УДК 378
ГРАЖДАНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ СТУДЕНТОВ: КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД
Н. В. Мальковец
CIVIC EDUCATION OF STUDENTS: FORMATION OF CIVIC COMPETENCES
N. V. Malkovets
В статье рассмотрен комплекс гражданских компетенций, формируемых в процессе гражданского образования, содержанием которого является местное самоуправление, выделены условия осуществления такого образования. Представлены итоги исследования степени сформированности гражданских компетенций выпускника вуза.
The paper addresses the complex of the civic competences formed in the course of civic education which focuses on the local government, conditions of implementating such education are allocated. The results of researchingthe degree of civic competences formation in higher education institutions graduates are presented.
Ключевые слова: гражданское образование, местное самоуправление, компетенции.
Keywords: civic education, local government, competences.
Переход высшей школы на уровневую систему и внедрение компетентностного подхода к образованию позволяет рассматривать гражданское образование студентов вуза на современном этапе как непрерывный процесс усвоения знаний об устройстве и действиях общества, приобретение особых компетенций, связанных жизнью и деятельностью в условиях демократического гражданского общества.
Наше исследование показало, что проблема педагогических условий гражданского образования студентов вуза - это одна из актуальных проблем педагогической науки и практики, связанной с необходимостью готовить будущих специалистов к жизни и деятельности в условиях гражданского общества. В связи с этим необходимо определить, как обучать студентов и преподавателей жизни и деятельности в условиях различных институтов гражданского общества; как организовать совместную обучающую деятельность, так как обучение студентов и преподавателей, как правило, происходит одновременно; каким должен быть набор компетенций.
Формирование гражданских компетенций призвано подготовить молодого человека к гражданской деятельности. При этом гражданская деятельность рассматривается нами как целенаправленное преобразование социальной действительности, создание новых форм и свойств действительности, присущих демократическому гражданскому обществу. Осуществляя гражданскую деятельность, человек выступает одновременно субъектом и объектом этой деятельности, осуществляет ее непосредственно, под свою ответственность и ощущает ее результат.
Внедрение гражданского образования в систему высшей школы обеспечивает подготовку специалистов из числа нынешних студентов для осуществления таких видов гражданской деятельности, как управленческая, организационная, воспитательная и просветительская.
Гражданское образование в высшем учебном заведении предполагает совмещение профессиональной подготовки с формированием нравственного мировоззрения и психолого-педагогических навыков, необходимых для гражданской деятельности, совмещение
формирования профессиональных и гражданских компетенций.
На наш взгляд, набор компетенций, формируемых в процессе гражданского образования студентов, зависит от содержания гражданского образования, которое может быть различным и во многом зависит от особенностей образовательной организации, его традиций, от потребностей территории, на которой она расположена, позиции педагогов, осуществляющих гражданское образование.
Наиболее часто реализуются следующие содержательные направления гражданского образования:
- экологическое, когда формируются компетенции, связанные с защитой и охраной окружающей среды и т. д.;
- правовое, когда формируются компетенции, необходимые для защиты прав и свобод граждан;
- экономическое, когда формируются компетенции, необходимые личности и гражданину, чтобы обрести достойное существование, отказаться от опеки государства в имущественной сфере общественной жизнедеятельности, пробудить в личности гражданина [1, с. 45 - 76];
- формирование компетенций по защите прав детства;
- краеведческое - как формирование компетенций, связанных с защитой исторического и культурного наследия малой Родины и т. д.
В настоящей статье мы рассматриваем комплекс гражданских компетенций, формируемых в процессе гражданского образования, содержанием которого является местное самоуправление.
Эта деятельность осуществляется нами на базе Новокузнецкого института (филиала) ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет» (НФИ КемГУ). Формирование гражданских компетенций у студентов НФИ КемГУ рассматривается нами как процесс подготовки студентов применять знания, умения, личностные качества для успешной активной гражданской деятельности на уровне местного самоуправления.
Предлагаемые нами компетенции являются над-профессиональными и межпрофильными. Они дополняют общекультурные и профессиональные компетенции.
Программа гражданского образования в НФИ КемГУ реализуется с начала 2000-х годов и, в соответствии с этой программой, гражданским образованием охвачены студенты, обучающиеся по всем специальностям и направлениям, по которым вуз осуществляет подготовку кадров. Логическим дополнением программы гражданского образования стала программа «Университет и сообщество», которая реализуется с 2010 года и также объединяет студентов и преподавателей разных факультетов, кафедр, направлений и специальностей.
В частности, можно отметить, что современные экономические и хозяйственные условия предъявляют новые требования к подготовке управленческих и технических кадров для городского хозяйства, экологии и сферы общественных услуг. Такие специалисты должны хорошо знать систему политического и социального устройства общества, новое законодательство, владеть идеологией местного самоуправления и понятием устойчивого развития, знать принципы демократического общения и т. д. Будущие кадры муниципальных сообществ, которых готовит НФИ КемГУ, должны осознавать, что, оказывая непосредственные услуги населению и управляя процессами благоустройства муниципальных образований, они более всего ответственны перед населением за качество жизни населения.
Наши студенты, обучающиеся по специальности «Экономика и управление на предприятиях городского хозяйства», а также по специальности (направлению) «Государственное и муниципальное управление», в процессе формирования гражданских компетенций самостоятельно проводят жилищные уроки для населения, принимают участие в жилищном самоуправлении, готовят предложения для органов местного самоуправления в сфере ресурсосбережения, жилищного хозяйства, городской инфраструктуры и т. д.
При подготовке социологов в НФИ КемГУ учитывается, что новой функцией социологической науки в современном обществе является оценка эффективности деятельности властей всех уровней. И этому тоже специально обучают студентов - будущих социологов.
Приобретенный нами опыт подготовки к управленческой, организационной, воспитательной и просветительской гражданской деятельности будущих психологов, экологов и студентов других специальностей в НФИ КемГУ позволяет выделить следующие особенности работы по организации гражданского образования студентов:
- вести ее могут только преподаватели, имеющие собственный опыт гражданской деятельности;
- гражданское образование осуществляется в аудиторной и во внеаудиторной деятельности;
- необходимо участие властных структур и структур гражданского общества;
- необходима практика гражданской деятельности по месту жительства;
- гражданская составляющая и итоги гражданской деятельности должны быть учтены в учебном процессе (например, ходе подготовки производственных и преддипломных практик и т. д.).
Гражданское образование студентов вуза в НФИ КемГУ - это совокупность обучения, воспитания, формирования определенного мировоззрения и гражданских компетенций.
Поскольку формирование гражданских компетенций на современном этапе развития отечественного образования является необходимым условием гражданского образования, мы считаем необходимым остановиться на этом вопросе подробнее.
Проблемами формирования набора нужных компетенций во всем мире озабочены кампании, профессиональные сообщества, организаторы образования и т. д. Сегодня в России идет речь о создании Национальной системы компетенций и квалификаций как совокупности механизмов, обеспечивающих разработку, признание, измерение и воспроизводство квалификационных стандартов, предназначенных для развития компетентности человека. Особое внимание уделяется группе компетенций, условно называемых «Человек» [5]. Впервые за много лет сделана попытка объединить качества, необходимые для успешной профессиональной деятельности с базовыми ценностями гражданина.
Гражданские компетенции активно изучаются и формируются зарубежной высшей школой. Интересен, например, опыт Левенского Католического университета (Katholieke Universiteit Leuven, Belgium), который был основан в 1425 г. и является одним из старейших учебных заведений Фландрии и Европы.
Здесь создана система студенческого сопровождения (Student GuidanceinHE). Суть ее в том, что работа со студентами в вузах ведется на нескольких уровнях, таких как методическая поддержка, позволяющая помочь студенту в изучении конкретного предмета, академическая поддержка, позволяющая управлять успеваемостью студента, и индивидуальная поддержка, в рамках которой студент получает помощь в решении других вопросов: жилье, финансовая помощь, а также необходимые консультации. Среди этих консультаций особо выделяется формирование гражданских компетенций (civic competence). Эта работа является важной составляющей выстраивания системы над-предметных компетенций и формирования ценностных ориентаций студентов. Она учитывается при сборке образовательного маршрута, выстраивании индивидуальной образовательной траектории [7].
Ученые Чикагского университета в рамках научного исследования сравнили содержание гражданских компетенций у молодежи различных европейских стран. В этой работе авторы определили гражданские компетенции как совокупность знаний, навыков, отношений и ценностей, необходимых активному жителю [6].
С началом подготовки бакалавров на основе ком-петентностного подхода, представляется возможным рассмотреть гражданское образование как образова-
ние, целью которого является формирование гражданских компетенций [4, с. 228].
При этом мы имеем в виду именно комплекс компетенций. В частности, каждый член гражданского общества должен овладеть следующими гражданскими компетенциями:
- знания об устройстве и действиях общества;
- навыки жизни и деятельности в условиях демократического гражданского общества, способствующих воспитанию гражданственности и социализации личности;
- развитие творческого потенциала граждан, прежде всего, студенческой молодежи;
- развитие способностей и навыков объединяться для того, чтобы отстаивать общие интересы;
- навыки самоорганизации и самоуправления, формирования общих целей;
- развитие умения свободно и самостоятельно принимать решения;
- знания, гарантирующие юридическую и экономическую независимость;
- навыки социально-политической деятельности в демократических условиях;
- навыки участия в управлении;
- умение преодолевать отчуждение власти и общества;
- толерантность как терпимость к иному;
- навыки социального партнерства;
- навыки гражданской деятельности и т. д.
Овладение гражданскими компетенциями позволит молодому человеку стать активным членом местного сообщества; сохранять активную жизненную позицию; формировать готовность к совершенствованию и самообучению; установить партнерские взаимоотношения с другими членами общества и др.
Педагогический эксперимент с участием студентов, обучающихся по специальности (направлению) «Государственное и муниципальное управление», показал, что для этих студентов, чья будущая профессиональная деятельность тесно связана с задачами и миссией государственного и муниципального управления, необходимо добавить такие компетенции, как:
- готовность к организации хозяйства, свободного от коррупции и функционирующего на принципах открытости и прозрачности;
- умение анализировать потребности и интересы общества;
- умение работать с людьми;
- эффективное оказание общественных и социальных услуг;
- создание экономики социального сектора и другие.
Учитывая, что этим выпускникам в профессиональной деятельности предстоит большая организационная и управленческая работа, в том числе с молодежью, актуальными являются такие гражданские компетенции, как:
- умение вести просветительскую деятельность;
- умение привлечь молодежь и учащихся к работе в местном и других сообществах;
- овладение навыками коллективной деятельности;
- организация общественного контроля и другие.
Содержание гражданских компетенций связано с воспитанием моральных и нравственных качеств, развитием личности, принятием общечеловеческих ценностей и формированием гражданской позиции, с подготовкой к жизни, развитием способности применять знания, умения и личностные качества для успешной гражданской деятельности, для того, чтобы стать активным гражданином.
Студенты - участники эксперимента, формируют гражданские компетенции через обучение местному самоуправлению. Это содержательное наполнение гражданских компетенций имеет целью обучить студентов тому, как принимать участие в управлении и развитии муниципального сообщества, в решении муниципальных проблем, как использовать, передавать и распространять знания о природе местного самоуправления, своих правах и возможностях, поддерживать самоуправленческие традиции.
Эффективность такого подхода обусловлена тем, что местное самоуправление - это уровень власти, с одной стороны, и институт гражданского общества, с другой, и оно во всем мире признается школой демократии [2].
Овладение гражданскими компетенциями на уровне местного самоуправления позволяет человеку стать членом местного сообщества; быть активным жителем; сохранять активную жизненную позицию; формировать готовность к дальнейшему обучению; любить свою малую родину; установить партнерские взаимоотношения с другими членами общества и т. д. [3].
Еще один аргумент в пользу такого выбора связан с тем, что перечень направлений обучения студентов вуза, предполагающий в своем стандарте получение специальных знаний о местном самоуправлении, довольно невелик. В то время как такое направление, как «Государственное и муниципальное управление», в своем стандарте предусматривает освоение таких компетенций, как обладание гражданской ответственностью и требовательностью к соблюдению правил этического поведения; понимание содержания, смысла, основных целей, социальной значимости профессии государственного и муниципального управления, стремление к улучшению этого понимания через использование знаний в своей деятельности; способность и готовность к диалогу на основе ценностей гражданского демократического общества; способность свободно ориентироваться в правовой системе России; умение правильно применять нормы права; способность эффективно участвовать в групповой работе на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды; умение находить основы для сотрудничества с другими органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, институтами гражданского общества и некоторые другие. Тем не менее для студентов, обучающихся по этому направлению, а также и для студентов иных специальностей и направлений, гражданские компетенции на основе знаний о местном самоуправлении являются надпрофессиональными, межпрофильными компетенциями, дополняющими общекультурные и профессиональные компетенции.
Особенностью содержательного компонента гражданских компетенций, основанных на теории местного самоуправления, является уточнение содержания общих гражданских компетенций. Например, если это компетенция по овладению навыками жизни и деятельности в условиях демократического гражданского общества, то в нашем случае - это демократические навыки на местном уровне. Соответственно: участие в управлении своим муниципальным сообществом; умение работать с жителями, с представителями местных сообществ; овладение навыками коллективной деятельности по участию в управлении местным сообществом и т. д.
Для формирования гражданских компетенций в процессе гражданского образования, содержанием которого является местное самоуправление, нами использовались различные обучающие технологии: личностное ориентирование, целеполагание, интерактивные методы и пр. Практика показала, что формирование гражданских компетенций наиболее эффективно осуществляется с использованием активных обучающих технологий: кейс-метод; практикум; ролевая или деловая игра, написание эссе и т. д. Важным условием является правильный подбор средств на каждом этапе такого образования. Например, проведение управленческого эксперимента с участием членов местного сообщества в ходе подготовки дипломной работы и самостоятельный анализ результатов этого эксперимента позволяет оценить степень сформированности тех или иных гражданских компетенций.
Конечно, возникает вопрос, насколько формируемые нами гражданские компетенции будут востребованы в профессиональной деятельности муниципального управленца. Поэтому мы изучаем мнение работодателя о степени сформированности компетенций выпускника вуза, потребности в гражданских компетенциях в профессиональной деятельности.
Сегодня многие муниципалитеты формируют набор показателей эффективности деятельности и систему сбалансированных показателей для муниципальных служащих. Эти показатели во многом отражают муниципальную деятельность, компетенции, используемые в профессиональной деятельности муниципальными служащими и должностными лицами. Среди таких показателей - умение подготовить аналитический отчет, перспективное планирование, организация различного рода совещаний, собраний, конференций и комиссий, исполнительская дисциплина, оперативность выполнения задания, исполнение требований информационной безопасности и т. д. На первый взгляд, этот набор не отражает потребности в гражданских компетенциях, в наличии гражданской позиции и демократического мировоззрения.
Для того чтобы уточнить это наблюдение, мы провели опрос руководителей экономических и финансовых служб городов Сибири и Дальнего Востока. Опрос проводился в 2011 - 2013 гг. в ходе традиционных конференций секции «Экономика и финансы города» Ассоциации сибирских и дальневосточных городов.
Мы предложили нашим экспертам оценить один и тот же набор компетенций, среди которых имеются как профессиональные, так и гражданские компетенции, с разных точек зрения. Итоги исследования мнения работодателя о степени сформированности компетенций выпускника вуза можно представить следующим образом.
Таким образом, по мнению руководителей, недавние выпускники лучше всего обладают таким практическим навыком, как умение пользоваться компьютером и техническими средствами. При этом имеют желание продвинуться по служебной лестнице. Они вежливы, коммуникативны, знают законы субординации. И только потом они грамотны, знают основы законодательства и местного самоуправления. Слабее - знания основ муниципальной экономики, на этом же уровне умение проявить инициативу и честность. Плохо знают муниципальные финансы, не умеют писать деловые письма. В то же время руководители считают, что молодые сотрудники, прежде всего, должны знать основы законодательства, муниципальной экономики и муниципальных финансов, уметь проявить инициативу. Только затем - умение пользоваться компьютером и техническими средствами и коммуникативные навыки. Честность, умение написать деловое письмо, вежливость - далеко не на последнем месте. В последнюю очередь в этой колонке названызнание устройства органов власти, законов субординации. И лишь затем - желание продвинуться по служебной лестнице.
Такой анализ очень ясно показывает, что приоритеты вуза и профессионального сообщества при формировании гражданских компетенций не всегда совпадают. Поэтому, с одной стороны, возникает основание для корректировки учебных и рабочих программ, учебного и воспитательного процесса, более активный диалог вуза и работодателя.
С другой же стороны, этот анализ подтверждает необходимость более активных и широкомасштабных программ гражданского образования, таких как необходимость развития гражданского общества, как антикоррупционная деятельность, основа устойчивого развития и условие участия вуза в развитии местного сообщества.
Таблица 1
Итоги исследования мнения работодателя о степени сформированности компетенций выпускника вуза
Предложены компетенции и личные качества Лучше всего развиты у молодых сотрудников - недавних выпускников вузов (к-во ответов) Должны обладать сотрудники (к-во ответов)
1. Умение пользоваться компьютером и техническими средствами 46 30
2. Желание продвинуться по служебной лестнице 28 12
3. Вежливость 26 18
4. Коммуникативные навыки 24 30
5.Знание законов субординации 22 14
6. Общая грамотность 18 30
7. Знание основ законодательства 14 42
8. Знание устройства органов власти 14 16
9. Знание основ муниципальной экономики 12 38
10. Умение проявить инициативу 12 36
11. Честность 12 24
12. Знание основ муниципальных финансов 10 38
13. Умение написать деловое письмо 10 22
14. Навыки математического анализа 8 32
Литература
1. Автономов, В. Модель человека в экономической науке / В. Автономов. - СПб.: Экономическая школа, 1998. - 230 с.
2. Бабун, Р. В. Самая близкая к народу власть (о местном самоуправлении для всех). Пособие для населения и некоммерческих организаций / Р. В. Бабун, Н. В. Мальковец. - Новосибирск: Межрегиональный общественный фонд «Сибирский центр поддержки общественных инициатив», 2009.
3. Мальковец, Н. В. Гражданское образование студентов вуза / Н. В. Мальковец; под общ. ред. Н. Э. Касаткиной. - Кемерово; М.: Кузбассвузиздат-АСШТ, 2006. - 227 с.
4. Мальковец, Н. В. Подготовка муниципальных кадров к работе в условиях открытого управления, свободного от коррупции / Н. В. Мальковец // Антикризисное управление: производственные и территориальные аспекты: сб. ст.; под общ. ред. И. Г. Степанова, Е. Н. Старченко. - Новокузнецк, 2010. - С. 226 - 231.
5. Отчет: Всероссийский открытый форум «Образование: взгляд в будущее». EDUCAMP - 2011. Стратегическая сессия Агентства стратегических инициатив «Национальная система квалификаций и компетенций». Москва - Бекасово. 21 октябрь 2011 г. - Режим доступа: http://asi.ru/ (дата обращения: 20.02.2012).
6. Comparing Civic Competence among European Youth: Composite and Domain-Specific Indicators Using IEA Civic Education Study Data / B. L. Hoskins [et al.]. - Режим доступа: http://eprints.soton.ac.uk/194857/1/CCCI_-published.pdf (дата обращения: 07.03.2012).
7. Режим доступа: http://www.kuleuven.be/english (дата обращения: 18.03.2013).
Информация об авторе:
Мальковец Наталья Владимировна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры муниципального управления Новокузнецкого института (филиала) КемГУ, ответственный секретарь секции местного самоуправления Ассоциации сибирских и дальневосточных городов, 8(905)9673121, [email protected].
Natalia V. Malkovets - Candidate of Pedagogics, Assistant Professor at the Department of Municipal Governance Department, Novokuznetsk Institute (branch) of Kemerovo State University; Executive Secretary at Division for Local Self-Governance, Association of the Siberian and Far East cities.