Научная статья на тему 'Местное сообщество как субъект гражданского образования'

Местное сообщество как субъект гражданского образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
219
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
СибСкрипт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / ГРАЖДАНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мальковец Н. В.

Статья посвящена проблемам влияния местного сообщества на процесс гражданского образования самых широких слоев населения. Большую роль в этом процессе играют активные жители, сформировавшие свою гражданскую позицию самостоятельно или под влиянием образовательных программ вуза, просветительской деятельности органов местного самоуправления и т. д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Article is devoted problems of influence of local community on process of a secular education of the various strata of society. The big role in this process is played by the active inhabitants who have generated the civic stand independently or under the influence of educational programs of high school, educational activity of local governments etc.

Текст научной работы на тему «Местное сообщество как субъект гражданского образования»

УДК 378

МЕСТНОЕ СООБЩЕСТВО КАК СУБЪЕКТ ГРАЖДАНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Н. В. Мальковец

Статья посвящена проблемам влияния местного сообщества на процесс гражданского образования самых широких слоев населения. Большую роль в этом процессе играют активные жители, сформировавшие свою гражданскую позицию самостоятельно или под влиянием образовательных программ вуза, просветительской деятельности органов местного самоуправления и т. д.

Article is devoted problems of influence of local community on process of a secular education of the various strata of society. The big role in this process is played by the active inhabitants who have generated the civic stand independently or under the influence of educational programs of high school, educational activity of local governments etc.

Ключевые слова: гражданское общество, местное самоуправление, гражданское образование, самоактуализация, образовательный процесс.

В условиях построения демократического гражданского общества особое значение приобретает гражданское образование самых широких слоев населения. Современный человек должен обладать набором необходимых функциональных знаний [1]. Функциональная грамотность как основа гражданского образования рассматривается многими отечественными и зарубежными аналитиками как одна из задач государства и общества.

Конституция РФ провозглашает, что источником власти в нашей стране является народ. Приобретая опыт взаимодействия с властями всех уровней, сознавая необходимость власти, человек хочет, чтобы власть служила его интересам, чтобы власть была для него, а не он для власти [3]. Под образованием мы обычно понимаем процесс передачи знаний и развитие способностей. Особенность гражданского образования в том, что оно не идентично обучению, это более широкое понятие, оно означает, что человек должен знать, как устроена и как действует власть, как осуществляется управление обществом, как при этом соблюдается его интерес, быть способным принять участие в управлении своим государством, городом, поселком, уметь обустроить свою улицу, двор и дом. Знания, умения и навыки в гражданском образовании приобретаются не годами, а десятилетиями, порой, через опыт, без учебников и учителей. Кроме того, научиться быть гражданином невозможно без личностного и духовного развития.

Для социализации в обществе и самоактуализации, достижения профессионального успеха, для участия в делах местного сообщества гражданину недостаточно фундаментальных знаний. Необходимы знания о своих гражданских правах и свободах, умение их защитить, навыки участия в управлении и взаимодействия с властными структурами, воспитание толерантности, умение объединяться для решения общих проблем и т. д. [2].

Такие знания человек может получить в школе, в вузе, в результате просветительской деятельности властей, самостоятельно, участвуя в управлении своим жильем, создавая органы территориального общественного самоуправления, с помощью различных общественных организаций и т. д. Развитие местного самоуправления приводит к тому, что особым субъектом гражданского образования становится местное сообщество.

Местное самоуправление, в соответствии с российским и международным законодательством, являясь уровнем публичной власти, одновременно является институтом гражданского общества. Отсюда - одна из важнейших функций местного самоуправления - самоорганизация граждан и обучение жителей навыкам управления, способам общественного участия и т. д.

Объединяясь для решения вопросов местного значения, жители муниципального образования становятся членами местного сообщества. Многие ученые сходятся во мнении о том, что важнейшим признаком такого сообщества «является психологическое чувство сообщества, чувство соседства, так как степень развитости этого чувства определяющим образом влияет на возможность совместно решать важные для людей проблемы». В разное время и в разных ситуациях могут создаваться самые разнообразные сообщества: на уровне города в целом, его части, в виде общественных или иных некоммерческих организаций, в том числе неформальных и т. п. [3] Однажды возникнув, такое сообщество нуждается в дальнейшем развитии, в вовлечении в свою деятельность новых членов, выявлении новых лидеров, развитии гражданских инициатив. Достижение такой задачи невозможно без организации просветительской, обучающей и воспитательной деятельности.

Понятие местного самоуправления для гражданского общества имеет такое же значение, как понятие самоактуализации для отдельной личности. В том и другом случае речь идет о самостоятельном управлении поведением и развитием, соответствующим здравому смыслу и эффективности, а также обеспечивающим повышение качества жизни членов общества. Воспитание граждан в условиях местного самоуправления способствует развитию способностей людей согласовывать друг с другом социальное формирование личных потребностей, координации такой общественной организации, как муниципальное сообщество с потребностями и целями объединенных в ней индивидов.

При таких условиях муниципальное сообщество становится новым воспитывающим уровнем, как особый коллектив, заинтересованный в формировании и развитии индивидуальности, творческой личности, воспитании такой личности, так как это является существенным фактором, влияющим на разви-

тие и воспроизводство самого муниципального сообщества.

Местное самоуправление не случайно называют школой демократии - именно здесь формируются первичные навыки участия в управлении, демократического волеизъявления, общественного контроля и т. д. Обучение местному самоуправлению является необходимым компонентом гражданского образования. А местное сообщество, как уже было указано, становится одним из субъектов гражданского образования. Многие из таких сообществ уже обратили внимание на необходимость обучения школьников, широких слоев населения, управленцев основам демократии, идеологии местного самоуправления, технологиям партнерства и предпринимают энергичные меры в этом направлении.

Реформа ЖКХ, создание новых муниципальных образований, развитие форм общественного участия и т. п., несомненно, дали российским гражданам новые знания и новый опыт, привели к созданию новых сообществ. Большое количество людей принимают участие в деятельности ТОС, ТСЖ, обучаются в общественных образовательных центрах, таких, как, школа местного самоуправления и гражданских инициатив, школа жилищного просвещения и т. д.

Большую роль в этом процессе играет муниципальная власть, которая вынуждена заниматься просвещением населения и воспитанием граждан, так как без их участия в управлении и без использования гражданами форм прямой демократии она не может существовать. Такова природа местного самоуправления. Кроме того, муниципалитеты в первую очередь ощущают недоверие населения к власти и вынуждены преодолевать это недоверие и отчуждение через непосредственное взаимодействие с гражданами, стимулируя их политическую и гражданскую активность.

Социологи отмечают, что большинство активных жителей - люди среднего возраста и старше. Молодежь по-прежнему слабо идентифицирует себя со своим местожительством, не участвует в местном самоуправлении, не ходит на выборы и т. д.

Российскую молодежь нередко обвиняют в равнодушии к будущему своего Отечества, неучастии в общественной и политической жизни, безнравственности, бездуховности, эгоизме и излишней меркантильности. Многие из этих упреков справедливы. Такое состояние является результатом того, что современная педагогика пока не в полной мере оценила возможности гражданского образования, обучения демократии, которая создает более благоприятные условия для жизни, интеллектуального и личностного развития подрастающего поколения, совершенствования и развития, формирования нравственности, создает гарантии незыблемости демократических основ.

Задача преодоления такой ситуации обусловливает новые подходы к организации образовательного процесса на всех уровнях - школа, вуз, образование взрослых; и на самых разных территориях - от крупнейшего городского округа до малого сельского поселения. Сегодня многими аналитиками отмечается такой главный недостаток современного об-

разования, как отсутствие подготовки к жизни, к социализации личности в новых социально -

экономических условиях, к самостоятельному развитию и реализации личностного потенциала. К этому перечню стоит добавить, что сегодня отсутствуют образовательные программы для организаторов местных сообществ, нет технологий выявления и воспитания активных жителей.

Это в полной мере касается и вузов. Профессиональное обучение в вузе слабо подкрепляется подготовкой, связанной с дальнейшей социализацией. В результате общество получает специалиста, лишенного смысла жизни, умений и навыков реализации собственных устремлений и целей.

В большинстве российских вузов сегодня не обучают студентов тому, как принимать участие в управлении и развитии муниципального сообщества, в решении муниципальных проблем, как использовать, передавать и распространять знания о природе местного самоуправления, своих правах и возможностях, поддерживать самоуправленческие традиции.

Между тем классические университеты со времен средневековья формировали традиции особой культурной среды, пространства, воспитывающего в духе свободы и творчества. К выпускнику классического университета общество всегда предъявляет особые требования, связанные с участием в развитии науки, практики, самого общества. На наш взгляд, эти традиции можно сохранить, внедряя в вузе систему гражданского образования.

По нашему мнению, наиболее эффективно гражданское образование может быть внедрено в высшей школе на примере подготовки студентов к деятельности в условиях местного самоуправления, развития муниципального сообщества совместно с этим сообществом. Наши исследования доказывают, что подготовка будущих специалистов самых различных профессий (экономистов, юристов, педагогов, журналистов, управленцев и т. д.) использовать свои знания и навыки для развития муниципальных сообществ может наполнить гражданское образование студенческой молодежи актуальным и эффективным содержанием.

Создание системы такой образовательной и просветительской работы в молодежной, прежде всего студенческой среде, необходимо в связи с тем, что потребности в знаниях о своих правах и возможностях, интерес к гражданской деятельности, все еще крайне редко может быть реализован в образовательном учреждении под руководством опытных педагогов и наставников. Практика же показывает, что молодежная среда благоприятна для развития волонтерских движений, молодые люди нередко по собственной инициативе создают организации по оказанию помощи беспризорным и инвалидам, социально ориентированные предпринимательские структуры и др. Наши беседы со студентами младших курсов показали, что эти молодые люди осознают, как важно сегодня знать и уметь пользоваться своими правами граждан, осознанно голосовать, понимая идеи той или иной политической организации, знать законы и быть законопослушными, по-

нимать полномочия тех или иных органов власти, понимать свои обязанности и свою ответственность перед государством и обществом, ощущать, что твое мнение услышано. К сожалению, эти мотивы зачастую не находят удовлетворения из-за отсутствия системы гражданского образования в общей, средней, а затем и в высшей школе [4].

Когда необходимость гражданского образования осознана студентами и преподавателями, а опыта и квалифицированных кадров нет, можно начать с организации взаимодействия вуза с органами местного самоуправления и различными институтами гражданского общества.

Такой опыт был получен при подготовке муниципальных управленцев и специалистов в сфере экономики и управления на предприятиях городского хозяйства, обучающихся на кафедре муниципального управления Новокузнецкого филиала-института Кемеровского госуниверситета.

Анкетирование студентов первого курса показало, что эти студенты слабо идентифицируют себя с местным сообществом, они не знакомы и не интересуются проблемами управления многоквартирным домом, в котором проживают, не знают своих возможностей, прав и обязанностей по месту жительства. В дальнейшем эти студенты в ходе учебной и внеучебной деятельности принимали участие в работе советов ТОС, организации общих собраний по месту жительства, публичных слушаниях по различным вопросам и т. д. В ходе производственных практик студентами изучались практические возможности муниципалитетов для развития гражданского общества, местного самоуправления, организации гражданской деятельности в муниципальном сообществе. Уже на третьем и четвертом курсах наиболее активные из наших студентов могли вести просветительскую деятельность по месту жительства, они объясняли соседям и друзьям особенности жилищного законодательства, принимали участие в деятельности организации жителей, могли оценить работу управляющей организации и т. д.

Приобретенные в ходе аудиторной и внеаудиторной деятельности гражданские знания, умения и навыки находили свое применение в дипломных работах наших студентов. Мы стремились как можно раньше готовить студентов к итоговым работам, предлагали им темы, связанные с решением социальных проблем, развитием гражданского общества, развитием взаимодействия с жителями и общественными организациями. Это, например, такие темы, как «Повышение роли муниципалитета в профилактике безнадзорности», «Совершенствование взаимодействия органов местного самоуправления с органами территориального общественного самоуправления в местах компактного проживания коренных народов», «Развитие системы общественного контроля в муниципальном образовании», «Совершенствование работы управляющих организаций с жителями» и др. При этом мы исходим из того, что студенты, обучающиеся по специальностям нашей кафедры, во-первых, станут квалифицированными специалистами муниципальных органов власти, предприятий и учреждений, а во-вторых, - актив-

ными и сознательными гражданами, способными содействовать развитию гражданского общества.

Оканчивая университет, студенты знали, как изменить ситуацию по месту жительства, многие из них были готовы использовать полученные знания о гражданском обществе и опыт взаимодействия с его институтами в будущей профессиональной деятельности.

Аналогичные результаты были получены в ходе реализации большой региональной молодежной экспериментальной программы «Территория развития» в Новосибирской области. Организаторы Программы исходили из тех соображений, что для Новосибирской области, не обладающей обширными запасами природных ресурсов, наиболее актуальными становятся стратегические задачи, направленные на приумножение человеческого потенциала региона, и, самое главное, капитализацию территории за счет реализации передовых, авангардных проектов развития. Именно поэтому в Программе рассматривается мобильность, предприимчивость, нестандартное мышление молодежи, прежде всего студенческой, как главные ресурсы развития региона. Как вовлечь молодежь в решение вопросов местного сообщества? Как удержать молодых на малой родине? Почему самоопределение не всегда связано с местом жительства? Найти ответ на эти и многие другие вопросы предполагалось в ходе реализации Программы, главной целью которой стало формирование в муниципальных образованиях Новосибирской области сообщества молодых людей, способных принять активное участие в процессах общественных преобразований, осознающих зону своей ответственности, профессионально и ответственно действующих при решении задач социально -экономического и культурного развития территории, на которой они живут.

Первые мероприятия Программы показали, что необходимо сделать упор на выявление лидеров среди молодежи и обучение их проектной культуре как одному из важнейших инструментов молодежной политики. Так появились обучающие курсы и тренинги по стратегическому планированию, технологиям переговорного процесса, командообразованию, управлению проектным циклом и т. д.

Проект выявил тех, кто хотел бы управлять своим собственным развитием, развивать инициативу, делать окружающую жизнь лучше, попасть в кадровый резерв, научиться использовать и, используя, создавать новые ресурсы местного сообщества. С помощью научного сообщества и общественности эти молодые люди получили новые знания, новые навыки, а следовательно, и новые возможности для построения своего будущего.

Примеров обучения местному самоуправлению через практическое взаимодействие студентов и преподавателей с муниципальным сообществом, местными органами власти и некоммерческими организациями имеется немало. И все они являются подтверждением тому, что такое взаимодействие приводит к повышению роли местного сообщества в воспитании будущих граждан, способствует их более активному вовлечению в жизнь гражданского

общества и деятельность общественных организаций, дает необходимый набор знаний и навыков, стимулирует для дальнейшего образования.

Мы выделяем также такой важный дополнительный показатель результативности гражданского образования студентов, как поступок. В данном случае мы имеем в виду такой поступок, такой алгоритм действий, который соответствует демократическим ценностям [4].

По поступку, по реальным делам члены современного общества оценивают власть, управленцев, чиновников и избранных ими общественных лидеров.

Жители, зная о своих правах, должны уметь правовыми методами отстаивать эти права, оказывать влияние на власть, объединяться и т. д.

Не секрет, что сегодня по месту жительства то и дело возникают ситуации, ставящие в тупик не только жителей, но и самых опытных юристов. Эффективное решение таких ситуаций напрямую зависит от умения активных граждан действовать быстро и правильно, от того, насколько авторитетно сообщество граждан.

Пока такого опыта недостаточно. Поэтому перед педагогами, обучающими студентов местному самоуправлению, общественниками, учеными в области муниципального права встает задача формирования базы данных и обмена информацией о действиях граждан, а в дальнейшем - формирование алгоритма поступка, соответствующего демократическим ценностям, где большую роль играют местные сообщества, нарабатывающие такой опыт.

Осуществление гражданского образования, в том числе и местными сообществами, невозможно без специально подготовленных кадров. Это должны быть кадры, обладающие уникальным набором знаний, умений и навыков, связанных с основами жиз-

необеспечения территории и его инфраструктуры, работы с различными типами аудиторий, особенностями социальных коммуникаций и т. д. Кроме того, обладающих навыками партнерского взаимодействия и демократическим мировоззрением [4]. Подготовка таких кадров - это также совместная задача органов местного самоуправления, вузов и самого местного сообщества.

Муниципальному сообществу еще предстоит осознать себя в качестве субъекта гражданского образования. И тогда это будет надежный партнер вуза, школы и местной власти в программах подготовки и воспитания ответственного гражданина, развития гражданского общества в целом.

Литература

1. Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 года: Международные акты о правах человека [Текст]: сборник документов / сост. В. А. Карташкин, Е. А. Лукашева: Ин-т гос. и права РАН. - 2-е изд., доп. - М.: Норма, 2002. - 911 с.

2. Овчинников, Г. А. Гражданское образование взрослых и проблемы социализации личности [Текст] / Г. А. Овчинников // Проблемы и перспективы развития образования взрослых: материалы науч.-практ. конф. 13-15 июня 2001 г. Часть 1. - Новокузнецк: ИПК, 2001. - 161 с.

3. Система муниципального управления [Текст]: учеб. для вузов / под ред. В. Б. Зотова. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2006. - 624 с.

4. Мальковец, Н. В. Гражданское образование студентов вуза [Текст] / Н. В. Мальковец; под общ. ред. Н. Э. Касаткиной. - Кемерово; М.: Кузбассвуз-издат, 2006. - 227 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.