Научная статья на тему 'Вовлеченность студентов в профсоюзную деятельность как фактор формирования социальной активности обучающихся в высших учебных заведениях'

Вовлеченность студентов в профсоюзную деятельность как фактор формирования социальной активности обучающихся в высших учебных заведениях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
429
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник РМАТ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВОВЛЕЧЕННОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ СТУДЕНТОВ / ПРОФСОЮЗНАЯ ДЕЯ-ТЕЛЬНОСТЬ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СТУДЕНЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / МОЛОДЕЖЬ / INVOLVEMENT / SOCIAL ACTIVITY OF STUDENTS / TRADE-UNION ACTIVITY / HIGHER EDUCATION / STUDENT'S SELF-GOVERNMENT / YOUTH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горбачева И. М., Павлютенкова О. А., Марусева И. С.

Актуализируется проблема формирования социальной активности студентов высших учебных заведений, дано определение понятия «социальная активность». Рассмотрена вовлеченность студентов в профсоюзную деятельность и предложена программа, спо-собствующая формированию социальной активности обучающихся. Сформулирован вывод о важности социальной активности в развитии личности будущих выпускников вузов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Горбачева И. М., Павлютенкова О. А., Марусева И. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article actualizes the problem of formation of student’s social activity in higher educational institutions; the defi nition of «social activity» is given. The authors consider the involvement of students into trade union activity, and offer the programme, which promotes the formation of student’s social activity. The authors make a conclusion about the importance of social activity in the development of the student’s identity

Текст научной работы на тему «Вовлеченность студентов в профсоюзную деятельность как фактор формирования социальной активности обучающихся в высших учебных заведениях»

УДК 323:378.183

И.М. ГОРБАЧЕВА, О.А. ПАВЛЮТЕНКОВА, И.С. МАРУСЕВА

ВОВЛЕЧЕННОСТЬ СТУДЕНТОВ В ПРОФСОЮЗНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ

ЗАВЕДЕНИЯХ

В статье актуализируется проблема формирования социальной активности студентов высших учебных заведений, дано определение понятия «социальная активность». Авторами рассмотрена вовлеченность студентов в профсоюзную деятельность и предложена программа, способствующая формированию социальной активности обучающихся. Сформулирован вывод о важности социальной активности в развитии личности будущих выпускников вузов.

Ключевые слова: вовлеченность, социальная активность студентов, профсоюзная деятельность, высшее образование, студенческое самоуправление, молодежь.

The article actualizes the problem offormation of student's social activity in higher educational institutions; the definition of "social activity" is given. The authors consider the involvement of students into trade union activity, and offer the programme, which promotes the formation of student's social activity. The authors make a conclusion about the importance of social activity in the development of the student's identity.

Keywords: involvement, social activity of students, trade-union activity, higher education, student's self-government, youth.

Социальная роль образования в настоящее время значительно увеличилась. От его направленности и эффективности сейчас во многом зависят перспективы развития человечества. Справедливо отметить, что высшие учебные заведения и общество являются объективно взаимосвязанными системами. Современное российское общество выдвигает перед вузами такие требования подготовки высококвалифицированных специалистов, как инициативность, предприимчивость, готовность к положительным преображениям находящейся вокруг природной и социальной среды, способность к управлению на разных уровнях и в разных сферах. В большей степени решению этих задач способствует развитие социальной активности студенческой молодежи.

Анализ современного положения в обществе позволяет сделать вывод о том, что студенчество лидирует в молодежной среде, поскольку оно представляет собой социальную группу, несущую внутри себя огромный потенциал для будущего. Стоит отметить, что одними из важнейших средств

© Горбачева И.М., Павлютенкова О.А., Марусева И.С., 2017

общественного развития молодых людей считаются обучение и воспитание, поскольку они приобщают к будущей профессиональной деятельности. Ввиду этого, проблема воспитания социальной активности студенческой молодежи приобретает особую актуальность в деятельности вузов.

Становление социальной активности в юности выступает условием и итогом эффективного формирования социальной зрелости. По мнению психологов, социальная зрелость - это основная стадия человеческой жизни, которая включает в себя период наиболее интенсивной трудовой и общественно-политической деятельности; стадия наибольшего проявления творческой активности личности [5, с. 4]. В педагогике развитие социальной активности рассматривают как одну из основных задач воспитания личности. На наш взгляд, социальная активность - устойчивое свойство личности и совокупность общественно важных действий, нацеленных на активное, осознанное взаимодействие с общественной средой, осуществляющееся в ходе внутренней (психической) и внешней (практической) деятельности по преобразованию себя и социума [3, с. 68]. Необходимо отметить, что преобразование самого себя происходит, прежде всего, путем реализации собственных потенциалов через внеучебную деятельность. В отличие от учебной, данный вид деятельности организуется и ведется студентами на добровольных началах, где учащиеся свободно выбирают разные виды занятий, по собственному желанию участвуют во внеучебной работе.

В истории отечественной науки решением данного вопроса занимались такие философы, как Е.А. Ануфриев, Л.М. Архангельский, Г.В.Т. Ефимов. Социальную активность как меру общественной дееспособности личности ученые оценивают через призму отношений человека к труду, обществу, общественно-политической деятельности и деятельности в духовно-нравственной сфере. П.П. Блонский, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн изучали социальную активность во взаимосвязи с психическим и возрастным развитием личности.

Исследование личности молодого активиста считается важным аспектом исследования социальной активности молодых людей. В этом случае, интегральным качеством личности выступает инициативность. В данном контексте речь идет о молодых лидерах. Таким образом, можно сделать вывод о том, что в основе социальной активности лежит определенный лидерский склад личности. Поэтому, чтобы успешно развивать социальную активность молодых людей, необходимо проводить обучение и воспитание лидерских качеств, а также отбор и поддержку наиболее эффективных лидеров. Социальная активность, как интегральное качество личности, включает в себя социальные качества, физические и психологические. Она может проявляться в познавательной, идейно-нравственной, трудовой, общественной, творческой, экономической деятельности [4, с. 46].

Взаимоотношения с университетом также играют важную роль в формировании социально активной личности учащегося, его самовыражении и самоутверждении. Они устанавливаются с первого курса, поэтому нужно обратить большое внимание на адаптацию учащихся к вузовским условиям

образа жизни, учебы, досуга. Важно понимать, что у первокурсников формируется новое отношение к будущей профессии, приспособление к новому типу учебного заведения, его обычаям и традициям, новым формам использования свободного времени.

Необходимо отметить, что для обеспечения процесса формирования социальной активности личности, нужно создать такие условия, где личность сумеет удовлетворить собственные общественные потребности, такие как: потребность в общении, в признании, в принятии и самореализации. Настоящие условия для самореализации студенческой молодежи создаются в деятельности общественных объединений, таких, как профсоюзная организация студентов, которая является одной из форм студенческого самоуправления. Участие в студенческом самоуправлении помогает в формировании профессиональных, организаторских, творческих способностей и развитии лидерских качеств у учащихся высших учебных заведений [1, с. 90].

Ключевыми задачами организации профсоюзной деятельности студентов являются:

1) Вовлечение учащихся в общественную практику;

2) Предоставление возможности учащимся проявить себя, реализовать собственный потенциал и обрести заслуженное признание в социуме;

3) Развитие созидательной активности студенческой молодежи.

К прикладным задачам можно отнести:

• обучение учащихся вузов определенным трудовым навыкам и стимулирование профессиональной ориентации;

• улучшение навыков самореализации и самоорганизации, необходимых для решения общественных задач;

• формирование социально-значимых качеств личности учащихся;

• замещение асоциального поведения социальным;

• обеспечение определенного временного формата занятости молодых людей.

Настоящее исследование проводилось в рамках мониторинга «Психолого-экономическое обоснование социальных инвестиций Московской городской организации Профсоюза народного образования и науки РФ», включающего исследование ее территориальных и первичных профсоюзных организаций. Одной из основных целей мониторинга стало выявление факторов мотивации профсоюзного членства. В ходе исследования было опрошено 850 человек, включая:

• студентов (190 человек);

• преподавателей и сотрудников вузов (168 человек);

• педагогов школ (492 человека, в том числе молодых педагогов в возрасте до 35 лет - 90 человек).

Рассматривая обучение, как один из факторов формирования мотивации к вступлению в профсоюз, были получены следующие результаты исследования.

Анализируя цели вступления респондентов в профсоюз, было выявлено, что среди ответов студентов эффективной по численности профсоюзной

организации (ППО МАДИ) и молодых педагогов в возрасте до 35 лет основной целью вступления в профсоюз являлось «Обучение» (от 9 до 35% ответов).

Таким образом, корреляционный контентный анализ открытых вопросов по выявлению ассоциаций со словом «ПРОФСОЮЗ» и основных целей вступления опрошенных в профсоюзные организации, показал идентичность в ответах респондентов.

В эффективных по членству студенческих профсоюзных организациях большинство опрошенных (от 61 до 71% ответов) самыми популярными формами обучения назвали: «Школы профсоюзного актива» (от 20 до 31%), «Тренинги» (от 22 до 24%), «Мастер-классы» (от 16 до 22%) и «Стажировки» (19% ответов соответственно) (рис. 1).

%

30 25 20 15 10 5 0

Школы Тренинги Мастер-классы Стажировки

профсоюзного актива

Рис. 1. Анализ ответов эффективных по членству профсоюзных орнизаций на вопрос о формах проведения обучения в профсоюзе (в %)

Однако во всех выборках работников вузов и школ г. Москва есть такой вариант ответа на вопрос, как «Затрудняюсь ответить» (рис. 2).

%

80 70 60 50 40 30 20 10 О

Рис. 2. Анализ выбора варинта ответа «Затрудняюсь ответить» (в %)

Стоит отметить, что в выборках с менее эффективным профсоюзным членством этот ответ является самым популярным и составляет 57% опрошенных студентов, 69% педагогов выборки и 75% преподавателей и

сотрудников вузов, участвующих в анкетировании, что является отрицательным моментом для организаций, так как обучение формирует компетентностный подход к пониманию социальной роли профсоюза в жизни образовательных учреждений.

Кроме того, среди молодых педагогов в возрасте до 35 лет ответ «Затрудняюсь ответить» стал также самым популярным ответом на вопрос о существующих формах обучения в профсоюзной организации (так ответили 28% респондентов выборки исследования), что является выявленной «болевой точкой» в решении проблем мотивации и повышения эффективности деятельности профсоюзных организаций в целом. Не совсем удовлетворенных состоянием подготовки и переподготовки кадров и актива профсоюзной организации, а также затруднившихся ответить, по результатам опроса, выявлено 48% председателей ППО, что говорит об отсутствии системной работы в области обучения.

По мнению профсоюзных лидеров, мотивация профсоюзного членства зависит от уровня привлечения работников к активному участию в профсоюзной работе (возможность самореализации); от личных особенностей профсоюзного лидера; от наличия постоянно действующей и эффективной системы обучения профсоюзного актива, рядовых членов профсоюза; от опоры на молодежь.

Таким образом, в результате проведенного исследования, можно отметить, что наиболее оптимальным методом формирования социальной активности студентов является, в том числе, проведение обучения профсоюзного актива. В частности, исходя из результатов исследования, проведенного под руководством и при непосредственном участии председателя ППО ЭПИ - филиала Университета машиностроения О. А. Павлютенковой и интервьюера (исполнителя) при проведении анкетирования и опроса респондентов И.С. Марусевой, предлагается организация «Профсоюзной школы лидерства», в основу которой легла программа школы профсоюзного актива МИЭТ, разработанная И.М. Горбачёвой. Основной задачей «Профсоюзной школы лидерства» является организация самостоятельной работы студентов по следующим направлениям общественной деятельности:

• организационно-информационная работа;

• работа по учету профсоюзного членства;

• культурно-массовая и спортивно-оздоровительная работа;

• РЯ - служба;

• волонтерское движение;

• работа по организации туризма и отдыха.

Проведение обучения профсоюзного актива - одно из важных направлений подготовки компетентных кадров в сфере общественной деятельности, формирующих активную социальную и гражданскую позицию у молодежи и помогающих выстраиванию траектории успешной карьеры выпускников. Наиболее эффективной формой взаимодействия со студентами являются интерактивные методы организации обучения (рис. 3).

Рис. 3. Интерактивные методы обучения, применяемые в «Профсоюзной школе лидерства»

Зачастую между активными и интерактивными методами ставят знак равенства, однако, несмотря на общность, они имеют различия. Интерактивные методы можно рассматривать как наиболее современную форму активных методов. В отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие студентов не только с преподавателем, но и друг с другом, и на доминирование активности студентов в процессе обучения.

Интерактивное обучение позволяет решать одновременно несколько задач, главной из которых является развитие коммуникативных умений и навыков. Данные методы помогают установлению эмоциональных контактов между учащимися, обеспечивают воспитательную задачу, поскольку приучают работать в команде, прислушиваться к мнению своих товарищей, обеспечивают высокую мотивацию, прочность знаний, творчество и фантазию, коммуникабельность, активную жизненную позицию, ценность индивидуальности, свободу самовыражения, акцент на деятельность, взаимоуважение и демократичность.

Тренинги и игры, применяемые в данной школе, развивают личностные качества активной молодежи, выявляют лидеров, готовых возглавить объединенную профсоюзную организацию вуза, и вовлекающих в профорганизацию новых членов. По завершении обучения участники получат знания особенностей деятельности профсоюзной организации, практические навыки руководства группой и умения вести себя в различных жизненных ситуациях. Обучение в «Профсоюзной школе лидерства» помогает в развитии полезных навыков, необходимых для повышения конкурентоспособности выпускников на рынке труда.

«Профсоюзная школа лидерства» может включать в себя обучение по следующим направлениям развития социальной активности обучающихся: • тимбилдинг (teambuilding);

• тайм-менеджмент (time management);

• лидерство;

• ораторское искусство;

• искусство самопрезентации.

Содержание блоков программы может варьироваться, исходя из актуальных потребностей той или иной профсоюзной организации.

Таким образом, программы по повышению социальной активности студентов могу содержать не только правозащитные программы из дисциплин трудового, гражданского права, но и блоки дополнительного образования, входящие в состав таких направлений, как «Менеджмент», «Психология», «Педагогика» и др. Следовательно, профсоюзная деятельность призвана решать одну из основных задач современного образования - формирование многосторонне развитой, творческой, по-настоящему вовлеченной в образовательный процесс, инициативной личности студента, которая способна успешно социализироваться в обществе и сможет решать общественно-важные проблемы.

Подводя итоги вышесказанному, можно сделать вывод о том, что создание условий для развития социальной активности студентов, реализации их способностей и профессионального становления является одной из важнейших социальных функций университета как профессионального образовательного учреждения. Ведь задача профессионально-личностного воспитания - максимальная концентрация студенческого потенциала в пространстве вуза и преобразование его в основной ресурс общественного развития.

Литература

1. Асташова Н., Карбанович Т. Ученическое и студенческое самоуправление - демократическая ценность нашего образования // Народное образование. 2007. № 7. С. 86-92.

2. Булгаков А.В., Чистоходова Л.И., Павлютенкова О.А. Мотивация профсоюзного членства как компонент межгрупповой адаптации студентов и преподавателей в единой профсоюзной организации вуза (Часть 1. Студенты: проблема мотивации профсоюзного членства) // Вестник Московского государственного областного университета. Серия Психологические науки. 2016. № 3. С. 30-48.

3. Моделирование педагогических ситуаций: Проблемы повышения качества и эффективности общепедагогической подготовки преподавателей / под ред. Ю.Н. Куюткина, Т.С. Сухивской. М.: Мир, 1981. 120 с.

4. Социальная педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под общ. ред. М.А. Галагузовой. М. : гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. 416 с.

5. Хайкин В.Л. Активность (характеристика и развитие). М.: Воронеж, 2000. 448 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.