Научная статья на тему 'Педагогические средства развития созидательной гражданской активности студенческой молодежи'

Педагогические средства развития созидательной гражданской активности студенческой молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
195
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
гражданская активность / созидательная активность / студенческий возраст / высшая школа / педагогические средства / исследование / воспитание. / civil activity / creative activity / student age / high school / teaching means / re- search / pedagogy.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — В А. Грибанова, С И. Беленцов

В статье обозначены проблемы в области молодежной политики, особенно в вопросах поиска инструментария развития созидательной гражданской активности студенческой молодежи. Изучены педагогические средства и формы развития гражданской активности. Отмечено, что одной из эффективных форм проявления гражданской активности среди студентов является вовлеченность в волонтерскую деятельность, которая развивает и меняет мировоззрение молодежи, совершенствует важные профессиональные умения и навыки, проявляет готовность обучающихся к активному, сознательному и ответственному участию в жизнедеятельности общества. Определено, что волонтерская деятельность как практико-ориентированная форма работы является конструктивной формой и средством развития созидательной гражданской активности студентов. Методологической основой исследования стали: деятельностный подход (включение личности в деятельность); ценностный подход (ценность как устойчивый регулятор поведения студента); теория целостного педагогического процесса (признание целостности личности и воспитательного процесса), психологические теории (учет возрастных особенностей).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL DEVELOPMENT MEANS OF CREATIVE CIVIL ACTIVITY OF STUDENTS

The authors of the article denote problems in the field of youth policy, especially in the search for tools for the development of creative civic activity of students. The authors of the article also studied pedagogical means and forms of development of civic activity. The article noted that one of the most effective forms of civic engagement among students is involvement in volunteer activities. This activity develops and changes the world outlook of young people, including improving important professional skills and abilities, and also shows the readiness of students for active, conscious and responsible participation in the life of society. The authors have determined that volunteering as a practice-oriented form of work is a constructive form and means of developing creative civic activity of students. The methodological basis of the research is the following approaches and theories: the activity approach (student involvement in the activity); value approach (value as a sustainable regulator of student behavior); the theory of a holistic pedagogical process (recognition of the integrity of the individual and the educational process), psychological theories (taking into account age features).

Текст научной работы на тему «Педагогические средства развития созидательной гражданской активности студенческой молодежи»

ВОПРОСЫ ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

УДК 37

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ СОЗИДАТЕЛЬНОЙ ГРАЖДАНСКОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

В статье обозначены проблемы в области молодежной политики, особенно в вопросах поиска инструментария развития созидательной гражданской активности студенческой молодежи. Изучены педагогические средства и формы развития гражданской активности. Отмечено, что одной из эффективных форм проявления гражданской активности среди студентов является вовлеченность в волонтерскую деятельность, которая развивает и меняет мировоззрение молодежи, совершенствует важные профессиональные умения и навыки, проявляет готовность обу-чающихся к активному, сознательному и ответственному участию в жизнедеятельности общества. Определено, что волонтерская деятельность как практико-ориентированная форма работы является конструктивной формой и средством развития созидательной гражданской активности студентов. Методологической основой исследования стали: деятельностный подход (включение личности в деятельность); ценностный подход (ценность как устойчивый регулятор поведения студента); теория целостного педагогического процесса (признание целостности личности и воспитательного процесса), психологические теории (учет возрастных особенностей).

Ключевые слова: гражданская активность, со-

Как цитировать статью: Грибанова В. А., Белен-цов С. И. Педагогические средстваразвития созидательной гражданской активности студенческой молодежи // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. Т. 1, № 3 (60). С. 7-14. БО!: 10.24411/2224-0772-2019-10013

В. А. Грибанова

Кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры общей педагогики, Таганрогский институт имени А. П. Чехова (филиал) Ростовского государственного экономического университета

(РИНХ)

E-mail: [email protected]

Veronika A. Gribanova

PhD (Education), Senior Lecturer, Department of General Pedagogy, Taganrog Institute named after A. Chekhov (branch), Rostov State Economic University, Taganrog, Russia

С. И. Беленцов

Доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и профессионального образования ФГБОУ ВО «Курский государственныйуниверситет» E-mail: [email protected]

Sergei I. Belentsov

Dr. Sc. (Education), Professor, Department of Pedagogy and Professional Education, Kursk State University, Kursk, Russia

зидательная активность, студенческий возраст, высшая школа, педагогические средства, исследование, воспитание.

Сегодня в сфере молодежной политики наблюдаются такие проблемные аспекты, как отток талантливой молодежи в другие страны (в т.ч. для получения образования и трудоустройства); низкий уровень мотивации и жизненных ориентиров; слабая вовлеченность молодежи в инновационную, научно-исследовательскую и культурно-творческую деятельность; подверженность молодежи асоциальному образу жизни; недостаточный уровень гражданской активности и гражданской лояльности молодежи. Вследствие этого программы развития молодежи выделяют приоритетные задачи и мероприятия, направленные на разработку и активизацию мер стимулирования молодежи к активной жизненной позиции; создание благоприятных условий жизни для «сдерживания» талантливой молодежи в регионах (оптимизацию условий карьерного роста); организацию мероприятий, способствующих развитию волонтерского движения и формированию активной гражданской позиции молодежной аудитории и др. [5].

Необходимым аспектом функционирования гражданского общества в настоящее время является наличие молодых людей с высоким уровнем гражданской активности, способных созидательно взаимодействовать с представителями общества в вопросах решения общих вопросов, достижения необходимых коллективных целей, выработки совместных интересов, ценностных ориентаций. Особенности развития созидательной гражданской активности молодого поколения рассматривают многие авторы, причем как педагоги, так и социологи, политологи и др. (в том числе Т. Х. Ахаян [1], А. В. Голуб [3], Г. Я. Гревцева [4], А. А. Мерцалов [6], С. В. Патрушев [7], А. П. Петров [8], В. Н. Полищук [9], А. В. Фахрутдинова [12], М. А. Фурсов [13] и др.). В зарубежных источниках вопросы социальной активности и гражданского общества мы можем проследить у таких исследователей, как П. Харрис [14], Р. Крамер [15], Р. Гриннелл [16] и др.

Очень важно, на наш взгляд, в вопросах формирования гражданской активности определить необходимые педагогические средства и условия ее созидательного развития.Нами отмечено, что педагогические средства имеют разные классификации. Например, Н. А. Богачкина указывает на такие средства, как оборудование учреждения (учебное, лабораторное, производственное и др.), дидактическая техника, учебные и наглядные

пособия, организационные средства воспитательного воздействия [2]. Помимо этого в широком смысле средствами педагогического процесса многими авторами отмечается все, что направлено на достижение цели образовательного и воспитательного процессов (в том числе все направления деятельности молодого человека, которые происходят в процессе образовательно-воспитательного действа; микросреда (семья, группы обучающихся и т.п.); содержательные компоненты, методологическая основа, формы воспитательного процесса; предметы и материалы для осуществления функционирования педагогов и студентов и др.) [11].

Таким образом, остановимся на формах и видах гражданской активности как средствах воспитательного действия. Интересным нам показалось утверждение о том, что формы гражданской активности можно разделить на деятельность индивидуальной направленности (мероприятия отдельных граждан, ориентированные на отстаивание собственных прав и свобод, решение личных или семейных проблем); коллективной направленности (мероприятия граждан или их объединений, направленные на решение проблем отдельных общностей граждан, их прав и свобод); общественной направленности (на решение проблем, важных для большинства граждан) [10]. На наш взгляд, созидательная гражданская активность молодого человека должна включать все три направления, он должен уметь защитить как свои интересы и вопросы своей семьи, но в то же время вести деятельность на благо общественности.

В рамках статьи выделим практико-ориентированные средства и формы работы (работа патриотических агитационных бригад, во-лонтерство, общественные акции и др.), так как именно включенность в деятельность, на наш взгляд, наиболее благоприятно способствует формированию осознанной активности.

Мы полагаем, что на сегодняшний день среди самых эффективных форм выражения гражданской активности среди студенческой молодежи следует отметить обровольческую (волонтерскую)помощь. Известно, что включенность в такую деятельность способствует развитию мировоззрения студентов, совершенствует важные, профессионально значимые умения и навыки, удовлетворяет коммуникационную потребностно-мо-тивационную сферу личности, дает возможность «прочувствовать» личную полезность и востребованность, развивает личностные качества, укрепляет морально-нравственные стороны человека и др. [10].

Рассмотрим опыт создания и функционирования волонтерского Центра Таганрогского института имени А. П. Чехова — как формы работы исредства формирования созидательной гражданской активности молодежи.

Стоит отметить, что Центр начал свою работу по инициативе совета обучающихся вуза и функционирует при его координации. Анализируя степень осознанности обучающихся в выборе такой формы проявления гражданской активности, как добровольческая деятельность, мы провели опрос студентов на предмет того, что послужило мотивами их вступления в волонтерский отряд. Ответы респондентов отражены в Таблице № 1 (исследование проводилось среди членов волонтерского отряда, в анкетировании приняли участие 54 обучающихся Таганрогского института имени А. П. Чехова).

Таблица 1

Мотивы вступления студентов в волонтерскую деятельность, % от общего числа опрашиваемых

Мотивы %

Осознание того, что можно быть полезным, внести свой вклад в решение общественных проблем 32%

Самоуважение, уважение со стороны окружающих, признание, достижение успеха, профессиональный рост 20%

Возможность приобрести новые знакомства, удовлетворение коммуникационной потребности 18%

Возможность саморазвития, получения новых знаний и практического опыта 18%

Желание почувствовать благодарность людей 5%

Достаточное количество свободного времени 4%

Желание заявить о себе, раскрыть внутренний потенциал 3%

Обозначим, что Центр объединяет такие направления деятельности, как:

• профориентационная бригада (работа в вопросах продвижения имиджа вуза, организация профориентационных акций и др.);

• социальное волонтерство (помощь воспитанникам детских домов и интернатов, помощь пожилым и престарелым людям, забота в бездомных животных и др.);

• экологический отряд (забота о природных ресурсах, проведение субботников и др.);

• спортивное волонтерство (включенность студентов в организацию

спортивно-массовых мероприятий);

• патриотическое волонтерство (проведение социокультурных, просветительских акций, демонстрация исторически значимых боев, помощь ветеранам, сохранение памятников истории и культуры и др.);

• охрана правопорядка (работа добровольной народной дружины, патрулирование, охрана вузовских и городских мероприятий и др.);

• работа с детьми с ОВЗ;

• медиа волонтерство (работа команды в интернет-пространстве, мониторинг запрещенной информации, освещение мероприятий, подготовка социальных роликов и др.).

Студенты вступили в волонтерский отряд, обозначив интересующее их направление. В течение учебного года студенты стали участниками многих проектов, которые были реализованы на площадке института и города Таганрога. По результатам включенности студентов в волонтерскую деятельность мы провели небольшой опрос, попросив респондентов отметить свои сильные и слабые стороны, которые стали проявляться посредством включения в добровольческую деятельность. Среди слабых сторон студенты отмечали, что пока не хватает навыков, из-за отсутствия времени они не могут уделить волонтерству должного внимания. Ответы о положительных навыках, которые были приобретены в ходе волонтерской практики, отражены в Таблице № 2.

Таблица 2

Положительные навыки, приобретенные в процессе включенности в волонтерскую деятельность (допускалось несколько вариантов ответа)

Ответы респондентов %

Стало легче общаться, развивается коммуникация 51%

Усилилась степень ответственности 48%

Появляется навык организатора 38%

Развивается инициативность 35%

Чувствую уверенность в себе 33%

Усилилось чувство сострадания, гуманности 28%

Появилось осознание роли коллектива, чувство локтя 26%

Появляются творческие навыки 24%

Развилось умение жертвовать «своим» во благо «общего» 20%

В ходе работы нами отмечено, что студенты, включенные в добровольческую деятельность, стали чаще проявлять свою гражданскую

позицию и активность, у них появляется самоконтроль, способность планировать свою работу, контролировать сам процесс реализации мероприятий, анализировать результат и нести ответственность за «продукт» общественной деятельности. То есть, решая социальные проблемы, внося конструктивные изменения в общество, они стали меняться сами. Помимо этого студенты заметно обогатили свою культуру общения и мышления, повысили степень проявления толерантности, расширили диапазон поведенческой стратегии в различных жизненных ситуациях (в том числе критических). Мы наблюдали, что у участников процесса развивается не просто желание, но и готовность к активному, сознательному и ответственному участию в жизнедеятельности общества; формируется уважительное и доверительное отношение к гражданам, обществу и институтам государственной власти; совершенствуется умение созидательного диалога с социумом. Таким образом, нами отмечено, что волонтерская деятельность как практи-ко-ориентированная форма работы является эффективным средством развития созидательной гражданской активности студентов.

Статья подготовлена при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект № 18-013-00136 «Развитие созидательной гражданской активности студенческой молодежи»).

Литература

1. Ахаян Т. К. К вопросу о развитии гражданской активности молодежи: монография. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2015. 411 с.

2. Богачкина Н. А. Социальная педагогика Шпаргалка. 2009 [Электронный ресурс] // law-books.ru: электронная библиотека. URL: https://lawbooks.news/pedagogika_920_921/sotsialnaya-pedagogika-shpargalka.html (дата обращения: 13.03.2019).

3. Голуб А. В. Условия формирования и развития гражданской активности личности // Динамика систем, механизмов, машин. Омск, 2014. 151 с.

4. Гревцева Г. Я. Гражданственность и гражданская культура — результат становления гражданского общества // Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 18 (272). Философия. Социология. Культурология. Вып. 25. С. 55-57.

5. Стратегии социально-экономического развития муниципального образования «Город Таганрог» на период до 2030 года: мат-лы круглого стола Таганрог: Таганрогский институт имени А. П. Чехова, 2018.

6. Мерцалов А. А. Сферы гражданской активности: монография. СПб.: ЭГО, 2001. 251 с.

7. Патрушев С. В. Гражданская активность: институциональный подход. Перспективы исследования [Электронный ресурс]. URL: https://www.civisbook.ru/files/File/Patrushev_2009_6.pdf (дата обращения: 12.03.2019).

8. Петров А. П. О проблемах социальной и гражданской активности // Институт психологии. М.: Наука, 2007. 380 с.

9. Полищук В. Н. Гражданская активность как ответственность за порученное дело. М.:

МГИК, 2014. 120 с.

10. Развитие гражданской активности молодежи [Электронный ресурс]. URL: https:// studwood.ru/2398962/sotsiologiya/razvitie_grazhdanskoy_aktivnosti_molodezhi (дата обращения: 13.03.2019).

11. Средства педагогического процесса [Электронный ресурс]. URL: https://studfiles.net/ preview/1725237/page:34 (дата обращения: 13.03.2019).

12. Фахрутдинова А. В. Общественная направленность гражданского воспитания в теории и практике зарубежной школы // Вестник Южно-Уральского государственного университета. 2011. № 24 (241). С. 64-68.

13. Фурсов М. А. Формирование гражданской активности молодежи посредством участия в общественной жизни вуза // Гуманитарный научный журнал. 2015. № 2. С. 35-36.

14. Harris P. R. High performance leadership: HRD strategies for the new work culture. Amherst. MA.: HRD Press, 1994. 380 p.

15. Kramer R. Voluntary agencies in the welfare state. Berkeley: University of California Press, 1981. 376 p.

16. Grinnell R. M. Social Work Research & Evaluation. 3d ed. F(E) Peaco CK Publisher, INC., ITASCA, Illinois, 1988. 544 p.

PEDAGOGICAL DEVELOPMENT MEANS OF CREATIVE CIVIL ACTIVITY OF STUDENTS

The authors of the article denote problems in the field of youth policy, especially in the search for tools for the development of creative civic activity of students.

The authors of the article also studied pedagogical means and forms of development of civic activity. The article noted that one of the most effective forms of civic engagement among students is involvement in volunteer activities. This activity develops and changes the world outlook of young people, including improving important professional skills and abilities, and also shows the readiness of students for active, conscious and responsible participation in the life of society. The authors have determined that volunteering as a practice-oriented form of work is a constructive form and means of developing creative civic activity of students. The methodological basis of the research is the following approaches and theories: the activity approach (student involvement in the activity); value approach (value as a sustainable regulator of student behavior); the theory of a holistic pedagogical process (recognition of the integrity of the individual and the educational process), psychological theories (taking into account age features).

Keywords: civil activity, creative activity, student age, high school, teaching means, research, pedagogy.

References

• Ahayan T. K. K voprosu o razvitii grazhdanskoj aktivnosti molodezhi: monografiya. SPb.: Izd-vo RGPU im. A. I. Gercena, 2015. 411 s. [In Rus].

• Bogachkina N. A. Social'naya pedagogika Shpargalka. 2009 [Elektronnyj resurs] // lawbooks.ru: ele-ktronnaya biblioteka. URL: https://lawbooks.news/pedagogika_920_921/sotsialnaya-pedagogika-shpargalka.html (data obrashcheniya: 13.03.2019). [In Rus].

• Fahrutdinova A. V. Obshchestvennaya napravlennost' grazhdanskogo vospitaniya v teorii i praktike zarubezhnoj shkoly // Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. 2011. № 24 (241). S. 64-68. [In Rus].

• Fursov M. A. Formirovanie grazhdanskoj aktivnosti molodezhi posredstvom uchastiya v obshchest-vennoj zhizni vuza // Gumanitarnyj nauchnyj zhurnal. 2015. № 2. S. 35-36. [In Rus].

• Golub A. V. Usloviya formirovaniya i razvitiya grazhdanskoj aktivnosti lichnosti // Dinamika sistem, mekhanizmov, mashin. Omsk, 2014. 151 s. [In Rus].

• Grevceva G. Ya. Grazhdanstvennost' i grazhdanskaya kul'tura — rezul'tat stanovleniya grazhdanskogo obshchestva // Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta. 2012. № 18 (272). Filosofiya. Sociologiya. Kul'turologiya. Vyp. 25. S. 55-57. [In Rus].

• Grinnell R. M. Social Work Research & Evaluation. 3d ed. F(E) Peaco CK Publisher, INC., ITASCA, Illinois, 1988. 544 p.

• Harris P. R. High performance leadership: HRD strategies for the new work culture. Amherst. MA.: HRD Press, 1994. 380 p.

• Kramer R. Voluntary agencies in the welfare state. Berkeley: University of California Press, 1981. 376 p.

• Mercalov A. A. Sfery grazhdanskoj aktivnosti: monografiya. SPb.: EGO, 2001. 251 s. [In Rus].

• Patrushev S. V. Grazhdanskaya aktivnost': institucional'nyj podhod. Perspektivy issledovaniya [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.civisbook.ru/files/File/Patrushev_2009_6.pdf (data obrash-cheniya: 12.03.2019). [In Rus].

• Petrov A. P. O problemah social'noj i grazhdanskoj aktivnosti // Institut psihologii. M.: Nauka, 2007. 380 s. [In Rus].

• Polishchuk V. N. Grazhdanskaya aktivnost' kak otvetstvennost' za poruchennoe delo. M.: MGIK, 2014. 120 s. [In Rus].

• Razvitie grazhdanskoj aktivnosti molodezhi [Elektronnyj resurs]. URL: https://studwood.ru/2398962/ sotsiologiya/razvitie_grazhdanskoy_aktivnosti_molodezhi (data obrashcheniya: 13.03.2019). [In Rus].

• Sredstva pedagogicheskogo processa [Elektronnyj resurs]. URL: https://studfiles.net/preview/1725237/ page:34 (data obrashcheniya: 13.03.2019). [In Rus].

• Strategii social'no-ekonomicheskogo razvitiya municipal'nogo obrazovaniya «Gorod Taganrog» na period do 2030 goda: mat-ly kruglogo stola Taganrog: Taganrogskij institut imeni A. P. Chekhova, 2018. [In Rus].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.