОУ СОШ с УИОП № 51 г. Кирова. На основании этих результатов сделаны выводы о современном состоянии патриотического воспитания через изучение истории на ступени среднего полного (общего) образования, а также о значимости отечественной истории в процессе такого воспитания.
The article contains the results of the survey which was held among the secondary school of students 1011 grades (Kirov school № 16, 51) in April 2012 The results of survey allow to make conclusions about modern patriotic education through the study of history in secondary general education and also about the importance of National history in the process of such education.
Ключевые слова: история Отечества, патриотизм, патриот, патриотическое воспитание, события русской истории, личности русской истории.
KeywordS: National history, patriotism, the patriot, patriotic education, events of Russian history, the personalities of Russian history.
Историческое образование, изучение истории своего Отечества на ступени среднего полного (общего) образования играет важную роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к национальным культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное российское общество.
Важность изучения отечественной истории как средства патриотического воспитания осознается и нашим государством. В связи с этим с 2000 г. началась разработка Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 20012005 гг.», её логическим продолжением стали аналогичные государственные программы, рассчитанные на 2006-2010 гг. и на 2011-2015 гг., последняя реализовывается в настоящее время. Согласно ей патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина-патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время [1].
В данной государственной программе важное место отводится образовательным механизмам, перечисленным в мероприятиях по её реализации.
© Жукова Е. В., 2012
Одним из примеров можно назвать проведение всероссийских творческих конкурсов исследовательских работ, связанных с героическим прошлым России, важнейшими событиями в жизни народа [2].
Кроме того, предусматривается участие в указанных мероприятиях не только учащихся, но и педагогов. Например, запланированы организация и проведение среди педагогов всероссийских конкурсов методических пособий «Растим патриотов России» и т. п. [3]
Наряду с федеральной программой необходимость патриотического воспитания осознается и составителями рабочих программ по отечественной истории, где говорится, что главной воспитательной задачей исторического образования в современной российской школе становится формирование российской идентичности, которая является одним из важнейших факторов дальнейшего укрепления российской государственности, формирование гражданственности, сознательной патриотически настроенной личности [4].
Также об этом говорится в Стандарте среднего (полного) общего образования по истории, где одной из целей является воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культуры, религии, этнонациональных традиций [5].
Всё это вместе составляет систему, теоретически способную дать патриотическое воспитание через преподавание истории Отечества.
В процессе получения исторических знаний у учащихся формируются яркие эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающихся деятелях и ключевых событиях исторического прошлого нашей страны, что помогает лучше понять и осмыслить изучаемый материал.
Чтобы оценить результаты историко-патриоти-ческого образования, нами было проведено анкетирование среди учащихся 10-11-х классов МАОУ СОШ № 16 и МБОУ СОШ с УИОП № 51 через вопросы, связанные с историей Отечества.
В ходе проделанной работы было опрошено 150 человек и получены следующие результаты.
В одном из вопросов учащимся предлагалось дать определение термину «патриотизм» в их личном понимании. Из 150 человек 79 учащихся, или 52,6% опрошенных, определили патриотизм как «любовь к своей Родине (Отечеству)», 15 человек, или 10% опрошенных, сделали упор на «желании и готовности постоять за свою Родину», «отдать жизнь за свое Отечество». 20 человек, или 13,4% опрошенных, понимают патриотизм как «верность (преданность) своему Отечеству», 12 человек, или 8%, выделили «гордость за свою Родину», 5 человек, или 3,4% опрошенных, определяют патриотизм как «веру в своё Отечество». 7 человек, или
4,6%, включают в это понятие «уважение и сохранение обычаев и традиций своего народа», что, по нашему мнению, скорее относится к вопросу о национальном самосознании.
Отдельно хотелось бы выделить варианты ответов, которые отражают достаточно глубокое понимание учащимися понятия «патриотизм»: «желание и готовность работать на благо своей страны» (8 человек, или 5,4% опрошенных), «готовность подчинить свои интересы интересам Родины» (3 человека, или 2%) и «чувство благодарности к своей Родине» (1 человек) (рис. 1).
■ Любовь к Родине
^Готовность постоять за свою Родину, отдать за нее жизнь
* Верность (преданность) своему Отечеству
■ Гордость за свою Родину
■ Вера в свое Отечество
■ Уважение и сохранение традиций и обычаев своего народа Желание работать на благо своей страны
Готовность подчинить свои интересы интересам Родины Другое
Малое количество человек, отметивших последние три аспекта патриотизма, наглядно показывает поверхностность понимания данного термина большинством учащихся, скрывающих всю глубину понятия за общими словами.
Также хотелось бы отметить, что лишь 10% из 150 опрошенных включают в понятие «патриотизм» «стремление защищать свое Отечество», что неудивительно, исходя из отношения молодежи к армии сегодня.
, _ ■ Я - патриот
■ Я - не патриот Я сомневаюсь
Рис. 2
В соответствии с данными определениями патриотами из 150 человек себя считают 119 опрошенных, или 79% учащихся, абсолютно уверенных в отсутствии патриотических чувств; 16 человек, или 10,5% опрошенных, сомневаются или не знают (рис. 2).
Надо понимать, что эти результаты в достаточной мере субъективны, так как представление о сущности патриотизма, как мы видели выше, у людей разное. Поэтому одни могут считать себя патриотами, а другие - нет.
Так как составной частью патриотизма является гордость достижениями, историей и культурой своей страны, нам было интересно узнать степень заинтересованности учащихся историей Отечества в целом. В результате опроса родную историю выбрали 67 человек, или 44,7% опрошенных, а зарубежную - 52 человека, или 34,7%, не смогли определиться с одним вариантом ответа (выбрали оба варианта) 25 человек, или 16,6% (рис. 3).
' Отечественная история а Зарубежная история
■ Отечественная и зарубежная история
■ Нет ответа
Исходя из имеющихся данных, нельзя сказать, что история Отечества представляет больший интерес для учащихся, а значит этой проблеме необходимо уделить должное внимание. Глубокое изучение и искренняя заинтересованность отечественной историей в наше время может помочь не только повысить уровень привязанности, гордости и любви к Родине, но и в борьбе с крайним национализмом, который в принципе абсурден в нашей многонациональной стране. Здесь же хотелось бы отметить, что самыми интересными периодами отечественной истории для старшеклассников являются имперский (1721-1917 гг.) - 39 человек, или 26%>, советский (1917-1991 гг.) - 55 человек, или 36,6%>, современный (с 1991 г.) - 95 человек, или 63,3%> (вопрос множественного выбора) (рис. 4).
В процессе анкетирования учащимся также было предложено определить, какие события русской истории вызывают в них чувство гордости. В результате Великая Отечественная война была названа 141 учащимся, что составило 94% от общего числа опрошенных. Отечественная война 1812 г. была отмечена 34 учащимися, или 22,6% опрошенных. По 8 (5,3%) опрошенных назвали Бородинское сражение и первый полет человека в кос-
Рис. 1
мос, 4 человека, или 2,6%, выделили Куликовскую битву (рис. 5).
Результаты оказались достаточно закономерными. Теме Великой Отечественной войны пока ещё уделяется достаточно внимания в курсе отечественной истории, а в сознании учащихся сохраняется понимание важности этого события для нашей страны и народа.
Тема отечественной войны в этом году особенно актуальна, к 200-летию победы готовятся различные мероприятия историко-патриотической направленности [6].
Наряду с названными историческими событиями старшеклассники также отметили Северную войну, Ледовое побоище, освобождение от татаро-монгольского ига и др.
Из 25 исторических событий, названных опрошенными, 14 являются военными, что говорит о специфике формирования патриотического созна-
ния школьников, основывающегося на героических подвигах и победах русской армии, в большей степени, чем на заслугах реформаторов (отмена крепостного права, реформы Петра I, крещение Руси и т. д.).
Подобную ситуацию мы видим при анализе ещё одного пункта анкеты, касающегося личностей русской истории, вызывающих чувство гордости. Среди них были названы Петр I (69 человек, или 46%), Г. К. Жуков (46 человек, или 30,6%), М. И. Кутузов (47 человек, или 31,3%), А. В. Суворов (29 человек, или 19,3%) И. С. Конев и А. Невский (по 19 человек, или по 12,6%), К. К. Рокоссовский (6 человек, или 2,4%). Вместе с военными были названы В. И. Ленин (18 человек, или 12%) и И. В. Сталин (16 человек, или 10,5%). Из царей и императоров: Екатерина II (19 человек, или 12,6%), Александр II (13 человек, или 8,6%), Иван Грозный и Александр I (по 5 человек, или по 3,3%), Влади-
63.3%
70% 60% 50% 40% 30% 20%
10% 0%
36,6%
26,0%
Имперский период Советский период Современный период
Вопрос множественного выбора
Рис. 4
94,0%
Великая Отечественная война
Отечественная война
Бородино
Рис. 5
Полет человека в космос
Куликовская битва
I Вопрос множественного выбора
мир Креститель и Иван III (по 4 человека, или 2,6%) (рис. 6).
Установление 4 ноября 2005 г. Дня народного единства почти не повлияло на популярность народного ополчения 1611-1612 гг. (1 человек) иих предводителей К. Минина и Д. Пожарского, они были отмечены только 6 учащимися из 150 опрошенных (2,4%).
Среди государственных деятелей были названы министр финансов С. Ю. Витте, реформатор П. А. Столыпин, законотворец М. М. Сперанский, историк Н. М. Карамзин и некоторые другие.
Делая вывод, можно сказать, что историческое образование формирует в сознании учащихся живые примеры и образы патриотизма, основанные чаще всего не на объективном знании, а на эмоциональном переживании изучаемых событий и судеб, важной частью которого является осознание своей принадлежности к героям-соотечественникам, к славным событиям русской истории. Знания об историческом опыте человечества и историческом пути российского народа важны и для понимания современных общественных процессов,
ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве.
Примечания
1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015 гг.» URL: http:/ /правительство.рф/шеа1а/2010/10/11/35730/й1е/795-pril.doc.
2. Там же.
3. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015 гг.» Приложение № 1. URL: http://правительство.рф/media/2010/ 10/11/35730/fi1e/795-pri1.doc.
4. Рабочая программа. 6-9-й классы. УМК «История. Россия с древнейших времен до конца XVI века. 6 класс» / под ред. А. А. Данилова. URL: http:// www.spheres.ru/history/ about/ 323/ 3263/.
5. Федеральный компонент Государственного стандарта среднего (полного) общего образования по истории. URL: http://www.ed.gov.ru/ob-edu/noc/rub/ standart/.
6. Подготовка и празднование 200-летия победы России в Отечественной войне 1812 года. URL: http:/ /www.rosvoencentr-rf.ru/index.php?option=com_ content&view= artic1e&id=252.
Петр I M. И. Кутузов И. С. Конев Екатерина II И. В. Сталин
Г. К. Жуков А. В. Суворов А. Невский В. И. Ленин Александр II
■ Вопрос множественного выбора
Рис. 6