Научная статья на тему 'Патриотизм и патриотическое воспитание в системе ценностей современной Российской молодежи'

Патриотизм и патриотическое воспитание в системе ценностей современной Российской молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6880
885
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science for Education Today
Область наук
Ключевые слова
ПАТРИОТИЗМ / РОДИНА / ПОДВИГ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ГРАЖДАНСКАЯ ПОЗИЦИЯ / PATRIOTISM / THE NATIVE LAND / A FEAT / PATRIOTIC EDUCATION / A CIVIC STAND

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Силкова Ксения Александровна, Плешкова Ирина Анатольевна

В работе представлено исследование проблемы патриотического воспитания современной молодежи. Раскрывается роль патриотического воспитания в современном российском обществе. Отмечается, что сформировать гражданскую позицию можно только на основе укоренившихся в сознании личности чувств долга и ответственности. Подчеркивается, что важным направлением в формировании патриотического воспитания молодого поколения являются творческие конкурсы, посвященные истории родного края.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PATRIOTISM AND PATRIOTIC EDUCATION IN SYSTEM OF VALUES OF MODERN RUSSIAN YOUTH

The article is devoted to problem of patriotic education of modern youth. The authors consider the role of patriotic education in a modern Russian society. It is marked what to generate a civic stand it is possible only on the basis of taken roots in consciousness of the person of feelings of a duty and the responsibility. It is emphasized, that the important direction in formation of patriotic education of young generation are the creative competitions, the devoted histories of native edge.

Текст научной работы на тему «Патриотизм и патриотическое воспитание в системе ценностей современной Российской молодежи»

Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета» 2(12) 2013 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

© К. А. Силкова, И. А. Плешкова

УДК 371

ПАТРИОТИЗМ И ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В СИСТЕМЕ ЦЕННОСТЕЙ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ *

К. А. Силкова, И. А. Плешкова (Новосибирск, Россия)

В работе представлено исследование проблемы патриотического воспитания современной молодежи. Раскрывается роль патриотического воспитания в современном российском обществе. Отмечается, что сформировать гражданскую позицию можно только на основе укоренившихся в сознании личности чувств долга и ответственности. Подчеркивается, что важным направлением в формировании патриотического воспитания молодого поколения являются творческие конкурсы, посвященные истории родного края.

Ключевые слова: патриотизм, Родина, подвиг, патриотическое воспитание,

гражданская позиция.

«К патриотизму нельзя только призывать, его нужно заботливо воспитывать -воспитывать любовь к родным местам, воспитывать духовную осёдлость. А для всего этого необходимо развивать науку культурной экологии» Лихачев Д. С. Письма о добром и прекрасном. - М., 1989.

О важности анализа проблемы патриотического воспитания современной молодежи говорит современное российское общество [2; 6]. Данную проблему

обсуждают и в СМИ, и на научных конференциях. В рамках данного направления особенно важно построение Концепции духовно-нравственного

воспитания и развития гражданина России. В ней должно быть предусмотрены и роль семьи, и значение школы как базового

института патриотического воспитания [11]. Важно также учесть, что личностное становление происходит в целом в обществе, под которым мы понимаем как государственные, так и негосударственные институты, представленные гражданским обществом. Отметим, что сформировать гражданскую позицию можно только на основе укоренившихся в сознании личности чувств долга и ответственности [10].

* Работа является лауреатом XXXII Открытой городской научно-практической конференции школьников НОУ «Сибирь» в секции «Философия» (2013 г., г. Новосибирск).

Силкова Ксения Александровна - ученица МБОУ СОШ № 122.

Плешкова Ирина Анатольевна - учитель истории и обществознания МБОУ СОШ № 122, заслуженный учитель Российской Федерации Е-mail: [email protected]

Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета» 2(12) 2013 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

Важным направлением в

формировании патриотического

воспитания молодого поколения являются творческие конкурсы, посвященные истории родного края [8]. Сборник конкурсных творческих работ

старшеклассников «Это наш край». Был создан по результатам регионального конкурса, посвященного 75-летию Новосибирской области.

О родной природе, о своей деревеньке пишут сельские школьники:

«Г де любовь, тепло и верность,

Г де родные и друзья,

Протянулася вдоль речки Деревенечка моя!»

(Баганский район)

«Здесь трава медяная И ковыль, и полынь.

Здесь роса ледяная.

И огонь здесь, и стынь»

(Убинский район)

«С тех пор деревня расцвела,

Милее сердцу места нет.

Летят стремительно года,

И ей уж больше сотни лет»

(с. Зубовка)

Или строки новосибирских школьников:

«О край сибирский мой родной!

О дух могучий непреклонный!»

(Новосибирск)

«Сибирь родная! Край любимый!

Ты будешь дорог мне всегда»

(Новосибирск)

Их можно было бы продолжать цитировать. В каждой работе школьники передали свои сокровенные чувства к родному краю.

В прозе можно прочесть замечательные размышления о Родине, о патриотизме:

«..родина есть у каждого. Что такое для человека Родина? Страна, в которой он живет? Дом, где он родился и вырос? А может, березка у родного порога? Наверное, это все вместе взятое и есть Родина, то есть самое родное и близкое, самое дорогое место».

(Татарск).

«Савкино - это мой маленький рай, мой уголок земли, родной и любимый до боли. Находясь здесь, чувствуешь умиротворение и гордость за то, что в России есть такие прекрасные места».

(Татарск)

Необходимо особо отметить размышление школьницы из Бердска под названием «Я - патриот»: «Мама мне всегда говорила, что нужно уважать место, где родилась. И ценить возможность жить в мирном, спокойном, по-своему интересном городе... Спустя годы, я осознала, что в нашей области самая прекрасная и чистая природа. Я стала гордиться тем, что рождена в Сибири, тем, что Новосибирск - это тот город, в который я буду всегда возвращаться, где бы ни путешествовала и ни была».

Ученик школы № 122 Иван Стрелец в своей работе «Русские - кто мы?» в 2009 г. рассматривал особенности российского менталитета и представил сравнение основных черт различных народов.

Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета»

2(12) 2013

www.vestnik.nspu.ru

ISSN 2226-3365

В основе пирамид лежат главные черты соответствующих народов.

В представленных схемах видим, что патриотизм главная черта американцев, у

россиян данная черта находится на второй позиции. У других народов патриотизм как черта характера отсутствует.

Мы проверили данные, проведя свой опрос среди трех возрастных групп (I - 15-25лет, II - 25-50 лет, III - 50 лет и старше). В анкете было три вопроса:

1. Считаете ли Вы себя патриотом?

2. Какая страна на Ваш взгляд является самой патриотичной? (Почему?)

3. Какой на Ваш взгляд уровень патриотизма в России?

Мы видим, что 53 % опрошенных считают себя патриотами, что доказывает существование внутреннего патриотизма. Заметим, что среди опрошенных первой группы 30 % дали положительный ответ, во второй группе этот процент вырос до 55%, ну и ожидаемыми были ответы людей старше 50 лет, из них 75 % считают себя патриотами. Хочу отметить, что это собственное мнение людей и что понятие патриотизм каждый трактовал по-своему и давал соответствующие ответы.

Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета» 2(12) 2013 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

1. Считаете ли Вы себя патриотом?

Да Нет

15-25 лет 6 14

25-50 лет 11 9

50 лет и старше 15 5

15-25 25-50 50-старше

25-50

■ Да ■ Нет

15-25

■ Да ■ Нет

50- старше

■ Да ■ Нет

Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета» 2(12) 2013 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

Все опрошенные

■ Да ■ Нет

Какая страна на Ваш взгляд является самой патриотичной? Почему?

Америка Англия Россия Китай Г ермания СССР Япония Затрудняюсь ответить

15-25 3 5 5 3 2 0 0 2

25-50 4 1 3 6 0 3 1 2

50-старше 3 1 5 6 0 0 3 2

Проанализировав полученные

данные, мы получаем следующий результат - самой патриотичной страной, по мнению опрошенных (россиян), является Китай 25 %, Россия занимает второе место 22 %, на третьем месте Америка 17 %.

Среди опрошенных I группы (15-25 лет) Россия и Англия считаются самыми патриотичными - по 25 %,

Америка и Китай в этой группе не

являются странами показательного патриотизма - по 15 %.

Группа № 2 выделяет Китай - 30 %, Америку - 20 %, Россия и СССР по 15 %, нужно отметить, что это единственная группа, которая самой патриотичной назвала уже несуществующую страну СССР, причем, ведь значительная часть бывших советских граждан - это россияне.

Самая возрастная группа солидарна со второй группой опрошенных: 30 %

Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета»

2(12) 2013

www.vestnik.nspu.ru

ISSN 2226-3365

считают Китай самым патриотичным. Россия оказалась на второй позиции -25 % опрошенных, по 15 % Америка и Япония.

Для сравнения менталитета стран, которые считаются самыми

патриотичными по мнению респондентов (Китай, Америка, Россия), из различных источников были выбраны черты, характеризующие национальные

особенности.

Китайская ментальность - зеркальное отражение менталитета европейцев.

Специалисты выделяют следующие

характерные черты жителей Китая: терпение, внушаемость, дисциплинированность, коллективизм, щедрость к другу, патриотизм, завышенная самооценка,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

настойчивость и сплоченность.

Первая и главная особенность

менталитета американцев - патриотизм.

Для американца это не политическая пропаганда. Они действительно считают свою страну самой лучшей, свою демократию самой демократичной. Никто не обязывает американца украшать свой дом национальным флагом, а страна «полыхает» флагами.

В основе российского патриотизма лежит особая широта души, духовность, всепрощающая любовь, отзывчивость, жертвенность, душевная доброта [3-7]. У россиян необыкновенный патриотизм, доходящий до жертвенного героизма.

А. И. Герцен писал: «Каждый русский сознает себя частью всей державы, сознает родство свое со всем народонаселением».

Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета»

2(12) 2013

www.vestnik.nspu.ru

ISSN 2226-3365

Какой на Ваш взгляд уровень патриотизма в России?

Высокий Средний Низкий Отсутствует Затрудняюсь ответить

15-25 З 5 4 4 4

25-50 4 З 11 0 0

50-старше 2 11 5 0 2

Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета»

2(12) 2013

www.vestnik.nspu.ru

ISSN 2226-3365

15-25 25-50

■ Высокий ■ Средний ■ Высокий ■ Средний

■ Низкий ■ Отсутствует ■ Низкий ■ Отсутствует

■ Затрудняюсь ответить ■ Затрудняюсь ответить

20% 22%

20% 25% 61% 17%,

^ 20% 4

Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета» 2(12) 2013 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

По данным диаграмм (см. ниже) видно, что большинство опрошенных оценивает уровень патриотизма в России как низкий (34 %), 33 % - считают его средним и всего 16 % - высоким.

Первая группа - единственная, в которой 20 % опрошенных посчитали, что патриотизм в России отсутствует.

Во второй группе 61 % опрошенных посчитал уровень патриотизма в России низким, 22 % оценили его как высокий.

Больше половины опрошенных -55 % из третьей группы считают уровень патриотизма в своей стране средним, 25 % - низким.

Многие при ответе на данный вопрос посчитали нужным пояснить свое мнение и сказали, что внутренний патриотизм есть в каждом из нас; мы любим Россию, но это не значит, что мы любим все, что можем в ней встретить; то, что достойно любви, отбирается согласно нашему

представлению о достойном.

Патриотизм не заложен в генах, это не природное, а социальное качество и потому не наследуется, а формируется. Но как тогда получается, что патриотизм это черта нашего характера? Я думаю, ответ на этот вопрос заложен в нашем воспитании.

Молодежи, живущей в начале XXI в., многие страницы истории известны только из книг. Но о мужестве и героизме советских воинов в годы Великой Отечественной войны еще можно узнать и от ветеранов. Воспоминания фронтовиков (как живой голос войны) находят в наших душах больший отклик, чем многотомные исследования о ней.

В годы Великой Отечественной войны сибиряки встали на защиту Родины [1], сражались на фронте, работали в тылу, производя оружие, выращивая на полях

хлеб, картошку, работая в госпиталях, где залечивали раны солдаты-фронтовики, принимая эвакуированных жителей из

других городов, собирая деньги в Фонд Обороны.

Педагоги и учащиеся нашей школы, с момента ее основания, тесно общаются с ветеранами войны и труда Плехановского жилмассива (микрорайона, где находится наша школа).

Мы ходим к ним в гости, устраиваем концерты, поздравляем с каждым

праздником. Работой с ветеранами -инвалидами руководит через объединение «Патриот» Г. М. Чайкина. Учитель истории И. А. Плешкова совместно с Советом ветеранов Плехановского жилмассива

проводит Уроки Мужества, где выступают ветераны не только с рассказом о своем боевом пути, но и с лекциями для старшеклассников, в которых освещаются различные события Великой

Отечественной войны.

Частые гости в школе председатель общества инвалидов «Искра надежды» Лидия Ефимовна Клюгина и председатель Совета ветеранов Владимир Семёнович Кочерга. По инициативе Л. Е. Клюгиной и при поддержке администрации

Калининского района на территории жилмассива был установлен Камень Памяти, ставший местом сбора ветеранов. Ухаживают за территорией учащиеся нашей школы. Лидия Ефимовна надеется, что удастся на этом месте установить Стелу в память о жителях жилмассива -фронтовиках и тружениках тыла. На территории нашей школы в канун 60-летия Победы ветераны вместе с выпускниками школы заложили «Аллею победы». За эти годы березки выросли и стоят ровными рядами, как стражи. Ни одно посаженное

Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета» 2(12) 2013 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

деревце не погибло, все березки прижились и возмужали. Эта березовая аллея будет напоминать учащимся школы о тесной дружбе с героическими защитниками Родины и доблестными тружениками тыла.

Вышеизложенное позволяет сказать, что патриотизм - особое эмоциональное переживание своей принадлежности к Родине, осознание своеобразия культуры своего народа, патриотизм — любовь к Родине.

Мы прекрасно понимаем, что в современных условиях нет задачи важнее, чем задача формирования патриотизма. Вместе с тем, нет задачи и сложнее, но сложно не означает невозможно. Поэтому каждому воспитателю, «заболевшему» этой проблемой, целесообразно продумать собственную идеологию воспитания чувства любви к Родине.

Сам воспитатель должен быть искренним и убежденным патриотом и уметь не проповедовать любовь к Родине, а увлекательно исповедовать и доказывать ее своими делами, полными энергии и преданности. Преподаватель - первый патриот в учебном заведении. Офицер -первый патриот на корабле, в части. Если этого условия нет, то за воспитание патриотизма лучше не браться.

Чувство любви к Родине не только горделивое, но и сострадательное,

жалостливое. Поэтому нужно не только гордиться своим Отечеством, но и жалеть его. А в русском языке слова «любить» и «жалеть» очень близки по глубинному смыслу.

Необходимо учитывать, что люди приходят к пониманию патриотизма по-разному: один через природу или

искусство родной страны, другой - через ее историю, третий - через веру. Наверное, сколько людей - столько путей.

Процитируем Д. С. Лихачева: «Патриотизм - это благороднейшее чувство. Это даже не чувство - это важнейшая сторона и личной, и общественной культуры духа...» [8]. Иными словами, формируя патриота, мы формируем культурного человека. Чем выше культурный уровень человека, тем богаче чувство патриотизма.

Патриотизм либо есть в той или иной степени, либо его нет вовсе. Патриотизм очень сокровенное чувство, находящееся глубоко в душе, в подсознании. О патриотизме судят не по словам, а по делам каждого человека. Патриот не тот, кто сам себя так называет, а тот, кого будут чтить таковым другие.

В заключение вспомним слова

Н. Г. Чернышевского, который говорил: «Патриот - это человек, служащий своей Родине».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Кондратьев В. А., Политов З. Н. Говорят погибшие герои - М.: Политиздат, 1982. - 287 с.

2. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М. : Просвещение, 2009. - 23 с.

3. Лихачев Д. С. Прошлое - будущему: статьи и очерки. - Л. : Наука, 1985. - 576 с.

4. Лихачев Д. С. Великий путь: становление русской литературы Х1—ХУ11 веков. — М. : Современник, 1987. - 301 с.

Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета» 2(12) 2013 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

5. Повесть временных лет / подг. текста Д. С. Лихачева и Б. А. Романова; под ред.

B. П. Адриановой-Перетц. — М., 1950. — Ч. 1. - 102 с.

6. Кром М. М. К вопросу о времени зарождения идеи патриотизма в России //

Мировосприятие и самосознание русского общества (Х1—ХХ вв.). — М., 1994. - С. 16-30.

7. Горский А. А. Представления о защите Отечества в средневековой Руси (Х1—ХУ вв.) // Мировосприятие и самосознание русского общества (Х1—ХХ вв.). - М., 1994. - С. 6-15.

8. Лихачев Д. С. Земля родная: кн. для учащихся. - М.: Просвещение, 1983. - 256 с.

9. Пушкарёва Е.А. Философское мышление для формирования рефлексивности познания в образовательном процессе // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета - 2012. - № 1 (5). - С. 74-78

10. Силкова К.А., Плешкова И.А. Патриотизм: ретроспектива оценки и восприятия //

Вестник Новосибирского государственного педагогического университета - 2012. -№ 1 (5). - С. 84-93

11. Плешкова И.А. Особенности правового образования в современной школе // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. - 2012. - № 2(6). -

C. 5-12.

Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета» 2(12) 2013 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

© K. A. Silkova, I. A. Pleshkova

UDC 371

PATRIOTISM AND PATRIOTIC EDUCATION IN SYSTEM OF VALUES OF MODERN RUSSIAN YOUTH

K. A. Silkova, I. A. Pleshkova (Novosibirsk, Russia)

The article is devoted to problem of patriotic education of modern youth. The authors consider the role of patriotic education in a modern Russian society. It is marked what to generate a civic stand it is possible only on the basis of taken roots in consciousness of the person offeelings of a duty and the responsibility. It is emphasized, that the important direction in formation of patriotic education of young generation are the creative competitions, the devoted histories of native edge.

Ke words: patriotism, the Native land, a feat, patriotic education, a civic stand.

REFERENCES

1. Kondratyev V. A., Politov Z. N. The lost heroes. - М., 1982. - 287 p.

2. Daniljuk A., Kondakov A., Tishkov V. A. The concept of spiritually-moral development and education of the person of the citizen of Russia. - M.: Education, 2009. - 23 p.

3 Lihachev D. S. The past - to the future: clauses and sketches. - M.: Science, 1985. - 576 p.

4. Lihachev D. S. Great way: becoming of Russian literature XI-XVII of centuries. - M.: Contemporary, 1987. - 301 p.

5. The Story of time years / eds. D. S. Lihachev and B. A. Romanov. - M., 1950. - Vol. 1. -102 p.

6. Rrom M. M. To a question on time of origin of idea of patriotism in Russia // Attitude and consciousness of Russian society (XI-XX centuries). - M., 1994. - pp. 16-30.

7. Gorskiy A. A. Representations about protection of Fatherland in medieval Russia (XI-XV centuries) // Attitude and consciousness of Russian society (XI-XX centuries). - M., 1994. -pp. 6-15.

8. Lihachev D. S. The native land: For pupils. - М.: Education, 1983. - 256 p.

9. Pushkareva E. A. Philosophical thinking for formation of reflexivity of knowledge of educational process // Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin - 2012. - № 1 (5). -pp. 74-78.

10. Silkova K. A., Pleshkova I. A. Patriotism: a retrospective of an estimation and perception // Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin - 2012. - № 1 (5). - pp. 84-93.

11. Pleshkova I. A. Features of legal education at modern school // Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin. - 2012. - № 2(6). - pp. 5-12.

Silkova Kseniy Aleksandrovna - schoolgirl 10 classes Secondary school № 122.

Pleshkova Irina Anatolevna - teacher of history and social science Secondary school № 122, the deserved teacher of the Russian Federation.

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.