УДК 316
ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ АКТИВНОСТИ МОЛОДЕЖИ ПОСРЕДСТВОМ УЧАСТИЯ В ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ ВУЗА
М. А. Фурсов
СГУ им. Н.Г. Чернышевского, Саратов, Россия
Аннотация. В данной статье на примере, в том числе, активности студентов социологического факультета СГУ в самоуправлении, рассмотрен уровень включенности студентов в обгцественно-созидательную деятельность как главный фактор формирования социально активной личности и > такого явления, как гражданская активность..
Ключевые слова: студенческое самоуправление, гражданская активность, социализация.
Abstract: In this article, on the example, including the activity of students of sociological faculty of SSU in the municipality, considered the level of involvement of students in social -; creative activity as the main factor in the formation of socially active person and the phenomenon of civic engagement..
Keywords: student government, civic engagement, socialization.
Согласно ФЗ от 29.12.2012 №273-Ф3 «Об образовании в РФ»: «Образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, где воспитание рассматривается как деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося, а обучение - как целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся».
Данная формулировка говорит о том, что студент, получая профессиональные навыки, в дальнейшем должен быть готовым не только к работе в узкопрофессиональном понимании, но и успешно включиться в различные виды деятельности, обладать мировоззренческим потенциалом, быть готовым к профессиональному, интеллектуальному и социальному творчеству. Формирование социально активной личности невозможно без включения индивида в различную общественную созидательную деятельность.
В данной статье на примере, в том числе, активности студентов социологического факультета в самоуправлении, мы рассмотрим уровень включенности студентов в общественно созидательную деятельность как главный фактор формирования социально активной личности и такого явления, как гражданская активность.
Гражданская активность, в нашем ее понимании, предстает в виде участия в общественной жизни университета, города, страны, целью которого является решение конкретных проблем на различных уровнях: локальном, городском, федеральном. Но главным условием, без которого не обходится ни один из процессов на любом уровне — заинтересованность участников.
Формированию гражданской активности в России посредством участия в общественной жизни ВУЗа было уделено немало внимания начиная с этапа «перестройки», когда студенческое самоуправление только начало функционировать как институт.
В результате социологических исследований, проведенных в 1986-1987 гг. в Горьковском сельскохозяйственном институте, выяснилось, что 86% студентов в целом относятся к идее самоуправления позитивно, но безусловно его одобряли только 37%, а остальные 49% не возражали против самоуправления, но не были уверены в его результатах. В разных видах общественной работы были готовы принять участие 30-50% опрошенных студентов, но лишь 7-19% хотели стать организаторами мероприятий или руководителями проектов, а остальные были согласны только на роль простых участников [1].
С целью исследования современных тенденций в общественной активности студентов в ноябре — декабре 2007 г. в некоторых вузах Санкт-Петербурга был проведен социологический опрос. Оценили степень своего личного участия в общественной жизни вуза категорией «организатор или руководитель общественной структуры» 12% опрошенных, 20% считают себя «ответственными исполнителями или членами общественного объединения», 36% участвуют в общественной жизни вуза только как зрители или рядовые участники мероприятий («массовка»), а 32% вообще нигде и никак не участвуют. Эти данные в количественном соотношении практически совпадают с данными опросов студентов 1987 г. [2]
В январе 2014 года на базе социологического факультета был проведен социологический опрос «Роль студенческого самоуправления в жизни студентов социологического факультета». Уровень активности студентов обозначился следующим образом: 10,1% студентов проявляют высокую активность в
ISSN 2078-9661 • Гуманитарный научный журнал №2, 2015
35
самоуправлении, участвуют в организации мероприятий различной направленности, являются активными участниками многих мероприятий по собственной инициативе; 69,2% опрошенных меньше вовлечены в деятельность студенческого самоуправления на факультете и в ВУЗе, их проявление гражданской активности ограничивается рядовым участием в мероприятиях; 20,7% студентов не участвуют в деятельности студенческого самоуправления в вузе никаким образом.
Полученные результаты анкетирования студентов приводят к следующим выводам. Студенческое самоуправление с момента его формирования как института в РФ и по настоящее время не претерпевает сильных количественных изменений в активности участия студентов в его деятельности. Формируется вывод, что студенческое самоуправления является стабильным институтом общества, формирующим из года в год приблизительно 10% студентов, обладающих высокой гражданской активностью, и привлекающим к своей деятельности в качестве участников порядка половины студентов, обучающихся в вузах.
Некоторыми факторами формирования и поддержания функционирования гражданского общества является высокий образовательный уровень и высокая гражданская активность населения. Огромную роль в развитии этих двух факторов играют вузы, где развитие образованности и гражданской активности объединены и являются основополагающей целью функционирования образовательной организации. Именно поэтому, если общество действительно хочет приобрести статус «гражданского», задача государства, руководства вузов, активных студентов продолжать развивать институт студенческого самоуправления в РФ.
Библиографический список
1. Пономарев А.В., Бердников М.А. Воспитательный потенциал студенческого самоуправления в подготовке конкурентоспособного специалиста: монография. Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2006. С. 57-58
2. Попов В. Р. Студенческое самоуправление: опыт сравнительного историко-социологического анализа//Вопросы образования. 2009. № 2. С. 218
36
ISSN 2078-9661 • Humanitarian scientific journal №2, 2015