Научная статья на тему 'Гражданское образование студентов вуза'

Гражданское образование студентов вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
175
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Гражданское образование студентов вуза»

учебных заведений в числе 74 лучших неамериканских университетов названы 13 российских, причем Московский государственный университет назван вторым после Сорбонны, Санкт-Петербургский госуниверситет - шестым после Оксфордского, Кембриджского и Гейдельбергского университетов [8].

Прогрессивное развитие системы российского образования не может осуществляться без учета национальных, культурных и педагогических традиций.

Список литературы

1. Концепция модернизации российского образование на период до 2010 года. http// www/government.ru: 8080/government/ru.

2. Онокой Л. С. Россия на пути интеграции в общеевропейскую систему образования // СОЦИС. 2004. № 2.

3. Вульфсон Б. Л. Стратегия развития образования на Западе на пороге XXI века. М., 1999.

4. Эксперт. 2004. № 34. С. 88.

5. Фурсенко А. Объединить потенциал образования и науки для создания общества знаний: (Изложение выступления на заседании Совета Российского Союза ректоров, 3 апр. 2004 г.) // Вестн. высш. шк. 2004. № 3. С.8-12.

6. Эйшер Ж. Финансирование высшего образования: Европейская модель и ее эволюция // Экономика и образования. 1999. № 1.

7. Львов Д.С. Что дальше? : (Размышления о перспективных проблемах экономики и экономической науки) // Экон. наука в соврем. России. 2002. № 3. С. 7.

8. Калугина. Т.А. Новые информационные технологии в сфере образования: методологические проблемы разработки и внедрения. Саратов, 2000. 153 с.

Н.В. Мальковец

ГРАЖДАНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ СТУДЕНТОВ ВУЗА

В условиях построения гражданского общества меняются цели, содержание и методы подготовки кадров с высшим образованием. Для социализации личности в современном обществе, достижения профессионального успеха будущему специалисту недостаточно фундаментальных и профессиональных знаний. Необходимы знания о своих гражданских правах и свободах, умение их защитить, навыки участия в управлении и взаимодействия с муниципальными структурами, воспитание толерантности, умение объединяться для решения общих проблем и т. д. Поэтому высшее образование изменяется в соответствии с социально-экономическими изменениями в стране, в том числе связанными с необходимостью развития таких институтов гражданского общества, как местное самоуправление, неправительственный сектор и др.

Не всем студентам вуза предстоит будущая профессиональная деятельность в институтах гражданского общества. Но жить в этих условиях, в частности принимать участие в управлении местным сообществом, взаимодействовать с муниципальными структурами, предстоит всем. Поэтому необходимо готовить будущих специалистов к жизни и деятельно-

сти в условиях гражданского общества, для чего требуется осуществление гражданского образования студентов вуза.

В настоящее время методологические принципы создания и развития гражданского образования студентов определены слабо. Отсутствуют фундаментальные исследования по этой теме. Практически не изучены педагогические условия гражданского образования студентов в вузе.

Между тем гражданское образование студентов является важным компонентом высшего профессионального образования.

Если проанализировать проблему становления гражданского общества от Н. Макиавелли до А. Фергюсона и П.А.Сорокина, работы философов и педагогов, которых волновали вопросы миссии университета в обществе, проблема зависимости науки от политической конъюнктуры, место и роль выпускника университета в просвещении общества и его развитии (от Т. Джефферсона и В. фон Гумбольдта до В.О. Ключевского и Н.И. Пирогова) можно придти к выводу, что процесс развития и становления гражданского образования студентов неотделим от процесса становления и развития гражданского общества, процессов социализации и поиска своей роли в этом процессе высшей школы. Гражданское общество вырабатывает систему этических принципов как основы личности. Гражданское образование личности во все периоды развития гражданского общества способствует адаптации человека к новым социально-экономическим условиям, его социализации.

Поэтому гражданское образование студентов - это социально-педагогическая проблема, которая требует своего решения педагогическими технологиями. Деятельность, направленная на становление гражданского образования студентов вуза, учитывает предпосылки, реализует функции, содержание, технологии, условия. Важнейшими субъектами этой деятельности являются студенты вуза, преподаватели, представители институтов гражданского общества и муниципальных структур. Составляющими процесса гражданского образования студентов вуза являются мировоззренческая, профессиональная и над-профессиональная (включающая психолого-педагогическую) подготовка.

Внедрение гражданского образования в систему высшей школы обеспечивает подготовку специалистов из числа нынешних студентов для осуществления таких видов гражданской деятельности, как управленческая, организационная, воспитательная и просветительская.

Под гражданским образованием студентов мы понимаем непрерывный процесс освоения молодыми людьми знаний об устройстве и действиях общества, навыков жизни и деятельности в условиях демократического гражданского общества, способствующих воспитанию гражданственности и социализации личности в новых социальноэкономических условиях.

На процесс внедрения гражданского образования студентов влияют многие факторы.

Наше исследование позволило выделить две группы факторов, влияющих на гражданское образование студенческой молодежи:

- социальные: социально-политическая и экономическая ситуация в стране, уровень жизни населения; уровень развития самого гражданского общества; социум; морально-психологическая атмосфера в обществе; уровень развития сообществ и объединений граждан; роль местного сообщества в воспитании будущих граждан из числа студенческой молодежи и др.;

- психолого-педагогические: уровень образования молодежи и отношение общества к образованию; интересы, потребности, ценности молодежи, мотивы гражданской деятельности студентов; отношение студентов к общечеловеческим ценностям; необходимость совмещения гражданского образования с нравственным воспитанием и т.д.

С учетом выделенных факторов мы разработали педагогическую модель гражданского образования студентов.

Эта модель включает следующие компоненты: цели (социальные, образовательные и воспитательные); функции (обучающие, акмеологические, аксиологические и развивающие); этапы развития гражданских знаний, умений, навыков (диагностический этап, этап формирующего эксперимента, оценочный этап); формы (учебный процесс, внеучебная деятельность, социальное партнерство); ресурсы и технологии (личностное ориентирование, целеполагание, кадровое обеспечение, методики, интерактивные методы, диалог, проблемная ситуация и мониторинг); критерии (мотивационный, познавательный, деятельностный и ценностный).

Модель предполагает совмещение профессионального образования в вузе с формированием мировоззрения и обучением психолого-педагогическим навыкам; подготовку к таким видам гражданской деятельности, как управленческая, организационная, просветительская и воспитательная. Разработанная нами педагогическая модель исходит из того, что гражданское образование - это непрерывный процесс. Наиболее заинтересованы в гражданском образовании студентов вуза местные сообщества, так как местное самоуправление является школой демократии, мостиком между государством и гражданами. Такой подход позволяет внедрить разработанную педагогическую модель в процесс подготовки специалистов различных профессий к гражданской деятельности.

Мы определили, что педагогическими условиями гражданского образования студентов вуза являются: осуществление гражданского образования студентов в воспитательнообразовательном процессе вуза, разработка педагогических технологий и подготовка педагогических кадров вуза для осуществления гражданского образования студентов.

Для того чтобы проверить на практике положения, заданные в педагогической модели, нами проводилась экспериментальная работа в двух группах студентов Новокузнецкого филиала-института Кемеровского госуниверситета. В первую группу вошли студенты, которые профессионально готовятся стать специалистами муниципального управления (всего 168 человек), а во вторую - студенты, обучающиеся по другим специальностям и на других факультетах, будущие профессии которых напрямую не связаны с муниципальным управлением (всего 180 человек). В эксперименте приняли участие преподаватели вуза, работники муниципалитетов и органов государственной власти, которые на разных этапах исследования выступали в роли исследуемых, экспертов, аналитиков, но, прежде всего, были нашими партнерами и помощниками.

Мы поставили такие общие для обеих групп задачи гражданского образования, как подготовка к управленческой, организационной, просветительской и воспитательной видам гражданской деятельности. Но мы вынуждены были учесть, что ресурсы для решения этих задач в первой и во второй группах были различны. Если в первой группе мы имели возможность влиять на учебный процесс, используя дисциплины, предусмотренные Госстандартом и учебным планом, вносить изменения в учебные планы и программы, то в работе со второй группой мы могли реализовывать свои цели лишь посредством дисциплин гуманитарного цикла, факультативных курсов, привлечения студентов к научно-

исследовательской работе, практической просветительской и волонтерской деятельности в институтах гражданского общества.

Основное содержание гражданского образования студентов обеих групп, осуществляемого в ходе исследования, составили знания о местном самоуправлении, его идеологии. Мы постарались, чтобы управленческая, организационная, воспитательная и просветительская деятельность, которые им предстоит осуществлять, были тесно связаны с мировоззренческой, профессиональной и надпрофессиональной составляющими их подготовки.

Большое значение для гражданского образования студентов вуза имеет использование педагогических технологий как системы приемов и методов, которая позволяет реализовать социальные, образовательные и воспитательные цели, выделенные нами в педагогической модели гражданского образования студентов.

В ходе исследования мы использовали такие педагогические технологии, которые отвечали целям подготовки студентов к гражданской деятельности в условиях местного самоуправления; помощи в обретении смысла жизни; передачи знаний, необходимых для гражданской деятельности; навыков гражданского участия и партнерства; формирования активной жизненной позиции, мировоззрения, соответствующего демократическим ценностям; готовности к активной управленческой, организационной, просветительской и воспитательной деятельности.

В процессе эксперимента мы разработали практикум по гражданскому образованию студентов, который нами проводился на первом, втором, третьем и четвертом курсах с первой опытной группой студентов, на третьем курсе - со второй группой и во внеучеб-ной работе с обеими группами.

Практикум, который мы использовали в ходе исследования, - это такая форма организации учебного курса, которая основана на самостоятельной деятельности студентов, в ходе которой использовались традиционные и интерактивные методы. Обязательными составными частями практикума являлись подготовительный этап, или введение в практикум, тренинг, подведение итогов. Наибольший эффект имела серия практикумов по обучению студентов территориальному общественному самоуправлению.

Самооценка студентов обеих групп к готовности осуществлять гражданскую деятельность выросла за время эксперимента на 22%.

Уже на втором курсе большинство студентов первой группы (57%) изменили свое отношение к учебе. На четвертом курсе эти студенты, изучив целый ряд дисциплин, связанных с теорией местного самоуправления, отмечают, что это не только изменило их отношение к учебе (48%), но и позволило изменить ситуацию по месту жительства и использовать полученные знания в будущей профессиональной деятельности (21%). К пятому курсу они, в большинстве своем, готовы использовать полученные знания в будущей профессиональной деятельности (82%).

У студентов второй группы также прослеживается динамика. На четвертом курсе, прослушав факультатив (или спецкурс) о местном самоуправлении, они изменили свое отношение к учебе (58%), узнали, как, используя эти знания, изменить ситуацию по месту жительства (8%), но, в отличие от первой группы, лишь к пятому курсу появились такие, которые готовы использовать полученные знания в будущей профессиональной деятельности (6%). Это те студенты, которые продолжали заниматься с нами научноисследовательской и волонтерской работой.

В ходе эксперимента выяснилось, что в гражданском образовании эффективной является не только аудиторная, но и внеаудиторная деятельность; студенты считают себя наиболее подготовленными к организационной и управленческой деятельности. Это связано с тем, что эти виды деятельности являются для наших студентов профессиональными, а воспитательная и просветительская деятельность - компоненты надпрофессиональ-ной составляющей гражданского образования, подготовка к которым осуществляется не в полной мере.

Мы пришли к выводу, что готовность преподавателей вуза к работе в условиях гражданского образования зависит от того, как совмещаются деятельности по повышению педагогического мастерства и формированию собственной гражданской позиции. Наиболее эффективными способами такого совмещения являются следующие способы:

- обучение, повышение квалификации, стажировки преподавателей;

- сотрудничество, взаимодействие с муниципальными институтами и институтами гражданского общества;

- участие в образовательных программах как в качестве организаторов и преподавателей, так и в качестве слушателей;

- участие в формировании и реализации различных муниципальных общественных программ, деятельности организаций активных жителей;

- умение организовать маркетинг образовательных услуг вуза;

- готовность к партнерским взаимоотношениям со студентами.

Все это позволяет преподавателям вуза, с одной стороны, повысить педагогическое мастерство, а с другой - мотивацию к самообразованию, формированию собственного демократического мировоззрения.

В результате проведенного нами эксперимента в три раза увеличилось число преподавателей, которые использовали различные обучающие формы, познакомились с основами демократии и местного самоуправления. Среди них значительно возросло число сотрудничающих с органами местного самоуправления и другими институтами гражданского общества.

Мы выделили ведущий показатель гражданского образования студентов вуза. Этим показателем является поступок. Выбор такого показателя обусловлен тем, что именно адекватный поступок тесно связан с задачей подготовки студентов к видам гражданской деятельности: управленческой, организационной, просветительской и воспитательной. В процессе работы мы формировали алгоритм поступка, соответствующего демократическим ценностям. В результате, от второго к пятому курсу значительно возросло число студентов, проявляющих готовность к поступку, соответствующему демократическим ценностям (от 10 до 80%).

Такой подход к определению педагогических основ гражданского образования студентов вуза позволяет, с одной стороны, повысить результативность и качество профессиональной подготовки будущих специалистов, а с другой - создать систему подготовки кадров для развития гражданского общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.