Вестник ТГПУ (TSPUБЫИт). 2015. 7 (160)
УДК 355.233:378. 4
Ю. Б. Байрамуков, Ю. Ю. Лушников
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ УЧЕБНОГО ВОЕННОГО ЦЕНТРА ГРАЖДАНСКОГО ВУЗА (НА ПРИМЕРЕ СИБИРСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА)
Определены и научно обоснованы содержательные компоненты модели воспитательной системы учебного военного центра при Сибирском федеральном университете, что позволяет осуществлять целостное воспитание личности студента, соединить воспитание и обучение в целостный педагогический процесс, ввести его в четкие организационные рамки, придать ему системность, планомерность и целенаправленность.
Ключевые слова: воспитательная система, учебный военный центр, курсант, содержательные компоненты.
Проблемы и противоречия, наблюдавшиеся в военно-педагогическом образовании в последнее десятилетие ХХ - начале XXI в. обусловили этап реформ системы военного строительства и военного образования как составной части общих трансформационных процессов в государстве. Вхождение системы военного образования в Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ГОС ВПО) с середины 90-х гг. коренным образом не изменило подготовку специалистов: модернизация и реформирование военного образования свелись к передислокации и сокращению военно-учебных заведений, и, «несмотря на проводимое реформирование системы военного образования, последние 5-6 лет качество воспитания молодых офицеров не в полной мере соответствует современным требованиям войск» [1].
В то же время к положительным тенденциям современной государственной политики в области военно-гражданского образования и воспитания можно отнести: актуализацию идеи довузовского военно-патриотического воспитания молодежи; возрождение православных традиций в Вооруженных силах Российской Федерации; тенденцию к определению и вербально-слогановому оформлению содержания национальной идеи; создание и развитие учебных военных центров (УВЦ) как важнейшей институциональной компоненты системы военного образования и воспитания офицерских кадров в гражданском вузе.
Несмотря на то, что идея подготовки офицерских кадров в гражданском вузе не нова, Постановление Правительства РФ № 152 от 6. 03. 2008 г. [2] предопределило возможность более оптимального соединения наиболее существенных преимуществ военного и гражданского образования на базе УВЦ.
В рамках исследуемой проблемы для нас были значимы как труды, посвященные в целом методологии воспитания и личностному развитию будущего офицера, так и работы, рассматривающие отдельные аспекты проблемы подготовки будуще-
го офицера на базе гражданского вуза. Так, имеются исследования, посвященные анализу инновационных подходов к организации педагогического процесса в рамках проблемы воспитания и развития личности (В. П. Беспалько, А. Л. Бусыгина, В. В. Гузеев, В. Л. Кучеренко, А. И. При-гожин, В. И. Слободчиков, М. И. Шилова), а также рассмотрению проблемы поиска новых педагогических технологий (В. А. Адольф, Н. М. Ани-симов, С. Д. Поляков, А. С. Прутченков, Г. К. Се-левко, В. А. Сластёнин). Идеи педагогического сотрудничества, творчества и педагогической психологии рассматривали В. И. Загвязинский [3], И. А. Колесникова [4], Я. А. Пономарёв [5]. Отдельные аспекты системы военной подготовки в гражданских вузах рассмотрены в работах А. М. Аббасова [6], О. Г. Заец [7], В. Н. Ромашина [8], С. М. Филькова [9], в том числе - подготовке на базе УВЦ - работы К. В. Костина [10],
A. С. Тимохович [11]. Определенный интерес вызывают работы, рассматривающие вопросы повышения уровня морально-психологического состояния курсантов УВЦ (С. В. Величко, А. Г. Кара-жов, О. А. Лотарева, А. С. Марков), а также исследования по проблемам российской военной реформы и ее актуальной коррекции, в том числе в плане воспитания российских офицеров (И. А. Алехин, Е. С. Иванов, С. Ю. Казеннов,
B. Н. Кумачев, В. И. Марченков, П. И. Чижик).
При всей большой теоретической и практической значимости проведенных исследований следует отметить, что вопросы целенаправленного системного воспитания будущих офицеров в современных условиях на базе УВЦ гражданского вуза не рассматривались, отсутствует также специальное комплексное исследование проблемы.
В контексте исследования приоритетная цель и главный результат воспитания курсантов УВЦ определены как воспитание высокомотивированного защитника Отечества, компетентного гражданского специалиста, готового с максимальной отдачей использовать полученные знания, умения и навыки, в том числе и в ратном труде, а также
Ю. Б. Байрамуков, Ю. Ю. Лушников. Содержательные компоненты воспитательной системы учебного.
офицера с четким пониманием чести, достоинства, гражданской позиции, нравственных основ служения Отечеству, духовно и физически развитой личности.
В связи с этим система воспитания офицерских кадров в УВЦ представляет собой совокупность целенаправленно определенным образом упорядоченных устойчивых связей между объектами/субъектами воспитания, явлениями и педагогическими процессами, в целом обеспечивающих эффективность воспитания в контексте целостной подготовки специалиста и будущего офицера. К числу основных структурных элементов педагогического процесса воспитания как системы относятся: 1. Целеполагание [12], или мотивационно-целевой компонент, основное предназначение которого -обоснование целей и задач воспитания [13]. 2. Моделирование системы воспитания (или структурно-содержательный компонент), что, по сути, есть соотнесение стратегической цели с этапами, направлениями и содержанием воспитательной работы, представленными в виде блоков и модулей. 3. Организация деятельности по переводу модели системы воспитания в адаптивную (реальную) деятельность (или функционально-технологический компонент), что предусматривает систему используемых методов, приемов и средств воспитания, технологию реализации обратной связи. 4. Анализ результата по степени достижения выбранных целей (или оценочно-результативный компонент), обеспечивающий эффективность регулирования и устранения отклонений от спрогнозированных стратегических целей. Данный компонент включает также разработанную систему критериев по оценке эффективности осуществления процесса воспитания.
Система воспитания будущего офицера предполагает решение задач двух уровней. На первом уровне, который можно обозначить как стратегический, фундаментальный, обеспечивается целостный подход к формированию личности, ее общих способностей, освоения ценностей общечеловеческой и национальной культуры на всех уровнях социализации и воспитания личности, формируются качества личности, обеспечивающие направленность активности курсанта - будущего специалиста на укрепление устойчивости, стабильное развитие общества.
Второй уровень воспитания решает более узкие задачи в соответствии с требованиями к личности различных аспектов и сторон социально-профессиональной деятельности специалиста высшей квалификации, его социально-политической ориентации и т. п. Система воспитания будущего военного на втором уровне должна формировать качества личности, обеспечивающие ее включен-
ность в различные сферы жизнедеятельности общества. При этом должны учитываться интересы курсантов и формироваться установка на социальную активность, участие в общественно-политической жизни, культурно-досуговой деятельности и т. д.
В данном контексте задачи воспитания будущих офицеров на базе УВЦ гражданского вуза могут быть интегрированы в три основных содержательных блока (модуля), что позволяет осуществлять целостное воспитание личности курсанта, соединить воспитание и обучение в целостный педагогический процесс, ввести его в четкие организационные рамки, придать ему системность, планомерность и целенаправленность. Наглядно это представлено в таблице.
Содержательные компоненты системы
воспитания УВЦ
Мотивационно-ценностный блок Патриотизм, духовность, гражданственность, нравственность, этическая зрелость
Блок профессионально-ориентированного и личностного развития Саморазвитие, самоорганизация, развитие воли, военная культура, коммуникативная культура
Блок социальной адаптивности Самокоррекция, самооценка, толерантность, физическое и соматическое здоровье
Мотивационно-ценностный блок связан с сознательным принятием будущим офицером ценностей (научно-мировоззренческих, патриотических, военных, духовных, нравственных и т. п.), которые, будучи осознанными, имеют фундаментальное значение для ориентации человека в мире и его целенаправленности поведения и деятельности [14].
Блок профессионально-ориентированного и личностного развития в современном образовательном пространстве связан в первую очередь с идеями саморазвития и самоорганизации личности (Л. И. Божович, А. В. Зосимовский, Т. Е. Кон-никова, Т. Н. Мальковская). При этом в основе самоорганизованности как качества, необходимого будущему офицеру, лежат волевые качества личности, включающие в том числе выдержку, самоконтроль, уверенность в себе, дисциплинированность. Большое значение для профессионально ориентированного и личностного развития курсанта на базе УВЦ гражданского вуза имеет также уважение к ритулам и традициям, выступающее как значимая часть военной культуры и, шире, как часть субкультуры общества (М. В. Воропаев, А. В. Гаврилин, Е. И. Казакова, Г. А. Филиппов).
Вестник ТГПУ (TSPUBulletin). 2015. 7 (160)
Важна для будущих офицеров и коммуникативная культура, так как система профессионального взаимодействия на оси «человек-человек» требует четкости и ясности указаний, формулирующих обязанности офицера в отношении коллег-офицеров, подчиненных, начальников и государства в целом.
Блок социальной адаптивности связан с такими качествами и умениями, как самокоррекция, самооценка, толерантность, физическое и соматическое здоровье. Первые соотносятся с воспитанием эмоциональной устойчивости, которая признается в сфере военного дела основой готовности к профессиональной деятельности, включающей в том числе низкий уровень тревожности, общий положительный эмоциональный фон, выраженный самоконтроль, высокую организованность и уравновешенность (Л. М. Аболин, П. И. Зильберман, В. Е. Медведева). В контексте глобализационных, социально-политических и миграционных процессов к качествам социальной адаптивности отнесена также толерантность, так как в воинском коллективе проходят службу представители различных социально-этнических групп, и знание культуры позволяет легче взаимодействовать в рамках выполнения служебных задач и личного общения. А соматическая культура и связанная с ней сознательная физическая активность обеспечивают высокую устойчивость к многочисленным профессиональным стрессам. Все это в комплексе способствует повышению мотивации к личностному развитию, что является
также одной из приоритетных задач в контексте реализации системы воспитания будущих офицеров на базе УВЦ в гражданском вузе.
Отмеченные содержательные компоненты системы воспитания вошли в основу концептуальной структурно-функциональной модели воспитания будущих офицеров на базе учебного военного центра Сибирского федерального университета, которая отражает целенаправленный процесс с поэтапной организацией воспитывающей деятельности педагога и внутренней логикой формирования общественно, профессионально и личностно значимых качеств офицера на каждом этапе, завершенность решения характерных именно для данного этапа задач. Это предопределяет обобщенно-схематичное представление педагогических принципов, подходов, содержания, технологий, оценочного инструментария в виде мотивационно-целевого, структурно-содержательного, функционально-технологического и оценочно-результативного блоков модели.
Таким образом, выделенные в контексте нашего исследования содержательные компоненты воспитательной системы определяют формируемые качества курсантов УВЦ, что позволит в последующем подготовить офицера - гражданина-патриота, физически и интеллектуально развитую личность, квалифицированного специалиста и офицера, целенаправленно подготовленного в рамках учета специфики, руководителя подразделения, умеющего обучать и воспитывать его личный состав.
Список литературы
I. Бондаренко И . А ., Цепин М . О . Реализация опыта воспитания офицерских кадров в современных военно-учебных заведениях // Мир образования - образование в мире . 2012 . № 3 (47) . С . 15-21.
2 . Постановление Правительства РФ «Об обучении граждан Российской Федерации по программе военной подготовки в федеральных
государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования» от 6 .03.2008 № 152 .
3 . Загвязинский В . И . Педагогическое творчество учителя . М .: Педагогика, 2001. 253 с .
4 . Колесникова И . А. , Титова Е . В . Педагогическая праксеология: учеб . пособие для студентов высш . пед . учеб . заведений . М .: Академия,
2005 256 с
5 . Пономарев Я . А. Психология творчества и педагогика . М . : Педагогика, 1976 . 290 с .
6 . Аббасов А. М ., Бакович М . Н . и др . Государственно-патриотическое воспитание военнослужащих в военном вузе . Воронеж, 2009 . 185 с .
7 . Заец О . Г . Повышение эффективности профессионального воспитания курсантов военно-инженерных вузов: автореф . дис . ... канд .
пед . наук. М ., 2014. 24 с.
8 Ромашин В Н Педагогическая система развития профессионально важных качеств офицера у курсантов старших курсов военного вуза: автореф . дис . ... канд . пед . наук . Омск, 2010 . 24 с .
9 . Фильков С . М . Оптимизация военных кафедр // Высшее образование в России . 2005. № 2 . 80 с .
10 . Костин К . В ., Погодаев В . П . Проблема подготовки специалистов по контролю качества военной продукции // Омский научный вестник.
2011. № 2 (96) .С .186-188 .
II. Тимохович А . С . Модель военной подготовки в системе непрерывного многоуровневого аэрокосмического образования // Сборник материалов II Всероссийской науч . -метод . конф . преподавателей вузов, ученых и специалистов . Н . Новгород, 2008. С .112-113
12 . Максимова Ж . С . Цели воспитания в современной России: социальное содержание в социальном контексте // Вестн . Томского гос . пед . ун-та (TSPU Bulletin) . 2014 . Вып . 5 (146) . С . 18-24 .
Ю. Б. Байрамуков, Ю. Ю. Лушников. Содержательные компоненты воспитательной системы учебного...
13 . Пырьев Е . А . Мотивационные возможности эмоций и потребностей: сравнительный анализ // Вестн . Оренбургского гас . ун-та . 2012 . № 9
(145) . С . 35-42 .
14 . Шахов М . Н . Государственно-патриотическая идеология как выражение современной российской идеи // Государственно-патриотиче-
ская идеология и духовный потенциал Российской армии . М . : ВУ, 1998. С . 38-39 .
Байрамуков Ю. Б., соискатель, доцент. Сибирский федеральный университет.
Пр. Свободный, 79, Красноярск, Россия, 660041. E-mail: [email protected]
Лушников Ю. Ю., кандидат педагогических наук, доцент. Сибирский федеральный университет. Пр. Свободный, 79, Красноярск, Россия, 660041. E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 08.06.2015.
Yu. B. Bayramukov, Yu. Yu. Lushnikov
SUBSTANTIAL COMPONENTS OF MILITARY TRAINING CENTER EDUCATION SYSTEM AT CIVIL UNIVERSITY (THE CASE
STUDY OF THE SIBERIAN FEDERAL UNIVERSITY)
In the article the author defined and scientifically justified substantial components of the military training center educational system model at the Siberian Federal University, which allows to carry out the integral education of a student's identity, to connect upbrining and training in the integral pedagogical process, bring it in clear institutional framework, give it systemacy, regularity and purposiveness.
Key words: education system, military training center, cadet, substantial components.
Referenoes
I. Bondarenko I . A. , Tsepin M . O . Realizatsiya opyta vospitaniya oficerskih kadrov v sovremennykh voenno-uchebnykh zavedeniyakh [Training officer cadres experience implementation in modern military schools] . Mir obrazovaniya - obrazovaniye v mire - The World of Education -Education in the World, 2012, no 3 (47), pp . 15-21 (in Russian) .
2 . Postanovleniye Pravitel'stva RF "Ob obuchenii grazhdan Rossiyskoy Federatsii po programme voennoy podgotovki v federal'nykh
gosudarstvennykh obrazovatel'nykh uchrezhdeniyakh vysshego professional'nogo obrazovaniya" ot 06.03.2008 no. 152 [RF Government Resolution "On the training of citizens of the Russian Federation on military training program in the federal state educational institutions of higher education" from 6 .03.2008 № 152] (in Russian) .
3 . Zagvyazinskiy V. I . Pedagogicheskoye tvorchestvo uchitela [Podogogical creative work of the teacher] . Moscow, Pedagogika Publ . , 2001. 253 p .
(in Russian)
4 . Kolesnikova I . A. , Titova E . V. Pedagogicheskayaprakseologiya. Uchebnoye posobiye dlya studentovvyssh. ped. ucheb. zavedeniy [Pedagogical
praxeology. Textbook for university students of high ped . educ . institutions] . Moscow, Akademiya Publ . , 2005. 256 p . (in Russian) .
5 . Ponomarev Ya . A. Psikhologiya tvorchestva i pedagogika [Psychology of creativity and pedagogy] . Moscow, Pedagogika Publ . , 1976 . 290 p .
(in Russian)
6 . Abbasov A. M . , Bakovich M . N . i dr. Gosudarstvenno-patrioticheskoye vospitaniye voennosluzhashchikh v voennom vuze [State-patriotic
education of servicemen in military high school] . Voronezh, 2009 . 185 p . (in Russian) .
7 . Zaets O . G . Povysheniye effektivnosti professional'nogo vospitaniya kursantov voenno-inzhenernykh vuzov: Avtoref. dis. kand. ped. nauk
[Efficiency improvement of vocational training of cadets at military-engineering higher institutions . Abstract of thesis cand . of ped . sci . ] . Moscow, 2014. 24 p . (in Russian) .
8 . Romashin V. N . Pedagogicheskaya sistema razvitiya professional'no vazhnykh kachestv ofitsera u kursantov starshikh kursov voennogo vuza:
Avtoref. dis. kand. ped. nauk [Pedagogical system of development of professionally important officer qualities of the military high school senior courses cadets. Abstract of thesis cand . of ped . sci . ] . Omsk. , 2010 . 24 p . (in Russian) .
9 . Fil'kov S . M . Optimizatsiya voennykh kafedr [Optimization of military departments] . Vyssheye obrazovaniye v Rossii - Higher Education in
Russia, 2005, no 2, 80 p (in Russian)
10 . Kostin K . V., Pogodaev V. P. Problema podgotovki spetsialistov po kontrolyu kachestva voennoy produktsii [The problem of specialists training
for quality control of military goods] . Omskiy nauchnyy vestnik - OSTU Bulletin, 2011, no . 2 (96), pp . 186-188 (in Russian) .
II. Timokhovich A . S . Model' voennoy podgotovki v sisteme nepreryvnogo mnogourovnevogo aerokosmicheskogo obrazovaniya [The military training model in the system of continuous multilevel aerospace education] . Sbornik materialov II Vserossiyskoy nauch.-metod. konf. prepodavateley vuzov, uchenykh i spetsialistov [Collection of Materials of the II all-russian scientific-methods conf. of university professors, scientists and specialists] . Nizhniy Novgorod, 2008. Pp . 112-113 (in Russian) .
Вестник ^m (TSPUBulletin). 2015. 7 (160)
12 . Maksimova Zh . S . Tseli vospitaniya v sovremennoy Rossii: sotsial'noye soderzhaniye v sotsial'nom kontekste [The goals of upbringing in
contemporary Russia: social content in a social context] . Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2014, no . 5 (146), pp . 18-24 (in Russian) .
13 . Pyr'ev E . A. Motivatsionnye vozmozhnosti emotsiy i potrebnostey: sravnitel'nyy analiz [Motivational possibilities of emotions and needs: a
comparative analysis] . Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta - OSU Bulletin, 2012, no . 9 (145), pp . 35-42 (in Russian) .
14 . Shakhov M . N . Gosudarstvenno-patrioticheskaya ideologiya kak vyrazheniye sovremennoy rossiyskoy idei [State-patriotic ideology as the
expression of the idea of the modern Russian] . Gosudarstvenno-patrioticheskaya ideologiya i dukhovnyy potentsial Rossiyskoy armii [State-patriotic ideology and spiritual potential of the Russian army] . Moscow, MU Publ . , 1998. Pp . 38-39 (in Russian) .
Bayramukov Yu. B. Siberian Federal University.
Pr. Svobodnyy, 79, Krasnoiarsk, Russia, 660041. E-mail: [email protected]
Lushnikov Yu. Yu. Siberian Federal University.
Pr. Svobodnyy, 79, Krasnoiarsk, Russia, 660041. E-mail: [email protected]