УДК 378.147
ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ ВЛАСТИ И БИЗНЕСА В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА
Н. В. Мальковец, Е. А. Мытарева
TRAINING OF STUDENTS TO INTERACTION OF THE GOVERNMENTS AND BUSINESS IN THE CONDITIONS OF GLOBALIZATION OF THE MODERN SOCIETY
N. V. Malkovets, E. A. Mutareva
Глобализация - процесс современного мирового хозяйства, проявляющийся на разных уровнях. Особую значимость приобретают культурный и педагогический, т. к. связаны с процессом обучения молодого поколения. В связи с этим перед высшим образованием встает проблема воспитания нового человека с уникальным набором компетенций, позволяющих выживать в сложных жизненных условиях агрессивной информационно-экологической среды, готового к переменам и дальнейшему обучению, но сохраняющему свои национальные, местные и исторические особенности.
Globalization - the process of modern world economy, which is manifested at different levels. Acquire special importance is the cultural and pedagogical, as connected with the process of training of the young generation. In this connection the higher education faces the problem of raising a new person with unique competencies and opportunities for survival in difficult life conditions of aggressive information and ecological environment, ready to change and further training, but remaining their national, local and historical features.
Ключевые слова: глобализация, высшее образование, власть, бизнес, гражданские компетенции.
Keywords: globalization, higher education, governments, business, civil competencies.
Глобализация - одна из тенденций XXI века. Развиваясь и втягивая в активную деятельность все новые и новые стороны мирового сообщества, она объединяет их в единый взаимосвязанный комплекс. Как объективный процесс современного мирового хозяйства глобализация проявляется на разных уровнях: политическом, социально-экономическом, финансовом, экологическом, культурном и педагогическом. Особую значимость приобретают два последних, так как они напрямую связаны с процессом воспитания молодого поколения. Так, культурный аспект представляет рост контактов и появление новой категории сознания - глобализма, которое воплощает культурное распространение, желание обладать иностранными продуктами и идеями, а также участвовать в «мировой культуре», т. е. потреблять стандартную продовольственную продукцию, следовать стандартам моды, теле- и радиорекламы и т. д. Социальный уровень связан с достижением свободного обращения людей всех наций, народностей разных стран мира.
Высшее образование не может не учитывать эти направления. Поэтому во многих вузах открываются отделения и кафедры, обучающие специальности «Мировая экономика» или «Международные экономические отношения».
В настоящее время перед молодыми людьми глобализация открывает большие возможности. Это, в первую очередь, обмен культурными и образовательными программами; общение между собой и получение обширной международной информации за счет доступа к средствам связи (интернет, мобильный телефон, спутниковое ТВ); стандартизация системы высшего образования и обучение за рубежом; устранение визового режима и посещение многих стран мира с целью ознакомления с культурно-историческим наследием, с социальноэкономическим развитием и др.
В принципе нет ничего плохого, если молодые люди разных наций и народностей стремятся к общению, к взаимодействию между собой, к решению общих задач, стоящих перед мировым сообществом (таких, как международный терроризм, сохранение экологического состояния, ликвидация безграмотности и нищеты и т. д.). Однако не надо забывать, что глобализация имеет обратную сторону, связанную с массовым перемещением населения из стран с переходной экономикой и развивающихся - в промышленно развитые страны; с неравномерностью распределения информации и злоупотреблением возможностями бесконтрольного выхода в мировое информационное пространство; с возрастанием стандартизации потребления товаров, пищи, одежды, культурных символов и образов.
Опасность заключается в том, что происходит стирание граней между национальными, региональными, личными аспектами. При этом теряются специфические черты, традиции, обычаи каждой нации и народности и образуется среднее - интернациональное. Поэтому перед высшим образованием встает проблема воспитание нового человека с уникальным набором компетенций, позволяющих выживать в условиях агрессивной информационноэкологической среды, готового к переменам и дальнейшему, на протяжении всей жизни, обучению, но при этом сохраняющему свои национальные, местные и исторические особенности.
Это особенно актуально в условиях перехода высшей школы на двухуровневую систему, когда меняются цели, задачи, содержание и методы подготовки кадров. Идет процесс ориентации на международные стандарты и востребованность будущих бакалавров на российском рынке труда пока никем не гарантируется. В этих условиях особое значение приобретает задача формирования гражданских компетенций у студентов, необходимых для эффек-
тивной социализации, для того, чтобы стать активным гражданином. Такая компетенция является надпрофессиональной, межпрофильной и дополняет общекультурные и профессиональные компетенции.
Мировой опыт показывает, что воспитание человека с качествами, указанными выше, наиболее эффективно может осуществляться в условиях гражданского демократического общества. В нашей стране совсем недавно начали говорить о становлении гражданского общества. Еще велика степень коррупции в нем, а такие его атрибуты, как права человека, политическая и экологическая культура, развитый средний и малый бизнес, инновационная деятельность, активное местное самоуправление находятся на начальной стадии своего развития.
Современное высшее образование учитывает политические и социально-экономические изменения в стране, в том числе связанные с необходимостью развития таких институтов, как внешнеэкономическая деятельность, местное самоуправление, социальный сектор и другие. Для социализации личности в современном обществе, достижения профессионального успеха и карьеры будущему специалисту недостаточно профессиональных знаний и умений. Человек нового типа должен не только обладать прочными профессиональными знаниями, анализировать и предвидеть события, находить оптимальные пути их решения, но и обладать определенным набором нравственных ценностей, таких, как ответственность, терпимость, выдержка, дисциплинированность. Необходимы знания о своих гражданских правах и свободах, умение защитить их, навыки участия в управлении и взаимодействия с государственными и муниципальными структурами, воспитание толерантности, умение объединяться для решения общих проблем. Это необходимо для будущих бакалавров профиля «Внешнеэкономическая деятельность предприятий и фирм» и направления «Государственное и муниципальное управление», чья деятельность связана с гражданским обществом и его институтами.
Гражданское общество вырабатывает систему этических принципов как основу личности. Не всем студентам предстоит будущая профессиональная деятельность в институтах гражданского общества, возможна работа не по специальности. Но жить в этих условиях, принимать участие в управлении местным сообществом, взаимодействовать с внешними и муниципальными структурами придется всем. Поэтому необходимо готовить молодых специалистов к жизнедеятельности в новых условиях гражданского демократического общества.
Студент, получающий образование в высшем учебном заведении по названным нами специальностям (направлениям, профилям), получает уникальный набор знаний и умений: юридических дисциплин, различного менеджмента, экономических и финансовых основ, иностранные языки и т. д. В процессе обучения в вузе студенты овладевают навыками аналитической и проектной деятельности, развивают свои коммуникативные способности и др. Все это позволяет выпускнику быстро находить
престижную и высокооплачиваемую, перспективную работу. Но вот человеческие качества - гражданская позиция, степень воспитанности, набор личностных ценностей, формирование демократического мировоззрения, склонность к обману - не подлежат оценке государственной аттестационной комиссии.
К сожалению, ни школа, ни вуз до сих пор не поставили перед собой приоритетную задачу развития и воспитания таких качеств личности, как честность, толерантность, открытость, дисциплинированность. Тех качеств, которые являются дефицитными у многих современных руководителей. Практика показывает, что самыми активными действующими лицами в системе общественных отношений являются, несомненно, руководители предприятий, фирм, органов местного самоуправления, специалисты различных подразделений местной администрации. От этих органов и должностных лиц зависит очень многое. Во многих муниципальных образованиях имеется такой положительный опыт, когда они действуют совместно с общественностью и активными жителями. Но, к сожалению, далеко не везде. Поэтому, на наш взгляд, процесс формирования нравственных ценностей должен проходить целенаправленно, на основе разумной и содержательной организации условий жизнедеятельности студентов. Характерными особенностями формирования нравственных ценностей являются: осмысление общечеловеческих и национальных факторов, формирование мотивов формирования нравственных ценностей; воспитывающий характер самого процесса обучения и его гуманизация; стимулирование стремления личности к самопознанию, самовоспитанию, самосовершенствованию; создание среды высшего учебного заведения, ориентированной на гуманные, уважительные отношения между преподавателями и студентами, между студентами разных наций и народностей.
В разные годы классические университеты формировали традиции особой культурной среды и пространства, воспитывающие в духе свободы и творчества. Примером воплощения идей гуманизации как средства формирования нравственности, служит педагогическая деятельность многих ученых-педагогов Н. И. Пирогова, Д. И. Менделеева, С. И. Гессена и других. Так, С. И. Гессен утверждал, что целью образования является приобщение ученика к культурным достижениям человечества и одновременно формирование высоконравственной, свободной и ответственной личности. Важнейшими нравственными ценностями, по его мнению, являются долг, ответственность, выдержка, терпимость, дисциплина. Получение образования - это, прежде всего, духовно-нравственный процесс становления личности, процесс приобщения ее к ценностям жизни и культуры [1, с. 110 - 120].
С начала 90-х годов прошлого столетия многие ученые стали говорить о необходимости гуманизации образования. Указывается, что только направленность воспитательно-образовательного процесса вуза на развитие и саморазвитие студента может
обеспечить свободу мысли и выбора, уверенность в своих силах, но требуются новые подходы к организации системы высшего образования. В основе этих подходов должны лежать принципы гуманизации, нравственных ценностей, демократизации, индивидуализации.
Сегодня приходится признать, что провозглашенные принципы - гуманизация, демократизация, духовность, самостоятельность - остались декларациями только на бумаге. Нельзя не признать значимость данной проблемы, так как при переходе к рыночным отношениям многие прежние нравственные ценности были разрушены, и в настоящее время очень часто провозглашается материальный приоритет над духовным.
К выпускнику классического университета общество всегда предъявляет особые требования, связанные с участием в развитии науки и практики. На наш взгляд, эти традиции может и должен сохранить современный вуз, где имеется немало ресурсов для внедрения гуманистических методов в образовательный процесс. Формирование нравственных ценностей должно исходить из идей воспитывающего обучения, не отделяя учебный процесс от личностного развития студента. В. Димов отмечает, что «во многих программах и спецкурсах на гуманитарных факультетах полностью отсутствует тематика гражданского общества и демократии», а между тем «главный инновационный ресурс нации - свободный, творческий, инициативный человек» [2,
с. 150 - 151].
С целью формирования гражданских компетенций у будущего специалиста на экономическом факультете Новокузнецкого института (филиала) ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет» (НФИ КемГУ) проводится педагогическое исследование условий и методов обучения взаимодействию власти и бизнеса [3, с. 227]. С 2008 года к этой работе привлекаются студенты специальностей «Государственное и муниципальное управление» и «Внешнеэкономическая деятельность предприятий и фирм». Идея проведения такого исследования возникла, когда в 2006 - 2007 гг. авторы данной статьи в составе творческого коллектива приняли участие в разработке программ социально-экономического развития муниципальных образований Кемеровской области. В ходе работы анализ взаимодействия властей и руководителей промышленных предприятий показал очень слабый уровень совместных действий, отсутствие единых проектов и т. д.
Работа с будущими предпринимателями, проходившими обучение в Центре занятости населения города Новокузнецка, также показала отсутствие знаний об устройстве власти, правах и возможностях, предоставляемых гражданам на уровне местного самоуправления. В связи с этим возникла идея, еще в вузе обеспечить необходимыми знаниями, навыками и компетенциями будущих экономистов и управленцев, т. к. им предстоит взаимодействовать с властью в дальнейшей профессиональной деятельности и личной жизни.
Федеральный закон Российской Федерации от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» среди основных принципов муниципальной службы провозглашает «взаимодействие с общественными объединениями и гражданами» [6]. Поэтому для студентов, обучающихся по специальности «Государственное и муниципальное управление», важны навыки, связанные с организацией взаимодействия с населением и представителями общественности, в том числе организация взаимодействия с бизнесом разного уровня.
Студентам, обучающимся по специальности ««Внешнеэкономическая деятельность предприятий и фирм» в будущей профессиональной деятельности предстоит выстраивать отношения с различными структурами общества, учитывать решения, принимаемые властями. Поэтому важно уметь взаимодействовать с органами власти всех уровней и демократическими методами оказывать влияние на принимаемые решения.
Учитывая, что те и другие студенты обучаются на одном факультете, представляется возможным начать формирование навыков такого взаимодействия в вузе, сформировав «партнерские группы».
Объектом настоящего исследования является подготовка студентов в вузе.
Предметом является обучение студентов взаимодействию власти и бизнеса в условиях глобализации современного общества.
За время эксперимента нами было использовано несколько направлений. Мы остановимся на двух из них: обучение методам «Паблик рилейшнз» и внедрение собственной образовательной концепции вуза.
В настоящее время специалисты все чаще и чаще используют в своей практической деятельности систему «Паблик рилейшнз» (РЯ). Система «Паблик рилейшнз» становится составной частью управления экономикой. Сегодня все финансово-
промышленные группы, крупные промышленные предприятия, фирмы внедряют систему РЯ в свою деятельность, совмещая ее с производством, с подбором квалифицированных кадров, с формированием внешнего имиджа работника.
Основная цель введения РЯ - это создание внешней и внутренней социально-психологической среды, благоприятной для руководителей предприятий и фирм, государственных и муниципальных управленческих кадров, потребителей, членов различных объединений. По мнению американского экономиста Сэма Блэка, РЯ - это искусство и наука достижения гармонии посредством взаимопонимания, основанного на правде и полной информированности» [5, с. 180].
«Паблик рилейшнз» рассматривается нами как институт по связям с общественностью, как продуманные, спланированные и постоянные усилия по установлению и укреплению взаимопонимания между фирмой и ее «публикой». РЯ - это институт общественных отношений, созданный в Великобритании в феврале 1948 года. До настоящего времени единого определения «Паблик рилейшнз» не существуют, т. к. для каждой сферы деятельности оно
будет различным. Основными направлениями деятельности РЯ являются работа со средствами массовой информации (СМИ), отношение с местной общественностью, с местными органами самоуправления и органами государственной власти, с различными институтами гражданского общества.
Сущность РЯ заключается в воздействии на состояние общественного мнения. При этом все действия проводятся с целями: сформировать общественное мнение, когда его нет; убедить людей изменить свое мнение по какому-либо вопросу, продукту или организации; усилить существующее общественное мнение.
Общественное мнение - это совокупность многих индивидуальных мнений по конкретному вопросу, затрагивающему группу людей. Общественное мнение - консенсус. В оценке человека какой-либо конкретной проблемы проявляется его отношение к ней. Это отношение проявляется рядом факторов: личные, семейные, культурные. Совместные занятия по обучению методам РЯ студентов разных специальностей, когда в качестве целевой группы рассматривается партнерская студенческая группа, позволили будущим бизнесменам и будущим государственным и муниципальным служащим лучше узнать друг друга, специфику будущей профессии группы-партнера, сформулировать общее видение проблем современного общества. Например, как совместно реализовать программы сохранения идентичности жителей юга Кемеровской области, сохранения их исторического и культурного наследия и т. д.
Вторым направлением является принятие в университете собственной программы или образовательной концепции, ориентированной на внедрение принципов гуманизации. По нашему мнению, каждое учебное заведение должно принять собственную стратегию, приступить к длительной работе по формированию нового сознания, специальных навыков, соблюдению этических норм будущими специалистами.
Мы, в частности, предложили принять программу формирования гражданских компетенций для студентов НФИ КемГУ. Такая компетенция рассматривается нами как необходимость подготовки к жизни студента и как способность применять знания, умения, личностные качества для успешной гражданской деятельности.
Формирование компетенции, в соответствии с Международными образовательными стандартами, подразумевает наличие мотивации. В данном случае мотивацией служит то, что гражданское образование личности во все периоды развития гражданского общества способствует адаптации человека к новым социально-экономическим условиям, его социализации, гуманизации.
Под гражданским образованием студентов мы понимаем непрерывный процесс усвоения молодыми людьми знаний об устройстве и действиях общества, приобретение навыков и особых компетенций, связанных жизнью и деятельностью в условиях гло-
бализации, демократизации, гуманизации гражданского общества.
Гражданское образование студентов - это социально-педагогическая проблема, которая требует решения с учетом новых целей, методов, технологий.
Гражданское образование в высшем учебном заведении предполагает совмещение профессионального образования с формированием нравственного мировоззрения и психолого-педагогических навыков (надпрофессиональная составляющая).
Внедрение гражданского образования в систему высшей школы обеспечит подготовку специалистов из числа современных студентов для осуществления таких видов деятельности, как управленческая, организационная, образовательная, воспитательная.
На процесс внедрения гражданского образования в системе высшей школы оказывают влияние различные факторы.
Мы выделяем две группы факторов: социальноэкономические и психолого-педагогические. К социально-экономическим факторам относятся: политические, экономические, социально-экологические условия в стране и в мире, уровень жизни населения, уровень заработной платы; уровень развития объединений граждан. К психолого-педагогическим: ценности и мотивы граждан, их потребности, интересы, отношение молодежи к образованию, уровень нравственного воспитания и т. д.
С участием тех же групп студентов мы приступили к реализации мероприятий, направленных на то, чтобы молодые выпускники вуза стали активными гражданами общества. Предлагаемая нами компетенция является для этих студентов надпрофес-сиональной и межпрофильной. Она дополняет общекультурные и профессиональные компетенции. Формирование гражданской компетенции предполагает: формирование навыков социально-политической деятельности в демократических условиях; обучение толерантности как терпимости к иному, навыкам социального партнерства, гражданской деятельности; приобретение навыков жизнедеятельности в условиях демократизации гражданского общества, способствующих воспитанию гражданственности и социализации личности; развитие творческого потенциала студенческой молодежи; развитие способностей и навыков объединяться для того, чтобы отстаивать общие интересы; овладение навыками самоорганизации и самоуправления, формирования общих целей; развитие умения свободно и самостоятельно принимать решения; получение знаний, гарантирующих юридическую и экономическую независимость; овладение демократическими навыками на местном уровне, участие в управлении своим муниципальным сообществом; преодоление отчуждения власти и общества; приобретение знаний об устройстве и действиях общества.
Овладение гражданской компетенцией позволяет молодому человеку стать членом местного сообщества; быть активным жителем; сохранять активную жизненную позицию; формировать готовность к дальнейшему обучению и совершенствованию; ус-
тановить партнерские взаимоотношения с другими членами общества.
Особенностью работы по формированию гражданской компетенции у студентов вуза является то, что эту работу могут вести только преподаватели, имеющие собственный опыт гражданской деятельности. Нами выявлены такие преподаватели, способные в ходе учебной и внеучебной деятельности способствовать организации университетской среды, атмосферы духовности, ориентированной на гуманные, нравственные межличностные отношения, побуждающие студентов думать и действовать, отдавая приоритет нравственным ценностям. Эта работа ведется с участием властных структур и структур гражданского общества, по месту жительства, в процессе подготовки к профессиональной деятельности (в ходе производственных и преддипломных практик) и т. д.
В этой работе нельзя недооценивать роль институтов гражданского общества, участвующих в развитии местного самоуправления. С нами сотрудничает ряд таких организаций, члены которых берут на себя такую важную роль, как ведение собственной просветительской деятельности и участие в образовательном процессе всех уровней: школа - вуз -послевузовское образование. Трудно переоценить и ту помощь, которую оказывают нам местные сообщества, организации граждан, активные жители. Они вместе с нашими студентами развивают различные формы участия граждан в местном самоуправлении, предусмотренные Федеральным законодательством, сохраняют формы, основанные на местных и исторических традициях и т. д. По нашему мнению, тем самым формируется особое образовательное пространство [4, с. 120 - 125]. Это пространство как раз и становится школой демократии. Опыт показывает, что хороших результатов можно добиться, только организуя взаимодействие высшего учебного заведения с органами местного самоуправления, различными институтами гражданского общества.
Наши студенты в ходе аудиторной и внеаудиторной деятельности принимают участие в работе советов микрорайонов, организации общих собраний по месту жительства, публичных слушаниях по различным вопросам и т. д. Оканчивая университет, они знают, как изменить ситуацию по месту жительства, многие из них готовы использовать полученные знания о гражданском обществе и опыт взаимодействия с его институтами в будущей профессиональной деятельности.
На следующем этапе нашего исследования мы планируем ввести для партнерских групп студентов
межкафедральный семинар «Взаимодействие власти и бизнеса», разработать ряд деловых игр и др.
Мы считаем, что практическое взаимодействие студентов, обучающихся различным специальностям, и преподавателей, работающих на разных кафедрах, в рамках единого проекта, связанного с организацией взаимодействия бизнеса, государственных и муниципальных органов власти, местного сообщества, некоммерческих организаций, является необходимой составляющей учебной деятельности. Это приводит к повышению роли местного сообщества в воспитании будущих граждан, способствует их более активному вовлечению в гражданское общество и в деятельность общественных организаций, дает необходимый набор знаний и навыков, стимулирует для дальнейшего самообразования и т. д.
Будущий руководитель, экономист, бизнесмен, организатор и просто человек, прошедший такую школу и обладающий гражданской компетенцией, приобретает особый стержень. Этот стержень позволяет ему сохранять честность, порядочность, толерантность, достоинство в процессе всей активной жизнедеятельности в современном обществе.
Литература
1. Гессен, С. И. Мировоззрение и образование / С. И. Гессен // Педагогика российского зарубежья: хрестоматия. - М., 1996. - 328 с.
2. Димов, В. Институты распознают будущее / В. Димов // Вестник института экономики. - М., 2008. - № 3. - С. 141 - 151.
3. Мальковец, Н. В. Подготовка муниципальных кадров к работе в условиях открытого управления, свободного от коррупции / Н. В. Мальковец // Антикризисное управление: производственные и территориальные аспекты: сб. ст.; под общ. ред. И. Г. Степанова, Е. Н. Старченко. - Новокузнецк, 2010. - С. 226 - 231.
4. Мальковец, Н. В. Гражданское образование студентов вуза / Н. В. Мальковец; под общ. ред. Н. Э. Касаткиной. - Кемерово; М.: Кузбассвузиздат: АСШТ, 2006. - 227 с.
5. Мытарева, Е. А. Роль «Паблик рилейшнз» в системе экологического образования / Е. А. Мыта-рева // Формирование профессиональной и личностной культуры специалиста. - Новокузнецк: НФИ КемГУ. - С. 179 - 183.
6. Федеральный закон Российской Федерации
от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации». - иКЬ:
http://www.rg.ru/2007/03/07/sluzhba-dok.html.