Научная статья на тему 'Развитие социального творчества студенческой молодежи в системе воспитательной работы вузов: теория, технологии, практика'

Развитие социального творчества студенческой молодежи в системе воспитательной работы вузов: теория, технологии, практика Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
422
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА ВУЗОВ / ТЕОРЕТИКО-ПРАКТИЧЕСКИЙ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СО СТУДЕНТАМИ / SOCIAL CREATIVE ACTIVITIES / STUDENT / EDUCATIONAL WORK OF THE UNIVERSITIES / THEORETICAL-PRACTICAL AND TECHNOLOGICAL ASPECTS OF EDUCATIONAL WORK WITH THE STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Оленина Г. В.

Анализируются проблемы, теория и практика развития социального творчества студентов в контексте обновления системы воспитательной работы в вузах, предлагаются классификация и характеристики различных форм социального творчества студентов, доказывается их развивающий потенциал

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF THE SOCIAL CREATIVE ACTIVITIES OF STUDENTS IN THE SYSTEM OF EDUCATIONAL WORK AT THE UNIVERSITIES: THEORY, TECHNOLOGY AND PRACTICE

Here are analyzed the problems, theory and practice of development of student social creative activities in the context of modernization of the system of educational work at the universities. The author gives classification and characteristics of different forms of student social work and proves its developing potential.

Текст научной работы на тему «Развитие социального творчества студенческой молодежи в системе воспитательной работы вузов: теория, технологии, практика»

1. Киселева, Т.Г. Социально-культурная деятельность / Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. - М.: МГУКИ, 2004.

2. Ярошенко, Н.Н. История и методология теории социально-культурной деятельности. - М.: МГУКИ, 2007.

3. Флиер, А.Я. Культурология для культурологов. - М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2002.

4. Десятов, В.И. Связи с общественностью в управлении социально-культурными проектами в контексте антропологического подхода: монография / В.И. Десятов, Г.В. Оленина. - Барнаул: Изд-во АлтГАКИ, 2006.

5. Марксистко-ленинская теория культуры / А.И. Арнольдов, Е.А. Ануфриев, С.Н. Артановский и др. - М.: Политиздат, 1984.

6. Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова; издание четвертое. - М.: Изд-во Политической литературы, 1981.

7. Соколов, А.В. Социальные коммуникации. - М.: ИПО Профиздат, 2001. - Ч.1.

8. Соколов, А.В. Социальные коммуникации. - М.: ИПО Профиздат, 2003. - Ч.2.

9. Ситников А.П. Победа без победителей: Очерки теории прагматических коммуникаций / А.П. Ситников, М.В. Гундарин. - М.: Консалтинговая группа «ИМИДЖ-Контакт», 2003.

10. Марков, А.П. Проектирование маркетинговых коммуникаций. Рекламные технологии. Связи с общественностью. Спонсорская деятельность. - Ростов н/Дону: Феникс, 2006.

11. Чумиков, А.Н. Связи с общественностью: теория и практика / А.Н. Чумиков, М.П. Бочаров. - М.: Дело, 2006.

12. Шишкина, М. А. Паблик рилейшнз в системе социального управления. - СПб.: Паллада-Медиа; СЗРЦ «Русич», 2002.

13. Алешина, И.В. Паблик рилейшнз для менеджеров. - М.: ИКФ «Экмос», 2002.

14. Алешина, И.В. Паблик рилейшнз для менеджеров и маркетеров. - М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем»; Изд-во «Гном-Пресс», 1997.

15. Гундарин, М. В. Массовые коммуникации в современном обществе. - Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2002.

16. Гундарин, М.В. Связи с общественностью: введение в специальность. - Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2003.

17. Ганжин, В.Т. Паблик рилейшнз. Что это значит? Введение в средоведческую коммуникологию. - М.: Изд-во МНЭПУ, 1998.

18. Тульчинский, Г.Л. РЯ фирмы: технология и эффективность. - М.: Изд-во «Алетейя», 2001.

19. Тульчинский, Г.Л. Менеджмент в сфере культуры. - СПб: Лань, 2001.

20. Ульяновский, А.В. Мифодизайн: коммерческие и социальные мифы. - СПб.: Питер, 2005.

21. Новаторов, В.Е. Социально-культурная деятельность: поступление, обучение, карьера. - Омск: ОмГУ, 2002.

22. Технологии коммуникаций и общественных связей // Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность. - М.: МГУ-КИ, 2004.

23. Технологии социальной работы: учебник / под общ. ред. Е.И. Холостовой. - М.: ИНФРА-М., 2001.

Статья поступила в редакцию 04.11.09

УДК 378.183

Г.В. Оленина, канд. пед. наук, доц. АлтГАКИ, г. Барнаул, E-mail: [email protected]

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В СИСТЕМЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ВУЗОВ: ТЕОРИЯ, ТЕХНОЛОГИИ, ПРАКТИКА

Анализируются проблемы, теория и практика развития социального творчества студентов в контексте обновления системы воспитательной работы в вузах, предлагаются классификация и характеристики различных форм социального творчества студентов, доказывается их развивающий потенциал

Ключевые слова: социальное творчество, студенческая молодежь, воспитательная работа вузов, теоретико-практический и технологический аспекты воспитательной работы со студентами.

Студенческая молодежь - это будущие специалисты народного хозяйства, науки, культуры. Студенты являются частью молодежной генерации. Теоретический контекст статьи предполагает дать краткий анализ особенностей деятельности и педагогических проблем развития студенческой молодежи как специфической социально-демографической группы общества [1]. Деятельность студенчества связана с необходимостью получения высшего специального образования, что определяет особый социальный статус, социальную роль и образ жизни студентов. Возрастные рамки этой группы составляют приблизительно от 17-18 лет на очной форме до 30-35 лет на заочной форме обучения.

Студенты - это социально-дифференцированная группа (как часть молодежи, которая станет интеллигенцией), и в то же время - это группа, стремящаяся к гомогенизации, социальной однородности на основе единства социальных функций. С педагогических позиций гомогенности студенчества способствует единство процесса обучения и воспитания. Студенчество в развитых странах и в России является высокостатусной частью молодежи в силу специфики энергозатратного учебно-научного труда и образа жизни, что определяет высокую социальную роль студентов как интеллектуального ресурса общества; это в свою очередь влияет на поведение студенчества, формы и ценности досуга студентов [2].

У студенчества Западной Европы, США, России в ситуации смены парадигмы цивилизационного развития рубежа веков прослеживается усложнение отношений с социальными институтами образования, труда и досуга; труд как первоочередная ценность оттеснен переосмысленной значимостью досуга (вместо homo faber - homo ludens), главной целью ко-

торого провозглашается здоровье и развитие человека на основе его отдыха и развлечения [2].

Отмеченные мировые тенденции в развитии студенчества прослеживаются в образовательном пространстве России, где, по мнению ученых М.В. Кларина, А.В. Сиволапова [3; 4], институт образования по сравнению с другими сферами общества, несмотря на кризисную ситуацию в стране, развивается и в определенной мере адаптируется к условиям кризиса. В России высшее образование по-прежнему востребовано, но оно не коррелирует с будущим высоким социальным статусом выпускника вуза, богатством, жизненным успехом; студенты относятся к образованию прагматически.

В России отношение молодежи к традиционным ценностям и нравственным нормам труда меняется в сторону снижения последних, это происходит в ситуации «кризиса культурной идентичности молодежи и студентов», «революции их притязаний» и «стратификационной революции».

Л.П. Ионин, В.Т. Лисовский отмечают, что суть кризиса культурной идентичности - утрата молодежью культурной преемственности, смена ее ценностных ориентаций. Причем, утрачиваются как «сквозные» для любой сферы человеческой деятельности ценности: образованность, трудолюбие, честность, порядочность, воспитанность, интеллигентность, так и смыслообразующие основы жизни [5; 6]. Резкий подъем уровня социальных притязаний молодежи («революция притязаний») был отмечен социологами (В.Т. Лисовский, В.С. Магун) на рубеже 80-90-х годов [6; 7]. Вместо абсолютных ценностей труда новым маркером успеха, высокого социального статуса становится престиж, новый жизненный стиль [5], где значительное место отводится не тому, как человек рабо-

тает, а как, где и с кем он отдыхает. Отмеченные кризисные факторы приводят к тому, что снижается роль молодежи как социальной группы в целом, сокращается число молодежи, участвующей в материальном и духовном производительном труде, растет социальная пассивность значительной части молодого поколения («потерянное поколение»).

Данные противоречивые процессы в развитии институтов труда, образования, досуга не могли не привести к возрождению в российских вузах в конце 90-х годов воспитательной работы со студентами. Высшая школа России, пережив в 1990-е годы период отказа от воспитательной работы, на рубеже ХХ-ХХ1 веков вновь вернулась к необходимости систематизации, определения приоритетов и реализации на практике концептуальных основ воспитательной работы со студенческой молодежью, чтобы целенаправленными педагогическими усилиями снизить вероятность воспроизводства «потерянного поколения» среди молодежи, помочь преодолеть ей «кризис культурной идентичности». Воспитательная работа охватывает весь образ жизни студентов, в том числе и их досуг.

Развитие воспитательной работы в российских вузах координируется межведомственной программой «Студенчество России» (2004-2008 гг.) [8], «Примерным положением о студенческом отряде» (2002 г.) Минобразования РФ [9]. Совет Российского Союза ректоров в декабре 2003 г. создал совместно с Минобразованием РФ Комиссию по внеучебной воспитательной работе в вузах. В высших учебных заведениях создаются отделы по внеучебной воспитательной работе, вводятся штатные единицы соответствующих специалистов, эта деятельность тщательно планируется и осуществляется проректорами по воспитательной работе, заместителями деканов, кураторами. Социологические и психологические службы крупных вузов занимаются ее диагностикой и замером эффективности.

В воспитательно-образовательной работе с российской молодежью и студентами популяризуются общественно активный, развивающий досуг и здоровый образ жизни на основе принятых в России закона о патриотическом воспитании и программ по здоровому образу жизни молодежи. Именно прогностическая педагогическая модель здорового молодежного досуга без вредных привычек является в современных условиях в России наиболее актуальной, поскольку данные социологических исследований свидетельствуют об опасной толерантности молодежи до 21 года к антикультурным формам досуга по сравнению с поколением их родителей [10].

Нам важно отметить, что актуальным направлением воспитательной работы со студентами является отмеченная социологами устойчиво формирующаяся позитивная тенденция российской молодежи к активному социально-творческому досугу [10], куда входит и интерес молодежи к социальным инициативам, гражданскому общественному служению (добровольчеству), движению студенческих отрядов, развитию в вузе органов студенческого самоуправления.

По нашему мнению, ценность социального творчества определяется тем, что оно как самостоятельная, инициативная, активная деятельность, в первую очередь, направлена на инновационные решения социальных проблем общества, но одновременно реализует и личный, позитивный интерес субъекта творчества (лидера); характеризуется разными организационными формами (инициатива, объединение, движение) и уровнями своего качественного развития (уровень собственно социального творчества и социальной творческой деятельности), отличающимися разной степенью социальной новизны и организаторского мастерства в овладении социально-творческими действиями. Специфика современного социального творчества в условиях вуза состоит в его проектно-технологической организации, что актуализирует значение проектнотехнологического подхода в теории и практике воспитательной работы в вузе [11].

Проследим, насколько проблематика развития социального творчества студентов вписывается в современную воспитательную систему вуза.

Воспитательная работа современных вузов ориентируется на то, что целью современной системы воспитания является подготовка профессионально и культурно ориентированной личности, обладающей мировоззренческим потенциалом, способностью к профессиональному, интеллектуальному и социальному творчеству [12]. Личностное определение цели воспитания свидетельствует о его сложности, что обусловлено взаимодействием двух ее составляющих - личностной и социально-общественной. Личностная составляющая в структуре цели воспитания предполагает самоутверждение, самоосуще-ствление и самовоспитание. Социально-общественная составляющая призвана реализовать процесс адаптации, социализации личности, ее формирования и воспитания.

Содержание цели воспитания позволяет сформулировать важнейшие задачи воспитания: 1) углубление воспитательного аспекта методологической и профессиональной подготовки специалиста с учетом мировоззренческих знаний, ориентированных на системное понимание фундаментальных связей, куда входит не только человек-человек, человек-природа, но и человек-техника; развитие самопознания; 2) формирование нравственно-ценностных ориентаций в социальной и профессиональной деятельности, личностной активности; 3) восстановление и реализация оправдавших себя в прошлом и приемлемых в новых условиях воспитательных мероприятий (разработка программ воспитания, развитие студенческого самоуправления, факультетов общественных профессий, системы клубов по интересам и др.).

Воспитание студенчества реализуется через создание в обществе и конкретном учебном заведении воспитательной системы. Сущность воспитательной системы определяется философским пониманием смысла социальной системы вообще, представляющей собой соединение элементов, находящихся в отношениях и связях между собой, образующих целостность и единство; основными элементами являются люди, их нормы, связи. Такое понимание социальной системы, в том числе и воспитательной, предполагает наличие определенных системных качеств - цели, иерархии задач, соответствующих органов управления. Специфической характеристикой воспитательной системы является ее значительная сложность, поскольку основным действующим и управляющим субъектом является воспитатель, объектом воспитательной направленности - личность студента. Эта объективная сложность воспитательной системы заложена в неопределенности получаемых результатов как на промежуточных, так и на конечной стадиях воспитания.

Воспитательные системы высших учебных заведений многообразны и различаются по типу профессиональных задач, по сложившейся молодежной субкультуре, по результативности, поэтому воспитательная система каждого учебного заведения уникальна как по содержанию, так и по результатам деятельности.

По мнению В.С. Кагерманьяна [11], разрабатывая принципы создания современных воспитательных систем в учебных заведениях, следует учитывать две важнейшие особенности современного воспитания. Во-первых, как показывает практика и научные исследования, она состоит в том, что в настоящее время происходит объективный процесс перемещения акцента с общественного воспитания на самовоспитание и самоформирование личности. Этот инновационный процесс свидетельствует о влиянии на воспитание расширяющихся демократических процессов в обществе, либерализации экономики, развития рыночных отношений, об овладении молодежью новыми социальными навыками, практическими умениями в области экономики, науки, техники и образования.

Во-вторых, развитие новой воспитательной системы современной России ведет к формированию новой культуры воспитания, которая характеризуется, прежде всего, организацией воспитательного пространства, все более приобретающего гуманитарный характер и представляющего собой профессионально-образовательное и культурное пространство, создаваемое определенной педагогической системой и наце-

ленное на формирование духовно-нравственных ценностей личности. В связи с этим задачами социального партнерства в воспитательной деятельности вуза являются: 1) расширение пространства социального партнерства, развитие различных форм взаимодействия его субъектов в сфере воспитательной деятельности; 2) поддержка в вузе инициатив общественных молодежных организаций и объединений в области воспитания студенческой молодежи; 3) распространение опыта и совместно проведение студенческих конференций, семинаров и других воспитательных мероприятий; 4) развитие сотрудничества с социальными партнерами (другими вузами, предприятиями, художественными и творческими учреждениями, некоммерческими общественными организациями (НКО)) с целью повышения психолого-педагогического мастерства, уровня культуры преподавателей и руководителей воспитательных структур вуза (музеев, историко-патриотических клубов и т.д.).

Кроме того, особенностью системы воспитания именно в вузе является учет влияния компетентностного подхода, в рамках которого, определяя систему компетенций личности студента, следует иметь в виду, что воспитание жизнеспособного молодого поколения предполагает создание системы воспитания, базирующейся на двух уровнях.

Если на первом, базовом уровне формируются общие способности и гражданские качества личности, необходимые каждому молодому человеку, то на втором - специальные способности, личностные качества, ценностно-мировоззренческие установки и морально-этические принципы в зависимости от принадлежности будущего специалиста к той или иной профессионально-социальной группе, согласно требованиям этой группы, ее традициям, ценностям. Здесь определяется не только общая модель специалиста с высшим образованием, но и общекультурный тип личности, формируемой в социокультурной среде вуза на основе предложенной концепции воспитания [12, с. 17].

Всем этим требованиям, на наш взгляд, отвечает развитие социально-творческих инициатив студентов в форме движения студенческих и волонтерских отрядов, а также - создания органов студенческого самоуправления в вузах. Дадим краткую характеристику практики их развития.

Формами социального творчества студентов в сфере организованного досуга в вузе являются студенческие отряды (СО). Эта форма возродилась вновь (она была характерна для студенческого досуга в советские времена) и получила в современных условиях дальнейшее развитие. Существуют следующие разновидности СО: строительные отряды, педагогические отряды, оперативные отряды, т. е. отряды охраны правопорядка в вузе и общежитиях, сельскохозяйственные отряды, экологические отряды.

Самые давние по времени своего возникновения - строительные отряды и оперотряды, последние в советские времена назывались ДНД (добровольная народная дружина). Потом возникли педагогические отряды (отряды вожатых на базе гуманитарных, в основном, педагогических вузов и колледжей для прохождения воспитательной практики с детьми в летних оздоровительных и других лагерях); сельхозотряды существовали во времена СССР в их фрагментарном варианте, поскольку это были ежегодные осенние сельхозработы первокурсников «на картошке». Экологические отряды возникли недавно на базе экологических смен в летних детских оздоровительных лагерях, где вожатые и воспитатели (экологи, химики, географы) могут получить свидетельства инструкторов-экологов, что является их переподготовкой по второй специальности [13].

Участие студентов во всех вышеперечисленных разновидностях отрядов является либо абсолютно добровольным, либо следованием традициям вуза. Распорядок дня в таких отрядах строится по примеру лагеря труда и отдыха, где первую половину дня студенты ударно работают, вторую половину дня - интересно отдыхают. Следовательно, СО могут служить примером переходной формы от труда к досугу, а с

точки зрения типологии видов досуговой деятельности - это разновидность творчества, точнее, творческой деятельности.

Специальная спортивная военизированная подготовка входит в обязательный набор видов деятельности участников оперотрядов. Осуществляя охрану вуза и общежитий, студенты оперотрядов получают некоторую нерегулярную небольшую оплату за свой труд от профкома и администрации вуза. Они рассматривают свою деятельность, скорее как общественную, гражданскую деятельность, а свой отряд - как клуб единомышленников, которые помогают друг другу и вместе проводят свой досуг [14, с. 21-22].

Активизация развития добровольческого движения (или движения волонтеров) в вузах РФ происходит по нескольким причинам общественно-политического, социально-экономического и социально-педагогического порядка.

На уровне общественно-политическом студенческое молодежное добровольчество стимулируется международной концепцией прав человека, построением в России гражданского общества, проникновением договорных начал в общественно-политические отношения. В этом плане развитие молодежного добровольчества в России поддерживают три важнейших организации ООН со своими программами: 1) борьба за права человека (движение существует более 60 лет); 2) деятельность миротворцев ООН (движению более 40 лет); 3) деятельность добровольцев ООН (движению более 30 лет). Для российского студенчества считается привлекательным попасть по культурному обмену в международные добровольческие объединения: «Международный добровольческий клуб», «Россия-Германия: альтернативная гражданская служба» и т.д.

На уровне социально-экономическом молодежное студенческое добровольческое движение опирается на концепцию благотворительности. В этом смысле на основе закона РФ 1995 г. «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» [15] доброволец - это человек, безвозмездно отдающий свой труд, талант и время на оказание помощи социально незащищенным категориям населения (беженцам, сиротам, инвалидам и т.д.), группам риска (наркоманам, больным СПИДом и т.д.) и экологической помощи конкретной местности, территории (субботники, рейды по очистке рек, пляжей и т.д.).

В рамках проблем социально-педагогического уровня студенческое добровольчество опирается на национальноментальные духовно-нравственные нормы добра и милосердия. В этом плане используются профессиональные навыки студентов (будущих медиков, педагогов, юристов, социальных работников, организаторов досуга и т.д.) для оказания бесплатной профессиональной помощи населению на базе специально созданных при вузе студенческих добровольческих служб временной профессиональной занятости [16, с. 1819].

Современные тенденции российского высшего образования (демократизация, гуманизация, гуманитаризация, непрерывность, индивидуализация) на одну из первостепенных ролей выдвигают создание личностно-развивающего образовательного процесса в вузе. В связи с этим, наряду с использованием современных технологий обучения, важную роль играет создание в вузе условий, способствующих развитию, саморазвитию и самореализации личности студента [17].

Одним из условий полноценного активного социального развития личности будущего специалиста является создание различных форм коллективной самоорганизации. В той или иной степени коллективная самоорганизация всегда была присуща студенческой молодёжи, независимо от того, приобретала ли данная форма реальный статус студенческого самоуправления или нет. На практике самоорганизация студентов не всегда получала адекватное проявление в самоуправлении, а самоуправление, инициируемое сверху, не всегда выражало интересы самоорганизации студентов.

Актуальность проблемы определяется потребностью общества в научном обеспечении развития студенческого самоуправления, исходя из современных экономических, соци-

ально - культурных условий. Теоретические и прикладные наработки в сфере студенческого самоуправления имеют огромное значение для педагогической, социально - культурной теории и практики.

С точки зрения управления жизнеустройством вуза и решения педагогических проблем студенческое самоуправление рассматривается как эффективная технология решения задач по подготовке молодых специалистов с функциональным образованием. Это метод воспитания у молодых людей действительной самостоятельности и активности, что отвечает современным требованиям рынка труда. На уровне общества самоуправление - это специфический демократический институт, ориентированный в деятельности конкретного образовательного учреждения на решение совместной с администрацией этого учреждения задачи - оптимизации всей жизнедеятельности учреждения [18, с. 7].

В аспекте его функционального назначения под самоуправлением можно понимать автономное функционирование социальной группы и/или личности, правомочное принятие ею решений по внутренним проблемам. Самоуправление предполагает самостоятельный выбор целей и путей их достижения, включение исполнителей в технологию принятия и исполнения решений, подлинный демократизм при формировании и функционировании органов самоуправления, улучшение информированности членов коллектива, повышение действенности общественного мнения [19, с. 296-297].

С точки зрения процессов группообразования, оптимизации субъектности социальной роли студентов студенческое самоуправление - это форма организации жизнедеятельности

Библиографический список

коллектива студентов, обеспечивающая развитие самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей. Являясь как условием коллек-тивообразования, так и его развитием, самоуправление представляет собой механизм реализации студентами определённых управленческих функций в рамках их полномочий и ответственности [20, с. 219]. Субъектами студенческого самоуправления являются студенты; общественная организация на основе студенческой группы, которая заключает договор с администрацией; добровольные объединения по интересам, клубы, и наконец, общественное объединение, включающее все органы студенческого самоуправления вуза и координирующее их работу - студсовет [20, с. 153].

Таким образом, в студенческой среде растет понимание собственной социально-творческой роли в делах общества, об этом свидетельствует возрождение массового движения студенческих отрядов, формирование органов студенческого самоуправления, возникновение добровольческих отрядов. Кроме того, определенная часть студенчества, ее лидерский корпус готова к принципиально новой роли в общественной жизни. Данная часть студенчества в статусе добровольцев способна чутко реагировать на нужды социально незащищенных слоев общества, взять на себя часть заботы об экологии территорий; в статусе бойца студенческого отряда - осуществлять реальную помощь различным отраслям народного хозяйства; в статусе лидера самоуправления в вузе - реализовывать демократические принципы в жизнедеятельности вузовского социума, студенческой группы, заботясь о собственном саморазвитии как личности.

1. Советский энциклопедический словарь / гл. ред. А.М. Прохоров. - 4-е изд. - М.: Сов. энциклопедия, 1989.

2. Оленина, Г.В. Педагогические потенциалы социально-культурного проектирования и коммуникационного продвижения добровольческих инициатив учащейся молодежи: монография. - Барнаул: Изд-во АлтГАКИ, 2008.

3. Кларин, М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели : анализ зарубежного опыта. - М.: Наука, 1997.

4. Сиволапов, А.В. К новой модели обучения : социокультурный подход // Социологические исследования, 1994. - № 3.

5. Ионин, Л.Г. Идентификация и инсценировка (к теории социокультурных изменений) // Социологические исследования. - 1995. - № 4.

6. Лисовский, В.Т. Динамика социальных изменений (опыт сравнительных социальных исследований российской молодежи) // Социологические исследования. - 1998. - № 5.

7. Магун, В. С. Революция притязаний и изменение жизненных стратегий молодежи: 1985-1995 годы. - М.: РАН институт социологии, 1996.

8. О межведомственной программе «Студенчество России» (2004-2008 гг.) / РФ. Министерство образования // Официальные документы в образовании. - 2003. - № 35(декабрь).

9. Об утверждении примерного положения о студенческом отряде: Приказ Министерства образования Российской Федерации №3216 от 05. 09. 2002 г. // Бюллетень Министерства образования Российской Федерации, 2002. - № 11.

10. Акимова, Л. А. Социология досуга. - М.: МГУКИ, 2003.

11. Как и зачем создается клубное объединение? Методические рекомендации в помощь школьному и студенческую активу. - Барнаул, 2004.

12. Кагерманьян, В.С. Современная система воспитания студентов вузов: концептуальные основы и программа развития. - М., 2006.

13. Главный воспитатель - природа // Студенчество: диалоги о воспитании, 2003. - №2.

14. Мужское дело // Студенчество: диалоги о воспитании. - 2003. - № 2.

15. О благотворительной деятельности и благотворительных организациях: Закон Российской Федерации № 135-ФЗ от 11.08.1995 // Собрание Законодательства Российской Федерации, 1995. - № 33.

16. Оленина, Г.В. Социально-культурные технологии оптимизации добровольческой деятельности студенческой молодежи в сфере досуга: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Барнаул, 2004.

17. Кондакова, Э.Д. Психологическая служба вуза и студенты - первокурсники / Э.Д. Кондакова, С.В. Хребина // Студенчество. Диалоги о воспитании. - 2003. - №6.

18. Николаев, Г.Г. Реализовать потенциал студенчества // Студенчество. Диалоги о воспитании. - 2005. - №3.

19. Краткий словарь по социологии / под общ. ред. Д.М. Гвишиани, М.И. Лапина. - М.: Политиздат, 1982.

20. Роль студенческого самоуправления в подготовке конкурентоспособных специалистов: Тезисы докладов участников Всероссийской конференции. - Екатеринбург: ГОУ ВПО «УГТУ-УПИ», 2005.

Статья поступила в редакцию 13.11.09

УДК 374.7 (571.150) “191”

Э.Р. Успек, аспирант АлтГАКИ, г. Барнаул, E-mail: [email protected] ИСТОКИ РЕГИОНАЛЬНОЙ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Малый бизнес начала XX в. сформировал материально-техническую базу региональной культуры. Наиболее известна программа Культурнопросветительного союза Алтайского края (1917-1919). Она заложила фундамент современной социально-культурной деятельности регионов.

Ключевые слова: региональная программа, внешкольное образование, социальная ответственность, культурно-просветительная деятельность, внешкольное образование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.