ПЕДАГОГИКА ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
С.А. СЕРОВЕТНИКОВА (Петропавловск-Камчатский)
исследование системы ценностных ориентаций старших Подростков
Представлены результаты психолого-педагогической диагностики ценностных ориентаций старших подростков. Сформулированы критерии и показатели, позволяющие оценивать уровень сформированности системы исследуемых ориентаций. Представлена уров-невая динамика системы ценностных ориен-таций старших подростков (уровни адаптации, социализации, индивидуализации).
Ключевые слова: ценность, ценностные ориентации личности, психолого-педагогическая диагностика, терминальные и инструментальные ценности.
По оценкам специалистов, духовная жизнь современного российского общества свидетельствует о множестве проблем, а именно о снижении ценности детства, недостаточной межпоколенной толерантности, упадке института семьи и усилении приоритета индивидуализма и прагматизма среди молодежи (С.Н. Климов, A.A. Остапенко, В.П. Сергеева, Т.А. Хагуров и др.) [2; 7].
Большую роль в преодолении сложившейся негативной ситуации отводят школе. Одним из важнейших способов решения существующих проблем является продуманная, адекватная современным условиям система воспитания ценностных ориентаций школьников [4; 5]. Создание такой системы предполагает выделение приоритетных направлений, учитывающих потребности общества, с одной стороны, и особенности личности современных подростков - с другой. Таким образом, на сегодняшний день на уровне педагогической теории и практики существует необходимость в исследовании системы ценностных ориента-ций личности учащегося.
Под ценностными ориентациями понимают «элементы внутренней структуры личности, сформированные и закрепленные жизнен-
ным опытом индивида в ходе процессов социализации и социальной адаптации, отграничивающие значимое (существенное для данного человека) от незначимого (несущественного) через (не) принятие личностью определенных ценностей» [3, с. 798]. Ценностная ориентация личности включает когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Когнитивный компонент позволяет осознать смысл и значимость для личности воспринимаемой ценности, эмоциональный - содействует привлечению внимания к данной ценности и ее первичному закреплению, окончательное же ее закрепление происходит в поведении.
Экспериментальная работа по определению уровня сформированности системы ценностных ориентаций старших подростков проводилась на базе МБОУ «Средняя школа № 15» и МБОУ «Средняя школа № 42» г. Петропавловска-Камчатского. Всего в эксперименте приняли участие 212 учеников 7-8-х классов (2014-2016 гг.). Выбор данной возрастной группы определил остро протекающий психический перелом, обусловливающий дисгармоничность, противоречивость системы ценностей подростка. «Свертывание установившейся системы интересов, протестующий способ поведения сочетаются с возрастающей самостоятельностью, с более многообразными и содержательными отношениями с другими детьми и со взрослыми, со значительным расширением сферы его деятельности, качественно меняющей свой характер вследствие направленности на новые формы отношений» [6, с. 153].
Избранные методы психолого-педагогической диагностики коррелировали с когнитивным, эмоциональным и поведенческим критериями сформированности системы ценностных ориентаций учащихся.
Когнитивный критерий отражает наличие у учащихся необходимых и достаточных знаний об общечеловеческих ценностях и способах их реализации. Мы полагаем это критерием, поскольку без понимания сущности общечеловеческих ценностей, их взаимосвязи реализация подростком ожидаемых в обществе образцов поведения будет поверхностной, сугубо подражательной.
Для того чтобы говорить о достаточном уровне овладения учащимися знаниями аксиологического характера, необходимо, чтобы эти знания были глубоки, осознанны и систе-
© Сероветникова С.А., 2016
ПЕДАГОГИКА ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
матичны. Наличие и качество знаний учащихся об общечеловеческих ценностях и способах их реализации позволили определить методику «Незаконченные предложения» и ассоциативный тест.
Эмоциональный критерий характеризует эмоциональное отношение учащихся к общечеловеческим ценностям, а также указывает на группы ценностей, доминирующие в индивидуальной системе ценностей учащихся. Теоретической базой для типологии ценностных ориентаций учащихся в нашем исследовании стала работа М.С. Яницкого [8]. Исследователь считает, что в индивидуальной системе ценностей личности можно выделить следующие группы: ценности выживания и самоутверждения (здоровье, материально обеспеченная жизнь, приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей, высокие требования к жизни и высокие притязания, независимость и др.), традиционные ценности и ценности значимых других (семья, любовь, карьера, общественное признание, исполнительность, воспитанность, аккуратность, образованность, наличие хороших и верных друзей и др.), ценности творчества и личностного роста (творчество, активная деятельная жизнь, интересная работа, широта взглядов, свобода, чуткость, терпимость, ответственность, счастье других и др.).
Определить эмоциональное отношение учащихся к общечеловеческим ценностям позволил ассоциативный тест, а установить значимые ценности и на этой основе выделить доминирующую в системе ценностей учащегося группу позволила методика М. Рокича «Ценностные ориентации».
Поведенческий критерий отражает сфор-мированность привычек ценностного поведения, положительных качеств личности, устойчивость и непротиворечивость ее системы ценностных ориентаций. Мы полагаем это критерием, поскольку наличие знаний о ценностях и декларирование их значимости личностью не всегда сопровождаются успешной реализацией этих ценностей в поведении.
Устойчивость и непротиворечивость системы индивидуальных ценностей учащихся устанавливались нами путем сопоставления представлений учащихся о значимых для них ценностях и мнений взрослых (родителей и учителей) о реализации этих ценностей в поведении. Представления родителей и учителей об аксиологических тенденциях, превалирующих в поведении школьников, устанавливались при помощи анкетирования.
Варианты ответов, полученные при реализации указанных методик, индивидуальны и очень разнообразны, но, тем не менее, в них можно выделить некоторые общие тенденции. Анализ этих тенденций и позволяет сделать вывод об уровне сформированности системы ценностных ориентаций старших подростков.
На основе полученных данных выделены три уровня сформированности знаний об общечеловеческих ценностях и способах их реализации, выражающие их глубину и системность: низкий, средний и высокий. Низкому уровню соответствуют поверхностные, повторяющиеся формулировки, неверно раскрывающие сущность ценности, а также высказывания, противоречащие существующим нормам морали. Средний уровень сформирован-ности знаний об общечеловеческих ценностях характеризуется наличием в ответах общеизвестных клише, отсутствием глубины понимания при общем верном истолковании. Высокому уровню соответствует глубокое понимание сущности общечеловеческих ценностей, полученное в результате личностного их переживания. Результаты исследования показали, что у 25% подростков знания об общечеловеческих ценностях и способах их реализации находятся на низком уровне, у 63% - на среднем и только у 12% - на высоком уровне. таким образом, знания об общечеловеческих ценностях большинства подростков хотя и соответствуют представлениям, принятым в современном обществе, но при этом не отличаются глубиной и осознанностью.
Эмоциональное отношение учащихся к ценностям устанавливалось на основе данных, полученных с помощью ассоциативного теста. При обработке результатов исследования все ассоциации, записанные подростками, были классифицированы как положительно эмоционально окрашенные («радость, счастье, веселье, польза»), как отрицательно эмоционально окрашенные («боль, усталость, нервы») и как лишенные эмоциональной окрашенности. В результате проведенного нами исследования было установлено, что понятия, выражающие общечеловеческие ценности, не вызывают эмоционального отклика у большинства учащихся (65%). Отрицательное отношение к общечеловеческим ценностям зафиксировано у 10% подростков, положительное - у 25%. Полученные данные с высокой долей достоверности позволяют констатировать сформи-рованность ценностных ориентаций на «зна-
ниевом» уровне, что указывает на необходимость развития эмоционального компонента ценностных ориентаций подростков.
установление доминирующей в системе ценностей учащегося группы производилось на основе данных, полученных с помощью методик «ценностные ориентации» и «Незаконченные предложения».
Методика «ценностные ориентации» направлена на изучение индивидуальных и групповых представлений о системе значимых ценностей, определяющих наиболее общие ориентиры жизнедеятельности. По мнению М. Рокича, выделяются два типа ценностей: терминальные и инструментальные. терминальные ценности - это убеждения в том, что определенные конечные цели индивидуального существования с личной и общественной точек зрения заслуживают того, чтобы к ним стремиться. Инструментальные ценности - это убеждения в том, что определенный образ действий (например, честность, рационализм) с личной и общественной точек зрения является предпочтительным в любых ситуациях [1].
Испытуемым предлагались два списка ценностей (по 18 в каждом), в которых испытуемый должен был присвоить каждой ценности ранговый номер. Процедура обработки заключалась в подсчитывании среднего арифметического рангов каждой ценности. Для каждого среднего показателя была вычислена относительная погрешность измерений с использованием коэффициента Стьюдента для доверительной вероятности, равной 0,8. С определенной долей условности можно считать, что первые шесть ценностей в этих списках являются для подростков значимыми, последние шесть - отвергаемыми, а отношение к ценностям, оказавшимся между этими двумя группами, нейтральное. Результаты реализации методики представлены в табл. 1 и 2 на с. 29.
Из табл. 1 видно, что ценности «здоровье», «дружба», «активная деятельная жизнь», «семья» и «любовь» являются для подростков наиболее значимыми. При этом интересно, что искусство и творчество, будучи ценностями, знания о которых сформированы в меньшей степени, оказались среди отвергаемых. Познание вошло в группу ценностей, к которым подростки индифферентны. Во многом это объясняется тем, что знание само по себе, как показала реализация методики «Незаконченные предложения», не является для подростков ценностью, а, скорее, выступает средством достижения социального статуса. Однако, несмотря на то, что в понимании
подростками ценности «человек» наблюдаются нотки альтруизма, ценность «счастье других» в приведенной иерархии оказалась на последнем месте. Это свидетельствует о том, что ценность человека подростками осознается, но не принимается.
В табл. 2 ценности, которым подростки отдают предпочтение, можно условно поделить на две группы. Первая группа - это ценности, выражающие образ действий, позволяющий достигнуть общественного признания и социального статуса (воспитанность, образованность, исполнительность), другая группа - ценности, имеющие некоторую коммуникативную направленность (жизнерадостность, независимость, аккуратность).
тот факт, что «терпимость» и «чуткость» оказались в конце списка инструментальных ценностей, подтверждает предположение о том, что понимание ценности «человек» у подростков еще не перешло в ее принятие. «Рационализм» и «широта взглядов» также не оказались значимыми ценностями, что указывает на необходимость воспитания ценностей «наука» и «знание».
На основании выбора учащимися значимых ценностей устанавливалась доминирующая в системе ценностей подростков группа: ценности выживания и самоутверждения, традиционные ценности и ценности значимых других или ценности творчества и личностного роста. Полученные данные позволяют заключить, что в системе ценностей большинства подростков преобладают традиционные ценности и ценности значимых других (57%), ценности выживания и самоутверждения являются значимыми для 23% учащихся, а ценности творчества и личностного роста - для 20%, что свидетельствует о том, что ведущим механизмом формирования ценностей у школьников этого возраста является социализация.
тенденции, наиболее ярко проявляющиеся в поведении подростков, устанавливались посредством анкетирования родителей и учителей. Родителям были предложены списки инструментальных и терминальных ценностей. Им необходимо было ранжировать ценности, проявляющиеся в поведении подростка, в зависимости от их частоты. Результаты анкетирования родителей представлены в табл. 3 и 4 на с. 30.
данные табл. 3 позволяют констатировать, что ценности «здоровье», «семья» и «друзья», с точки зрения родителей, подростками не только принимаются, но и реализуются в поведении и деятельности.
педагогика общего и профессионального образования -
Таблица 1
Результаты исследования терминальных ценностей (по результатам реализации методики «ценностные ориентации»)
Ценность Среднее арифметическое Относительная погрешность, %
Здоровье 5,7 11
Наличие хороших и верных друзей 6,4 9
Активная деятельная жизнь 7,6 9
Любовь 7,9 9
Счастливая семейная жизнь 8,3 9
Жизненная мудрость 8,7 7
Развитие 8,9 6
Интересная работа 9,1 7
Материально обеспеченная жизнь 9,6 7
Свобода 9,9 7
Познание 10,1 6
Уверенность в себе 10,3 6
Продуктивная жизнь 10,8 6
Общественное признание 10,9 5
Развлечения 11,2 5
Красота природы и искусства 11,3 6
Творчество 11,4 6
Счастье других 12,5 5
Таблица 2
Результаты исследования инструментальных ценностей (по результатам реализации методики «ценностные ориентации»)
Ценность Среднее арифметическое Относительная погрешность, %
Воспитанность 6,3 10
Жизнерадостность 6,5 11
Аккуратность 7,2 10
Независимость 8,0 8
Исполнительность 8,9 8
Образованность 9,1 8
Ответственность 9,3 6
Смелость в отстаивании своего мнения 9,4 6
Рационализм 9,5 6
Самоконтроль 9,6 6
Твердая воля 10,2 6
Чуткость 10,2 7
Честность 10,3 6
Широта взглядов 10,4 6
Непримиримость 11,1 6
Терпимость 11,3 6
Эффективность в делах 11,5 5
Высокие запросы 11,8 6
Таблица 3
Результаты анкетирования родителей (терминальные ценности, реализующиеся в поведении детей)
Ценность Среднее арифметическое Относительная погрешность, %
Заботится о своем здоровье и здоровье близких 6,3 11
Наличие хороших и верных друзей 6,5 14
Проявляет самостоятельность, независимость в суждениях и поступках 7,2 10
Занимается интересным, любимым делом 8,0 14
Ведет активную деятельность, реализует потребность в полноте и 8,9 12
эмоциональной насыщенности жизни
Пытается заслужить уважение окружающих, коллектива, товарищей по учебе 9,1 11
Пытается найти общий язык со всеми членами семьи 9,3 10
Повышает уровень своего образования, общей культуры, интеллекту- 9,4 10
ального развития, расширяет кругозор
Стремится к духовной близости с любимыми людьми 9,5 9
Получает удовольствие от красоты природы и искусства 9,6 9
Ведет творческую деятельность 10,2 10
Постоянно работает над собой, физически и духовно совершенствуется 10,2 10
Использует свои возможности, силы и способности максимально 10,3 10
Отличается зрелостью суждений и здравым смыслом, основанным на 10,4 9
жизненном опыте
Отличается уверенностью в себе 11,1 8
Стремится к материально обеспеченной жизни 11,3 8
Заботится о счастье других людей, всего народа, человечества в целом 11,5 7
Занимается приятным и необременительным времяпрепровождением, стремится к отсутствию обязанностей 11,8 8
Таблица 4
Результаты анкетирования родителей (инструментальные ценности, реализующиеся в поведении детей)
Ценность Среднее арифметическое Относительная погрешность, %
Жизнерадостность 5,8 16
Воспитанность 7,2 12
Смелость в отстаивании своего мнения 7,8 11
Честность 8,1 11
Исполнительность 8,3 10
Независимость 8,9 10
Чуткость 8,9 11
Ответственность 9,1 10
Твердая воля 9,4 10
Образованность 9,7 9
Широта взглядов 9,8 7
Аккуратность 10,1 10
Рационализм 10,3 9
Эффективность в делах 10,3 10
Терпимость 10,5 9
Самоконтроль 11,6 7
Высокие запросы 12,1 9
Непримиримость 12,3 8
Общественное признание не указывается учащимися в качестве наиболее значимой ценности, но при этом отмечается родителями. Возможно, это связано с тем, что подростки не осознают, что общественное признание является для них ценностью-целью, хотя выбранные ими ценности-средства как раз на это указывают.
Среди инструментальных ценностей в начало списка по результатам опроса родителей и детей одновременно попали «жизнерадостность», «воспитанность», «исполнительность» и «независимость», т. е. эти образы действий подростками не только принимаются, но и воплощаются в поведении. Интересно, что «честность» и «чуткость» указываются родителями учащихся как тенденции, часто проявляющиеся в поведении, но при этом сами учащиеся эти ценности в качестве значимых для них не указывают. Возможно, это связано с тем, что подростки копируют желаемые образы действий, чтобы получить одобрение родителей и учителей. Похожая ситуация складывается с «образованностью» и «аккуратностью». Подростки выбирают их в качестве наиболее предпочтительных образцов поведения, но при этом в деятельности, как показывает опрос родителей, их не реализуют. данные, полученные посредством анкетирования родителей, в целом коррелируют с данными анкетирования учителей. Анкетирование учителей предполагало выбор ценностей, которые чаще всего и реже всего проявляются в поведении большинства учеников данного класса.
для качественной оценки сформированно-сти системы ценностных ориентаций старшего подростка были определены три уровня, которые проходит в своем развитии его система ценностей: уровень адаптации, уровень социализации и уровень индивидуализации. Названные уровни коррелируют с типами личности, выделенными М.С. Яницким на основании доминирования ценностей адаптации, социализации или индивидуализации в системе ценностных ориентаций личности [8].
Уровень адаптации (низкий уровень сфор-мированности системы ценностных ориентаций подростка). Знания о ценностях и способах их реализации сформированы недостаточно или искажены. Наблюдается нейтральное или отрицательное эмоциональное отношение к общечеловеческим ценностям.
доминирующая группа ценностей - ценности выживания и самоутверждения. В поведении учащихся могут реализоваться как ука-
занные ценности, так и отличные от них социально одобряемые ценности. Связано это с тем, что ведущим механизмом формирования ценностей для представителей этого уровня является адаптация. Следуя ожидаемым от них образцам поведения, учащиеся этой группы стремятся избежать наказания, достигнуть ощущения безопасности. Если предполагаемое наказание не вызывает у учащихся тревогу, следовать требуемым нормам поведения они, вероятнее всего, не станут. Поведение представителей этого уровня сформи-рованности ценностных ориентаций характеризуется стремлением к освобождению от ограничений.
Уровень социализации (средний уровень сформированности системы ценностных ориентаций подростка). знания о ценностях и способах их реализации сформированы достаточно, но не глубоки и, возможно, бессистемны. Эмоциональное отношение к общечеловеческим ценностям нейтральное или положительное.
доминирующая группа ценностей - традиционные ценности и ценности значимых других. Аксиологические тенденции, преобладающие в поведении, как правило, соответствуют декларируемым значимым ценностям. При этом у представителей этого уровня сформированности системы ценностных ори-ентаций может наблюдаться некоторая ее противоречивость, обусловленная ведущим механизмом формирования ценностей - социализацией. Поскольку представители этого уровня конформны, ориентированы на других, их ценности имеют ярко выраженное внешнее происхождение. Ведущий мотив соблюдения общепринятых норм поведения учащихся из этой группы - получение одобрения, что часто сопровождается отсутствием глубокого понимания реализуемых ценностей.
Уровень индивидуализации (высокий уровень сформированности системы ценностных ориентаций подростка). знания об общечеловеческих ценностях сформированы адекватно, отличаются системностью, глубиной понимания. Эмоциональное отношение к общечеловеческим ценностям положительное.
доминирующая группа ценностей - ценности творчества и личностного роста. Система ценностей учащихся, относящихся к этому уровню, обладает достаточной устойчивостью и внутренней непротиворечивостью. ценности имеют внешнее происхождение, но глу-
боко внутренне переживаются, наполняются личностными смыслами. Достаточно высокая степень независимости оценок и суждений представителей этого уровня сопровождается альтруистической направленностью деятельности, поскольку на этом уровне осмысления ценностей личность стремится к самореализации не для получения общественного признания, а для счастья других.
таким образом, комплексный анализ результатов реализации совокупности методик (ассоциативный тест, методика «Незаконченные предложения», методика М. Рокича «Ценностные ориентации», анкетирование родителей и учителей) позволяет заключить, что система ценностных ориентаций большинства учащихся старшего подросткового возраста находится на уровне социализации (70%), на уровне адаптации находится система ценностных ориентаций 23% учащихся, на уровне индивидуализации - 7%. В структуре же ценностных ориентаций подростков в большей степени сформирован когнитивный компонент, тогда как эмоциональный и поведенческий компоненты нуждаются в целенаправленном развитии.
список литературы
1. Карандашев В.Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. СПб.: Речь, 2004.
2. Климов С.Н. Воспитание в контексте современного российского образования // Педагогическое образование и наука. 2012. № 7. С. 4-7.
3. Новейший философский словарь / под общ. ред. А.П. Ященко. 2-е изд. Ростов н/Д.: Феникс, 2006.
4. Сероветникова С.А. Закономерности и принципы воспитания ценностных ориентаций школьников в учебной деятельности // Вестник Томского гос. пед. ун-та. 2015. Вып. 8 (161). С. 3035
5. Сероветникова С.А. Педагогические условия и предпосылки воспитания ценностных ори-ентаций школьников средствами математики как учебного предмета // Известия Волгогр. гос. пед. ун-та. 2015. № 6 (101). С. 16-21.
6. Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. М.: Междунар. пед. акад., 1995.
7. Хагуров Т.А., Остапенко А.А. Исторические предпосылки дегуманизации образования: от человека экономического к антропологической катастрофе // Воспитательная работа в школе. 2011. № 8. С. 5-11.
8. Яницкий М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. Кемерово: Куз-бассвузиздат, 2000.
1. Karandashev V.N. Metodika Shvarca dlja izuchenija cennostej lichnosti: koncepcija i metodi-cheskoe rukovodstvo. SPb.: Rech', 2004.
2. Klimov S.N. Vospitanie v kontekste sovremen-nogo rossijskogo obrazovanija // Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka. 2012. № 7. S. 4-7.
3. Novejshij filosofskij slovar' / pod obshh. red. A.P. Jashhenko. 2-e izd. Rostov n/D.: Feniks, 2006.
4. Serovetnikova S.A. Zakonomernosti i principy vospitanija cennostnyh orientacij shkol'nikov v uchebnoj dejatel'nosti // Vestnik Tomskogo gos. ped. un-ta. 2015. Vyp. 8 (161). S. 30-35
5. Serovetnikova S.A. Pedagogicheskie uslovija i predposylki vospitanija cennostnyh orientacij shkol'nikov sredstvami matematiki kak uchebnogo predmeta // Izvestija Volgogr. gos. ped. un-ta. 2015. № 6 (101). S. 16-21.
6. Fel'dshtejn D.I. Problemy vozrastnoj i peda-gogicheskoj psihologii. M.: Mezhdunar. ped. akad., 1995.
7. Hagurov T.A., Ostapenko A.A. Istoricheskie predposylki degumanizacii obrazovanija: ot cheloveka jekonomicheskogo k antropologicheskoj katastrofe // Vospitatel'naja rabota v shkole. 2011. № 8. S. 5-11.
8. Janickij M.S. Cennostnye orientacii lichnosti kak dinamicheskaja sistema. Kemerovo: Kuzbas-svuzizdat, 2000.
Research of the system of value guidelines of senior teenagers
The article represents the results of psychological and pedagogic diagnostics of value guidelines of senior teenagers. The criteria and signs that allow evaluating the level of development of the system of value guidelines of senior teenagers are formulated. The level dynamics of the system of value guidelines of senior teenagers is represented.
Key words: value, value guidelines of a personality, psychological and pedagogic diagnostics, terminal and instrumental values.
(Статья поступила в редакцию 10.05.2016)
* *
*