ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ
УДК 372.881.1:371.321
ББК Ч426.81-270 ГРНТИ 14.25.09 Код ВАК 13.00.01
Пронская Мария Геннадьевна,
аспирант кафедры педагогики, Московский государственный областной университет; 141014, Московская область,
г. Мытищи, ул. Веры Волошиной, 24; e-mail: [email protected].
ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У ПОДРОСТКОВ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДИКИ «СИЮМИНУТНАЯ СИТУАЦИЯ» НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ценностные ориентации; ситуационный подход; иностранные языки; личностное самоопределение; подростки; методика преподавания иностранных языков; методика иностранных языков в школе; уроки иностранного языка.
АННОТАЦИЯ. В статье рассматривается актуальная проблема формирования ценностных ориента-ций подростков как основы их личностного самоопределения. Предлагается авторская методика «Сиюминутная ситуация», которая базируется на ситуационном подходе и соответствует концепции личностно ориентированного образования. В основе применения подхода лежит создание учебной ситуации, которая также носит воспитательный характер и позволяет придать личностный смысл изучаемому объекту. Методика реализована в виде учебно-методического пособия, которое может быть использовано на уроках иностранного языка, а также русского языка и литературы. Цель данного пособия - помощь учителю филологических дисциплин в работе по достижению личностных результатов обучения учеников и формированию системы ценностных ориентаций в частности. Учебно-методическое пособие представляет собой набор карточек, каждая из которых содержит две ситуации для обсуждения, их анализа и решения. Технология применения методики предполагает использование различных методов и приемов организации работы по формированию личности обучающегося. Суть методики заключатся в ежеурочном использовании карточек с представленными учебными ситуациями, что ведет к активизации внутренних смыслов изучаемого материала через возможность выразить собственную позицию и аргументировать ее. Регулярное применение методики способствует формированию ключевых ценностей личности, повышает устойчивость системы ценностно-смысловых ориентаций, а также развивает коммуникативную компетенцию обучающихся. Методика прошла апробацию на достаточной выборке учащихся. В статье представлены результаты этого эксперимента, который показал значительные позитивные изменения в аксиологической системе личности учащихся, что свидетельствует об эффективности применения методики «Сиюминутная ситуация».
Pronskaya Mariya Gennad'evna,
Post-graduate Student, Department of Pedagogy, Moscow Region State University, Moscow, Russia.
FORMATION OF THE VALUE ORIENTATION SYSTEM OF TEENAGERS USING THE METHOD OF «MOMENTARY SITUATION» IN THE FOREIGN LANGUAGE LESSONS
KEYWORDS: value orientation; situational approach; foreign languages; personality self-determination; me-hods of teaching a foreign language; methofs of teaching foreign languages at school; foreign language lesson.
ABSTRACT. The article studies the urgent problem of formation of value orientations of teenagers as bases of their personal self-determination. The author's method "Momentary situation" which is based on situation approach and corresponds to the conception of personality orientated education is offered. Creation of an educational situation is the cornerstone of application of this approach, it allows to give personal sense to the studied object. The method is realized in the form of an educational and methodological manual which can be used at the lessons of a foreign language, inclusinf Russian and Russian Literature. The purpose of this manual is to provide some help to the teacher of philological subjects to achieve personal results of training by pupils and to form a system of value orientations. The educational and methodological manual represents a set of cards, each of which contains two situations for discussion, their analysis and the decision. The technology of application of the method assumes the use of various methods and ways of the organization of work on formation of the identity of the student. The essence of the technique is to use one card containing educational situations every lesson that leads to activization of internal meanings of the studied material through an opportunity to express one's own opoinion and to reason it. Regular application of the method promotes formation of key values of the personality, increases stability of the system of values and orientations, and develops communicative competence of students. The method has been tested on a selection of students. The results of this experiment which showed considerable positive changes in axio-logical system of the identity of students are presented in article. They prove "Momentary situation" to be an efficient method.
Становление личности в условиях современного общества связано с деформацией ее духовного потенциала, умышленной подменой ценностей в информационном пространстве. Такие условия требуют от личности умения критически относиться к действительности, твердой жизненной позиции и устойчивой системы ценностных ориентаций, которая, в свою очередь, является важной основой личностного самоопределения.
Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что традиционные классические подходы к проблеме формирования ценностных ориентаций изучены в достаточной степени. Однако снижение уровня нравственной культуры личности, отсутствие устойчивого ценностного отношения к окружающему миру показывают актуальность поиска новых способов решения этой проблемы.
Рассмотрим подробнее, как ценности влияют на отношения личности и общества и как они соотносятся с его целями. Определим понятия «ценность» и «ценностные ориентации».
Ценность - положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира, определяемая не их свойствами, а их вовлеченностью в сферу человеческой жизнедеятельности, интересов и потребностей, социальных отношений. В нравственных принципах, идеалах, установках и целях отражаются критерии оценки этой значимости [4]. Ценностные ориентации - отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве основных жизненных целей и мировоззренческих ориентиров, являющихся одним из регуляторов деятельности личности [5]. И. В. Дубровина, рассматривая готовность к личностному самоопределению, понимает его как сформированную систему представлений о своих правах и обязанностях, моральных принципах и убеждениях, умения анализировать жизненный опыт, расставлять приоритеты ценностей окружающей действительности и своих желаний, осознание своего места в настоящем и будущем [2].
Ценностная ориентация обеспечивается умением соотносить поступки с принятыми этическими принципами, знанием моральных норм, ориентацией в социальных ролях и межличностных отношениях, принятием общекультурных ценностей (семьи, дружбы, природы, Родины), нравственных ценностей (доброты, справедливости, любви и др.).
Ценностные ориентации связаны с ценностными ориентирами личности ученика, его оценкой мира и умением
ориентироваться в нем, понимание своего предназначения, выбором его целей и смыслов своих действий, принятием решений. Эти способности обеспечивают самоопределение ученика в различных ситуациях в учебе и в жизни [13].
Формированию системы ценностных ориентаций как основы личностного самоопределения индивида стоит уделять внимание уже в подростковом возрасте, когда личность подвержена наибольшему влиянию извне и имеет подвижную систему ценностей. К тому же в современной общеобразовательной школе наблюдается тенденция, при которой большое внимание уделяется учебной составляющей в ущерб воспитательной образовательного процесса. Эффективным способом решения этой проблемы является использование воспитательного потенциала изучаемых предметов.
Проблема формирования ценностных ориентации личности в условиях воспитательной системы разрабатывались учеными: Е. И. Артамоновой, Л. В. Байбородовой, И. Ф. Исаевым, Б. Т. Лихачевывм, Н. Д. Ни-кандровым, В. А. Сластениным и др. Использование образовательного пространства школы для воспитания ценностных ориентаций обучающихся рассмотрены в работах И. В. Бабуровой, Д. Л. Григоренко, Л. А. Кружковой, А. А. Кухтина, Е. Ф. Ящен-ко и др. Решения проблемы воспитания личности в учебной деятельности представлены в трудах В. С. Аксенова, В. В. Краев-ского, О. И. Томенко, О. А. Чернухи, Е. П. Шевчук и др.).
Одним из эффективных подходов в воспитании личности ученика является ситуационный подход. Ситуационный подход - образовательная концепция, в основе которой лежит создание ситуации, направленной на формирование определенных компетенций учащихся. В основе применения подхода лежит создание учебной ситуации на уроке. Учебная ситуация - это особая структурная единица учебного процесса, в которой ученики с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия. Учебная ситуация - это такой фрагмент урока, в котором, выполняя задание, ученик совершает действия, которые далее станут его собственными, превратятся в его собственные приобретения, станут основой его развития [8].
В. В. Сериков рассматривает создание личностно ориентированной ситуации на уроке, которая требует обращения к личному опыту ребенка, как основу личностно ориентированного обучения. Обращение к субъектному опыту действуют на мотива-
© Пронская М. Г., 2017
цию, от которой зависит глубина и прочность знаний. Такая ситуация является также ситуацией обретения опыта, которая связана с проектированием способа жизнедеятельности учеников, в соответствии с его развитием, актуализирует силы саморазвития ученика. Учебная ситуация может содержать следующие компоненты: нравственный выбор, постановка целей, реализация ролей, самоанализ и самооценку, отказ от прежних и принятие новых ценностей, осознание своей ответственности [11].
Опираясь на вышеупомянутые достижения по решению данной проблемы, мы разработали методику формирования системы ценностных ориентаций личности на уроках иностранного языка «Сиюминутная ситуация». Иностранный язык при использовании коммуникативной методики обучения является, в первую очередь, средством общения, что позволяет применять разнообразные методы по формированию личности. Цель нашей методики - помощь учителю филологических дисциплин в работе по достижению личностных результатов обучения учениками основной школы, в частности становлению системы ценностных ориентаций обучающихся. Название методики отражает способ ее применения, то есть использование заранее подготовленной ситуации, соответствующей теме занятия в конкретный момент на уроке.
На основе методики сформировано учебно-методическое пособие, которое представляет собой комплект карточек с учебными заданиями или ситуациями, которые учитель по своему усмотрению использует на уроке. В каждой карточке представлены два различных метода, их можно использовать в качестве отдыха на уроке, смены вида деятельности, паузы или для начала урока. В комплект входит более 100 карточек. Задача учителя - перед самым уроком или в процессе планирования урока достать любую карточку и определить, как можно включить данные методы в занятие. Карточки распределены по категориям.
Категория «Семья. Дружба» способствует формированию у подростков представления о семье, ее ценностях, взаимоотношениях между близкими людьми и друзьями. Категория «Спорт, здоровый образ жизни, здоровье» развивает правильное отношение к здоровому образу жизни и проведению досуга. Категория «Россия, Родина» воспитывает чувство патриотизма и гордости за свою страну, знакомит с занимательными фактами. Категория «Этикет, досуг, культура» развивает эстетическое мировоззрение учащихся, формирует понимание культурного поведения. Категория «Образование, школа» помогает в станов-
лении позитивного отношения ученика к своей школе и образованию в целом, знакомит с приемами самообразования и современной тенденцией обучения в течение всей жизни. Категория «Страны, языки, история» расширяет кругозор учащихся, воспитывает толерантное отношение к представителям других культур и национальностей, мотивирует на изучение иностранных языков. Категория «Человек, его внешность и характер» вырабатывает толерантное отношение к другим людям, умение оценивать и ценить их характер и внешность. Категория «Природа, экология» развивает экологическую культуру ученика.
В каждой категории представлены различные методы и приемы организации работы по формированию личности: описание картинки проблемного характера, вопросы для проблемной дискуссии, диалогов, прием «А верите ли Вы что?», прием «Объясни пословицу», темы для сочинений, вопросы о будущем и настоящем с аргументацией, постановка проблемы на примере сопоставления фактов, задания на абстрагирование, ассоциации.
Описание картинки проблемного характера относится как к словесным, так и наглядным методам обучения и воспитания. В наборе есть иллюстрации, на каждой из которых представлена ситуация проблемного характера. Например, фотография из СМИ, где дворники собирают сухие листья во флаг РФ. Предлагается обсудить сложившуюся проблему. Прием «Объясни пословицу» помогает не только сформировать коммуникативную компетенцию, основанную на сравнении двух народных мудростей на разных языках, но и расширить ценностно-смысловую сферу путем разъяснения собственной позиции в данном вопросе. Пример задания: «Объясните: "Если пытаешься угодить всем, то никому не угодишь"». Прием «А верите ли Вы что?» представляет ученикам невероятные факты действительности, которые помогают расширить кругозор и сформировать интерес к изучению той или иной области знаний. Например, «Верите ли Вы, что можно изучать по 100 иностранных слов за день?»; далее кратко разбирается информация о методе мнемотехник. Вопросы о будущем с аргументацией позволяют сформировать в сознании ученика его представление о собственном жизненном плане, сформулировать конкретные цели на будущее. Пример задания: «Порассуждать на тему: "К чему нужно стремиться?"». Вопросы о настоящем помогают ученику лучше понять себя, свою систему ценностей и мотивов. Например, предложить ученикам ответить на вопрос: «Кто Я?», предварительно подумав в тече-
ние 1-2 минут. Задания на абстрагирование и ассоциации предусматривают вопросы следующего содержания: «Какие ассоциации возникают у Вас, когда Вы слышите слова СВОБОДА, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, ВЫБОР?». Они помогают ученику осознать ценность и значимость тех или иных явлений действительности, а также понять их новое для себя значение.
Все вышеперечисленные методы и приемы могут быть использованы для беседы, где ученик высказывает свое суждение с аргументацией и личной позицией, или же для проблемно-ценностной дискуссии. Все методы и приемы, представленные в методике, являются интерактивными, то есть предполагают взаимодействие учителя и учеников между собой. Однако пассивное поведение ребенка на уроке, отказ от ответа или принятия участия в дискуссии не исключают достижения вышеупомянутых результатов, поскольку даже если ученик не высказывает свою позицию вслух, он формирует ее в своем сознании, что также влияет на его систему ценностно-смысловых ориентаций.
Представленная нами методика прошла апробацию на базе муниципального образовательного учреждения «Островец-кая средняя общеобразовательная школа» Раменского района Московской области. В эксперименте приняли участие 191 ученик 12-15 лет 6-8 классов и 5 учителей иностранного языка, школьный психолог, 9 классных руководителей. Учителям иностранного языка предлагалось использовать
методику «Сиюминутная ситуация» каждый урок на протяжении учебного года. Были сформированы две группы: экспериментальная - 107 человек и контрольная -84 человека, в которой не применялась данная методика.
Диагностика результатов исследования проводилась в начале и в конце учебного периода с помощью следующих методик исследования: шкала терминальных и инструментальных ценностей (М. Рокич) и опросник «Личностный рост» (П. В. Степанов, И. В. Степанова).
Шкала терминальных и инструментальных ценностей М. Рокича является методикой изучения системы ценностных ориентаций методом ранжирования. Методика позволяет уловить индивидуальную закономерность формирования ценностных ориентаций или же предположить несфор-мированность системы ценностей.
С помощью опросника удалось определить уровень устойчивости системы ценностных ориентаций на основании структурирования ответов и выявления закономерностей объединения ценностей в группы:
- устойчивая (наибольшее количество закономерностей);
- среднеустойчивая (меньшее количество закономерностей);
- неустойчивая (отсутствие закономерностей). Результаты представлены в таблице 1 через тире до и после эксперимента.
Таблица 1
Уровни устойчивости системы ценностных ориентаций
Уровни устойчивости системы ценностных ориентаций Количество человек с данным уровнем в процентном соотношении
Экспериментальная группа (до - после) Контрольная группа (до - после)
Устойчивый 28,5% - 30,5% 27,5% - 28%
Среднеустойчивый 38,1% - 42,5% 39% - 40,3%
Неустойчивый 33,4% - 27 % 33,5 % - 31,7%
Устойчивая система ценностных ориентаций помогает сформировать твердую жизненную позицию, повысить стабильность личности в определении собственного мнения. Как видно из таблицы, в экспериментальной группе устойчивость системы ценностных ориентаций повысилась значительно больше, чем в контрольной группе. Это свидетельствует о формировании значительной доли закономерностей в системе ценностных ориентаций, что расширяет возможности личности в выражении собственной позиции с опорой на ее базовые ценно-
сти.
Также удалось выявить, какие группы ценностей преобладают на данном этапе развития личности, то есть направленность ценностных ориентаций, что отражает жизненную позицию индивида:
1) терминальные: конкретные или абстрактные, ценности профессиональной самореализации, ценности личной жизни;
2) инструментальные: этические ценности, ценности общения, ценности дела, индивидуалистические, конформистские и альтруистические ценности, ценности само-
утверждения и принятия других. Результа- и после эксперимента.
ты представлены в таблице 2 через тире до
Таблица 2
Преобладание групп ценностей
Ценности Экспериментальная группа (до - после) Контрольная группа (до - после)
ТЕРМИНАЛЬНЫЕ
конкретные 71% - 72% 70% - 67%
абстрактные 29% - 28% 30% - 33%
Ценности профессиональной самореализации 25% - 30% 25% - 26%
Ценности личной жизни 75% - 70% 75% - 74%
ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ
Этические 11% - 10% 10% - 11%
Ценности общения 55% - 55% 50% - 53%
Ценности дела 34% - 35% 40% - 36%
Индивидуалистические 40% - 35% 40% - 36%
Конформистские 25% - 25% 23% - 26%
Альтруистические 35% - 40% 37% - 38%
Ценности самоутверждения 50% - 45% 50% - 49%
Ценности принятия других 50% - 55% 50% - 51%
Как видно из таблицы, в системе ценностных ориентаций подростков можно отметить преобладание конкретных ценностей над абстрактными, ценностей личной жизни над профессиональной самореализацией, ценностей общения над ценностями дела и этики, а также индивидуалистических над альтруистическими и конформистскими .
Среди терминальных ценностей наибольшее количество мест в верхней строке списка респондентов в обоих группах было занято следующими ценностями: здоровье, счастливая семейная жизнь, наличие хороших и верных друзей, любовь. Среди инструментальных: воспитанность, честность, аккуратность, жизнерадостность.
После применения методики в экспериментальной группе в число приоритетных ценностей также попали активная деятельная жизнь, общественное признание, образованность, ответственность, терпимость, твердая воля.
В экспериментальной группе произошли более значительные изменения в системе ценностных ориентаций по сравнению с контрольной. Хотя эти изменения одинаковой направленности, то есть развитие ценностно-смысловой сферы происходит в соответствии с возрастными особенностями, в экспериментальной группе применение методики позволило повысить престиж ценностей профессиональной самореализации, дела, альтруистических ценностей и ценностей принятия других
больше, чем это произошло в контрольной группе. Эти изменения не свидетельствуют о низкой устойчивости системы ценностных ориентаций подростков в экспериментальной группе, потому что происходило целенаправленное воздействие на данную сферу, и, как видно из таблицы 1, устойчивость, наоборот, повысилась в силу увеличения количества закономерностей в преобладании ценностей.
Опросник «Личностный рост» (П. В. Степанов, И. В. Степанова) позволил оценить изменения в отношении к вышеупомянутым ценностям и оценить эффективность применения методики. Был выявлен характер отношения школьников к следующим объектам: Отечеству, Земле, миру, труду, культуре, знаниям, другим людям, людям другой веры, национальности, своему здоровью, внутреннему миру. В таблице 3 представлены результаты исследования в процентном соотношении через дефис до и после эксперимента в экспериментальной группе и контрольной группе.
Как видно из приведенной выше таблицы, изменилось отношение подростков к общечеловеческим ценностям, особенно в экспериментальной группе: мы видим значительное увеличение количества человек с устойчиво-позитивным и ситуативно-позитивным отношением к другим людям и людям другой национальности и веры (что также отмечалось при диагностике с помощью методики М. Рокича), отмечается повышение устойчиво-позитивного отноше-
ния к Отечеству. Данный факт говорит об на использование иностранного языка как
эффективности применения методики в це- базы ее использования.
лях патриотического воспитания, несмотря
Таблица 3
Отношение к объектам действительности
Объект/ отношение к нему Устойчиво-позитивное Ситуативно-позитивное Ситуативно-негативное Устойчиво-негативное
Экспериментальная группа Контрольная группа Экспе-римен-тальная группа Контрольная группа Экспе-римен-тальная группа Контрольная группа Экспе-римен-тальная группа Контрольная группа
Отечество 48%-58% 45%- 47% 52% -42% 55%-53% 0 0 0 0
Земля 34%-42% 40%-40% 66%-58% 60%-60% 0 0 0 0
Мир 17%-15% 28%-23% 76%-79% 67%-70% 7%-6% 5%-7% 0 0
Труд 56%-60% 48%-48% 44%-40% 52%-52% 0 0 0 0
Культура 37%-40% 33%-32% 63%-60% 67%-68% 0 0 0 0
Знания 17%-20% 20%-20% 78%-80% 74%-75% 5%-0 6%-5% 0 0
Другие люди 32%-29% 28% -29% 59%-63% 62%-64% 7%-7% 7%-5% 2%-1% 3%-2%
Люди другой веры, национальности 10%-10% 13%-15% 55%-76% 54%-55% 20%-7% 18%-16% 15%-7% 15%-14%
Здоровье 12%-12% 14%-12% 80%-85% 76%-78% 8%-3% 10%-10% 0 0
Внутренний мир 38%-45% 40%-39% 56%-54% 54%-56% 5%-1% 4%- 3% 1% - 0 2%-2%
Отношение к своему здоровью и внутреннему миру, а также знаниям и труду (что также отмечалось выше в изменении системы ценностных ориентаций) также сменилось на устойчиво-позитивное или ситуативно-позитивное в экспериментальной группе, в отличие от контрольной. Это свидетельствует об улучшении отношения к себе и формировании ценностей, способствующих личностному самоопределению.
Результаты диагностики показывают эффективность применения методики «Сиюминутная ситуация» в учебном процессе. Отношение подростков к общечеловеческим ценностям изменилось на позитивное, они вышли на первый план, повысилась устойчивость системы ценностных ориентаций, что ведет к повышению уровня их жизнестойкости.
Данная методика обеспечивает реализацию ФГОС второго поколения, так как соответствует требованиям к результатам становления личностных характеристик вы-
пускника основной школы и способствует достижению личностных результатов в процессе освоения конкретного предмета. Применение методики «Сиюминутная ситуация» на уроках иностранного языка формирует чувство патриотизма и любовь к своему Отечеству, воспитывает гражданскую идентичность, ответственное отношение к учению, умение осознавать и принимать ценности человеческой жизни, соизмерять свои поступки с нравственными ценностями, умение уважать других, их ценности, культуру и национальность и вести конструктивный диалог, принимать культуру здорового образа жизни, заботиться об экологии и окружающей среде, развивает моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, коммуникативную компетентность, осознание значения семьи в жизни человека и общества, развивает эстетическое сознание.
ЛИТЕРАТУРА
1. Большой психологический словарь / под ред. Б. Г. Мещерякова, акад. В. П. Зинченко. - М. : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003.
2. Вайсбурд М. Л. Использование учебно-речевых ситуаций при обучении устной речи на иностранном языке. - Обнинск : Титул, 2001. - 128 с.
3. Дубровина И. В. Психология : учеб. для студ. сред. пед. учеб. заведений / И. В. Дубровина, Е. Е. Данилова, А. M. Прихожан ; под ред. И. В. Дубровиной. - М. : Академия, 1999. - 464 с.
4. Клюгина О. А. Технология формирования ценностно-смысловой компетентности / /
Педагогическое образование и наука. - 2012. - N° 5. - C. 20-22.
5. Кононенко Б. И. Большой толковый словарь по культурологии. - M. : АСТ, 2003. - 5l2 с.
6. Краткий психологический словарь / Л. А. Карпенко, А. В. Петровский, M. Г. Ярошевский. -Ростов н/Д. : ФЕНИКС, l998. - 512 с.
7. Крысанова О. А. Ситуационный подход к формированию профессиональной компетентности будущего учителя физики в инновационной деятельности / / Вестник ТГПУ. - 2010. - Ж 1. - С. 28-31.
8. Педагогика : учеб. / Л. П. Крившенко, M. Е. Вайндорф-Сысоева и др. ; под ред. Л. П. Крившенко. -M. : ТК Велби - Проспект, 2004. - 432 с.
9. Поливанова К. Н. Проектная деятельность школьников. - M. : Просвещение, 20l0. - l92 с.
10. Приказ Mинтруда России от i8.10.2013 Ж 544н (ред. от 05.08.20l6) «Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)"» [Электронный ресурс] // Гарант. - Режим доступа: http://base.garant.ru/70535556/ (дата обращения: 15.12.2016).
11. Реан А. А. Развитие человека как личности и субъекта деятельности в образовательной системе / / Стратегии воспитания в образовательной системе России / под ред. И. А. Зимней. - M., 2005. - С. 322-323.
12. Сериков В. В. Личностно-ориентированный подход в образовании: концепции и технологии : монография. - Волгоград : Перемена, 1994. - 152 с.
13. Сероветникова С. А. Воспитание ценностных ориентаций старших подростков средствами учебного предмета : автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Петропавловск-Камчатский, 2016. - 30 с.
14. Хуторской А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. - 2003. - Ж 2. - С. 58-64.
15. Языкова Н. В. Процесс обучения иностранным языкам как предмет профессионально-методической подготовки будущего учителя // Иностранные языки в школе. - 1994. - Ж 2. - С. 49-54.
REFERENCES
1. Bol'shoy psikhologicheskiy slovar' / pod red. B. G. Meshcheryakova, akad. V. P. Zinchenko. - M. : Praym-EVROZNAK, 2003.
2. Vaysburd M. L. Ispol'zovanie uchebno-rechevykh situatsiy pri obuchenii ustnoy rechi na inostrannom yazyke. - Obninsk : Titul, 2001. - 128 s.
3. Dubrovina I. V. Psikhologiya : ucheb. dlya stud. sred. ped. ucheb. zavedeniy / I. V. Dubrovina, E. E. Danilova, A. M. Prikhozhan ; pod red. I. V. Dubrovinoy. - M. : Akademiya, 1999. - 464 s.
4. Klyugina O. A. Tekhnologiya formirovaniya tsennostno-smyslovoy kompetentnosti // Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka. - 2012. - Ж 5. - C. 20-22.
5. Kononenko B. I. Bol'shoy tolkovyy slovar' po kul'turologii. - M. : AST, 2003. - 512 s.
6. Kratkiy psikhologicheskiy slovar' / L. A. Karpenko, A. V. Petrovskiy, M. G. Yaroshevskiy. - Rostov n/D. : FENIKS, 1998. - 512 s.
7. Krysanova O. A. Situatsionnyy podkhod k formirovaniyu professional'noy kompetentnosti budushchego uchitelya fiziki v innovatsionnoy deyatel'nosti // Vestnik TGPU. - 2010. - Ж l. - S. 28-31.
8. Pedagogika : ucheb. / L. P. Krivshenko, M. E. Vayndorf-Sysoeva i dr. ; pod red. L. P. Krivshenko. - M. : TK Velbi - Prospekt, 2004. - 432 s.
9. Polivanova K. N. Proektnaya deyatel'nost' shkol'nikov. - M. : Prosveshchenie, 2010. - 192 s.
10. Prikaz Mintruda Rossii ot 18.10.2013 Ж 544n (red. ot 05.08.2016) «Ob utverzhdenii professional'nogo standarta "Pedagog (pedagogicheskaya deyatel'nost' v sfere doshkol'nogo, nachal'nogo obshchego, osnovnogo ob-shchego, srednego obshchego obrazovaniya) (vospitatel', uchitel')"» [Elektronnyy resurs] // Garant. - Rezhim dostupa: http://base.garant.ru/70535556/ (data obrashcheniya: 15.12.2016).
11. Rean A. A. Razvitie cheloveka kak lichnosti i sub"ekta deyatel'nosti v obrazovatel'noy sisteme // Strategii vospitaniya v obrazovatel'noy sisteme Rossii / pod red. I. A. Zimney. - M., 2005. - S. 322-323.
12. Serikov V. V. Lichnostno-orientirovannyy podkhod v obrazovanii: kontseptsii i tekhnologii : monografi-ya. - Volgograd : Peremena, 1994. - 152 s.
13. Serovetnikova S. A. Vospitanie tsennostnykh orientatsiy starshikh podrostkov sredstvami uchebnogo predmeta : avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. - Petropavlovsk-Kamchatskiy, 2016. - 30 s.
14. Khutorskoy A. V. Klyuchevye kompetentsii kak komponent lichnostno-orientirovannoy paradigmy obra-zovaniya // Narodnoe obrazovanie. - 2003. - Ж 2. - S. 58-64.
15. Yazykova N. V. Protsess obucheniya inostrannym yazykam kak predmet professional'no-metodicheskoy podgotovki budushchego uchitelya // Inostrannye yazyki v shkole. - 1994. - Ж 2. - S. 49-54.