Научная статья на тему 'Экспериментальная проверка системы воспитания учебного военного центра'

Экспериментальная проверка системы воспитания учебного военного центра Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
109
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНАЛИЗ / СИСТЕМА ВОСПИТАНИЯ / ЭКСПЕРИМЕНТ / ОФИЦЕР / КУРСАНТ / УЧЕБНЫЙ ВОЕННЫЙ ЦЕНТР / НРАВСТВЕННОСТЬ / МЕТОДИКА / СТРУКТУРА / ANALYSIS / EDUCATION SYSTEM / EXPERIMENT / OFFICER / CADET / MILITARY TRAINING CENTER / MORALITY / TECHNIQUE / STRUCTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Байрамуков Юрий Борисович, Староверов Владимир Александрович

Большое внимание государство уделяет совершенствованию системы военной подготовки в гражданских высших учебных заведениях. В связи с этим учебные военные центры, созданные в высших учебных заведениях, направлены на подготовку высококвалифицированных специалистов и воспитание личности будущего офицера носителя высокой нравственности, общечеловеческих ценностей, профессиональной культуры и традиций своей страны. В данном исследовании представлена экспериментальная проверка концепции системы воспитания курсантов на примере учебного военного центра Сибирского федерального университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Байрамуков Юрий Борисович, Староверов Владимир Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EXPERIMENTAL EXAMINATION OF THE MILITARY TRAINING CENTER''S EDUCATION SYSTEM

The Russian Federation pays a lot of attention to the improvement of military training system in civilian universities. In this regard, military training centers established in higher education institutions are aimed at the training of highly qualified specialists and character education of the future officer the carrier of high morality, human values, professional culture and traditions of their country. This study provides the experimental examination of the concept of cadets' education system using the example of the military training center of Siberian Federal University.

Текст научной работы на тему «Экспериментальная проверка системы воспитания учебного военного центра»

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА СИСТЕМЫ ВОСПИТАНИЯ УЧЕБНОГО ВОЕННОГО ЦЕНТРА

THE EXPERIMENTAL EXAMINATION OF THE MILITARY TRAINING CENTER'S EDUCATION SYSTEM

Ю.Б. Байрамуков, В.А. Староверов

Анализ, система воспитания, эксперимент, офицер, курсант, учебный военный центр, нравственность, методика, структура.

Большое внимание государство уделяет совершенствованию системы военной подготовки в гражданских высших учебных заведениях. В связи с этим учебные военные центры, созданные в высших учебных заведениях, направлены на подготовку высококвалифицированных специалистов и воспитание личности будущего офицера -носителя высокой нравственности, общечеловеческих ценностей, профессиональной культуры и традиций своей страны. В данном исследовании представлена экспериментальная проверка концепции системы воспитания курсантов на примере учебного военного центра Сибирского федерального университета.

Y.B. Bayramukov, V.A. Staroverov

Analysis, education system, experiment, officer, cadet, military training center, morality, technique, structure.

The Russian Federation pays a lot of attention to the improvement of military training system in civilian universities. In this regard, military training centers established in higher education institutions are aimed at the training of highly qualified specialists and character education of the future officer - the carrier of high morality, human values, professional culture and traditions of their country. This study provides the experimental examination of the concept of cadets' education system using the example of the military training center of Siberian Federal University.

Изменения, происходящие в мире, диктуют все возрастающие требования к подготовке специалиста, владеющего соответствующими профессиональными компетенциями, обеспечивающими успешность применения полученных знаний в непосредственной профессиональной деятельности [Евти-хов, Адольф, 2014, с. 30-34]. Одним из направлений повышения качества системы подготовки и комплектования офицерским составом ВС РФ в условиях реформирования стало создание и развитие новой формы подготовки офицерских кадров - учебных военных центров (УВЦ). Такая интеграционная институциональная форма позволяет оптимальным образом соединить наиболее существенные преимущества военного и гражданского образования.

Совершенствование системы военной подготовки в гражданских высших учебных заведениях рассматривается не только как подготовка

высококвалифицированных специалистов, но и как воспитание личности будущего офицера -носителя высокой нравственности, общечеловеческих ценностей, профессиональной культуры и традиций своей страны.

Целю данного исследования является экспериментальная проверка эффективности разработанной модели воспитания и развития личности будущего офицера на примере УВЦ при Сибирском федеральном университете.

Основа любых вооруженных сил - офицерский корпус. Исходя из классификации, предложенной Е.А. Климовым [Климов, 1995], из пяти типов профессий профессия офицера относится сразу к трем: «человек - техника», «человек -знаковая система» - что в целом связано со сложностью оснащения и вооружения современной армии, и «человек - человек», что обусловливает коммуникативную, идеологическую, гуманистическую и педагогическую составляющие под-

готовки будущего офицера. Новый качественный уровень подготовки офицерских кадров связан в первую очередь с человековедческим фактором, аксиологическими характеристиками военного образования и воспитания, которые включают три взаимосвязанных ценностных элемента: государственный, общественный и личностный.

Обзор подходов различных исследователей позволяет нам констатировать, что приоритетная цель и главный результат воспитания курсантов УВЦ - воспитание высокомотивированного защитника Отечества; компетентностно-го гражданского специалиста, готового с максимальной отдачей использовать полученные знания, умения и навыки, в том числе и в ратном труде; офицера с чётким пониманием чести, достоинства, гражданской позиции, нравственных основ служения Отечеству; духовно и физически развитой личности.

Кроме этого, большое значение имеет профессиональная мобильность военного специалиста, понимаемая как интегративное качество личности, сформированность которого выражается в наличии внутренней установки на самоанализ и саморазвитие, а также изменение содержания и / или места профессиональной деятельности, связанное с ними стремление добиваться успеха [Сергеева].

В связи с этим система воспитания в УВЦ представляет собой совокупность целенаправленно определенным образом упорядоченных устойчивых связей между объектами / субъектами воспитания, явлениями (организационно-педагогические условия, управление и т.п.) и педагогическими процессами, обеспечивающими эффективность воспитания в контексте целостной подготовки специалиста и будущего офицера.

По мнению И.Н. Плотникова, стабильность и целостность системы при меняющихся внешних воздействиях и внутренних условиях обеспечивают совокупность определенно упорядоченных связей между её элементами, которую можно оформить структурно [Плотников, 2009, с. 132]. К числу основных структурных элементов педагогического процесса воспитания как системы относятся следующие.

Мотивационно-целевой компонент,

основное предназначение которого - обоснование целей и задач воспитания.

Структурно-содержательный компонент выполняет преобразование стратегической цели в оперативные, соотнесённые с этапами, условиями, принципами, направлениями и, главное, с содержанием воспитательной работы, которая осуществляется в нескольких направлениях и на современном этапе, как правило, предстаёт в виде блоков и модулей.

Функционально-технологический компонент предусматривает целенаправленную организацию педагогического и управленческого взаимодействия для реализации целей воспитания, систему используемых методов, приёмов и средств воспитания, технологию реализации обратной связи.

Оценочно-результативный компонент обеспечивает эффективность регулирования и устранения отклонений от спрогнозированных целей, оценки полученных положительных и отрицательных результатов и принятие педагогических мер для корректировки последних. Данный компонент включает также разработанную систему критериев по оценке эффективности осуществления процесса воспитания.

Одна из ключевых задач, которая стояла перед авторами данного исследования, - провести анализ влияния созданной нами модели на формирование личностных качеств будущего офицера. В исследовании приняли участие курсанты УВЦ Сибирского федерального университета, общей численностью 190 человек, что составило 20 % от общего числа курсантов, обучающихся в УВЦ.

С учетом этого был подобран и использовался диагностический инструментарий измерения: опросы (в том числе и онлайн-опросы), анкетирование, беседы, тестирование, целенаправленное наблюдение за поведением и поступками обучающихся, степенью их личного участия в воспитательном процессе, изучение документов, статистическая обработка полученных данных и др.). При этом мы ориентировались на принятые способы оценки нематериального

<С £

С т

о

ь

к ^

м т н о

Рч

о ^ о о

О Й

3

м н к о

Рч

м

0

1

к

а

«

о м

V

к

ь

1-4

<с «

м с

X

н и

щ м

продукта деятельности (в нашем случае - воспитательного процесса), принимая во внимание высказывание О.М. Бобиенко о том, что «технология оценки процесса деятельности представляет собой сравнение результатов структурированного наблюдения - зафиксированных параметров деятельности субъекта - с предполагаемой эталонной технологией на основе совокупности заранее выработанных и согласованных критериев оценки, среди которых могут быть: целесообразный мотивированный выбор поступков, решений, средств и предметов, надлежащая последовательность действий, выполнение других регламентированных условий деятельности и процедур» [Бобиенко, 2012].

Набор практически одинаковых эмпирических методов использовался как на начальном, так и на конечном этапе исследования, где для системной оценки результативности принимались во внимание три основных уровня сформированное™ качеств и характеристик будущего офицера:

оптимальный (устойчивый, положительный, стабильный) уровень, главными критериями которого являются:

- высокая мотивация к военной деятельности;

- демонстрация достаточно зрелого уровня политической грамотности, идеологической стойкости, в том числе умение работать с информацией из СМИ и интерната, проводить её анализ, высказывать обоснованные доводы и контрдоводы;

- широта и, главное, адекватность представлений о мировой истории и истории страны, о современном этапе в контексте геополитических трансформаций и вызовов, о перспективах развития нации и государства;

- гражданская активность; проявление приверженности ценностным ориентирам гражданина, патриота, человека, готового к сознательному служению отечеству;

- явно видимые уважение и интерес к воинским традициям и ритуалам, стремление овладеть военной культурой; сформированность чувства собственного достоинства как будущего офицера;

-демонстрация высокого уровня этичности, толерантности, нравственности, стремления к духовному развитию;

- проявление сформированных коммуникативных, волевых качеств, эмоциональной самокоррекции, а также дисциплинированности, собранности, ответственности, организованности;

- соблюдение правовых, моральных и социальных норм поведения;

- явное (видимое, демонстрируемое) проявление склонности к саморазвитию, адекватная самооценка;

- стремление к здоровому образу жизни, физическая активность.

Условно рассматриваем оптимальный уровень как 90-80 %-ное соотношение критериев и факта;

достаточный (средний) уровень, который предполагает развитость большей части критериальных характеристик. Условно рассматриваем его как 70-50 %-ное % соотношение критериев и факта;

допустимый (удовлетворительный) уровень, который не вступает в противоречие с основными требованиям к качествам и характеристикам выпускника УВЦ, но сигнализирует о необходимости текущей или дальнейшей (в ходе службы) коррекции поведенческих моделей, отдельных ценностных ориентиров, самооценки, установок на саморазвитие и т.п.

Результаты экспериментальной деятельности по внедрению модели воспитания офицерских кадров на базе УВЦ в гражданском вузе выявлялись в рамках её мотивационно-ценностного и профессионально ориентированного блоков, а также блоков личностного развития и социальной адаптивности посредством использования различных методик:

- целенаправленного включённого наблюдения в ходе внеаудиторной воспитательной деятельности за поведением и поступками курсантов, степенью их личного участия в воспитательном процессе, особенностями их рефлексии;

- анализа результатов анкетирования, тестирования, индивидуальных и групповых собеседований, опросов (в том числе и онлайн-опросов), изучения документов, статистической обработки полученных данных и др.;

- серии специальных адаптированных пси-холого-педагогических методик, выявляющих степень сформированности того или иного личностного качества и мировоззренческих установок, значимых в контексте воспитания будущих офицеров, среди которых: «Диагностика мотивации достижения (А. Мехрабиан)» [Рогов, 1999, с. 297]; «Выявление и оценка коммуникативных и организаторских способностей» [Выявление..., 2007, с. 290]; «Умение управлять своим Я-образом» [Бондаренко, Резник, 2011, с. 127]; «Исследование ценностных ориентаций М. Рокича» [Методика Рокича Ценностные ориентации] и др.;

- аналитико-корректирующих методических семинаров с участием представителей администрации и преподавателей вуза и УВЦ, молодёжных лидеров и т.д. (1 раз в три месяца) для обсуждения как промежуточных итогов эксперимента, так и способов коррекции оптимальных методов педагогического контроля, содействия и педагогического сопровождения (итоговый семинар проводился в виде круглого стола).

Применение отмеченных методик и в целом диагностического инструментария позволили констатировать в экспериментальной группе (ЭГ) качественную динамику осмысления мировоззренческих категорий и нравственных понятий.

1. 83 % курсантов ЭГ в понимание патриотизма внесли определение личной ответственности за судьбу и благополучие страны; у курсантов контрольной группы (КГ) по-прежнему преобладали общие расплывчатые рассуждения; понятие лич-

ной ответственности (даже с некоторой «натяжкой») представлено в ответах 17 % респондентов.

2. Курсанты ЭГ продемонстрировали более развитое представление о верности традициям и уважении к истории и культуре Отечества (89 %); стремление к выполнению воинских ритуалов, личностно-эмоциональное (это было отмечено особо) отношение к флагу и гимну России, а также большую заинтересованность и эмоциональную отдачу от встреч с ветеранами войны, участниками локальных конфликтов, от участия в днях и акциях памяти, отмечена гражданская зрелость их патриотических творческих проектов; в то же время у курсантов КГ по-прежнему в той или иной мере отмечались формализм ритуальных действий, к участию в военно-патриотических мероприятиях, встречах и акциях «делегировались» практически одни и те же ребята; более того, 48 % курсантов КГ допускают возможность пересмотра истории России, итогов Великой Отечественной войны.

3. 68 % курсантов ЭГ (против 32 % курсантов КГ) явно продемонстрировали осознанную мотивированность как в плане выбранной будущей военной деятельности, так и в плане гражданской позиции, поведения в социуме и т.п. (рис.); курсанты КГ при общем понимании объективной необходимости развития профессионально значимых и личностных качеств не предъявляли соответствующих требований лично к себе, а выдвигали требования к организации занятий в УВЦ, преподавателям, количеству досуговых и развлекательных мероприятий.

Рис. Сравнительное представление о значимости личной мотивированности в плане подготовки к будущей военной и социально-гражданской деятельности у студентов экспериментальной (68 %) и контрольной (32 %) групп

<С Щ

Я i

ч

с

да

о

5

к

Щ

н

да

н

и

рц

'<

2 к

и

о о £ S

и О

(—I <

п да с

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«

5 X

н

и

ш

Р5

4. Отмечается более развитое понимание у курсантов ЭГ понятий «честь» и «долг», в том числе серьёзное увеличение процента курсантов, связывающих их с понятием жертвенности во имя Отечества (52 против 8 % в ходе диагностического эксперимента и 13 % курсантов КГ).

5. Развитое понимание нравственных категорий демонстрирует выбор курсантами ЭГ отдельных качеств и характеристик личности будущего офицера, к примеру, пункт «Стремлюсь поступать достойно, уважая достоинство других» отметили 93 % курсантов ЭГ и 67 % КГ; у курсантов ЭГ появились или в большей степени представлены такие понятия, как «толерантность», «взаимовыручка», «активное участие в жизни коллектива и общества», и (что особо порадовало) у курсантов ЭГ увеличилась ссылка на преподавателей и сотрудников УВЦ при ответе на вопрос о влиянии на их нравственно-мировоззренческий выбор.

6. У курсантов ЭГ отмечены также усиление эмоциональной компоненты рефлексивной позиции, особенно в плане участия в военных ритуалах, встречах, мероприятиях и акциях (значительные отличия видны на оптимальном уровне: 60,5 и 15,5 % курсантов соответственно ЭГ и КГ); более развитая коммуникативная и эмоционально-волевая культура; зрелость патриотических творческих проектов; признание здорового образа жизни как профессионального и личностного ресурса.

Таким образом, результаты экспериментальной деятельности позволяют утверждать, что проведенное исследование выполнило поставленные цели и задачи, подтвердило выдвинутую рабочую гипотезу относительно того, что воспитание и развитие личности будущего офицера на базе УВЦ гражданского вуза даёт видимые результаты, если осуществляется целенаправленно и в рамках научной модели комплексного воспитания, и личностного развития будущего офицера.

Библиографический список

1. Бобиенко О.М. Контрольно-измерительные материалы для оценки компетентност-ных образовательных результатов // Вестник ТИСБИ. 2012. № 2(50). URL: http://www. tisbi.ru/assets/Site/Science/Documents/ BOBIENKO-MONITORING-AND-TEST.pdf

2. Бондаренко В.В., Резник С.Д. Персональный менеджмент: практикум. 3-е изд., доп. и пе-рераб. М.: Инфра-М., 2011. 304 с.

3. Выявление и оценка коммуникативных и организаторских способностей // Большая энциклопедия психологических тестов / под ред. A.A. Карелина. М.: Эксмо. 2007. 416 с.

4. Евтихов О.В., Адольф В.А. Современные представления об образовательной среде вуза как педагогическом феномене // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2014. № 1(27).

5. Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. М.: Изд. Моск. ун-та. 1995. 224 с.

6. Методика Рокича Ценностные ориентации //Психология счастливой жизни. URL: http://psycabi.net/testy/320-metodika-rokicha-tsennostnye-orientatsii-test-miltona-rokicha-issledovanie-tsennostnykh-orientatsij-m-rokicha-oprosnik-tsennosti-po-rok-ichu#ixzz3SjP88mVU

7. Плотников И.Н. Система воспитания патриотизма в вузах: сущность, структура и функции // Вестник НГУ. Сер: Педагогика. 2009. Т. 10, вып. 1. С.132-134.

8. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: учеб. пособие: в 2 кн. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ВЛАДОС. 1999. Кн. 1. С. 297-301.

9. Сергеева С.А. Формирование профессиональной мобильности как фактор становления профессионально-инициативного специалиста // III Всероссийский заочный профессиональный педагогический конкурс. URL: http://conseducenter.ru/index.php/ materialyl/96-profinitiative/182-sergeeva

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.