ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ, ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ
УДК 159.923 - 053.6
Е. И. Бережкова
Ценностные ориентации подростков из неблагополучных и благополучных семей
В статье представлены результаты эмпирического исследования ценностных ориентаций подростков. В работе проводится сравнительный анализ терминальных и инструментальных ценностных ориентаций у подростков из благополучных и неблагополучных семей. Также рассматриваются и сравниваются различные стили родительского поведения родителей подростков из благополучных и неблагополучных семей.
The article presents the results of empirical research of value orientations of adolescents. The paper conducts a comparative analysis of terminal and instrumental value orientations among adolescents from functional and dysfunctional families. Also discusses and compares various styles of parental behavior parents of adolescents from functional and dysfunctional families.
Ключевые слова: личность, ценностные ориентации, терминальные ценности, инструментальные ценности, подросток, родители, благополучная семья, неблагополучная семья, родительское поведение.
Key words: identity, value orientations, terminal values, instrumental values, adolescent, parents, functional family, dysfunctional family, parental behavior.
Исследование личностных ценностей особенно актуально в ситуации серьёзных социальных изменений в обществе. А подростки, которые, взрослея, стремятся понять себя, разобраться в себе, в своих чувствах в кризисные периоды общества становятся самыми социально неустойчивыми, самыми нравственно не защищенными, социально не подготовленными. И как результат современные подростки испытывают острый кризис в процессе формирования их ценностных ориентаций, который проявляется в отсутствии у них таких базовых ценностей, как смысл жизни, духовность, патриотизм.
Именно в подростковом возрасте начинает устанавливаться определенный круг интересов, который является психологической базой ценностных ориентаций подростков, наблюдается интерес к вопросам мироздания, морали, эстетики. Появляется интерес к психологическим переживаниям других людей и к своим собственным.
© Бережкова Е. И., 2017
Самой первой структурной единицей общества, которая закладывает основы личности человека, является семья. Семья - это ячейка общества, являющаяся великой ценностью, которую создал человек. Ведь именно в семье осуществляется первая социализация личности, и тут же закладываются основы человеческих отношений. Ребенок, рождаясь и воспитываясь в семье, приобретает такой опыт общения, который он сохранит в течение всей своей последующей жизни. И так как именно в семье он проводит огромную часть своей сознательной жизни, то по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй.
Социальное становление человека происходит в течение всей его жизни и в разных социальных группах, которые составляют ближайшее окружение человека и являются носителями различных норм и ценностей. И именно такие группы оказывают влияние на формирование ценностных ориентаций личности.
В последние годы в России очень серьёзно встаёт вопрос по проблеме социальной дезадаптации подростков. С каждым годом количество трудных детей становится все больше и больше. И поскольку основы личности человека закладываются в семье, то большинство исследователей единодушны в том, что поведение отклоняется от принятых в нашем обществе нравственных и социально-психологических норм чаще у детей из неблагополучных семей [1; 2].
Понятие «ценность» было введено в научный оборот в середине XIX в. Первые публикации, посвященные проблемам ценностей, появились в СССР в конце 50-х начале 60-х гг. Проблема формирования ценностных ориентаций подростков всегда интересовала ученых, философов и педагогов. Этой проблемой занимались И.С. Кон, Л.П. Буева, А.С. Шаров. Н.Д. Никандров, они сумели раскрыть сущность ценностных ориента-ций. Проблемы, связанные с человеческими ценностями, относятся к числу важнейших для наук, которые занимаются изучением человека и общества. Это вызвано тем, что ценности являются важнейшей основой как для отдельного человека, так и для общества в целом.
Проблема развития ценностных ориентаций изучалась философами (Н.О. Лосским, Н.А. Бердяевым, А.А. Лосевым, М. Каганом, Н.А. Бердяевым), психологами (С.Л. Рубинштейном А.Н. Леонтьевым, В.Н. Мясище-вым, Б.Г. Ананьевым, Л.И. Божович), социологами (У. Томасом, Ф. Знаменским, М. Вебером), педагогами (В. А. Караковским, В.А. Сласте-ниным, И.Я. Лернером, И.Л. Федотенко). И хотя по проблеме ценностных ориентаций личности имеется значительный материал, но такая проблема, как взаимосвязь психологических особенностей семьи и ценностных ориентаций подростков из благополучных и неблагополучных семей, рассматривается не очень часто.
Поскольку центральной методикой исследования являлась методика исследования ценностных ориентаций, предложенная М. Рокичем, следует пояснить некоторые определения, которые использует автор методики. Автор трактует понятие ценностей двояко. Под ценностью он понимает либо убеждение индивида в преимуществах каких-либо целей и
определенного смысла жизни по сравнению с другими целями, либо убеждение индивида в преимуществах определенных типов поведения по сравнению с другими типами. Основываясь на данном определении, М. Рокич сформулировал гипотезу о двух видах человеческих ценностей: ценностях-целях и ценностях-средствах. Ценности-цели он называет терминальными - убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться. Ценности-средства носят название инструментальных, они свидетельствуют о приоритетности для индивида определенных типов поведения, ведущих к реализации соответствующих терминальных ценностей.
М. Рокич определяет ценности как разновидность убеждений, определяя ее как «устойчивое убеждение в том, что определенный способ поведения или конечная цель существования предпочтительнее с личной или социальной точек зрения». Терминальные ценности М. Рокич рассматривает как убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования (например, счастливая семейная жизнь) с личной и общественной точек зрения стоит того, чтобы к ней стремиться; инструментальные ценности - как убеждения в том, что какой-то образ действий (например, честность) с личной и общественной точек зрения является предпочтительным в любых ситуациях [3].
Под ценностными ориентациями в нашем исследовании понималось отношение человека к материальным и духовным ценностям, которое он получил в процессе воспитания. Это система его установок, предпочтений, убеждений, которая выражена в поведении и сознании человека, избирательное отношение человека к материальным и духовным ценностям, система его установок, убеждений, предпочтений, выраженная в сознании и поведении, способ разделения человеком объектов по их значимости. В контексте социальной действительности ценностные ориентации выражают сознательное отношение человека, оказывают существенное влияние на все стороны жизнедеятельности человека, определяют мотивацию его поведения. А юношеский и подростковый возраст - это самый благоприятный период для образования ценностных ори-ентаций как устойчивого свойства личности [4].
Психологическому неблагополучию развивающейся личности в отечественной психологии давали разные названия: «трудный подросток», «дезадаптированный подросток», «подросток группы риска», «социально запущенный ребенок» и т. д. и т. п. Таким образом, подчеркивается, что подросток отклоняется от некоего поведенческого стандарта.
У большинства неблагополучных семей есть общая отличительная особенность. Неблагополучие в таких семьях проявляется одновременно в нескольких сферах жизнедеятельности семьи, на уровне межличностных отношений, на социальном и на материальном уровнях. К неблагополучным семьям наиболее часто относятся семьи с алкогольной или наркотической зависимостью, семьи с нарушением детско-родительских отношений.
Дети в таких семьях испытывают физическую и эмоциональную отверженность со стороны родителей. В результате чего у ребенка появляется чувство стыда за себя и за родителей перед окружающими. Может появиться чувство страха за настоящее и будущее [5].
В связи с актуальностью данного вопроса нами (Бережкова Е.И., Трофимова Т.Г.) было проведено исследование, целью которого явилось изучение особенностей ценностных ориентаций у подростков из благополучных и неблагополучных семей. Объектом исследования явились подростки из благополучных и неблагополучных семей и их родители, а предметом исследования - ценностные ориентации подростков, а также детско-родительские отношения в благополучных и в неблагополучных семьях. Гипотеза исследования была сформулирована следующим образом: ценностные ориентации подростков из неблагополучных семей имеют отличия от ценностных ориентаций подростков из благополучных семей.
Исследование проводилось на базе муниципального учреждения «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Мечта"» и Сланцевского индустриального техникума города Сланцы Ленинградской области. Исследование проводилось в четыре этапа.
На первом этапе (подготовительном) были определены цели, задачи, методы и методики исследования, сформирована гипотеза исследования, опрошены родители и получено разрешение на исследовательскую работу с подростками. Также была изучена психологическая литература по проблеме ценностных ориентаций. Затем были проанализированы 30 личных дел несовершеннолетних, состоящих на учете в комиссии по делам несовершеннолетних. При ознакомлении с личными делами и актами обследования социально-бытового и социально-психологического обследования семьи было обращено внимание на то, что 28 несовершеннолетних воспитываются в семьях, где один или оба родителя страдают алкогольной зависимостью. У двоих несовершеннолетних нарушены детско-родительские отношения. Было принято решение исследовать подростков, проживающих в неблагополучных семьях. Также было решено исследовать подростков, проживающих в благополучных семьях и не состоящих на учете в КДН.
На втором этапе (диагностическом) для исследования индивидуальных представлений о значимых для подростков ценностей было проведено исследование несовершеннолетних:
- из неблагополучных семей, состоящих на учете в комиссии по делам несовершеннолетних;
- из благополучных семей, студентов Сланцевского индустриального техникума.
Для того чтобы узнать, в какой семейной ситуации воспитываются несовершеннолетние, было принято решение об анкетировании родителей подростков из благополучных и неблагополучных семей.
На третьем этапе (аналитическом) была проведена обработка, обобщение и анализ полученных результатов.
На четвертом этапе (итоговом) были подведены итоги исследования, сделаны выводы.
Таким образом, в исследовании принимали участие:
- 30 подростков в возрасте 12-14 лет из неблагополучных семей (группа 1), из них 10 мальчиков и 20 девочек; их родители: 22 женщины в возрасте от 33 до 50 лет, 5 мужчин в возрасте от 35 до 55 лет;
- 30 подростков в возрасте 12-14 лет из благополучных семей (группа 2), из них 8 мальчиков и 22 девочки; их родители: 20 женщин в возрасте от 36 до 52 лет, 10 мужчин в возрасте от 41 до 50 лет;
В группе 1:
- 28 несовершеннолетних проживают в семьях, где один или двое родителей злоупотребляют алкоголем, не работают, воспитанием детей не занимаются, вследствие чего семьи поставлены на учет в КДН, как социально опасные семьи; 2 несовершеннолетних проживают в семьях, где нарушены детско-родительские отношения, вследствие чего, подростки убегают из дома и поставлены на учет в КДН как «безнадзорные»; 25 семей являются неполными (из них 5 дочерей воспитываются отцами); 3 семьи являются многодетными; 2 семьи полные.
В группе 2:
- 15 семей являются неполными; 5 семей являются многодетными; 10 семей являются полными.
В качестве методик исследования были применены:
- методика исследования ценностных ориентаций М. Рокича;
- анкета «Выявление ценностных ориентаций подростков»;
- опросник С. Степанова «Стили родительского поведения».
Для сравнительного анализа результатов двух независимых групп был применен и-критерий Манна-Уитни.
В ходе анализа полученных данных были получены следующие результаты.
Терминальные ценности подростков из благополучных семей и подростков из неблагополучных семей достаточно схожи между собой (рис. 1). Ценностями являются: здоровье, счастливая семейная жизнь, материально обеспеченная жизнь. При этом совершенно отвергаются такие ценности, как: красота природы и искусства, счастье других, развитие, творчество. Но если подростки из благополучных семей отвергают еще и развлечение, то подростки из неблагополучных семей - жизненную мудрость.
Рис. 1. Терминальные ценности подростков из благополучных семей и подростков
из неблагополучных семей
Однако и-критерий Манна-Уитни не выявил значимые различия в терминальных ценностях у подростков из благополучных и неблагополучных семей.
Полученные результаты по инструментальным ценностям представлены на рис. 2.
18
16 14 12 10
6
Ним I,
4 2 0
А"
Х° ,<о
Р оР ЛеГ
** ^ ^ ^
Р* ^
благополучные неблагополучные
'У г ¿Г л
£
■м
г
/
с/
Рис. 2. Инструментальные ценности подростков из благополучных семей и подростков
из неблагополучных семей 14
8
Критерий Манна-Уитни показал достоверное различие по шкалам:
- аккуратность;
- воспитанность;
- образованность;
- терпимость;
- честность;
- эффективность в делах.
У подростков из благополучных семей основными средствами достижения целей являются: воспитанность, образованность, эффективность в делах и аккуратность. Для подростков из неблагополучных семей средствами достижения цели являются смелость в отстаивании своего мнения, высокие запросы, жизнерадостность, рационализм и независимость. Подростками из благополучных семей игнорируются непримиримость к недостаткам в себе и других, чуткость, высокие запросы и широта взглядов. А подростками из неблагополучных семей - такие ценности, как честность, аккуратность, воспитанность, образованность.
Анализ и интерпретация результатов анкеты «Выявление ценностных ориентаций подростков» служил дополнением к основному исследованию и поэтому основное внимание было уделено качественному анализу результатов, который позволил сделать следующие выводы.
Для подростков из благополучных семей наиболее приоритетными жизненными ценностями являются «Здоровье», «Материальная обеспеченность», «Карьера». А такие ценности, как «Власть», «Развлечения», «Саморазвитие и духовное просвещение», оставили без внимания. Подростки из неблагополучных семей наиболее приоритетными жизненными ценностями считают «Материальную обеспеченность», «Здоровье», «Карьеру». А такие ценности, как «Образование», «Нравственность», «Саморазвитие и духовное просвещение», оставили без внимания.
Свободное время подростки из благополучных семей предпочитают проводить встречаясь с друзьями, занимаясь спортом и посещая кружки по интересам. Для подростков из неблагополучных семей свободное времяпрепровождение характеризуется встречами с друзьями, посещением дискотек и ночных клубов и просмотром телевизора. Наиболее важными ценностями для идеального человека подростки из благополучных семей считают «Здоровье», «Счастье в семье», «Материальная обеспеченность», «Образование». В то же время подростки из неблагополучных семей на первое место ставят такие ценности, как «Материальная обеспеченность», «Развлечения, отдых», «Здоровье» и «Дружба». Подростки из благополучных семей считают, что на формирование правильных жизненных ориентиров влияет прежде всего семья, затем школа и только уже потом СМИ. Подростки же из неблагополучных семей считают, что на формирование правильных жизненных ориентаций прежде всего влияют СМИ и только потом сверстники и семья. Но и одни, и другие подростки сходятся во мнении, что на формирование правильных жизненных ориентиров на них оказывает влияние школа.
Анализ стилей родительского воспитания показал, что в благополучных семьях и в неблагополучных преимущественно используются различные стили воспитания.
В благополучных семьях в основном (70 %) преобладает авторитетный стиль родительского поведения, а в неблагополучных семьях в основном преобладает либеральный и попустительский стиль родительского поведения. Это говорит о том, что в благополучных семьях родители осознают свою важную роль в становлении личности ребенка и признают за ребенком право на саморазвитие. Родители трезво понимают, какие требования необходимо диктовать ребенку, а какие обсуждать. В такой семье будут ребенку привиты правильные жизненные ценности.
В неблагополучных семьях в основном преобладают либеральный (40 %) и попустительский (30 %) стили родительского поведения. А это показывает, что подросткам предоставлена излишняя свобода. Все проблемы детям приходится решать самим. И как результат дети со своими проблемами идут к друзьям, таким же никому не нужным, как и они сами. Подростки из таких семей нацелены на развлечения, свободное, бесцельное времяпрепровождение. Исследование показало, что в сознании подростков из неблагополучных семей, в отличие от подростков из благополучных семей, происходит смещение акцента в структуре ценностных ориентаций с созидательной сферы на развлекательно-потребительскую.
Таким образом, полученные данные позволяют сделать вывод, что ценностные ориентации подростков из благополучных и неблагополучных семей различаются. Также существуют различия в стилях родительского поведения в контрольной и экспериментальной выборке, что, по-видимому, также влияет на формирование ценностных ориентаций подростков.
Список литературы
1. Артюхова И. Ценности - цели подрастающего поколения. На первом месте -здоровье, а творчество на последнем // Директор школы. - 2001. - № 10.
2. Казанская В. Подросток: социальная адаптация: книга для психологов, педагогов и родителей. - СПб.: Питер, 2011.
3. Практикум по возрастной психологии / под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. -СПб.: Речь, 2002.
4. Скриптунова Е.А. О предпочтениях городской молодежи: (заметки об исследовании) // Социологические исследования. - 2002. - № 1.
5. Степанец С. Г. Формирование ЦО подростков в социокультурной деятельности образовательно-оздоровительного учреждения: учеб. пособие. - Кострома: РГБОД, 2007.
6. Целуйко В. М. Психология неблагополучной семьи. - М.: Владос-Пресс, 2006.