УДК 378+355/359+37.0
Шилоносов Артем Владимирович
Слушатель адъюнктуры Пермского военного института внутренних войск МВД России, [email protected], Пермь
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПОЛКОВОДЦЕВ Х1Х-ХХ ВЕКА - ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ К ВОСПИТАНИЮ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
Аннотация. В статье рассматриваются результаты военно-педагогического образования будущих офицеров внутренних войск и ставится проблема совершенствования качества военной историко-педагогической подготовки, отмечается роль педагогического наследия полководцев в процессе обучения и воспитания курсантов.
Ключевые слова: военное педагогическое наследие, педагогическая компетентность, персонализация, воспитание военнослужащих.
Shilonosov Artem Vladimirovich
Post-graduate military student of the Perm Military Institute of the Russion Interior Army for Home Affairs Department, [email protected], Perm
PEDAGOGICAL INHERITANCE OF RUSSIAN MILITARY LEADERS OF THE XIX-XX CENTURIES AS THE BASIS FOR FORMATION OF VALUE ATTITUDES AMONG YOUNG OFFICERS TOWARDS EDUCATION AND TRAINING OF SERVICEMEN
Abstract. The article considers the results of military Pedagogical training of young officers in the Interior Army. Special attention is paid to the problem of improving the quality of military historical and pedagogical training for young officers. The given article deals with the role of pedagogical inheritance of military leaders in the process of military training.
Keywords: military pedagogical inheritance, pedagogical competence, personalization, military education.
За последнее столетие многократно изменились тактика и методы ведения военных действий. В развитии вооружения и военной техники произошел колоссальный прогресс. В настоящее время продолжается усовершенствование оружия массового поражения как средства сдерживания агрессии. Однако морально-психологическая подготовка военнослужащих, которую призваны осуществлять военные педагоги и психологи, не подвержена столь стремительным изменениям, поскольку она имеет вневременной характер. Поэтому, несмотря на разработку новых видов оружия, и методов ведения войн, воспитывающее значение личности офицера в воинской деятельности не только сохраняется, но и существенно возрастает.
В воинском коллективе офицерам принадлежит центральное место в организации и проведении всего воспитательного процесса,
поскольку они осуществляют главную роль в постановке целей и задач воспитательной работы, выборе методов, средств, форм воздействия на военнослужащих, в организации контроля за личным составом, анализе, оценке результатов воспитания, устранения возникающих в нем недостатков. От педагогической деятельности офицеров в решающей степени зависит сплоченность воинского коллектива, направление и координация деятельности подчиненных, распределение обязанностей, обеспечение единства требований. Организация работы по воспитанию подчиненных - важнейшая обязанность офицера. Она неразрывно связана с выполнением специальных обязанностей службы и обусловливает их успех, поскольку результаты педагогической деятельности офицера, выполнение его распоряжений и приказов зависят от развития у военнослужащих личных качеств,
необходимых для добросовестного выполнения воинского долга.
К сожалению, в управленческой и воспитательной деятельности офицеров нередко возникают проблемы и конфликты из-за негативных личностных качеств руководителя воинского коллектива. К ним относятся: низкая педагогическая культура и недостаточные знания психологии, неумение применять эти знания на практике, неспособность вести диалог с подчиненными военнослужащими и сослуживцами. У некоторых офицеров продолжает оставаться низкой моральная воспитанность и как следствие - отсутствует чуткость и такт в общении с подчиненными, нередки проявления грубости, несправедливости. Бесспорно, перечисленные причины приводят к негативным последствиям в организации служебной деятельности, повседневной жизни и быта военнослужащих.
Будущим офицерам для сознательной и свободной деятельности необходимо иметь представление о ценностях, которые бы их направляли и мотивировали педагогическую деятельность. Эти ценности должны содержать сведения о идеальном, профессионально значимом, полезном, должном; о том, чего следует избегать, а к чему следует стремиться. Под ценностным отношением будущих офицеров к воспитанию военнослужащих мы понимаем их внутреннее устойчивое убеждение личности, основанное на идеальных морально-нравственных представлениях о взаимоотношениях в воинском коллективе направленное на формирование, коррекцию личностных качеств военнослужащих для гарантированного выполнения служебно-боевых задач.
Анализ практики формирования ценностного отношения будущих офицеров к воспитанию военнослужащих показывает, что на современном этапе развития профессионального образования в военно-учебных заведениях не существует единого концептуального подхода к пониманию содержания и сущности этого процесса.
Для устранения недостатков в формировании морально-нравственных основ ценностей профессионального образования будущих офицеров целесообразно обратиться к богатому опыту отечественных полководцев конца Х1Х-ХХ вв., как наглядному и значи-
мому примеру служения офицерской профессии. На этот период пришлось немало войн и вооруженных конфликтов. В ХХ в. немало великих военачальников вошли в историю России. Им неоднократно приходилось воевать с превосходящим по численности противником, более оснащенным в техническом отношении, принимать неординарные решения, которые не прописаны ни в одном уставе, ни в одном наставлении. Полководцы не достигли бы побед, если бы не уделяли огромного внимания воспитанию личного состава. Народная мудрость гласит: «один в поле не воин». В одиночку врага не одолеть, необходимо уметь направить общие усилия окружающих соратников и подчиненных на достижение победы над врагом.
Мемуары отечественных полководцев Х1Х-ХХ вв. имеют яркие описания событий минувших воинских доблестей и содержат ценнейший педагогический личный опыт, приобретенный на полях сражений, могут быть эффективно использованы для сохранения, приумножения, развития и становлении качественно нового облика Внутренних войск МВД России.
В рамках исследования формирования ценностного отношения будущих офицеров внутренних войск к воспитанию военнослужащих нами проведено изучение педагогического наследия М. И. Драгомирова,
A. А. Брусилова, А. И. Деникина, М. В. Фрунзе, Г. К. Жукова, К. К. Рокоссовского,
B. Ф. Маргелова, А. И. Лебедя, Б. В. Громова и Г. Н. Трошева. На основе герменевтической интерпретации мемуаров полководцев выделены цели, принципы, содержание, методы, средства, формы и педагогические условия военного образования, способствующие совершенствованию профессиональной подготовки будущих офицеров. Мемуары полководцев отобраны не случайно, а в соответствии с определенными военно-историческими событиями, каждый военачальник олицетворяет определенную эпоху в развитии вооруженных сил, и имеет ярко выраженные индивидуальные взгляды на воспитание и обучение военнослужащих.
Для формирования личности будущего офицера необходимо усвоение образцов деятельности и поведения, носителем и передатчиком которых должна быть историческая (известная, знаменитая) личность полковод-
ца. Важно, чтобы курсанты познакомились с педагогическим наследием отечественных полководцев. Оно особенно важно для персонализации будущими офицерами, так как они стремятся соответствовать своим представлениям об идеале, а личность полководца для них является таким идеалом [2, с. 18].
Для проверки эффективности использования педагогического наследия отечественных полководцев в образовательном процессе проведена опытно-поисковая работа на двух факультетах Пермского военного института внутренних войск МВД России (2009-2012 гг.). Её важнейшей задачей стало определение и обоснование педагогических условий совершенствования образовательного процесса военно-учебных заведений на основе педагогического наследия отечественных полководцев конца Х1Х-ХХ века.
В качестве рабочей гипотезы опытно-исследовательской работы выдвинуто предположение о том, что формирование ценностного отношения будущих офицеров к воспитанию военнослужащих зависит от создания в образовательном процессе специальных педагогических условий. Целенаправленное воздействие и взаимодействие с ценностно-ориентационной сферой личности будущих офицеров должно обеспечить формирование у них значимых мировоззренческих установок для предстоящей деятельности по воспитанию военнослужащих.
Проверка и подтверждение гипотезы осуществлялись с помощью педагогического наблюдения за образовательным процессом, социологического опроса, анкетирования, тестирования, индивидуальных бесед с преподавателями, курсантами и пр.
Перед началом констатирующего этапа исследования мы выдвинули предположение о том, что педагогическое наследие отечественных полководцев должно обязательно отражаться в курсе военной педагогики и военной истории, поэтому для проведения анкетирования и тестирования были выбраны курсанты вторых курсов, которые только что изучили упомянутые дисциплины.
Изначально мы выясняли, что именно курсанты знают о военной и педагогической деятельности полководцев конца Х1Х-ХХ вв. С этой целью были составлены задания в тестовой форме и анкета, которые позволили выявить знания будущих офицеров по
следующим направлениям: в каком регионе, и в какой исторический период полководцы осуществляли свою воинскую деятельность, которая сделала их знаменитыми, знают ли курсанты годы жизни и названия важнейших научных, публицистических трудов и мемуаров генералов, в чем заключается педагогическое наследие каждого полководца, Каково отношение курсантов к организации воспитательной работы в своем подразделении, на факультете, в институте [1].
С целью изучения ценностного отношения будущих офицеров к воспитанию военнослужащих, был подобран педагогический инструментарий, включающий тестовые вопросы по знанию педагогического наследия отечественных полководцев, тест Рокича, позволяющий изучить ценностные ориентации курсантов и содержательную сторону направленности личности, а также дать ответы на вопросы специально разработанного тестового задания, определяющего степень сформированности ценностного отношения будущих офицеров к воспитанию военнослужащих. В соответствии с выбранными критериями и показателями удалось определить динамику формирования у будущих офицеров ценностного отношения к воспитанию военнослужащих.
В процессе проведения тестирования курсанты проявляли большую заинтересованность к воинской и педагогической деятельности отечественных полководцев. В каждом учебном взводе при проведении тестирования будущие офицеры задавали один и тот же вопрос: «Почему с нами раньше никто не проводил занятия по изучению педагогического наследия отечественных полководцев?» Интерес курсантов к основополагающим педагогическим идеям отечественных полководцев объясняется тем, что в них заложены педагогические ценности, связанные с предстоящей деятельностью будущих офицеров по обучению и воспитанию подчиненных.
Несмотря на то, что педагогические идеи, взгляды, цели воспитания и обучения, принципы, методы, формы обучения и воспитания, проверенные боевым опытом и временем, являются неоценимыми средствами воспитания военнослужащих, результаты констатирующего исследования показали, что в процессе профессиональной подготов-
ки будущих офицеров пока мало внимания уделяется изучению уникального педагогического наследия отечественных полководцев. [3, с. 221-224]
Анализ итогов тестирования показал, что 31% курсантов в процессе поиска источников, содержащих педагогические идеи считают, что необходимо обращаться к теоретическому наследию полководцев, которое содержится в мемуарах, очерках и статьях. Однако только 19% курсантов знают, какие именно произведения написали полководцы. Это говорит об очень низкой информированности курсантов. Многие из них вообще не знают о существовании такой литературы. Большинство из них не читали произведения выдающихся военачальников. Поэтому процесс персонализации их личности крайне затруднен. В результате процесса персонализации курсанты реализуют свою потребность быть личностью, усваивают духовно-нравственные ценности, образцы построения взаимоотношений с военнослужащими для соответствия тем идеалам, которыми обладают выдающиеся отечественные полководцы.
Самым известным полководцем оказался Г. К. Жуков - 93% опрашиваемых сумели дать правильный ответ на вопрос: «Кто первым получил воинское звание «Маршал Советского Союза» в ходе Великой Отечественной войны»? Однако, о том, что Г. К. Жуков принимал два парада Победы и провел учения с применением атомного оружия, знают лишь 9% курсантов. Этот факт свидетельствует об их низкой осведомленности в области военной деятельности, и, как следствие, об отсутствии интереса к углубленному изучению педагогического наследия полководца.
О том, что Б. В. Громов был Героем Советского Союза, ветераном войны в Афганистане, трижды проходившим службу в частях ограниченного контингента и руководил выводом советских войск из Афганистана, знают 43% будущих офицеров, а о сущности его педагогических идеях и взглядах осведомлены лишь 25%.
На вопросы о том, кто являлся героем Русско-японской и Первой мировой войн, одним из выдающихся военачальников Белого движения в годы Гражданской войны, только 39% респондентов дали правильные ответы и указали А. И. Деникина. Однако значительно
меньшее количество будущих офицеров знают о педагогических принципах, которыми руководствовался генерал, - их всего 30%. Не все опрошенные курсанты свои знания о педагогической деятельности военачальника получили путем чтения его произведений, так как лишь 24% курсантов осведомлены о существовании мемуаров А. И. Деникина.
Анализ анкетного опроса показал, что историко-педагогическая литература и мемуары военачальников пока недостаточно интересуют будущих офицеров. Менее половины опрошенных респондентов знают биографию генералов и всего лишь 25% имеют конкретные знания о педагогическом наследии отечественных полководцев Х1Х-ХХ вв. [там же].
Знакомство с педагогическими идеями отечественных полководцев позволяет преодолеть неверие в эффективность и результативность педагогической деятельности. Будущие офицеры обязательно должны представлять себя полководцами, генералами, великими военными деятелями, строить планы стать знаменитыми, известными, выдающимися, так как все их дороги еще впереди.
Умение и навыки применения педагогических знаний на практике сами по себе стихийно не формируются, для этого необходима систематическая, целенаправленная работа.
Формирующий этап опытно-поисковой работы осуществлялся в естественных условиях образовательного процесса. Контрольная и экспериментальная группы состояли из тридцати трех курсантов каждая и имели качественную и количественную однородность, примерно одинаковый средний балл сессионной и текущей успеваемости.
Для формирования ценностного отношения будущих офицеров к воспитанию военнослужащих и совершенствования историко-педагогической подготовки курсантов нами разработано специальное учебно-методическое пособие с использованием ситуационных заданий, раскрывающих ценность теоретических педагогических знаний на основе педагогического наследия отечественных полководцев.
С целью определения эффективности реализации учебного пособия, была проведена итоговая диагностика ценностного отношения будущих офицеров к воспитанию военнослужащих с использованием инстру-
ментария аналогичному этапу начальной диагностики. В процессе анализа полученных результатов опытно-исследовательской работы только в экспериментальной группе, с которой проводились занятия с использованием специально разработанных обучающих модулей, было установлено не только качественное изменение знаний, но и смещение ценностных ориентиров личности на предстоящую педагогическую деятельность, и положительные изменения в формировании ценностного отношения будущих офицеров к воспитанию военнослужащих. Будущие офицеры, разрешая ситуативные педагогические задания специально разработанного теста до проведения формирующего этапа исследования, в ответах в основном предлагали такие методы педагогического воздействия как наказание. После проведения занятий с использованием педагогического наследия отечественных полководцев, будущие офицеры, повторно решая тестовые задания, стремились внимательно рассматривать причины возникновения проблем в воспитании и на их основе принимали решения.
Сущность процесса формирования у будущих офицеров ценностного отношения к воспитанию военнослужащих заключается в трансформации общественно значимых ценностей педагогической деятельности отечественных полководцев в личностные. Став личностно значимыми, ценности педагогического наследия отечественных полководцев выступают как внутренний мотиватор и регулятор профессиональной деятельности будущих офицеров. В этом случае педагогическое наследие отечественных полководцев служит ценностным ориентиром и эталоном предстоящей деятельности будущих офицеров по воспитанию и обучению военнослужащих.
Результаты опытно-исследовательской работы позволяют сделать выводы, что использование педагогического наследия отечественных полководцев в образовательном процессе военно-учебного заведения в виде специальных обучающих модулей в качестве целенаправленного управляемого процесса способствует формированию ценностного отношения будущих офицеров к воспитанию военнослужащих.
Педагогическое наследие позволяет усилить значение предстоящей педагогической деятельности будущих офицеров, направлен-
ное на воспитание подчиненных. Во-первых, мы обращаемся к опыту отечественных военачальников, которые обладают в глазах будущих офицеров очень большим авторитетом. Во-вторых, в их педагогическом наследие содержится обобщенный педагогический опыт многих поколений. Реализация этого опыта позволяет разрешить множество педагогических проблем и значительно повысить качество воспитания и обучения военнослужащих. В третьих, обращение к педагогическому наследию позволяет добиться преемственности накопленного педагогического опыта.
Для сохранения конституционных основ государственного строя очень важна преемственность воинского воспитания. Конституционные основы позволят государственному строю меняется, но армия, которая призвана защищать Родину, будет сохраняться и развиваться. Из-за изменений в государственном строе нельзя отвергать нравственные устои армии.
Проведение кардинального реформирования внутренних войск МВД России требует качественно новой педагогической подготовки офицера. Использование педагогического наследия отечественных полководцев в образовательном процессе военного учебного заведения способствует существующую систему подготовки будущих офицеров превратить в школу обучения и воспитания подлинной военной интеллигенции, обладающей трудолюбием, инициативой, способной качественно организовывать боевую подготовку, готовой к активной деятельности по воспитанию подчиненных и преданной своему Отечеству и окажет влияние на восстановление былого престижа офицерской службы и армии в целом.
Библиографический список
1. Днепров С. А., Шилоносов А. В. Что Вам известно о педагогическом наследии отечественных полководцев? - Екатеринбург, 2011. - 23 с.
2. Петровский А. В. Психология развивающейся личности / Науч. иссл. ин-т общей и педагогической психологии СССР. - М.: Педагогика, 1987. - 240 с.
3. Шилоносов А. В., Днепров С. А. Значение педагогического наследия отечественных полководцев Х1Х-ХХ вв. в профессиональном образовании будущих офицеров внутренних войск // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2011. - № 4. - С. 221-224.