Научная статья на тему 'Педагогическая модель формирования гражданской позиции студентов вуза'

Педагогическая модель формирования гражданской позиции студентов вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
498
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / АУДИТОРНАЯ И ВНЕАУДИТОРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СТУДЕНЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / КУРАТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УРОВЕНЬ СФОРМИРОВАННОСТИ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мирошина Т. А., Игонина Т. Б.

Разработана и реализована педагогическая модель формирования гражданской позиции студентов вуза, которая отражает поэтапную деятельность студентов в аудиторное и внеаудиторное время и включает ряд компонентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

During the experimental work the pedagogical model of the formation of the student civilian position, which reflects the gradual activity of students in classroom and extracurricular time and includes a number of components has been developed and implemented.

Текст научной работы на тему «Педагогическая модель формирования гражданской позиции студентов вуза»

УДК 378.14

Доцент Т.А. Мирошина,

(Кемеровский гос. сельскохозяйственный нн-т) кафедра иностранных языков, тел. (3842)73-40-23 доцент Т.Б. Игонина

(Кемеровский гос. ун-т) кафедра общей и вузовской педагогики, тел. (3842)58-29-55

Педагогическая модель формирования гражданской позиции студентов вуза

Разработана и реализована педагогическая модель формирования гражданской позиции студентов вуза, которая отражает поэтапную деятельность студентов в аудиторное и внеаудиторное время и включает ряд компонентов.

During the experimental work the pedagogical model of the formation of the student civilian position, which reflects the gradual activity of students in classroom and extracurricular time and includes a number of components has been developed and implemented.

Ключевые слова: педагогическая модель, аудиторная и внеаудиторная деятельность, студенческое самоуправление, кураторская деятельность, уровень сформированное™ гражданской позиции.

Теоретический анализ философской и психолого-педагогической литературы позволил определить формирование гражданской позиции студентов вуза как целенаправленный педагогический процесс взаимодействия преподавателей и студентов, результатом которого является осознанное отношение студентов к обществу и государству, людям и социально-политическим явлениям, проявляющееся в гражданском поведении и основанное на гражданских убеждениях.

Для формирования гражданской позиции студентов вуза потребовалось разработать педагогическую модель рассматриваемого процесса. Построение каждой конкретной модели имеет свои специфические особенности. Характерной особенностью педагогической модели является то, что процессы, описываемые в ней, должны отражать действия отдельной личности или социальных групп, входящих в эту модель.

Разработанная нами педагогическая модель формирования гражданской позиции студентов вуза учитывает следующие педагогические принципы: комплексность, реализм, гуманизация, дифференциация и индивидуализация, активность и самостоятельность студентов, учет региональных условий, отражает поэтапную деятельность студентов в аудиторное и внеаудиторное время. Модель включает следующие компоненты: цели; задачи; функции, содержание деятельности студентов на каждом этапе формирования гражданской позиции; формы; методы; средства; критерии и показатели сформированное™ гражданской позиции (таблица).

(С)Мирошина, Т.А., Игонина Т.Б., 2014

Таблица

Педагогическая модель формирования гражданской позидиистудентов вуза

Компоненты Аудиторная деятельность Внеаудиторная деятельность

Цели Создать педагогические условия, способствующие усвоению студентами знаний и приобретению ими гражданского опыта, необходимых для формирования гражданских взглядов и убеждений, осознанной совокупности отношений, проявляющихся в поведении, поступках и реализуемых в социально значимой деятельности

Задачи: образовательные Способствовать усвоению студентами профессиональных знаний и умений в процессе обучения в вузе и знаний, необходимых специалисту, гражданину, содействовать освоению студентами ценностей отечественной и мировой духовной культуры Развивать умения студентов вести самостоятельную исследовательскую работу, поддерживать стремление студентов к самообразованию, саморазвитию

воспитательные Способствовать развитию самоконтроля студентов в процессе обучения в вузе, ответственного отношения к обучению, работе по избранной профессии, воспитанию готовности к самостоятельному выбору в разных ситуациях, независимому от чьей-то воли и позиции извне в пользу демократических ценностей, исполнению гражданского долга, воспитанию уважения к отечеству и народу Способствовать развитию студенческого самоуправления и потребности студентов в самореализации, раскрытию индивидуальности каждого студента академической группы в различных социально значимых видах деятельности

социальные Способствовать осознанию студентами себя гражданами России, важности участия каждого гражданина в жизни общества и государства Способствовать развитию социальной активности студентов, формированию готовности к успешному выполнению своих профессиональных обязанностей и социальных ролей

Функции: обучающие Закрепление и совершенствование фундаментальных и профессиональных знаний по различным дисциплинам и их реализация в деятельности Обучение умениям вести самостоятельную исследовательскую работу; обучение знаниям и умениям гражданской деятельности через участие в самоуправлении, взаимодействие с различными общественными организациями

воспитывающие Формирование гражданской ответственности, убежденности, активности, гражданского долга Формирование гражданской ответственности, убежденности, активности, гражданского долга

акмеологические Формирование отношения и мотивации к будущей профессиональной деятельности, к совершенствованию профессиональных знаний, умений и навыков Создание условий для проявления активной гражданской позиции через гражданские инициативы, участие в акциях, самоуправлении

развивающие Развитие эмоциональноценностного отношения к приобретению знаний, развитие критического мышления к получаемой информации Развитие творческой активности, инициативности, организаторских способностей

Продолжение таблицы

Компоненты Аудиторная деятельность Внеаудиторная деятельность

Содержание деятельности по компонентам гражданской позиции;

совершенствова- На аналитическом этапе студенты:

ние гражданских знаний оценивают имеющиеся знания, необходимые для жизни в гражданском обществе осуществляют оценку и переоценку норм, ценностей и идеалов социума

На информационном этапе студенты:

актуализируют ранее приобретенные знания, обобщают политическую, историческую, экономическую, юридическую, экологическую и др. информацию, необходимую для жизни в гражданском обществе на более высоком уровне знакомятся с нормами и правилами поведения в вузе, организацией режима дня и самостоятельной работы, приобретают знания об установлении межличностных отношений, формировании коллектива

На деятельностном этапе студенты:

используют приобретенные знания в повседневной практике, различных видах учебно-познавательной д еятельн о сти включаются в студенческое самоуправление, участвуют в различных видах социально значимой деятельности

развитие На аналитическом этапе студенты:

гражданских убеждений оценивают имеющиеся умения и ценностные ориентации, позволяющие им комментировать, анализировать и интерпретировать общественно-политические события оценивают имеющиеся умения, необходимые для жизни в гражданском обществе

На информационном этапе студенты:

интериоризируют гражданские знания, проверяют свои убеждения, позволяющие им намечать цели и планировать свое поведение убеждаются в необходимости развивать умения ориентироваться в различных сферах государственной и общественной жизни; умения делать выводы и принимать на их основе аргументированные решения; осознают значимость совершенствования умений работы в команде

На деятельностном этапе студенты: развивают умения ориентироваться в различных источниках информации, выступать перед аудиторией, излагать свои мысли устно и письменно, дискутировать, отстаивать свою точку зрения, развивать коммуникативные умения развивают исследовательские умения, организуют свой досуг, решают социально-бытовые проблемы, планируют деятельность, прогнозируют результаты этой деятельности и учатся отвечать за свои поступки, развивают организаторские и лидерские качества

Окончание таблицы

Компоненты Аудиторная деятельность Внеаудиторная деятельность

приобретение опыта гражданского поведения На аналитическом этапе студенты:

определяют уровень проявления гражданских качеств в учебной деятельности (самостоятельность, инициативность, активность, ответственность и др.) определяют уровень проявления гражданских качеств в общественной деятельности, оценивают способности самостоятельно и активно реагировать на социальные ситуации

На информационном этапе студенты:

развивают умения самоанализа, самообразования, самореализации усваивают нормы, правила, требования, принятые в обществе; формируют собственное отношение к ним

На деятельностном этапе студенты:

вырабатывают устойчивые привычки поведения, которые становятся нормой; развивают ответственность за учебную деятельность, инициативность, дисциплинированность, навыки самостоятельной работы, саморазвития включаются во все сферы жизнедеятельности: научноисследовательскую, общественнополезную, трудовую, спортивнооздоровительную, творческую, исходя из своих интересов; участвуют в студенческом самоуправлении

Методы: диагностики Анкетирование, тестирование, набл] -одение, опрос, беседа

формирования качеств личности Беседа, объяснение, разъяснение, убеждение словом и положительным примером

организации деятельности Упражнение, педагогическое требование, поручение, соревнование

контроля и самоконтроля Наблюдение, опрос, тестирование с целью выявления уровня сформиро-ванности гражданственности студентов, самоконтроль, самонаблюдение

Формы Лекции, семинары, написание и защита докладов, рефератов, индивидуальные задания, консультации, самостоятельная работа, проектная деятельность студентов Собрания, кружки, круглые столы, секции, встречи, конференции, диспуты, экскурсии, олимпиады, акции, праздники, соревнования, вечера, деятельность в общественных организациях, клубах по интересам и т. д.

Средства Организация воспитательно-образовательного процесса, научноисследовательской и проектной деятельности; осмотр произведений изобразительного и музыкального искусства, памятников природы и культуры, народнохозяйственных комплексов, памятников боевой и трудовой славы; посещение музеев, кинотеатров и др.

Критерии: Показатели проявления

деятельностный Наличие умений комментировать, анализировать и интерпретировать общественно-политические события; стремление осуществлять социальную деятельность; проявление активности в общественной жизни вуза, города, региона, страны; наличие инициативности в организации различных общественных дел стремление к участию в деятельности самоуправления, политических событиях, различных гражданских акциях

эмоциональный Положительное отношение к выполнению гражданского долга; проявление нетерпимости к безнравственным действиям и поступкам; удовлетворенность от участия в социально значимой деятельности; положительное отношение к будущей профессиональной деятельности

волевой Проявление волевых усилий при оценке выбора и необходимости гражданского поведения в соответствии с нравственными нормами; наличие способности подчинять личные интересы коллективным; соблюдение правил и норм поведения; стремление к самовоспитанию; способность самомобилизации и т. д.

На основании разработанных нами критериев и показателей в зависимости от степени проявления выделены три уровня сформированости гражданской позиции студентов: высокий, средний, низкий.

Низкий уровень (на начало эксперимента 61 % - группа А), средний уровень (на начало эксперимента 27 % - группа Б), высокий уровень (на начало эксперимента 12 % - группа В). Дальнейшая экспериментальная работа по реализации педагогической модели формирования гражданской позиции студентов вуза была организована нами с учетом выделенных этапов и уровня сформированное™ гражданской позиции студентов вуза.

В ходе экспериментальной работы по формированию гражданской позиции студентов преподаватели вуза стремились стимулировать активность студентов в аудиторной и внеаудиторной деятельности. Развитие активности студентов в аудиторной деятельности осуществлялось за счет интеграции содержания учебных дисциплин (внешняя интеграция) и реализации межпредметных связей (внутренняя интеграция). Формирование гражданской позиции студентов в процессе обучения обеспечивалось и выбором педагогических технологий. Особое значение при формировании гражданской позиции студентов вуза имеет создание единой системы аудиторной и внеаудиторной деятельности по предметам. Основными направлениями внеаудиторной работы со студентами в процессе экспериментальной работы стали: активизация деятельности предметных кружков, научноисследовательской работы, создание студенческих научных объединений; активизация работы творческих и спортивных объединений студентов по интересам.

Педагогический эксперимент показал результативность целенаправленной работы с преподавателями вуза с целью расширения их знаний и совершенствования умений по использованию современных методов активизации обучения студентов и формированию активной гражданской позиции студентов вуза.

Ведущая роль в процессе формирования гражданской позиции студентов вуза принадлежала кураторам студенческих групп, которые стремились развивать студенческое самоуправление. Деятельность в органах студенческого самоуправления на групповом, факультетском и вузовском уровнях стала «школой» гражданской ответственности для студентов, учила их самостоятельности, деловому общению с людьми, готовности принимать решения и отвечать за свои поступки.

Экспериментальная работа доказала, что деятельность кураторов способствует развитию студенческого самоуправления группы и формированию гражданской позиции студентов благодаря включению студентов группы в деятельность различных вузовских подструктур: студенческого совета, клуба, аспирантско-

студенческого научного общества, студенческой службы безопасности, пресс-центра и привлечения студентов группы к организации и проведению групповых, факультетских, вузовских, городских, региональных мероприятий.

В ходе экспериментальной работы нами постоянно осуществлялась диагностика формирования гражданской позиции студентов вуза. Опираясь на разработанные нами критерии и показатели, мы замеряли уровень сформированное™ гражданской позиции студентов вуза на основе их самоанализа и экспертных оценок. Экспертами были отдельные студенты группы, преподаватели, куратор. Анализ полученных результатов показывает изменение уровня сформированное™ гражданской позиции в процессе реализации формирующего эксперимента. Если на начало экспериментальной работы в группу В (высокий уровень сформированное™ гражданской позиции) входило 12 %, то после проведенного эксперимента количество студентов увеличилось на 17 % и составило 29 %. На начало экспериментальной работы в группу Б (средний уровень сформированное™ гражданской позиции) входило 27 %, в результате проведенной экспериментальной работы, состав группы

увеличился на 19 % и составил 46 %. Наибольшая динамика проявилась в группе А (низкий уровень сформированное™ гражданской позиции), количество студентов в которой уменьшилось на 36 % и составило на конец эксперимента 25 % (рисунок).

□ Начало □ Итог

Рисунок. Динамика формирования гражданской позиции студентов вуза в ходе экспериментальной работы

В результате проделанной работы по формированию гражданской позиции студентов вуза мы имеем положительную динамику по всем критериям, которая наиболее значительна по деятельностному критерию.

Таким образом, анализ экспериментальной работы позволяет утверждать, что формирование гражданской позиции студентов вуза - управляемый процесс. Организационными условиями реализации педагогической модели формирования гражданской позиции студентов вуза являются: использование содержания деятельности субъектов воспитательно-образовательного процесса вуза по формированию гражданской позиции студентов; управление деятельностью кураторов, направленной на формирование гражданской позиции студентов; оценка результатов сформированное™ гражданской позиции студентов вуза на основе диагностики.

ЛИТЕРАТУРА

1. Мальковец, Н. В. Педагогические условия гражданского образования студентов вуза [Текст] : автореф. дис.канд. пед. наук / Н. В. Мальковец. - Кемерово, 2005. - 23 с.

2. Хвалевко, Н. Г. Управление гражданским воспитанием школьников в условиях муниципальной системы образования [Текст] : автореф. дис. канд. пед. наук / Н. Г. Хвалевко. - Кемерово, 2005. - 24 с.

3. Butler, J. Е. Democracy, diversity and civic engagement [Текст] / J. E. Butler // Academe. - 2000. - 86, № 4. - C. 52 - 55.

REFERENCES

1. Malkovets, N. V. Pedagogical conditions of students’ civil education

in higher educational institution [Text]: abstract of the thesis of the candidate of peda-

gogical sciences/N V. Malkovets. - Kemerovo, 2005. - 23 pages.

2. Hvalevko, N. G. Management of civil education of school students in the conditions of a municipal education system [Text]: abstract of the thesis of the candidate of pedagogical sciences/N of G. Hvalevko. - Kemerovo, 2005. - 24 pages.

3. Butler, J. E. Democracy, diversity and civic engagement [Текст] / J. E. Butler

// Academe. - 2000. - 86, № 4. - C. 52 - 55.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.