Научная статья на тему 'Формирование гражданской активности молодежи посредством участия в общественной жизни вуза'

Формирование гражданской активности молодежи посредством участия в общественной жизни вуза Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
110
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / STUDENT GOVERNMENT / ГРАЖДАНСКАЯ АКТИВНОСТЬ / CIVIC ENGAGEMENT / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / SOCIALIZATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Фурсов М. А.

В данной статье на примере, в том числе, активности студентов социологического факультета СГУ в самоуправлении, рассмотрен уровень включенности студентов в общественносозидательную деятельность как главный фактор формирования социально активной личности и такого явления, как гражданская активность.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n this article, on the example, including the activity of students of sociological faculty of SSU in the municipality, considered the level of involvement of students in social creative activity as the main factor in the formation of socially active person and the phenomenon of civic engagement

Текст научной работы на тему «Формирование гражданской активности молодежи посредством участия в общественной жизни вуза»

УДК 316

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ АКТИВНОСТИ МОЛОДЕЖИ ПОСРЕДСТВОМ УЧАСТИЯ В ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ ВУЗА

М. А. Фурсов

СГУ им. Н.Г. Чернышевского, Саратов, Россия

Аннотация. В данной статье на примере, в том числе, активности студентов социологического факультета СГУ в самоуправлении, рассмотрен уровень включенности студентов в обгцественно-созидательную деятельность как главный фактор формирования социально активной личности и > такого явления, как гражданская активность..

Ключевые слова: студенческое самоуправление, гражданская активность, социализация.

Abstract: In this article, on the example, including the activity of students of sociological faculty of SSU in the municipality, considered the level of involvement of students in social -; creative activity as the main factor in the formation of socially active person and the phenomenon of civic engagement..

Keywords: student government, civic engagement, socialization.

Согласно ФЗ от 29.12.2012 №273-Ф3 «Об образовании в РФ»: «Образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, где воспитание рассматривается как деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося, а обучение - как целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся».

Данная формулировка говорит о том, что студент, получая профессиональные навыки, в дальнейшем должен быть готовым не только к работе в узкопрофессиональном понимании, но и успешно включиться в различные виды деятельности, обладать мировоззренческим потенциалом, быть готовым к профессиональному, интеллектуальному и социальному творчеству. Формирование социально активной личности невозможно без включения индивида в различную общественную созидательную деятельность.

В данной статье на примере, в том числе, активности студентов социологического факультета в самоуправлении, мы рассмотрим уровень включенности студентов в общественно созидательную деятельность как главный фактор формирования социально активной личности и такого явления, как гражданская активность.

Гражданская активность, в нашем ее понимании, предстает в виде участия в общественной жизни университета, города, страны, целью которого является решение конкретных проблем на различных уровнях: локальном, городском, федеральном. Но главным условием, без которого не обходится ни один из процессов на любом уровне — заинтересованность участников.

Формированию гражданской активности в России посредством участия в общественной жизни ВУЗа было уделено немало внимания начиная с этапа «перестройки», когда студенческое самоуправление только начало функционировать как институт.

В результате социологических исследований, проведенных в 1986-1987 гг. в Горьковском сельскохозяйственном институте, выяснилось, что 86% студентов в целом относятся к идее самоуправления позитивно, но безусловно его одобряли только 37%, а остальные 49% не возражали против самоуправления, но не были уверены в его результатах. В разных видах общественной работы были готовы принять участие 30-50% опрошенных студентов, но лишь 7-19% хотели стать организаторами мероприятий или руководителями проектов, а остальные были согласны только на роль простых участников [1].

С целью исследования современных тенденций в общественной активности студентов в ноябре — декабре 2007 г. в некоторых вузах Санкт-Петербурга был проведен социологический опрос. Оценили степень своего личного участия в общественной жизни вуза категорией «организатор или руководитель общественной структуры» 12% опрошенных, 20% считают себя «ответственными исполнителями или членами общественного объединения», 36% участвуют в общественной жизни вуза только как зрители или рядовые участники мероприятий («массовка»), а 32% вообще нигде и никак не участвуют. Эти данные в количественном соотношении практически совпадают с данными опросов студентов 1987 г. [2]

В январе 2014 года на базе социологического факультета был проведен социологический опрос «Роль студенческого самоуправления в жизни студентов социологического факультета». Уровень активности студентов обозначился следующим образом: 10,1% студентов проявляют высокую активность в

ISSN 2078-9661 • Гуманитарный научный журнал №2, 2015

35

самоуправлении, участвуют в организации мероприятий различной направленности, являются активными участниками многих мероприятий по собственной инициативе; 69,2% опрошенных меньше вовлечены в деятельность студенческого самоуправления на факультете и в ВУЗе, их проявление гражданской активности ограничивается рядовым участием в мероприятиях; 20,7% студентов не участвуют в деятельности студенческого самоуправления в вузе никаким образом.

Полученные результаты анкетирования студентов приводят к следующим выводам. Студенческое самоуправление с момента его формирования как института в РФ и по настоящее время не претерпевает сильных количественных изменений в активности участия студентов в его деятельности. Формируется вывод, что студенческое самоуправления является стабильным институтом общества, формирующим из года в год приблизительно 10% студентов, обладающих высокой гражданской активностью, и привлекающим к своей деятельности в качестве участников порядка половины студентов, обучающихся в вузах.

Некоторыми факторами формирования и поддержания функционирования гражданского общества является высокий образовательный уровень и высокая гражданская активность населения. Огромную роль в развитии этих двух факторов играют вузы, где развитие образованности и гражданской активности объединены и являются основополагающей целью функционирования образовательной организации. Именно поэтому, если общество действительно хочет приобрести статус «гражданского», задача государства, руководства вузов, активных студентов продолжать развивать институт студенческого самоуправления в РФ.

Библиографический список

1. Пономарев А.В., Бердников М.А. Воспитательный потенциал студенческого самоуправления в подготовке конкурентоспособного специалиста: монография. Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2006. С. 57-58

2. Попов В. Р. Студенческое самоуправление: опыт сравнительного историко-социологического анализа//Вопросы образования. 2009. № 2. С. 218

36

ISSN 2078-9661 • Humanitarian scientific journal №2, 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.